397 . Кузьмин Н., свящ. Паломничество из Ельца в Задонск 21 мая 1911 года//“Воронежские епархиальные ведомости”, 23, 1911. 398 . Литвинов В. К 50-летию открытия мощей св. Тихона Задонского //”Воронежский телеграф”, 150, 1910. 399 . Молитва Святителю и чудотворцу Тихону//“Тамбовские епархиальные ведомости”, 12, 1861. 400 . Несколько мыслей по поводу открытия 13 августа 1861 г. святых и нетленных мощей Тихона, епископа Воронежского//“Домашняя беседа”, вып. 33, 1861. 401 . Никольский П. Просьба к духовенству епархии//“Воронежские епархиальные ведомости”, 8, 1910. 402 . Никольский П. Вниманию духовенства Воронежской епархии//“Воронежские епархиальные ведомости”, 42, 1910. 403 . Никольский П. Нужды времени. Чем следует ознаменовать 50-летний юбилей со дня прославления св. Тихона?//“Воронежские епархиальные ведомости”, 5, 1911. 404 . Никольский П. К предстоящему юбилею//“Воронежский телеграф”, 8, 1911. 405 . Никольский П. Антоний II, архиепископ Воронежский (1826–1846) и обретение мощей святителя Тихона//“Воронежская старина”, вып. 10, 1911. 406 . Обстоятельства, предшествовавшие торжественному открытию святых мощей святителя Тихона, и письмо о кончине архиепископа Антония//“Домашняя беседа”, вып. 47, 1861. 407 . Олейников Т. Определение Св. Синода об открытии мощей св. Тихона//“Воронежская старина”, 10, 1911. 408 . О праздновании памяти св. Тихона//“Воронежские губернские ведомости”, 62, 1887. 409 . Остроумов П. Праздник святителя Тихона в Тамбове//“Тамбовские епархиальные ведомости”, 6. 410 . Остроумов П. Молитва святителю Тихону//“Тамбовские епархиальные ведомости”, 12, 1861. 411 . Открытие нетленных мощей Святителя и Чудотворца Тихона, епископа Воронежского//“Воскресное чтение”, 4, 1861. “Домашняя беседа”, вып. 28 и 36, 1861. “Друг юношества”, февраль, 1863. “Дух христианина”, 1861, 1862. “Душеполезное чтение”, ч. III, 1861. “Московские ведомости”, 188, 1861. “Странник”, ч. II, приложение, 1862. “Тамбовские епархиальные ведомости”, 12, 1861. “Христианское чтение”, ч. 3, 1865. “Церковная летопись духовной беседы”, 1861. 412. Открытие честных мощей иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, благодатные при том знамения и чудесные исцеления. СПб., 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

М. Горчакову , с приложением записки: «о греко-болгарском деле, по сведениям до 3-го января 1861 года», «Записка митрополита Филарета о греко-болгарском деле, по сведениям до 10 января 1861 года», «Письмо митрополита Филарета к князю А. М. Горчакову , с приложением записки: «о греко-болгарском деле, по прочтении патриаршей грамоты и болгарского ответа» и «Записки митрополита Филарета о греко-болгарском деле по сведениям: 31 января, 7, 22 и 28 февраля, 7, 14, 15, 21 и 28 марта, 11, 18 и 25 апреля, и 14 мая, 1861 года»). На это послание православные болгары отвечали печатным опровержением, в резкости тона и выражений не уступавшим окружному посланию («Письмо митрополита Филарета к А. П. Ахматову по греко-болгарскому делу»). Угроза патриарха была исполнена 24 февраля 1861 г.: на общем соборе, состоявшем из всех патриархов (как состоявших на службе, так и пребывавших в Константинополе), болгарские архиереи Иларион и Авксентий были низложены и лишены сана («Записки митрополита Филарета о греко-болгарском деле по сведениям: 31 января, 7, 22 и 28 февраля, 7, 14, 15, 21 и 28 марта, 11, 18 и 25 апреля, и 14 мая, 1861 года»: «О греко-болгарском деле, после известия об отлучении от церкви епископа Илариона», «0 болгарском деле по сведениям от 28 февраля, 1861 года»). Вместе с этим патриарх Иоаким стал настаивать пред портою, чтобы Иларион и Авксентий были отправлены в заточение. Но это желание патриарха было исполнено портою только в конце апреля («Записки митрополита Филарета о греко-болгарском деле по сведениям: 31 января, 7, 22 и 28 февраля, 7, 14, 15, 21 и 28 марта, 11, 18 и 25 апреля, и 14 мая, 1861 года»: О болгарском деле по сведению от 7 марта 1861 г.). «Бывший патриарх (Кирилл 7-й) медленностию и нерешительностию болгарскому восстанию дал время усилиться и распространиться», писал митрополит Филарет в записке от 14 мая 1861 г. («Записки митрополита Филарета о греко-болгарском деле по сведениям: 31 января, 7, 22 и 28 февраля, 7, 14, 15, 21 и 28 марта, 11, 18 и 25 апреля, и 14 мая, 1861 года»: «0 греко-болгарском деле по сведениям от 11, 18 и 25 апреля 1861 г.», VIII.); «Иларион упорством против патриарха, простертым до наглости, заградил для себя путь его снисхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

91  А также в современных греческих изданиях Параклитика, где вытесняет собой канон Иосифа 2-го гласа. 95  Составители Ταμεον указывают одну рукопись, содержащую канон – Scorial. X. IV. 8. Fol. 76 v –79. 99  Составители Ταμεον указывают одну рукопись, содержащую канон – Vatic. Reg. gr. 64. Fol. 69–71 v . 102  Изд.: AHG. T. IV. P. 179– 189 и Ibid. P. 190–195 вторая редакция канона). 103  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Vatic. gr. 1853. Fol. 89–92 v и Sinait. gr. 679. Fol. 111–118. 104  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Vatic. gr. 1853. Fol. 96 v –100 и Vindob. Theol. gr. 148. Fol. 165 v –166. 105  Составители Ταμεον указывают одну рукопись, содержащую канон – Chalc. Panaghias 60. 106  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Vindob. Theol. gr. 148. Fol. 152–153 v и Vatic. reg. gr. 64. Fol. 103–105 v . 107  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Mediussensis gr. 1. Fol. 215–219 v и Vatic. Reg. gr. 54. Fol. 153–154. 109  Составители Ταμεον указывают пять рукописей, содержащих канон – Patm. 197. Fol. 25 v –29; Hieros. Sab. 207. Fol. 16 v –18 v ; Sinait. gr. 583. Fol. 36 v –38; Vatic. gr. 2309. Fol. 76–79; Vindob. Theol. gr. 148. Fol. 154–155 v . 111  Канон издан Ф. Антонопулу: Antonopoulou Th. A Kanon on Saint Nicholas by Manuel Philes//Revue des etudes byzantines. P., 2004. Vol. 62. P. 197–213. 112  Датировки основаны на времени жизни известных авторов песнопений, датировках содержащих эти песнопения рукописей и представленном выше исследовании. 113  О рукописи см.: Stevenson H.M. Codices manuscripti Palatini Graeci Bibliothecae Vaticanae. R., 1885. P. 67–70. 116  Но не ирмосы, так как молебные каноны, согласно уставу, исполняются без ирмосов, сопровождаясь указаниями на ирмосы лишь для обозначения напева, на который должны исполняться тропари. Читать далее Источник: Добрый кормчий : Почитание Святителя Николая в христианском мире : Сборник статей/Сост. и общ. ред. А.В. Бугаевский. - Москва : Скиния, 2010. - 600 с./Свящ. Михаил Желтов. Святитель Николай Мирликийский в византийской гимнографии. 208–221 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

R., 1585) нельзя считать изданием к.-л. катены, поскольку он содержит лат. перевод фрагментов греч. авторов вперемешку с выборками из лат. экзегетов (вплоть до Николая Лирского († 1349)) и толкованиями самого Липпомано. Эта компиляция ограничивается Пс 1-10. Кроме катены Барбаро единственным известным изданием катены на Псалтирь до 2-й пол. XX в. являлось издание Кордье ( Corderius. 1643-1646). После каждого псалма оно приводит 3 вида текста: краткий парафраз псалма; комментарий, приписываемый Феодору Ираклийскому (в др. рукописях - Петру Лаодикийскому); вторичную катену на Псалтирь рукописей Monac. gr. 12 и 13, XVI в., дополненную нек-рыми фрагментами из Vindob. Theol. gr. 8, X-XI вв.; Vindob. Theol. gr. 17 и 297, XI в., а также из др. неидентифицированной рукописи (возможно, Vindob. Theol. gr. 294). Примерно половина фрагментов главных рукописей (Monac. gr. 12 и 13) не содержала лемм, Б. Кордье «восполнил» этот недостаток, руководствуясь лишь своими догадками, поэтому пользоваться его изданием следует с большой осторожностью. Арль издала часть «Первой палестинской катены» (на Пс 118), взяв за основу 2 рукописи: Ambros. F 26. sup. и Patm. 215 ( Harl M., ed. 1972). Это издание подверглось критике К. Курти, к-рый показал, что Арль не учла ряд рукописей вторичной традиции, из-за чего текст катены на Пс 118 оказался издан не полностью ( Curti. 1974). В свою очередь Курти предпринял издание еще одной части «Первой палестинской катены» - на Пс 119-133 - с учетом как первичной, так и вторичной традиции ( Curti C., ed. 2003). К. являются единственной формой, в которой сохранились толкования некоторых св. отцов и церковных писателей на Псалтирь (обзор изданий катенарных фрагментов отдельных авторов - Devreesse. 1928. Col. 1119-1139). В большинстве этих изданий отсутствует критика текста. В XX в. были проведены исследования, имевшие целью уточнить состав корпуса катенарных фрагментов на Псалтирь ряда авторов. Так, Мюленберг при составлении каталога К. на Псалтирь осуществил новое издание фрагментов Аполлинария Лаодикийского и Дидима Слепца ( M ü hlenberg.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Л. 98. Тайна в Имени Иисуса Христа (чудотворная самодействующая сила) (11 октября 1860 г.). Л. 101. О силе слова, безусловно действующего (25–30 августа 1861 г.). Л. 104. Эмблема непрестанной молитвы (18 октября 1861 г.). Л. 105. Мысли пред призыванием Имени Иисуса Христа (11 октября 1860 г.). Л. 105 об. О пространстве молитвы (6 ноября 1861 г.). Л. 106. О необходимости внутреннего служения Богу (27 октября 1860 г.). Л. 107 об. Средство св. Иоанна Лествичника против искушения (13 января 1861 г.). Л. 108. О совокупности чтения с молитвою (письмо) (8 декабря 1860 г.). Л. 111. Средство для возбуждения прилежности к молитве (7 января 1861 г.). Л. 114. Блага, приобретаемые молитвою (18 февраля 1866 г.). Л. 119. Врачевство от помысла о безуспешности внутреннего делания сердца (5 мая 1864 г.). Л. 121. Доказательства возможности и пользы внутреннего сердечного делания (17 мая 1864 г.). Л. 122. Разъяснение слов Каллиста и Иоанна о ноздренном дышании (14 мая 1864 г.). Л. 123. Еще о необходимости и важности сердечного делания (3–15 января 1865 г.). Л. 124 об. Nota. Случается, что на занимающегося художественным внутренним деланием воздвигаются помыслы… (11 февраля 1866 г.). Л. 125. Опровержение отрицаний необходимости и пользы художественного сердечного делания для достижения непрестанной внутренней молитвы (9–13 июля 1865 г.). Л. 131. О причине, естественно возбуждающей молитву в человеке (29 января 1861 г.). Л. 133. Еще о естественности молитвы для человека, или врожденной способности его к оной (16 мая 1861 г.). Л. 134 об. Успокоение души, ищущей Бога (30 ноября 1861 г.). Л. 135. Мысли о молитве, почерпнутые из творений святителя Тихона Задонского (30 декабря 1862 г.). Л. 139. Совет о прилежности к молитве (5 мая 1861 г.). Л. 142. Средство, возбуждающее усердие к призыванию Имени Божия, то есть к Иисусовой молитве, состоящее в размышлении о Божественности, величии и любвеобилии Господа Иисуса Христа при чтении Святого Евангелия (23 августа 1861 г.). Л. 147. Еще о том же (20 апреля 1862 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Л. 149. Величайшие пользы, внесенные в мир Евангелием Христовым (4 февраля 1866 г.). Л. 151. Убеждения, преимущественно побуждающие к творению молитвы, развивающие охоту и усердие к оной и противоборствующие лености (11 октября 1861 г.). Л. 153. Сердечное действие при внутренней молитве не прелестно (16 февраля 1862 г.). Л. 159. О сердце, что под сим словом разумевается в Священном Писании (6 января 1862 г.). Л. 163. О натуральном наслаждении молитвенного сердца (письмо) (11–14 марта 1862 г.). Л. 172. О насладительных последствиях внутренней сердечной молитвы с призыванием Имени Иисуса Христа, отверзающей Царствие Божие внутри сердца (31 декабря 1861 г.). Л. 178. Об акцентах в интонации Иисусовой молитвы (28 марта 1862 г.). Л. 182. Мысли о Иисусовой молитве (28 марта 1862 г.). Л. 184. Продолжение о том же (13 марта 1866 г.). Л. 186. Богомысленное размышление при Иисусовой молитве (17 февраля 1861 г.). Л. 200. Образумление себя (15 сентября 1864 г.). Л. 206. Безмолвное излияние души (1 февраля 1866 г.). Л. 208. Предание себя и всего в волю Божию (Мысли из святого Петра Дамаскина ) (28 мая 1866 г.). Л. 210 об. Мысли из 99-й главы блаженного Диадоха (15 ноября 1866 г.). Л. 212. Сказание носящего всегда при себе Евангелие (25 мая 1861 г.). Л. 222. Взгляд на стремление к изложению назидательных поучений для наставления ближних (30 октября 1861 г.). Л. 226. О смирении, что есть истинное смирение и как научиться и достигнуть оного (5 февраля 1861 г.). Л. 240. Исповедь внутреннего человека, ведущая ко смирению (3 сентября 1861 г.). Л. 250. О силе духовной простоты, внутренно умудряющей (12 апреля 1862 г.). Л. 256. Поучительный взгляд на младенца (1 сентября 1861 г.). Л. 261. О непрестанной молитве, то есть что всем вообще христианам должно непрестанно молиться (извлечено Симеоном Фессалонитским из Жития святого архиепископа Григория Паламы ). Парафраз (30 января 1861 г.). Л. 269. О умственной Иисусовой молитве, парафразическое изложение слова св. Иоанна Златоустог о, приводимого во свидетельство святыми отцами (8 февраля 1861 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Рецензия: а) Духовный Вестник, 1862, 1, ст. Сербинова (О критиках г. Сербинова смотри в книге А. Бухарева : «О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской». М. 1865г., стр. 386–407. Возражения на ту же статью г. Сербинова в «Черниговских Епархиальных Известиях», 1865 г. 8, Журналистика, стр. 244–246). б) Известия 2 Отд. Имп. Акад.Наук 1861 г., т. Х. стр. 56. в) Странник, 1862г., 12, отд. III, стр. 189, ст. П. Матвеевского . 30. Черниговские иерархи. (Труды Киевской Духовн. Академии, 1860 г., книга 2, стр. 169–281). Это отрывок из «Общего обзора епархии Черниговской», вышедшего в 1861 г. 31. Исторические сведения о раскольниках Черниговской епархии. (Труды Киев. Духовн. Академии 1860г., книга 3, стр. 205–235). 1861. 32. Обзор русской духовной литературы, 1720–1858 г., (умерших писателей). Спб. 1861 г. 212 стр. Второе издание дополненное 1720–1858 г. (В книге впрочем упоминаются писатели, умершие и в 1859–1862 годах). Чернигов. 1863 г. 310 стр. Рецензии: а) Библиографич. Записки, 1861 г., т. III, 7, столбц. 203–205. б) Духовный Вестник, 1862 г. 8, 9, 10, 11 и 12, статьи С. Пономарева. Об них Записки Имп. Акад.Наук, том 4, книжка 1, Спб. 1863 года, стр. 87–91, статья Академика П. Пекарского. в) Известия 2-го Отд. Имп. Акад. Наук, т. Х, вып. 1, стр. 56–57. г) Книжный Вестник, 1861 г., 9, стр. 6, книги 957. д) Православное обозрение, 1862 г. 3, ст. Ф. Алексеева (псевдоним профессора Ф. Терновского ). е) Странник 1862 г., 9, отд. III, стр. 109, статья А. Филонова; 1863г., 5, отд. III, стр. 24 (собственно перепечатка предисловия к «Обзору»). 33. Общий обзор епархии Черниговской. (О языческих обитателях края и начале христианства; о иерархах; об округе епархии и состоянии паствы; о расколе). Чернигов. 1861 г. 134 стр. 34. Кафедральные Черниговские монастыри: Ильинский (Троицкий), Елецкий и Борисоглебский (с приложением нескольких неизданных сочинений Св. Димитрия и многих грамот и планом древнего Чернигова. Ч. 1861 г. 178 стр. 35. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. Опыт описания жизни их. Сначала прилагались к Черн. Епарх. Изв. Листами и более, с 5 1861, потом вышли отдельно девять месяцев, январь – сентябрь, каждая книжка отдельно, Ч. 1861–1865 г. 150, 144, 154, 138, 194, 150, 174, 152 и 208 стр. стр. Отделение III, месяцы сентябрь – декабрь. С хронологическим и алфавитным указателем святых. Второе издание. Чернигов 1865 г. IV нен. 612, 12 и 14 стр. стр. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Развитие практики покаяния объясняет, почему возникло непонимание сущности Таинства. Несмотря на нападки – Виклефа, реформаторов и либеральных историков догмата, модернистов, – Церковь всегда утверждала судебный характер Таинства Покаяния со всеми вытекающими из этого последствиями. Учение Католической Церкви о покаянии (примирении): Церковь имеет власть прощать все грехи: ХВ 1, 35, 576, 611, 795/4, 815–817, 838, Такое прощение грехов есть истинное Таинство, установленное Христом: ХВ 38, 44, 576, 658, 663, 815, 817, 836; отличное от Крещения: ХВ 577, 795/4, 818, 819, 837; особенно из-за его правовой формы: ХВ 818. Грехи отпускаются только через Таинство Покаяния: ХВ 577, 611, 701, 800, 825, 842. Грехи прощаются через отпущение грехов [absolutio]: ХВ 803, 820; Это Таинство может совершать только священник, наделенный властью: ХВ 800, 801, 803, 828–829, 845. Прощение грехов – в сущности, оправдательный приговор: ХВ 829, 844. Церковь имеет право определять форму исповеди: ХВ 796, 797–798, 827; и оговаривать некоторые случаи: ХВ 802, 812, 830, 846. Умирающим необходимо давать возможность исповедоваться и получить отпущение грехов: ХВ 795/5, 795/6. Со стороны грешника требуются раскаяние, исповедь и удовлетворение за грехи (епитимья): ХВ 577, 803, 821, 839. Раскаяние – это сокрушение о своих грехах: ХВ 577, 803, 823. Совершенное сокрушение полностью освобождает от греха, даже до исповеди, если есть намерение исповедоваться: ХВ 824. Несовершенного сокрушения достаточно для Таинства Покаяния: ХВ 824; оно благо и спасительно: ХВ 590, 824, 840. Кроме того, оно требует исповедания всех тяжких грехов, совершенных после Крещения и еще не исповеданных: ХВ 577, 800, 803, 825–826, 841–844. Повседневные грехи или грехи, которые были уже исповеданы, нужно подлинно исповедовать: ХВ 825, 842. Таинство Покаяния требует, наконец, удовлетворения за грехи: ХВ 577, 801, 803, 831–835, 847–850. Последствия Таинства Покаяния: примирение с Богом, то есть прощение грехов и освобождение от вечного наказания за грех: ХВ 576–577, 612, 659, 803, 822;

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Посему признаю Преосвященного Леонида достойным Всемилостивейшего внимания Его Императорского Величества. К ордену Св. Анны во 2-й ст. сопричислен он в 1856 г. По прежнему обычаю, он ныне может быть представлен к первой степени того же ордена. Если же не можно будет иметь дерзновение просить сего, то может он быть представлен к третьей ст. ордена Св. Владимира. Покорнейше прося Ваше Сиятельство предстательствовать о сем пред Его Императорским Величеством, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства Милостивого Государя покорнейший слуга Филарет М. Московский . Апреля 7, 1861 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1861 г. II отд. 2 ст. 243. 143. Поздравление графа А. П. Толстого с праздником Св. Пасхи в 1861 году 21 Апреля 1861 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Имев приятную надежду устами ко устам подать Вам целование о имени Воскресшего Спасителя нашего, но видя, что надежда сия не сбудется, посылаю Вам издалека летящее слово крайнего сочувствия: Христос Воскресе! Некто сказал: радость Господня есть сила наша. Да будет радость Господня, небесная истинная, силою Вашею, когда на земли многое требует труда и развития при оскудевающей надежде мира и покоя. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства Милостивого Государя покорнейший слуга Филарет М. Московский . Апреля 21, 1861 г. После Всемилостивейшего Государя благодарю Вас, как предстателя за протоиерея Горского 117 . Д ело Канц. Об. Прокур. 1861 г. I отд. 2 ст. 135. 144. Письмо Митрополита Филарета к графу А. П. Толстому с присовокуплением замечаний о константинопольской иерархии, по сведениям от 3 октября 1861 года 24 Сентября 1861 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Константинопольские церковные дела так запутаны, что о них много можно думать и скорбеть, но из размышлений трудно вывести надежное практическое заключение. Однако по препровожденной ко мне при отношении Вашего Сиятельства от 17 сего октября 5818) депеши от 3 дня, мысли мои я изложил в записке, при сем препровождаемой 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ок. 1405 г. И. Х. обучал Марка Евгеника . Кроме него учениками И. Х. в разное время были митр. Никейский Виссарион , Георгий Палеолог Кантакузин, Мануил Палеолог Асанопул; между 1415 и 1431 гг. учеником И. Х., вероятно, был патриарх К-польский Геннадий II Схоларий ( Hunger. 1969. S. 18). В 1405-1406 гг. мон. Нафанаил, врач госпиталя при мон-ре Иоанна Предтечи в К-поле, поручил И. Х. отреставрировать рукопись VI в. медицинского трактата Диоскорида (Венский Диоскорид; Vindob. Med. 1). Ко мн. изображениям лечебных растений в рукописи И. Х. заново написал пояснения. Возможно, И. Х. был одним из учителей медицинской школы при этом госпитале (см.: Культура Византии. Т. 3. C. 405). В 1407/8 г. И. Х. приступил к составлению сочинения дневникового типа, к-рое Х. Хунгер, обнаруживший этот автограф И. Х. в Национальной б-ке Австрии (Vindob. Suppl. 75) и издавший его ( Hunger. 1969. S. 54-63, 138-242), условно назвал «домашней книгой» (Hausbuch). Это сочинение отражает многообразие интересов И. Х.: содержит фрагменты философских, риторических, математических сочинений античных авторов, среди к-рых схолии к аристотелевской «Логике», извлечения из «Начал» Евклида и различные математические задачи. Напр., для вычисления квадратуры круга И. Х. использует текст Гиппократа Хиосского, дополненный извлечениями из комментария Симпликия к аристотелевской «Физике». В «домашнюю книгу» помещены также черновики писем разным адресатам (в т. ч. имп. Мануилу II Палеологу ), среди к-рых 2 описания болезней И. Х. (в 1404 и 1407), а также стихотворения автора. Глубокое знание астрономии демонстрируют расчеты солнечного затмения 7 июня 1415 г. ( Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 256). В столице И. Х. посещал публичные «театры» имп. Мануила II Палеолога, где в присутствии образованной публики читались философские и риторические произведения. Эти мероприятия заслужили похвалы И. Х., высоко ценившего проявляемое т. о. почтение к «мудрости, сопряженной с добродетелью» ( Медведев. 1997. С. 25). Сложно точно определить время, когда И. Х. начал церковную карьеру. Его последняя подпись как нотария датируется 1415 г., а в 1431 г. он упомянут Виссарионом Никейским как Игнатий, митр. Силимврии. Существует еще одна рукопись, созданная между 1415 и 1431 гг. и подписанная иером. Игнатием Хортазменом. Как большинство архиереев того времени, И. Х. проводил больше времени в К-поле, чем в своей митрополии. Будучи уже митрополитом, И. Х. собственноручно переписывал минеи, используя для этой цели палимпсесты . В Британской б-ке хранится палимпсест, содержащий февральскую минею (Lond. Brit. Lib. Add. 31919), датированный 4 апр. 1431 г., с автографом-посвящением И. Х.: «Церкви самой бедной и самой маленькой из всех» ( Hunger. 1969. S. 18). Виссарион Никейский упомянул, что И. Х. одобрительно относился к унии Церквей.

http://pravenc.ru/text/471546.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010