Mendieta A., de. The «Unwritten» and «Secret» Apostolic Tradition in the Theological Thought of St. Basil of Cesarea. Edinburg, 1965. Merkel H. Widersprüche zwischen den Evangelien. Ihre polemische und apologetische Behandlung in der Alten Kirche bis zu Augustin. Tübingen, 1971. Monde grec. – Mondesert CI. (ed.) Le monde grec ancien et la Bible. Paris, 1985. NT – Novum Testamentum. Leiden. Цит.: T. 2 (1958); Suppl. 6 (1962). NTS – New Testament Studies. Cambridge. Цит.: T. 5 (1958); 11 (1965); 18 (1971–1972); 23 (1977). OECT – Oxford Early Christian Texts. Oxford, 1971 – Pelikan J. The «Spiritual Sense» of Scripture. The Exegetical Basis for St. Basil’s Doctrine of the Holy Spirit//Basil of Caesarea Christian, Humanist, Ascetic. Part. I./Ed. Fedwick P. J. Toronto, 1981. P. 336–360. PG – Migne J.-P. Patrologia cursus completes. Series Graeca (Paris). Photius Lexicogr. Bibliotheca. – Photius. Bibliotheca/Ed. R. Henry. Bibliotteque, 8 vols. Paris, 1959–1977. Pirot L. L’oevre exegetique de Theodore de Mopsueste. Rome, 1913. PL – Migne J. P. Patrologia cursus completes. Series Latina (Paris). PlagnieuxJ. Saint Gregoire de Nazianze, theologien. Paris, 1951. PO – Patrologia Orientalis . Paris, 1903 etc. Podskalsky G. Die griechischen-byzantinische Theologie und ihre Methode. Aspekte und Perspektiven eines ökumenischen Problems//Theologie und Philosophie 58 (1983). PTS – Patristische Texte und Studien. Berlin. Цит.: T. 14 (1973); 21 (1978); 25 (1986). Regtuit R. F. Severian’s Charm: the Preaching of Severian of Gabala//StPatr. XXVII, 1993. Reuss J. Evangelien-Erklärung vom 4 bis 9 Jahrhundert in der griechischen Kirche/Neues Testament und Kirche, Festschrift für R. Schnackenburg. Freiburg, Basel, Wien, 1974. S. 476–496. Reuss J. Johannes-Kommentare. – Reuss J. Johannes-Kommentare aus der griechischen Kirche//TU 89 (1966). Reuss J. Lukas-Kommentare – Reuss J. Lukas-Kommentare aus der griechischen Kirche//TU 130(1984). Reuss J. Matthäus-Kommentare. – Reuss J. Matthäus-Kommentare aus der griechischen Kirche//TU 61 (1957).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

109 В акцентировании того, что плоть «одушевлена разумной душой» можно видеть отголоски несторианской полемики, когда обвинения в аполлинарианстве вынуждали святителя подчеркивать свою непричастность к этой ереси. 117 Прямой смысл речи здесь предполагает, что человек создан по образу Сына, но нужно уточнить, что для свт. Кирилла «образ Божий» в человеке является отражением всей Святой Троицы в силу тождества сущности Божественных ипостасей. На основании этого в трактате «Разъяснение догматов» он отвергает мнение, что человек является «образом образа», то есть Сына, который уже есть «образ» Отца (Cyrillus Alexandrinus. De dogmatum solutione. 4//Wickham 1983. P. 196–198). 122 В «Толковании на Евангелие от Иоанна» свт. Кирилл под этим «избытком» понимает причастие Святого Духа, которое получают только «оправданные верой во Христа» (CyrillusAlexandrinus. In Ioannem. Lib. VI, 1//Pusey 1872. Vol. 2. P. 219–220. Рус. пер.: Творения свт. Кирилла Александрийского . Кн. 3. С. 348–349). 126  Вероятно, святитель подразумевает здесь евангельские слова: Иисус водим был (γετο) Духом в пустыне ( Лк. 4, 1 ). Употребленное здесь «водим был» он интерпретирует именно как «проводил жизнь» (διγεν). Само это место он понимает не так, что Христос в пустыню «уводился» (πεφρετο) Святым Духом, но что Он проводил в пустыне жизнь духовную, а не телесную (Cyrillus Alexandrinus. In Lucam. Hom. 12 (Frgm. I, 25)//Lukas-Kommentare aus der Griechischen Kirche/Hrsg. J. Reuss. B., 1984 (TU 130). S. 64–65; Idem. Oratio ad Pulcheriam augustas de fide 28//ACO I, 1, 5. P. 46. Рус. пер.: БВ. 2008–2009. 8–9. С. 116). 128 Свт. Кирилл рассматривает «образ» Божий и «подобие» в библейском рассказе о сотворении человека как тождественные понятия (Cyrillus Alexandrinus. De dogmatum solutione. 3//Wickham 1983. P. 192). 150 См. Быт. 6:2–4 . Подобное толкование этого места свт. Кирилл предлагает еще в двух своих сочинениях: «Глафиры» и «Против Юлиана Отступника» (Cyrillus Alexandrinus. Glaphira in Pentateuchum. In Genesim. Lib. 2//PG 69, 49C. Рус. пер.: Творения свт. Кирилла Александрийского . Кн. 2. М., 2001. С. 30–34; Idem . Contra Julianum imperatorem. Lib. 9//PG 76, 943A-960A). Обзор интерпретации этого места в древней Церкви имеется, например, в статье: Wickham 1974. S. 135–147. См. также: Harl 1986. Р. 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

173 . σιου Εφραμ του Σρου ργα κδ. Φραντζλας Κ. Γ. 1–7. Θεσσαλονκη 1990-. [Новое изд. «греч. Ефрема " ]. 174 . Paraenesis. Die altbulgarische Übersetzung von Werken Ephraims des Syrers/Hrsg. Bojkovsky G. 1. Freiburg i. Br. 1984. (Monumenta linguae slavicae dialecti veteris. Fontes et dissertationes. 20). Thomson F. J.//Palaeobulgarica/Старобългаристика. 1985. 9(1). 124–130. [Т. 1 критич. изд. «Паренесиса " ]. Критич. изд. Ефрема на рус. яз. полностью отсутствуют. Станд. изд.: 175 . Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . М. 1 (1848) – 8 (1853). [С очерком Соколова А. К.: «Жизнь и труды святаго Ефрема Сирина " ]. изд.: Сергиев Посад 1907–1913. 5 изд.: М. 1994. [В этом изд. очерк дополнен комм. и информацией об осн. изданиях св. Ефрема Муретова М. Д. Пер. сделан, с изъятием мн. соч., по Ed. Princeps]. Укажем также несколько освещающих тему работ. 176 . Acren L. К проблеме использования печатных изданий греческих текстов при исследовании древних славянских переводов (на примере славянского перевода Паренесиса Ефрема Сирина ). Uppsala 1991. 131. (Acta Universitatis Upsaliensis. Studia Slavica. 31). 177 . Буланин Д. М. «Паренесис» Ефрема Сирина //СККДР 9 .27). 1. 296–299. 178 . Hemmerdinger-Iliadu D. Vers une nouvelle édition de l’Éphrem grec//StPatr 1961. 3. 72–80. (TU 78). 179 . Hemmerdinger-Iliadu D. L’Éphrem grec et la littérature slave//Actes du XII е Congr. Int. des Ét. Byz. Beograd 1964. 2. 343–346. 180 . Hemmerdinger-Iliadu D. L’Éphrem slave et sa tradition manuscrite//Geschichte der Ost- und Westkirche in ihren wechselseitigen Beziehungen. Wiesbaden 1967. 87–97. 181 . Hemmerdinger-Iliadu D. Éphrem: versions grecque, latine et slave. Addenda et corrigenda//EEBS 1975–1976. 42. 320–373. 182 . Vaillant A. Le saint Éphrem slave//BSI 1958. 19:2. 279–286. Иоанн Апамейский (Иоанн Савва, Иоанн Отшельник) Иоанн Отшельник жил и творил в первой половине V в. Личность этого автора – одна из больших проблем сирологии. Филоксен сообщает, что некий Иоанн Апамейский был осужден за «мессалианство» на Соборе 786/787 гг., но речь, вероятно, идет о другом лице. Соч. Иоанна отражают его занятия медициной, равно как и основательное знание греч. языка. Аскетика его оказала большое влияние на сирийскую монашескую традицию последующих веков.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

448 О Ефреме см.: Lebon J. Ephrem d " Amida, patriarche d " Antioche//Mélanges Ch. Moeller, 1, Louvain, 1914. P.197–214. Очевидным образом не покровительство, но, напротив, систематические, хотя и достаточно мягкие, гонения стали причиной создания параллельных структур, когда противники Халкидона убедились, что правительство имеет твердое намерение возводить на епископские кафедры только сторонников IV собора. – H.A. 450 Иоанн Эфесский. Жития восточных святых» Изд. и пер. Е. W. Brooks. PO 18. Paris, 1925. P. 518. Согласно Иоанну Эфесскому, число совершенных Иоанном рукоположений доходит до 170000, что явно преувеличено. Но каково бы ни было истинное их число, обстоятельства этих массовых рукоположений, подготовка кандидатов, совершенно «харизматическая», изменяли и нормальный канонический порядок, и ту психологическую атмосферу, в которой совершается церковное служение. 452 Его прозвище Бар-Аддаи, означающее «тряпка», происходит от его последующих странствий по всему Востоку под видом нищего. 453 В общепринятой канонической никейской терминологии основная обязанность и право митрополита было подтверждение и совершение епископских хиротоний в пределах его провинции. Титул «вселенский» в применении к Якову означал, что он осуществлял это право повсюду, не считаясь ни с гражданскими, ни с церковными границами. 454 Главным источником сведений о жизни Якова является Иоанн Эфесский. Указ. соч. PO 18. Paris, 1925; ср. также: Honigmann E. Evêques et évêchés monophysites d " Asie antérieure au Vie siècle. CSCO 127. Louvain, 1951; van Roey A. Les débuts de l " église jacobite//Chalkedon. II. P. 339–360. 455 Главный источник о событиях жития св. Саввы Кирилла Скифопольского , изд. Schwartz E. Kyril-losvon Skythopolis (­ TU XLIX, 2). Leipzig, 1939. P. 85–200; франц. перевод: FestugièreA.J. Les Moines d " Orient. Paris, 1961–64. III. 2. P.13–130. 456 О том, что он был одним из участников, см.: Schwartz E. Ibid. P. 386–408; Evans D. Leontius of Byzantium. An Origenist Christology. Washington, DC, 1970. P.159–185,

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

72 По свидетельству свт. Мефодия Олимпийского , Ориген объяснял это видение аллегорически, прилагая его к возвращению плененных израильтян из Вавилона (Methodius Olympius. De resurrectione в: Photius. Bibliotheca. Cod. 234/Éd. R. Henry. T. 5. P. 104–105; рус. пер.: Мефодий, свт., мч. 1905. С. 267). Вероятно, эта точка зрения и подразумевается в настоящем вопросе (Wickham 1983. Р. 205. Примеч. 19). От толкования свт. Кирилла Александрийского на книгу пророка Иезекииля сохранились лишь небольшие отрывки (Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta exegetica (CPG 5205)//PG 70, 1457C-1460D; рус. пер.: Кирилл Александрийский , свт.1890. Ч. 8. С. 528–530). 73 X. Стамулис относит этот ряд определений «вовсе не на земле, но свыше и на небесах» к слову «воскресение» ( Σταμολης 1993. Σ. 141). Такое грамматически допустимое прочтение приводит к труднообъяснимой мысли о том, что всеобщее воскресение будет на небесах, а не на земле, поэтому следует признать правильной интерпретацию Л. Уикхэма, прилагающего эти определения именно к Иерусалиму (Wickham 1983. Р. 205). Понятие о небесном или «умопостигаемом» Иерусалиме, когда библейский Иерусалим рассматривается как прообраз Церкви (воинствующей или торжествующей), – топос в творениях свт. Кирилла (Commentarius in Isaiam prophetam l, 3//PG 70, 129D; рус. пер.: Кирилл Александрийский , cdm. 1887. Ч. 6. C.134; In Michaeam. Т. 2//Pusey 1868. Vol. 1. P. 661; рус. пер.: Кирилл Александрийский , свт. 1887–1893. Ч. 10. С. 109–110 и др.), который прямо следует в этом апостолу Павлу ( Евр. 12:22 ). 80 По указанию Л. Уикхэма (Wickham 1983. Р. 207. Примеч. 22) многие древние комментаторы полагали, что рассказанные в этой притче события произошли в действительности (св. Иларий Пиктавийский , блж. Иероним Стридонский , прп. Кассиан Римлянин , Ориген ), а Тертуллиан и свт. Амвросий Медиоланский обосновывали это именно тем, что нищий Лазарь назван здесь по имени (Tertullianus. De anima 7 (J.H. Waszink. Turnhout, 1954 (CCSL 2). P. 790); Ambrosius Mediolanensis. Expositio Euangelii secundum Lucam 8, 13 (M. Adriaen, P.A. Ballerini. Turnhout, 1957 (CCSL 14). P. 302) ). В «Толковании на Евангелие от Луки» у свт. Кирилла дважды обсуждается эта притча (Cyrillus Alexandrenus. Commentarii in Lucam. Homilia 29, 111//Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Lucae Evangelium/Ed. R. Payne Smith. Oxford, 1858. P. 4–9, 306–310 (сир. пер.)=Fragmentum 30, 241–242//Lukas-Kommenlare aus der Griechischen Kirche/Hrsg. J. Reuss. B., 1984 (TU 130). S. 67–68, 174–175 (греч. фрагменты)). Здесь он не касается вопроса о действительности ее событий, но лишь отмечает, что богач в отличие от Лазаря не удостоен имени ввиду своего бессердечия, в согласии со словами псалмопевца: «Не вспомню имен их устами моими» (ср. Пс. 15:4 ) (Fragmentum 241//Lukas-Kommentare… S. 175).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

904 . Dysinger L. The Logoi of providence and judgement in the exegetical writings of Evagrius Ponticus//StPatr 2001. 37. 462–471. 905 . Elm S. The polemical use of genealogies: Jerome’s classification of Pelagius and Evagrius Ponticus//StPatr 1997. 33. 311–318. 906 . Frank K. S. Evagrios Pontikos//Lex d. Mittelalt. 1987. 4:1. 126–127. 907 . Gawronski R. Evagrius Ponticus: Crypto-Buddhist of the Desert//Id. Word and Silence. Hans Urs von Balthasar and the spiritual encounter between East and West. Edinburgh 1995. 48–51. 908 . Géhin P. À propos d’Évagre le Pontique//REG 1990. 103. 263–267. 909 . Géhin P. Un recueil d’extraits patristiques: les miscellanea Coisliniana (Parisinus Coislinianus 193 et Sinaiticus Gr. 461)//RHT. 1992. 22. 89–130. 910 . Gendle N. Cappadocian elements in the mystical theology of Evagrius Ponticus//StPatr 1985. 16:2. 373–384. (TU 129). 911 . Glotobdky Η. Εγριος Ποντικς//ThEE 1964. 5. 912 . Gouillard J. Contemplation et imagerie sacrée dans le christianisme byzantin//AEHE. Ve Section. 1977–1978. 86. 27–50. 913 . Grébaut S. Sentences d’Évagre//ROC 1915–1920. 20–22. 211–214, 435–439, 206–211. 914 . Guillaumont A. De l’eschatologie à la mystique histoire d’une sentence d’Évagre//Mémorial du Cinquantenaire, 1914–1964, École des langues orientales anciennes de L’lnstitut Catholique de Paris. P. 1964. 187–192. 915 . Guillaumont A. Un philosophe au désert: Évagre le Pontique//RHR 1972. 181. 29–56. 916 . Guillaumont A. Fragments syriaques des «Disciples d’Évagre»//ParOr 1975–1976. 6–7. 105–123 [=CPGS 2483]. 917 . Guillaumont A. Evagrius Ponticus//TRE 1982. 10: 3–4. 565–570. 918 . Guillaumont A. La «Preghiera pura» di Evagrio e l’influsso del neoplatonismo//Dizionario degli Istituti di Perfezione. Roma 1983. 7. 591–595. 919 . Guillaumont A. La vision de l’intellect par lui-même dans la mystique Évagrienne//Mélanges de l’Université de S. Joseph. 1984. 50. 255–262. же://Id. Études sur la spiritualité de l’Orient chrétien 1 .375). 144–152. 920 . Guillaumont A. Le rôle des versions orientales dans la récupération de l’oeuvre d’Évagre le Pontique//Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. P. 1985. 64–74.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

92 Sub cruce sanguinea niveo stat Christus in agno, Agnus ut innocua injusto datus hostia leto (Epist. XII ad Severum). 93 Borgia. De cruce Vaticana. Roma, 1779 p. 127. 130. Другой пример в музее Кирхерианском в Риме в отделении христианских памятников эпохи возрождения: в центре агнец; в четырех рогах креста–символические фигуры Евангелистов; это обычный аксессуар средневековых распятий. 95 На некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят, во образе благодати, чрез закон пока- зуя нам истинного агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образцы и сени, преданные Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, взимающего грехи мира, Христа Бога вашего, на иконах представляли по человеческому естеству, вместо ветхого агнца... Пр. 82. 101 Вот примерное описание этих обрядов в «Ordo Romanus («Apud Mabill. t. II. p. 142): по окончании литургии в латеранском соборе, Пана в сопровождении гражданских чиновников отправляется в особое помещение (в Леоновской базилике), где приготовлялась уже заранее столы и скамейки для церемонии. Здесь располагались кардиналы и диаконы (в числе их один «primicerius и один «basilicarius», долженствующие изображать собою Апостолов. По прибытии в комнату, папа начинает раздавать приготовленного агнца и прежде всего влагает часть в уста базиликарию, при чем говорить quod facis, fac citius, sicut ille accepit ad damnationem, tu accipe ad remissionem. Затем дает части агнца остальным одиннадцати, и все едят. После того встает диакон и начинает «чтение», а певцы поют стих (секвенцу), приличный Пасхе. По окончании этого все начинают лобызать папские ноги. Папа дает им чашу наполненную питием и они пьют... Так простой обряд долженствующий лишь напоминать об искуплении, во не воплощать его в себе, получил на западе значение Евхаристии со всеми подробностями Евангельской тайной вечери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

95 Cyrillus Alexandrinus. Commentarius in Isaiam prophetam II, 1 ( Is. 11, 1–3 )//PG. 70. Col. 313B. Англ. пер.: Cyril of Alexandria. Commentary on Isaiah/ed. R. Ch. Hill. Brookline (Mass.), 2008. Vol. 1. P. 254. Ср. рус. пер.: Творения св. Кирилла Александрийского . М., 1887. Ч. 6. (Творения святых отцов, в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии; т. 55). С. 336–337. 97 Cyrillus Alexandrinus. De sancta Trinitate dialogi II, 441a–443a//SC. 231. P. 292–298. Само это выражение «τ τς νεργεας πολυειδς» можно найти здесь: Ibid. II, 442a, 442c//SC. 231. P. 296. 99 Поиск для слова συγγενς в TLG-online (URL: http://stephanus.tlg.uci.edu) проводился как в корпусе сочинений свт. Кирилла Александрийского (TLG 4090 (Cyrillus Alexandrinus)), так и в деяниях Эфесского Собора (TLG 5000 (Concilia Oecumenica, ACO), work=1:2), с различными поправками. 100 Cyrillus Alexandrinus. Contra Iulianum imperatorem VI, 22//GCS. NF. 21. S. 442: «κοινν πρς λληνας, τος μετρους συγγενες». 110 Cyrillus Alexandrinus. Commentarius in XII prophetas. In Oseam IV (Os. 7, 1–2)//Op. cit. Vol. 1. P. 151. Ср.: Cyrillus Alexandrinus. Commentarius in XII prophetas. In Abacuc I (Hab. 2:8)//Op. cit. Vol. 2. P. 101. 113 Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Lucam. Fragm. II, 24 (Lc. 4:4) (CPG 5207)//TU. 130. S. 232. 114 Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Iohannem IV, 2 ( Jn. 6:53 )//Op. cit. Vol. 1. P. 531. Свт. Кирилл доказывает, что не только душа нуждается в её воссоздании Духом, но и «грубое земное тело» также должно быть освящено посредством «грубого» и συγγενς причастия. 116 Это наречие встречается также в одном фрагменте, относимом к «Толкованию на Псалмы» свт. Кирилла (Cyrillus Alexandrinus. Expositio in Psalmos ( Ps. 42:4 ) (CPG 5202)//PG. 69. Col. 1017B). Однако согласно Р. Девресу (Devreesse R. Les anciens commentateurs grecs des Psaumes. Città del Vaticano, 1970. (Studi e testi; vol. 264). P. 228) этот отрывок не является аутентичным. 118 Loon H., van. Eucharist and Fellowship in Cyril of Alexandria//Die Sakramentsgemeinschaft in der Alten Kirche/hrsg. L. H. Westra und L. Zwollo. Leuven, 2019. (Studien der Patristischen Arbeitsgemeinschaft; Bd. 15). S. 93–95.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Olim populus eligebat pastores et episcopos Deinde accedebat episcopus, seu ejus Ecclesiae, seu vicinus, qui confirmabat electum impositione manuum nec aliud fuit ordination, nisi talis comprobatio. Postea accesserunt novae ceremoniae etc. (Artic. Smaicaid. de potestate et primantu Papae. Vid. Libr. Symbolic Ecclesiae evangelicae, edit. Hase 1827 an. 353 pag.). 1 Примечание преосвященного автора: «Настоящее сочинение «о богоучрежденности епископского сана в Христовой церкви» составлено было 20 с лишним лет назад и предназначалось для печати. Ныне по требованию обстоятельств нашего края, переполненного диссидентами всевозможных цветов и оттенков, сочтено не бесполезным через печать предложить его благосклонному вниманию православного общества в уверенности, что искренно ищущий истины найдет в этом сочинении и надежное оружие к отражению хитросплетений лжеименного разума и разумное успокоение совести на счет своих духовных отношений к Церкви. 2 См. посл. Восточных патриархов чл. 10; Православно-догматическое богословие преосв. Макария, трактат о церкви. 3 Мысли нововводителей заимствованы а) из Символич. Книг церкви Евангелической (Изд. Газе 1827г.) б) Из церк. Истории Мосгейма (изд. 1755г.) в) Из Неандеровой истории распространения Церкви прп. Апостолах и г) Посл. Восточ. Патриархов (Чл.10). 64 Был общий закон, говорит св. Киприан, чтобы все в церк. Управлении исходило от верховного предстоятеля (De habitu virginum). Ignatius ad Policarpum 4: Nihil sine tua voluntate fiat, neqne tu quibquam sine Die voluntate agas. 74 Кн. 4 гл. 23 стр. 358; (изд. Сиб. Акад. 1850 г.) сн. Памятники хр. Древности кН. 2, гл. 2 стр. 37 (изд. 1829 г.) 130 Феодор в извлечении кн. 2, ст.60; а Филосторгий в 3 книге Извлечений. Об обоих у Петавия Eccl.Hiararch. Lib. 2, сар. 2 n. 9. 138 Беседа на Иеремию. Он же в бесед. На Ев. Лук. говорит: Neque episcopus, neque presbyter, neque diaconus po ssunt esse bigamy. 158 Все эти возражения предлагаются английскими учеными в защиту пресвитерианской партии и в подтверждение оснований, изложенных Лютером in articulis de potest. et jurisdictone episcoporum. Cnf. Perrone.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/o...

яз.: А. Мадоян; предисл.: К. Тер-Давтян. Ер., 1998 (на арм. яз.); Новые арм. мученики (1155-1843)/Пер., предисл. и примеч.: К. Тер-Давтян. Ер., 1998; Святые арм. церкви/Сост.: Р. Матевосян и др. Эчмиадзин, 1999 (на арм. яз.); Матевосян А., Марабян С. Григор Церенц Хлатеци. Ер., 2000; Ашчян М. Святые арм. церкви и их праздники//Арм. святые и св. места. Ер., 2001. С. 7-18 (на арм. яз.). К. Тер-Давтян В коптской и арабской традициях В коптской и арабской традициях, хотя и существует почитание Н., пострадавших в ислам. эпоху, термин «новомученик» («новый мученик») в средневек. источниках почти не встречается. В качестве исключения можно указать на заголовок копт. Мученичества Иоанна Фаниджойтского (нач. XIII в.; см.: Zaborowski R. J. The Coptic Martyrdom of John of Phanijoit: Assimilation and Conversion to Islam in 13th-Cent. Egypt. Leiden etc., 2005. P. 38-39). Иногда такого рода святые получают эпитет «новый» - напр., Георгий Новый (X в.) или Нима Новый (из Эль-Ашмунейна; XV в.; см.: Al-Qiddsu  n al-mansiyyu  n f at-tura  th al-antak/Ed. archim. Tu  ma   (Bayta  r). Bayru  t, 1995. P. 134-135 (на араб. яз.)). В то же время их наименование Н. получило распространение в совр. церковной и научной лит-ре (см., напр.: Atiya A. S. Martyrs, Coptic//CoptE. Vol. 5. P. 1550-1559; Gabra G. et al. The A to Z of the Coptic Church. Lanham etc., 2009. P. 130). Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН БОГОСЛОВ один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КАНОНИЗАЦИЯ причисление Церковью подвижника веры и благочестия к лику святых через акт высшей церковной власти КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) ЛАЗАРЬ [Лазарь Четверодневный] (I в. по Р. Х.), прав. (пам. в Лазареву субботу и 17 окт.), еп. Китийский, «друг Божий», воскрешенный Господом Иисусом Христом (ср.: Ин 11. 11) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)

http://pravenc.ru/text/2577845.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010