Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОДЕРНИЗМ [Лат. modernus - современный], употребляющееся в полемическом ключе в религии обозначение богословских мнений, учений, обрядовых изменений, направленных на сближение с современностью, вносящих новизну в ортодоксальные вероучительные положения, в традиц. религ. представления и практики; в специальном историко-конфессиональном значении - движение в католицизме во 2-й пол. XIX - нач. XX в., направленное к обновлению богословской мысли и организационной структуры Римско-католической Церкви, к их соответствию научному, культурному и общественно-политическому контексту современности. В понимании модернистов они преследовали прежде всего апологетические цели. Понятие М. стало входить в употребление в Новое время. В полемических высказываниях М. Лютера модернистами назывались представители номиналистического течения в схоластике (via moderna). Так же именовали своих оппонентов сторонники протестант. ортодоксии в XVIII в. В католицизме В силу того что в католич. среде М. привел к внутреннему кризису, длительной полемике и открытому столкновению с церковной властью, вызвав обширную антимодернистскую реакцию (см. статьи Интегризм , Ультрамонтанство ), его чаще всего связывают по конфессиональному признаку именно с католичеством. После осуждающей офиц. реакции Ватикана термин «модернизм» стал фактически синонимом ереси, обозначающим стремление либерально и прогрессивно настроенных католиков к неприемлемому, по мнению руководства и консервативного крыла католической Церкви, примирению католицизма с совр. обществом и мировоззрениями, к диалогу и поиску точек соприкосновения с нецерковной культурой, с др. христ. конфессиями, сопряженному со злоупотреблениями в применении новых научных методов в богословской области, в первую очередь в исследованиях Свящ. Писания, истории Церкви и христ. догматов. Противодействие верховного учительства М. связано на первом этапе гл. обр. с понтификатом Римского папы Пия IX , в решающей фазе - папы Пия X . В энциклике «Quanta cura» от 8 дек. 1864 г. папа Пий IX, не употребляя самого термина «модернизм», осудил буржуазно-демократические и секулярные тенденции в развитии гос-в и обществ, постулирующие среди прочего принципы свободы совести и вероисповедания. В приложении к документу был составлен «Перечень главнейших заблуждений нашего времени» (Syllabus complectens praecipuos nostrae aetatis errores//ASS. 1867. Vol. 3. P. 168-176), в к-ром к сурово осуждаемым «язвам» отнесены пантеизм , рационализм , социализм, коммунизм, тайные и библейские об-ва, а также либерализм и либерально-демократические представления о морали и свободе совести, о христ. браке, гражданском обществе, церковном устройстве и праве (подробнее см. ст. «Syllabus errorum» ). В контексте противостояния модернистским тенденциям в католицизме следует рассматривать причины созыва и центральные решения Ватиканского I Собора .

http://pravenc.ru/text/2563914.html

Реакцией на стремление к свободомыслию явилось издание Римским папой Пием IX в 1864 г. «Перечня главнейших заблуждений нашего времени» ( Syllabus errorum ), ставшего примером строгого доктринального контроля со стороны верховного учительства. Ранее демонстрацией папской учительной власти было провозглашение тем же понтификом догмата о непорочном зачатии Девы Марии (1854). Папа Пий IX сыграл ключевую роль в подготовке принятия догмата о Н. п. Р. Он отождествил глас рим. понтификов с гласом Церкви, заявив, что в них всегда живет и через них утверждает истину веры сам ап. Петр, а «где Петр, там и Церковь» (Qui pluribus (an. 1846): [Энциклика папы Пия IX]// Denzinger. Enchiridion. N 2781). В его понимании Вселенские Соборы древней Церкви защищали не что иное, как «веру, исповедуемую Римским первосвященником» ( Пий IX , папа Римский . Послание к вост. христианам «In suprema Petri apostoli sede», 6 янв. 1848 г.//Православие и католичество: От конфронтации к диалогу: Хрестоматия/Сост.: А. Юдин. М., 2001. С. 106). Формулировка и содержание Провозглашение догмата о Н. п. Р. следует за утверждением в предыдущих главах конституции «Pastor aeternus» папского примата, являясь его логическим и идейным завершением: «Апостольское первенство, которым папа Римский, как преемник Петра, главы апостолов, обладает во Вселенской Церкви, включает также верховную власть учительства (magesterii potestatem)» ( Denzinger. Enchiridion. N 3065). Для подкрепления претензии на универсальный характер высказывания и для иллюстрации того, что представление о высшей учительной власти епископа Рима являлось будто бы всеобщим и «вечным обычаем (perpetuus usus)» христ. Церкви, непосредственной догматической формуле предпосланы цитаты из деяний Соборов, «на которых Восток встречался с Западом в единстве веры и любви»: К-польского (869-870) (см. в ст. Константинопольские Соборы ), ссылавшегося на «Libellus fidei» св. папы Гормизда, Лионского II и Ферраро-Флорентийского, утверждавших вселенское главенство Римской Церкви и ее предстоятеля (Ibid. N 3065-3068).

http://pravenc.ru/text/2565042.html

События Французской революции 1789 г. с самого начала вызвали негативную реакцию Папского престола. В бреве «Quod aliquantum» (1791) к епископам франц. Национального собрания папа Римский Пий VI осудил принципы «Декларации прав человека и гражданина» (1789). В 1832 г. в энциклике «Mirari vos» папа Римский Григорий XVI подверг резкой критике и осуждению сформулированные французским пресв. Ф. Р. де Ламенне положения об отделении Церкви от гос-ва, о свободе совести, печати и обучения, ставшие идейной основой для либерального католицизма. С осуждением Ламенне и его уходом из католич. Церкви позиции либерального католицизма за примирение католич. Церкви с совр. обществом отстаивали пресв. Ж. Б. А. Лакордер и гр. Ш. Ф. де Монталамбер. В авг. 1863 г., во время Международного католич. конгресса в Мехелене (Малине, Бельгия), Монталамбер выдвинул тезис о необходимости изменения католич. Церкви в соответствии с принципами Французской революции 1789 г., дабы Церковь могла существовать и действовать в условиях нового, демократического общества («свободная Церковь в свободном государстве»). Выступление Монталамбера вызвало дискуссии и резкую конфронтацию между либеральными католиками и сторонниками ультрамонтанства (в т. ч. еп. Луи Эдуаром Пи и издателем газ. «L " Univers» Л. Вейо), во многом повлияв на выпуск папой Римским Пием IX энциклики «Quanta cura» (1864). В энциклике и сопровождавшем ее приложении «Syllabus errorum» к числу «главнейших заблуждений нашего времени» были отнесены философско-богословские (пантеизм, натурализм, рационализм, религ. индифферентизм, либеральный католицизм) и социально-политические (социализм, коммунизм, масонство, либерализм, принципы свободы совести и отделения Церкви от гос-ва) системы и взгляды, папа объявил их противоречащими вероучению католич. Церкви. Кроме того, Пий IX осудил тезис, что «Римский первосвященник может и должен примириться и вступить в соглашение с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией». По сути «Syllabus errorum», отражавший весь «охранительный» курс понтификата Пия IX, был теоретическим оформлением положений католич. И. еще до возникновения интегристских течений и групп.

http://pravenc.ru/text/468839.html

Биографическая часть тома включает в себя статьи о деятелях Православной Церкви с именами Симеон и Симон. Необходимо упомянуть материалы о новгородском архиепископе Симеоне, жившем в XV веке, обширную статью об архиепископе Фессалоникийском Симеоне, бывшем сторонником учения св. Григория Паламы, биографии первого Тверского епископа Симеона, выдающегося болгарского царя Симеона, создавшего предпосылки для «золотого века» национальной культуры, митрополита Киевского Симеона, св. Симеона Верхотурского, ряда константинопольских, иерусалимских и антиохийских патриархов, а также российских новомучеников. Читателям будет интересно ознакомиться со статьями о праведном Симеоне Богоприимце, московском князе Симеоне Гордом и основателе сербской династии Неманичей Симеоне Мироточивом, известном также как Стефан Неманя. 63-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателей с рядом православных епархий и монастырей. Рассказывается о монастырях, основанных при храмах прп. Сергия Радонежского, а также о Серпуховском Владычном в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Силуана Афонского преподобного монастыре во французском департаменте Сарта, Симбирском в честь Нерукотворного Образа Спасителя женском монастыре. Том содержит материалы о Серовской и Краснотурьинской епархии; Серпуховском викариатстве Московской епархии ; Сестрорецком викариатстве; Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии ; Симбирской и Новоспасской епархии ; Симферопольской и Крымской епархии . Необходимо отметить материалы о праотце Симе, старшем сыне Ноя, и ветхозаветном патриархе Симеоне. Статьи о Сибаре, затворнике VI века, о котором упоминает знаменитый автор Раннего Средневековья Григорий Турский, и католическом святом Сигфриде, миссионере в Скандинавии, написаны С. Мереминским. Читателей заинтересуют также статьи о Сигурде Крестоносце, короле Норвегии, известном риторе Раннего Средневековья Сидонии Аполлинарии. Подписчики энциклопедии смогут расширить свои познания о римском папстве, прочитав статьи о папах с именем Сикст (всего пять), папе Сильверии, папах Сильвестре I, в «Деяниях» которого подробно описано крещение императора Константина, и Сильвестре II, бывшем выдающимся ученым своего времени, но более прославившемся в народной памяти, как чернокнижник Герберт Аврилакский, папе Симмахе, материал о Syllabus errorum, форме осуждения Папским престолом ошибочных с точки зрения католического вероучения мнений. Том содержит статьи об апостолах от 70 Силе, Силуане и Симеоне.

http://patriarchia.ru/db/text/5870432.ht...

Д. негативно оценивал усиление в католицизме в 60-х гг. XIX в. позиций рим. централизма, выразившихся в издании папой Пием IX энциклики «Quanta cura» (1864) и прилагавшегося к ней «Перечня главнейших заблуждений нашего времени» ( Syllabus errorum ), а также в намерении папы провозгласить догмат о папской безошибочности (непогрешимости) и догматически закрепить учение о папском примате. Еще до созыва Ватиканского I Собора Д. включился в теологическую полемику по вопросу о папской безошибочности. Критике этого постулата были посвящены статьи Д., написанные совместно с И. Губером под псевдонимом Янус и публиковавшиеся в газ. «Augsburger Allgemeinen Zeitung». В 1869 г., накануне открытия Собора, Д. издал под тем же псевдонимом кн. «Der Papst und das Concil» (Папа и Собор), в к-рой учения о безошибочности папы и его примате отрицались как не находящие аргументов ни в Свящ. Писании, ни в церковной истории. Книга Януса вызвала широкий резонанс в католич. среде и, несмотря на занесение в Индекс запрещенных книг , широко использовалась участниками Собора, выступавшими против нового догмата. В 1870 г. под псевдонимом Квиринус Д. выпустил новую кн. «Die Römischen Briefe vom Concil» (Римские послания о Соборе), где излагалась критика каноничности созыва и проведения I Ватиканского Собора, приводились свидетельства об оказанном на Соборе давлении на противников нового догмата, а факт его провозглашения объявлялся разрывом с традицией католич. Церкви. В марте 1871 г. Д. открыто отказался подписать решения Собора. 17 апр. 1871 г. Мюнхенский архиеп. Г. фон Шерр объявил об отлучении Д. от католич. Церкви. Д. отказался признать отлучение, но прекратил совершение богослужений, хотя и посещал мессы в католич. приходах. После отлучения Д. продолжал работать на теологическом фак-те Мюнхенского ун-та и в 1871 г. был избран его ректором, в 1873 г. назначен кор. Людвигом II президентом Баварской АН. Несмотря на тесную связь Д. с буд. лидерами старокатолич. движения И. Ф. фон Шульте , Ф. Г. Рейшем и И. Г. Рейнкенсом и его ведущую роль в организации этого движения, он долгое время выступал против окончательного разрыва с Римом. Впосл. Д. вошел в состав основанного в 1871 г. в Мюнхене Центрального комитета старокатолич. Церкви, одобрил выборы ее епископа и организацию 1-го синода, однако сам он никогда не принадлежал к к.-л. общине старокатолич. Церкви и выступал против радикальных, с его т. зр., реформ в старокатоличестве, в т. ч. против отмены целибата священнослужителей.

http://pravenc.ru/text/171803.html

В результате победы во франко-прусской войне и преобразования Северо-Германского союза в Германскую империю (1871) в новом гос-ве доминирующую роль стала играть протестант. Пруссия, а из 21 правящей династии в герм. гос-вах католическими были лишь Виттельсбахи (королевство Бавария) и Веттины (королевство Саксония). Вместе с тем католики составляли более трети населения Германской империи. В герм. гос-вах по большей части негативно воспринималась позиция папы Римского Пия IX относительно взаимоотношений Церкви и гос-ва (в т. ч. осуждение либеральных принципов свободы совести и религ. терпимости гос-ва, выраженное в энциклике «Quanta Cura» и в приложении «Syllabus errorum» ), а также провозглашение в 1870 г. на Ватиканском I Соборе догмата о папской безошибочности, к-рый рассматривался либералами как нарушение свободы совести и мнения. Критике подвергалась внешняя политика Папского престола, особенно - жесткое противостояние папы Пия IX и итал. кор. Виктора Эммануила II после захвата Рима итал. войсками и упразднения Папской области в результате объединения Италии (Рисорджименто). В окт. 1870 г. в г. Зост группа католич. политиков Германии провозгласила политическую программу, целью к-рой была консолидация политических сил для защиты интересов католич. населения герм. гос-ва. 13 дек. в Прусском парламенте была восстановлена католическая партия Центра (Deutsche Zentrumspartei); в 1852-1867 гг. она была представлена в парламенте в качестве католич. фракции между консерваторами и либералами, что давало возможность привлекать депутатов-некатоликов. Основными требованиями партии Центра стали защита автономии и прав католич. Церкви, интересов герм. национальных меньшинств (поляков, эльзасцев и ганноверцев), создание и поддержка церковноприходских школ, противодействие введению светских браков. Нем. католики часто рассматривали государственно-церковные отношения с позиций ультрамонтанства - идейного течения в Римско-католической Церкви, постулировавшего строгое подчинение национальных католич. Церквей Римскому епископу, к-рый воспринимался как носитель верховной власти над светскими государями Европы.

http://pravenc.ru/text/2462235.html

Настоящий расцвет пантеизма наступает в Новое время. Явно пантеистическую точку зрения среди ученых отстаивал Джордано Бруно, а наибольший вклад в дальнейшее развитие и распространение этой концепции внес в XVII в. Бенедикт Спиноза. Спинозе принадлежит важная роль в разработке онтологии пантеизма и связанных с ним нейтрального монизма и панпсихизма. Его концепцию можно считать классическим пантеизмом, поэтому термин спинозизм иногда использовали как синоним пантеизма. В дальнейшем пантеизм в форме отдельных идей и убеждений появляется в различных работах, но наиболее значимыми являются два тесно связанных с пантеизмом исторических процесса. Во-первых, это развитие немецкого идеализма, например, пантеистические идеи появляются в трудах Фихте, Шеллинга, Гегеля, во-вторых, это нарастающая секуляризация и попытка найти новую теологию для философии и науки. При слиянии религиозности в научной среде и пантеизма разрабатывается концепция натуралистического пантеизма, хотя исследователь Джозеф Нидхэм считает, что данное направление не является нововведением и к нему можно отнести уже даосизм. В 1828 году Карл Краузе предложил термин «панентеизм» для именования идеи, что мир пребывает в Боге, но не тождественен ему, как принято считать в пантеизме. Эта концепция должна была стать альтернативой между теизмом и пантеизмом. С этого момента многие дискуссии в отношении пантеизма касались вопроса о том, как соотносятся эти две концепции и где проходит грань между ними. К концу XIX – началу ХХ века пантеизм был настолько популярен, что папа Пий IX включил его в Syllabus Errorum как одну из ошибочных и противоречащих христианству концепций. Среди пантеистов в этот период можно назвать, например, физика Альберта Эйнштейна, поэта Уолта Уитмена и русского писателя Льва Толстого. Распространенность идей пантеизма в каждый период истории сложно оценить, поскольку пантеизм достаточно редко выражается его сторонниками в явной форме. В ХХ веке интерес к пантеизму как таковому упал, но идеи пантеизма распространялись с неубывающей интенсивностью. В христианском сообществе, где пантеизм не приветствовался, мыслители склонялись к панентеизму, что особенно проявилось в русской религиозной философии. С. Франк, например, относил себя к панентеистам, хотя его часто критиковали за склонность именно к пантеизму. В научном сообществе распространены идеи натуралистического пантеизма, хотя крайне мало ученых называют себя сторонниками этой концепции.

http://bogoslov.ru/article/5998375

С осуждением Папским престолом идей либерального католицизма в ряде западноевроп. стран усилилась идейная борьба между либеральными католиками и сторонниками ультрамонтанства и клерикализма. Один из ключевых вопросов этого разделения также касался политической сферы - возможности признания католиками республиканской формы правления и их гражданского участия в политической жизни гос-ва, индифферентного по отношению к Церкви и построенного на принципах демократии. Противостоянию между католиками во Франции способствовали антиклерикальные законы и антицерковные меры, которые принимало либеральное республиканское правительство Третьей республики. Как правило, противники либерального католицизма разделяли монархические и легитимистские убеждения, обосновывая их папскими документами, в т. ч. энцикликами «Mirari vos», «Quanta cura» и приложением «Syllabus errorum», где осуждались мн. принципы демократического устройства гос-ва. С нач. 70-х гг. XIX в. католики, не желавшие идти на компромисс с республиканской властью и противостоявшие идеям либерального католицизма, получили наименование «непримиримые католики» (франц. catholiques intransigeants). Их позиции впосл. слились с идеями католич. И. В Испании консервативное (антилиберальное) католич. движение получило развитие в 30-х гг. XIX в., в период борьбы за испан. престол дона Карлоса Старшего против кор. Изабеллы II (1-я Карлистская война, 1833-1840). Эта борьба в значительной мере была основана на идейном противостоянии между сторонниками дона Карлоса Старшего (карлистами), приверженцами клерикально-монархического абсолютизма (апостоликами, или апостолической партией), и испан. либералами, к-рые занимали основные посты в правительстве Марии Кристины, регентши при Изабелле II, и провели ряд антиклерикальных реформ (упразднение инквизиции, изъятие церковной собственности, запрет на деятельность большинства монашеских орденов и др.). Новый виток католич. реакции вызвали победа революции 1868 г. и установление конституционной монархии кор. Амадея I. В это время к власти в правительстве пришли члены т. н. Либерального союза, утвердившие в Конституции 1869 г. свободу вероисповедания, печати и всеобщее избирательное право. Борьба карлистов против монархии Амадея I и провозглашенной в 1873 г. Испанской республики (3-я Карлистская война, 1872-1876) привела к консолидации испан. клерикально-политических сил, объединившихся в партию традиционалистов (Comunión Tradicionalista). Одной из главных целей партии наряду с реставрацией абсолютной монархии была защита католич. вероучения от либеральных идей; традиционалисты осуждали политику либерального консерватизма нового испан. кор. Альфонса XII, стремившегося достичь примирения с католич. Церковью при сохранении в гос. законодательстве ряда либеральных положений (в т. ч. свободы совести и культов).

http://pravenc.ru/text/468839.html

Биографическая часть тома включает в себя статьи о деятелях Православной Церкви с именами Симеон и Симон. Необходимо упомянуть материалы о новгородском архиепископе Симеоне, жившем в 15 в., обширную статью об архиепископе Фессалоникийском Симеоне, бывшем сторонником учения св. Григория Паламы, биографии первого Тверского епископа Симеона, выдающегося болгарского царя Симеона, создавшего предпосылки для «золотого века» национальной культуры, митрополита Киевского Симеона, св. Симеона Верхотурского, ряда константинопольских, иерусалимских и антиохийских патриархов, а также российских новомучеников. Читателям будет интересно ознакомиться со статьями о праведном Симеоне Богоприимце, московском князе Симеоне Гордом и основателе сербской династии Неманичей Симеоне Мироточивом, известном также как Стефан Неманя.  63-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателей с рядом православных епархий и монастырей. Рассказывается о монастырях, основанных при храмах прп. Сергия Радонежского, а также о Серпуховском Владычном в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Силуана Афонского преподобного монастыре во французском департаменте Сарта, Симбирском в честь Нерукотворного образа Спасителя женском монастыре. Том содержит материалы о Серовской и Краснотурьинской епархии; Серпуховском викариатстве Московской епархии; Сестрорецком викариатстве; Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ; Симбирской и Новоспасской епархии РПЦ; Симферопольской и Крымской епархии РПЦ. Необходимо отметить статьи о праотце Симе, старшем сыне Ноя и ветхозаветном патриархе Симеоне. Статьи о Сибаре, затворнике 6 в. о котором упоминает знаменитый автор Раннего Средневековья Григорий Турский, и католическом святом Сигфриде, миссионере в Скандинавии, написаны С. Мереминским, читателей заинтересуют также статьи о Сигурде Крестоносце, короле Норвегии и известном риторе Раннего Средневековья Сидонии Аполлинарии. Подписчики энциклопедии смогут расширить свои познания о римском папстве, прочитав статьи о папах с именем Сикст (всего 5), папе Сильверии, папах Сильвестре I, в «Деяниях» которого подробно описано крещение императора Константина и Сильвестре II, бывшем выдающимся ученым своего времени, но более прославившемся в народной памяти, как чернокнижник Герберт Аврилакский, папе Симмахе, материал о Syllabus errorum, форме осуждения Папским престолом ошибочных с точки зрения католического вероучения мнений. Том содержит статьи об апостолах от 70 Силе, Силуане и Симеоне.

http://pravenc.ru/shop/2658722/

После обнародования энциклики «Quanta cura» (1864) папы Пия IX и прилагавшегося к ней «Перечня главнейших заблуждений нашего времени» ( Syllabus errorum) Д. опубликовал брошюру «Конвенция 15 сентября и энциклика 8 декабря» (La convention du 15 septembre et l " Encyclique du 8 décembre. P., 1865), в которой предложил правила толкования на энциклики и «Перечень...». Эти документы самостоятельного вероучительного значения, однако, опираются на вероучительные источники и стоят на позиции неизменных и абсолютных принципов, что делает их обязательными для признания и принятия всеми католиками. Предложенные Д. правила толкования «Перечня...» были одобрены 630 епископами во всем мире и папой Пием IX (4 февр. 1865). Тем не менее на Ватиканском I Соборе 1869-1870 гг. Д. выступал против принятия догмата о папской непогрешимости (безошибочности) и покинул Собор до голосования по этому вопросу, но впосл. подчинился его решению. 8 февр. 1871 г. избран депутатом Национального Собрания от деп. Луара, способствовал принятию законов о восстановлении военных капелланов (1874) и о свободе высшего образования (1875). 18 дек. 1875 г. Национальное Собрание избрало его пожизненным сенатором. В мае 1876 г. начал выпуск газ. «La défence religieuse et sociale», с консервативных позиций защищавшей интересы католич. Церкви. Противостоял намерению франц. правительства официально отметить в 1878 г. столетие со дня смерти Вольтера. Соч.: Méthode générale du cathéchisme. P., 1839-1840. 2 vol.; Le christianisme présenté aux hommes du monde. P., 1844; De la haute éducation intellectuelle. Orléans, 1855-1857. Vol. 1-2; De l " éducation en géneral. P., 1866. 3 vol.; Femmes savantes et femmes studieuses. P., 1867; Lettres sur l " éducation des filles. P., 1877; Lettres choisies. 1888. 2 vol.; Journal intime. P., 1902; Le mariage chrétien. P., 1969. Лит.: Lagrange F. Vie de Mgr Dupanloup. P., 18947. 2 vol.; Faguet E. Mgr Dupanloup: Un grand évêque. P., 1914; Marcilhacy C. Le diocèse d " Orléans sous l " épiscopat de Mgr Dupanloup. P., 1962.

http://pravenc.ru/text/180821.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009