20 Мат. 4:18. Согласно евангелисту Иоанну, Андрей был одним из учеников Иоанна Крестителя и еще ранее своего брата Симона был призван Иисусом на Иордане. Поэтому он носит имя Первозванного. 23 Современник апостолов, родом из местечка Гиттон в Самарии, основатель гностической секты симониан или елениан, по имени его спутницы Елены. Он прибыл в Тир, где выкупил из публичного дома женщину Елену и объявил ее творческой мыслью верховного божества, родившего через нее архангелов и ангелов, сотворивших наш мир. Но созданные ею космические духи не захотели признавать ее верховенства и заключили ее в оковы телесного бытия, заставили переходить из одного женского тела в другое. Она, Елена, была виновницей Троянской войны, а через 1000 лет оказалась проституткой в Тире, где Симон, следивший за всеми ее превращениями, подобрал ее. О себе Симон говорил, что он является собственно верховным Богом. Он есть и Отец, и Сын, и Святой Дух – три явления сверхнебесного Бога: как Отец он явился в Самарии в собственном лице, как Сын – в Иудее в лице Иисуса Христа, которого он оставил перед распятием, как Святой Дух он будет просвещать язычников по всей вселенной. 24 67 г. н.э. Здесь у Иеронима некоторое хронологическое несоответствие. Он утверждает, что Петр был епископом в Риме 25 лет, в то время как известно, что ок. 50 г. Петр присутствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме, а был распят он не позже 68 г. 28 Порций Фест был назначен наместником в Иудее Нероном, по всей видимости, в 54/55 г. н.э. [когда это произошло, еще в силе был вольноотпущенник Паллант, вступившийся за предшественника Феста Феликса (Flav., Iud. ant., XX, 9), а сам Паллант впал в немилость у Нерона и был изгнан в 55 г. (Tac., Ann., XIII, 14)] на смену Феликсу и вел активную борьбу с сикариями – антиримски настроенными заговорщиками, вооруженными короткими кинжалами, которые были в этот период весьма активны, но представляли собой разрозненные отряды (см. Иосиф Флавий, «Иуд. древности», XX, 8, 10). Фест судил арестованного еще при Феликсе апостола Павла и по просьбе последнего отправил Павла для суда императора в Рим. Умер Фест в 62 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

община в Риме, ее формирование в церковной традиции связано с апостолами Петром и Павлом, которые провели в Риме последние годы жизни. Членам рим. христ. общины было адресовано Послание к Римлянам ап. Павла, написанное, вероятно, между 55 и 57 гг.; о рим. христианах упоминается в др. Посланиях ап. Павла, в 1-м Послании ап. Петра и в Деяниях св. апостолов (Деян 2. 10; 18. 2, 14-15, 30-31). Отдельные сведения о рим. христианах I в. приводятся не только в христ. сочинениях, но и в произведениях рим. историков (Тацит, Светоний). Вероятно, основу общины составляли обращенные в христианство иудеи, к-рых в Риме насчитывалось, возможно, от 20 до 30 тыс. чел., но проповедь апостолов не ограничивалась евр. колонией. Согласно 1-му Посланию Климента (кон. I в.), среди тех, к кому обращался с проповедью ап. Петр, были представители рим. чиновничества и сословия всадников, знати. Так, в 57 г. Помпония Грецина, супруга военачальника Авла Плавция, была обвинена в «чужеродном суеверии» (superstitio externa - Tac. Ann. XIII 32), под которым иногда понимается христ. вера. Тяжелые последствия для христиан имел пожар 64 г., уничтоживший бóльшую часть города. Имп. Нерон обвинил в поджоге членов многочисленной в то время христ. общины (ingens multitudo - Ibid. XV 44; Suet. Nero. 16). По свидетельству ряда христ. авторов II-III вв., среди христиан, казненных по указанию рим. императора, были апостолы Петр и Павел (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ). Согласно Евсевию , еп. Кесарии Палестинской, «этот первый среди властителей богоборец [Нерон] горделиво поднял руку на апостолов. Рассказывают, что Павел при нем был обезглавлен в самом Риме, а Петр распят» ( Euseb. Hist. eccl. II 25). Апостольское происхождение Римской Церкви имело важное значение. Непрерывность апостольского преемства и истинного христ. вероучения Римской Церкви подтверждалась перечнями ее предстоятелей, составленными, напр., Егесиппом (II в.) (Ibid. IV 22) и сщмч. Иринеем Лугдунским (Лионским) (ок. 180) ( Iren. Adv.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

До 63 г. до Р. Х. эта фраза была бы излишней, т. к. первосвященники пожизненно занимали свою должность ( Townshend. 1913. P. 653-685; Anderson. 4 Maccabees. 1985. P. 533). Бикерман с опорой на данные папирусов датирует текст по использованию слов θρησκεα («благочестие», «религия», «набожность») и νομικς («законник», «знаток закона»), которые не вошли в общее употребление до периода правления имп. Августа (30 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.) ( Bickerman. 2007. Bd. 2. S. 266-271). В 4 Макк Аполлоний правил «Сирией, Финикией и Киликией» (4 Макк 4. 2), а не «Келесирией и Финикией», на к-рые распространялась юрисдикция Аполлония из Тарса в 2 Макк 3. 5. Объединение Сирии, Финикии и Киликии под началом одного правителя произошло между 19 и 54 гг. по Р. Х. (ср.: Tac. Ann. II 58; XIII 8). Такая модернизация автором 4 Макк адм. деления позволяет датировать книгу этим периодом I в. по Р. Х. ( Bickerman. 2007. Bd. 2. S. 269; 1-я публикация: 1945. S. 105-112). Поскольку Сирией, Финикией и зап. частью Киликии один наместник правил до 72 г. по Р. Х. ( Suet. Vesp. 8. 4), Я. В. ван Хентен передвинул возможную дату написания 4 Макк до этой границы ( van Henten. 1986. P. 140-142; Idem. 1997. P. 20-72). Хотя разрушение Иерусалимского храма в 70 г. по Р. Х.- переломное событие в истории иудеев, по тексту 4 Макк невозможно с уверенностью сказать, написана ли она до или после разрушения. Храм упоминается в историческом введении, где речь идет о далеком прошлом, и упоминание тем самым не свидетельствует о его существовании; но и несколько отвлеченный образ земли отцов не свидетельствует вопреки Хентену о том, что храм уже разрушен ( van Henten. 1986. P. 142-145; Idem. 1997. P. 77), поскольку своего рода спиритуализация Иерусалима и Сиона в диаспоре проявлялась и тогда, когда храм еще стоял (Гал 4. 21-31; Флп 3. 20; возможно, Евр 11. 13-16; 13. 11-14). Делались попытки связать дату создания 4 Макк с гонениями или угрозой гонений, напр., при Калигуле (37-41, Hadas. 1953. P. 95-99), Траяне (115-117, Dupont-Sommer.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

195 Tac. Ann. ii. 78, 80, vi. 41, xii. 55. In xiii. 8 Quadratus legate of Syria meets Corbulo at Aegeae in Cilicia Pedias, presumably within his own province, though the passage is ambiguous: ‘illuc progressum ne si ad accipiendas copias Syriam intravisset Corbulo omnium ora in se verteret’. Cf. H. Fumeaux, Annals of Tacitus, ad loc. 197 Pliny, NH, v. 92. Cf. Strabo, xiv. 5. 14, p. 674. For ‘free states’ see Lecture Two, p. 36 n. 3. 198 A. H. M. Jones (art. cit. below) left the question of date open. But careful consideration of the privileges granted with the Roman citizenship by Octavian to Seleucus of Rhosus before 31 B.C. shows that provincial provocatio did not then exist. If any provincial brought a capital charge against Seleucus or his descendants, they were given the right to send a special envoy to the Roman Senate about the matter. After the lex Iulia this cumbrous procedure became unnecessary. FIRA, i. 55, ii, 9 (E–J, no. 301, ii, 9). 203 For the earlier discussion see Mommsen, DPR iii. 309 ff., and for the Republican origins see Greenidge, Legal Procedure of Cicero’s Time (Oxford, 1901), 318 ff. Strachan-Davidson, Problems &c., ii, ch. 19, 166 ff. and ch. 20, who is inadequate on the lex Iulia, A. H. M. Jones has clarified several issues in his articles ‘Imperial and senatorial jurisdiction in the early Principate’, Historia, 1955, 478 ff., and ‘I appeal unto Caesar’ in Studies presented to D. M. Robinson, 918 ff. Both are conveniently reprinted in his Studies in Roman Government, iv–v. 51 ff., 67 ff. 204 Cf. Jones, ‘I appeal’, 920. The distinction between annual magistrates and ‘persons holding imperium’ appears explicitly in Ulpian’s citation of the lex Iulia maiestatis, D. 48. 4. 1. 205 Strachan-Davidson, op. cit. ii. 48, cf., e.g., Cic. pro Flacco 4. Phil. i. 21. Mommsen, D. Pen. R. i. 323, ii. 155. 215 Jos. BJ, ii. 14. 9. That they were men of equestrian standing strengthens the argument in the text. The action of a legate of Germania Inferior in the disturbed period of 68 is more doubtful, Dio, 63 (64) 2. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/world/roman-so...

464 Matt. 5:22, 18:16; also Mark 13:9 ; Matt. 10:17, ‘They will deliver you up to councils, etc.’ One might expect the democratic system known from Transjordan and the Hauran (Jones, Greek City, 271 f.) to flourish also in Galilee, as Mr. P. A. Brunt suggested to me privately. But the hierarchy seems to have stunted any such growth. Josephus refers generally to the local sanhedrins as the ‘councils of every city’. BJ, ii. 14. 1. Schürer, Jewish People, &c. ii. 1. 149 f. Cf. also Jones, Cities, 284 f. 471 Jos. BJ, iii. 3. 2. D. H. K. Amiran, ‘Settlements in… Lower Galilee’, IEJ, vi (1956), 69 f., discusses the pattern but not the scale of village settle­ment. 475 Jones, loc. cit. For a similar view of the ‘cities’, not pushed so far, see Schürer, op. cit. ii. 1. 154 ff. 476 Strabo, xii. 2. 5, p. 537. Cf. xiii. 1. 27, p. 594, used of second-century Ilium at a time of civic and material depression. 477 Jos. Ant. xviii. 2. 1. Jones, Cities, 283. Cf. Betherampha-Julias, in Peraea, a ‘city’ only in name despite Jos. Ant. loc. cit.; Jones, op. cit. 277, and n. 64. 480 Sir J. L. Myres, Frazer Lecture 1943, ‘Mediterranean culture’ (Cam­bridge, 1943). Cf. Sherwin-White, JRS (1944), 8 f. 481 Thucydides, ii. 19. 2, 20. 4. ‘The greatest locality [χριον] of the so-called demes.’ This passage should be taken with the description of Athens as a land of small ‘cities’ in the archaic period, ii. 15. 1–2. 486 Ant. xviii. 1.1. Cf. also Philo, Leg. 180, and Jos. BJ, ii. 20. 5, with Schürer, op. cit. ii. 1. 153. 491 In Matthew’s version the process has gone further. There is no king, no kingdom, no rule over cities. Matt. 25:14–30. 516 Strabo, for example, has a good deal to say about the industrial and commercial activities of the cities of the east. 518 Appian, Mithridatica, 22–23. Cf. also Sallust, BJ, 26. 3, for businessmen in Numidia earlier. Tac. Ann. iii. 40; gravitas faenoris is among the causes of the rebellions in north Gaul under Tiberius; cf. Dio, 62. 2. 1, on usury in Britain in A.D. 61.

http://azbyka.ru/otechnik/world/roman-so...

Ann. Bert. 1964 – Annales de Saint-Bertin/F. Grat, J. Vielliard, S. Clémencet. Paris, 1964. Ann. Bert. 1991 – The Annals of St. Bertin/Transl. J. L. Nelson. Manchester, 1991. Ann. cap. Crac. 1872 – Rocznik kapitulny Krakówski/A. Bielowski//MPH. 1872. T. 2. Ann. Cap. crac. 1978 – Rocznik kapituy Krakówskiej/Z. Kozlowska-Budkowa 7/MPH NS. Warszawa, 1978. T. 5. Ann. Disib. – Annales sancti Disibodi/G. Waitz//MGH SS. 1861. T. 17. Ann. Gradic. – Annales Gradicenses/W. Wattenbach//MGH SS. 1861. T. 17. Ann. Hild. 1878 – Annales Hildesheimenses/G. Waitz. Hannover, 1878 (MGH SS rer. Germ. [T. 8]). Ann. Hild. 1941 – Die Jbb. von Hildesheim/Übers. von E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. 3. Aufl. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 53). Ann. Magd. 1859 – Annales Magdeburgenses/G. H. Pertz//MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Magd. 1941 – Die Jbb. von Magdeburg (Chronographus Saxo)/Übers. von E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. 3. Aufl. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 63). Ann. Ottenb. – Annales Ottenburani/G. H. Pertz//MGH SS. 1844. T. 5. Ann. Palid. – Annales Palidenses/G. H. Pertz ll MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Pegav. – Annales Pegavienses et Bosovienses/G. H. Pertz//MGH SS. 1859. T. 16. Ann. Quedl. 1839 – Annales Quedlinburgenses/G. H. Pertz//MGH SS. 1839. T. 3. Ann. Quedl. 1941 – Die Jbb. von Quedlinburg/Übers. von E. Winkelmann. Berlin, 1941. 3. Aufl. (GDV. Bd. 36). Ann. Quedl. 2004 – Die Annales Quedlinburgenses/M. Giese. Hannover, 2004 (MGH SS rer. Germ. T. 72). Ann. Saxo 1844 – Annalista Saxo/G. Waitz//MGH SS. 1844. T. 6. Ann. Saxo 1941 – Der sächsische Annalist/Übers. E. Winkelmann, neu bearb. von W. Wattenbach. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 54). Ann. Saxo 2006 – Die Reichschronik des Annalista Saxo/K. Nass. Hannover, 2006 (MGH SS. T. 37). Ann. Vindoc. – Annales Vindocinenses/L. Halphen//Recueil d’annales angevines et vendomaises. Paris, 1903 (СТЕН. T. 37). Annolied 1895 – Das Annolied/M. Roediger//MGH SS vem. 1895. T. 1/2. Annolied 1946 – Das Annolied, hg. von M. Opitz, 1639. Diplomatischer Abdruck/W. Bulst. Heidelberg, 1946.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ágrip – Ágrip af noregs konunga sögum/V. Dahlerup. København, 1880. Alb. Ann. Stad. 1859 – Annales Stadenses auctore Alberto/I. M. Lappenberg//MGH SS. 1859. T. 16. Alb. Ann. Stad. 1890 – Die Chronik des Albert von Stade/Übers. von F. Wachter, ergänzt von W. Wattenbach. Leipzig, 1890 (GDV. Bd. 72). Alb. Aqu. 1879 – Alberti Aquensis Historia Hierosolymitana/P. Meyer//Recueil des historiens des croisades. Historiens occidentaux. Paris, 1879. T. 4. Alb. Aqu. 1923 – Hefele H. Albert von Aachen, Geschichte des ersten Kreuzzuges. Jena, 1923. Bd. 1–2. Albr. – Chronica Albrici monachi Trium Fontium a monacho novi monasterii Hoiensis interpolata/P. Scheffer-Boichorst//MGH SS. 1872. T. 22. Althoff 1978 – Althoff G. Das Necrolog von Borghorst: Edition und Untersuchung. Münster, 1978 (Westfälische Gedenkbücher und Nekrologien. Bd. 1; Veröffentlichungen der Historischen Kommission für Westfalen. Bd. 40). Amat. – Storia de’Normanni di Amato di Monte-Cassino/V. de Bartholomaeis. Roma, 1935 (Fonti. T. 76). Anglo-Sax. chr. – Two of the Saxon Chronicles/Ch. Plummer. Oxford, 1892. Vol. 1. Ann. Alt. 1891 – Annales Altahenses maiores/L. B. ab Oefele. 2 ed. Hannover, 1891 (MGH SS rer. Germ. [T. 4]). Ann. Alt. 1940 – Die grösseren Jbb. von Altaich/Übers. von L. Weiland. 3. Aufl. Leipzig, 1940 (GDV. Bd. 46). Ann. Aug. 1839 – Annales Augustani/G. H. Pertz//MGH SS. 1839. T. 3. Ann. Aug. 1879 – Die Jbb. von Augsburg/Übers. von G. Grandaur. Leipzig, 1879 (GDV. Bd. 49). Ann. Bar. – Annales Barenses/G. H. Pertz//MGH SS. 1844. T. 5. Ann. Bert. 1883 – Annales Bertiniani/G. Waitz. Hannover; Leipzig, 1883 (MGH SS rer. Germ. T. Ann. Bert. 1941 – Die Annalen von St. Bertin und St. Vaast/Übers. von J. von Jasmund, bearb. von W. Wattenbach. 3. Aufl. Leipzig, 1941 (GDV. Bd. 24). Ann. Bert. 1958 – Quellen zur karolingischen Reichsgeschichte/R. Rau. Darmstadt, 1958. Teil 2: Jbb. von St. Bertin, Jbb. von St. Vaast, Xantener Jbb./Unter Benutzung der Übers. von J. von Jasmund und C. Rehdantz neu bearb. von R. Rau (AQuDGM. Bd. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О богослужении ежедневном в Четыредесятницу см. выше 392 Синаксарь в четверг 6 седмицы Четыредесятницы. 393 Феодорит. История, кн. 3, гл. 15. 394 Никифор, История, кн. 10, гл. 12. 395 Там же и синаксарь и чин богослужения в субботу первой недели св. Четыредесятницы. 396 См. Рождество Христово. 397 29 sermo catecheticus Theodori Studitae. 398 Последователи Манеса. 399 Стихир, на хвалитех в первую неделю Великого поста. 400 Theophan. chronograph, ad an. Isauri 7. 401 О монофизитах см. выше, Рожд. Хр. 402 Theophan. Chronograph, ad ann. Zenon. 16. 403 Монтанисты — последователи Монтана, лжеучителя, начавшего проповедовать в половине 3 столетия, что он есть обещанный Иисусом Христом Утешитель (Ин. 14, 16. 26; 15, 26; 16, 7. 13). Так как главный город их был Пепуз во Фригии, то монтанистов называли также пепузианами, фригами, катафригами. 404 Theophan. Chronograph, ad ann. Leon. Isaur. 6. 405 Theophan. Chronograph, ad an. Isauri 9–10. Чет. Мин. 28 ноября. Житие св. Стефана Нового. 406 Евсевий. Церковная история, кн. 7, гл. 18. 407 См. празд. Нерук. Образа. 408 Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. ad ann. Isauri. 13. 409 Bibliothec. orient, pag. 311. 410 Дамаск. Об иконах слов., 11, гл. 12. Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. Chronograph, ad ann. 13. 411 См. праздник в день св. равноапостольного Константина. 412 Чет. Мин. 28 ноября. Житие Стефана Нового. 413 Чет. Мин. 29 мая и 9 августа. 414 Anastas. Bibliotec. 90. s. Gregorius 2. Чет. Мин. 14 июня. Житие св. Мефодия. Павел диакон, кн. 6, гл. 3. 415 Theophan. Chronograph, ad ann. Leon. Usaur. 10. С этого времени папы обратили взоры свои на королей франкских, которых успели сделать послушными себе. Таким образом иконоборство отчуждало Запад от Востока и пролагало дорогу к будущему отпадению Запада от единения со вселенскою Церковью. Беккер. Истор., т. 3 с. 158. 416 Theophan. Chronograph, ad ann. Barron, annal. 12, p. 339–342, 359. 417 Акефалитами (безглавыми) называются последователи Евтихия, лжеучителя, быв. в 5 веке, потому, что потеряли главу, или начальника, своего в Петре Могге (Евагрий. История, кн. 3, гл. 15 и 16). 418

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Давида Елиссея Иннокентия Исихия Иоакима Никифора Нифонта Сергия другаго Силуана другаго Сильвестра другаго Сисоя канонархиста Стефана постника Тимофея инока и преподобных отец Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих Илариона схимника (†1066) Тимофея игумена (†1131) Пимена постника, игумена (†1141) Авраамия игумена (†до 1156) Досифея I игумена (†1156) Акиндина I игумена (†1164) Досифея II игумена (†ок. 1218) Акиндина II игумена (†1232) Сисоя схимника (XIII) Памвы иеромонаха, затворника (XIII) Пафнутия затворника (XIII) Афанасия затворника (XIII) Софрония затворника (XIII) Анатолия затворника (XIII) Пиора затворника (XIII) Исидора затворника (XIII) Лаврентия затворника (XIII) Кассиана затворника (XIII) Феодора молчаливаго (XIII) Аммона затворника (XIII) Мардария затворника (XIII) Панкратия затворника (XIII) Евлогия старца (XIII) Павла послушливаго (XIII †XIV) Моисея чудотворца (XIII †XIV) Мартирия диакона (XIII †XIV) Мартирия затворника (XIII †XIV) Григория затворника (XIII †XIV) Макария диакона (XIII †XIV) Захарии постника (XIII †XIV) Силуана схимника (XIII †XIV) Агафона чудотворца (XIII †XIV) Лонгина вратаря (XIII †XIV) Арсения трудолюбиваго (XIV) Зинона постника (XIV) Ипатия целебника (XIV) Иосифа многоболезненнаго (XIV) Нестора некнижнаго (XIV) Руфа затворника (XIV) Вениамина затворника (XIV) Евфимия схимника (XIV) Тита воина (XIV) Ахилы диакона (XIV) Паисия богоугодника (XIV) Меркурия постника (XIV) Геронтия канонарха (XIV) Леонтия канонарха (XIV) Анастасия другаго Варсонофия Геннадия Герасима Даниила старца Димитрия (XIV) Петра (XIV) Игнатия архимандрита (†1435) Феодора, князя Острожскаго (†ок. 1483) Дионисия иеромонаха (XV) и прочих преподобных отец Киево-Печерских, ихже имена Ты Сам, Господи, веси; и преподобных отец Ефрема Новоторжскаго (†1053) Судислава, князя Псковскаго, затворника Киевскаго (†1063; в крещении Георгия) Авраамия, архимандрита Ростовскаго (†ок. 1073 † 1077) Аркадия Вяземскаго и Новоторжскаго (†ок. 1077) Мартина Туровскаго (†после 1146) Антония Римлянина, Новгородскаго (†1147)

http://pravoslavie.ru/2368.html

1467 Most notably the fiscus Judaicus, a redirection of the half-shekel temple tax to the temple of Jupiter; see CPJ 1:80–81,2:119–36, §§160–229; Dio Cassius 65.7.2; Hemer, «Ostraka»; cf. Carlebach, «References.» Domitian broadened the scope of this taxation even to Jewish sympathizers ca. 90 C.E. (Gager, Anti-Semitism, 60); Appian R.H. 11.8.50 charges that Jews pay a higher poll-tax because they revolted so often. 1471 For numismatic evidence for imperial apotheosis in the Julio-Claudian period see Kreitzer, «Apotheosis.» 1472 E.g., Ovid Metam. 15.745–750, 843–851; Strabo Geog. 4.5.4; 17.1.6; Suetonius Julius 76; Aulus Gellius 15.7.3; Cornelius Nepos 25 (Atticus), 19.2; Dio Cassius 51.20.6; Pausanias 3.11.5; in Alexandria, cf. Philo Embassy 151; Fishwick, «Caesar»; idem, «Caesareum.» 1473 E.g., Pliny Ep. 10.65.3; Tacitus Ann. 1.10–11,41–42; 2.20; 3.62; Dio Cassius 56.46.1. See further discussion in Filson, «Ephesus,» 77; Fishwick, «Ovid»; Deissmann, Light, 344–46; Yamauchi, Archaeology, 17, 28. 1475 Tiberius (e.g., Tacitus Ann. 4.13); Caligula (e.g., Philo Leg. 81; Suetonius Calig. 22); Claudius (Tacitus Ann. 12.66, 13.2; Suetonius Nero 9); Nero (Suetonius Nero 31; cf. Tacitus Ann. 15.22, 73; Massa, Pompeii, 116); and Vespasian and Titus (Pliny Ep. 10.65.3; Paneg. 11.1); later, Hadrian (Philostratus Vit. soph. 1.25.534). 1476 See Yamauchi, Cities, 57, 66, 83–85; Ramsay, Seven Churches , 231–32, 283, 366–67, 410; Aune, Revelation, 775–79. 1477 See, e.g., Tilborg, Ephesus, 174–212 (on pp., 40–47, rightly suggesting a contrast with John). 1478 See Horsley, Galilee, 121. For the impact even in Judea and Galilee see Horsley, Galilee, 120–22. 1480 P.Lond. 1912.48–51. Cf. the similar humility of Tiberius (Tacitus Ann. 4.38; Sinclair, «Temples»). 1481 Like Caligula, Nero, Domitian, and Commodus; e.g., Herodian 1.14.8. This inspired flattery during their lives (e.g., Lucan C. W. 1.63–66) but cost them their posthumous «deification» (e.g., Dio Cassius 60.4.5–6; Herodian 1.15.1).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010