Рака с мощами прп. Давида Солунского в мон-ре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике Рака с мощами прп. Давида Солунского в мон-ре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике Почитание Д. С. в 1-й пол. IX в. засвидетельствовано в Житии прп. Григория Декаполита , к-рый посылал некоего монаха на могилу святого. Кроме этих текстов существуют еще 2 более поздних энкомия - анонимный (средневизант. времени) и Макария Макриса (XIV-XV вв.). Анонимный энкомий составлен на основе анонимного Жития, а энкомий Макария Макриса - на основе анонимного Жития и анонимного энкомия. Д. С. посвящены служба, написанная прп. Иосифом Песнописцем в IX в., краткие синаксарные Жития кон. X в. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 771-772) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 512-513), а также переложение Жития на новогреч. язык, выполненное мон. Агапием (Ландосом) в XVII в. Поскольку сведения Иоанна Мосха и анонимного Жития частично противоречат друг другу, существует мнение, что в них рассказывается о разных людях. С др. т. зр., эти тексты должны были быть разными, т. к. принадлежат к разным жанрам. Первый текст - это объяснение аввы Палладия из мон-ря Лифазомен в Египте причины своего ухода в монастырь (будучи уроженцем Фессалоники, он стал свидетелем божественного света, исходившего из кельи Д. С., что побудило его принять иночество), второй текст писался как Житие святого. Тема огня присутствует в обоих текстах. Несмотря на то что в анонимном Житии не упоминается о месопотамском происхождении Д. С., а у Иоанна Мосха нет описания его подвига на дереве, авторы синаксарей, видимо, соединили эти сведения, считая, что речь идет об одном и том же подвижнике. Мощи Д. С. находились в основанном им мон-ре до 1054 г. (по мнению А. Васильева) или до нач. XIII в. (по версии Е. Делидимоса), когда они были перевезены крестоносцами в Италию, в г. Павия. В 1978 г. благодаря стараниям Фессалоникийского митр. Пантелеимона мощи Д. С. были перенесены обратно в Фессалонику и помещены в храме вмч. Димитрия Солунского. В наст. время мощи Д. С. находятся в мон-ре прп. Феодоры Солунской в Фессалонике.

http://pravenc.ru/text/168586.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИДА И ЛИВИЯ [Греч. Λεωνς κα Λιβη] († незадолго до 304), преподобномученицы (пам. греч. 25 июня; пам. зап. 15 июня). Сведения о них содержатся в Житии прмц. Февронии (VII в.; BHG, N 659). Игум. Вриена приводит в пример Февронии дев, мужественно пострадавших за Христа,- брошенную в огонь Леониду и усеченную мечом Ливию, а также упоминает 12-летнюю отроковицу Евтропию, пронзенную стрелами. Леонида и Ливия названы сестрами, но неясно, идет ли речь о кровном родстве или о том, что они подвизались в одном мон-ре. Место и время их казни не уточняются. Из контекста повествования следует, что они пострадали незадолго до прмц. Февронии в том же регионе, где и она. Евтропия вместе со своей матерью приняла мученическую кончину отдельно от Леониды и Ливии. В визант. стишных Синаксарях эти 3 святые упоминаются вместе (хотя каждой предназначено особое двустишие) и все названы преподобномученицами, тогда как Евтропия из-за детского возраста не могла быть монахиней (SynCP. Col. 771-772). В стишных Синаксарях также ошибочно указывается, что Евтропия была усечена мечом. Позднее южноитал. Житие этих святых (BHG, N 2322) существенно исказило сведения из Жития прмц. Февронии (Mess. 29, 1307 г.). Согласно этому источнику, Леонида, Ливия (в заглавии названа Оливией) и Евтропия - родные сестры, о матери Евтропии ничего не упоминается. Девы приняли постриг в одном из мон-рей близ Нисибина, недалеко от обители, где подвизалась прмц. Феврония. Они приняли мученическую кончину 1 или 2 мая от ипата Селина, к-рый перед этим казнил прмц. Февронию (в Житии прмц. Февронии, наоборот, смерть Леониды и Ливии предшествовала мученичеству Февронии). Ливия была обезглавлена, а Леонида и Евтропия брошены в печь. В средние века св. Оливия особо почиталась в Палермо (Сицилия). Сведения о Леониде и Ливии были включены в слав. стишной Пролог ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 10. С. 59-60) и из него - в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 243 (2-я паг.)). Но в совр. календаре РПЦ их память не указана. Ист.: BHG, N 659, 2322; ActaSS. Iun. 1709. Т. 5. Р. 23; Halkin F. La Passion grecque des saintes Libyè, Eutropie e Léonis martyres á Nisibe//AnBoll. 1958. Vol. 76. P. 302-315; Νικδημος. Συναξαριστς. 1998. Τ. 5. Σ. 278. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 191; Lucchesi G. Olibia, Eutropia e Leonide//BiblSS. T. 9. Col. 1152-1154; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 154, 275, 276; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2008. Τ. 10: Ιονιος. Σ. 292-293. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2463451.html

Тимофея в Эфесе сообщается, что он после гибели ап. Павла был учеником И. Б. (SynCP. Col. 411). В синаксарном Житии мц. Ермионии, дочери ап. Филиппа (SynCP. Col. 14), говорится, что она отправилась с сестрой в Эфес поклониться И. Б., но нашла его уже преставившимся. Учеником И. Б. называется также сщмч. Евтихий (SynCP. Col. 715). В SynCP под 22 июля (Col. 834) сообщается, что после Вознесения равноап. Мария Магдалина переселилась в Эфес к И. Б., где после смерти ее погребли перед входом в пещеру Семи отроков. С зап. стороны храма ап. Иоанна в Эфесе на горе Ливат образуется комплекс почитаемых гробниц др. святых и лиц, связанных с апостолом (SynCP. Col. 664): ап. Тимофея, Марии Магдалины и Семи отроков на горе Хилетон, мц. Ермионии на одной из соседних гор, святых диак. Филиппа, мч. Адавкта, его дочери Каллисфены, мучеников-епископов Аристона, Аристовула и пустынника Павла поблизости. Согласно древнейшей редакции «Чуда архангела Михаила в Хонех» ( Bonnet M. Narratio de miraculo a Micaele Archangelo Chonis patrato//AnBoll. 1889. Vol. 8. P. 289-293), И. Б. предсказал возникновение храма арх. Михаила в Херотопе, близ г. Колоссы (позднее Хоны); после ухода апостолов Варфоломея, Филиппа и И. Б. (такая последовательность возникла под влиянием «Деяний Филиппа») в этом месте забил источник целебной воды. В SynCP под 3 дек. (Col. 275) говорится о прор. Софонии: «Был же он похож на Иоанна Богослова, с небольшой округлой бородой». Относительно пророка Амоса (SynCP. Col. 750) отмечается, что у него была «заостренная борода, подобно евангелисту Иоанну»,- может быть, здесь произошла путаница со свт. Иоанном Златоустом . А. Ю. Виноградов, А. А. Королёв Почитание на православном Востоке Базилика во имя ап. Иоанна Богослова в Эфесе, Турция. Между 548 и 565 гг. Базилика во имя ап. Иоанна Богослова в Эфесе, Турция. Между 548 и 565 гг. В совр. календарях Греческих Церквей и РПЦ 26 сент. отмечается преставление И. Б. Праздник 8 мая связан с исхождением от гробницы И. Б. в Эфесе некоего целебного праха (κνις), о к-ром упоминают визант.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

На основании различия между описанием подвига П. А. у Евсевия и в лат. Актах Л. С. Тиймон высказывал предположение о том, что в Актах и кн. «О палестинских мучениках» говорится о 2 различных святых (см.: Tillemont. Mémoires. T. 6. P. 748-750), однако уже И. С. Ассемани доказал, что в действительности речь идет об одном святом (см.: Assemani. Calendaria. T. 6. P. 58-62). В издании Acta Sanctorum П. А. ошибочно отождествляется также со святым IX в. прп. Петром Атройским (пам. 13 сент.; пам. греч. 3 янв.) на основании совпадений имени и даты лат. памяти П. А. с датой греч. памяти прп. Петра Атройского. Почитание В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) память П. А. указана дважды - под 11 янв. (здесь мученик именуется Петром Авселамом (Αυσελμος), сообщается, что он был казнен по приказу архонта Элевтеропольского; SynCP. Col. 386) и под 15 окт. (назван Петром Авессаломом (Αβεσσαλμ), рассказывается, что он был сожжен заживо в 6-й год гонений Диоклетиана и Максимиана; SynCP. Col. 141-142). По-видимому, составители Синаксаря подразумевали, что речь идет о различных святых. В рукописном визант. стишном Синаксаре XIV в. (Paris. gr. 1582) память П. А. также встречается дважды и под различными именами: 12 янв.- под именем Петра Авесаламита (Αβεσαλαμτης; SynCP. Col. 385-386), 14 окт.- Авселама (SynCP. Col. 137-138). Под 15 окт. указана память П. А. в рукописном Синаксаре XII в. (Paris. gr. 1589); здесь П. А. назван Петром Авессаломом, но сказание повторяет изложение Синаксаря К-польской ц. под 15 окт. (SynCP. Col. 139-140). Очевидно, в результате ошибки переписчика под той же датой в ином Синаксаре XII в. (сохр. также в составе ркп. Paris. gr. 1589) вместо памяти П. А. указана память 2 святых - «мучеников Петра и Авселама» (см.: SynCP. Col. 139-140). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) память П. А. указана 11 янв. и сопровождается кратким сказанием, в к-ром сообщается, что П. А. был схвачен за открытую проповедь Христа и сожжен заживо за отказ принести жертву идолам; во время казни мученик молился за всю вселенную и за мир св. Церквей (PG. 117. Col. 96-97).

http://pravenc.ru/text/2580366.html

Х в.- SynCP. Col. 564) или под 28 марта (Минологий имп. Василия II, кон. X - нач. XI в.- PG. 117. Col. 373; Синаксарь Paris. gr. 1617, 1071 г., и др.). В кратком синаксарном сказании говорится, что И. последовал за апостолами и служил им, а затем был рукоположен во епископа Нов. Патр (ныне Ипати, ном Фтиотида, Греция). И. обратил мн. язычников ко Христу, тогда иудеи, позавидовав ему, восстали против него вместе с идолослужителями. Вначале они сильно избили И. камнями и палками, а затем закололи мечом. Также И. упоминается под 8 апр. (в некоторых рукописях - под 7 апр.) в Синаксаре К-польской ц. вместе с др. апостолами от 70 Агавом и Руфом и называется епископом Патр в Ахайе (SynCP. Col. 591). В нек-рых др. визант. Синаксарях помимо Агава и Руфа также добавлены Флегонт , Ерма и др. (Paris. gr. 1587, XII в.; Paris. Coislin. 309, XIV в.); в них И. назван епископом Нов. Патр. В визант. Синаксарях в Соборе апостолов под 30 июня И. снова упомянут как епископ Патр (SynCP. Col. 786). В Патмосском Минологии (Patm. 254, X-XI вв.) краткое Житие И., Агава и Руфа помещено под 28 апр. (BHG, N 2174). В апостольских списках Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея упоминается также апостол по имени Родион (Ρωδων), ученик ап. Петра, обезглавленный в Риме при имп. Нероне вместе с ап. Олимпом ; при этом у Псевдо-Епифания указано, что о нем говорится у ап. Павла ( Epiphanius. Index discipulorum [Sp.] 45//Prophetarum vitae fabulosae/Ed. T. Schermann. Lpz., 1907. P. 122; Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei) 19//Ibid. P. 138). В визант. Синаксарях память Родиона (Ροδων), Олимпа, Сосипатра , Тертия , Ераста и Кварта обозначена под 10 нояб. (SynCP. Col. 209); он также включен в Собор 70 апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 788). Однако, поскольку в НЗ упоминается только И. и нет ап. Родиона, в поздней агиографической традиции эти апостолы были отождествлены. В «Книге житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского , в сказании об апостолах И., Агаве, Руфе, Асинкрите, Флегонте и Ермии (8 апр.) совмещены тексты биографий И.

http://pravenc.ru/text/674095.html

И. П. в Византии началось вскоре после его смерти. Историк Феофилакт Симокатта (30-е гг. VII в.) писал, что во время погребальной процессии в К-поле от тела умершего И. П. исходил «неизъяснимый свет». В нач. VII в. к-польский пресв. Фотин, экклесиэкдик патриаршего ведомства Великой ц., написал Житие И. П., от которого сохранился лишь небольшой фрагмент, не содержащий существенных сведений ( Mansi. Т. 13. Col. 80-85; BHG, N 893). В кратком синаксарном Житии упоминается о прижизненных чудесах И. П.: изгнание по его молитве «варварского народа из Македонии», исцеления больных и бесноватых (PG. 117. Col. 25; SynCP. Col. 8). И. П. восхваляли как доброго пастыря и писателя, подобного свт. Иоанну Златоусту, среди его добродетелей особо выделяли нищелюбие и сострадание. Основным днем памяти И. П. является день его кончины - 2 сент. Общая память И. П. со свт. Фомой I , патриархом К-польским (607-610) встречается в визант. календарях 18 февр. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48; SynCP. Col. 474; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 234); в связи с чем она приурочена к этой дате, остается неизвестным. Кроме того, в визант. календарях под 30 или 31 авг. содержится память К-польских архиепископов Александра, Иоанна (без уточнения Постник) и Павла ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 110; SynCP. Col. 938; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 386). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), в данном случае речь также идет об И. П., поскольку под этой датой, как и под 2 сент., его память празднуется совместно с патриархом Павлом IV (780-784) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 345). Эта т. зр. нашла отражение в совр. календарях греч. Церквей (Δπτυχα. 2009. Σ. 212). И. Делеэ и Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, считали, что в календарных записях под 31 авг. имеется в виду Иоанн III Схоластик, скончавшийся 31 авг. 577 г. (SynCP. Col. 1038; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 233), однако поминовение всей группы К-польских патриархов могло быть приурочено к этой дате как ко дню кончины Павла III († 31 авг. 784).

http://pravenc.ru/text/Иоанн IV ...

В Синаксаре К-польской церкви (архетип кон. X в.) Н. поминается под 30 июня в Соборе св. апостолов (SynCP. Col. 786). В некоторых визант. стишных синаксарях XIV-XV вв. память Н. без сказания обозначена вместе с памятью апостолов от 70 Стахия, Амплия, Урвана под 31 окт. (Paris. gr. 1582. Fol. 108v - 109 - SynCP. Col.179-180; Codex Basileens. A. III. 16 - SynCP. Col. 183-184). Впосл. поминовение этих апостолов было внесено под 31 окт. в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и под 30 окт. вместе с ап. Аристовулом в Минею, изданную в Риме (1888-1902 гг.- SynCP. Col. 183-184). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 31 окт. Н. вместе с апостолами от 70 Стахием, Амплием, Урваном, Апеллием и Аристовулом посвящено двустишие, в краткой заметке говорится, что Н. «был поставлен епископом Афин, научал истине Евангелия, претерпел различные страдания и таким образом через мученичество завершил путь своего служения» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 460-461). При переводе визант. синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи под 31 окт. вошла только память апостолов Стахия, Амплия, Урвана, но без Н. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 282), т. о. воспроизводятся сведения из Василия II Минология 1-й четв. XI в. (PG. 117. Col. 134-135). В стишные Прологи (XIV-XV вв.) память Н. включена вместе с теми же апостолами, но в сказании о его мученичестве, вероятно, пропущено сообщение о его проповеди ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 2: Месец Октомври. С. 97). В синаксарных заметках все апостолы, кроме Н., представлены как ученики и спутники ап. Андрея, это привело к тому, что рус. исследователи кон. XIX - нач. XX в. ошибочно причислили и Н. к спутникам апостола ( Димитрий (Самбикин). 1907. С. 91). Под этими датами установилась память Н. и в рус. богослужебной традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 4, 339; Т. 3. С. 9). В ВМЧ под 31 окт. представлено сказание о Н. вместе с апостолами Стахием, Урваном и Амплием, но ничего не сказано о его епископстве, при этом приведены сведения из слав. стишных прологов о его мучении (ВМЧ. Окт., дни 19-31. Стб. 2060). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского память Н. вместе с памятью апостолов от 70 Стахием, Амплием, Урваном, Апеллием и Аристовулом отмечена под 31 окт. и сказано, что он «в Афинах... Христово проповедовал Евангелие» и что Н. и др. апостолы «после многих трудов и подвигов блаженныя своя души в руки Господа предали» (Жития святых. М., 1764. Кн. 1. Л. 285). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, о Н. сказано, что его упоминает ап. Павел в своем Послании (Там же. Кн. 2. Л. 265). Эта информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» под теми же датами (ЖСв. Янв. Кн. 1. С. 57; Окт. С. 637).

http://pravenc.ru/text/2564686.html

Впосл. тело И. было перенесено в К-поль, и там же был воздвигнут посвященный ей храм, где от мощей мученицы происходило множество исцелений (Ibid. P. 472). Прокопий Кесарийский в соч. «О постройках» сообщает о реставрации имп. Юстинианом I храма, посвященного мц. И.: «При входе в так называемые Золотые ворота налево стояла церковь святой Ии мученицы; император, застав ее уже в состоянии разрушения, восстановил со всей щедростью» ( Procop. De aedificiis. I 9 1). В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) под 5 авг. говорится о праздновании памяти И. в 3 посвященных ей церквах: «Вне Золотых ворот и в Эптаскале и по ту сторону Стенона», т. е. Босфора ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100). Список Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (Х в.) приводит эти сведения под 4 авг. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 358). После взятия К-поля крестоносцами (1204) ц. мц. И. у Золотых ворот была разорена, а ее мощи перенесены в Манганский монастырь ( Delehaye. 1905. P. 472). Помимо основных дней памяти И. (5 авг. и 11 сент.) сведения о ней нередко помещались в рукописях под соседними датами. В тексте Ватиканского списка анонимного Мученичества днем кончины И. названо 5 авг., а в Венском списке - 3 авг. (Ibid. P. 461). Из авторитетных агиографических источников память И. под 5 авг. содержат Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 868) и Патмосский список Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100), под 4 авг.- список Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 358) и греч. стишные Синаксари (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 867-868). Житие И. под 11 сент. в визант. Минеях-Четьих не встречается. Однако мы видим ее в Синаксарях и Минологиях (напр., в Синаксаре К-польской ц.- SynCP. Col. 35-36; в Минологии имп. Василия II - PG. 117. Col. 41). При этом Синаксари семейства С по классификации И. Делеэ (SynCP. Col. 31-34), нек-рые стишные Синаксари (напр., в ГИМ. Син. греч. 391(355), XV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 516) и греческая печатная Минея (Венеция, 1592) помещают сведения об И. под 10 сент., а Синаксарь Paris. gr. 1578, XV-XVI вв.,- под 9 сент. Под 25 сент. память И. внесена в Патмосский и Крестовый списки Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 9; Mateos. Typicon. T. 1. Р. 44) и в некоторые стишные Синаксари (напр., ГИМ. Син. греч. 390(354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 519).

http://pravenc.ru/text/1237985.html

10. Col. 956). В сирийском варианте списка апостолов IX в., происходящем из рукописи монастыря св. Екатерины на Синае, говорится, что К. претерпел мученическую смерть, будучи побит камнями в Антиохии (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. Р. 219; Lewis A. S. Catalogue of the Syriac MSS. in the Convent of S. Catharine on Mount Sinai. L., 1894. P. 8). Автором варианта этого списка апостолов в рукописи назван св. Ипполит Римский. В пространной редакции византийской хроники X в., приписываемой Симеону Логофету, сказано, что К. стал епископом Колон (Κολωνεας) (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. P. 182). Сведения о том, что К. был епископом Конии, приводятся в византийских синаксарях (SynCP. Col. 786), где его память отмечена под 8 дек. вместе с апостолами от 70 Сосфеном, Аполлосом, Тихиком, Епафродитом, Кесарем и Онисифором. Однако в кратких синаксарных сказаниях, помещенных под 8 дек., нет сведений о месте служения К. (SynCP. Col. 290). К. включен в Собор всех апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 786); кроме того, память К. под 30 марта вместе с апостолами от 70 Аполлосом, Кесарем, Епафродитом и Сосфеном отмечена в греч. печатной Минее (Венеция, 1596) (SynCP. Col. 574). В более поздних византийских синаксарях под 8 дек. не приводится никаких данных о К., в отличие от других апостолов от 70, и в примечании говорится, что о его жизни и служении ничего не известно. Только в службе ему посвящено двустишие: «Усердно старался Кифа подражать Петру, чтобы явиться исполняющим призвание в делах» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 265-267). Никаких других литургических текстов в православной традиции, посвященных К., не сохранилось. В древнерус. прологах в ВМЧ память К. указана под 8 дек., но о нем также не приводится никаких сведений (ВМЧ. Дек., дни 6-17. Стб. 753). Память К. под 8 дек. и 30 марта закрепилась и в слав. традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 91, 379). В издании Житий свт. Димитрия Ростовского, как и в византийских источниках, память К. отмечена 8 дек. в том же составе апостолов; далее сообщается, что К.

http://pravenc.ru/text/1841163.html

Иоанна, архиеп. новгородского, 629, 664, 665, 692, 805. Иоанна юродивого, устюжского,676. Иоанна, затворника киево-печерского, 676, 712–714, 800. Иоанна и Сергия печерских, 676, 713, 714, 800. Иоанна, муч. литовского, 714. Иоанна, муч. казанского, 626, 673. Иоасафа каменского, 658. Ионы, митр. киевского, 675, 692, 811. Ионы, архиеп. новгородского, 671. Иосифа волоколамского, 664, 665. Кирилла, Славян учителя, 674, 723, 725, 726, 727, 770. Кирилла белоезерского, 645, 646, 677, 764, 771, 785, 795, 810. Кирилла новоезерского, 696. Константина, митр. киевского, 714. Константина, кн. муромского, с чады, 800. Корнилия комельского, 676. Кукши, инока киево-печерского, 676, 712–714, 800. Лаврентия, то же, 676, 712–714, 800. Леонтия, еп. ростовского, 599, 630, 644–646, 712, 715, 716, 745, 761, 762, 786, 792, 793. Луки, еп. новгородского, 714. Людмилы, муч., 725, 726, 771. Макария желтоводского, 303, 625, 679, 694. Макария колязинского, 675, 692, 802. Марка, инока печерского, 676, 712–714, 800, 805. Мартина, инока туровского, 719, 724. Мартиниана белоозерского, 696. Матфея, инока печерского, 676, 713, 714, 800. Меркурия смоленского, 671. Мефодия славянского, 724. Михаила и Феодора черниговских, 466, 618, 642, 643, 663–665, 714, 725,771,792. Михаила, кн. тверского, 671. Михаила юродивого клопского, 626, 629, 673, 692, 735. Моисея Угрина, 676, 703, 712–714, 800, 805. Никиты, еп. новгородского, 629, 673, 676, 692, 712–714, 800. Никиты Столпника, переславского, 644, 646, 712, 761, 789, 801, 810. Никодима, инока киево-печерского, 714. Никона, то же, 676, 713, 714, 800. Никона игумена радонежского, 116, 199, 643, 654, 657, 670, 692, 699, 762, 763, 771, 788. Нила столобенского, 672. Нифонта, еп. новгородского, 714. Ольги, кн. русской, 679, 714, 719, 724. Онисифора, инока киево-печерского, 676, 712–714, 767, 800, 806. Павла обнорского, 629, 673, 692. Пафнутия боровского, 563, 622, 692, 791. Петра и Февронии, кн. муромских, 692. Петра царевича, ростовского, 630, 677, 790. Петра, митр. киевского, 643, 646, 680, 681, 713, 786, 789, 792, 805, 811.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010