10 Преп. Иоанн Лествичник, особенно известен своим духовным сочинением «Лествица», являющимся руководством духовного восхождения. Учитель монашества. Год кончины 649. Память 30 марта 12 апреля. 11 Преп. Павел Препростый, ученик и сподвижник преп. Антония Великого; отличался простотой и незлобием, имел дар чудотворения и прозорливости, скончался в глубокой старости, около 340 года. Память 7 20 марта. 12 Преп. Антоний Великий — основатель отшельнического монашества, прославился подвигами в пустыне египетской. За всю жизнь два раза оставлял пустыню и являлся в Александрию со словом любви, утешения и вразумления. Скончался 105 лет от роду. Ангел земный и человек небесный. Год кончины 356. Память 17 30 января. 13 Старец схимонах Василий (Поляномерульский), духовный отец преп. Паисия Величковского, духовный наставник молдавских пустынников и старцев, учитель умной молитвы. 14 Преп. Григорий Синаит, родом из Малой Азии; принял иночество на острове Кипре и подвизался на Афоне в царствование Михаила VIII и Андроника II Палеологов, написал много душеполезных книг, скончался в 1310 г. Память 8 21 августа. 15 Преп. Варсонофий Великий, святой VI века. Празднуется вместе с пророком Иоанном; подвизался в обители аввы Серида, а затем в уединенной келье недалеко от обители. Прославился подвигом поста, молитвы и безмолвия, стяжал необыкновенную духовную мудрость. После преп. Варсонофия и пророка Иоанна осталась душеполезная книга «Руководство к духовной жизни», составленная в форме вопросов и ответов. Память святых 6 19 февраля. 16 Преп. Симеон Новый Богослов, родом из Галата, подвизался в Студийской обители, затем в обители св. Маманта. Скончался в 1032 г. Оставил после себя богословские труды, из которых наиболее известными являются: «Главы деятельные богословские», «Слово о вере», «Слово о трех образах молитвы». Память 12 25 марта. 17 Свят. Каллист, Патриарх Царьградский (Константинопольский), ученик преп. Григория Синаита, подвизался на Афоне; дважды призывался для патриаршего служения на Константинопольской кафедре. Он установил на Литургии свят. Василия Великого, вместо «Достойно есть», петь «О Тебе радуется…». Исихаст, богослов. Память 20 июня по старому стилю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Церковь в Глендалоу (Ирландия) Святой Домнок (Доминик; † ок. 550; память 13 февраля) был учеником святого Давида Уэльского, позднее стал отшельником в Тибрэгни в Ирландии. Великим ирландским аскетом был преподобный Скотин (VI в.; память 6 января). В молодом возрасте святой Скотин покинул родную Ирландию и стал учеником святого Давида в Уэльсе. По возвращении в Ирландию он долгие годы жил отшельником в полном уединении на горе Маирг на месте современного графства Лейкс. Борясь с искушениями плоти, он подолгу молился в холодной воде. Святой Скотин дружил со святым Бренданом Мореплавателем. Святой Келлах (память 1 мая) жил в VI веке, был учеником святого Киерана Клонмакнойского и епископом в епархии Киллала в Ирландии. Закончил свои дни отшельником и, возможно, принял мученический венец. Чудесные события связаны со святой девой и отшельницей Броманой Ирландской (память 2 апреля). Она известна как святая дева из Глен-Сейхис, ныне Килброни, в Ирландии. Отличалась святой жизнью, красотой и даром чудотворений. В 1885 году близ Килброни во время бури было повалено дерево, внутри которого был найден колокол VI века – колокол святой Броманы. До этого долгие годы местные жители слышали колокольный звон неизвестного происхождения. Сейчас колокол и крест святой Броманы хранятся в приходской католической церкви Святой Марии в Ростреворе. Поистине дивны дела Твои, Господи! Благодаря подобным чудесам люди снова вспоминают о древних святых, а сомневающиеся укрепляются в вере. К тому же, подобные события доказывают, что эти святые существуют, что они действительно жили, подвизались на этой земле много веков назад, и никакое время не может стереть память о них и об их подвигах ради Христа. Святой Руф (память 2 апреля) был отшельником и подвизался в Глендалоу в Ирландии. Точное время его жизни неизвестно. Большим молитвенником и аскетом был преподобный Фараннан Ирландский († 590; память 15 февраля). Он помогал святому Колумбе, одному из просветителей Шотландии, на острове Айона. Позднее святой Фараннан уехал в Ирландию вести жизнь отшельника в местечке Алл-Фараннан, ныне Аллернан в графстве Слайго. Известно, что святой Фараннан подолгу молился в источнике, который от этого получил целительную силу. В Ирландии и Уэльсе существовало (и существует теперь) много целебных источников и колодцев, связанных с именами святых. Во многих случаях их целительная сила приписывалась именно тому, что святой молился или омывался в этом источнике.

http://pravoslavie.ru/34541.html

Святой Брихан, король Уэльса К сожалению, о жизни почти всех кельтских святых сохранилось очень мало достоверной информации, и исследователям приходится собирать по крупицам материалы, связанные с этими удивительными подвижниками. Поистине легендарной личностью является святой Брихан (Бриан), король Уэльса (память 6 апреля). Он родился около 415 года и вошел в историю как благоверный король Уэльса, имевший 24 святых детей! Все они в значительной мере просветили Корнуолл и северный Девон. По преданию, одной из его дочерей была святая Гладис, мать великого святого – Кадока. Вот уж поистине достойный пример семейной святости. Биография святого Брихана обросла легендами, поэтому трудно установить, что из описываемого в различных источниках о его жизни является подлинным, а что – вымыслом, легендой более позднего времени. Но точно известно, что Брихан всю жизнь был верен Церкви и ее учению и самоотверженно заботился о нуждах своего народа. По преданию, святой Брихан в старости отрекся от престола и стал отшельником. Он отошел ко Господу в конце V века; возможно, был похоронен на острове Инис-Брэхан, названном в его честь.      Одной из любимейших святых жен Уэльса является преподобная Двинвена († ок. 460; память 25 января). Она была родом из Уэльса и славилась подвижнической жизнью. О ней почти не сохранилось информации, однако многие церкви в Корнуолле и Уэльсе освящены в ее честь, что говорит о большой любви многих местных благочестивых жителей к святой Двинвене на протяжении веков. Святой родник, часовня и гробница с мощами святой Двинвены в Лландвине на острове Англси были местом постоянного паломничества. Некоторые считают святую Двинвену покровительницей влюбленных. С 1960 года день памяти святой Двинвены приобрел и светскую форму, став вроде «дня святого Валентина в Уэльсе». Святой Дингад (V в.; память 1 ноября) был отшельником в Лландингад, ныне Ландовери в области Дайфед в Уэльсе. Морган Уэльский, отшельник (VI в.; память 26 сентября), был учеником святого Иллтида – одного из отцов-основателей уэльского монашества. Святой Морган долгие годы жил отшельником и преставился на острове Бардси. Несколько церквей в Уэльсе и Корнуолле освящены в его честь.

http://pravoslavie.ru/34525.html

Аранские острова, Ирландия (источник - From-ireland.net) Святой источник в честь преподобного Энды существует по сей день, а его вода обладает целительными свойствами. Он находится на Инишире – одном из трех Аранских островов, к нему совершаются ежегодные паломнические поездки. Еще один источник святого Энды можно найти в лесистой местности Барна-Вудс на берегу Голуэя на острове Ирландия , недалеко от города Голуэй. Согласно преданию, святой любил останавливаться на этом месте, чтобы отдохнуть во время своих путешествий с Инишмора в «материковую» Ирландию, и однажды по его молитвам здесь забил родник. По некоторым сведениям, вода этого источника исцеляет от ушных и глазных болезней. Источник святого Энды на острове Инишир Сегодня святой Энда почитается покровителем Аранских островов. Население этого крошечного архипелага составляет чуть более 1000 человек. Острова Аран также знамениты своими археологическими памятниками, фауной и флорой, особенно – цветами. На протяжении веков Аранские острова привлекали и до сих пор привлекают поэтов, писателей и художников. На островах сохраняются некоторые исконно ирландские народные традиции, а на ирландском языке говорит большая часть населения. К другим, более современным местам, связанным со святым, относится, например, приходская церковь святого Энды в местечке Туллидрам графства Лаут, построенная в XX веке в «ирландско-романском» стиле. Известная средняя школа в городе Голуэй носит название «Колледж святого Энды». Святой Энда Инишморский, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.8 Голосов: 514 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Преподобная Фанхея (VI в.; память 1/14 января) была старшей сестрой святого Энды. Она основала и стала игуменией женского монастыря Россори на месте нынешнего графства Фермана в Северной Ирландии. После смерти была захоронена в Килланне. Как минимум в XVIII веке ее все еще широко почитали в епархии Клохера в Ольстере, а ее мощи хранились в одной из приходских церквей близ границы с графством Мит.  Иногда остров Инишмор также называют Арранмор. Его не стоит путать с другим красивым известным островом с тем же названием – Арранмор, расположенном в графстве Донегол.

http://pravoslavie.ru/102550.html

Во второй половине IV века в Иерусалиме начали отмечать праздник Сретения Господня: первоначально его датой было 15 февраля (40 дней спустя после Богоявления), однако впоследствии, с установлением отдельного празднования Рождества 25 декабря, Сретение было перенесено на 1 февраля (40 дней после Рождества). Из Иерусалима Сретение было заимствовано в VI веке Константинополем, не позднее начала VIII века – Римом. Важную роль в формировании христианского календаря играл Константинополь. Поскольку столица создавалась Константином на месте малозначительного города Византий, где не было своих центров почитания мучеников, в течение IV и последующих веков в Константинополь начали переносить мощи или частицы мощей мучеников, пострадавших в других городах. Именно в этот период возникает традиция разделения мощей мучеников на множество частей и обмена этими частями между местными Церквами, что способствует универсализации культа мучеников – превращения его из местного в общехристианский. Серединой IV века (354) датируется древнейший из дошедших до нас полных церковных календарей – римский. В нем не упоминаются Пасха и Пятидесятница, поскольку их празднование не было связано с фиксированными датами. В общей сложности в календаре упомянуты 24 праздничных даты. Единственный Господский праздник – 25 декабря, Рождество. Все остальные даты представляют собой дни памяти мучеников, в том числе 29 июня – память апостолов Петра и Павла. В IV веке происходил «обмен праздниками» между двумя частями экумены – Востоком и Западом. Восток заимствовал у Запада праздник Рождества, а Запад у Востока – праздник Богоявления. Праздник Рождества Христова, совершаемый 25 декабря, появляется на Западе не позднее III века. Начало отдельного празднования Рождества Христова на Востоке относится к последней четверти IV века. Наиболее ранняя проповедь на Рождество Христово принадлежит Григорию Богослову , и произнесена она, вероятно, в конце 380 года. Некоторые исследователи считают, что именно Григорий Богослов был тем архиепископом Константинопольским, который ввел празднование Рождества в византийской столице. Вероятно, праздник был установлен после того, как к власти пришел император Феодосий, изгнавший из столицы ариан и восстановивший Православие. Характерно, однако, что Григорий называет празднование Рождества 25 декабря «Богоявлением», а праздник Крещения Господня 6 января – днем Светов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Превосходно исполненные мозаики, родственные мозаикам Антиохии, отражают расцвет города, продолжавшийся и после смерти Филиппа Араба. Сохранились и руины раннехристианских базилик. Ведь известно, что Филипп не устраивал гонений на христиан, а в начале IV beka Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (VI, 34) и другие авторы говорили о нем как о первом христианском императоре: «Рассказывают, что он был христианином и захотел в последнюю предпасхальную всенощную помолиться в Церкви вместе с народом, но местный епископ разрешил ему войти только после исповеди и стоять вместе с кающимися на отведенном для них месте». Современные исследователи оспаривают принятие этим императором христианства. Шакка В 6 км от Шахбы расположена Шакка (древний Максимианополь) с руинами римского дворца (II век), базилики II и III веков (реорганизована в христианскую и освящена в честь святого Георгия в 368 году) и монастыря Ад-Дейр (V–VI века). В 1870-е годы в качестве атташе посольства Франции в Османской империи в Шакке побывал Эжен Мельхиор де Вогюэ (французский дипломат, писатель-путешественник, археолог, меценат и литературный критик). Зарисованные им объекты почти не изменились к настоящему времени. Теперь же и их существование под угрозой — всего в нескольких километрах от Шакки расположены позиции боевиков «Исламского государства» (группировки, запрещенной в России). В этом номере мы заканчиваем рассказ о Древней Сирии. Начав с Восточной Сирии (ЖМП. 2015. 9), где находится всемирно известный памятник поздней античности Пальмира, вы узнали о самых значимых христианских святынях, расположенных на этой земле. А также о тех святых, кто много веков назад жил на этой земле и проповедовал Благую весть. В сентябрьском номере опубликована карта Сирии. И теперь, глядя на нее, вы знаете, что скрывается за этими непривычными для русского слуха древними и современными арабскими названиями населенных пунктов и городов, сохранивших до наших дней память о величественной культуре, которую христианство возрастило на Ближнем Востоке. Совместный проект «Журнала Московской Патриархии» и «Большой российской энциклопедии» 15 января 2016 г. 16:00 HTML-koд для сайта или блога: Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 5 В этой публикаци мы расскажем о памятниках Древней Сирии, находящихся в южной части страны. Это древнеримские постройки и раннехристианские храмы в Босре, Эзре, Канавате и Шахбе. В частности, в Эзре находится храм в честь священномученика Георгия Победоносца, в котором в раннехристианские века покоились нетленные мощи святого (сейчас они пребывают в израильской Лидде). А в Босре когда-то стоял кафедральный собор Святых Сергия, Вакха и Леонтия, это был один из первых купольных храмов в Сирии. Это заключительная публикаци серии материалов, опубликованная в предыдущих номерах (см.: ЖМП. 2015. Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/world/svyatini_drevn...

Примэл, святой отшельник († ок. 450; память 16 мая), был родом из Британии. Переехал в Бретань и вел жизнь отшельника около Кемпера. Святые Расиф и Равен были отшельниками и мучениками (V в.; память 23 июля) родом из Британии. Они оба удалились на север Франции, где подвизались в отшельническом образе жизни. Приняли мученическую кончину в Масе. Мощи святых Расифа и Равена сейчас находятся в Байё. Родился в Британии и святой Хеман (VI в.; память 15 сентября). Он тоже нашел себе убежище в Бретани, где жил в полном уединении в месте, позднее названном в его честь Лок-Арн. Является святым-покровителем этой деревни. Святой отшельник Гунтиерн († ок. 500; память 3 июля) был принцем из Уэльса. Подвизался в Бретани. Церковь святого Туди в Корнуолле Преподобный Туди (Тудин; V–VI вв.; память 11 мая) был учеником святого Бриока в Бретани. Он был отшельником, а позднее настоятелем в монастыре Ландевенек в Бретани. Как и святой Бриок, святой Туди прожил некоторое время в Корнуолле, где, возможно, основал монастырь. Старинная приходская церковь в Корнуолле освящена в его честь. Также и одна древняя живописная деревня в Корнуолле носит название Сент-Туди. Святой Воугар , епископ и отшельник (VI в.; память 15 июня), был епископом из Ирландии, позднее уехал в Бретань и стал отшельником около Лесневена. 20 ноября чтится память святой отшельницы и мученицы Максенции . Она была родом из Ирландии. Прибыла в Сенли во Францию, где стала отшельницей. Пострадала за Христа в месте, известном ныне как Понт-Сент-Максенс. Святой Гонерий Трегийский (VI в.; память 18 июля) был англичанином. Его сослали в Бретань, где он вел отшельническую жизнь около Трегия. Мелдон Пероннский, отшельник (VI в.; память 7 февраля), был ирландцем, впоследствии стал отшельником во Франции. Преставился в Перонне. Святой Эдейрн , отшельник (VI в.; память 6 января), родился в Британии. По преданию, он основал несколько монастырей в Уэльсе и собрал общину из 300 монахов. Ряд церквей на севере и юге Уэльса освящены в его честь. Впоследствии стал святым покровителем одной церкви в Бретани.

http://pravoslavie.ru/34541.html

Преподобный Киан (VI в.; память 11 декабря) был отшельником в Уэльсе в местности, относящейся к современному графству Карнарвоншир. Праведник много боролся с бесами. Он известен также как святой Перис. Церковь в деревне Нант-Перис освящена в его честь. В другой деревне, названной его именем, сохранился святой источник, из которого пил сам святой. Одно озеро неподалеку названо в честь святого Киана. Церковь святого Сейриола в Пенмоне Святой отшельник Татан Гламорганский (нач. VI в.; память 26 декабря) подвизался в Гламоргане в Уэльсе, где основал монастырь, названный впоследствии Сент-Атанс. Святой отшельник Мерин (VI в.; память 6 января) был учеником настоятеля Данода в Бангоре. Святого Мерина почитают в этой области Уэльса, а также в Бретани. Святой Эйнган (также Эйнион; VI в.; память 9 февраля) был принцем из Англии. Он покинул родной Камберленд и обосновался в Уэльсе. Прожил остаток жизни отшельником в Лланенгане близ Бангора. Родителями одного из величайших основателей монастырей Уэльса преподобномученика Кадока († ок. 575) были – ни много ни мало – король и королева Уэльса! Они тоже прославлены во святых. В ранней Церкви Британии нередко можно обнаружить целые семьи святых. Подчас представители нескольких поколений одной семьи становились святыми. Имена родителей святого Кадока – Гундлий (также Гвинлиу; † ок. 500; память 29 марта) и Гладис (V в.; память 29 марта). После рождения и воспитания святого Кадока благочестивая королевская чета предалась подвижничеству. По преданию, оба, будучи уже в преклонных летах, жили в таком воздержании, что не ели почти ничего, кроме хлеба, пили одну воду, имели обыкновение молиться в холодной воде в зимнюю стужу. Даже ночью они не прекращали молитв. Они каждый день посещали церковь, молясь и делая земные поклоны перед алтарем. В последние годы жизни святой Гундлий одевался в рубище, ел только ячменный хлеб, перемешанный с пеплом, пил простую воду. К постоянной молитве уединения он прибавлял ручной труд. На смертном одре святого Гундлия посетили святые, которые его причастили. В городе Ньюпорт во имя святого Гундлия освящена церковь. Поистине это замечательный и далеко не единственный пример семейной святости в Британии.

http://pravoslavie.ru/34525.html

Христос, благословляющий Константина Багрянородного. Резьба по слоновой кости. Ок. 945 г. (ГМИИ) К. род. в 905 г., предположительно 17/18 мая ( Grumel. 1937. P. 63; Kazhdan, Cutler. 1991. P. 502) или 2/3 сент. ( Jenkins. 1965. P. 109; см. предполагаемые гороскопы К.: Pingree. 1973), и был первенцем имп. Льва VI Мудрого и его 4-й жены, Зои Карвонопсиды (Карвонопсины, букв. «Черноокой»). В предыдущих 3 браках у императора не было сыновей, что ставило под угрозу продолжение Македонской династии. Рождение К. омрачалось тем, что его мать, хотя и проживала во дворце, с церковно-канонической т. зр. не считалась законной супругой императора. Тем самым К., хотя и родился в Багряной палате Большого дворца (в Порфире), формально оказывался незаконнорожденным. По-видимому, именно для того, чтобы подчеркнуть его права на престол, за К. закрепилось прозвание «Багрянородный»: так называли только тех детей, которые рождались уже у царствующих императоров. Неопределенность статуса К. грозила резко осложнить политическое будущее не только его самого, но и всей империи. Ввиду исключительности ситуации патриарх Николай I Мистик согласился признать К. законным сыном Льва VI и полноправным наследником, но категорически потребовал от императора расстаться с Зоей. Это условие было выполнено, и 6 января 906 г. младенец был торжественно крещен патриархом в соборе Св. Софии. Восприемниками выступали брат и соправитель Льва Александр и высшие сановники. Вскоре, однако, Лев не только вернул Зою во дворец, но и сочетался с ней церковным браком (церемонию без разрешения патриарха совершил придворный пресв. Фома). Патриарх Николай Мистик немедленно наказал клирика, а императора отлучил от Церкви. Лев VI предложил рассмотреть сложившуюся ситуацию на Соборе с участием представителей всех патриархатов. Ни на Рождество, ни на Богоявление 907 г. император не был допущен патриархом в Св. Софию. Отношения между ними накалились. После того как очередная попытка убедить Николая Мистика пойти на уступки потерпела неудачу, Лев VI обвинил его в связях с полководцем Андроником Дукой, поднявшим в это время мятеж на Востоке, и добился отречения патриарха от сана (февр. 907). Новым патриархом стал духовный наставник императора синкелл Евфимий II (I) . Собор с участием представителей папы Сергия III принял императора в церковное общение после его покаяния (в память об этом событии была создана мозаика в нартексе Св. Софии). Тем не менее конфликт вокруг 4-го брака Льва VI вызвал затяжной внутрицерковный раскол, продолжавшийся до «Объединительного Собора» 920 г.

http://pravenc.ru/text/2057048.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Календарные заметки на 18 сентября: память святых праведных Захарии и Елисаветы 18 сентября Русская Православная Церковь совершает память святых Захарии и Елисаветы, родителей святого пророка Иоанна Крестителя. Статья О праведных Захарии и Елисавете, родителях святого Иоанна Крестителя, нам известно немногое; но то, что сохранилось в церковной памяти, весьма достойно внимания и требует вдумчивого прочтении, особенно если учитывать уникальную роль этих людей в истории осуществления божественного замысла о человеческом роде. Самые ранние упоминания о них дошли до нас в первой главе Евангелия от Луки. Из неё мы узнаем, что Захария и Елисавета происходили из рода Аарона и что Захария был священником, который раз в году в свой черед на 1-2 недели приходил служить в Иерусалимский храм. События из их жизни, описываемые евангелистом Лукой, приходятся на время правления в Иудейском царстве Ирода Великого (37–4 годы до н. э.). В Евангелии от Луки отсутствует название города, в котором жили Захария и Елисавета; указано только, что это был «город Иудин» (т. е. в Иудее) «в нагорной [греч. - orein ] (местности)». Под этим греческим словом могла подразумеваться как гористая местность одной из частей Иудеи , так и местность, прежде заселенная коленом Ефрема (1 Цар 1. 1), которая была частью того же геологического образования . Литературная традиция, восходящая к VI веку, связывает место жительства праведной четы с селением Айн-Карем, которое расположено в 6,5 км к западу от Иерусалима .

http://bogoslov.ru/article/1091850

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010