Диоскур (антипапа), (530.IX.22–530.X.14) Иоанн II, 533.I.2–535.V.8 Св.Агапет I, 535.V.13–536.IV.22 Св. Сильверий, 536.VI.8–537.III.11 Вигилий; 537.III.29–555.VI.7 Пелагий I, 556.IV.16–561.III.4 Иоанн III, 561.VII.l7–574.VII.13 Бенедикт I, 575.VI.2–579.VII.30 Пелагий II, 579.XI.26–590.II.7 Св. Григорий I (Великий), 590.IX.3–604.III.12 Caбuhuah,604.IX.13–606.II.22 Бонифаций III, 607.II.19–607. XI.12 Св. Бонифаций IV, 608.VIII.25–615.V.8 Св. Адеодат I (Деусдедит), 615.X.19–618.XI.8 Бонифаций V, 619.XII.23–625.X.25 Гонорий I, 625.X.27–638.X.12 Северин, 640.V.28–640.VIII.2 Иоанн IV, 640.XII.24–642.X.12 Теодор I, 642.XI.24–649.V.14 Св. Мартин I, 649.VII-653.VI.17 Св. Евгений I, 654.VIII.10–657.VI.2 Св. Виталиан, 657.VII.30–672.I.27 Адеодат II, 672.IV.11–676.VI.17 Домн, 676.XI.2–678.IV.11 Св. Агафон, 678.VI.27–681.I.10 Св. Лeb II, 682.VIII.17–683.VII.3 Св. Бенедикт II, 684.VI.26–685.V.8 Иоанн V, 685.VII.23–686.VIII.2 Конон, 686.X.21–687.IX.21 Теодор (антипапа), (687) Пасхалий (антипапа), (687–692) Св. Сергий I, 687.XII.15–701.IX.8 Иоанн VI, 701.X.30–705.I.11 Иоанн VII, 705.III.1–707.X.18 Сизинний, 708.I.15–708.II.4 Константин, 708.III.25–715.IV.9 Св. Григорий II, 715.V.19–731.II.11 Св. Григорий III, 731.III.18–741.XII.10 Св. Захарий, 741.XII.10–752.III.22 Стефан II (антипапа), (752.III.23–752.III.25) Стефан II, 752.III.26–757.IV.26 Св. Павел I, 757.V.29–767.VI.28 Стефан III, 768.VIII.7–772.II.3 Константин II (антипапа), (767.IV.28–769) Филипп (антипапа), (768) Адриан I, 772.II.9–795.XII.25 Св. Лeb III, 795 .XII.27–816.VI.12 Стефан IV, 816.VI.22–817.I.24 Св. Пасхалий I, 817.I.25–824.II.11 Евгений II, 824.V.2–827.VIII Валентин, 827.VIII-827.IX Григорий IV, 827.X-844.I Иоанн (антипапа), 844 Сергий II, 844.I-847.I.27 Св. Лeb IV, 847.IV.10–855.VII .l7 Бенедикт III, 855.IX.29–858.IV.17 Анастасий (антипапа), (855.VIII-855.IX) Св. Николай I (Великий), 858.IV.24–867.XI.13 Адриан II, 867.XII.14–872.XII.14 Иоанн VIII, 872.XII.14–882.XII.16 Марин I, 882.XII.16–884.V.15 Св. Адриан III, 884.V.17–885.IX.15

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Стефан V, 885.IX-891.IX.14 Формоз, 891.X.6–896.IV.4 Бонифаций VI, 896.IV-896.IV Стефан VI, 896.V-897.VIII Роман, 897.VIII-897.XI Теодор II, 897.XII-897.XII Иоанн IX, 898.I-900.I Бенедикт IV, 900.I-903.VII Лeb V, 903.VII-903 .IX Христофор, 903.IX-904.I Сергий III, 904.I.29–911.IV.14 Анастасий III, 911.IV-913.VI Ландон, 913.VII-914.II Иоанн Х, 914.III –928.V Лeb VI, 928.V-928 .XII Стефан VIII, 928.XII-931.II Иоанн XI (граф Тускулумский), 931.II-935.XII Лeb VII, 936.I.3–939.VII.13 Стефан VIII, 939.VII.14–942X Марин II, 942.X.30–946.V Агапет II, 946.V.10–955.XII Иоанн XII (Оттавиано, граф Тускулумский), 955.XII.16–963.XII.4 Лeb VIII, 963 .XII.6–965.III.1 Бенедикт V, 964.V.22–964.xII.23 Иоанн XIII, 965.X.1–972.lX.6 Бенедикт VI, 973.I.19–974.VI Бонифаций VII (антипапа) (в первый раз), (974.VI-974.VIII) Бенедикт VII (граф Тускулумский), 974.X-983.VII.10 Иоанн XIV (Пьетро ди Павиа), 983.XII.I0–984.VIII.20 Бонифаций VII (антипапа) (во второй раз), (984.VIII –985.VII) Иоанн XV, 985.VIII-996.III Григорий V (Бруно, герцог Каринтский), 996.V.3–999.II.18 Иоанн XVI (Джованни Филагато) (антипапа), (997.IV-998.II) Сильвестр II (Герберт д " Ориллак), 999.IV.2–1003.V.12 Иоанн XVII (Секко), 1003.VI-1003.XII Иоанн XVIII (Фазано), 1004.I-1009.VII Сергий IV (Пьетро Бука порца), 1009.VII.31–1012.V.12 Бенедикт VIII (Джованни, граф Тускулумский), 1012.V.18–1024.IV.7 Григорий VI (антипапа), (1012) Иоанн XIX (граф Тускулумский), 1024.IV-1032.XI.6 Бенедикт IX (в первый раз) (Теофилакт, граф Тускулумский),1032–1044 Сильвестр III (Джованни), 1045.I.20–1045.III.10 Бенедикт IX (во второй раз), 1045.III.19–1045.V.1 Григорий VI (Джованни Грациано), 1045.V.5–1046.Xll.20 Климент II (граф Шидгер, Морслебен и Горнбург), 1046.XII.25–1047.X.9 Бенедикт IX (в третий раз), 1047. XI.8–1048.VII.17 Дамас II (Поппо фон Бриксен), 1048.VII.17–1048.VIII.9 Св. Лев IX (Бруно, граф Згисхейм-Дагсбург), 1049.II.12–1054.IV.19 Виктор II (Гебгард, граф Долленштейн-Гиршберг), 1055.IV.16–1057.VII.28 Стефан IX (Х) (Фридрих, герцог Лотарингский), 1057.VIII.3–1058.III.29

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

9. Что служит основанием каждой науки? Беседа Л. М. Чичагова. – М.: Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерева, 1890. – 101 с. 10. Медицинские беседы Л. М. Чичагова. – Ч. 1–4. – М.: Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерева, 1891–1895. Ч. 1–2. – 1891. – VI, 680 с. Ч. 3–4. – 1895. – VI, 849 с. Краткое изложение медицинских бесед Л. М. Чичагова, напечатанных в 1891 году. –М.: Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерева, 1892. – 83 с. 11. Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии/Моск. листок. 1893, 16 мая 19). – Прибавление к 135. – Подпись: Л. М. Чичагов. 12. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовского уезда: с жизнеописанием основателей ее: схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой , и блаженного старца иеромонаха Серафима и его сотрудников: Михаила Мантурова, протоиерея о. Садовского, блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой, Николая Александровича Мотовилова, сподвижниц обители и других/Сост. священник Л. М. Чичагов. – М.: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1896. VI, 790 с.: портр., 9 л. ил. То же. —2—е изд./Сост. архимандрит Серафим (Чичагов) . – СПб.: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903. –XVI, 851 с.: портр., 39 л. ил. Тоже. (Репр. воспроизведение изд. 1903 г.) – Ч. 1– 2. Краснодар: Кн. изд-во, 1991. Ч. 1.XVI, 451, VI с.: 6 л. ил. Ч. 2. – С . 453–851.: 9, 12 л. ил. То же. (Репр. воспроизведение изд. 1903 г.). М.: СП «Интербук», 1991. XVI, 851 с.: 34 л. ил., портр., ил. Краткое содержание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря с жизнеописанием основателей А. С. Мельгуновой и о. Серафима Саровского и подвижниц обители»/Сост. священник Л. М. Чичагов. – М.: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1896. IV,–2 4 8 с. 13. Ищите прежде Царства Божия/Сост. священник Леонид Чичагов. – М.: Печатня А. И. Снегиревой , 1896. –8 с. 14.1. Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни. 2. О службе Богу, –М.: Печатня А. И. Снегире вой, 1896. –8 с. –Подпись: священник Леонид Чичагов. 15.1. Слово в Великий Пяток. 2. О милосердии. – М.: Печатня А. И. Снегиревой , 1896. – 8 с. – Подпись: священник Леонид Чичагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Если, по почину блаженного Иеронима (Прот. Геловид. гл. XIII), многие католические ученые (Корнелий а-Ляпиде, Минь, Корнели и др.), протестантские (Баумгартен, Лянге) и некоторые русские (митр. М. Филарет, архиеп. Черниг. Филарет, проф. И. В. Чельцов , проф. М. Д. Муретов ) отожествляли Иакова, брата Господня, с Иаковом Алфеевым – Апостолом из числа 12-ти, то и новозаветные данные и свидетельства церковного предания говорят против этого отожествления. В Евангелии братья Господа по плоти – Иаков, Иосия, Симон и Иуда – ясно отличаются от апостолов или первых и ближайших учеников Господа, напр., в Ин.2:12 : «после сего пришел в Капернаум Сам, и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его». Если здесь и в некоторых других местах Евангелия ( Мф.12:48 ; Mk III:31 ; Лk VIII:19 ) братья Господни стоят в стороне от учеников или апостолов Господа, то в Ин.7:5 определенно говорится, что сначала братья Господни не веровали в Господа Иисуса Христа, следовательно, не могли быть в числе апостолов, – и это тем более примечательно, что евангелист Иоанн сделал это замечание о неверии братьев Господних почти непосредственно после упоминания о составившемся уже и существующем круге 12-ти апостолов ( Ин.6:70–71 ). Даже после воскресения Господа, когда братья Господа уверовали в Него, они все-таки отличаются от апостолов ( Дeяh I:13–14 ), хотя иногда и сопоставляются с ними ( 1Kop IX:5 ). И древнее церковное предание, при всей своей неясности относительно братьев Господних, все же в большинстве случаев подтверждает, что Иаков, брат Господень, есть лицо, отличное от Апостола Иакова Алфеева. Так, в «Апостольских Постановлениях» Иаков, брат Господень, ясно отличается от апостолов из 12-ти. «Мы двенадцать, говорится в Пост. Ап. VI:12, собравшись в Иерусалиме, явились Иакову, брату Господню», а ниже, VI:14, в качестве возвестивших кафолическое учение называются сначала апостолы лика 12-ти (в том числе и Апостол Иаков Алфеев), а затем присоединяются еще «Иаков, брат Господень и епископ Иерусалимский, и Павел, учитель языков». Климент Александрийский у Евсевия говорит: «Петр, Иаков и Иоанн, хотя от Самого Господа предпочтены были (другим ученикам), однако по вознесении Спасителя не стали состязаться о слове, но Иерусалимским епископом избрали Иакова Праведного» (Церк. Ист. II:1). Сам Евсевий в I:12 своей Ц. Ист. причисляет Иакова, брата Господня, к 70 апостолам, а в VII:19 говорит, что Иаков, брат Христов, «первый получил епископство над Иерусалимскою церковью от Самого Спасителя и апостолов», чем, в том и другом случае, Иаков, брат Господень, определенно выделяется из круга 12-ти апостолов. Наконец, и в Четьи-Минее под 23 октября, Иаков, брат Господень, причисляется к 70-ти апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

I. Пролог: Посвящение Иисуса на служение (1,1–13) А. Свидетельство Иоанна об Иисусе (1,1–8) Б. Крещение Иисуса и свидетельство Отца (1,9–11) В. Искушение Иисуса (1,12.13) II. Общественное служение Иисуса в Галилее (1,14 – 6,44) А. Прибытие в Галилею (1,14.15) Б. Призвание первых учеников (1,16–20) В. Изгнание бесов и исцеления в Капернауме (1,21–34) Г. Служение по всей Галилее (1,35–45) Д. Исцеление в Капернауме (2,1–12) Е. Призвание Левия (2,13–17) Ж. Споры с религиозными авторитетами (2,18 – 3,12) З. Призвание двенадцати (3,13–19) И. Споры в Капернауме (3,20–35) К. Притчи о Царстве Божием (4,1–34) Л. Путешествие в Десятиградие (4,35 – 5,20) М. Возвращение в Галилею (5,21 – 6,6) Н. Миссия двенадцати в Галилее (6,7–30) О. Насыщение пяти тысяч человек в Галилее (6,31–44) III. Служение в языческих областях (6,45 – 9,32) А. Посещение Геннисаретской области (6,45 – 7,23) Б. Служение в области Тира и Сидона и в Десятиградии (7,24 – 8,9) В. Служение в области Кесарии Филипповой (8,10 – 9,32) IV. Возвращение в Капернаум – завершение служения в Галилее (9,33–50) V. Заключительное путешествие в Иудею и Иерусалим (10,1–52) А. Поучения по пути в Иерусалим (10,1–45) Б. Исцеление в Иерихоне (10,46–52) VI. Страдания Иисуса (11,1 – 15,47) А. Торжественный вход в Иерусалим (11,1–11) Б. Очищение храма (11,12–25) В. Споры во дворе храма (11,27 – 12,44) Г. Пророчества на Масличной горе (13,1–37) Д. Помазание в Вифании (14,1–11) Е. Пасхальная трапеза в Иерусалиме (14,12–31) Ж. Арест, осуждение, смерть и погребение Иисуса в Иерусалиме (14,32 – 15,47) VII. Явления Иисуса в Иерусалиме после Его воскресения (гл. 16) Глава 1 1 Начало. В отличие от Евангелий от Матфея и Луки, Евангелие от Марка не содержит повествования о рождении Иисуса. «Началом» (ср. Быт. 1,1 ; Ин. 1,1 ) здесь выступает служение Иоанна Крестителя (ср. Деян. 1,22 ) и ветхозаветные пророчества о приходе Иоанна. Евангелия. В переводе с греч.: «благая весть». Иисуса Христа. «Иисус» греческая форма еврейского имени Иешуа, означающего «спаситель» ( Мф. 1,21 ). «Христос» греческий перевод еврейского слова «машиах» «помазанный».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Л. Д. преимущественно интересовался военной историей, но в некоторых случаях обращался и к церковной истории, напр., писал о каноничности брака Никифора Фоки с Феофано ( Leo Diac. Hist. III 8), об условиях, выдвинутых патриархом К-польским Полиевктом для коронации Иоанна Цимисхия (Ibid. VI 4), о гибели Антиохийского патриарха Христофора и избрании новым патриархом отшельника Феодора (Ibid. VI 6), о ссылке патриарха Василия I Скамандрина (Ibid. X 2). В то же время Л. Д. не упомянул об основании Вел. Лавры на Афоне, о духовной связи Никифора Фоки с прп. Афанасием Афонским . «История» - основной источник для исследования русско-визант. отношений во 2-й пол. X в., походов кн. Святослава Игоревича на Балканы, чьи воинские доблести и полководческие таланты, несмотря на языческую веру росов, Л. Д. оценивал очень высоко ( Иванов. 1981. С. 206-208). Интерес представляют этнографические описания Л. Д. загробных верований и погребальных обрядов росов (Там же. С. 210-212). Он подробно рассказывает о миссии патрикия Калокира к росам (в терминологии Л. Д.- к «тавроскифам») в 967 г. с целью склонить их к походу против болгар ( Leo Diac. Hist. IV 6; V 2); о переписке Иоанна Цимисхия со Святославом, к-рая завершилась угрозами со стороны росов осадить К-поль и битвой при Аркадиополе весной 970 г. (Ibid. VI 8-13); о походе Иоанна Цимисхия весной 971 г. и битве за Преслав (Ibid. VIII 2-8); о битве при Доростоле и гибели Святослава (Ibid. VIII 9 - IX 12). Вопрос об источниках, которыми пользовался Л. Д., решался исследователями по-разному. В предисловии к «Истории» он писал, что изложит либо то, чему сам был свидетелем, либо то, что слышал от очевидцев (Ibid. I 1). Возможно, Л. Д. опирался на официальные документы (письма и договоры) ( Карышковский. 1953. С. 52-53), а исторический экскурс о походе кн. Игоря на К-поль заимствовал из «Жития Василия Нового» ( Карышковский. 1960. С. 47-49). Сюзюмов ( Сюзюмов. 1916) и А. П. Каждан ( Каждан. 1961) пришли к выводу, что Л. Д. и Иоанн Скилица, описавшие одни и те же события независимо друг от друга, использовали 2 общих источника. Один из этих источников отражал благожелательное, а другой - враждебное отношение к Никифору Фоке и всему роду Фок. М. В. Грацианский считает, что у обоих авторов был один общий источник, в котором приводились 2 версии событий, благожелательная и враждебная, по отношению к роду Фок, но если Скилица приводил обе версии, то Л. Д. опускал неблагожелательную ( Грацианский. 2012).

http://pravenc.ru/text/2463295.html

– Варлаам , 1737, отставлен. – Флавиан определён 7 февр. 1738. – Досифей 1777 перев. в Раненбургскую пустынь. Архим. Никон , 1838–41. – Нифонт , 1853–66. Краснослободского Покровского: Иг-нья Евпраксия , в февр. 1707. – Евстолия арестована 7 мар. 1713. – Нимфодора 1739 отдана под начал. Троицкого острогу, Успенского иг-нья Евфимия определена 8 мар. 1727; упом. 1728, 1742. VI, 473. Верхнеломовского Успенского: Иг-нья Ираида (основательница), 1688–94. – Евдокия , 1712–23, уволена. – Александра Гаврилова определена 12 июля 1723. – Александра , 1742 и 43. V, 180. Нижеломовского Покровского иг-нья София , 1731–1742. Инсарского Спасо-Преображенского строит. Иоасаф , в февр. 1692. Один?      Инсарского Спасо-Преображенского Тумонской (Тумовской) пустыни: строит. Авраамий определён 18 дек. 1713. – Ефрем , в феврале 1721. Нижеломовского Троицкого строит. Герасим , в мар. 1727. Города Атемара, Воскресенского строит. Геннадий , 1650, 1658, 60. Саратовского Четверосвятского игум. Павел , 1704. VI, 13, 1046. Саратовского Преображенского (2-го класса): Архимандриты Савва , 1818–24. Арсений , 1824–32. Никодим Лебедев 30 нояб. 1832 перев. из Луховского Николаевского, а 23 июня 1833 – в Иркутский Вознесенский. Спиридон , 1833–55. Сергий , 1856–60. Никанор , 1861–69. III, 391; IV, 319. Пензенский Казанский. III, 576; IV, 864. Саратовского Вздвиженского (2-го класса): Иг-нья Анастасия , 1840. – Магдалина , 1857–9. – Олимпиада , 1860–2. IV, 296; VI, 12. Саранские три. IV, 299. Инсарский девичий. IV, 363. Керенские два: Одигитриевского (Тихвинской Богородицы): Иг-нья Анна Романова , 1712. – Таисия , 1724–33, † … – Ксанфиппа определена 21 мар. 1734. – Евпраксия , 1855–62. – Павла , 1863–66. IV, 531. Клинская пустынь. IV, 543. Ключевская. IV, 807; V, 577, 673. Краснослободские два: Спасской пустыни: Строит. Арсений , 1677, 84. –- Филарет , 1707. – Власий , 1721. Предтечева: Строит. Пахомий , 1734. Игум. Маркелл , 1746. – Исаакий , 1758, из Саровской пустыни, а 1761 – в Козловский Троицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Алексий Митрополит Киев. и всея Русии. М. 1848, в 8. Снегирева Памятники Московской Древности. Степенная книга, I, 456. Житие иже во святых отца нашего Алексия, новаго чудотворца Святейшия Митрополии Киевския и всея Руси, составленное Ермонахом Пахомьем. Рукоп. устава на тряпичн. бумаге, в 4, начала XVII века. Там же. Житие св. Алексия, Митрополита Всероссийскаго, соч. Иеромонахом Пахомием и переделанное при Митрополите Макарие, с позднейшими прибавлениями, рукоп. устав, начала XVII века, в лист. Из библиотеки Профессора Погодина. Духовное завещание Преп. Иосифа Волокол. гл. X. См Житие Св. А. М. Пахомиево. Карамз. И. Г. P. VI, 13, 138, 363. VII, 175. VIII. 199. Софийский временник, II, 244. Карамз. И. Г. P. VI, 79, пр. 171. Софийский временник, II. Древняя Росс. Вивлиофика, VI. Дела III Архива вотчиннаго,1684 г. Архиепископ Московский и Калужский Платон Левшин пожалован в Митрополиты 1783 г., в Москве Императрицею Екатериною II. См. Начертание жития М.М. Платона, соч. И. Снегирева. М. 1831. На каждом из них изображена вязью следующая надпись: «Лета 7171, Февраля в 12 день дал вкладу сие паникадила в монастырь чуда Архистратига Михаила в дом Чудотворца Алексия Митрополита Окольничей Родион Матвеевич Стрешнев по жене своей Марфе Семеновне». Софийский временник, I, 403. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским (сост. г. Максимович ем), ч. I. М. 1792. в 12. М. Евгения. Словарь духовных писателей, 1 и 2 ч. Примечание на историю древния и нынешния России Г. Леклерка, соч. Генерал-Маиором И. Болтиным, т. II, стр. 467. Выходы Царей Михаила, Алексия и Феодора. М. 1844 г. в 4. Дом графа Орлова-Денисова Дворы в Земляном и Белом городах, рукоп. скороп. в 4, полов. XVII века, в Арх. Оруж. Палаты. Указатель Москвы, показывающей по азбучному порядку имена владельцев всех домов сей столицы, 2 ч. М. 1793, в 8. Словарь достопамятных людей Русской земли, сост. Д. Н. Бантыш-Каменским, ч. III. Спб, 1847, в 8. Москвитянин за 1842 г. 2. Русский Инвалид 1846 г. 270. Служивший при Графе Ростопчине Н.И. Рунич сообщил мне речь, сочиненную первым и прочтенную от его имени тем французам, которые высылались из Москвы в Нижний. Вот она:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Еще в древности был поставлен вопрос о подлинности актов Собора. На 3-м заседании VI Вселенского Собора (13 нояб. 680) были прочитаны 2 «книги святого Пятого Вселенского Собора», в начале к-рых находилось «Слово блаженной памяти Мины, архиепископа К-польского, к Вигилию, блаженнейшему папе Римскому, о том, что во Христе одна воля», а в 7-м деянии - 2 письма Вигилия к имп. Юстиниану и имп. Феодоре, в к-рых содержался следующий текст: «Анафематствуем и Феодора, бывшего епископа Мопсуестийского, как бывшего всегда чуждым Церкви и противником святых отцов, к-рый не исповедует, что воплотившийся Бог Слово, то есть Христос, имеет одно естество, одно лицо и одно действие» (ACO II. Vol. 2 (1). P. 34-47; рус. пер.: ДВС. Т. 4. С. 26-29; ср.: ACO. T. 4. Vol. 1. P. 201-202). По требованию присутствовавших на VI Вселенском Соборе рим. легатов было произведено расследование, результаты к-рого оглашены на 14-м заседании (5 апр. 681). Было установлено, что при К-польском патриархе Павле II (641-653) и в последующее время сторонники монофелитской ереси занимались переделкой указанных мест актов в различных как греч., так и лат. манускриптах, имевшихся тогда в столице Византийской империи. VI Вселенский Собор анафематствовал «Слово Мины к Вигилию» и «книги Вигилия к Юстиниану и Феодоре, оказавшиеся подложными», а также наложил анафему «всем вообще подделывателям деяний Святого и Вселенского Пятого Собора» (ACO II. Vol. 2 (2). P. 628-665; ДВС. Т. 4. С. 198-202). Поскольку пространная редакция содержит (наряду с др. фрагментами, к-рых нет в краткой редакции) оба преданных анафеме письма Вигилия к Юстиниану и Феодоре, возникает вопрос о принятии не только этих документов, но и редакции в целом. После работы К. Й. фон Гефеле по истории Соборов (см.: Hefele, Leqlercq. Hist. des Conciles. Vol. 3 (1). P. 66-77) большинство ученых признают подлинность пространной редакции, в т. ч. и обоих писем папы Вигилия, за исключением упомянутых фрагментов об «одном действии» (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 187, 29-32 и 188, 12-15), к-рые считаются монофелитскими вставками VII в. Историческая ситуация

http://pravenc.ru/text/155498.html

(I Всел. 19; Неокесар. 12.) Правило 8 Дети, которые родились от наложниц или второбрачных и троебрачных, но проводят жизнь, достойную священства, могут становиться иереями 420 . (VI Всел. 33.) Правило 9 Иерей должен причастить того, кому грозит смерть, даже после того, как тот вкусил пищу. Правило 10 Ради целования 421 должно преклонять колена в воскресенье и в течение всей Пятидесятницы, однако обычных коленопреклонений совершать не должно. (I Всел. 20; VI Всел. 90; Петра Александр. 15; Василия Велик. 91.) Правило 11 Никто не погрешит, если подаст одну просфору 422 или зажжет одну свечу сразу за трех человек. Правило 12 Иерей не должен запечатлевать святую чашу крестным знамением во время молитвы сосудохранительницы 423 . Правило 13 Иерей не должен совершать литургию без теплоты, т. е. горячей воды, разве только необходимость велика, а горячую воду найти там невозможно 424 . Правило 14 Тот монах, который отвергнет монашеский образ, должен, когда обратится и покается, вновь надеть монашескую одежду, которую снял, но молитвы монашеского образа повторно над ним не читаются 425 . Правило 15 Монахини могут входить в алтарь, чтобы зажечь свечу и лампаду и подмести там 426 . (VI Всел. 69.) Правило 16 Монахи не должны заниматься земледельческими работами в великую Четыредесятницу и под предлогом этой работы разрешать пост на вино и масло, поскольку это следствие чревобесия 427 . (Апост. 69.) Правило 17 Монаху позволено уходить из своего монастыря по трем причинам: 1) если игумен – еретик; 2) если в монастырь приходят женщины; 3) если в монастыре учатся мирские дети, поскольку не подобает, чтобы через этих детей мирянам становилось известно, чтó происходит в монастыре. (VII Всел. 21.) Правило 18 Тем монахам, которые находятся под епитимией, следует есть и молиться вместе с остальными монахами, а когда они исповедуются, вкушать и благословение, т. е. антидор 428 . Правило 19 Во время поста святых апостолов и св. Филиппа (т. е. сорокадневного) 429 монахи, которые находятся в монастыре, в среду и в пятницу должны вкушать один раз в день. А те монахи, которые находятся на работах, пусть вкушают два раза в день: после шестого часа и вечером. Правило 20

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010