Разделы портала «Азбука веры» Алексей Варламов Затонувший ковчег " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Затонувший ковчег " > Оглавление Пролог. Бухара Часть первая. Обретение мощей Глава I. Бог не выдаст — свинья не съест Глава II. Представление у межевой сосны Глава III. Святители и просветители Глава IV. Ночной дозор Глава V. Десница Глава VI. Падение директора Глава VII. Метельные сны Глава VIII. Прощание с «Сорок вторым» Часть вторая. Темные люди Глава I. Проклятый дом Глава II. Голодные дни Глава III. Гроссмейстер Великой Ложи Глава IV. Скульптурный гамбит Глава V. Привод Глава VI. Затвор Глава VII. Коридоры Часть третья. Огненное крещение Глава I. Оглашение Глава II. Кровавая сауна Глава III. За други своя Глава IV. Апокалиптики и нигилисты Глава V. Шантаж Глава VI. Искушение Глава VII. Разборка Глава VIII. Прощание с Петербургом Часть четвертая. Последний завет Глава I. Великий поход Глава II. Кладбище брошенных кораблей Глава III. Бухарский пленник Глава IV. Второе пришествие Искупителя Глава V. Перебежчик Глава VI. Подлог Глава VII. Харон Глава VIII. Спасатель Глава IX. Лестница Глава Х. Эвакуация Эпилог Пролог. Бухара В начале восемнадцатого века на строительстве Петербурга, где среди порабощенных Петром крестьян трудились тайные и явные противники никонианской веры, произошел побег. Несколько семей, тяготившихся невозможностью свободно следовать своим обрядам, устремились на волю. За беглецами была тотчас же учреждена погоня, но, теряя немощных духом и телом, самые крепкие из них сумели уйти от преследования. Однако страх быть настигнутыми гнал раскольников все дальше и дальше на восток. Приближалась зима, местность сделалась безымянной и глухой, и между бежавшими возникло разногласие. Одни хотели идти дальше на восход солнца, другим казалось достаточным остановиться здесь и не подвергать себя опасности завязнуть в болотах или сгинуть в непролазной тайге. В устье реки Пустой они облюбовали небольшую поляну, вырыли землянки и стали жить. Место было наречено Бухарой, что никакого отношения к азиатскому городу не имело, произносилось с ударением на втором слоге и обозначало сенокос в лесу.

http://azbyka.ru/fiction/zatonuvshij-kov...

Том I • Том II. Книга 1 • Том II. Книга 2 • Том III • Том V • Том VI. Книга 1 • Том VI. Книга 2 • Том VII. Книга 1 • Том VII. Книга 2 • Том VIII. Книга 1 • Том IX. Книга 1. Часть 1 • Том IX. Книга 1. Часть 2 Содержание От научного редактора Степан Васильевич Смоленский и судьба его архива Воспоминания Глава I. Детство и школьные годы Глава II. Семья моего отца и друзья нашей семьи Глава III. Университет Глава IV. В суде (1872–1875) Глава V. Музыка в Казани в шестидесятых-семидесятых годах Глава VI. Н.И. Ильминский и моя служба в Казанской инородческой учительской семинарии Глава VII А. Москва. Консерватория Глава VII Б. Москва. Синодальный хор и училище церковного пения Прокурор А.Н. Шишков Синодальный хор Прокурор князь А.А. Ширинский-Шихматов [Ш2] Учебная часть Воспитательная часть Хозяйство училища и деятельность правления Определено: Глава VIII. С.А. Рачинский и Татево Глава IX. Придворная певческая капелла 1 января 1903 года 9 января года] 30–31 января года] 23 января 1904 года Приложения Приложение I. Памяти В.Н. Пасхалова Из «Воспоминаний» Памяти С.А. Рачинского Из частного письма Знакомство со старообрядцами Отрывок Значение современного старообрядчества для желающих изучить древнерусское церковное пение Приложение II Приложение III Каталог опубликованных работ С.В. Смоленского с данными о местонахождении сохранившихся автографов и подготовительных материалов Музыкальные переложения и сочинения Литографии     Впервые публикующиеся Воспоминания Степана Васильевича Смоленского можно поставить в ряд лучших русских мемуаров описываемого автором периода от 60-х годов XIX века до первых лет следующего столетия. Составители сознавали что этот текст по своему содержанию не может полностью вместиться в рамки данной тематической серии, хотя к проблематике духовной музыки самым непосредственным образом откосится большая часть Воспоминаний, прежде всего седьмая и девятая главы, посвященные Синодальному хору и училищу и Придворной певческой капелле (по объему примерно две трети мемуаров), а также фрагменты шестой главы, где рассказывается об опытах приобщения к церковному пению поволжских иноверцев. отдельные очень выразительные страницы казанских глав, главы о С.А. Рачинском и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Карачаево-Черкессия Археологические памятники (мустьерские орудия, найденные вблизи станиц Кардоникская, Зеленчукская, на стоянке Явора и на р. Джегонас) свидетельствуют о появлении человека на территории Карачаево-Черкессии в эпоху среднего палеолита, 100-40 тыс. лет назад. Вблизи с. Маруха была найдена раннемезолитическая стоянка, где обнаружены кремниевые резцы, скребки, пластины, а также ножи, кинжалы и боевые копья. У аула Кубина и в долинах рек Б. Зеленчук, Джегута, Овечка обнаружены ножевидные пластины, скребки и вкладыши, возраст которых определяется в 8-6 тыс. лет. Неолитические стоянки открыты в долине р. Кубани, вблизи г. Усть-Джегута, и на р. Овечке, недалеко от Черкесска. Здесь найдены каменные орудия, созданные 6-5 тыс. лет назад. На сев. окраине Усть-Джегуты обнаружены курганы майкопской культуры (сер. III тыс. до н. э.). В этом же районе, а также у с. Дружба, аулов Бесленей и Адыге-Хабль раскопаны курганы северокавказской культуры (III-II тыс. до н. э.). Со второй половины II тысячелетия до н. э. отмечается проникновение в регион степных народов - здесь найдены как бронзовые предметы, характерные для киммерийской культуры, так и захоронения, свойственные степным племенам. В Карачаево-Черкессии открыты памятники кобанской культуры (XII-VII вв.). Территория республики входила в ареал распространения прикубанской культуры - родственной и одновременной кобанской культуре. Здесь находился наиболее мощный очаг металлодобычи прикубанской культуры - верхнекубанский. Есть следы добычи медных руд, выплавки металла и значительное количество бронзовых изделий. Следы производства железа на территории республики обнаружены на Хумаринском городище, на участке VIII-VII веков до н. э. В середине I тыс. до н. э. отмечается проникновение в регион скифских племен, оставивших характерные курганные захоронения. В находках периода позднекобанской культуры (VII-IV веков до н. э.) есть влияние скифской культуры. В сарматское время (III века до н. э.- IV в. по н. э.) в предгорных районах Карачаево-Черкессии появились поселения аланов и меотов . После гуннского нашествия, с конца IV века, аланы заняли также горные ущелья. Со второй половины I тыс. по н. э. в верховья Кубани и Зеленчуков проникают тюркские племена: болгары (с V века), хазары (с VII века), в X веке здесь появились печенеги и торки (гузы), в XI веке - кипчаки .

http://drevo-info.ru/articles/13678785.h...

I. Средневековые западные миссии против татар Общий характер миссионерства на западе в средние века В то время, когда татары пришли в соприкосновение с западною Европою и сделались предметом западного миссионерства, это последнее сложилось уже в определенный тип и имело определенный образ, в котором вполне отражались основные тенденции западной церкви. Стремление к преобладанию и ко всемирному господству сделалось характеристическою чертою деятельности римских епископов уже с VII и VIII вв. Поэтому с этого же времени и римское миссионерство сделалось орудием для распространения единственно почти папской власти. Уже с VII в. миссионеры не-римские не пользовались в Риме никаким уважением; их трудам здесь це придавали никакого значения. С римской точки зрения все эти миссионеры, в значительной степени распространившие Евангелие в северной и средней Европе, жестоко ошибались, проповедуя вселенское христианство , а не исключительно римское. Эту ошибку Рим считал столь важною, что обращенных этими ирландскими и шотландскими миссионерами называл не иначе, как язычниками и посылал к ним своих миссионеров, монахов бенедиктинского ордена, с полномочием обращать этих язычников к учению римской церкви. Поэтому хотя римские миссии VII, VIII и следующих веков и назывались миссиями для обращения в христианство язычников, но не язычники были предметом их забот, а борьба с местным клиром и вытеснение местных обычаев; язычники же были у них на последнем плане; обращением их они не занимались почти вовсе 2 . Бонифаций, прославленный апостол германцев, был миссионер именно такого рода. Он «всячески старался обходить страны заселенные язычниками и усиливался действовать в тех местах, где было уже насаждено христианство и где оно значительно укрепилось»... Об обращении же язычников он говорил, «что ничего не может в этом отношении сделать без помощи короля франков, что он сам не может запретить идолослужения» 3 . Таким образом западное средневековое миссионерство, стремясь почти исключительно только к распространению власти папы и римских обычаев, кроме того лучшим средством для достижения своих целей считало грубое насилие и не иначе думало их достигнуть, как при помощи военной королевской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Содержание Вступление I. Состояние нравственного богословия в России в первые годы XIX-ro столетия до появления сочинения еп. Пензенского Иннокентия, с одной сторорны, и, с другой, характеристика богаства, унаследованного данной наукой и от прежнего времени, от более ранних веков II. Состояние данной науки с появления опыта еп. Пензенского Иннокентия до обнародования системы о. Кочетова III. Состояние её с этого момента до архиеп. Иннокентия Херсонского IV. Состояние её со времени архиеп. Иннокентия до архим. Платона V. Положение данной науки со времени архим. Платона до о. П. Солярского VI. Состояние её от времени выхода в свет труда последнего до введения в духовно-учебные заведения устава 1867 г. VII. Явления в области нравственного богословия, вызванные устаном духовно-учебных заведений 1867 и 1884 г. г. VIII. Система науки, принадлежащая о. И.Л. Янышеву IX. Сочинения периода, указанного в § VII, не имеющие школьного назначения, но обозревающие всю систему христианского нравоучения X. Диссертация и вообще монографии по предметам, входящим в объём нравственного богословия XI. Переводные произведения по такого же рода предметам, журнальные статьи, книги учебного харатерка (для гимназий и проч.), относящиесяк тому же, указанному в § VII, периоду Заключение     Вступление ТОЛЬКО что окончился XIX-й век и наступил ХХ-й. Истекший век знаменит был различными открытиями и изобретениями в самых разнообразных областях. В настоящее время всюду подводятся итоги сделанного в прошедшем столетии и в непосредственной связи с этим обстоятельством намечаются ближайшие задачи для будущих деятелей в той или иной сфере. Все это естественно и само собой понятно: можно с успехом двигаться вперед, лишь оглядываясь назад; иначе придется повторять прежние ошибки, делать вновь то, что уже сделано раньше и проч. Имеем самое законное основание оглянуться назад, в частности, и мы, прикосновенные к науке, известной у нас под именем Нравственного Богословия. Что из себя представляет, в настоящее время эта наука? Какую судьбу пришлось претерпеть ей в течение истекшего столетия? Рассмотрение этой судьбы весьма важно: оно покажет нам, что уже сделано представителями данной науки и как сделано, – что еще не доделано и не закончено, но довершение чего, однако, было бы весьма желательно, – что пока совсем не выяснилось и не раскрывалось, но к чему, между тем, ныне требовалось бы совершенно иное отношение, – что выполнено не достаточно надлежащим образом и т. д. Другими словами: наше исследование состояния рассматриваемой нами богословской отрасли в продолжение истекшего века не только сделает нам известным её прошлое, для каждого, как либо к ней прикосновенного, интересное, но и ясно укажет нам те запросы, какие непосредственнейшим образом предъявляются к богословам – моралистам в самом начале нового века, – отчетливо наметить тот путь, по какому они в настоящее время должны следовать...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Исследование. Статьи Составление, вступительная статья, примечания Э. Л. Афанасьева Содержание Э. Афанасьев. Федор Иванович Буслаев 1 2 3 4 5 6 I. О народной поэзии О народной поэзии в древнерусской литературе I II III IV Об эпических выражениях украинской поэзии I. Следы эпических форм малорусской поэзии в русской литературе XII в. II. Следы эпических форм малорусской поэзии в литературе русской и вообще славянской от IX до XI в. III. Следы эпических форм малорусской поэзии в иностранной поэзии периода языческого Древне-северная жизнь Замечательное сходство псковского преданья о горе судоме с одним эпизодом Сервантесова «Дон-Кихота» Песни «Древней Эдды» о Зигурде и Муромская легенда (Четыре лекции из курса об истории народной поэзии, читанного в 1857–1858 академическом году) I II III IV Повесть о горе и злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин I II III IV V VI VII VIII XI II. Идеальные образы Древней Руси Идеальные женские характеры Древней Руси I. Мария и Марфа II. Юлиания Лазаревская Русские духовные стихи I II III IV V Общие понятия о русской иконописи I. Сравнительный взгляд на историю искусства в России и на Западе II. Русский Иконописный Подлинник III. Жизнь и слово История русской литературы. Лекции... Лекция 1-я Лекция 2-я Лекция 11-я Лекция 16-я Из лекции 93-й Письма русского путешественника Из работы «Значение романа в наше время» VII VIII Примечания Э. Афанасьева Принятые сокращения     Сборник избранных работ Ф.И. Буслаева (1818–1897) выходит к 170-летию со дня рождения великого русского литературоведа и эстетика прошлого века. В книгу включены наиболее значительные статьи и исследования о классических произведениях русской и мировой литературы, впервые публикуемые в советское время. Э. Афанасьев. Федор Иванович Буслаев Данная книга включает избранные работы одного из самых значительных русских филологов прошлого века Федора Ивановича Буслаева. Это великий ученый. Его труды заслужили бесспорное мировое признание, они положили основание и составили целую эпоху в изучении отечественного языка, древней нашей литературы, народно-поэтического творчества, в русской этнографии и истории древнего быта, в отечественном искусствознании и пр. Но бережное внимание, с которым мы относимся к имени Буслаева и его наследию, все-таки иного свойства, чем просто почтительное уважение. В самом деле, разве мало ученых, игравших в свое время видную, заметную, а нередко и исключительную роль, которые, однако, для потомков сохраняют интерес только лишь исторический?! С Буслаевым не так. Имя Буслаева мы произносим с особенно сердечным, глубоким и сосредоточенным чувством. Очевидно, что право на это приобретает далеко не всякий, даже и самый выдающийся ученый.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

К.А. Панченко Глава I. Исторический контекст. Православный восток под мусульманским владычеством в VI–XV веках Не плачу о мирском царе... а плачу я и рыдаю о верующем народе, о том, как презрел Свою паству Всевышний, держащий на Своей ладони весь мир, и покинул Он Свой народ за его грехи. Антиох Стратиг, 631 год. Арабские завоевания. Христиане в халифате. Гаснущая инерция византийской культуры (VII–VIII века). Первые Омейяды: «Византия после Византии». Поздние Омейяды: пресс тяжелеет. Культура мелькитов. Аббасидская революция. Первый кризис Христианского Востока. Темные века. Рождение новых этносов (IX–XI века). Арабизация. Гонения. «Византийская реконкиста» Христиане и Фатимиды. Византийская Антиохия. Первый Крестовый поход. Изгнание патриархов. Иерусалимское королевство. Антиохийское княжество. Междувластие (1187–1250). Монголы и мамлюки. Столетие гонений. Второй кризис Христианского Востока. Ближневосточное монашество мамлюкской эпохи. Мелькиты и Византия. Тень Запада. Промежуточный эпилог. Арабские завоевания. Христиане в халифате Седьмое столетие, время великих арабских завоеваний, стало самым драматическим рубежом в истории Христианского Востока. Границы цивилизаций, незыблемые семь веков, были сметены за девять лет. Глобальный кризис античной цивилизации – депопуляция, деурбанизация, упадок экономики и культуры, усугубленные эпидемиями чумы и стихийными бедствиями VI века, – предопределил неспособность Византийского государства противостоять арабскому вторжению. Амбициозное правление Юстиниана подорвало последние силы империи. Кратковременный успех иранских завоеваний начала VII века продемонстрировал военно-политическую слабость Византии. Персидская оккупация нанесла сильный удар по позициям греко-римской культуры и христианской церкви, привела к расстройству административно-хозяйственных структур Ближнего Востока. В противоборстве с Ираном империя полностью истощила свои военные и экономические ресурсы. Духовное единство государства было подорвано церковным расколом, противостоянием православия и монофизитства, и двухвековыми тщетными попытками его преодоления. Арамейский и коптский Восток – оплот монофизитства – тяготился властью константинопольских базилевсов. Попытка императора Ираклия примирить враждующие исповедания на основе компромиссной монофелитской доктрины только ухудшила ситуацию, оттолкнув от императора часть православных. В результате мусульмане, вторгшиеся в Палестину, не встретили серьезного сопротивления со стороны армии и населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КРАКОВ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Краков: рыночная площадь, башня Ратуши Название города связано с его легендарным основателем – князем Краком. Именем этого князя и его дочери Ванды названы курганы VII и VIII вв., находящиеся на окраинах Кракова. Традиция насыпки курганов сохранилась в Кракове до XX в. Легенда гласит «Давным-давно в пещере под скалой, поселился ненасытный дракон по имени Смоке. Чтобы умилостивить дракона, крестьяне еженедельно пригоняли ему на съеденье много скота. И если случалось замешкаться с подношениями, грозное существо набрасывалось на людей. Некто Крак, а другие уверяют - князь Кракус, правитель тех земель дал обет покарать кровожадного хищника. Убить дракона князь послал своих сыновей, но те его не одолели. И тогда правитель прибег к хитрости. Вместо скота дракону подложили чучела, наполненные зажженной серой. Дракон сожрал чучела и тут же свалился замертво. На этом месте благодарные люди построили город и нарекли его именем князя Кракуса». Старая польская пословица гласит: «Краков не сразу строился», и это косвенным образом свидетельствует о его долгой истории. Город формировался в течение веков: не будет преувеличением говорить о его возрасте в несколько тысяч лет. Многочисленные находки древнеримской эпохи свидетельствуют о развитых торговых отношениях этого края со столицей Империи . Самый древний памятник Кракова - это конус земли, высотой 16 метров, известный как курган Кракова( VII век). С VIII века вокруг Вавельского холма начинает консолидировать государство вислян. На самом взморье, ставшем, ставшем, вероятно, столицей вислян, возник укрепленный «грод», а под ним -«подгродье». В IX - X веках Краков находился в составе Великой Моравии , позднее - Чехии . В 965 году город был впервые упомянут. Это упоминание принадлежало европейскому купцу из мавританской Испании Ибрагиму (Аврааму) ибн - Якубу. В том же году произошла свадьба чешской княжны Добравы с полянинским князем Мешко Пястом из Гнездно , великопольской столицы. Этот брак связал судьбу Кракова с Польшей.

http://drevo-info.ru/articles/3425.html

Глава II. Схоластика §1. О понятии схоластики Слово «схоластика» происходит от греческого слова σχολαστικς – школьный, учёный. В позднем Средневековье под схоластикой стали понимать определённый способ философствования и богословствования. В современном понимании схоластика – это нечто мёртвое, чуждое жизни, реальным человеческим запросам. На самом же деле под схоластикой в IX–XIV вв. понималась конкретная практика преподавания в западных университетах и школах. Западные школы появились достаточно давно – с VII–VIII вв., когда стала стабилизироваться жизнь в Западной Европе, начали образовываться монастыри, укреплялась власть пап и епископов. Тогда же возникает необходимость и в укреплении церковной власти, подготовке священнослужителей и образованных монахов, а впоследствии и образованных мирян. Для этого при монастырях и в епископатах создаются школы. Епископские школы считались более престижными, чем монастырские, но и те и другие готовили в первую очередь священнослужителей. Наиболее известной из первых епископских школ была школа Исидора Севильского , образованная в VII в. Исидор был епископом Севильским, жил в Испании, в городе Толедо. Ему принадлежит произведение «Начала, или Этимология», в котором он изложил основную школьную программу преподавания в учебных заведениях того времени. Другая знаменитая школа (VIII в.) была организована в Великобритании Бедой Достопочтенным , известным английским богословом, католическим святым. Но наиболее знаменитой была школа, основанная Алкуином (730–806) в Йорке (Британия). Система образования, принятая в этой школе, а позднее в Турском монастыре во Франции, широко распространилась в последующие века. Алкуин был знаменитым педагогом; он переехал во Францию по просьбе короля Карла Великого и обучал самого Карла и его сыновей. Среди произведений Алкуина выделяется «Диалектика», которая считается первым схоластическим произведением. В нём Алкуин, так же, как и Исидор Севильский в «Этимологии», изложил основные принципы образования, по которым следует готовить грамотных священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Кузенков П. В. Грандиозный хронографический труд, начатый Георгием, синкеллом Константинопольского патриарха Тарасия, и завершенный его другом, игуменом монастыря Великого Поля Феофаном, снискавшим венец исповедничества в борьбе против второй волны иконоборчества – эпохальная веха в истории византийской хронологии. Это сочинение, охватившее 6305 лет мировой истории (от Адама до 813 г. н.э.), стало последней дошедшей до нас византийской хронографией – «летописанием» в прямом смысле этого слова. Более поздние сочинения, претендующие на это название, могут быть отнесены к этому жанру лишь условно, поскольку его непременный хронологический атрибут – сквозной «счет лет» мировой истории – занимает в них весьма скромное место. Первая часть «Хронографии», доведенная Георгием Синкеллом до начала правления Диоклетиана (284 г. н.э.), представляет собой полномасштабный хронологический трактат, посвященный историческому и богословскому оправданию и утверждению так называемой александрийской эры, созданной в начале V в. монахом Аннианом (начало отсчета, или эпоха – 25 марта 5492 г. до н.э.). Как показывают имеющиеся в нашем распоряжении источники, к концу VIII в. позиции этой некогда весьма авторитетной в Византии хронологической системы заметно пошатнулись. В повседневном употреблении распространение получила так называемая византийская, или «ромейская» эра (эпоха – 1 сентября 5509 г. до н.э.), происхождение которой восходит к сирийским календарным традициям. С византийской эрой теснейшим образом связана так называемая «протовизантийская» эра, сконструированная автором «Пасхальной хроники» около 630 г. (эпоха – март 5509 г. до н.э.). Со 2-й четверти VII в., когда эра «от сотворения мира» впервые выходит за пределы теоретических построений хронистов, 1 она в течение века проникает в тексты практического назначения (пасхалии, церковные и светские документы, надписи). И при этом ни один из известных нам примеров применения таких датировок не может быть отнесен к александрийской системе – за исключением пасхалистического трактата Максима Исповедника , составленного в начале 641 г. и содержащего полемику с приверженцами византийской эры. 2 Памятники VII–VIII вв. – среди которых и такие вполне официальные тексты, как правила Трулльского Собора (692 г.) и «Эклога» императоров Льва III и Константина V (741 г.) – определенно свидетельствуют о широком употреблении византийской эры в различных ее вариантах: ультрамартовском, сентябрьском и мартовском. К 768 г. византийская эра с сентябрьским началом года была уже известна на крайнем Западе Европы под именем счета лет от Адама «согласно грекам» (annus ab Adam secundum Graecos) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010