В аббатстве Клюни распространению почитания О. долгое время не придавали значения. В описании монастырского богослужения в «Liber tramitis» (1-я пол. XI в.) память О., перенесенная на 19 нояб. из-за совпадения с октавой праздника св. Мартина, отмечена общей службой исповеднику с 12 чтениями (Consuetudines monasticae/Ed. B. Albers. Stuttg., 1900. Vol. 1: Consuetudines Farfenses. P. 129; см.: Iogna-Prat. Panorama. 2002. P. 58-59). Больше внимания образу О. стали уделять во 2-й пол. XI в. В сборнике клюнийских «обычаев» мон. Ульриха упоминаются дни памяти св. аббатов О., Майоля и Одилона, хотя поминовение О. совершалось менее торжественно, чем поминовение его преемников (PL. 149. Col. 650, 655). В грамоте папы Римского Урбана II (1095) вместе с ранее существовавшими капеллами во имя святых Майоля и Одилона в Клюни впервые упоминается капелла во имя О. ( Jaff é . RPR. N 5583; PL. 151. Col. 410). В связи с возросшим интересом к ранней истории Клюни по указанию аббата Гуго I были составлены новые редакции Жития О. ( Iogna-Prat. Panorama. 2002. P. 60-61). Впосл. О. стали рассматривать как основоположника Клюнийской конгрегации, «первого отца клюнийского чина» ( Petr. Venerab. Ep. Vol. 1. P. 390-391; ср.: PL. 133. Col. 85). Основанию Клюни и деятельности первых аббатов уделено особое внимание в кратком Житии О., составленном Нальгодом по указанию аббата Петра Достопочтенного (1122-1156) (см.: Iogna-Prat. La geste des origines. 2002. P. 194-200). В 1117 г. клюнийский аббат Понтий (Понс из Мельгея) во время паломничества в Тур побывал у гробницы О. и совершил торжественное богослужение в монастырской церкви. С XII в. клюнийцы почитали О. среди 4 св. аббатов - «начальников и наставников их чина» (вместе с Майолем, Одилоном и Гуго) ( Bernard. Clar. Apol. IX 23). Тем не менее поминовение О. указано не во всех клюнийских богослужебных книгах (см.: É taix R. Le lectionnaire de l " office à Cluny//RechAug. 1976. T. 11. N 190. P. 129). В Миссале Клюнийской конгрегации память святого со статусом «festivitas major» (в Клюни - «solennitas major») значится под 18 нояб. (Missale monasticum ad usum sacri ordinis Cluniacensis. P., 1733. P. 456). Под этим же числом поминовение О. внесено в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 530-532; MartRom. (Vat.). P. 596).

http://pravenc.ru/text/2578219.html

1901. Т. 41. С. 1-72; он же. Еще раз о грамотах кн. Льва Галицкого//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 4. С. 268-283; он же. Icmopiя Украïни-Руси. Льbib, 19052; Линниченко И. А. Грамоты галицкого кн. Льва и значение подложных док-тов как ист. источника//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 1. С. 80-102; Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950; он же. Образование Литов. гос-ва. М., 1959; Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос-ва. М., 1951. С. 127-144; Крип " якевич I. П. Джерела з icmopiï Галичини nepioдy фeoдaлiзмy до 1772 р. К., 1962; Ждан М. Б. До питання про зaлeжhicmь Галицько-Волинськоï Pyci от Золотоï Орди//Укр. icm. журн. 1967. 1/2. С. 23-30; Wodarski B. Polska i Ru, 1194-1340. Warsz., 1967; Исаевич Я. Д. Культура Галицко-Волынской Руси//ВИ. 1973. 1. C. 92-107; Stökl G. Das Fürstentum Galizien-Wolhynien//Handbuch d. Geschichte Russlands. Stuttg., 1981. Bd. 1. S. 484-533; Котляр Н. Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси IX-XIII вв. К., 1985; он же. Галицко-Волынская летопись: (Источники, структура, жанровые и идейные особенности)//ДГВЕ, 1995 г. М., 1997. С. 80-166; он же. Данило Галицький. К., 20012; Купчинський О. А. Iз спостережень над розвитком док-та та дiяльhcmiю khязibckoï kahцeляpiï Галицько-Волинських земель XIII - 1-ï пол. XIV ст.//ЗНТШ. 1996. Т. 231; Майоров А. В. Галицко-Волынская Русь. СПб., 2001 (см. также лит. к статьям Владимир Василькович, Галицкая епархия, Даниил Романович Галицкий). А. В. Назаренко Кон. XIII в. - 1340 г. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца («Малый Юра») во Львове. Гравюра. Нач. ХХ в. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца («Малый Юра») во Львове. Гравюра. Нач. ХХ в. По окончании в нач. 90-х гг. XIII в. Галицко-Волынского летописца круг известий по истории Галицко-Волынского княжества становится крайне ограниченным. Сведения об отношениях местных князей с Ордой для кон. XIII - 1-й трети XIV в. почти полностью отсутствуют, хотя для Галицкого княжества эти отношения должны были иметь особое значение.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Во 2-й редакции всего 14 глав (по сравнению с 1-й редакцией пропущены 7-я и 10-я главы, а 1-я и 8-я разделены на неск. глав). Первая редакция сохранилась преимущественно в рукописях из Боббио и обычно дополняется Пенитенциалом К. или «Правилами для киновитов» (ркп.: Taurin. G. V. 38. Fol. 80v - 90, IX-X вв.; Taurin. G. VII. 16. Fol. 2-13v, 2-я пол. IX в.; Monac. Clm. 28118. Fol. 86v - 98r, нач. IX в.; копия этой рукописи, содержащей «Codex regularum» Бенедикта Анианского,- Köln. Stadtarchiv. W. fol. 231. Fol. 72v - 76, 1465-1467 гг.). 2-я редакция известна по рукописям из герм. монастырей (Санкт-Галлен, Райхенау, Санкт-Эммерам в Регенсбурге) и обычно соседствует с 5-й проповедью К. (Sermo 5) и «Правилами для киновитов» (Zürich. Zentralbibl. Rh. hist. 28. Fol. 4-53v, IX в.; St. Gallen. Stiftsbibl. 915. Fol. 47-53v, X в.; Monac. Clm. 14949 (Em. w. 6). Fol. 8-16, XV в.; Stuttg. Cod. theol. oct. 64. Fol. 93-100, XII в.; Bamberg. Staatsbibl. Ms lit. 143 (olim B VI 15). Fol. 63-63v, 73v - 78, XII в.; Salzburg. St. Peterstift. b IX 20. Fol. 3v - 6, XV в.). В критическом издании Уокера (Opera. 1970. P. 122-142) использованы не все известные рукописи (см.: O " Hara A. Columbanus and Jonas of Bobbio: New Textual Witness//Peritia. 2011/2012. Vol. 22/23. P. 188-190). Среди неучтенных выделяются 2 рукописи IX в.- Lambach. Stiftsbibl. 31. Fol. 103-108v и Paris. lat. 4333B. Fol. 26v - 37; остальные рукописи относятся к позднему средневековью (Vindob. 1550. Fol. 79v - 84v, XII-XIII вв.; Göttweig. Stiftsbibl. 112 (57). Fol. 40-43, XII в.; Graz. Univ. Bibl. 480 (39/47 f.). Fol. 41v - 44v, XII в.; Klosterneuburg. Augustiner-Chorherrenstift. Cod. 587. Fol. 57v - 61, XII в.; Admont. Stiftsbibl. 331. Fol. 40v - 43, XIII в.; Klosterneuburg. Augustiner-Chorherrenstift. Cod. 570. Fol. 86-89, XIV в. (только главы 1-8); Lilienfeld. Stiftsbibl. 113. Fol. 118v - 120v, XV в.; Graz. Univ. Bibl. 655 (36/37 f.). Fol. 264-264v, XV в.; Bod. Lyell 60 [olim Melk 194 D.32], XV в.; Vindob. 3878. Fol. 175-177v, XV в.).

http://pravenc.ru/text/Колумбан.html

J. Bidez. Brux., 1928; Scripta minora, magnam partem adhuc inedita/Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Mil., 1936. Vol. 1: Orationes et dissertationes; 1941. Vol. 2: Epistulae; De omnifaria doctrina/Ed. L. G. Westerink. Utrecht, 1948; Joannou P.-P. Aus den inedierten Schriften des Psellos: Das Lehrgedicht zum Messopfer und der Traktat gegen die Vorbestimmung der Todestunde//BZ. 1958. Bd. 51. N 1. S. 1-14; idem. Démonologie populaire - démonologie critique au XIe siècle: La vie inedite de S. Auxence par M. Psellos. Wiesbaden, 1971; Garzya A. On Michael Psellos " Admission of Faith//ΕΕΒΣ. 1966. Τ. 35; Gautier P. Monodie inédite de Psellos sur le basileus Andronic Doucas//REB. 1966. Vol. 24. P. 153-170; idem. Eloge funebre de Nicolas de la Belle Source par Michel Psellos moine a l " Olympe//Βυζαντιν. Θεσ., 1974. Τ. 6. Σ. 9-69; Encomio per Giovanni, piissimo metropolita di Euchaita e protosincello/Ed. R. Anastasi. Padova, 1968; Orazione in memoria di Costantino Lichudi/A cura di U. Criscuolo. Messina, 1984; Imperatori di Bisanzio (Cronografia)/Testo critico a cura di S. Impellizzeri, comment. U. Criscuolo, trad. S. Ronchey. Mil., 1984. 2 vol.; Oratoria minora/Ed. A. R. Littlewood. Lpz., 1985. (BSGRT); The Essays on Euripides and George of Pisidia and on Heliodorus and Achilles Tatius/Ed. A. R. Dyck. W., 1986; Autobiografia: Encomio per la madre/Ed. U. Criscuolo. Napoli, 1989; Historia syntomos/Ed. W. J. Aerts. B.; N. Y., 1990. (CFHB; 30); Epistola a Giovanni Xifilino/Ed. U. Criscuolo. Napoli, 19902; Epistola a Michele Cerulario/A cura di U. Criscuolo. Napoli, 19902; Poemata/Ed. L. G. Westerink. Stuttg.; Lpz., 1992. (BSGRT); Orationes forenses et acta/Ed. G. T. Dennis. Stuttg.; Lpz., 1994. (BSGRT); Orationes hagiographicae/Ed. E. A. Fisher. Stuttg.; Lpz., 1994. (BSGRT); Orationes panegyricae/Ed. G. T. Dennis. Stuttg.; Lpz., 1994. (BSGRT); Chronographia/Hrsg. D. R. Reinsch. Bd. 1: Einleitung und Text. B.; Boston, 2014; Orationes funebres/Ed. I. Polemis. B.; Boston, 2014. (BSGRT); Vita di s.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

Правитель по имени Иероним допрашивает Павла в театре (IX 12), однако апостол в ответ обличает его (IX 13). Горожане спорят, следует ли сжечь Павла или бросить его на съедение зверям. Правитель выбирает последнее, при этом отдает приказ о предварительном бичевании апостола (IX 14). Через 6 дней Иероним организует игры со зверями; лев помешал молиться заключенному Павлу (IX 15). Еввула, жена Диофанта, к-рый был приближенным Иеронима, отводит жену последнего Артемиллу к апостолу (IX 16). После проповеди Павла женщины просят крестить их (IX 17) и предлагают апостолу освободить его от уз, чтобы он крестил их в море, однако Павел отказывается (IX 18). Когда Павел молился в субботу, накануне игр, ему явился прекрасный юноша и разбил его цепи (IX 19), а затем провел апостола и уверовавших женщин мимо спящих стражников (IX 20), после чего Павел крестил Артемиллу (IX 21). Павла ведут на стадион (IX 22), но выпущенный дикий лев ложится у ног апостола (IX 23), поскольку именно его ранее крестил Павел (IX 4). Иероним выпускает др. зверей, однако никто из них не касается Павла. Зрители погибают во время внезапно начавшегося града (IX 26), лев уходит в горы; Павел же спускается в порт, чтобы плыть в Македонию (IX 26). Ангел является страдающим Артемилле и Еввуле, а Иероним, у к-рого началась гангрена в ухе, обращается к Богу (IX 27) и исцеляется (IX 28). История со львом известна также по эфиопскому «Письму Пелагии» (CANT, N 211. VI). Х. Этот отрывок известен по 2 папирусным фрагментам: главы 2, 4-6 - по греч. оригиналу, содержащемуся в рукописи P. Bodmer 10, главы 1 и 3 - только по копт. переводу папируса из Гейдельберга. В Коринф приходят Симон и Клеобий, к-рые учат, что воскреснет только дух; тело и мир не сотворены Богом, а Иисус Христос родился и умер мнимо (X 1). Коринфяне отправляют Павлу послание (X 2), к-рое диаконы Фрепт и Евтих относят в Филиппы и передают находящемуся в заключении апостолу через Стратонику, жену его ученика Аполлофана (X 3). Павел направляет в Коринф ответное послание, в к-ром изложено истинное учение (X 4-6).

http://pravenc.ru/text/2578593.html

Аноним (кон. IX – нач. Х вв.). Житие Евариста Студита (819–897) Аноним (кон. IX-X вв.). Жития Константина Философа (Кирилла) (ум. 869) и Михаила (Мефодия) (ум. 885) Аноним (IX-X вв.). Житие Арсения Великого (359–412) Аноним (IX-X вв.). Житие и мученичество Константина Грузина (IX в.) Х век Аноним (Х в.). Житие муч. Илии Нового (ум. 795) Никифор (нач. Х в.). Житие Антония Кавлеа, Патриарха Константинопольского (ум. 901) Аноним (ок. 924 г.). Житие Николая Студита (793–868) Аноним (Х в.). Синаксарное житие Феофилакта Никомидийского (кон. VIII – первая пол. IX вв.) Аноним (Х в.). Чудо Св. Георгия с болгарином (вторая пол. IX в.) Аноним (Х в.). Житие Власия Аморийского (Монаха) (ум. 912) (славян. рукопис. X-XII вв.) Аноним (ок. 920–925 гг.). Житие Евфимия (ум. 917)=Псамафийская хроника Павел, архиепископ Монемвасийский (середина Х в.). Житие Марфы, игуменьи Монемвасийской (вторая пол. IX в.). ГеоргийМерчули (951 г.). Житие Георгия Хандзтийского (759–861) Аноним (отред. в 976–1025 гг.). Житие Марии Новой (ум. 902/903 г.) Аноним (середина Х в.). Житие Димитриана, епископа Кипрского (кон. IX – нач. Х вв.) Константин (середина Х в.). Житие Петра, епископа Аргосского (852–922) Никифор Пресвитер (ок. 950–959 гг.). Житие Андрея Глупого (Юродивого) (ум. ок. 936) (есть мнение о создании Жития в конце VII в.) Григорий (960-е гг.). Житие Василия Нового (ок. 870–944/952) Аноним (ок. 962 г.). Житие Луки Нового Элладского (Steiriotes) (ок. 892–953) Аноним (кон. X в.). Житие Павла Латрского (ок. 880–955/956) Феофилакт Охридский (?) (вторая пол. Х в.). Жития Климента Охридского (ум. 916) Аноним (неранее 980 г.). Житие Ирины, игуменьи Хрисовалантона (ок. 850–930) Аноним (кон. Х в.). Житие Луки Стилита (879–979) Аноним (Х в.). Житие Агапита Синадского (первая пол. IV в.) Аноним (Х в.). Житие Анания, епископа Мелитинского (V в.) Аноним (Х в.). Житие Германа, игумена Козинита (IX в.) Аноним (Х в.). Житие Фотия Фессалийского (вторая пол. IX в.) Иоанн Агиолит (Х в.). Житие Василия Анкирского (Х в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но кто из них был основателем «Емецкого волока, Благовещенские пустыни» – прямо указать нет никакой возможности. Основателей же известных нам 11 монастырей мы означили в скобках. Однако в 7070–1562 году пустынь эта уже существовала, ибо была записана в Сотной книге Никиты Яхонтова: «А... пашня – говорится в грамоте Благовещенской обители – под монастырем в денежных доходах обелена, по Сотной книге Микиты Яхонтова с товарищи, в 70 году» 57 . Следовательно монастырь этот относительно древний, особенно в сравнении с Кодлозерской, Хергозерскою, Юрьегорской и другими молодыми обителями нашего севера!.. В 1584–1598 гг. он уже делается владельцем царской жалованной грамоты: «Была де у них, – рассказывали емецкие старцы, – блаженные памяти Государя Царя и Великого Князя Федора Ивановича всеа Руссии жаловальная грамота. А по той грамоте велено им владеть землею и всякими угодьи и промыслы вверх по Онеге реке до речки до Пяленги на четыре версты, а вниз до Каркуса порога на пять верст (всего на 9 верст в одну сторону...), да в Емце реке до мосту, ниже Оленья броду на версту. Да по той же грамоте Новгородского Митрополита десятильником к ним в пустыню въезжати, и кормов и подвод с них имать, и никаких обид им чинить – не велено» 58 . Затем в 7123–1615 г. монастырь попал в «приправочную книгу письма Семена Языкова, да подъячего Семена Осокина» 59 , описывавших земли... Наконец подвергся и разорению Литвы, как надо полагать в 1619 году: «И в разоренье-де, – сказывали монахи, – Литовские люди в той их пустыне старцев посекли, а жалованную грамоту сожгли...» 60 . Но сожгли-ли еще что (кроме грамоты), чернецы не говорят; церковь же, вероятно, была пощажена врагами, ибо через 2–3 года после «разоренья», едва-ли мог построить ее единственный тогда монах Осия 61 , тем более, что окольным крестьянам тогда было не до того, чтоб церкви строить. Вот в каком состоянии описывается эта обитель в 1621– 22 гг., т. е. спустя 2–3 года после «разоренья». В новгородской четверти, в каргопольских писцевых книгах письма Ивана Воейкова да дьяка Третьяка Копнина, 129, и 130 году, написано: «В каргопольском уезде, в тур-часовском стану, на Онеге реке, на Емецком волоку, монастырек убогий, Благовещенский; а в нем церков Благовещения Пречистые Богородицы древяна, стоит без пения, и церковного строенья нет ничего. А в том монастыре живет в келье старец Осей. – Пашни паханые худые земли около монастыря осмина, да перелогом три четверти в поле, а в дву потомуж; в живущем пол-пол-пол-четверть выти, впусте полчетверти и полполчетверти выти, сена на живущее и на пусто, против Каркуса по горе 15 копен; да того ж монастыря пустошь Гора, а в ней место дворовое: пашни – перелогом худые земли осмина, да лесом поросло 7 четвертей в поле, а в дву – потому ж; в пусте подвыти и пол-пол- пол-четверть выти; сена нет; обоего – пашни паханые и перелогом 12 четей; в живущем пол-пол-пол-четверти выти, впусте пол выти и пол четверти и пол-пол-четверти и пол- пол-пол-четверти выти; сена 15 копен» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Die Entstehung des AT. Stuttg., 1978; Childs B. S. Introduction to the OT as Scripture. L., 1979, 1983 2; Humphreys W. L. Crisis and Story: An Introd. to the OT. Palo Alto, 1979; Sellin E., Fohrer G. Einleitung in das AT. Hdlb., 1979 12; Zobel H.-J. Einleitungswissenschaft I//TRE. 1982. Bd. 9. S. 460-469; Collins J. J. Daniel: With an Introd. to Apocalyptic Literature. Grand Rapids, 1984; Kaiser O. Einleitung in das AT: Eine Einführung in ihre Ergebnisse und Probleme. Gütersloh, 1984 5; Long B. O. 1 Kings: With an Introd. to Historical Literature. Grand Rapids, 1984; Gottwald N. K. The Hebrew Bible: A Socio-Literary Introd. Phil., 1985; Schmidt W. H. Einführung in das AT. B., 1985 3; Craigie P. C. The OT: Its Background, Growth and Content. Nashville, 1986; Gerstenberger E. S. Psalms. Grand Rapids, 1988; Zenger E. e. a. Einleitung in das AT. Stuttg., 1995, 2006 6; Flanders H. J., Crapps R. W., Smith D. A. People of the Covenant: An Introd. to the Hebrew Bible. N. Y.; Oxf., 1996 4; Sweeney M. A. Isaiah 1-39: With an Introd. to Prophetic Literature. Grand Rapids, 1996; Albertz R. Die Exilszeit. Stuttg., 2001; Römer Th. e. a. Introduction à l " Ancien Testament. Gen., 2004; Rogerson J., Davies Ph. The Old Testament World. L., 2005, 2007r. Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский. Портрет. Сер. XIX в. (ЦАК МДА) С началом активного развития отечественной церковной науки во 2-й пол. XIX в. в России появляются многочисленные исследования по исагогической проблематике. Лекции митр. Филарета (Дроздова) и еп. Михаила (Лузина) о ВЗ (изданы неск. выпусками) посвящены отдельным разделам канона; они содержат обширный исагогический материал с учетом современной этим авторам библейской критики. Исагогические сочинения С. М. Сольского (1870) были близки по направлению к трудам еп. Михаила (Лузина). Отдельные вопросы И. освещены в работах проф. КДА А. А. Олесницкого : критические вопросы, связанные с происхождением Книг Песни Песней (1882) и Притчей Соломоновых (1883); о ритме и метре ветхозаветной поэзии (1872); обзор святоотеческих мнений по вопросам И.

http://pravenc.ru/text/674796.html

Aldershot, 1993; Capitani O . Esiste un «Età Gregoriana?»//Rivista di storia e litteratura religiosa. Firenze, 1965. Vol. 1. P. 454-481; Boelens M . Die Klerikerehe in der Gesetzgebung der Kirche unter Besonderer Ber ü cksichtigung der Strafe. Paderborn, 1968; Cowdrey H . E . J . The Papacy, the Patarenes and the Church of Milan//Transactions of the Royal Hist. Society. L., 1968. Ser. 5. Vol. 18. P. 25-48; idem . Was There a Gregorian Reform Movement?//Study Sessions/Canadian Catholic Hist. Assoc. Ottawa, 1970. Vol. 37. P. 1-10; idem . The Epistolae Vagantes of Pope Gregory VII. Oxf., 1972; idem . Pope Gregory VII, 1073-1085. Oxf., 1998; idem . Popes and Church Reform in the 11 th Cent. Aldershot, 2000; Brooke C . N . L . Gregorian Reform in Action: Clerical Marriage in England 1050-1200//Medieval Church and Society. L., 1971. P. 69-99; Denzler G . Das Papsttum und der Amtszölibat. Stuttg., 1973. Bd. 1; Petrucci E . Ecclesiologia e politica di Leone IX. R., 1977; Schmidt T . Alexander II. (1061-1073) und die römische Reformgruppe seiner Zeit. Stuttg., 1977; Milo Y . Dissonance between Papal and Local Reform Interests in Pre-Gregorian Tuscanu//Studi Medievali. Torino; Spoleto, 1979. Ser. 3. Vol. 20. P. 69-86; Blumenthal U . -R . Der Investiturstreit. Stuttg. e. a., 1981; eadem . Gregor VII.: Papst zwischen Canossa und Kirchenreform. Darmstadt, 2001; Fornasari C . Celibato sacerdotale e «autocoscienza» ecclesiale: Per la storia della «Nicolaitica haeresis» nell " Occidente medievale. Udine, 1981; Vrégille B . , de . Hugues de Salins, archévêque de Besançon, 1031 - 1066. Besançon, 1981; Barstow A . L . Married Priests and the Reforming Papacy. N. Y., 1982; Laudage J . Priesterbild und Reformpapsttum im 11. Jh. K ö ln, 1984; idem . Gregorianische Reform und Investiturstreit. Darmstadt, 1993; Stoller M . E . Schism in the Reform Papacy: The Documents and Councils of the Antipopes, 1061-1121: Diss./Univ. of Columbia. S. l., 1985; Cibes-Viad é A . Main Aspects of the Gregorian Reform in Spain: 1022-1085.

http://pravenc.ru/text/166501.html

1972. T. 33. P. 6-25; Sweeney J. R. Innocent III, Hungary and the Bulgarian Coronation//Church History. Chicago etc., 1973. Vol. 42. N 3. P. 320-334; Cheney Ch. R. Pope Innocent III and England. Stuttg., 1976; Hintner D. Die Ungarn u. d. Bysantinische Christentum der Bulgaren im Spiegel der Register Papst Innozenz III. Lpz., 1976; Laufs M. Politik und Recht bei Innozenz III. Köln, 1980; Imkamp W. Das Kirchenbild Innocenz " III. (1198-1216). Stuttg., 1983; Pennington K. Pope and Bishops. [Phil.], 1984; Lackner C. Studien z. Verwaltung des Kirchenstaates unter papst Innocenz III.//RHM. 1987. Bd. 29. S. 127-214; Moore J. C. Pope Innocent III, Sardinia and the Papal State//Speculum. Camb. (Mass.), 1987. Vol. 62. P. 81-101; idem. Lotario dei Conti di Segni. (Pope Innocent III) in the 1180s//AHPont. 1991. T. 29. P. 255-258; idem. The Sermons of Pope Innocent III//RHM. 1994. Bd. 36. S. 81-142; idem. Pope Innocent III (1160/61-1215): To Root Up and to Plant. Leiden; Boston, 2003; Trusen W. Der Inquisitionprozess: Sein hist. Grundlagen u. frühen Formen//ZSRG.K. 1988. Bd. 74. S. 168-230; Egger C. Papst Innocenz III. als Theologe: Beitr. z. Kenntnis seines Denkens im Rahmen der Frühscholastik//AHPont. 1992. T. 30. P. 56-123; Foreville R. Le pape Innocent III et la France. Stuttg., 1992; Alberzoni M. P. Innozenzo III e la riforma della Chiesa in «Lombardia»//QFIAB. 1993. Bd. 73. S. 122-178; Powell J. M. Innocent III: Vicar of Christ or Lord of the World? Wash., 19942; Sayers J. Innocent III: Leader of Europe, 1198-1216. L., 1994; Bolton B. Innocent III: Studies on Papal Authority and Pastoral Care. Aldershot, 1995; Maleczek W. Franziskus, Innocenz III., Honorius III. u. die Anfänge des Minoritenordens//Il papato duecentesco e gli Ordini mendicanti/A cura di E. Menestò et al. Spoleto, 1998. P. 23-80; idem. Innocenzo III//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 2. P. 326-350; Pope Innocent III and His World/Ed. J. C. Moore. Aldershot, 1999; Papst Innozenz III.: Weichensteller der Geschichte Europas/Hrsg.

http://pravenc.ru/text/468777.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010