Подражание небесному сменилось подражанием земному, ангелоподобие пения сменилось мирообра-зием. Все средства, используемые партесным пением, есть средства, апеллирующие исключительно к телесному, материальному миру. Так, линейная нотация – «киевское знамя»– фиксирует физические параметры звука: его высоту и продолжительность; тонико-доминантовые функциональные отношения и порождаемая ими квадратная периодическая ритмика непосредственно связаны с физическим жестом и движением; на мирской характер мажора и минора указывал еще Глареан, дополнивший в XVI в. систему восьми модусов четырьмя новыми, в число которых входили ионийский (современный мажор) и эолийский (современный минор), и определивший их как непристойный лад («Tonus Laseivus»- мажор) и как бродяжнический, или чужой, лад («Tonus peregrinos» -минор). Таким образом, технические и конструктивные средства партесного пения изначально не приспособлены к описанию явлений духовного мира и пригодны исключительно для описания явлений телесных и мирских. Далее, если технические и конструктивные средства богослужебного пения целиком обусловлены самой структурой богослужения и неразрывно связаны с ним, как, например, мелодическое осмогласие обусловлено разделением богослужебных текстов на восемь гласов, мелодическая иерархия обусловлена различными разрядами служб, наличие различных распевов связано с чином особых праздничных чинопоследований, то технические и конструктивные средства партесного пения, являющиеся по своей сути средствами музыкальными, никоим образом не связаны с богослужением, ибо какую связь с богослужением можно усмотреть в таких понятиях, как мажор, минор, тональность, тоника и доминанта? Подобная оторванность и отчужденность от структуры богослужения приводила порой к полному разрыву музыкальных средств с самим богослужением. Так, например, партесная гармонизация знаменных мелодий сводила на нет все мелодическое разнообразие знаменных гласов, подводя их под единый знаменатель единообразных тонико-доминантовых отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В те же годы хор А. М. состоял при ц. ап. Павла при Мариинской больнице для бедных. Это было одно из первых богоугодных учреждений, основанных имп. Марией Феодоровной после смерти супруга (освящение церкви состоялось в 1805). С 1818 по 1833 г. в этой церкви служил прот. Петр Турчанинов , известный духовный композитор, к-рый проводил занятия с певчими А. М. и улучшил их исполнительское мастерство ( Турчанинов П. И. Автобиография//Домашняя беседа. 1863. Вып. 5. С. 120-121). А. М. начал сочинять духовную музыку, вероятно на рубеже XVIII и XIX вв. Стиль его песнопений по манере близко примыкает к стилю «итальянской» школы хоровых композиций, однако излишние чувствительность, эмоциональность, даже в какой-то степени слащавость свидетельствуют об «изживании» этого направления в рус. духовной музыке и о расцвете сентиментализма. На склоне лет Арнольд (знакомый уже с песнопениями Чайковского) писал об этой манере сочинения как о слащавой и жеманно-драматической. В это время наследие композиторов рубежа XVIII и XIX вв. почти единогласно подвергалось критике за излишнюю «светскость». Тем не менее «Отче наш» А. М. с соло дисканта до наст. времени звучит за богослужением, в 30-х гг. XX в. оно пелось даже в правосл. церкви в Харбине ( Троицкая С. Русский Харбин: Восп. Брисбен, 1995). Из произведений А. М. не найдены «Милость мира» 1 ля минор и 2 до мажор, упомянутые в «Каталоге» Б. В. Решке (М., 1912. 4: Сент.). Встречается неверное атрибутирование духовно-муз. сочинений А. М. его старшему брату - Федору Михайловичу. Муз. соч.: Арх.: Б-ка изд-ва «Живоносный Источник» в Царицыно (М.): «Тебе поем», фа минор: Ркп. Изд.: «Отче наш», до мажор//Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов. 21: Венчание/Под. ред. М. А. Лагунова. Пг.[: П. М. Киреев], 1916. С. 17; «Верую», ре мажор [с ремаркой «тихое»]//Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов для муж. хора. 8: На литургии/Аранжировка и ред.: Е. С. Азеев. СПб., 1914. С. 92. А. В. Лебедева-Емелина Рубрики: Ключевые слова: ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ Павел I Петрович (1754-1801), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798)

http://pravenc.ru/text/180536.html

167. Далее в рукописи отсутствуют четыре страницы. 168. «Памяти великого художника» («Элегическое трио») — ре минор, ор. 9 (1893) Рахманинова. Посвящено памяти П. И. Чайковского. 169. «Памяти великого художника» — фортепьянное трио ля минор (4–пюИ, ор. 50) Чайковского, посвященное памяти Н. Рубинштейна 170. умеренный (итал.). 171. Традиция приписывает это высказывание то Фалесу, то Сократу. 172. встретит Рыжего — упоминается лагерный пес, неоднократно фигурировал в письмах Лосева из Медвежьей горы. 173. По письмам А. Ф. Лосева видно, что семейным и давно работавшим на канале в должности так называемых ИТР (инженерно–технических работников) разрешалось снимать частное жилье. Так сам Лосев жил на Медвежьей горе в Арнольдовском поселке (ул. Фрунзе, 10). 174. давно прошедшее время (фр.). 175. В центре антропософии — обожествление человеческой сущности, открываемой посвященному в тайную науку, как ее называл немецкий оккультист и основатель антропософской системы Р. Штейнер (1861—1925). Антропософия получила распространение перед первой Мировой войной и в начале 20–х годов не только за рубежом, но и в России. А. Белый был учеником Р. Штейнера. Кружки антропософов были уничтожены в конце 20–х и на–чале 30–х годов. Многим арестованным за неимением доказательств вины часто приписывалась принадлежность к антропософам, на что и намекает иронично Тарханова. О герое повести Николае Владимировиче также, судя по словам Тархановой, ходят слухи, что он черносотенец, который сам в этом отнюдь не повинен. Оба — без вины виноваты. «Союз русского народа» (основан в октябре 1905 г.) и «Союз Михаила Архангела» (выделился из первого в 1908 г.) — реакционные черносотенные организации. 176. «Полуденный отдых Пана» — точнее прелюдия Дебюсси называется «После–полуденный отдых фавна». 177. «верить в невидимое в настоящее» — источник цитаты установить не удалось; восходит к известному изречению апостола Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1). 178. Анри Бергсон (1859—1941), знаменитый французский философ–интуитивист. В теории Бергсона чистая, нематериальная «длительность» (1а Лигёе) — основа всего существующего, так что материя, время, движение — только ее проявления в нашем представлении. «Длительность» познается интуитивно и акт познания совпадает с актом, порождающим действительность. Философия Бергсона была особенно популярна в начале XX века и 20–е годы, особенно его книга «Творческая эволюция» («ЕоШйоп скат " се», 1907). Эдмунд Гуссерль (1859—1938) — знаменитый немецкий философ, основатель феноменологической школы, для которой важно было изучать явления (феномены) на основе «чистого», субъективного опыта, воздерживаясь от каких–либо суждений, связанных с опытом, объективной действительностью. Философия для феноменологов — наука о чистых сущностях, эйдосах. Гуссерль повлиял на идеи экзистенциализма. Был, как и Бергсон, чрезвычайно популярен в первую четверть XX века.

http://predanie.ru/book/122243-ya-soslan...

В отношении церковной песни настоящая эпоха сделала особенно много и тем, что теперь только окончательно был установлен, как на западе, так и на востоке, круг богослужебных напевов. На западе это дело приписывается папе св. Григорию Великому , на востоке св. Иоанну Дамаскину . По словам жизнеописателя диакона Иоанна (IX в.), св. Григорий собрал напевы, возникшие веками в церкви, удалили менее ценные, а остальный исправил и восполнил недостающие; из полученного таким образом материала он составил новый Антифонарий 1573 . На основании этого известия нынешний Антифонарий Римской церкви и принятая там система гласов называются Григорианскими. Еще более позднее предание приписывает упорядочение церковных напевов на востоке св. Иоанну Дамаскину : именем его и учителя его Космы надписывается музыкальный трактат с заглавием «Святоградец» 1574 . Как мы видели (см. выше, с. 175), упорядочение церковных напевов должно было начаться гораздо ранее и Григория В. и Иоанна Дамаскина ; и предание связывает начало этого упорядочения на западе с именем св. Амвросия, Григорию же В. приписывается только прибавление к существовавшим до него 4 амвросианским гласам, в основу коих легли напевы дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский (см. там же), новые четыре напева, сродные с теми, «побочные гласы» (toni plagales), именно: иподорийский, начинающийся с ля и имеющий доминанту на 6 ступени, ипофригийский, начинающийся с си с доминантой на 7 ступени, иполидийский с фа с доминантой на 6 ступени, ипомиксолидийский с ре с доминантой на 7 ступени. Так получилось 8 гласов (впоследствии прибавлен 9-й, представляющий смесь 2-го и 8-го – tonus peregrinus sive irregularis). Столько же гласов и с таким же музыкальным характером установил, по преданию, и Иоанн Дамаскин в восточной церкви, только счет гласов здесь другой: сначала идут все прямые гласы, а потом из побочные ( πλγιοι), тогда как на западе за каждым (с. 372) прямым следует его побочный: греческие α´ β´ γ´ δ´ πλ. α´ πλ. β´ βαρς´ πλ. δ´

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Безуслов но, важен вклад монаха Нефалия, впервые употребившего язык двух формул: «из двух природ»/«в двух природах». Однако из-за практически полного забвения его личности Нефалий выпал из исторического контекста полемики так же, как и его современник – Иоанн Кесарийский Грамматик. При этом следует помнить, что отцы, и в частности прп. Иоанн Дамаскин 60 , допускали равнозначное использования этих двух формул для выражения двух природ после воплощения – именно за это боролся и сам монах Нефалий. Иоанн Кесарийский начал полемизировать с Севиром Антиохийским ещё до Леонтия Византийского . Своей главной задачей он видел согласование всех формул свт. Кирилла Александрийского с халкидонской христологией и позицией тех, кто был готов принять учение о двух природах как Кириллово. «Одна природа Бога Слова воплощённая» – это одна из таких формул, понимание которой нужно было объяснить по-халкидонски, то есть в смысле двух природ. Грамматик предлагает формулу «одна ипостась Бога Слова воплощённая» как полностью согласную с халкидонской, поскольку и у свт. Кирилла термины «природа» и «ипостась» зачастую имели одно значение, когда речь шла о воплощении Бога Слова. Формулы: «в одном лице Бога Слова» и «Один от Святой Троицы пострадал» – мы можем назвать более развёрнутой интерпретацией халкидонского учения о соединении двух природ «в одно Лицо или в одну Ипостась Христа» 61 , где субъектом воплощения становится Божественное Слово. Это учение станет официальной позицией халкидонитов на Пятом Вселенском Соборе в 553 г. Источники Ad Petrum Antiochenum. Epistulae//ACO. Т. 3/ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1940. S. 6–25. Cyrillus Alexandrinus. Ad Augustas de fide//ACO. Т. 1. Vol. 1. Pars 5/ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1938. S. 26–61. Cyrillus Alexandrinus. Ad Succensum. Epistulae 1–2//ACO. Т. 1. Vol. 1. Pars 6/ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1938. S. 151–162 Cyrillus Alexandrinus. Apologia//ACO. Т. 1. Vol. I. Pars 6/ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1938. S. 107–146. Cyrillus Alexandrinus. Contra Nestorium//ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 6/ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1937. S. 13–106. Cyrillus Alexandrinus. Epistula altera ad Nestorium//ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 1/ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1937. S. 25–28. Synodus Chalcedonensis. Actio III. Epistulae Cyrilli et Tonus Leonis//ACO. T. 2. Vol. 1. Pars 2/ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1933. S. 67–84. Synodus Chalcedonensis. Actio IV. Definitio fidei//ACO. Т. 2. Vol. 1. Pars 2/ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1933. S. 129–130.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/halkid...

Песней в «полном» каноне девять или восемь (в последнем случае отсутствует песнь 2-я), но есть каноны из четырех, трех и двух песней (так называемые четверопеснцы, трипеснцы и двупеснцы). Большинство канонов написано (в греческом подлиннике) хорошими метрическими стихами, а некоторые, кроме того, имеют акростихи из начальных букв тропарей. Отличительной особенностью канона стала его неразрывная связь с осмогласием – ладово-мелодической системой, появившейся в Иерусалиме в VII в. Предание связывает начало гласовой унификации на Западе с именем Амвросия Медиоланского , а Григорию I приписывается добавление к существовавшим до него 4 амброзианским гласам (т.е. устойчивым напевам, тональностям), в основу которых легли напевы дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский, 4 новых родственных им напевов, «побочных гласов» (toni plagales), именно: гиподорийского, гипофригийского, гиполидийского, гипомиксолидийского, в результате чего сложились 8 гласов (voces) или тонов (octo toni), к которым впоследствии был прибавлен 9-й – tonus peregrinus sive irregularis, представляющий сочетание 2-го и 8-го гласов. Восьмигласовая псалмодия впервые зафиксирована во франкских источниках IX в. Столько же гласов и с тем же музыкальным характером установил, по преданию, Иоанн Дамаскин на Востоке в VIII в. в процессе систематизации и записи литургических мелодий всего богослужебного круга (современные исследователи высказывают мнение, что система Октоиха – старше времени Иоанна Дамаскина). Счет гласов здесь, однако, другой: сначала идут все прямые гласы (греческое αθεντικς Гвидо Аретинский переводит как «большой, высокий или верхний»), а потом их побочные (πλγοι, что «по-латыни можно передать как вспомогательный, малый или низкий», согласно Гвидо), тогда как на Западе за каждым прямым гласом следует его побочный. Трудами Иоанна Дамаскина, Космы Маиумского и других палестинских гимнографов в Иерусалиме был создан новый комплекс праздничных и воскресных песнопений, образовавших новый иерусалимский Тропологий. Существенной особенностью праздничных канонов нового Тропология стало наличие в каждой песни ирмоса, служащего образцом для строф. В качестве ирмосов могли использоваться известные архаичные строфы и фрагменты древних гомилетических текстов – например, в пасхальном каноне Иоанн Дамаскин использовал в этих целях фрагменты пасхального слова Григория Богослова .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается Запада, то здесь в виду вышеотмеченного недоброжелательного отношения церковной власти к гимнам за богослужение, в эту эпоху появилось лишь несколько новых гимнов; авторы из или неизвестны совсем, или сомнительны (так несколько гимнов приписываются св. Григорию Великому). Осмогласие В отношении церковной песни настоящая эпоха сделала особенно много и тем, что теперь только окончательно был установлен, как на Западе, так и на Востоке, круг богослужебных напевов. На Западе это дело приписывается папе св. Григорию Великому, на Востоке св. Иоанну Дамаскину. По словам жизнеописателя диакона Иоанна (IX b.), св. Григорий собрал напевы, возникшие веками в церкви, удалил менее ценные, а остальные исправил и восполнил недостающие; из полученного таким образом материала он составил новый Антифонарий [ 83 ]. На основании этого известия нынешний Антифонарий Римской Церкви и принятая там система гласов называются Григорианскими. Еще более позднее предание приписывает упорядочение церковных напевов на Востоке св. Иоанну Дамаскину: именем его и учителя его Космы надписывается музыкальный трактат с заглавием «Святоградец» [ 84 ]. Как мы видели (см. выше, стр. 160–161), упорядочение церковных напевов должно было начаться гораздо ранее и Григория Великого и Иоанна Дамаскина; и предание связывает начало этого упорядочения на Западе с именем св. Амвросия, Григорию же Великому приписывается только прибавление к существовавшим до него 4 амвросианским гласам, в основу коих легли напевы дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский (см. там же), новые четыре напева, сродные с теми, «побочные гласы» (toni plagales), именно: иподорийский, начинающийся с ля и имеющий доминанту на 6 ступени, ипофригийский, начинающийся с си с доминантой на 7 ступени, иполидийский с фа с доминантой на 6 ступени, ипомиксолидийский с ре с доминантой на 7 ступени. Так получилось 8 гласов (впоследствии прибавлен 9-й, представляющий смесь 2-го и 8-го — tonus peregrinus sive irregularis). Столько же гласов и с таким же музыкальным характером установил, по преданию, и Иоанн Дамаскин в Восточной Церкви, только счет гласов здесь другой: сначала идут все прямые гласы, а потом их побочные (πλγιοι), тогда как на Западе за каждым прямым следует его побочный:

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Aer est inanitas plurimum habens admixtum raritatis quam cetera elementa. De quo Vergilius (Aen.12,354): Longum per inane secutus. Aer dictus π το αρειν, ab eo quod ferat terram, vel ab eo quod feratur. Hic autem partim ad terrenam, partim ad caelestem materiam pertinet; nam ille subtilis, ubi ventosi ac procellosi motus non possunt existere, ad caelestem pertinet partem; iste vero turbulentior, qui exhalationibus humidis corporescit, terrae deputatur; quique ex se multas species reddit. Nam commotus ventos facit; vehementius concitatus ignes et tonitrua; contractus nubila; conspissatus pluviam; congelantibus nubilis nivem; turbulentius congelantibus densioribus nubilis grandinem; distentus serenum efficit. Nam aerem densum nubem esse, nubem rarefactam et solutam aerem. Nubes dictae ab obnubendo, id est operiendo, caelum; unde et nuptae, quod vultus suos velent; unde et Neptunus, quod nubat, id est mare et terram tegat. Nubes autem aeris densitas facit. Venti enim aerem conglobant nubemque faciunt; unde est illud (Virg. Aen. 5,20): Atque in nubem cogitur aer. Caput VIII. DE TONITRUO Tonitruum dictum quod sonus eius terreat; nam tonus sonus. Qui ideo interdum tam graviter concutit omnia ita ut caelum discississe videatur quia, cum procella vehementissimi venti nubibus se repente inmiserit, turbine invalescente exitumque quaerente, nubem, quam excavavit, impetu magno perscindit, ac sic cum horrendo fragore defertur ad aures. Quod mirari quis non debeat, cum vesicula quamvis parva magnum tamen sonitum displosa emittit. Cum tonitruo autem simul et fulgura exprimi: sed illud celerius videtur, quia clarum est; hoc autem ad aures tardius pervenire. Lux autem quae apparet ante tonitruum fulgetra vocatur. Quae, ut diximus, ideo ante videtur quia clarum est lumen; tonitruum autem ad aures tardius pervenit. Caput IX. DE FULMINIBUS Fulgur et fulmen, ictus caelestis iaculi, a feriendo dicti; fulgere enim ferire est atque percutere. Fulmen autem conlisa nubila faciunt. Nam omnium rerum conlisio ignem creat, ut in lapidibus cernimus, vel attritu rotarum, vel in silvis arborum: simili modo in nubibus ignis, unde et prius nubila sunt, deinde ignes. Vento autem et igni fulmina in nubibus fieri et inpulsu ventorum emitti. Ideo autem fulminis ignem vim habere maiorem ad penetrandum, quia subtilioribus elementis factus est quam noster, id est qui nobis in usu est. Tria sunt autem eius nomina, fulgus, fulgor et fulmen: fulgus, quia tangit; fulgor, quia incendit et urit; fulmen, quia findit; ideo et cum ternis radiis finguntur. Caput X. DE ARCU ET NUBIUM EFFECTIBUS

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛАС [греч. χος, букв.- звук, молва, мелодия, напев; лат. tonus, tropus, modus; арм. ; груз. (?) или ; сир. qâl], элемент осмогласия (октоиха), интонационно-мелодической организации традиц. систем церковного пения в христ. культурах разных народов. В византийском и древнерусском пении Греч. слово χος (ихос) в текстах исторического, литургического и музыкально-теоретического характера не всегда использовалось строго терминологически, что необходимо учитывать в толковании его контекстуального смысла. Оно может вбирать в себя разные значения и смысловые оттенки, восходящие к книгам Свящ. Писания, прежде всего к псалмам (шум, грохот, звук), и святоотеческим творениям (понимание человеческого голоса как идеального муз. инструмента, созданного Богом). В трактате, получившем в науке название «Вопросоответник Псевдо-Иоанна Дамаскина о пападическом искусстве» (предположительно XIV в.), соседствуют обобщенное понимание ихоса как некоего звука, звучания голоса и конкретное обозначение этим муз. термином составной части визант. осмогласия: «Вопрос: что такое ихос? Ответ: ихос - то, что выдохнуто живым естеством и услышано многими, то есть выталкиваемое [наружу] движение органа [гортани?] из груди и ноздрей (χς στι τ κ ζωτικς φσεως κφυσηθν κα κροαθν παρ πολλν, ϒουν κκρουομνη κνησις το ρϒνου παρ το θρακος κα τν ινν)». «Вопрос: а сколько существует разновидностей ихосов? Ответ: восемь, то есть первый, второй, третий, четвертый и от них плагальные» (Die Erotapokriseis. S. 72). Г. представляет собой явление, складывавшееся постепенно, вместе с развитием корпуса богослужебных текстов, исторически изменчивое по ладово-мелодическому содержанию в пределах каждой из существующих традиций церковного пения. Вопрос о происхождении принципа гласового мышления весьма труден для изучения, т. к. древнейшие этапы его оформления относятся к сфере устной практики и поэтому недостаточно документированы (см.

http://pravenc.ru/text/165085.html

21 Leo Magnus. Ad Leonem augustum. Epistula 104//ACO. Т. II. Vol. IV. S. 113–119. А. Грилльмайер называет это послание папы Льва Великого вторым Томосом (The Second Tome), сравнивая его, таким образом, по значимости с «Томосом к Флавиану» (Grillemeier A., Heinthaler Th. Op. cit. Р. 149, n. 100). 23 Synodus Chalcedonensis. Actio III. Epistulae Cyrilli et Tonus Leonis//ACO. Т. 2. Vol. 1. Pars 2. S. 81–82 25 В Халкидонском томосе термин «лицо» уравнен с термином «ипостась» (ες ν πρσωπον κα μαν πστασιν) (Synodus Chalcedonensis. Actio IV. Definitio fidei//ACO. Т. 2. Vol. 1. Pars 2. S. 129:33). 28 Свт. Лев Великий ясно представлял Христа как Богом, так и человеком в единстве двух природ. Он учил, что каждая из природ воплощённого Бога Слова сохраняет своё собственное действие (agit utraque forma quod proprium est), но каждая действует только во взаимодействии с другой (cum alterius communione). Это взаимодействие не просто соположение, но соединение, основанное на единстве субъекта божественного и человеческого действий во Христе: Один и Тот же – и Бог , и Человек (Qui enim verus est Deus, idem verus est homo). Это так называемая концепция «общения свойств» (communicatio idiomatum), которая стала существенной предпосылкой для учения об обожении (Leo Magnus. Tomus Leonis//ACO. T. 2. Vol. 2. Pars 1. S. 27) (см. также: Мейендорф И. , протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. С. 26–28). 29 Diekamp F. Analecta patristica. Texte und Abhandlungen zur griechischen Patristik. Roma, 1938. (Orientalia christiana analecta; vol. 117). P. 77–78. 31 Две природы соединились «неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно» (ν δο φσεσιν συγχτων τρπτως διαιρτως χωρστως) (см.: Synodus Chalcedonensis. Actio IV. Definitio fidei//ACO. T. 2. Vol. 1. Pars 2. S. 129:30–31). Свт. Кирилл употребляет похожее выражение: «δο φσεις συνλθον λλλαις καθ νωσιν δισπαστον συγχτων κα τρπτως». В этой формулировке мы можем увидеть схожесть с халкидонской формулой (см.: Cyrillus Alexandrinus. Ad Succensum. Epistula 1//ACO. Т. 1. Vol. 1. Pars 6. S. 153:16–20).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/halkid...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010