Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАФИЗМА [греч. κθισμα], обозначение разделов богослужебной Псалтири в совр. правосл. традиции: в рукописях и изданиях Псалтири, предназначенных для богослужения или келейного молитвенного чтения, 150 библейских псалмов разделены на 20 К., за которыми, как правило, следует серия библейских песней . Термин В визант. текстах слово κθισμα, образованное от глагола «καθζω» (сидеть), употребляется в различных значениях: к.-л. сиденья вообще, имп. ложи на К-польском ипподроме и проч. (см.: Lampe. Lexicon. P. 690; ODB. Vol. 2. P. 1116). В визант. гимнографии термином κθισμα обозначается один из видов монострофных песнопений - седален (см.: Arranz. Typicon. P. 407; ODB. Vol. 2. P. 1116). В отношении частей Псалтири слово κθισμα стало систематически употребляться с VIII-IX вв. В более древних памятниках разделы Псалтири, соответствующие скорее совр. «Славам», а не К., называются «антифонами» либо «статиями» (στσεις), т. е. «стояниями», поскольку псалмопение осуществлялось стоя (ПБЭ. Т. 9. С. 302). Периоды псалмопения чередовались с периодами отдыха, когда разрешалось присесть (в это время молящиеся могли, напр., слушать уставные чтения), и для указания на это в Псалтирях могла ставиться особая пометка: κθισμα. Но со временем подобные пометки, вероятно, стали восприниматься уже в качестве обозначения самих разделов Псалтири. При этом до XIV в. в греч. рукописной традиции слово «кафизма» все еще ставилось в конце, а не в начале разделов Псалтири (см.: Parpulov. 2010. P. 89. Not. 52). Впервые в этом значении термин κθισμα зафиксирован в хранящейся в центральной б-ке Цюриха «пурпурной» Псалтири (ркп. выполнена на пергамене соответствующего цвета - см.: Crisci Е., Eggenberger Chr., Fuchs R., Oltrogge D. Il Salterio purpureo Zentralbibliothek Zürich, RP 1//Segno e testo. Cassino, 2007. Vol. 5. P. 31-98). Термин встречается здесь 20 раз, причем он был добавлен в оригинальный текст не позже 80-х гг. VIII в. (также см.: Parpulov. 2010. Р. 89. Not. 51). В том же значении слово κθισμα употребляется в некоторых синайских Псалтирях IX в. (напр., Sinait. gr. 30 - см.: Weitzmann, Galavaris. 1990. Pl. XXIX, 3).

http://pravenc.ru/text/кафизмы.html

С кон. XIX в. в Европе и России предпринимали попытки каталогизации крупнейших рукописных коллекций, продолжающиеся и сейчас ( Omont. 1885; Idem. 1929; Владимир (Филантропов). Описание; Hunger, Kresten. 1961-1994; Фонкич, Поляков. 1993), однако по-прежнему нечасто появляются каталоги иллюстрированных рукописей (Treasures of the Mount Athos. 1973-1991; Hutter. 1977-1997; Добрынина. 2013). С нач. XX в. печатаются факсимильные издания (т. е. полные, когда все листы рукописи, как правило, сопровождаются научным комментарием) наиболее известных иллюстрированных рукописей (Il menologio di Basilio II. 1907; Stornajolo. 1908; Idem. 1910); эти факсимиле публиковались в течение всего XX в. (Barberini Psalter. 1988; Oppiano. Cynegetica. 1999) и в XXI в. (El Menologio de Basilio II. 2008); в кон. XX в. появились также электронные факсимильные издания иллюстрированных рукописей (напр., Утрехтской или Феодоровской Псалтирей). Однако такой способ воспроизведения - очень трудоемкий и дорогостоящий, поэтому чаще отдается предпочтение научным изданиям с воспроизведением отдельных листов рукописи; статьи для таких книг, написанные одним или неск. авторами, бывают посвящены различным аспектам ее изучения: кодикологии, палеографии, исследованию иконографии и стиля М., происхождению рукописи и попытке установить заказчика и т. д. ( Brubaker. 1999; Zimmermann. 2003; Il Tetravangelo di Rabbula. 2008). Чаще, чем издания отдельных иллюстрированных рукописей, можно встретить книги, посвященные тексту в разных списках ( Galavaris. 1969; Patterson- Ševenko. 1990; Lowden. 1988; Idem. 1992), отдельным проблемам, связанным с группой манускриптов (напр., с иллюстрациями к т. н. вступительным текстам к Евангелиям ( Galavaris. 1979 и Nelson. 1980)), или влиянию античного искусства на византийские М. ( Weitzmann. 1971), или рукописям того или иного периода ( Weitzmann. 1935; Buchthal, Belting. 1978; Carr. 1987). Разделы, посвященные М., входят в состав крупных выставочных проектов по искусству Византии и Зап. Европы средних веков (Age of Spirituality. 1979; Glory of Byzantium. 1997; Faith and Power. 2004); в крупнейших б-ках проводятся выставки иллюстрированных рукописей (Biblioteca Apostolica Vaticana. 1992; I Vangeli dei Popoli. 2000; Voci dell " Oriente. 2011). Однако большую часть научной лит-ры, посвященной М., составляют статьи о манускриптах, о циклах М. (напр., написанных одним и тем же писцом и происходивших из одного скриптория - Hutter. 2000), или о проблемах, с ними связанных. Авторы применяют разные методы и подходы: иконографический ( Walter. 1986) и стилистический ( Попова. 1987) анализ изображений, структуры композиций ( Narkiss. 1987), соотношения образов и текста ( Дьяченко. 1995) и др. В 2000-2010 гг. вышли в свет научные издания греч. иллюстрированных рукописей из российских собраний, а также средневековых рукописей Зап. Европы ( Добрынина. 2004; Она же. 2014; Золотова. 2012).

http://pravenc.ru/text/2563264.html

Лит.: Павел Алеппский. Путешествие. Вып. 3. С. 130; Голубцов. Чиновник; Анисимов А. И. Каталог выставки XV всероссийского археологического съезда в Новгороде. Отд. II (церковный). Новгород, 1911. С. 14; Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. С. 6; Sotiriou G. et M. Icônes du Mont Sinai. Athènes, 1956-1958. 2 vol.; Weitzmann K. The Studies in Classical and Byzantine manuscript illumination. Chicago; L., 1971. P. 296-300; Лазарев B. H. Страницы истории новгородской живописи: Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1977. С. 50; Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. 151; Вздорнов Г. И. Заметки о Софийских святцах//Bsl. 1979. T. 50. N 2; Смирнова Э. С. , Лаурина В. К. , Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода, XV в. М., 1982. С. 301-320; НКС. Т. 4. С. 75; Weitzmann K. Icons programs at Sinai//DXAE. T. 12. 1984. Athens, 1986. S . 108-109; Belting H. Bild und Kult: Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. Münch., 1990. S. 122, Note 1; Galavaris G. Early Icons (from the 6th to the 11th Century)//Sinai: Treasures of the Monastery of S. Catherine. Athens, 1990. P. 99; Новосельская Е. Г. Древнерусские иконы-таблетки из ризницы Троице-Сергиевой лавры//Древнерус. и народное искусство: Сообщ. Загорского музея. М., 1990. С. 39-49; Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Centuries//Ibid. Р. 104; Евсеева Л. М. К вопросу о типологии двусторонних икон-таблеток конца XV века из новгородского Софийского собора//125 лет Новгородскому музею: Мат-лы науч. конф. Новгород, 1991. С. 86-93; она же. Византийские иконы proskynesis в богослужебном обиходе//Восточнохристианский храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 65-80; она же. Афонская книга. С. 125-131; Воронцова Л. М. Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации. Серг. П., 1996. С. 8-10. 1; Evseeva L. M. Dubbelzijdige lezenaarikonen//Uit het hart van Rusland: Ikonen en miniaturen. Utrecht; Zwolle, 1999. S. 21-30, 48-73. Kat. N 1-12.

http://pravenc.ru/text/114704.html

В качестве примера 2-го типа рукописей, включающих помимо изображений апостолов - авторов Посланий сцены, иллюстрирующие тексты Деяний и Посланий, следует назвать Новый Завет (Baltim. W 524, X в.), Новый Завет (Codex Ebnerianus - Bodl. Auct. T. inf. I. 10, XII в.), Деяния и Послания апостолов (Paris. gr. 102, XII в.), Новый Завет (Рокфеллер Мак-Кормик - Чикаго. Унив. б-ка. Cod. 965 (Chicago 2400), кон. XII - нач. XIII в.). Обширные циклы миниатюр рукописей сходны со сценами монументальных росписей в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 60-е гг. XII в., собора в Монреале, 1180-1194 гг., Сан-Марко в Венеции, нач. XIII в., ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1338-1348 гг., ц. Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг. Лит.: Buberl P. , Gerstinger H. Die byzantinischen Handschriften der Wiener Nationalbibliothek: Die Handschriften des X. bis XVIII. Jh. Lpz., 1938. S. 31-34; Der Nersessian S. The Praxapostolos of the Walters Art Gallery//Gatherings in Honor of Dorothy E. Miner. Baltimore, 1974. P. 39-50; Лихачева В. Д. Искусство книги: Константинополь, XI в. М., 1976. С. 37-42; Eleen L. Acts Illustration in Italy and Byzantium//DOP. 1977. Vol. 31. P. 255-278; Hutter I. Oxford, Bodlean Library, I//Corpus der byzantinischen Miniaturenschriften. Stuttg., 1977. Bd. 1. Cat. 1, 39; Buchthal H. , Belting H. Patronage in 20th Century Constantinople: An Atelier of Late Byzantine Book Illumination and Calligraphy. Wash., 1978. P. 32-34, 117-119; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - нач. XV в. М., 1980; Buchthal H. A Greek New Testament Manuscript in the Escorial Library//Byzanz und der Westen: Stud. z. Kunst der europäischen Mittelalters. W., 1984. S. 85-98; Marava-Chatzinikolaou A. , Toufexi-Paschou Chr. Catalogue of the Illuminated Byzantine Manuscripts of the National Library of Greece. Athens, 1985; Weitzmann K. , Galavaris G. The Illuminated Greek Manuscripts. Princeton, 1990. Vol. 1. P. 110-116; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV в. М., 1994. С. 327-356, 392-415; Добрынина Э. Н. К вопросу о составе и иконографии иллюстративного цикла Деяний и Посланий апостолов 2-й пол. XIII в. (ГИМ. Муз. 3648)//ДРИ: Русь. Византия. Балканы, XIII в. СПб., 1997. С. 139-149.

http://pravenc.ru/text/75708.html

Лит.: Gelzer H. Kosmas, der Indienfahrer//Jb. für protestantischen Philologie. Lpz., 1883. Bd. 9. S. 105-141; Krumbacher. Geschichte. 1897. S. 412-414; Редин Е. К. Портрет Козьмы Индикоплова в рус. лицевых списках его сочинения//ВВ. 1905. Т. 12. С. 112-131; он же. «Христианская топография» Косьмы Индикоплова по греч. и рус. спискам. М., 1916. Ч. 1; Stornajolo C. Le miniature della Topografia Cristiana di Cosma Indicopleuste. Mil., 1908; В. Козма Индикоплов по српскому рукопису г. 1649-е//ССКА. 1922. 44/2. С. 1-39; Пигулевская Н. B. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951. С. 129-156; Wolska W. La Topographie Chrétienne de Cosmas Indicopleustès: Théologie et science au VI siècle. P., 1962; Leroy J. Notes codicologiques sur le Vat. gr. 699//Cah. Arch. 1974. Т. 23. P. 73-79; Brubaker L. The Relationship of Text and Image in the Byzantine Mss. of Cosmas Indicopleustes//BZ. 1977. Bd. 70. S. 42-57; eadem. Vision and Meaning in IXth-Cent. Byzantium: Image and Exegesis in the Homilies of Gregory of Nazianzus. Camb., 1999; eadem. The Christian Topography (Vat. gr. 699) Revisited: Image, Text, and Conflict in Ixth - Cent. Byzantium//Byzantine Style, Religion and Civilization/Ed. E. Jeffreys. Camb., 2006. P. 3-24; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 520-522, 528-530; Jacobs A. Kosmas Indicopleustes: Die Christliche Topographie in slavischer Übersetzung//Bsl. 1979. T. 40. N 2. P. 183-198; Удальцова З. В. Косьма Индикоплов и его «Христианская топография»//Культура Византии. М., 1984. Т. 1: IV - 1-я пол. VII в. С. 467-477; Гукова С. Н. Карта мира Козьмы Индикоплова//ВИД. 1986. Т. 17. С. 308-321; Пиотровская Е. К. «Христианская топография» Козьмы Индикоплова//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 465-467; она же. К изучению древнерус. версии «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова//ВВ. 1990. Т. 51. С. 106-111; она же. «Христианская Топография» Козьмы Индикоплова в древнерус. письменной традиции: На мат-ле дошедших док-тов. СПб., 2004; Weitzmann K., Galavaris G. The Monastery of St. Catherine at Mount Sinai: The Illuminated Greek Manuscripts. Princeton, 1990. Vol. 1: IX-XII Cent. P. 52-65; Bernab ò M. Il Fisiologo di Smirne: Le miniature del perduto codice B.8 della Biblioteca della Scuola Evangelica di Smirne. Firenze, 1998; Elweski ö ld B. John Philoponus against Cosmas Indicopleustes: A Christian Controversy on the Structure of the World in VIth Cent. Alexandria. Lund, 2005; Lowden J. Illustrated Octateuch Manuscripts: A Byzantine Phenomenon//The Old Testament in Byzantium/Ed. P. Magdalino, R. Nelson. Wash., 2010. P. 107-152; The Christian Topography of Kosmas Indikopleustes (Firenze, Biblioteca Medicea Laurenziana, Plut. 9.28): The Map of the Universe Redrawn in the VIth Cent./Ed. C. Anderson. R., 2013.

http://pravenc.ru/text/2458831.html

178 Grabar A. Sur les sources des peintres byzantins des XIII et XIV siecles//Cah. Arch. XII, 1962, p.336–337. 179 Galavaris G. Early Icons (from the 6th to the llth Century)//Sinai. Treasures of the Monastery of Saint Catherine. Athens, 1990, p.99. 184 Sotiriou G. et M. op.cit., I, fig. 136–143 (четыре иконы Менология), 146–150 (две другие), II, р.121–123, 146–150. Sinai, op.cit., fig. 16. 186 Sotiriou G. et M. op.cit, I, fig.144–145, II, p.l23–125; Weitzmann K. Studies in Classic and Byzantine Manuscript Illumination. Chicago – London, 1971, p.296, 297; fig. 282, 300. 187 Sotiriou G. et M. op.cit., I, fig.213–217, II, p.190–191; Лазарев B.H. История византийской живописи. M., 1986, табл.551. Sinai, op.cit., fig.72. 188 Sotiriou G. et M. op.cit., I, fig.208–212, II, p.l89–190; Лазарев B.H. История византийской живописи, табл.518. 190 Византия. Балканы. Русь. Иконы XIII–XV веков. Каталог выставки Государственной Третьяковской галереи, август–сентябрь 1991 года. M., 1991, 34. 192 Вейцман Κ., Хадзидакис M., Миятев Κ., Радойчич С. Иконы на Балканах. София–Белград, 1967, репр.62–63. 201 Blamtencalender, «Notitia Dignitarum», fol. 178 (München, Bayersche Staatsbibliotek, C1M. 10291). Belting H. Bild und Kunst, il.54. 206 Парные иконы святых – большая на столпе и маленькая для целования на аналое – в Троицкой Русской церкви в Афинах, исполненные, согласно надписям, в монастыре св. Пантелеймона на Афоне в 60-е годы XIX в. 211 Belting H. An Image and Its Function in the Liturgy. The Man of Sorrow in the Byzantium//DOP. 34–35. (1980–1981), p.7. 213 Лазарев B.H. Страницы истории новгородской живописи. M., 1977; Вздорнов Г.И. Заметки о софийских святцах//BS. T.XL, 2, Pragha, 1979; Смирнова Э.С., Лаурипа В.К., Гордиенко З.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. M., 1982, с.301–320 63); здесь же приводится полная литература о памятниках. 215 Евсеееа Л.М. К вопросу о типологии двусторонних икон-таблеток конца XV века из новгородского Софийского собора.//125 лет Новгородскому музею. Материалы научной конференции. Новгород, 1991, с.86–93.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Bulgaric/Texte original public par R.P. Louis Petit. СПб.. 1904. P. 28. 351 Об убранстве храмов монастыря Пантократора см.: Gautier P. Le Typikon du Christ Sauveur Pantokrator//REB. 1974. Vol. 32. P. 32–33, 36–71; Бутырский М. H. Византийское боголужение у иконы согласно типику монастыря Пантократора 1136 года/7 Чудотворная икона в Византии и Древней Руси/Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 1996 С.145–158. 354 Weitzmann К., Galavaris G. The Monaster)» of Saint Catherine at Mount Sinai. The Illuminated Greek Manuscripts. T. 1: From the Ninth to the Twelfth Century. Princeton, 1990 Cat. 57. P. 159–160. PI. XXVI. Fig. 628. 355 Aspra-Vardavakis M. A Thirteenth Century Sinai Grand Deesis//Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 105–113, особенно 112–113. Американская исследовательница Ш. Герстель отмечает, что ближе к концу XII в. в некоторых храмах появляются каменные алтарные преграды, иногда с фресковыми фигурами Богоматери и Христа, как, например, в Евангелистрии в Гераки Поскольку такие каменные преграды, вероятно, делались вместо более распространенных колончатых, с иконами между колонками, то, следовательно, можно предполагать, что в конце XII в. уже имели место иконные изображения, вставленные в алтарную преграду. См.: Gerstel S. Е. J. Beholding the Sacred Mysteries: Programs of the Byzantine Sanctuary. Seattle; London, 1999. P. 5–10. esp. p. 10. 356 Epstein A. W. Op. cit. P. 26–27. Рус. пер. см.: Симеон Фессапоникийский. Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных//Писания св. отцев и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856. С.190–191. 358 НИЛ. С. 353; Филатов В. В. Праздничный ряд Софии Новгородской. Д., 1974; Византия. Балканы. Русь: иконы конца XIII – первой половины XV века. Каталог выставки. М., 1991. Кат. 27. 359 Филатов В. В. Иконостас новгородского Софийского собора: предварительная публикация//ДРИ: Художественная культура Новгорода. С. 63–82; Смирнова 3. С.,

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Constantinople: An Atelier of Late Byzantine Book Illumination and Calligraphy. Wash., 1978. (DOS; 16); Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, IIId to VIIth Cent.: Cat./Ed. K. Weitzmann. N. Y., 1979; Galavaris G. The Illustrations of the Prefaces in Byzantine Gospels. W., 1979; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV вв. М., 1980; Nelson R. S. The Iconography of Preface and Miniature in the Byzantine Gospel Book. N. Y., 1980; Walter Ch. Christological Themes in the Byzantine Marginal Psalters from the IXth to the XIth Cent.//REB. 1986. T. 44. P. 269-297; Carr W. A. Byzantine Illumination, 1150-1250. Chicago, 1987; Narkiss B. The «Main Plane» as a Compositional Element in the Style of the Macedonian Renaissance and Its Origins//DOP. 1987. Vol. 41. P. 425-441; Lowden J. Illuminated Prophet Books: A Study of Byzantine Manuscripts of the Major and Minor Prophets. Univ. Park; L., 1988; idem. The Octateuchs: A Study in Byzantine Manuscript Illustration. Univ. Park, 1992; Patterson-Š ev enko N. Illustrated Manuscripts of the Metaphrastian Menologion. Chicago; L., 1990; Biblioteca Apostolica Vaticana: Liturgie und Andacht im Mittelalter. Stuttg. etc., 1992; Фонкич Б. Л., Поляков Ф. Б. Греч. рукописи Моск. Синодальной б-ки: Палеограф., кодикол. и библиогр. доп. к кат. архим. Владимира (Филантропова). М., 1993; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода, XV в. М., 1994; она же. Искусство книги в Средневек. Руси: Лицевые рукописи Вел. Новгорода, XV в. М., 2011; Дьяченко О. А. Иллюстрации к Псалму 118 в рукописях XI-XIV вв.//Литургия, архитектура и искусство визант. мира: Тр. XVIII Междунар. конгресса византинистов (Москва, 8-15 авг. 1991) и др. мат-лы, посвящ. памяти о. Иоанна Мейендорфа. СПб., 1995. С. 259-272; The Glory of Byzantium: The Art and Culture of the Middle Byzantine Era A. D. 843-1261/Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997; Brubaker L. Vision and Meaning in IXth Септ. Byzantium: Image as Exegesis in the Homilies of Gregory of Nazianzus.

http://pravenc.ru/text/2563264.html

1205 См.: Goldschmidt A., Weitzmann К. Die byzantinischen Elfenbeinskulpturen des X–XIII Jahrhunderts. Berlin, 1934. Bd. 2. Abb. 1, 109–113, 116 e, 174–181 (в последних семи композициях ко Христу слетает лишь один ангел, а другой уже улетает, унося душу Богоматери), 195 и Две более сложные композиции – 202 и 206. 1207 Pelekanidis S. М., Christou Р. К, Mavropoulou-Tsioumi Chr., Kadas S. N. Treasures of Mount Athos. Illuminated Manuscripts. Athens, 1975. T. 2. Fig 6; Galavaris G. Greek Art. Byzantine Miniature. Athens, 1995. Fig. 99. М.-Л. Долезал относит эту рукопись к числу немногих до-комниновских лицевых Евангелий апракос (наряду с Patmos 70, S.-Petersbourg Pub. libr. gr. 21 и Sinai 204). См.: Dolezal M.-L. The Middle Byzantine Lectionary: Textual and Pictorial Expression of Liturgical Ritual. Chicago, 1991. P. 151 (машинопись диссертации на соискание степени доктора философии). 1208 Weitzmann К. An Imperial Lectionary in the Monastery of Dionisiou on Mount Athos. Its Origins and Its Wandering//Revue des Etudes Sud-Ost Europdennes. Bucarest, 1969. Vol. 7. P. 239–253 (переиздано в кн.: Weitzmann К. Byzantine Liturgical Psalters and Gospels. London, Variorum Reprints, 1980. XII); Pelekanidis S. M., Christou P. K., Mavropoulou-Tsioumi Chr., Kadas S. N. Treasures of Mount Athos. Illuminated Manuscripts. Athens, 1973. T. 1. Fig. 272; Dolezal M.-L. Op.cit. P. 197–217. О передатировке см.: Dolezal M.-L. Op. cit. P. 65. Подробнее – в примем. 71. 1209 Weitzmann К. The Con stantinopolitan Lectionary, Morgan 639//Studies in Art and Literature for Belle da Costa Green/Ed. D. Miner. Princeton, 1954. P. 358–373. Fig. 330 (Переиздано в кн.: Weitzmann К. Byzantine Liturgical Psalters and Gospels. London, Variorum Reprints, 1980. XIV. Специально об «Успении», куда добавлены фигуры епископов, – р. 370–371); Dolezal M.-L.. Op. cit. P. 183–197. 1210 PelekanidisS. M., Christou P. K., Mavropoulou-Tsioumi Chr., Kadas S. N., Katsarou E. Treasures of Mount Athos. Illuminated Manuscripts. Athens, 1979. T. 3. Fig. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Dennison W., Morey Ch. R. Studies in East Christian and Roman Art. N. Y.; L., 1918; Buberl P., Gerstinger H. Die Byzantinischen Handschriften. Lpz., 1938. Bd. 2: Die Handschriften des X.-XVIII. Jh.; Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Chicago;L., 1971; idem. Late Antique and Early Christian Book Illumination. N. Y., 1977; idem. Die Byzantinische Buchmalerei des IX. und X. Jh. W., 1996. 2 Bde; Bertoli B. Le storie di S. Marco nei mosaici e le ragioni dell " agiografia//La basilica di S. Marco: Arte e simbologia/A cura di B. Bertoli. Venezia, 1993. P. 89-124; Illuminated Greek Manuscripts from American Collections. Princeton, 1973; Mujobuh. Менолог. С. 265, 297, 313, 338, 357, 387; Pelekanidis S. M. e. a. The Treasures of Mount Athos: Illuminated Manuscripts. Athens. 1974-1991. 4 vol.; Hutter I. Corpus der Byzantinischen miniaturenhandschriften. Stuttg., 1977-1978. Bd. 1-2; Galavaris G. The Illustrations of the Prefaces in Byzantine Gospels. W., 1979; idem. ( Γαλαβαρις Γ. ). Ζωγραφικη Βυζαντιων Χειρωογραφων. Αθνα, 1995; idem. Holy Monastery of Iveron: Illuminated Manuscripts. Athos, 2002; Spatarakis I. Corpus of Dated Illuminated Greek Manuscripts to the Year 1453. Leiden, 1981. 2 vol.; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Weitzmann K., Galavaris G. The Monastery of S. Catherine at Mount Sinai: The Illuminated Greek Manuscripts. Princeton, 1990. Vol. 1: From the 9th to the 12th Cent.; С. Иконе Манастира Хиландара. Св. гора Атон, 1997; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 19972; Sinding-Larsen S. San Marco: il rituale di stato//Lo splendore di S.-Marco/A cura di E. Vio. Rimini, 2001. P. 54-64; Vocotopoulos P. Byzantine Illuminated Manuscripts of The Patriarchate of Jerusalem. Athen, 2002; Tsioumis Ch. M., Galavaris G. Holy Stavroniketa Monastery: Illustrated Manuscripts from 10th to 17th Cent. Athos, 2007-2008. 2 vol.; Казанаки-Лаппа М. Наследие Византии: Коллекция Музея Греч. ин-та визант. и поствизант. исслед. в Венеции. М.; Венеция, 2009; Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская миниатюра 2-й пол. X - нач. XII в. М., 2012; vrc.princeton.edu/sinai/items/browse?page=20 [Электр. ресурс]; www.basilicasanmarco.it [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/2562164.html

  001     002