Житие вмц. Маргариты. Лист из Часослова. XIII в. (Lond. Brit. Lib. Add. 48985. Fol.124v) (1556) при участии его сподвижника Херонимо Надаля начался сбор сведений о его жизни. В своих проповедях об Игнатии Лойоле Надаль ввел концепцию «созерцание в действии» (in actione contemplatio), ставшую одной из основных в иезуитской духовности. Надаль рассматривал свою задачу в создании «официального» образа наставника, к-рый мог бы служить целям морального поучения и одновременно воплощал бы вершину христ. духовности. В 1567 г. по настоянию иезуитов генерал ордена Педро Лайнес поручил составление жизнеописания Игнатия его ученику Педро де Рибаденейре, труд к-рого был первоначально издан на лат. языке (Vita Ignatii Loiolae. Neapoli, 1572). В 1583 г. в Мадриде был издан дополненный испан. перевод, последующие издания (до 1594) содержали разного рода прибавления. В работе над жизнеописанием Лойолы Рибаденейра использовал не только воспоминания о личном общении с католич. святым, но и архивные материалы, а также автобиографию Лойолы. Рассматривая произведение как офиц. биографию основателя ордена, Рибаденейра постарался не только описать все известные события из его жизни, но и выразить личное - от лица всего ордена - благоговение перед его жизнью и деяниями. Однако, отмечая, что мистик и созерцатель Лойола умел скрывать свою внутреннюю жизнь от др. людей, биограф не смог проследить его духовный путь. Руководство ордена, в т. ч. новый генерал Эверард Меркуриан, расценивало это как серьезнейшее упущение Рибаденейры. Составление др. биографии было поручено итальянцу Джованни Маффеи, однако его соч. «О жизни и характере основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы» (De vita et moribus Ignatii Loiolae, qui Societatem Jesu fundavit. Venetiis, 1585) по лит. достоинствам заметно уступало произведению Рибаденейры и не получило широкого распространения. После беатификации (1609), а затем и канонизации (1622) Лойолы количество его жизнеописаний значительно возросло, однако все они были основаны на сочинениях самого католич. святого, архивных документах и существовавших к тому времени биографиях. Важным источником были также «неофициальные» воспоминания о Лойоле и об основании ордена (Л. Гонсалес Камара, Х. Поланко и др.). Статус официального получило обширное жизнеописание Лойолы, составленное историком ордена Д. Бартоли (Della vita e dell " istituto di Sant " Ignazio fondatore della Compagnia di Gesù. R., 1650). Широкое распространение получили различные версии истории ордена, а также жития др. иезуитов, в т. ч. Житие Франциска Ксаверия . В иезуитской Ж. л. черты агиографического канона сочетались с элементами ренессансной (впосл. барочной) лит-ры и со временем растворились в новых лит. веяниях.

http://pravenc.ru/text/182317.html

3-я религ. война завершилась победой католиков. После подписания мирного договора в Сен-Жермен-ан-Ле (8 авг. 1570) в результате долгих переговоров было решено скрепить мир союзом католич. принцессы Маргариты Валуа, сестры короля Франции, и протестант. принца Г. Мать Г., строгая кальвинистка, резко осуждавшая франц. двор и его нравы, была против этой свадьбы, опасаясь, что впосл. сын вынужден будет отречься от протестант. веры. После оказанного на нее давления со стороны Екатерины Медичи и Колиньи Жанна дала согласие на брак сына и в нач. февр. 1572 г. прибыла в Париж. Проболев нек-рое время, она умерла (9 июня), а 8 июля того же года в Париж прибыл Г. в сопровождении лидеров гугенотской оппозиции. 18 авг. 1572 г. состоялась свадьба, на к-рую так и не было получено офиц. разрешения папы Римского Григория XIII (по приказу Екатерины Медичи было сфабриковано подложное письмо папы, офиц. разрешение было получено только 27 окт. 1572). Венчание проводил кард. Карл Бурбон, дядя Г. и единственный католик в семье, по специальному церемониалу: невеста-католичка венчалась одна в соборе Парижской Богоматери, а гугенот Г. ожидал снаружи. В ночь с 23 на 24 авг. в Париже началось избиение гугенотов, к-рое получило название Варфоломеевской ночи . Были убиты тысячи протестантов, собравшихся на свадьбу, в т. ч. и свита Г., разместившаяся в королевском дворце - Лувре. Г. спасли отречение от кальвинист. веры и переход в католичество (26 сент. 1572). В течение 3 лет он был вынужден оставаться при франц. дворе и даже участвовать в экспедиции против гугенотов (осада Ла-Рошели в 1572-1573). В нач. февр. 1576 г. во время королевской охоты Г. удалось бежать, после неск. месяцев колебаний он публично отрекся от католич. веры (13 июня). Вернувшись в свои владения, Г., к тому времени уже король Наваррский, старался проводить уравновешенную политику, сочетая выполнение своих обязанностей как правителя Гиени, представлявшего интересы франц. короля в этом регионе, с уважением прав своих подданных, исповедовавших кальвинизм. Несмотря на разногласия и военные действия, отношения между королевскими дворами, видимо, не были окончательно прерваны. В 1578 г. ко двору короля Наваррского прибыла королева-мать, к-рая привезла проживавшую до этого времени в Париже жену Г. Маргариту. Екатерина Медичи ок. 18 месяцев гостила у зятя, стремясь в ходе организованных ею переговоров, диспутов и балов убедить предводителей гугенотской оппозиции отказаться от сепаратистских устремлений.

http://pravenc.ru/text/162135.html

Never Say “I Will Do It Tomorrow”: Elder Dionisie of Colciu’s 112th Birth Anniversary A Russian Orthodox Church Website About Pages About %20%20 Donate Contact Us Проекты «Правмира» Pravmir.ru Матроны.RU Не инвалид.RU Pravmir.com Форум Книги Лекторий Благотворительность Raising Orthodox Children to Orthodox Adulthood The Daily Website on How to be an Orthodox Christian Today Twitter Telegram Parler RSS Donate Navigation News В данной категории нет материалов. Family Before marriage Bringing up children Children's page Divorce In the Family What is Christian Love in Marriage? Family Life and Spiritual Warfare Should People Limit Marital Relations in Lent? Pastoral Advice Library Holy Fathers Lives of Saints New Russian Martyrs Other Media Sermons, Lectures The Importance of Patiently Letting Down Our Nets in Obedience Do We Have A Reaction To The Gospel? What Does the Cross Mean for us Today? Our Faith History of Christianity Icons In the Church Liturgical Life Missionary work Orthodoxy around the World Prayers Religions Sacraments Social Life Theology “Le monde entier reste silencieux au sujet de l’Artsakh” : 120 000… “The whole world is silent about Artsakh.” 120,000 people are in the blockade,… The Importance of Patiently Letting Down Our Nets in Obedience Calendar Fasting Feasts The Tree Heals the Tree The Lights of an Approaching Rescue Preparing the Way of the Lord in our Own Lives family В данной категории нет материалов. Multimedia Contact us Искать Искать Never Say “I Will Do It Tomorrow”: Elder Dionisie of Colciu’s 112th Birth Anniversary Source: Basilica.ro Aurelian Iftimiu 23 September 2021 Photography courtesy of Zoran Purger September 22, 2021, marks 112 years since the birth of Elder Dionisie Ignat of Colciu Skete on the Holy Mount Athos, the one who said: “Never say ‘I will do it tomorrow’ because only the second we live is ours.” The tomb of Elder Dionisie of Colciu. Photo: Doxologia / Pr. Silviu Cluci Father Dionisie Ignat was born on September 22, 1909, in Vorniceni commune, Botoani county. At baptism, he received the name of Dumitru (Demetrios).

http://pravmir.com/never-say-i-will-do-i...

1) по свидетельству Зонары и Диона, Траян получил название Оптима (Optimus) за покорение Армении; а на многих монетах, выбитых в пятое консульство Траяна, уже встречается название Optimus; поэтому он покорил Армению прежде 112 года, в котором он принял консульство уже в шестой раз; 2) на одной монете, относящейся к 10-му году царствования Траяна, он называется, между прочим, «парфянским», из чего следует, что он еще до 108 года (10-й год Траяна) вел войну с парфянами. Это дает право допустить раннее отправление Траяна на Восток и пребывание его в Антиохии и согласиться с показанием мученических актов о смерти Игнатия в 107 году. Ульхорн, отвергая осуждение Игнатия в Антиохии самим императором, год кончины полагает согласно с мученическими актами на основании показаний «Церковной истории» Евсевия, «Пасхальной хроники» и каталога Иеронима. 901 Латиняне совершают память Игнатия 1 февраля, вероятно, потому, как говорит Гефеле, что в этот день мощи святого мученика были положены в Климентовской Церкви в Риме, где они и теперь находятся; сюда они были принесены, но сказанию Барония, или при императоре Юстиниане по завоевании Антиохии персидским царем Хозроем (540), или при императоре Ираклии (637) по взятии того города сарацинами (Baronii Annal. ad ann. 637). 909 Пять подложных греческих посланий Игнатия были изданы в 1557 году Валентином Фридом (Pacaeus) по греческому кодексу Аугсбургской библиотеки. 911 Это издание явилось под заглавием «The ancient Syriac version of the epistles of St. Ignatius to St. Polycarpus, the Ephesians and the Romans…». London. 915 Денцингер. Ueber die Aechtheit des bisheriges Textes d. Ignat. Briefe. Würzburg, 1849 (на латинском языке в V томе PG Миня). 916 Ульхорн. Статья «Das Verhältniss der kürz. griech. Recension der Ignat. Briefe zur syrischcn Uebersetzung» в «Zeitschrift für histor. Theologie», 1851. 917 Предисловие Петермана к изданию его «S. Ignatii… quae feruntur epistolae una cum ejusdem martyrio». Lipsiae, 1849. В нем, кроме семи подлинных посланий Игнатия, помещены и подложные.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Примечания: 182. Согласно с Аф. Синтагмой (II,81-85), у автора в сербском подлиннике 64 пр.=65 Книги правил, 65 пр.=66, 66 пр.=64. (Ред.) 183. Ignat, ep. " Ad Philipp " [Migne, s.g., t.5, col.1005-1016]. - Epiphan., " Expos. Fidei " , 4, " Haeres. " , XLII, § 3 [Migne, s.g., t.42, col.780,781 и t.41, col.697-700]. - Socrat, " Hist eccl. " V,22 [Migne, s.g., t.67, col.625-645]. - Sozom., " Hist. eccl. " VII,19 [Migne, s.g., t.67, col.1473-1480]. - Tertull., " De jejun. adv. Psych. " c.14 [Migne, s.l., t.2, col.973, 974]. - Тот же Тертуллиан в сочинении " De corona militis " говорит об обычае, что по субботам нельзя поститься: harum et aliarum ejusmodi disciplinarum si legem expostules Scripturarum, nullam invenies: traditio tibi praetendetur auctrix, consuetudo confirmatrix, et fides observatrix (c.4). [Migne, s.l, t.2. col.80]. 184. Аф. Синт., II,84-85. Ср. Ignat., " Ер. ар Magnes... " [Migne, s.g., t.5, col.661-673]. - Euseb., " Hist. eccl. " III,27 (Migne, s.g., t.20, col.273]. - Socrat., " Hist. eccl. " V,20, VII,4 [Migne, s.g., t.67, col.620-621;745]. - Пост в субботу воспрещается (кроме Великой субботы) и в " Православном исповедании " , ч.I, отв.88. 185. В Книге правил это правило объясняется так: " Степень разрешения поста во дни воскресный и субботний определяется в церковном уставе, и состоит обыкновенно в том, что разрешается вино, елей и принятие пищи по литургии, без продолжения неядения до трех четвертей дня " (упом. изд., стр.33).  Правило 65. Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго (Ап. 7, 45, 70, 71; Трул. 11; Антиох. 1; Лаод. 6, 29, 33, 37, 38). В толковании 45-го Ап. правила мы видели, что православным духовным лицам возбраняется всякое религиозное общение с еретиками (communicatio in sacris). Возобновляяэто запрещение, 64-е Ап. правило относит к нему и иудейскую синагогу. Это правило так же, как и 45-е Ап. правило, выражает ту мысль Св. Писания, что не может быть согласия между Христом и Велиаром, или какое соучастие верного с неверным (2Кор.6:15). Если вообще духовное лицо не может иметь с еретиками никакого молитвенного общения, даже и частного, тем менее возможно для него такое общение с иудеями, в силу вполне понятной причины, проистекающей из самого отношения иудейства к христианству. Многие правила позднейших соборов (особенно Лаодикийского и Трулльского) решительно осуждают какое бы то ни было религиозное общение с иудеями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Католическое духовенство стремилось подчинить себе православных, требуя соблюдения Флорентийской унии, которая для католиков сохраняла актуальность. Миссионеры прибегали к дискредитации Константинопольского Патриархата и возбуждению националистических настроений среди окормляемых им православных народов. Β XVI в. начинается активная деятельность иезуитов, обосновавшихся в Малой Азии и по всему Балканскому п-ову. Стараясь привлечь православное население, они строили школы и больницы, раздавали книги и пожертвования. Иезуитам удалось завязать через кесарийского митрополита Митрофана отношения с патриархом Дионисием II (1546–1555), который, кажется, хотел возобновить переговоры с Римом. Когда же сам Митрофан стал патриархом (1565–1572, 1579–1580), он начал искать подходы к Риму, а поскольку он пользовался всеобщим почитанием, никто не смел выступать против него. Только в 1572 г. синод почувствовал, что патриарх зашел слишком далеко на пути к объединению. Митрофан был низложен и отлучен, с него взяли обязательство более не претендовать на кафедру, но он его нарушил и под народным давлением был возвращен на престол в 1579 г. Однако прошлый опыт он учел и в течение 9 месяцев второго правления (до своей кончины) переговоров с Римом не возобновлял. После введения нового богослужебного календаря папа Григорий XIII (1572–1585) направил константинопольскому патриарху Иеремии II (1572– 1579, 1580–1584, 1586–1595) послание, призывающее последовать его примеру и отказаться от «устаревшего» летосчисления. Патриарх отказался, полагая, что подобное нововведение может быть использовано латинянами в прозелитических целях. Сохранилось синодальное решение, подписанное Иеремией и александрийским патриархом Сильвестром (1569–1590), в котором григорианский календарь категорически отвергается. Иезуитское влияние продолжалось. Ему способствовало основание в Риме папой Григорием XIII в 1577 г. коллегии св. Афанасия для греческих юношей. Если они не становились католиками, то возвращались домой с добрым чувством к Риму и вполне готовыми к разработке какой-нибудь формы унии. Вскоре иезуиты открыли школы на территории Оттоманской империи – в Пере, Салониках, Смирне, Афинах (в 1645 г.; здесь школа не встретила сочувствия и была вскоре перенесена на о. Халки). В конце XVIII в. францисканцы организовали свою школу в Афинах на маяке Демосфена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спасаясь от религ. преследований Альбы, многие кальвинисты бежали на пограничные герм. территории. В 1568 г. в г. Везель состоялся синод кальвинист. лидеров Н., к-рый принял Бельгийское вероисповедание и Гейдельбергский катехизис как основы вероучения постепенно складывавшейся реформатской Церкви. В окт. 1571 г. за пределами Н., в г. Эмден (Вост. Фрисландия), состоялся синод, на заседаниях к-рого, как традиционно считают, произошло основание Нидерландской реформатской церкви (НРЦ). Были подтверждены положения, принятые на Везельском синоде, и утвержден пресвитерианский принцип управления Церковью: низшая ступень - приходские церковные советы, затем консистории, потом территориальные объединения («классис») и, наконец, областные и национальные синоды. В 1571 г. в ответ на требование выплаты алькабалы и др. налогов население Н. взялось за оружие. Вооруженные отряды восставших свергали испан. органы власти, громили католич. церкви и мон-ри. Борьбу с испанцами в Н. вели партизаны, по аналогии с аристократами называвшие себя гёзами. При поддержке местного населения «лесные гёзы» действовали на суше (в лесах Фландрии и Геннегау), «морские» - на море в Северных Н., где под командованием дворян-кальвинистов захватывали и топили испан. суда, нападали на порты, доставляли провиант в осажденные испанцами города. Попытки оказать помощь восставшим предпринимал Вильгельм Оранский, неск. раз (в 1568, 1570 и 1572) направлявший наемную армию в Н. Однако она потерпела ряд поражений и в сент. 1572 г. была распущена. Известие о захвате гёзами 1 апр. 1572 г. зеландского г. Брилле послужило сигналом к началу всеобщего восстания против испанцев в сев. провинциях Н. 14 апр. Вильгельм Оранский призвал население повсеместно оказывать сопротивление испан. властям, злоупотреблявшим доверием короля, и отстаивать свои исконные вольности. Вскоре Зеландия и Голландия, кроме Амстердама, оказались во власти гёзов. Созванные в авг. 1572 г. штаты Голландии признали Вильгельма Оранского законным статхаудером Филиппа II в Голландии и Зеландии и передали ему верховное военное командование и высшую исполнительную власть в провинциях.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

В протестант. историографии условия мирного договора часто расценивались как ловушка, призванная усыпить бдительность гугенотов, однако в наст. время исследователи в основном считают, что королевская власть искренне стремилась примирить гугенотов и католиков. К. называл Сен-Жерменский эдикт «своим договором и своим миром», считал его Божественной милостью, призванной помочь королю объединить противников в гражданском согласии, обеспечить возврат к религ. единству (см.: Варфоломеевская ночь. 2001. С. 24, 104). Мирная передышка дала возможность королеве-матери возобновить переговоры о брачных союзах. В 1571 г. был заключен брак К. с Елизаветой Австрийской, дочерью имп. Максимилиана II. От этого союза в 1572 г. род. дочь Мария Елизавета († 1578). В июле 1571 г. франц. король представил офиц. предложения о браке своей сестры Маргариты Валуа и предводителя гугенотов Генриха Бурбона, принца Наваррского, его матери кор. Жанне д " Альбре. Возможность межконфессионального брака встревожила папу Римского Пия V , к-рый отказался дать разрешение, ссылаясь на близкую родственную связь между женихом и невестой. К. принимал активное участие в переписке с Папским престолом; в июле 1572 г. король довел до сведения нового папы Григория XIII , что свадьба состоится в любом случае (Lettres de Catherine de Médicis. P., 1891. T. 4. P. 106-107). После подписания Сен-Жерменского мира особое влияние в Королевском совете приобрел адмирал Колиньи, предложивший королю сплотить католич. и гугенотское дворянство в новой войне против Испании на территории Нидерландов (там началось восстание, значительную роль в к-ром играли протестанты). Весной 1572 г. туда отбыл отряд волонтеров, действовавший якобы на свой страх и риск; позднее он попал в окружение под г. Монс и сдался герц. Альбе. Современники и вслед за ними нек-рые историки считали, что К. с энтузиазмом поддерживал планы Колиньи, т. к. завидовал воинской славе младшего брата Генриха Анжуйского, командовавшего королевскими войсками в битвах при Жарнаке и Монконтуре (см., напр.: Bordonove. 2002). Сближению 20-летнего короля с Колиньи противилась королева-мать, опасавшаяся открытой войны с Испанией в случае реализации внешнеполитических планов, предлагаемых адмиралом. Тем не менее Колиньи сыграл большую роль в переговорах с кор. Наваррской Жанной д " Альбре о предстоящем браке ее сына (по словам венецианского посла, Екатерина Медичи обещала в случае успеха не препятствовать его общению с К.- Toleranzedikt und Bartholomäusnacht: Französische Politik und Europaische Diplomatie, 1570-1572/Ed. I. Mieck. Gött., 1969. P. 14).

http://pravenc.ru/text/1681067.html

______________________________ Говоря о драматических событиях того времени, нельзя не упомянуть имени замечательного русского историка, археографа и источниковеда, профессора, члена-корреспондента РАН Виктора Ивановича Буганова (1928-1996), работы которого по изучению Молодинской битвы фактически заново открыли ее для наших читателей . Благодаря им мы сегодня имеем и строго очерченный круг источников, опираясь на которые, сможем проследить драматические события лета 1572 года. К сожалению, дошедших до нас первоисточников и мемуаров крайне немного. Прежде всего, это - лаконичные свидетельства Новгородской II-й летописи и краткого летописца времен опричнины , «Государев разряд» и сокращенная редакция разрядных книг ; использованная ранее А.И. Лызловым и Н.М. Карамзиным и известная в 11-ти списках, начиная с Синодального, «Повесть о победе при Молодях» , а также воспоминания немецкого наемника Г. Штадена, которые из-за многочисленных ошибок и явных фантазий автора, в большинстве случаев не могут рассматриваться в качестве полноценного документа . Кроме того, сохранились «Царский наказ М. И. Воротынскому об организации обороны от нападений крымских татар по реке Оке» , «Полковая роспись «Берегового» войска М. И. Воротынского» , «Роспись голов в «береговом» войске М. И. Воротынского» , записи Разрядной книги о «береговой службе» и отражении нашествия крымских татар в 1572 г. , «Грамота Девлет-Гирея Иоанну Васильевичу Грозному о причинах похода на Русское государство летом 1572 г. и об условиях установления мирных отношений» . Но и эти сравнительно немногочисленные письменные свидетельства позволяют нам с документальной точностью установить не только ход событий, предшествовавших сражению, но и точный состав русской армии, ход маневрирования противоборствующих сторон, детальный разбор сражения и последующего преследования русской армией бегущего противника. ___________________________________ Завершив краткий обзор источников, вернемся к событиям зимы-весны 1572 года. К его началу Девлет-Гирей, видя опустошение России свирепствовавшей эпидемией чумы и голодом, ставшим последствием неурожая, поражение русских войск под Ревелем и помня о своем прошлогоднем успешном набеге на Москву, имел все основания считать, что и на этот раз русская столица окажется легкой добычей. Хану удалось сформировать из крымских и ногайских татар армию, насчитывающую до 80 тысяч человек. Османская империя, не оставшаяся в стороне от этого набега, предоставила отряд из 7 тысяч янычар. Всего под ханскими знаменами собралось до 100 тысяч человек.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/24/...

и католиков. Однако межконфессиональная рознь, особенно в тех городах, где Г. и католики сосуществовали вместе, наоборот, обострилась. Кроме того, в политическом отношении Сен-Жерменский эдикт явился актом поддержки более слабой стороны, к-рая могла стать противовесом деятельности Гизов. Результат - возросший авторитет адмирала Колиньи, фактического руководителя франц. Г. Он становился опасен из-за влияния на короля и гугенотские провинции. Предложенная Колиньи программа активной внешней политики Франции предполагала войну против католич. Испании - на территории амер. колоний, где Франция могла бы расширить свои владения, и в Нидерландах, где против испан. короля воевали боровшиеся за независимость протестанты. 18 авг. 1572 г. состоялась свадьба Генриха Бурбона и Маргариты Валуа. На церемонию съехались наиболее видные представители гугенотского дворянства. В Париже, большинство населения к-рого составляли католики, стали распространяться слухи о гугенотском заговоре, целью к-рого называли в т. ч. и убийство короля. 22 авг. выстрелом из аркебуза в руку был ранен Колиньи. Г. потребовали наказания герц. Генриха Гиза, к-рого считали организатором покушения. В ночь с 23 на 24 авг. в Париже началось избиение Г., к-рое получило название Варфоломеевской ночи . Полагают, что было убито ок. 2 тыс. протестантов, собравшихся на свадьбу, в т. ч. и Колиньи. Погромы Г. прошли в нек-рых провинциальных городах (Бордо, Тулуза, Орлеан, Лион). После авг. 1572 г. конфликт принял характер широкомасштабных войн. Непосредственно за Варфоломеевской ночью последовали 4-я (1572-1573) и 5-я (1574-1576) войны. Г. заняли ряд городов. Королевскими войсками был взят Сансер, но крепость Ла-Рошель устояла (с февр. по июнь 1573 было предпринято 8 штурмов города). Договоры, заключенные после 4-й (Ла-Рошельской) и особенно после 5-й войны (в Больё), были благоприятны для Г. К этому времени в юж. и юго-зап. провинциях Г. достигли политического перевеса, на 2 съездах в Мийо (1573 и 1574) был составлен проект политической организации протестант.

http://pravenc.ru/text/168241.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010