Независимо от снисходительного приема в первый класс училищных воспитанников, заботы семинарского начальства о пополнении некомплекта учащихся проявляются в открытии беспрепятственного доступа в V и VI классы семинарии диаконам и причетникам, обладающим церковною начитанностью. В 1876–7 году таких лиц в V и VI классах было 9-ть из числа 25 учеников этих классов, из коих только 13 принадлежали к херсонской епархии, в 1877–8 году их было 5 в VI классе. Семинарское начальство и педагогическое собрание правления, вынуждаясь заботиться о количестве учащихся, прилагали особые старания об изменении их качества к лучшему. В этих видах, кроме обычных повторений по древним и русскому языкам слабо усвоенных в училищах отделов, назначались по русскому языку по два особых урока во всех классах семинарии и полугодичные, после зимних каникул, экзамены для слабо успевающих учеников. Но обе последние меры не имели желательного успеха и оставлены: полугодичные экзамены продолжались только до 1875 года, особые уроки русского языка до 1877–8 г. В настоящее же время применяются только общеупотребительные меры: выговоры, замечания, карцер, лишение казенного содержания, исключение, оставление на повторительный курс. С 1877–8 учебн. года семинарское начальство, сверх того, заставляет родителей слабоуспевающих учеников нанимать для них репетиторов. В высших классах семинарии поднятию уровня успехов препятствуют, так называемые, начетчики. По заявлению преподавателя гомилетики, объяснения его вполне понятные для учеников, прошедших общеобразовательный курс, трудны для понимания начетчиков и, в видах общепонятности, требуется крайнее упрощение классных объяснений и некоторое раздвоение. Преподаватель свящ. Писания встречает затруднения в том, что 1) начетчики не понимают чтения евангелий и посланий по-гречески и с трудом разбирают греческие буквы, почему наставник вынуждается объяснять славянский текст Нового Завета, не оставляя впрочем греческого; 2) начетчики не изучили ветхозаветных книг, и знание Ветхого Завета необходимо при изучении Нового. Преподаватель должен возвращаться к старому, чтобы быть понятным части своих учеников, между тем такие возвращения и повторения излишни и безынтересны для большинства класса. Еще большая трудность чувствуется при преподавании основного богословия. Все же вообще преподаватели V и VI классов испытывают затруднения в оценке баллами успехов начетчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во 2-й главе Типикона читаем: «к первому же тропарю припев: «Слава Господи святому воскресению Твоему». Таже припевы песней воскресных (писаны в Ирмологионе). Под «припевами песней воскресных, кон писаны в Ирмологионе», разумеются стихи песней Священного Писания (См. Ирмологион). 465 Стихословим песнь: «Господеви поем» и держим стихов 12-ть, кроме «Слава и ныне». И поем канона три.... да будет вси на 14-ть (Тип., гл. 9). 466 Иногда полагается и на 10-ть, но в таком случае ирмосы несколько раз поются без припевов. Так на 10-ть поется в следующие дни: в Пасху, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Пятидесятницу, Рождество Богородицы (если оно не в Неделю), Введение во храм (если оно не в Неделю), Успение (если оно не в Неделю) 26-е декабря (если не в Неделю), в Благовещение, если оно случится в Великий четверток или Великую субботу, в Благовещение, случившееся в Пасху. Во все эти праздники тропари поются на 12-ть, а ирмосы на 4-ре. В Пасху поется один канон, а в прочие из указанных дней поются по два канона, и ирмосы обоих канонов поются по дважды. Но в Неделю ваий, Сретение и отдание его, и в Воздвижение поется по одному канону на 14-ть. В Вознесение и отдание его, также в отдания: Рождества Христова, Богоявления, Пятидесятницы, Рождества Богородицы, Успения и в понедельник Св. Духа поется по два канона на 14-ть. На 8-мь, на 6-ть и на 4-ре поется канон в Великом, посту. Иногда в числа эти, например – на 14-ть, входит и ирмос. Тогда в уставе и обозначается так: «на 14-ть с ирмосом». Так, в Типиконе на 24-е декабря, в Неделю Св. отец, читаем: канон Св. отец с ирмосом: «Волною морскою», по дважды, тропари на 6-ть и другий канон предпразднства на 6-ть». Выражение: «канон поется на 16-ть, на 14-ть», означает не то, что в каноне находится это число тропарей с ирмосами, а то, что тропари должны быть пропеты столько раз, чтобы составилось 16-ть или 14-ть в каждой песне. Например, в пасхальном каноне в каждой песни находится по три тропаря и ирмос, а они поются на 16-ть. Но иногда Устав предписывает петь меньшее число тропарей, нежели сколько их находится в канонах известного дня. В этом случае некоторые тропари или вовсе не поются, или два тропаря поются за один, т. е. оба тропаря поются один за другим сряду, имея пред собою один стих песней Священного Писания или один припев. Так, в Типиконе, в последовании 17-го декабря, в неделю праотец, читаем: «В коейждо песни пророка (т. е. канона Пророку Даниилу) три тропаря. Богородичен оставляется, и отроков (т. е. из канона Ананию, Азарию и Мисаилу) первые стихи два за один, также тропарь един и Богородичен».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Для каждой песни полагается тропарей из всех канонов не более 14-ти, а иногда – 12-ть. 1) Когда в седмичные дни, кроме субботы, не случится святого шестеричного, тогда поются оба канона Октоиха, без всякого опущения из них тропарей. Канон Октоиха первого творца поется на 6-ть, а канон Октоиха второго творца поется на 4-ре, и из Минеи поется канон святому на 4-ре. 2) Если случится святой шестеричный или святой со славословием, то в канонах Октоиха опускаются два тропаря, именно: в понедельник, вторник, среду, и пятницу, когда в канонах первого творца находится по два тропаря мученичных, – опускаются оба тропаря мученичных, и поется каждый из канонов Октоиха на 4-ре (на 8-мь), а канон Минеи святого – на 6-ть. В четверток же в канонах Октоиха нет тропарей мученичных; поэтому опускаются (не поются) по одному тропарю из того и другого канона Октоиха. И поется 1-й канон Октоиха на 5-ть, а 2-й канон Октоиха на 3-ри, канон Минеи поется на 6-ть. 3) Если случатся два святых, которым положены два канона в Минее – 1-й канон со ирмосом на 4-ре, а второй на 6-ть, или каждый из канонов на 4-ре (как 2-го июля и 31-го августа), то в понедельник, вторник, четверток второй канон Октоиха вовсе не поется, а поются: первый канон Октоиха на 6-ть и святым канон Минеи на 8-мь. В среду же и пяток в сем случае поются оба канона без мученичнов, именно: канон кресту на 4-ре и Богородицы на 4-ре, и канон святому или каноны двоим святым на 6-ть. 4) Если случится святой с полиелеем или со всенощным бдением, то каноны Октоиха вовсе опускаются, а вместо них поется канон Богородице из Месячной Минеи. Если же служение отправляется по Общей Минее или – и по Месячной, но в Месячной Минее наряду не положено канона Богородице, то поется канон Богородице, называемой параклисис (παρkλησις, 2Кор.8:4 усердная молитва), на 6-ть (из Следованной Псалтири, или другой из Октоиха) и канон святому на 8-мь. 5) В дни предпразднства, попразднства и отдания опускаются каноны Октоиха; тогда поются каноны праздника или предпразднства из Месячной Минеи, а от недели апостола Фомы до недели Всех Святых – из Триоди Цветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Если есть трипеснец, то каноны Минеи и трипеснцы поются на 14-ть, и пред ними стихословятся еще стихи песней Св. Писания, т. е. бывает скорое чтение стихов песней Св. Писания только до того стиха, где в Псалтири написано: «на 14-ть». Если нет трипеснцев, то каноны поются или на 4-ре или на 6-ть, и стихословие песней Св. Писания бывает более, именно до того стиха, где написано в Псалтири «на 4-ре». После стихов Св. Писания поются, кроме 3-й и 6-й песен, ирмосы канона, а в 3-й и 6-й песнях – тропари канона, а ирмос поется после тропарей пред ектенией (Сн. Служба на 1-ю седмицу Великого поста в особых книжках). В Недели (воскресения поются три канона из Октоиха: воскресный, крестовоскресный и Богородичен и за ними – канон святому из Минеи. Каноны в Недели (воскресения) следуют в таком порядке: 1) воскресный, 2) крестовоскресный, 3) Богородицы 485 . Потом, в некоторые воскресные дни поется канон недели (особый) из Триоди, или из Минеи – канон предпразднства или попразднства. И, затем, уже – канон святого. Большей частью, канон предпразднства поется прежде канона недели 486 . В воскресения положено петь каноны на 14-ть. Ирмосы воскресного канона поются но однажды, а тропари на 14-ть. Из канонов Октоиха канон воскресный не поется только в двунадесятые Господние праздники (в Богородичные же поется) и в 24-е декабря, если оно случится в Неделю. Во владычные праздники: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, случившиеся в Неделю (воскресения), также в праздник Пятидесятницы – поются оба канона праздника, с ирмосом на 16-ть. В Воздвижение же каноны – на 14-ть, один канон до 9-й песни и два канона с 9-й; в Недели: ваий и ап. Фомы по одному канону на 14-ть. Крестовоскресный канон не поется в те недели, в которые случится праздник святому с бдением, или праздник храма, или предпразднство, или попразднство. Вообще, он поется только тогда, когда каноны (Минеи или Триоди) святого или праздника поются на 6-ть. Если же они поются на 8-мь, то крестовоскресный канон не поется. Посему, крестовоскресный канон поется: 1) В Недели св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

485 Эти каноны принадлежат одному празднеству, и в Уставе говорится так: «Воскресный с Богородичным», как бы они составляют один канон. 486 Канон недели поется прежде канона предпразднства – в неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, если она случится 24-го декабря. Тогда поется сперва канон недели Св. отец, вместо канона воскресного, а потом канон предпразднства (Тип., послед. 24-го декабря). Бывает и то, что канон святого поется прежде канона недели Триоди. Так, если в 1-ю и 3-ю недели Великого поста случится праздник великого святого, то поется сперва канон святого, потом канон Триоди (Тип., послед. 24-го февр., аще в 1-ю и 3-ю Неделю Велик. поста). 487 Посему, Богородичный канон не поется в те недели, в которые случится праздник храма Симеона Столпника (1-го сентября) (Тип., храма гл. 1), 26-го октября, 1-го января, 15-го августа, 1-го октября. Во все эти числа поются следующие каноны: 1-го сентября – Индикта (на 4-ре), 26-го октября – Труса (на 4-ре), 1-го января – Обрезания (на 4-ре), 1-го октября – Богородицы (на 6-ть). Каноны указанных праздников поются на 4-ре или на 6-ть, а канон святого при атом поется на 6-ть или на 4-ре (итак, на 10-ть). И с ними поется еще воскресный канон на 4-ре. 488 Именно канон Богородицы (Октоиха) не поется: 1) В Неделю Св. отец – 6-ю по Пасхе, когда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели Св. отец на 6-ть. 2) Канон Богородичный Октоиха не поется в Неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, случающуюся с 20-го по 23-ф число декабря. Тогда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели на 6-ть. Но в Неделю Св. отец, бывающую до 20-го числа декабря, когда нет предпразднства, и полагается лишь канон недели на 6-ть, – поется канон Богородицы на 2-ва и канон Крестовоскресен на 2-ва. 3) Не поется канон Богородичный Октоиха в Неделю Богоотец, если она случится в Собор Богородицы (26-го декабря) или в отдание Рождества (31-го декабря; ибо тогда поется канон праздника на 6-ть и канон недели на 4-ре. Должно заметить, что в Собор Богородицы поется сперва канон праздника Рождества Христова, а потом Богоотец, а в отдание Рождества Христова сперва поется канон Богоотец, а потом канон праздника (отдания).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Они имеют окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Припевы начинаются от последнего стиха Пс.140 , т. е. от стиха: «Падут во мрежу свою». Когда же пропоются все припевы псалмов, тогда к прочим стихирам припевается: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». О числе стихир на «Господи воззвах» должно сделать следующее общее замечание, что на малой вечерне поются стихиры на 4-ре, на вседневной чаще всего – на 6-ть, на великой же вечерне, отдельно совершаемой от утрени, – на 6-ть и на 8-мь 349 , при службе двум и трем празднествам и на 10-ть (Тип., 1-е сент). На 6-ть бывает также иногда на праздники святому с полиелеем. Большею частью бывает на великой вечерне на праздники с полиелеем на 8-мь, также бывает и на все праздники, коим положена служба с бдением, но никогда на вечерне на бдении не бывает менее 8-ми стихир, а бывает и 10-ть, как, например, на воскресение. На 10-ть бывает также при стечении двух праздников (например, 1-го октября, если празднуется Богородице и святым, и 1-го сентября, если нет храма). На вечерне пред Литургией Преждеосвященных даров, пред литургией св. Василия Великого в Великий Четверток поется стихир на 10-ть, а в день Благовещения пред литургией – 11-ть стихир (Тип., 26 марта). В число 4-х, 6-ти, 8-ти, 10-ти и так далее не входят те стихиры, которые поются на «Слава и ныне», т. е. стихира после пения: «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу и стихира после пения: «И ныне, и присно, и во веки веков. На малой вечерне стихиры никогда не бывают двух воспоминаний (не включая сюда стихир на «Слава и ныне»), хотя бы вечерня была отправляема накануне двух праздников, а всегда непременно относятся к одному празднеству, именно: на дни воскресные – от недели Всех Святых до недели мытаря и фарисея – на «Господи воззвах» поются стихиры воскресные из Октоиха, рядового гласа, исключая тех случаев, если в воскресение случатся Господские двунадесятые праздники: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение креста. В такие праздники, вместо воскресных, поются песнопения сих праздников из Минеи (Тип., гл. 2, 3, послед. 25-го дек. и др.). При пении Постной Триоди, в некоторые Недели (воскресения) поются стихиры Октоиха, рядового гласа недели, так – на Недели: мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную, сыропустную и вторую, четвертую, пятую недели Великой Четыредесятницы. На другие Недели (воскресения), именно: на 1-ю, 3-ю и на Неделю ваий поются стихиры, положенные в Триоди Постной. Также, если в 4-ю и 5-ю недели (воскресения) случится Благовещение, из Минеи (Тип., послед. сих дней).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Если в дни предпразднства или попразднства не случится святой шестеричный или с великим славословием, то каноны предпразднства или попразднства поются на 8-мь, а канон святому на 4-ре. Если в дни предпразднства или попразднства случится святой шестеричный, то поется канон предпразднства иди попразднства на 6-ть и канон святому на 6-ть. 6) Когда в дни предпразднства или попразднства случится два святых или случится святой со славословием или полиелеем, тогда поется канон предпразднства или попразднства на 6-ть и святым каноны на 8-мь. Устав о соединении канонов в субботы разнится от устава их в другие седмичные дни тем, что: 1) В субботы сперва поются каноны .Минеи, а не каноны Октоиха, как в другие седмичные дни. 2) В субботы никогда оба канона Октоиха не поются на утрени, а один из них (покоен) поется на повечерии. 3) В субботы тропари канона Минеи поются не менее как на 6-ть, тогда как в другие седмичные дни поются и на 4-ре. 4) В субботы, кроме канонов Октоиха и Минеи святому, случившемуся в тот день, поется еще канон храму. Канон храму не поется только в следующих случаях: а) Если храм посвящен святому, и в субботу случатся два святых и два канона, то поются каноны сим святым. б) Если храм посвящен святому и случится святой, который имеет славословие, полиелей, бдение, в этом случае, на место канона храма, поется канон Богородице на 6-ть, и засим канон святого на 8-мь (Тип., гл. 11 и 15). Если же храм посвящен Господу или Пресвятой Богородице, то в субботы, хотя бы и случились дни памяти святых с великим славословием, полиелеем, с всенощным бдением, поется канон храму 484 . в) Если в субботу случится предпразднство или попразднство, то как каноны Октоиха, так и храма, кому бы ни был посвящен храм, оставляются без пения, а поются каноны праздника на 8-мь и святого на 4-ре (Тип., гл. 11 и 15). Если в субботу, кроме предпразднства или попразднства, случатся два святых, из коих один со славословием или полиелеем, тогда поется канон праздника на 6-ть, и святых два канона на 6-ть или на 8-мь (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Что касается до свидетельствования чудес, то необходимо думать, что записи о них читаемы были на самом соборе, ибо только из непосредственного собственного знакомства с записями собор мог выносить убеждение в их достоверности или сомнительности. Но так как собор имел дело не с самими людьми, которые испытали на себе чудодейственную силу святых, и не с самими свидетелями чудес, а только с записями показаний одних и других: то очевидно, что те или иные убеждения его не могли быть в собственном смысле слова непосредственными и должны были иметь своим посредством большую или меньшую веру в надежность свидетелей. Выше мы обещали возвратиться к почитаемым усопшим, имена которых как святых читаются в домакарьевских месяцесловах, но о которых неизвестно, чтобы они были канонизованы в домакарьевское время, и которые не были канонизованы и на Макарьевских соборах. Это мы теперь и сделаем. Мы говорили выше, что семи святым было у нас установлено или само собою установилось общецерковное празднование задолго до митр. Макария и что 15-ть святых были канонизованы Макарием к общецерковному празднованию перед собором 1547-го года. Следовательно, эти 22 святых, канонизованных к общему празднованию, представляют собою святых, которые несомненно были канонизованы до собора 1547-го года. На соборах 1547-го и 1549-го годов было канонизовано 39-ть святых, и так как 9-ть было канонизовано новых святых, то из прежних святых и почитаемых усопших, внесенных в месяцесловы, было канонизовано 30-ть. Вычитая 52 несомненно канонизованных святых из 67-ми, составляющих общее число домонгольских святых и внесенных в домонгольские месяцесловы почитаемых усопших, получим 15-ть домонгольских святых и усопших, которые не были канонизованы к общему празднованию до собора 1547-го года и которые не были канонизованы и на соборах 1547-го и 1549-го годов. Но так как празднование одному святому несомненно прекратилось после нашествия Монголов, именно – вел. кн. Мстиславу Владимировичу, о котором мы говорим под домонгольск. 6-м, и так как об установлении празднования другому святому мы говорим дважды, именно-Никите епископу Новгородскому (домонг. и собора 1547 г. то получим не 15-ть, а 13-ть святых и усопших, внесенных в месяцесловы. Они суть следующие (быв перечисляемы в том порядке, в каком стоят у нас в списке): 1 . Игорь Олегович, князь Черниговский (в списке 7), 2 . Аврамий Болгарский 11), 3 . Довмонт, князь Псковский 21), 4 и 5. Владимир Ярославич, князь Новгородский, и мать его Анна 26 и 27), 6 . Мстислав Ростиславич, князь Новгородский 28; 7 . Феодор, архиепископ Ростовский 41),

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Какие святые канонизованы были собором 1547-го года, это мы знаем из сохранившегося до настоящего времени его указа о праздновании канонизованным на нем святым. Но так как три известные в настоящее время списка указа 1375 не совершенно согласны между собой, то и мы знаем канонизованных собором святых не с совершенною точностью. По одному списку, канонизовано к общему празднованию во всей Русской церкви 11-ть святых и к местному празднованию 9-ть святых; по другому списку, канонизовано к общему празднованию 12-ть святых и к местному празднованию те же 9-ть святых; по третьему списку, канонизовано к общему празднованию 14-ть святых и к —189— местному празднованию те же 9-ть святых. 1376 Святые канонизованные собором к всецерковному празднованию, общие всем трем епископам, суть 1377 : 30 Марта митрополит Иона 1378 ; 7 Сентября Иоанн архиепископ Новгородский; 1 Мая Пафнутий Боровской; 17 Ноября Никон Радонежский; 17 Марта Макарий Колязинский; 11 Января Михаил Клопский; 17 Апреля Савватий и Зосима Соловецкие 1379 ; 10 Января Павел Обнорский; 1 Июня Дионисий Глушицкий; 30 Августа Александр Свирский . По списку, в котором предназначенных к всецерковному празднованию святых 12-ть, лишний против предшествующего списка есть: 23 Ноября вел. кн. Александр Невский. В третьем списке двое лишних против второго списка суть: 26 Апреля Никита архиепископ Новгородский и 3 Декабря Савва Сторожевский. При имени каждого, предназначенного к всецерковному празднованию, святого в указе собора прибавляется: «пети и праздновати повсюду», и потом в заключение всего списка святых предписывается относительно их: «и которым святым повелено праздновати повсюду, и вы бы тем связыем праздновали по прежеуложенному (вар. преждеписанному) уставу святых отец и по сей нашей соборной грамоте». Перечисленные святые различаются в указе, конечно, не без намерения, прилагаемым к их именам эпитетом, который есть – или «великий чудотворец», или «новый чудотворец». Великими чудотворцами называются: митр. Иона, Иоанн архиепископ Новгородский, Пафнутий Боровский и Макарий Колязинский; все прочие называются новыми чудотворцами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эта молитва делалась их непрестанным, почти единственным мысленным занятием. „Имя Иисусово, сказал один из них, да соединится с дыханием твоим”. Сам апостол Павел говорит о себе: „я рассудил ничего не знать в вас, кроме Иисуса Христа, и притом распятого”. Но чтоб вселился в нас Христос, это дело не одного дня или двух, сказал святой Иоанн Златоустый , но многих лет и годов. Притом, желающий стяжать Христа, должен отречься от всего: нельзя работать миру и вместе Богу. Желающие приучиться к молитве именем Господа, обыкновенно называемой Иисусовой, первоначально приучаются по преданию Отцов, соединяя её с поклонами. Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждого. Для многих бывает достаточным следующее: Восстав от сна, старайтесь, чтоб первая ваша мысль была о Боге и Его благодеяниях, которые на вас излиты Богом без вашего сведения и желания, по Его единой милости. Особеннейшим же благодеянием почитайте то, что —515— вы просвещены истинной Христианской Верой, в недре истинной Церкви; потом начинайте правило так: 20-ть земных поклонов; при каждом поклоне молитва: „Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного”. 20-ть поясных поклонов с той же молитвой. 10-ть земных поклонов: при каждом поклоне молитва: „Пресвятая Владычице моя Богородице спаси меня грешного”. 10-ть поясных с той же молитвой. 5-ть поясных с молитвой: „Ангеле Божий Хранителю мой святый моли Бога о мне грешнем”. 5-ть поясных с молитвой: „Все Святые молите Бога о мне грешном”. Итого 70 поклонов, из которых 30 земных и 40 поясных. Если найдёте, что этих поклонов для вас мало, то можно прибавить соответственно силам вашим несколько поклонов с молитвой Иисусовой. Но должно правило соразмерить так, чтобы оно ежедневно было одинаковое. Святые сказали: „Лучше небольшое делание, но постоянное, нежели большее, но в скором времени прекращающееся”. После этого читаются утренние молитвы, и, если хотите, помянник который вам нравится по особенным причинам; после помянника читайте Евангелие, главы по две или по три.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010