Епархиальная власть, по получении сведений о переходе в католичество прихожан деревни Гринки, распорядилась эту деревню присоединить к Лановецкому приходу. 30 декабря настоятель Лановецкого прихода, местный благочинный свящ. Николай Малюжинский совершил в церкви д. Гринки богослужение и произнес проповедь. Церковь была переполнена, главным образом, молодежью обоего пола при большом числе «новокатоликов», которые в течении всей литургии стояли на коленях и плакали. Это выразительно свидетельствует об истинности описания настроения «обращенных», как это делает «Жизнь католическая». После богослужения капрал пограничной стражи объявил священнику Малюжинскому, «чтобы его в пять минут не было в Гринках, а если в другой раз произойдет что-либо подобное, то он его отправит в Дедеркал». 5-го января, во время обхода св. Малюжинским с молитвой д. Гринки, его сопровождал капрал. В этот же самый день в Гринки прибыл сеймовый посол С. Тимошенко, председатель Волынского украинского парламентского представительства, но пограничныя власти по телефону распорядились отобрать от него пропуск, выданный для пограничной сферы, и предложить ему немедленно покинуть Гринки. Вскоре после этого епархиальная власть получила требование Волынского воеводского управления удалить из Лановцев священника Николая Малюжинского. За Гринками пришла очередь и иных сел с православным населением. 28 декабря солтыс д. Юшковцы позвал в свой дом хозяев и обратился к ним с речью в том смысле, что государственная польза требует от них «возврата» в католичество, а в случае неисполнения этой «обязанности» пригрозил им удалением из пограничной сферы за 25 километров. Из намеченных 38 семейств, как кандидатов на возвращение, 15 лиц отправились в Лановецкую гмину, где обратился к ним войт Ян Стадницкий, инсинуируя на православное духовенство. Того же 26/XIИ в 5 часов вечера в д. Юшковцах было сельское собрание, на котором говорил капитан Абрамик, уговаривая возвратиться в веру отцов, но, когда был устроен «плебисцит», из числа 150 собравшихся в зале осталось только 13, им было сказано, что они являются хорошими гражданами Польши. В Юшковцах перешло в католичество около сорока человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но малыми успехами могла хвалиться римская пропаганда и в таких протестантских странах, как Голландия. Дания и Швеция с Норвегией, которые опять начали становиться «католическими». За океаном даже в великой за-антлантической республике Соединенных Штатов с каждым годом все более развивалась и крепла римско-католическая церковь , которая со своей сильной, стройной и крепко сплоченной иерархией и десятью миллионами преданного церкви народа явно брала перевес над разрозненным протестантизмом. Но расширяясь и укрепляясь в разных странах западного мира, папство никогда не упускало из виду другой еще более важной задачи – именно подчинения себе Востока, – этой колыбели христианства, без обладания которой оно не может не чувствовать себя оторванным от корня древнеисторического и следовательно истинно вселенского христианства. Вот почему оно искони стремится к обладанию востоком, и это стремление получило особенную напряженность в нашем веке и именно при последнем папе его. В этом отношении все папы XIX века как бы соперничали между собой, «и всеми силами старались прочно утвердиться в том или другом пункте Востока. Почти из года в год, римская пропаганда основывала там все новые станции. С быстрым размножением орденов явилось для нее удобное и готовое орудие деятельности. Иезуиты, пользуясь теми же путями, по которым они уже раньше раскинули свои сети по Индии, Китаю и Японии, прямо и косвенно сумели упрочить свои позиции по всей Азии. С помощью инквизиции подорвав церковную независимость так называемых христиан св. Фомы в Индии, иезуиты раскинули свои сети и для уловления горных племен сиро-халдейцев несториан. Утвердившись в Мосуле для совращения сиро-халдейцев, римские форпосты затем проникают в самые отдаленные части внутренней Азии, и многочисленные учреждения орденов в Сирии и сильные монашеские колонии в Египте и в самой Палестине явно свидетельствует об успехах римской пропаганды в этих древнейших центрах христианства на востоке. Эту наступательную политику смело повел Пий IX, одним из первых актов которого было назначение латинского патриарха в Иерусалим, в противовес православно-греческому патриарху. Но с особенною настойчивостью и тактикой неутомимо стал проводить ее Лев ХШ, который со свойственным ему дипломатическим искусством старался пользоваться всеми перипетиями восточного кризиса, так часто разражавшегося в XIX веке. Он зорче всех своих предшественников следил и следит за перипетиями той мировой борьбы, которая рано или поздно возгорится из-за Константинополя, и напрягает все силы для того, чтобы это мировое событие не совершилось помимо папства. С этою целью он задался грандиозным планом создать из западного олатиненного славянства враждебный оплот против православного славянства с Россией во главе. Во исполнение этого плана со стороны Льва ХШ последовал целый ряд отдельных мероприятий в видах именно подчинения себе Востока. Известия о многих из этих мер успели проникнуть в публику, а сколько мероприятий осталось еще в тайне!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

О. Иоанн! Беседую я с о. Стефаном Тихвиноборским, беседую с Даниловским 196 , беседую с Лексинским 197 , а с тобою, о. Иоанн, как бы я забыл беседовать, Правда, и те, так или иначе, откликаются мне, а ты, мой любезный, молчишь, как будто моего гласа и не слышишь, своего пастырского долга не знаешь. Ты, мой возлюбленный, не в самомнении ли, не в самообольщении ли, не думаешь ли, что вполне удовлетворяешь требованиям своей должности, не имеешь нужды в приобретении новых познаний, не имеешь нужды в усилении своей деятельности пастырской, как будто уже ты выше и св. Ап. Павла, который никогда не считал себя достигшим полного совершенства (Филип. Ш, 12.13)? Сохрани тебя Бог от такого самозабытия! Один Данило твой 198 должен занимать нас, побудить к изысканию сил, чтобы разуверить его в его заблуждении. Он доселе ходит в Данилово, как в свой Иерусалим. Не стоить он Филиппа ( Дeяh. V, III, 26 --39)? Да мы с тобой не можем и сами себя равнять с Филиппом. Любите ли вы читать Деяния Апостольские? Не останавливались ли когда на этом поразительном, умиленном, неизъяснимо сладостном повествовании в ХХ гл. 28–38 ст.? Сколько часов, не лет, не нощей, не дней, которые бы провели мы в беседе с Данилом? А слезы любви, сожаления?! Не наших глаз эти слезы! Потому вокруг нас и прозябают доселе тернии и волчцы, а, может быть, и в нас прозябают, спящим нам (Мф. ХШ, 25). Я о. Даниловскому посылаю часть истории о том событии, которое известный писатель раскольнический, Денисов, прославил в книге, под заглавием: История о отцех и страдальцех соловецких, иже за благочестье и святыя духовные законы и преданья, в настоящее время, великодушно пострадаша. Почел я нужным передать тебе продолжение истории и наших здешних раскольников. История много помогает беседующим о расколе и с самими раскольниками. Думаю, что ты и сам увидишь, сколь тебе нужно знать начало истории, которой продолжение получаешь теперь, а потому, как попросишь о. Иоанна Даниловского о присылке к тебе начала, так и ему сообщишь твоей продолжение; таковое общение между вами я считаю нужным в деле любви, любви Христовой, по которой только познают вси, яко Христовы ученицы есмы (Иоан. ХШ, 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

узорочьем, златомъ и сребром и каменьем драгым. И ту церковь повеле, выбьив- ше двери, разграбити с погаными» 656 . Хотя нами далеко не исчерпаны сведения письменных источников о драгоценном «церковном строении» Х1-ХШ вв. 657 , подведем некоторые итоги. При всей малочисленности и краткости текстов в них можно обнаружить конкретные данные об украшении алтарей. В привлеченных нами источниках упомянуты драгоценные преграды, столпы, тябла, кивоты, индитья, двери и ободверье, сень и амвон. Фигурирующие там же иконы делятся по своему местоположению в храме на следующие типы: иконы на тябле и иконы дольние, в число которых, по всей видимости, входили «местные» или «наместные». Тексты не дают нам никаких оснований для того, чтобы считать «наместные» или «местные» иконы включенными в тот период в алтарную преграду, напротив, упоминают их драгоценные киоты, золотые украшения (гривны и мониста), завесы и подвесные пелены. Конкретные образы, так или иначе связанные с алтарной преградой, названы лишь трижды. Причем во всех случаях это Деисус, располагавшийся или «над алтарем», или под изображениями шестокрылов, или на некой «сени». Исключительное внимание источников к «царским украшениям» священных трапез, к окованным златом кивотам над ними, драгоценным индитьям, которым «дивились многие», позволяет заключить, что в XI-XIII вв. алтарные преграды не были глухими, и в определенные моменты богослужения «изрядная красота» алтаря была доступна взорам «всех, с верою приходящих в святые церкви». 563 Чукова Т. А. Интерьер в древнерусском храмовом зодчестве конца X – первой трети ХШ в.: Основные архитектурные элементы по археологическим данным. СПб., 1991 (канд. дис., текст которой остался нам недоступным). См. также: Чукова Т. А. Алтарные преграды в зодчестве домонгольской Руси//Литургия, архитектура и искусство византийского мира. СПб., 1995. С. 273 – 287. 565 Голубинский Е. Е. История русской церкви: Период первый, киевский или домонгольский. М., 1904. Т. 1, вторая половина тома. С. 162–248. См. также: Голубинский Е. Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквях//Православное обозрение. М., 1872. Нояб. С. 570–589. Сведения древнерусских письменных источников о древних алтарных преградах использованы также в весьма содержательной работе: Лебединцев П. Г., прот. О Св. Софии Киевской//Тр. III археологического съезда 1874 г. Киев, 1878. Т. 1. С. 79–89.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Дошедшие до вас литургические памятники последования обручения не восходят по своей древности ранее VIII в.; мы встречаем их в тех же списках, – древнейшем барбериновом (УШ в.) и крипто-ферратском (ХШ в.),–в каких находим и последование венчания 53 . Последование обручения в том и другом гораздо короче нашего. Наше последование обручения состоит из трех молитв из которых третья последняя довольно обширна, из двух эктений и из надевания перстней с произнесением известных слов: «Обручается раб Божий». Все это расположено в следующем порядке: после каждения и известного начала («блогослови владыко») эктения (довольно пространная), потом первая коротенькая молитва («Боже вечный»), мир всем, преклонение голов, молитва вторая (также весьма краткая: «Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь »), надевание перстней с известными словами и троекратным благословением, третья пространная молитва («Господи Боже наш отроку патр. Авраама») и эктения с возгласом. Как и следовало ожидать, в древних списках не оказывается третьей пространной молитвы, а есть только две первые коротенькие. Пο барберинову списку (VIII в.) все последование состоит только из этих двух молитв с словами диакона: «главы ваша» 54 ; в ней нет ни третьей молитвы, ни эктений, ни даже слов; «обручается раб Божий»,–слов, которые, впрочем, не встречаются и в некоторых других древних последованиях. По крипто-ферратскому списку (ХШ в.) уже есть и наше начало и наша первая эктения(хотя и в измененном я укороченном виде), первая и вторая молитвы (как у нас, с преклонением голов после первой), надевание перстней, с произнесением известных слов и переменою того и другого перстня. В этом списке нет ни нашей третьей молитвы, ни следующей за нею эктении. В этом списке находятся уже и подробные наставления, подобные тем, какие печатаются в наших требниках относительно того, что делает священник, как становятся обручающиеся, какие полагаются перстни, как они переменяются и тому подобное. Совершенно сходно с предыдущим описание обручения у Симеона Солунского (в XV в.) с тем только различием, что надевание перстней (без произнесения, впрочем, каких-либо при этом слов) совершается после первой молитвы, так что вторая является заключительною; третьей молитвы в эктении нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В западном крае Санкт-Петербургской губернии, следы христианства находим также в XIII веке. В рассказе о победе св. Александра Невского над шведами, летопись под 1240 г., упомянув об ижорянине Пелгусие, называет его христианином, прибавляя, что приняв св. крещение, он продолжал жить посреди (т. е. по обычаям) рода своего, погана суща. В том же ХШ веке, на берегу Финского залива при речке Копорке построен был русский город Копорье (ныне – пригородная слобода). Во второй половине XIV века Копорье имело своих православных князей, из коих князь Иван, находясь в новгородском войске, в 1394 году убит под Псковом. Отсюда понятно, что в Копорском крае с XIII века существовала и распространялась православная вера. В ХШ столетии новгородцы поставили на берегах Наровы город Тесов для склада товаров, привозимых из Новгорода, которые назначались к отпуску за границу. В Тесове жили и занимались торговлей православные христиане. В 1323 году новгородцы под предводительством великого князя Георгия Даниловича, построили на Ореховском острове крепость Орешек, названную при Петре I Шлиссельбургом. Новгородский епископ Василий сам ездил туда, благословил основание крепости и, во время своего пребывания там, построил православную церковь . В 1384 году, новгородский епископ Алексей благословил новгородцев заложить другую крепость на реке Луге–Яме, около существовавшего там селения Яма. Село Яма существовало еще в IX столетии, а в 1042 году новгородский князь Владимир Ярославич присоединил его к своим владениям. Без всякого сомнения, со дня этого присоединения до постройки крепости, в течение трех с лишком столетий, православная вера была уже значительно распространена в этих местах. По берегам Луги и Плюсы были раскинуты новгородские поселения и в них, хоть изредка, виднелись св. церкви. В 1422 году, Иоанн III повелел заложить на правом берегу Наровы, против Нарвы, крепость, которая названа его именем Иван-город (ныне пригород Нарвы). Будучи населена православными, крепость эта, с одной стороны, защищала православных в ближайших местах от утеснения иноверцев, с другой – содействовала распространению православия. Уже само построение Иван-города повлекло за собой перемирие с ливонцами, по которому по земле и воде Великого Новгорода с князем Мистром утвержден был старый рубеж, а «церкви русския (сказано) в мистрове державе, в архиепископской державе и в бискупских державах держать по старине, и не обижать (Санкт-Петерб. губерния, стр. 30)».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

289 Steitz, стр. 161; Schulte, Gesch. d. Quellen, В. II, стр. 514. Подобное же замечание о греках делается и в самок декрете Грациана, в 90 can. 1. dist., т. е. тотчас вслед за вышеприведенным местом (см. предыд. стр. прим.) с ссылкою на пенитенциал Феодора кентербюрийского, у которого, однако, нет ничего подобного тому, что содержится в 90 каноне. Напротив, в этом каноне воспроизводится известный нам 33-й канон второго собора шалонского (см. выше стр. 106), с вставкою нескольких слов. Канон 90-й Грациана читается так: „Quidam Deo solummodo confiteri debere peccata dicunt, ut graeci. Quidam vero sacerdotibus confitcnda esse perccnsent, utfere totasaucta ecclesia“, и затем излагается содержание 33 канона собора шалонскаго, который был включен также и в франкские капитуляры. Клее (стр. 190) считает подчеркнутые слова грубейшею интерполяцией грациановского 90 канона, но Фридбери в своем издании Согр. jur. canon, помещает эти слова в тексте, не делая никаких оговорок. 290 „In his rebus, de quibus nihil certi statuit divina ecriptura, mos populi Dei et instituta majorum pro lege tencnda sunt“. 292 Так в конце XII в. Вальсамону был предложен недоуменный вопрос патриархом Марком александрийским, правильно ли поступает мирской священник, если выслушивает, по епископскому поручению, чью-либо исповедь (вопр. 22. Σνταγμα τϖ ν θεων κα ερων καννων, 57;  Ραλλ. κ. Πτλ. Αθνησιν, 1854, IV, стр. 465). В 156 пр. Никифора патриарха выслушивать исповедь безусловно воспрещается мирскому священнику. 293 Это доказывается теми запросами, на которые в XII в. приходилось отвечать Вальсамону и в ХШ в. Никифору хартофилаксу. К Вальсамону патриарх александрийский Марк обратился, между прочим, с следующими вопросами: можно ли монаху непосвященному принимать исповедь (вопр. 21 по Σνταγμα 57;  Ρλ. κ. Πτλ. IV, 464), и можно ли настоятельницам женских монастырей выслушивать исповедь монахинь (вопр. 37, стр. 477). Никифор хартофилакс дает видеть, что в его даже время, в ХШ в., монахи – не священники принимали исповедь, связывая и разрешая (Отв. 1, Σνταγμα, V, 399; ср. также запрос Никите митиленскому, архиепископу фессалоникскому от некоего монаха Василия, откуда явствует, что монах этот, живя в мире, выслушивал исповедь и узнавал этим путем, что напр. господа не допускают церковного благословения браков своих рабов). И Вальсамон, и Никифор, сами лично, стоят на той точке зрения, что исповедь должна делаться пред лицом, имеющим священный сан, и притом по особому уполномочению от архиерея. Но самая возможность подобных недоумений, и притом со стороны таких лиц, как патриарх александрийский, указывает на то, что вопрос об исповеди был далеко не из ясных даже в XIII в., тем более в период вселенских соборов. Подробнее: „Вопрос о номоканоне Иоанна Постника в новой постановке“, стр. 81 и сл. „К вопросу о тайн. испов.“ и проч. К. Holl, „Enthusiasmus“ и реценз. этого сочиния в „Визант. Времен.“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Вып. 2. С. 24-40; Analecta OSBM. LEHU. 1976. Vol. 4; 1981. Vol. 5; Кравченко В. М. Haйдabhiшi ihbehmapi луцького замку i староства (kiheць XVI - початок XVII ст.)//Apxibu Украïни. К., 1986. 5. С. 19-27; Пам " ятки. К., 2001. (Apxib Украïнськоï Церкви. Т. 3. Вип. 1: Документи до icmopiï yhiï на Boлuhi та Kuïbщuhi kihця XVI - 1-ï пол. XVII ст./Упор.: М. В. Довбищенко); ПСРЛ. 2001. Т. 1. Стб. 199-207; Т. 2. Стб. 190-199; Купчинський О. Акти та документи Галицько-Волинського khязibcmba ХШ - 1-ï пол. XIV ст.: Дocлiджehhя, тексти. Льbib, 2004. 20. С. 683-697; Описи Острожчини другоï пол. XVI - 1-ï пол. XVII ст./Упор.: В. Атаманенко. К., 2004; Собор у Луцьку 1638 року. Льbib, 2005. Вип. 1: Kahohiчhi джерела; Опис boлoдihь кн. Януша Острозького у nibдehho-cxiдhiй Boлuhi 1615 року/Упор.: В. Атаманенко, I. Рибачок. Острог, 2009; Крикун М. Г. Правобережноï Украïни у XVI-XVIII ст.: Cmammi i мamepiaлu. Льbib, 2012. 5. С. 90-91; Icmopiя Луцького братства та братського монастиря 1617-1833 pokib/[Упор.: М. Довбищенко]. Луцьк, 2014. (Apxib Украïнськоï Церкви. Сер. 2: Джерела; 1). Лит.: Уводский Н. Ист. очерк древних Волынских епархий - Владимирской и Луцкой//Волынские ЕВ. Ч. неофиц. 1878. 5. С. 205-220; 9. С. 347-369; 10. С. 395-418; 11. С. 431-449; 12. С. 466-493; Хойнацкий А. Ф., свящ. Очерки из истории правосл. Церкви и древнего благочестия на Волыни. Житомир, 1878; Пероговский В. Бывшие правосл. монастыри в г. Дубне Волынской губ., основанные князьями Острожскими//Волынские ЕВ. Ч. неофиц. 1880. 28/29. С. 1265-1286; 31. С. 1374-1390; 34. С. 1537-1554; Васильевский В. Записи о поставлении рус. епископов при митр. Феогносте в Ватиканском Греческом Сборнике//ЖМНП. 1888. Ч. 255. 2. С. 445-463; Теодорович Н. И. Ист.-стат. описание церквей и приходов Волынской епархии. Почаев, 1888. Т. 1. С. 14-28; Белоруссия и Литва: Ист. судьбы Сев.-Зап. края/Изд.: П. Н. Батюшков. СПб., 1890; Иванов В. Епископы древней Луцкой епархии. Почаев, 1891; Малевич А. Древняя Жидичинская архимандрия на Волыни//Волынские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

1984. 6. С. 34-47; он же. Еще раз о датировке взятия Корсуня кн. Владимиром//ВВ. 1988. Т. 49 (74). С. 190-194; Богданова Н. М. О времени взятия Херсона кн. Владимиром//ВВ. 1986. Т. 47(72). С. 39-46 (см. также: ВВ. 1988. Т. 49. С. 195-201); M ü ller L. Die Taufe Russlands. Münch., 1987. S. 92-116; он же. Рассказ «Повести временных лет» о крещении Владимира Святославича// Мюллер Л. Понять Россию: Ист.-культурные исслед. М., 2000. С. 60-70; Vodoff V. Naissance de la Chretienté russe. P., 1988 (по указ.); Tausend Jahre Christentum in Russland: Zum Millenium der Taufe der Kiever Rus "/Hrsg. K. Ch. Felmy, G. Kretschmar, F. von Lilienfeld, C.-J. Roepke. Gött., 1988; Obolensky D. Cherson and the conversion of Rus " : An anti-revisionist View//BMGS. 1989. Vol. 13. P. 244-256; Щапов Я. H. Государство и церковь Др. Руси Х-ХШ вв. М., 1989 (по указ.); Proc. of the Intern. Congress Commemorating the Millenium of Christianity in Rus " -Ukraine/Ed. O. Pritsak, I. Ševenko, M. Labunka. Camb. (Mass.), 1990. (HUS; Vol. 12/13); Shepard J. Some remarks on the sources of the Conversion of Rus "http://Le origini e lo sviluppo... P. 59-96; Беляев С. А. Поход кн. Владимира на Корсунь: (Его последствия для Херсонеса)//ВВ. 1991. Т. 51(76). С. 153-164; он же. О названии церкви, в к-рой был крещен кн. Владимир//ДРВм. 2001. 2 (4). С. 50-68; Seibt W. Der hist. Hintergrund und die Chronologie der Taufe der Rus " (989)//The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow/Ed. A.-E. Tachiaos. Thessal., 1992; Арранц М. О Крещении кн. Владимира//Тысячелетие введения христианства на Руси, 988-1988. [М.], 1993. С. 61-76; Архипов А. К. К изучению сюжета о выборе веры («Повесть временных лет» и «еврейско-хазарская переписка»)//Jews and Slavs. Jerusalem; St.-Pb., 1993. Vol. 1. P. 20-43; Васильев М. А. Вел. кн. Владимир Святославич: от языческой реформы к Крещению Руси//Славяноведение. 1994. 2. С. 38-55; Назаренко А. В. Русь и Германия в IX-X вв.//Древнейшие гос-ва на территории России, 1991 г. М., 1994.

http://pravenc.ru/text/159104.html

И. А. Чистович, История перевода Библии на русский язык («Христ. Чт.», 1872, III, 4). 18 Род. в 1752 г. в смоленской губернии. По окончании сухопутного корпуса, пренебрег карьерой и удалился в Молдавию и там подвижничал в монастырях. 19 «Некоторые черты жизни покойного преосвящ. Иова, архиепископа екатеринославского, херсонского и таврического, собранные и изложенные... Димитрием Мизком». Спб. 1826, 24, 27–29. Ниже увидим, что действительный автор этой книжки – архим. Макарий. 21 Копия формулярного списка архим. Макария за 1823 г. (из архива Костромской семинарии). Птохов, о. с., 17. 31 Путешествие это описано о. Макарием в большом и любопытном послании, напечатанном в Русском архиве, 190-и, январь, и в «Письмах» (1905), 33 Филимонов, о. с., 22. 23. Нужно, однако заметить, что в этом рассказе хронологические данные не точны. А. Соколов окончил семинарию в 1821 г., а в 1825 г. он уже окончил петербургскую академию; тогда же был пострижен в монашество и определен бакалавром родной академии. Когда он учительствовал в Макарьеве – неизвестно. Ни в 1823, ни в 1827 г. он не мог встретиться с архим. Макарием «в доме м. Филарета». – Притом же непонятным является заявление преосв. Афанасия, что после он не видел архим. Макария, когда, будучи томским епископом, он посетил Улалу и был в гостях у него («Письма», стр. 434). 36 Письма м. Филарета, 108. Тоже как будто повторилось, когда о. Макарий собирался из Глинской пустыни в Сибирь (стр. 110). Но и находясь в Киеве, он распродавал свои книги («Письма архимандрита Макария», стр. 5). 40 Письмо еп. Кирилла, оригинал которого хранится в библиотеке казанской дух. семинарии, датировано 21 октября и может быть отнесено или к 1825 или 1826 г. Мы остановились на первом, так как в этом именно году архим. Макарий «искал», поселившись же в. пустыни глинской, он надолго успокоился. 43 Тобол. Епарх. Вед., 1897, 17. 20: «О.о. Зосима и Василиск, сибирские подвижники кон. ХШ и нач. XIX ст.». См. также «Жизнь схимонаха Зосимы» (М. 1860). 44 Странник, 1861, апрель: Архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010