Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Василий Поляномерульский. Икона. XX в. Румыния (Пояномэрульский) (ок. 1692 - 25.04.1767, скит Пояна-Мэрулуй [Poiana Mrului], Молдавия), прп. (пам. 25 апр., пам. рум. 15 апр.), схим. Основные сведения о В. П. содержатся в «Автобиографии» прп. Паисия (Величковского) . Как сообщает прп. Паисий, до переселения в Валахию В. П. жил в России и в Мошенских горах (недалеко от Киева) ( Tachiaos. P. 76-77). Нек-рые исследователи (Г. Кокора, П. Давид и др.) предполагают малороссийское происхождение В. П. и даже его родство с прп. Паисием, однако Д. Ракканелло опроверг эту гипотезу ( Raccanello. La preghiera. Sibiu, 1996. P. 37). По-видимому, В. П. покинул родину в 20-х гг. XVIII в., когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 г., запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и укр. обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов. На протяжении XVIII в. мн. рус. и укр. иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем В. П. поселился в пуст. Валя-Шкьопулуй. Потом он перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен во иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно стали собираться монахи. Ок. 1730 г. из-за увеличения числа братии В. П. ушел из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат. С согласия Рымникского мон-ря, к-рый являлся владельцем тех земель, и с позволения тогдашнего господаря Валахии Николе Маврокордата В. П. начал строительство Поляномерульского скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресв. Богородицы (строительство завершено в 1733). В. П., возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила св. Василия Великого и богослужение по афонскому уставу, как было принято в др. румын. обителях. Впосл. Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством В. П. находились 11 скитов и пустыней.

http://pravenc.ru/text/149765.html

76 рука моя простерта ... и не опускается. Здесь описана обычная для ветхозаветного Израиля молитвенная поза с воздетыми к небу руками. Псалмопевец говорит, очевидно, о непрестанных молитвах, так что руки (рука) постоянно воздеты к небу. 76 о днях древних. Речь идет о тех временах, когда Господь оберегал Израиль от бедствий. 76 отринул. Обещание Господа пребывать со Своим народом подразумевает послушание народа Его закону. И хотя Господь долготерпелив, иногда терпению Его наступает конец, и Он оставляет свой народ один на один с его бедствиями (см. 1 Цар., гл. 4; Иез., гл. 9–11 и кн. Плач Иеремии). 76 милость Его. Т.е. любовь, которую Господь проявляет к Своему народу. Богоизбранный народ молит Господа вернуться и пребывать с ним. 76 изменение десницы Всевышнего. Образное выражение: в деснице (правой руке) Всевышнего сосредоточена та сила, которой Он благословляет Свой народ и рассеивает его врагов. 76 свят путь Твой. Т.е. Бог абсолютно справедлив и свят. 76 среди народов. Бог трансцендентен по отношению к сотворенному Им миру. Однако Он участвует в делах человеческих, поскольку вершит судьбы сотворенного Им мира. 76 избавил... народ Твой. Из дальнейших строк ясно, что речь идет об избавлении Израиля из египетского плена. 76 воды. Вспоминая об исходе из Египта, псалмопевец персонифицирует воды Чермного моря. Переход через Чермное море представлен им как борьба Господа с силами хаоса (см. ком. к Пс. 28,3.10; 45,3 ). 76 следы Твои неведомы. То же, что «неисследимы пути Его» ( Рим. 11,33 ). 76 Как стадо, вел Ты народ Твой. Господь изображен Пастырем, за Которым послушно следуют овцы. Глава 77 Пс. 77 Псалом описывает великие деяния Господа в истории Израиля. Псалмопевец вспоминает переход евреев через Чермное море, блуждание, завоевание Ханаана и жизнь в земле обетованной. 77 в притче. Т.е. в мудрой речи, образы которой требуют осмысления и служат назиданием. 77 отцы наши рассказали нам. Речь идет о преемственности поколений народа Божия. То, что Господь сделал для отцов, Он сделал и для детей, а обетования, данные патриархам, осуществились в жизни их потомков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.76:3. В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых.   Такая, говорит, скорбь объяла душу мою, что не только днем совершал я моления, но самое нощное время проводил в молитвах. Впрочем, поступая так, не напрасно прилагал старание и не вотще трудился; это и значит сказанное: «не прельщен бых». Отвержеся утешитися душа моя: Пс.76:4. помянух Бога и возвеселихся.   Не принял я никакого утешения от людей; единое же памятование о Боге было весельем сердцу моему. Поглумляхся, и малодушествоваше дух мой.   Когда пользовался я человеческими рассуждениями (ибо это значит: «поглумляхся»), тогда впадал я в легкомыслие. Пс.76:5. Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах.    В смущение приводить то, что враги занимают места наших стражб, то есть оплоты стен. Пс.76:6. Помыслих дни первыя.    Размышлял я сам с собою о том, и смущался, почему Бог ранее помогал народу, а ныне отверг его. И это возбуждало во мне опасение, не навсегда ли отвратился от них Бог. И воспоминал я о тех днях древних. Пс.76:11. Сия измена десницы Вышняго.   Предаваясь, говорит, помыслам об отвержении народа, уразумел я наконец, что совершившийся с народом переворот и переход из лучшего состояния в худшее произошел не ради чего иного, но ради десницы Вышнего, прямые же сказать — ради того, что соделано с Спасителем Христом, Который есть Отчая десница. Пс.76:12. Яко помяну от начала чудеса Твоя.    Размыслил я, сколько благ даровал им Бог, и каким воздали Ему злом Иудеи. Пс.76:13. И поучуся во всех делех Твоих.    Так поступили они; а я от начала и до конца опишу все благодеяния, какие оказал Ты нам, т. е. не оставлю в забвении ни одного из дарованных нам благ. Пс.76:14. Боже, во святем путь Твой.    Под словом «святый» разумеет или освященный лик Апостолов, чрез которых совершал необычайные Божественные знамения, или то, что не может никто прийти к Отцу, как только чрез Христа, Который поистине свят, как Бог. Пс.76:15. Кто Бог велий яко Бог наш?    Всех превосходишь Ты, Владыко; потому что Ты один творишь чудеса, какие угодно Тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.82 об. Рапорт царицынского полицмейстера 2 сентября 1911. Русское слово. 24 августа 1911; РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.81 об. Рапорт царицынского полицмейстера 2 сентября 1911. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.103-106 об.; Русское слово. 24 августа 1911; Голос Москвы. 25 августа 1911; Илиодор//Русское слово. 26 августа 1911. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.70-70 об. Донесение Начальника СГЖУ 2 сентября 1911. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.76. Телеграмма Василевского 28 августа. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.68 об. Донесение начальника СГЖУ 2 сентября 1911. Там же. Л.71 об. Донесение начальника СГЖУ 2 сентября 1911; Там же. Л.83. Рапорт царицынского полицмейстера 2 сентября 1911. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.114. Донесение начальника СГЖУ 5 сентября 1911. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.71. Донесение начальника СГЖУ 2 сентября 1911. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Фрагмент статьи, содержащий ошибку: Отправить Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/09/...

Пс.76:5 .  Ты не даешь мне сомкнуть очей моих; я потрясен и не могу говорить. «Предваристе стражбы очи мои». Стражбами называет отделения ночи, по истечении которых стрегущие передают друг другу стражу. А сим выражает бдение, продолжающееся всю ночь. «Смятохся и не глаголах». То же сказано и в сорок первом псалме: «ко мне самому душа моя смятеся» ( Пс.41:7 ). Не удержался я, чтобы не высказать помыслов своих другим. Пс.76:6 .  Размышляю о днях древних, о летах веков минувших. «Помыслих дни первые, и лета вечная помянух, и поучахся». Обновлял я в памяти прежния Твои благодеяния, размышлял, скольких благодеяний сподобились от Тебя предки наши: как избавились от египетской работы, как перешли Чермное море, как овладели землею, обетованною отцам. Пс.76:7 .  Припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: «Нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой». Разсуждая ночью сам с собою, доведывался я, почему столько промышлял Бог о наших предках и презирает нас злостраждущих? При сем размышлял и о следующем: Пс.76:8 .  Неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить? Пс.76:9 .  Неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род? «Еда во веки отринет Господь: и не приложит благоволити паки?» «Или до конца милость Свою отсечет?» Ужели совершенно отрекся от нас, и признал нас чуждыми Своего попечения? «Сконча глагол от рода в род». А Симмах перевел так: «окончил слово о каждом роде». И того убоялся я, говорит Пророк, что наперед из начала произносит определения о каждом роде, ведая дела каждаго рода. Пс.76:10 .  Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои? «Еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе Своем щедроты Своя?» Но снова утешал я себя, разсуждая, что щедролюбивый Бог не потерпит предать как бы некоему забвению дела наши, и как бы некоею стеною преградит гневом источники милости. Пс.76:11 .  И сказал я: «вот мое горе – изменение десницы Всевышнего». «И рех, ныне начах: сия измена десницы Вышняго», то есть, сам я был для себя виновником таковой перемены. Я грехом породил наказание, посему в себе имею начало бедствий. Теперь начал я вразумляться десницею Вышняго, которая вместо прежних благодеяний налагает на меня тяжкия наказания. Ибо изменою десницы Божией Пророк назвал наказание, потому что деснице Вышняго обычно подавать блага. Но и сими помыслами я не удовольствовался, говорит он, а привел себе на память благость Владыки, что и выражает:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Там же. Л.292. Телеграмма Неймана губернатору 19.X.1908. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.28, 10 об. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. Там же. Л.1. Письмо Извольского Роговичу 16.X.1908. Красный архив. 1935. 6 (73). С.178. Правда об иеромонахе Илиодоре. М., 1911. С.130; Ликвидация дела иер.Илиодора//Царицынская жизнь. 5 декабря 1908. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.104 об. Письмо еп.Гермогена Роговичу 29.X.1908. «Существо дела» - цитата из той телеграммы. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.305. Проповедь о.Илиодора 22.X.1908 после молебна. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.2-2 об. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. Там же. Л.2 об. Там же. Там же. Л.3. В монастыре. (Проповедь иером.Илиодора)//Царицынская мысль. 9 мая 1910. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.11 об. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. Правда об иеромонахе Илиодоре. С.130. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.7. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. Там же. Л.6 об. Там же. Л.10-10 об. Там же. Л.114 об. Там же. Л.134-139. Прошение Роговичу рабочих Урало-Волжского металлургического завода 30.X.1908. Там же. Л.17 - 17 об. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. РГИА. Ф.796 Оп.189 (1908 г.) ч.1. Д.955. Л.58 об. - 59. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.10. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. Цит. по: Братский листок. 1 октября 1908. Правда об иеромонахе Илиодоре. С.112, 113. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.318. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 г. Л.10. Доклад Роговича Св.Синоду 14.XI.1908. Там же. Л.6 об. Там же. Л.103 об., 103, 104 об. Письмо еп.Гермогена Роговичу 29.X.1908. Там же. Л.103-103 об., 104-104 об. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8768. Л.23. Речь о.Илиодора в зале Саратовского музыкального училища 16.I.1911. Указание на соблюдение праздников, очевидно, анахронизм. Эту тему о.Илиодор стал широко затрагивать лишь в 1909 г. Что касается существа диалога, то в биографии иеромонаха он изложен иначе: о.Илиодор читал очередной обвинительный пункт, а сенаторы каждый раз отвечали, что это «пустяки» (Правда об иеромонахе Илиодоре. С.130).

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.81, 85 об. Рапорт царицынского полицмейстера 2 сентября 1911. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.89. Рапорт царицынского полицмейстера 2 сентября 1911. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.90 об. Рапорт министру юстиции прокурора Саратовской судебной палаты 14 сентября 1911. Там же. Л.56, 52-52 об. Письмо Саблера Стремоухову 18 сентября 1911, письмо канцелярии обер-прокурора редакцию «Колокола» 22 сентября 1911. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.90 об. Рапорт прокурора Саратовской судебной палаты 14 сентября 1911. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.57 об. Письмо Курлова Саблеру 22 сентября 1911. Стремоухов П.П. Моя борьба с епископом Гермогеном и Илиодором//Архив русской революции. Т.16. Берлин, 1925. С.26. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.122 об. Письмо полицмейстера товарищу прокурора Саратовского окружного суда 17 сентября 1911. Иеромонах Илиодор//Царицынская мысль. 16 сентября 1911; Иером.Илиодор//Царицынский вестник. 16 сентября 1911. РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 д. Л.122 об. Письмо полицмейстера товарищу прокурора Саратовского окружного суда 17 сентября 1911. Из камеры судьи//Царицынская мысль. 17-18 ноября 1911. Помощник пристава Аудор и сам Бельский отрицали такое его признание, но о.Илиодор настоял на занесении этого факта в протокол. ГАСО. Ф.9. Оп.1. Д.3597. Л.31. Речь о.Илиодора в заседании Саратовского окружного суда 28 ноября 1911. Новые выступления иеромонаха Илиодора//Русские ведомости. 30 сентября 1911; О.Илиодор//Русское слово. 27 сентября 1911. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Фрагмент статьи, содержащий ошибку: Отправить Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/12/...

74, 1017–1021 —578— Латинское название TLG (4090) Fragmenta in epistolam I divi Joannis [Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas] 74, 1021–1024 Fragmenta in epistolam Judae [Fragmenta in Acta apostolorum et in epistulas catholicas] 74, 1024 Thesaurus de Sancta et consubstantiali Trinitate 109, X66 (frr., см. TLG 7051/1), X68 (frr., см. TLG 4147/1) 75, 9–656 Thesaurus de Sancta et consub stantiali Trinitate (additamenta) 130,cp. 4090/109 75, 1479–1484 De Sancta Trinitate dialogi i–vii 23, X67 (frr., см. TLG 7051/1), X91 (fr.) 75, 657–1124 Capita argumentorum de Sancto Spiritu 75, 1124–1145 Adversus Nestorium [Libri v contra Nestorium] X47, см. 5000/1 76, 9–248 X62, см. 5000/2; X69 (fr. a), см. 4147/1 75,1369–1412, cp. PL 48, 1005–1040 Quod unus sit Christus 75,1253–1361 Fragmenta ex operibus dogmaticis deperditis [Fragmenta ex libris contra Diodorum et Theodorum ] : 5229/1–3 X74 (fr. a, см. TLG 4147/1) 76, 1435–1452 —579— Латинское название TLG (4090) Fragmenta ex libro contra Diodorum Tarsensem [Fragmenta ex libris contra Diodorum et Theodorum (1)] 5229/1 76, 1435–1438 (гл. 16–25) (лат.) Fragmenta ex libro II contra Theodorum Mopsuestenum [Fragmenta ex libris contra Diodorum et Theodorum (2)] 5229/2 76, 1448–1449 (лат.) Fragmenta ex libro III contra Theodorum Mopsuestenum [Fragmenta ex libris contra Diodorum et Theodorum (3)] 5229/3 76, 1449 (лат.) Fragmenta ex operibus dogmaticis deperditis [Liber contra Synousiastas (fragmenta)]: 5230/1–3 Fragmenta graeca 5230/1 X70 (см. TLG 4147/1) Fragmentum latinum Fragmenta (сир.) 5230/3 De dogmatorum solutione 5231/1–2 Quaestio ad Cyrillum (e tractatu de dogmatum solutione) 5231/1 Solutiones (fragmentum e tractatu de dogmatum solutione) (e cod. Vat. gr. 447) 5231/2 Adversus Julianum imperatorem [Contra Julianum imperatorem]: 5233/1, 3, frr. a–j ср. X94 (frr. 23–35, см. TLG 1286/21) Adversus Julianum imperatorem (lib. 1–2) 5233/1 76, 504–612 5233/1 76, 613–1057 —580— Латинское название TLG (4090) Fragmenta ex reliquis s. Cyrilli contra Julianum libris qui desiderantur

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Терпение служит укреплением для всех добродетелей. И ни одна из добродетелей без него не может устоять, ибо всякий обратившийся вспять не управлен есть в Царствии Божии ( Лк. 9, 62 ) (сщмч. Петр Дамаскин , 76, 22). Если кто-либо думает, что он причастен и всем добродетелям, но не претерпит до конца (ср.: Мф. 10, 22 ), то не избежит сетей диавольских и не будет управлен к достижению Царства Небесного. Ибо и те, которые уже здесь получили обручение (жизни вечной), имеют нужду в терпении, чтобы воспринять в будущем совершенную награду за подвиг (сщмч. Петр Дамаскин , 76, 22). ...Всякое дело прежде, нежели совершится, с терпением совершается, и совершенное терпением сохраняется, и без него не может устоять, да и не получает конца. Ибо если это дело хорошее, – терпение податель и хранитель его; если же худое – терпение подает (в нем) покой и великодушие, и не попускает искушаемому томиться малодушием, обручением геенны. Ему свойственно умерщвлять отчаяние, умерщвляющее душу. Оно научает душу утешать себя и не унывать от множества браней и скорбей (сщмч. Петр Дамаскин , 76, 23). В мысленной же брани невозможно найти места, где бы ее не было; хотя бы и все творение прошел кто-либо, по куда ни пойдет, везде встретит брань. В пустыне – звери, и демоны, и прочие злополучия и страшилища. В безмолвии – демоны и искушения. Среди людей – демоны и люди искушающие. И нигде нет места без испытаний; потому без терпения и невозможно найти покой. Терпение же происходит от страха и веры и начинается с благоразумия (сщмч. Петр Дамаскин , 76, 24–25). ...Хорошо было бы, если бы кто, подобно святым, радовался в искушениях, как боголюбивый; если же мы не таковы, то изберем, по крайней мере, легкое – ради предлежащей необходимости (сщмч. Петр Дамаскин , 76, 26). Терпение есть как бы камень, неподвижно стоящий против ветров и волн житейских, и достигший его не изнемогает при наводнении и не возвращается назад; но и находя покой и радость, не увлекается самомнением, а всегда пребывает одинаковым и в благоденствии, и в злополучии; потому он и пребывает невредимым от сетей врага. Когда встретит бурю, терпит с радостию, ожидая конца; когда и тихая погода бывает, ожидает искушения до последнего издыхания, по слову великого Антония. Такой познает, что в этой жизни отнюдь ничего нет неизмененного, но все проходит, потому он и нимало не заботится о чем-либо земном, но предоставляет все Богу, ибо Он печется о нас (сщмч. Петр Дамаскин , 76, 26–27).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пс.76:5. Предваристе стражбы очи мои: смятохся, и не глаголах.    Жалость и сокрушение о грехах отнимают сон у кающегося и сетующего о своих прегрешениях. Всеми мерами надо стараться, чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для этого нужно всячески стараться удерживать гнев и приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. Если же невозможно, чтобы не возмутиться, то по крайней мере нужно стараться удерживать язык: «смятохся и не глаголах». Смущается душа у того, кто доверяет много себе и не желает высказывать своих помыслов (духовнику) (Феодорит, Серафим). Пс.76:6. Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся:    Воспоминая прошедшие «лета» (сколько людей, городов и царств превратилось в ничто...), приводил я себе на память и ожидающую нас в безконечной жизни вечность, и какой по продолжительности настанет век будущий, которому не будет конца?.. (Димитрий). Пс.76:7. Нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой.    Наилучшее для размышления время есть ночное, в которое ни слух не увлекается, ни взор не отвлекается к чему-либо другому и не отвлекают ум от созерцания (Исихий). Пс.76:8. Еда во веки отринет Господь, и не приложит благоволити паки; Пс.76:9. Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род; Пс.76:10. Еда забудет ущедрити Бог; или удержит во гневе Своем щедроты Своя;    Этими словами святой Давид упрекает нас за слабость человеческую и малодушие в скорбях и болезнях, когда кто говорит: забыл меня Бог. Господь столь милостив, что изливает щедроты Свои на создание Свое даже тогда, когда люди прогневляют Его: «солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф. 5:45). Ошибка и заблуждение человечества происходит от того, что мы не понимаем намерения Божьего о нас. Господь хочет даровать нам вечное блаженство в Царстве Небесном, а мы, по слепоте своей, ищем благополучия временного на земле. Поэтому Он и вразумляет нас разными скорбями, бедствиями и болезнями, чтобы мы, безропотно пострадавши ради Него, — с Ним (бы) и прославились в вечной жизни (см. Рим. 8:17) (Амвросий Оптинский).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010