Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНТАКУЗИНЫ [греч. муж. р. Καντακουζηνς; жен. р. Καντακουζην], визант. аристократический род. Этимологически фамилия К. восходит к названию местности Кузинас (Κουζηνς) близ Смирны. Предположительно К. происходили из М. Азии, однако в источниках рубежа XII и XIII вв. упоминаются их владения на Пелопоннесе, в Македонии и во Фракии. Первым представителем рода, достигшим высокого положения на военной службе, был не названный по имени К., упоминаемый в «Алексиаде» Анны Комнины как участник походов Алексея I Комнина в 1095-1108 гг. ( Ann. Comn. Alex. X 2; XI 9, 11; XII 2; XIII 5-7). Первый известный по имени член семейства, Иоанн К., участвовал в кампаниях Мануила I Комнина в нач. 50-х гг. XII в. и погиб в битве при Мириокефале в сент. 1176 г. Осуществлявшиеся в XVI-XVIII вв. попытки проследить генеалогию К. в более отдаленные эпохи и связать их с одним из 12 пэров Карла Великого или c известными историческими деятелями времен Юлия Цезаря и имп. Траяна не имеют под собой научных оснований ( Nicol. 1968. P. VI-VIII). С кон. XII в. К., занимавшие высокие посты на военной службе, старались породниться со знатными семействами Дук , Ангелов и Палеологов : в нач. 80-х гг. XII в. кесарь Иоанн К. женился на сестре буд. имп. Исаака II Ангела Ирине Ангелине. При первых Палеологах положение К. упрочилось: Михаил К., участвовавший в военных кампаниях имп. Михаила VIII Палеолога против Эпирского царства, ок. 1263 г. получил титул великого конюшего; Иоанн Комнин Ангел К. женился на сестре Михаила VIII Ирине Евлогии Палеологине. Их дочь Анна Палеологина К. († после 1313; PLP, N 10933) по политическим мотивам была выдана замуж за эпирского деспота Никифора I Дуку Ангела и после его смерти, будучи регентшей при своем сыне Фоме, стала фактической правительницей Эпира. Ее сестра Феодора Палеологина Раулена К. († 1300; PLP, N 10943), автор Жития исповедников Феодора и Феофана Начертанных (BHG, N 1793) и глава лит. агиографического кружка, состояла в переписке с виднейшими интеллектуалами эпохи: патриархом К-польским Григорием II Кипрским , Никифором Хумном и Мануилом Оловолом . Из-за активного сопротивления униат. политике Михаила VIII она была отправлена в ссылку, а братья ее мужа Исаак и Мануил заключены в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/1470279.html

Александра Никифорова Скачать epub pdf Содержание “Минея до Минеи”: Тропологий Рождение Минеи. IX век. Структура Миней IX-XII вв. Жанровый состав Миней IX-XII вв. Течения в византийской гимнографии в VII-VIII веках Синтез IX века Текстологическая сохранность Миней IX-XII вв. Список сокращений     Зачастую богослужебная Минея кажется современному читателю и простому верующему человеку неоднородной и малопонятной книгой. Даже у опытных священнослужителей встречается подобное отношение к Минее: “В общем, я скучаю над канонами, а особенно над акафистами, и читаю их по обязанности. Выделяю только покаянные каноны Октоиха и постной Триоди” 1 . Думаю, что существует две основные причины такого восприятия Минеи. Первая – это нарушение в ходе исторического развития текстологической цельности книги, вторая – метафоричность языка, затрудняющая восприятие смысла. В данной статье речь пойдёт об отдельных аспектах исторической текстологии Миней. Началом Минеи можно считать её зарождение в составе Тропология в VII-VIII вв. Естественно, что за свою долгую историю, в силу ошибок переписчиков и вследствие богослужебных реформ она претерпела значительные изменения в отношении состава и месяцеслова. Сильный удар по Минеям нанесло целенаправленное сокращение вторых песен. Уже в XII в. тексты Минеи были повреждены, на что указал Иоанн Мавропод, придворный книжник императора Алексея Комнина. При переходе со Студийского на Иерусалимский устав богослужения в XIII-XIV вв. непоправимый ущерб Минеям нанесла унификация списков, из-за которой канули в лету сотни песнопений безымянных и прославленных гимнографов. “Иерусалимские” Минеи – а именно они легли в основу печатных – представляли собой не только приведённый к общему знаменателю, но и испорченный вариант текста: “одни и те же песнопения приписывались разным авторам, каноны имели разрушенные акростихи, опущенную вторую песнь, позднейшие вставки тропарей, многие грамматические и синтаксические ошибки” 2 . В результате процесса постепенного ухудшения на рубеже XIX-XX столетий исследователь Минеи А.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУБЛИН [ирл. Baile Átha Cliath, Duibhlinn, от древнеирл. Dub Linn - черная заводь; англ. Dublin], столица Ирландии, расположена в устье р. Лиффи (вост. побережье о-ва Ирландия), католич. епископская кафедра с XI в., архиеп-ство с 1152 г., англикан. архиеп-ство с 1536 г. V-XII вв. Кафедральный собор Св. Троицы. XII-XIV вв., 1871-1878 гг. Кафедральный собор Св. Троицы. XII-XIV вв., 1871-1878 гг. Согласно позднему преданию, во 2-й пол. V в. св. Патрикий (Патрик), «апостол Ирландии», крестил местное население в водах источника в устье р. Лиффи. В нач. VI в. прп. Моби († 545) основал монастырь Глас-Ноден (ныне Гласневин). Основание мон-ря Сорд (ныне г. Сордс, предместье Д.) приписывается прп. Колумбе , мон-ря Финнглас (древнеирл. Findglas; ныне Финглас в черте Д.) - прп. Каннеху . Одним из самых крупных поселений на территории совр. архиеп-ства было «церковное поселение» Глен-да-Лоха (ныне Глендалох) в горах Уиклоу, основанное на месте подвигов отшельника прп. Коэмгена (Кевина; † 617 или 621). В VII-VIII вв. появились поселения в Клуан-Долкан (ныне Клондалкин) и Тамлахте (ныне Таллахт). В Глен-да-Лоха, Сорде, Тамлахте, Финнгласе находились епископские кафедры. Сохранились сведения о существовании древней ц. Келл Михан на месте совр. ц. св. Микана в Д. Согласно поздней традиции, на месте средневек. Д. находилось 4 церкви «кельтского» периода, что подтверждается археологическими данными только в отношении собора св. Патрикия, по легенде воздвигнутого на месте крещения святителем местного населения,- близ собора были обнаружены каменные плиты с высеченными изображениями креста. С 30-х гг. IX в. в долину р. Лиффи неоднократно (в 833, 837, 841) вторгались скандинавы, разорившие ряд поселений. В 917 г. предводитель дат. викингов из Нортумбрии (Сев. Англия) Ситрик восстановил Д. В 944 г. город был разорен Конгалахом, князем Южных И Нейл, после чего господство над Д. стало рассматриваться как одна из прерогатив верховного правителя острова («короля Темры»).

http://pravenc.ru/text/180517.html

Г. Колпакова Искусство Византии. Ранний и средний периоды Памяти Сергея Сергеевича Аверинцева Содержание Введение География и хронология Периодизация Общие категории византийской культуры I. Архитектура и изобразительное искусство I – VIII вв Раннехристианская культура I – IV вв. Фрески и мозаики крепости Дура-Европос (232–244) Христианское искусство после Миланского эдикта Архитектура Архитектура времени Константина Великого Базилики конца IV – начала VI в. Центрические храмы доюстиниановой эпохи Изобразительное искусство Римские мозаики Мозаики Салоник Византийские мозаики Рима и Милана Мозаики Константинополя Мозаики Равенны Искусство эпохи Юстиниана Архитектура Купольные базилики Храм Св. Софии Константинопольской Изобразительное искусство Монументальная живопись Ранняя миниатюра Ранние иконы Искусство периода завершения иконоборчества. Конец VIII в II. Художественная культура IX–XII вв Македонский ренессанс. IX–XI вв. Система декорации храма Архитектура Изобразительное искусство Мозаики и фрески Рукописная книга Искусство эпохи Дуков Эпоха Комнинов. XII в Эволюция живописи Стиль времени Ангелов. 1185 – 1200 гг Архитектура Список сокращений     Введение История изучения византийского искусства обширна: историография византинистики могла бы явиться отдельной темой. Возможны диаметрально противоположные точки зрения на это явление в целом – от «miserable Byzance» Петра Чаадаева до возвышенных восторгов в духе Константина Леонтьева . Точка зрения часто зависела от отношения не столько к византийской культуре, сколько к православию, и это обстоятельство нельзя не учитывать. Неизменными остаются общие положения: византийская культура – это утонченная, изощренная художественная система, сумевшая органично соединить в неразрывное целое традиции античной культуры и мировосприятия и христианство восточного (православного) толка. Высота интеллектуального начала, умение сложно мыслить и тонко чувствовать – одна из главнейших характеристик этого феномена. П. П. Муратов, в попытке выявить специфику византийского искусства, пишет: «Когда мы пробуем проникнуть в красоту Византии, нас поражает ее крайняя сложность. В ней нет ничего простого, природного, свободного, ничего, что давалось бы человеку легко, вместе с воздухом полей, светом солнца и шумом рек. Это самое сложное и самое искусственное из всех искусств» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антифонарий. Ирландия. Кон. VIII в. (Paris. Lat. 9488) Первые письменные источники (кон. VIII - нач. IX в.), в к-рых встречается термин «А.» - каролингские библиотечные каталоги (из мон-рей Сен-Вандрий-де-Фонтенель в Нормандии, Сен-Рикье в Пикардии, Санкт-Галлен в Швейцарии, мон-ря Райхенау и из Кёльна в Германии - Becker, Lehman), «Книга об устройстве Антифонария» Амалара Симфозия († ок. 850), «Об исправлении Антифонария» Агобарда Лионского († 840) и др.,- свидетельствуют о возможности употребления этого термина в разных смыслах. А. мог обозначать собрание всех песнопений оффиция (в галликанском обряде; именно это значение сохранилось в более позднее время), или только его антифонов (в рим. обряде ), или, возможно, лишь антифонов ночной службы (в рим. обряде), всех или только антифонных песнопений мессы ( интроит , коммунио ), а также певч. книгу мессы и оффиция (напр., А. кор. Карла Лысого) или свод антифонов мессы и оффиция (в рим. обряде). Иоанн Диакон (825-880) в житии папы св. Григория I Великого (Vita sancti Gregorii//PL. 75. Col. 90) под «antiphonarius cento» (букв.- антифонное собрание) подразумевает певч. книгу мессы (создание всего А. приписывалось св. Григорию, что не подтверждается совр. ему источниками). Позднее произошло терминологическое разделение на antiphonarius missarum (А. месс) и antiphonarius officii (А. оффиция), сохранившееся и в наст. время в амвросианском пении . Термин «градуал» (graduale), применявшийся к книге, содержавшей, по древнему галликанскому обычаю, респонсорные песнопения мессы (градуал, аллилуиарий , офферторий ), в XII в. стал обозначать сборник антифонных и респонсорных песнопений проприя мессы , тогда как термин «А.» в XII-XIII вв. приобрел совр. значение певч. книги оффиция. Самые ранние дошедшие до наст. времени А. не имеют муз. нотации. Это прежде всего фрагменты А. из Лукки (Италия) (Lucca. Bibl. Cap. 490, кон. VIII в.- Hesbert. Antiphonale missarum), из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gall. Stiftsbibliothek. 1399, 2-я пол. VIII в.- Dold) и из Роана (Франция) (Roanne. Bibliothèque Municipale. A 292, IX в.- Hesbert. Un curieux antiphonaire), а также первый полный А. из Компьени (Франция), принадлежавший кор. Карлу Лысому (Paris. Bibl. Nat. lat. 17436, между 860 и 880 - PL. 78. Col. 725-858). Среди древнейших сохранившихся нотированных А. можно выделить А. Мон-Рено, происходящий из аббатства Сен-Дени (частная коллекция; текст 1-й пол. X в., нотация X-XI вв.), т. н. А. Харткера из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 390-391, кон. X в.- Hesbert. Corpus. Vol. 2) и фрагмент из Оксфорда (Bodl. Auct. F. 4. 26, X в.).

http://pravenc.ru/text/115826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРОНИЙСКАЯ И КОМОТИНИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Μαρωνεας κα Κομοτηνς], епархия Элладской Православной Церкви, входит в число митрополий «новых территорий» или «новых земель», временно переданных под ее управление в 1928 г. Константинопольской Православной Церковью , расположена в центральной части Зап. Фракии, кафедра в г. Комотини, кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1800, видимо, построен на месте поствизант. церкви 1548). История Крупнейшими античными городами на территории нынешней М. и. К. м. являлись Маронея (визант. Марония; в 3 км от совр. городка Марония) и Максимианополь (с VIII в.- Мосинополь; в 6-7 км к западу от совр. Комотини). Епископские кафедры в них существовали уже в V в. О расцвете христианской жизни свидетельствуют архитектурные памятники: раннехристианские гробницы в Максимианополе, 2 базилики в Маронее - в крепости (кон. V - нач. VI в.) и рядом с гаванью Айос-Хараламбос (VI в., мозаичный пол, фрагменты фресок эпохи иконоборчества), 3-нефная базилика времен имп. Юстиниана I в местности Синаксис, на фундаменте которой был построен мон-рь, действовавший в IX-XII вв. Епископская церковь в Максимианополе представляет собой центрический храм XI-XIII вв. (эксагон неправильной формы). После расселения славян в этом регионе упоминания о Маронейских (Маронийских) и Максимианопольских епископах надолго исчезают в источниках. Предполагают, что в VII в. Марония и Максимианополь стали автокефальными архиепископиями, подчинявшимися непосредственно К-польскому патриарху ( Darrouz è s. Notitiae. N 1. Р. 205; Soustal. 1991. S. 350, 369). Но с нач. Х в. архиерей Мосинополя находился в подчинении Траянопольского митрополита ( Darrouzè s. Notitiae. N 7. Р. 285). Расположенная недалеко от Мосинополя гора Папикий (ныне Папикио) в визант. период (особенно в XI-XII вв.) была важным монашеским центром. Следствием массового переселения в сер. VIII в. павликиан из Армении во Фракию стало широкое распространение здесь в средневизант. период этого дуалистического еретического движения. Представления ряда исследователей о помаках как о потомках исламизированных павликиан подкрепляют наблюдения филологов о наличии в слав. помакских говорах арм. лексики.

http://pravenc.ru/text/2562388.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОКСФОРД [англ. Oxford], город на юго-востоке Англии, адм. центр графства Оксфордшир; старейший англ. ун-т. Город расположен на реках Темза и Черуэлл, в 90 км к северо-западу от Лондона. Возник в англосаксон. эпоху (вероятно, в VII-VIII вв.) как поселение вокруг брода или моста через р. Темзу (название Оксфорд происходит от древнеангл. Oxenaforda - «бычий брод»), на пути из королевства Мерсия к портам на юж. побережье Англии. Согласно известной с XII в. агиографической традиции, в 1-й пол. VIII в. дочь одного из местных англосаксон. правителей св. Фридесвида (Фритусвита) основала на месте совр. О. «двойной» (мужской и женский) мон-рь, к-рый был разорен норманнами в IX в. ( Blair J. St. Frideswide Reconsidered//Oxoniensia. Oxf., 1987. Vol. 52. P. 71-127). На рубеже IX и X вв. в рамках строительства крепостей-бургов для защиты от викингов в О. возвели укрепление по регулярному плану. В поселении действовал монетный двор. В письменных источниках О. впервые упоминается в 911 г. (Англосаксонская хроника/Пер.: З. Ю. Метлицкая. СПб., 2010. С. 83). С X-XI вв. О.- крупное торгово-ремесленное поселение, адм. центр графства Оксфордшир (оформилось к сер. Х в.). В церковном отношении О. входил в еп-ство Дорчестера (с кон. XI в.- Линкольна). В XI в. в О. проходили собрания совета знати (уитенагемот). Ок. 1002 г. в О. создана коллегия секулярных клириков св. Фридесвиды (согласно традиции, на месте мон-ря, основанного святой; с 1122 - приорат регулярных каноников-августинцев). Недалеко от О. находилось крупное бенедиктинское аббатство Эйншем (основано в 1005), 1-м настоятелем к-рого был англосаксон. церковный деятель и писатель Эльфрик († ок. 1010). После нормандского завоевания Англии (1066) в О. построен замок, при нем существовала коллегия каноников св. Георгия, в XII в. ставшая важным центром интеллектуальной жизни Англии (ее членом был историк Гальфрид Монмутский). Ок. 1155 г. О. получил 1-ю грамоту о привилегиях от англ. кор. Генриха II (1154-1189). До конца средневековья О. оставался важным политическим (в 1258 кор. Генрих III утвердил там «Оксфордские провизии», ограничивавшие власть короля; с 1295 О. постоянно представлен в англ. парламенте) и торгово-ремесленным центром.

http://pravenc.ru/text/2578257.html

Если праздник Рождества Пресв. Богородицы получил начало не ранее VII в., то для Введения можно ждать еще более поздней даты происхождения. Действительно его нет в греческих месяцесловах, очень обширных (хотя неполных), Коаленевом с практикою VII в. (в рукописи X-XI в), Константинопольском VIII-IX в., Неаполитанском IX в. Впервые праздник на востоке появляется в памятниках все же VIII в. Так он есть в Синайском праздничном Евангелии 715 г. и во всех греческих месяцесловах с IX в., исключая вышеназванные. След. в IX в. он на востоке получил уже почти повсеместное распространение, но в качестве должно быть еще простой памяти, а не праздника. Правда, присутствие его в Синайском Евангелии VIII в. говорит о некоторой торжественности в его праздновании; но кроме 12-х праздников там есть евангелия еще на 11 дней года. В перечне 11 важнейших праздников Иоанна, еп. Евбейского, VIII в. он не упомянут 1002 . В Синайском Канонаре IX-X вв., заключающем в себе лишь прокимны и чтения на весь год, для Введения не указано того и другого, тогда как большинство памятей святых имеет их, и оно обозначено так: «св. Богородицы, когда Она принесена была в храм будучи 3 лет» 1003 . В уставе Великой Константинопольской Церкви IX в. на Введение не дано никакой службы, но оно отличено почетным названием «собора» ( σναξις): «Собор св. Богородицы, когда Она принесена была родителями своими, принесенная в храм Господень 3 лет» 1004 . И в XI-XII в. Введение на востоке, по местам по кр. м., было простою памятью, как то видно из месяцеслова при Евангелиях Остромировом (1056 г.), Мстиславом (до 1117 г.), Охридском (XIII в.), где для него только литургийное евангелие и где с ним совмещается другая память – св. Иулиании 1005 . В указе Византийского императора Мануила Комнена 1166 г. праздник упоминается в числе дней совершенно несудебных 1006 . Из инославных восточных церквей Введения нет у несториан и коптов; у иаковитов праздник появляется очень поздно под греческим влиянием, как видно из того, что служба ему из рукописей найдена только в одной XII в., близко стоящей к греческому обряду 1007 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Впервые об И. упоминается в послании 431 г. пресв. Урания к Пакату. По словам Урания, перед смертью св. Павлину Милостивому, еп. Ноланскому, явились свт. Мартин Милостивый, еп. Турский, и И., «одновременно епископ и мученик», прославивший «Церковь города Неаполя» ( Uranius. De obitu S. Paulini ad Pacatum//PL. 53. Col. 861). О мученичестве И. известно из лат. актов (см. Акты мучеников ), сохранившихся в неск. редакциях. Наиболее древние - составленные в VII в. т. н. Болонские акты (названы по ркп. XII в. из Болоньи). Акты со вставками и с дополнениями из др. редакций были опубликованы в 1744 г. А. Маццокки ( Mazzocchi A. S. In vetus marmoreum Sanctae Neapolitanae Ecclesiae Kalendarium Commentarius. Neapoli, 1744. Vol. 1. P. 269-279; впосл. неоднократно переизд.). Критическое издание было осуществлено в 1940 г. Д. Маллардо. Вероятно, уже в 1-й пол. VIII в. Болонские акты были известны прп. Беде Достопочтенному , их появление в англосакс. Британии можно связать с деятельностью прп. Адриана, настоятеля мон-ря святых Петра и Павла в Дуроверне (ныне Кентербери), бывш. аббата мон-ря Лукуллан близ Неаполя. В средние века большей известностью пользовались Ватиканские акты, расширенная версия Болонских актов, к-рые были составлены в VIII-IX вв. Именно Ватиканские акты легли в основу литургических чтений в честь И. в рим. богослужебных книгах и стали источником для кратких сведений о святом в Мартирологе Адона Вьеннского (под 19 и 23 сент.), а также для поэтического переложения Флодоарда Реймсского ( Flodoardus Remensis. De triumphis Christi apud Italiam. VIII 5//PL. 135. Col. 735). В X-XI вв. были составлены Путеольские акты, или Мученичество св. Прокла (ActaSS. Sept. T. 6. P. 761-794; при подготовке к публикации болландист Я. Стиллинг получил копию Путеольских актов из куриального архива г. Поццуоли). В IX-XI вв. в герм. мон-ре Райхенау было составлено Мученичество святых Феста, Соссия, Евтихия и Акутия. Этот текст наиболее близок к Ватиканским актам, важным дополнением является сказание о перенесении мощей 4 мучеников в Райхенау в 871 г. Сведения об И. содержатся также в Актах св. Соссия (т. н. Легенда Иоанна Диакона), составленных ок. 900 г. по указанию Неаполитанского еп. Стефана III диаконом ц. Сан-Дженнаро аль Ольмо Иоанном в связи с перенесением мощей мч. Соссия из Мисена (ныне Мизено) в Неаполь.

http://pravenc.ru/text/200381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАВРЕНТИЙ [Лат. Laurentius; англ. Laurence] († 2.02.619 (?), Дуроверн (ныне Кентербери, Англия)), св. (пам. зап. 2 февр.), 2-й архиеп. Дуроверна. Источники Основные сведения о Л. содержатся в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного (закончена к 732). Упоминания о нем как о сподвижнике св. Августина Кентерберийского сохранились и в более ранних источниках: в письмах свт. Григория I Великого , в т. ч. «Книжице ответов» (Libellus responsionum); в «Житии папы Григория» (нач. VIII в.), написанном неизвестным монахом монастыря Стренескальк (ныне Уитби, графство Сев. Йоркшир), а также в переписке св. Бонифация († 754) с папой Римским Захарией (741-752). Краткая заметка о восшествии Л. на архиепископскую кафедру, явлении ему ап. Петра и его кончине, основанная на «Церковной истории» Беды, включена под 616 г. в 3-й рукописи Англосаксонской хроники (А, Е и F; см.: Англосаксонская хроника. 2010. С. 52-53). По-видимому, протограф этой заметки был составлен в Кентербери на рубеже XI и XII вв. Под 614 г. в рукописи F, созданной в нач. XII в. в скриптории кентерберийского собора, помещено известие о кончине св. Августина и восшествии на кафедру Л., а под 619 г.- о смерти Л. (The Anglo-Saxon Chronicle: A Collab. Ed. Camb., 2000. Vol. 8: MS F/Ed. P. Baker. P. 30-31). Источник этих сведений неизвестен, указанная там дата смерти Августина ошибочна, но большинство исследователей принимают датировку кончины Л., т. к., по свидетельству Беды, его преемник Меллит занимал кафедру 5 лет и скончался в 624 г. В кон. XI или нач. XII в. (после 1091) фламанд. агиограф Госцелин , живший в мон-ре св. Августина в Кентербери, составил Житие Л. (BHL, N 4741; ркп.: Lond. Brit. Lib. Cotton. Vespasian. B. ХХ; Harl. 105, обе XII в.; опубл. фрагмент: Macquarrie. 1996. P. 105-107). Основным источником для Жития Госцелина была «Церковная история» Беды. К ней он добавил новую информацию со ссылками на более раннее Житие Л., истории из к-рого агиографу пересказали читавшие его «ученейшие и благочестивые мужи» (eruditissimi et religiosi uiri). Однако достоверность этих сведений сомнительна. Сказание о Л. в «Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae» Иоанна из Тайнмута (нач. XIV в.) (BHL, N 4742) основано на сочинении Госцелина. Краткое стихотворное Житие Л. включено в латинскую поэму о 10 первых архиепископах Кентерберийских (BHL, N 784), сохранившуюся в рукописи нач. XVI в. (Lond. Lambeth. 159; см.: James M. R. A Descriptive Catalogue of the Manuscripts in the Library of Lambeth Palace. Camb., 1930. Vol. 1. Р. 254). Дополнительные известия о Л. содержатся в сочинениях позднесредневековых историков, трудившихся в аббатстве св. Августина в Кентербери,- Уильяма Торна († после 1397) и Томаса Элмемского († после 1427), но их достоверность вызывает сомнения.

http://pravenc.ru/text/2462451.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010