42 Так читается и во всех рукописях текста 70 толковников. Но в еврейском тексте и в вульгате стоит: «по числу сынов Израильских» . Приводимое Климентом чтение, мысль которого выражается и у Сираха (Сир. 17:17), — находится уже у Филона («De post 25; «De plant Noe», 14). Св. !Иустин («Dial c. Tryph.», с. 131) отвергает чтение еврейского текста, как поврежденное иудеями. 43 По замечанию ученых, это Климент составил из слов Втор. 4:34 и Чис. 18:26, а также 2 Пар. 31:14, чтобы выразить такую мысль: Бог избрал нас из среды прочих людей в Свое достояние, как с гумна берутся святые начатки Богу, которые делаются святым святых. 44 Вохер напрасно прибавляет: как бы зная будущее, разумея здесь какие-либо последствия или награду Исаакова самопожертвования. Гораздо проще относить это к готовности и сознательности, с какою Исаак отдал себя на жертву без ропота или прекословия. 45 Буквально: скипетров. Слово «скипетр» здесь употреблено в значении колена, как и в 3 Цар. 11:31, 35. Смысл такой: Иаков сделался родоначальником 12 колен Израильских. 46 Т.е. Христос Спаситель. 47 Т.е. от Бога создавшего нас на дела благая. 48 Эти слова почти буквально приводит ап. Павел (1 Кор. 2:9), как слова Писания. В Ветхом Завете подобное этому изречение читается у Исаии (Ис. 64:3—4). 49 Слов: как бы львом ( ως λεων ) — нет ни в еврейском тексте, ни в греческом переводе 70 толковников. 50 Так называется Иисус Христос и у ап. Павла (Евр. 4:15). 51 Т. е. начальники провинций, имевшие и военную власть. 52 Эти слова приводятся у Климента Александрийского (Strom., IV, 17). 53 Здесь в рукописи недостаток одного слова, Нольте дополняет это словом: σιγατω молчи. 54 Буквально: место ( τοπος ). Это слово употребляется в значении звания или сана, соединенного с отправлением особенного служения. См. ниже гл. XLI также !Игнатий, «Послание к Поликарпу», гл. I; «Послание к смирнянам», гл. VI; Поликарп, «Послание к Филиппийцам», гл. XI. 55 Св. Климент говорит о высшем, духовном характере христианской религии сравнительно с иудейством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

М., 2000. С. 120). 181 «В нашей власти принять слово Божие или отвергнуть его» (Strom. I, 90, 1; II, 26. 3). Поэтому Господь «Свою спасительную миссию не навязывает всем подряд, но ставит ее в зависимость от свободного выбора» (Strom. VII, 6, 3), и хотя евангельская проповедь обращена ко всем, «“призванными» называются по справедливости только те, кто откликнулся» (Strom. I, 89, 3). 184 Strom. VI, 96, 2; ср.: Феодорит. История. Предисловие, 5 (цит. по: Феодорит , епископ Киррский. История боголюбцев с прибавлением «О Божественной любви» и «Жития Мар Евгена». М., 1996). «Добродетели суть участие во Христе», как подчеркивает один из современных исследователей святоотеческой письменности (Шпидлик Ф. Указ. соч. С. 98). 186 «Спасаемся мы, с одной стороны, только добрым своим произволением в выборе и, с другой стороны, милосердием Божественным» (Strom. IV, 131. 1). 196 Феофилакт Болгарский на Мк.9 (толкования блаженного Феофилакта на Новый Завет цит. по: Феофилакт, архиепископ Болгарский. Благовестник, или Толкование на Святое Евангелие. [Ч. 1. Евангелие от Матфея. Ч. 2. Евангелие от Марка]. М., 1993; Он же. Благовестник, или Толкование на Святое Евангелие. [Ч. 1. Евангелие от Луки. Ч. 2. Евангелие от Иоанна]. М., 1993; Он же. Толкования на Деяния святых апостолов, сокращенно избранные из толкований святого Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Толкование на соборные послания святых апостолов. М., 1993; Он же. Толкование на послания святого апостола Павла. М., 1993). 199 Исихия (греч. συχα. – покой, безмолвие, молчание, отрешенность; священное безмолвие, полное отсутствие страсти и помрачения, вызываемого обыденным состоянием) – внешнее или внутреннее (а иногда и то, и другое вместе) удаление от мира (внешне – посредством бегства в пустыню, внутренне – «вхождением в себя» и «отложением помыслов»), аскетическое умное делание, сопровождаемое особой практикой чтения Иисусовой молитвы в состоянии духовного трезвения [см.: Каллист (Уэр) , епископ Диоклийский. Внутреннее царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

γαθοεργα, Verbesserung: Trinch 392 (a.1232).– (LS). γαθοθρμμων gut nährend, fruchtbar: νσος EustOp 320,28. γαθοκρδιος guten Herzens: νθρωπος ThStudEp 260,10. γαθκτωρ (für γαθοκτωρ ?) Gutes tuend ? ατρ PitAn I 668 col.1. γαθολαλω gut reden: Barsan 486,33. γαθολογω Gutes reden: EustOp 123,24 (τ über etw.); 260,90.– LS (Eust.). γαθομιμτως das Gute nachahmend: ReussLuk An 47,24. γαθονμευτος auf vortrefflichen Wiesen geweidet ? FatStud 83.88. γαθνους gutgesinnt: MillLex 231,114. γαθοπαρκτης, Gewährer des Guten: PitAn I 670 col.2. γαθοπροχος Gutes darbietend: χσις JoGal 326. γαθοπραγω Gutes tun, wohltätig sein: JoDam IV 427,10. ThStudCatP 25 (p.94). Achmet 144,19. EustOp 233,66. MiChonGreg 684,14. γαθοπραγα, Vollbringen guter Werke, Wohltätigkeit: VBasVil 66,32. EustOp 11,55. HungProoim VI 18. VNaum 268.– Kr. γαθοπραξα, Vollbringen guter Werke, Wohltätigkeit: ThStudEp 131,15. BalsamEpigr 185 XVII 4. DarMatrim 131,33. EustOp 69, 45. EustDam 628A. RegelFont 304,17 (Greg. Ant.).– Tgl. γαθοπρεποφιλνθρωπος gütig und menschenfreundlich: εσπλαγχνα VNiceph 22,12. γαθοπροαρετος das Gute wählend: ψυχ MethEuth 467.– KumN. γαθοπροκως als gute Mitgift: AHG VI 113,4. γαθοσπρος, Säer des Guten: CosVestSerm 1009C. γαθτη, (=-της) Güte: Philes I 190,5 (als Barbarismus).– HL. γαθοτριβεα, Wohltätigkeit: Trinch 33 (a.1034). γαθτροπος von guter Sinnesart: TR 291. PselMB V 350. ManasRede 213. Manas 5608. NikMesQuel 26,16. γαθοτρπως auf gute Weise, mit guter Sinnesart: AHG VI 112,2. γαθτυπος ein Beispiel des Guten seiend, beispielhaft gut: -ος τν ρετν καλλον AHG III 506,2.– L. γαθοφροσνη, Wohlwollen, gute Gesinnung: MethIcon 39,131. γαθφρων gut gesinnt: NBasOr 114,17 v.l. EustrHag 342. CodAstr IX 1, 182,26.– LS. γαθοφυς von guter Veranlagung, gut geartet: NPaph 260C. 377A (sup.). AASS Nov IV 85D (N. Paph.). HalkSaints 118.141 (N. Paph.). LatysTeksty 57,3.– L. γαθοχυσα, das Verströmen von Wohltaten, Strom der Wohltaten: TheophylEp 9,18; 10, 2. EustDam 720A. RegelFont 16,26 (Eust.). EustBiogr 280,3.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

В «Пастыре» не упоминается прямо о гностицизме, однако именно он имеется в виду, когда речь идет о мнении, будто воскресение плоти не более чем миф и плотские грехи не имеют значения ( Herm. Pastor. III 5. 7. 2). По-видимому, именно гностики подразумеваются также в Herm. Pastor. III 8. 6. 5 и III 9. 22 ( Leclercq. 1925. Col. 2282). Для ранней христ. лит-ры возможные лексические параллели «Пастыря» ( Herm. Pastor. III 6. 1. 4; 8. 7. 2) с Посланием к Ефесянам сщмч. Игнатия Богоносца ( Ign. Ep. ad Eph. 10. 1) обнаружены Жоли ( Joly. 1993. P. 539-540): по мнению ученого, датирующего Послания сщмч. Игнатия ок. 165 г. (вопреки общепринятому мнению, относящему их к нач. II в.), именно святитель цитирует «Пастыря» (при традиц. датировке соотношение следует признать обратным). К картинам башни-Церкви очень близок образ града с ангелами-стражами из «Мученичества Перпетуи и Филицитаты» (Pass. Perp. 12). Отношение к «Пастырю» в древней Церкви С древнейших времен «Пастырь» пользовался большим уважением как в Вост., так и в Зап. Церкви, сочинение было известно даже в манихейских кругах ( Cirillo. 1990, 1991, 1992). Мн. церковные писатели смотрели на автора сочинения как на богодухновенного пророка. Так, эфиоп. версия отождествляет его с ап. Павлом, как то следует из приписки: «Здесь заканчиваются Видения, Заповеди и Подобия пророка Ермы - святого Павла» ( Leclercq. 1925. Col. 2279), а затем в обличение тех, кто могли бы усомниться в этом, дается ссылка на Деян 14. 12, где ап. Павел назван Гермесом (в слав. и синодальном переводах Ермий). Сщмч. Ириней Лионский, цитируя «Пастыря», называет книгу «Писанием» ( Iren. Adv. haer. IV 20. 2//PG. 7. Col. 1032; SC. 100. P. 628; ср.: P. 248-250. Not.; Euseb. Hist. eccl. V 8. 7); в «Доказательстве апостольской проповеди» ( Iren. Dem. 4) он делает выписку из «Пастыря» ( Herm. Pastor. II 1. 1; это же место он неоднократно цитирует в трактате «Против ересей») без указания имени автора (SC. 406. P. 88-90, 237-238. Not. 1: комментатор пытается обосновать мнение, что сщмч. Ириней не придавал «Пастырю» канонического значения, но ставил его в один ряд с творениями мужей апостольских). На «Пастыря» как на авторитетный текст, имеющий характер откровения (причем активность признается за Ангелом, Силой и т. п., а сам Е. играет пассивную роль, что подчеркивается постановкой его имени в дательном падеже), ссылается часто и Климент Александрийский ( Clem. Alex. Strom. I 17. 85. 4; 29. 181. 1; II 1. 3. 5; 9. 43. 5; 12. 55. 3; VI 15. 131. 2//PG. 8. Col. 800, 928, 933, 980, 993; 9. Col. 356).

http://pravenc.ru/text/190137.html

Более глубокий психологический смысл этих слов он видит в том, что они напоминают о плаче человека об утраченном райском состоянии совершенного блаженства; этот ублажающий плач всегда «учит душу обращать взор к истинному благу», так что невозможно прожить без слез человеку, вступившему на путь добродетели ( Greg. Nyss. De beat. 3//GNO. Vol. 7. Pars. 2. P. 105-107). III. Мф 5. 5. Текст этого блаженства в форме «Будь же кротким, потому что кроткие наследуют землю» цитируется уже на рубеже I и II вв. в «Дидахе» (Didache. 3. 7). Состояние кротости в раннехрист. лит-ре противопоставлено тем, кто одержимы гневом и за кого надлежит христианам молиться ( Ign. Ep. ad Eph. 10. 2). Образцом кротости для христианина служит Сам Господь, Который «кроток и смирен сердцем» (Мф 11. 29), а наиболее точным прообразом этой заповеди в ВЗ служат прор. Моисей, «кротчайший из всех людей на земле» (Числ 12. 3), и прор. Давид (Пс 131. 1 - Chromat. Aquil. Tract. in Matth. 17. 4. 1-2). Кроткие - это те, кто уступают нечестивым и не противятся злу, но побеждают зло добром (ср.: Рим 12. 21 - Aug. Domin. in Mont. I 2. 4), и те, кто укрощают в душе опасные страсти ( Clem. Alex. Strom. IV 6. 36). Наиболее противоречивые интерпретации в святоотеческой лит-ре получила 2-я часть этой заповеди - о «наследовании земли». Свт. Иоанн Златоуст, следуя преимущественно букв. интерпретации, отвергал ее метафорическое понимание, утверждая, что нигде в Свящ. Писании речь не идет о «духовной [или умопостигаемой - γν νοητν] земле», и считал, что Христос в этой заповеди говорит о земном благе, ожидающем праведного (ср.: Пс 36. 11 - Ioan. Chrysost. In Matth. 15. 3). Др. авторы видели в этих словах указание не на землю мира сего, предназначенную в общее наследование для всех, а на благословенную землю живых (ср.: Пс. 26. 13), т. е. на эсхатологическое место обитания верных с Господом, обретаемое после воскресения праведных (1 Фес 4. 17 - Greg. Nyss. De beat. 2//GNO. Vol. 7. Pars. 2. P. 92; Hieron. In Matth. 5. 5; Iren.

http://pravenc.ru/text/2564590.html

126. Например, в семьдесят девятом правиле Ельвирского собора. Особенно часто повторяется правило касательно лихоимства. См. Ельв. 20; Арлесск. 12; Никейск. 17. 127. Ad Ephes. VIII; Ad Magnes. VIII; Ad Smyrn. IV et VII; Ad Frail. XI. 128. Epist. ad Philipp. VII. 129. De praescrip. Cap. 12. 130. Loc. cit. P.287 et 410. 131. S. Cyprian. Ep. 54, 71, 73, 74; Acta concilorum ecclesiae Africanae; ct. Euseb. ?. ?. VII,3; VII,7,9. 132. Cursus completus Patrologiae. Ed. Migne. Т. 3 et 4. Paris, 1844, где много говорится об этом предмете. 133. Cyprian. Epist. 73 ad Iubasanum. Вот собственные слова святого Отца: " Apud nos, autem non nova et repentina res est, ut bastisandos cenceamus eos, qui ab Haereticis ad Ecclesiam veniunt, quando multi jam anni sunt et longa aetas, ex qua sub Agripino bonae memoriae vito convenientes in unum Episcopi plurimi ha statuerunt " . 134. См. его послание 71 к Квинту. 135. De baptism. Cap.15; De praescript. Cap.12; De judic. Cap.12. 136. Clem. Al Strom. 1 (137). Ep. 75. 137. Lib. IV. Cap.15. 138. Lib. IV. Cap.15. 139. Церковн. истор. VII,6. 140. De pudic. Cap.16. 141. Апол. 1: " Христианское чтение " , 1825. Т.17. С.91 и 92. 142. Haer. E. I,18. 143. Adv. Prax. Cap.76. 144. De corona milit. Cap.3. 145. Socrat. Hist. Eccl. V,24; Thedorit. haeret. Fab. IV,3. 146. Dalleus J. D. De pseudepigraphis Apost. III,3; Drey. Loc. cit. P.361. 147. Созомен, VI,26. 148. Adv. Prax. Cap.26. 149. Что действительно такое правило соблюдалось в церкви в то время, это подтверждают свидетельства многих древних писателей и учителей церкви: Афенагора (Leg. Cap.33), св. Феофила (Ad Autol. I,III), Тертуллиана (Exhort ad cast. Cap.4), св. Киприана (De bono pudic.) и др. 150. Таковы были маркиониты, енкратиты, также прискиллиане и др. Vide Epiph. Haer. 42; S. Leonis papae ep. 92. 151. Церковн. истор. IV,23. 152. Epistol. Plinii. Iun. Lib. X, ер. 37. 153. Созом. Церковн. истор. I,10; IV,28; VII,25; Epiph. Haer. LIX. 154. Евлог. Александр.; Adv. Noval. Lib. IV; Apud Phot. Bibliothec. Cod. CCLXXX, P.886.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/370/...

1197 Vitring. Observ. Sacr. Lib. V. cap. 20, pag. 155. Lacke Commem. ub. die Briefe d. Ev. Johan. S. 82. 203. 348. De-Wette. Lehrb. d. hist -krit. Einleit. in d. Kan. Bücher d. N. T. § 179, S. 400. Lechler. Apostolische und nachapost. Zeitalter. S. 222. 468 f. Проф. Голубев. Христ. Чтение 1859 т. X, стр. 476 сл. 1198 Erdmann. Primae Johannis epist. argumentum, p. 98. 99. Huther. Handbuch. S. 130. 131. Haupl. Der erste Brief d. hist.– krit.. Einl. in N. T. § 42, S. 453. Neander. Gesch d. Pflanz u. Leitung. В. II, S. 413. 1199 Henle. Op. cit. S. 60 ff. Относя начало деятельности Василида ко второй половине первого столетия, он ссылается на свидетельства следующих церковных писателей: Clem. Alex. Strom. VII, 17; Epiphan. Haeres. XXXI, 2 cf. Iren. Advers. haeres, lib. III, cap. IV, n. 3. Hieronym. Dialog. c. Luciferan n. 23; Ioannes Damascen. I. Parallel. 12 cf. Iren. Advers. haeres, lib. III, cap 3. n. 4; Hieron. Lat. vir. illustr. c. 17. 1200 Henle. Op. cit S. 63. Основания: тот и другой были современниками Василида, о чем свидетельствуют: Hippolyt Philosoph. VII, 27; Euseb. Histor eccles. lib. IV, c. 7. Epiphan. Haeres. XXXI, 1. 2; Theodoret, lib. 1. cap. 5. Ириней и другие ересеологи называют Сатурнина предшественником Василида; Тертуллиан положительно утверждает это в своем сочин. De praescr. с. 46-cf. Tillemont. Memoires. etc. tom. UI, p. 100. 1202 Bretschneider. Probab. de Evang. et epistolarum Ioannis apostoli et cir. Baur. Die Johan. Briefe, ein Beitriig zur Gesch. d. Kanous. (см. Theoiog. Jahrb. 1848. H 3). Hingenfeld. Das Evang. und Briefe Johan. Halle. 1849. S. 322 ff. Hingenfeld. Einleitung in d. N. T. 1875. S. 687 ff. Pfleiderer. Urchristenthum, seine Schriften u. Lehren. Berlin. 1887. S. 791 ff. Schenkel. D. Christusbild d. Apost. u. d. nachapost, Zeitalter. Leipzig. 1879. S. 193. Holgmann. Lehrbuch d. hist.-krit. Einleitung. in. d. N. T. Freiburg. 1885. S. 460 ff. 1204 Semler. Paraphrasis in primam Johannis epistolam cum prolegomenis et animadversionibus. Rigae. 1792. p. 27. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

1576 Упом. Иуст. ib. p. 80. У Ирин. 1. XXIII. 5. p. 240–241, – Иппол. VII. 4 col. 3294 и с. 28. col. 3322. А. (Менандр учил тому же, чему и Саторнил), – Псевдо-Терт. с. 1. р. 754 (учил тому же, чему и Симон), – Епиф. XXII. 1. р. 13, – Феодор. 1. 2. col. 345. Ср. Евс. Ист. Ц. III. 26. 131–132,IV. 7. 3–4. р 158. IV. 22. 5. р. 188. 1577 Упом. Иуст. Dial. с. tryph. с. 35. ed. Otto. 3-а, 1. 2. p. 120. Ирин. 1. XXIV. 1. p. 241 (мир и все, что в нём, создано семью ангелами), – Терт. De anima, с XXIII, ib. р. 591 (человек, а след. и мир – создан ангелами), – Псевдо-Терт. 1. р. 754, – Иппол. VII. 28. col. 3322. А, – Епиф. XXIII. 1. р. 14, – Феод. I. 3. col. 348. ср. Евс. Ист. Ц. IV. 7. 3–4. р. 158, – IV. 22. 5. р. 188, – IV. 29. 2–3. р. 197. 1578 См. свид. Поликарпа у Ирин. III. 3. 4. р. 433–434, – Ирин. 1. 26. 1. 253, – Иппол. VII. 33. 3342 и X. 21. 3438, – Псевдо-Терт., с. 3. р. 759, – Епиф. XXVIII. 1. р. 72, – Феод. II. 3 389. ср. Евс. Ист. Ц. III. 26. 6 р. 134 и IV. 11. 6. р. 169. 1579 Иуст. Dial. с. Тг. с. 35. р. 120, – Ирин. 1. XXIV. 3–4. р. 243–245, – Иппол. X. 14. 3427 и 3428. cp. VII. 2. 13, 3294, sq., – Псевдо-Терт. 1. 155, – Епиф. XXVII. 2. 62, – Феод. 1. 5. 348 sq. ср. Евс. Ист. Ц. IV. 7. 3. р. 158 и IV. 22. 5 р. 188, – Климента Ал. Strom, IV. 25 (Pott. 1:637), – II, 20 (1:448), – V, 1 (1, 644 sq.), – VII, 17 (2:898) и др. 1580 Ирин. 1. XXV. 1. 247, – Иппол. VII. 6. 3294 и 32. 3338–3339, – Псевдо-Терт. III. 758, – Епиф. XXVII. 2. 62 и 7. р. 71, – Феод. 1. 5. 349 sq. ср. Евс. IV. 7. 9. р. 159, – IV. 22. 5. р. 188, – Клим. Ал. Strom. III. 2. (1, 511. 515). 1581 Упом. Иуст. Dial. с. Tr. 35. 120. Ирин. IV. 6. 4. р. 754 (сопоставляет Валентина с Симоном, Карпократом и Василидом). – IV. praef, 2–4. 558–559 (учение Валентиниан названо recapitulatio omnium haereticorum), – III. 12. 12. 490, – о димиурге – 1. 9. 2. 131, – 1. 5. 2–3. 61–63, –1. 4. 2. 49, – 1. 17. 1. sq. 202 sq. (cp. всё вообще учение об эонах). Терт. De praessr. haeret. c. 33–34. p. 31. sq., – de Carne Christi, c. 24. p. 463, – Adv. Valent, особ. cap. XVII. sq. 411 sq., и др., – Псевдо-Терт. IV. 759–760, – Иппол. VI. 20. 3226 (повторяет учение Симона, только другими словами) VI. 21. sq. особ. 34. 3246 sq. и X. 13. 3427; – Епиф. XXXI. 1–32. р. 137–185 (заимствует у Иринея), – Феод. 1. 7. 353–354. (называет его последователем Симона). Ср. Ев И. Ц. IV. 10–11. 1–3. р. – 163–164 и др. Кл. Ал. Strom. VII. 17. (2. 898) и др. Ср. Hilg. 283 sq. 461 sq. 505 sq. и Lipsius‘a по указателю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

77 Упом. Iycm. ib. p. 80. У Ирин. 1. XXIII. 5. p. 240–241, – Иппол. VII. 4 col. 3294 и с. 28. col. 3322. А. (Менандр учил тому же, чему и Саторнил), – Псевдо-Терт. с. 1. р. 754 (учил тому же, чему и Симон), – Епиф. XXII. 1. р. 13, – Феодор. 1. 2. col. 345. Ср. Евс. Ист. Ц. III. 26. 131–132,– IV. 7. 3–4. р 158. IV. 22. 5. р. 188. 78 Упом. Iycm. Dial. с. tryph. с. 35. ed. Otto. 3-а, 1. 2. p. 120. Ирин. 1. XXIV. 1. p. 241 (мир и все, что в нем, создано седмью ангелами), – Терт. De anima, с XXIII, ib. р. 591 (человек, а след. и мир – создан ангелами),– Псевдо-Терт. 1. р. 754,– Иппол. VN. 28. col. 3322. А, – Епиф. ХХШ. 1. р. 14,– Феод. I. 3. col. 348. ср. Евс. Ист. Ц. IV. 7. 3– 4. р. 158,-IV. 22. 5. р. 188,-IV. 29. 2–3. р. 197. 79 См. свид. Поликарпа у Ирин. III. 3. 4. р. 433–434,-Ирин. 1. 26. 1. 253,– Иппол. VII. 33. 3342 и X. 21. 3438,– Псевдо-Терт., с. 3. р. 759, – Епиф. XXVIII. 1. р. 72 – Феод. II. 3 389. ср. Евс. Ист. Ц. III. 26. 6 р. 134 и IV. 11. 6. р. 169. 80 Иуст. Dial. с. Тг. с. 35. р. 120,– Ирин. 1. XXIV. 3–4. р. 243–245,– Иппол. X. 14. 3427 и 3428. cp. VII. 2. 13, 3294, sq, – Псевдо-Терт. 1. 155, – Епиф. XXVII. 2. 62-Феод. 1. 5. 348 sq. ср. Евс. Ист. Ц. IV. 7. 3. р. 158 и IV. 22. 5 р. 188, – Климента Ал. Strom, IV. 25 (Pott. 1. 6371,– II, 20 (1. 448), – V, 1 (1, 644 sq.), – VII, 17 (2. 898) и др. 81 Ирин. 1. XXV. 1. 247, – Иппол. VII. 6. 3294 и 32. 3338 – 3339, – Псевдо-Терт. III. 758, – Епиф. ХХ40;11, 2. 62 и 7. р. 71, – Феод. 1. 5. 349 sq. ср. Евс. IV. 7. 9. р. 159,-IV. 22. 5. р. 188,-Клим. Ал. Strom. III. 2. (1, 511. 515). 82 Упом. Иуст. Dial. с. Tr. 35. 120. Ирин. IV. 6. 4. р. 754 (сопоставляет Валентина с Симоном, Карпократом и Василидом). – IV. praef, 2–4. 558–559 (учение Валентиниана названо recapitulatio omnium haereticorum), – III. 12. 12. 490, – о димиурге – 1. 9.2. 131, – 1.5.2–3. 61–63,– 4. 2. 49,– I. 17. 1. sq. 202 sq. (cp. все вообще учение об эонах). Терт. De praessr. haeret. c. 33–34. p. 31. sq., – de Carne Christi, c. 24. p. 463, – Adv. Valent, особ. cap. XVII. sq. 411 sq., u др.,– Псевдо-Терт. IV. 759 – 760, – Иппол. VI. 20. 3226 (повторяет учение Симона, только другими словами) VI. 21. sq. особ. 34. 3246 sq. и X. 13. 3427;– Епиф. XXXI. 1–32. р. 137–185 (заимствует у Иринея), Феод. 1. 7. 353–354. (называет его последователем Симона). Ср. Ев И. Ц. IV. 10–11. 1–3. р.—163—164 и др. Кл. Ал. Strom. VII. 17. (2. 898) и др. Ср. Hilg. 283 sq. 461 sq. 505 sq. и Lipsius‘a по указателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

170 Holtzmann. Einleitung ins N. Testament. Seit 161. Ср. употребление слова в последнем смысле: Hieronimus. Epist. 53 ad Paul. Proleg. gal. ad 2 Reg.; Tertull. Praescr. 26; Can. Murator.; Concil. Nicen. can. 16. 17. 19. Амфилохий Иконийский называет каталог св. книг „ καν ν”. 174 Иного мнения держится Eickhoff. Das Neue Testament des Clemens Alexandrinus. Schleswig. 1890. Seit 22. 180 Ср. Zahn. Forschungen zur Geschichte des neutestamentlichen Canons. Band. III. Erlangen. 1884. Seit. 2. 181 Блаж. Иероним передаёт только известие Евсевия, но не совсем точно (De vir. illustr. 2. 8. 38. 62; Ep. 70 ad Magn.). 184   Ibidem. Местоимение „ ν” относится к „ ητν τνν”, а не „ παλαι ς κα νας Γραφς”, как думает Цан (ср. Forschungen. III, 131). Иначе будет тавтология (ср. Ruben Clementis Alex. Excepta ex Theodoto. Dissert. philologica. Lipsiae. 1892). 187   Zahn. Geschichte des neutestamentlichen Canons. Band I, 105. Erlangen. – Leipzig. 1888–1889. 197  Str. III, 10 (M. VIII, 1172); IV, 1 (VIII, 1216); III, 12 (VIII, 1183), III, 11 (VIII, 1172); IV, 13 (VIII, 1297). 215 Ср. Zahn. Th. Geschichte des neutestamentlichen Canons, Band II. Seit 615. Erlangen. Leipzig. 1890–1892. 218 Harnack. Das Neue Testament um das lahr 200. Freiburg. 1889. Sei 51. Ср. в „Texte und Untersuch. IX, 1, Seit 8. 73 и др. исследование ученика Гарнака Dobschutz‘a „Das Kerygma Petri. 220 Книга „Деяний цитируется Климентом более 15 раз. С именем „ Πρξις” Str. I, 23; 6, 8; „ Πρξυς τν ποστολων”: Paed. II, 1; Str. I, 11; 1 18; V, 11; VI, 18 один раз: „ Λουκ ς ν τας Πρξεσι τν π’ πομνημονεει”. Strom. V, 12; без названия: „о δδεκα λεγον φασα”: Paed. II, 7; φηε, т. е. χριστ ς: Strom. I, 19; к „Деяниям апостолов” относятся цитаты в Strom. II, 13; III, 6; VI, 12 и 15. Ср. „Texte und Untersuch IX, 1. Seit 9. Прим. 1; исследования Dobschütz’a; „Das Kerygma Petri”. Между тем из канонических евангелий цитируются: первое – 300 раз: второе – около 40; третье – 140; четвёртое – 95. Напротив, из „Т Πετρου κηρυγμα” приводится не более 7 случаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010