Закрыть itemscope itemtype="" > Вера от слышания 26.02.2020 942 Время на чтение 10 минут Источник: Покров 3 января 2020 г. исполнилось 40 лет со дня кончины Александра Васильевича Свешникова – выдающегося русского регента и хорового дирижера, народного артиста СССР , многолетнего ректора Московской консерватории. В этом же году 11 сентября будет отмечаться 130-летие со дня его рождения. Главным памятником искусства хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись «Всенощного бдения» Рахманинова, осуществленная им в 1965 г. Это случилось в середине 70-х гг. прошлого столетия. Я пришел на занятия к педагогу по дирижированию Игорю Моисеевичу Корчмарскому. В классе его не было. На пульте лежали отпечатанные на принтере нотные листы. Я за­глянул. На открытом листе было написано: Благослови, душе моя, Господа». Я начал читать партитуру, но споткнулся, запутался, партитура не давалась, ускользала. Александр Васильевич Свешников Вошел Игорь Моисеевич. Я спросил, что это за ноты. – Рахманинов, «Всенощное бдение». – Мы будем это петь? – Не думаю, – помрачнел Игорь Моисеевич, – ты же знаешь… Да уж, знаю. Наш хор музыкального факультета пединститута исполнял ораторию Stabat Mater чешского композитора Бедржиха Сметаны («Стоит Мать Скорбящая у креста плачущая»). И вдруг меня вызвали в райком комсомола. Два комсомольских деятеля со стальными глазами сначала тихо шипели: «Что там ваш хор по-латыни поет? Про какую такую Матерь? А ты, комсорг, куда смотришь, почему нам не докладываешь?» Потом кулаками по столу и в крик: «Мы тебя из комсомола!.. Из института!» Спустя несколько месяцев Игорь Моисеевич принес в класс пластинку. Это была запись «Всенощного бдения»», сделанная Государственным русским хором под управлением Александра Васильевича Свешникова. Купить пластинку можно было только в валютном магазине для иностранцев «Березка». Да еще, говорят, в консерватории по подписке профессорам продавали под строжайшим контролем, чтобы слушали только у себя дома.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/26/vera_o...

пресс-конференция в предверии Второго Рождественского фестиваля духовной музыки в Московском Международном доме музыки 28 декабря 2011 г. 15:29 На втором Рождественском фестивале впервые прозвучит новое сочинение митрополита Волоколамского Илариона Кантата " Stabat mater " для хора и оркестра митрополита Волоколамского Илариона станет главной премьерой второго Рождественского фестиваля духовной музыки, который пройдет в Москве с 6 по 22 января 2012 года. Как рассказал автор сочинения, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции в преддверии фестиваля, произведение было написано в 2008 году на традиционный латинский текст Stabat mater. " Оно состоит из четырех частей, которые некоторое время существовали в качестве отдельных оркестровых пьес. Одна из них получила название " Memento " , это оркестровая фуга. Также в основе нового сочинения вошедшая в его четвертую часть пьеса " Perpeto mobile " , - пояснил митрополит Иларион. Исполнят новое произведение хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова. По мнению организаторов, фестиваль, помимо художественных и просветительских, также выполняет исследовательские задачи. Так, в этом году здесь прозвучат византийские песнопения в аутентичном исполнении хора " Ergastiri Psaltikis " (Греция), которые слушатель сможет сопоставить с древнерусским одноголосием в исполнении старообрядческих хоров и всемирно известного ансамбля " Древнерусский распев " . Митрополит Волоколамский Иларион, который является одним из художественных руководителей фестиваля, пояснил: " Здесь прозвучит очень разная музыка. Византийское хоровое пение открывает нам возможность взглянуть на истоки хоровой церковной музыки, потому что именно в византийское пение уходят корни нашей древнерусской певческой культуры, хотя, мнения историков и музыковедов относительно степени этого влияния расходятся. Одни исследователи считают, что русские почти полностью скопировали византийскую мелодику, и постепенно она модифицировалась с учетом наших культурных особенностей. Другие утверждают, что мы заимствовали только литургические тексты, а напевы у нас с самого начала были свои. Возможно истина где-то между этими двумя утверждениями. Но бесспорно то, что в течение многих веков и византийское, и русское церковное пение претерпевало определенные изменения и теперь, когда мы слышим византийское пение, нам трудно сказать, насколько оно близко к тому пению, которое было у нас 10 веков назад, когда Русь принимала христианство " .

http://e-vestnik.ru/news/na_vtorom_rozhd...

29 апреля 2013 г. 5-16 мая. Двенадцатый Московский Пасхальный фестиваль Двенадцатый Московский Пасхальный фестиваль пройдёт с 5 по 16 мая 2013 года при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и по Благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Художественный руководитель Фестиваля – Валерий Гергиев Программы Фестиваля отдадут дань памяти 70-летию одного из ключевых сражений Великой Отечественной войны: битве на Курской дуге (05.07.-23.08.1943). Историки выделяют 3 этапа битвы: Курскую оборонительную операцию, Орловскую и Белгородско-Харьковскую наступательные операции. Концерты Московского Пасхального фестиваля пройдут, в том числе, в городах, ставших опорными пунктами военных стратегических операций. За 12 дней Фестиваля состоится более 90 концертов симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ. 23 концерта симфонической программы Фестиваля, Торжественное Открытие которого состоится 5 мая 2013 года в Большом зале Московской консерватории, пройдут в 14 городах России: Москва, Смоленск, Брянск, Белгород, Курск, Орел, Тула, Калуга, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль, Вологда, Череповец, Санкт-Петербург. Знаковыми событиями Фестиваля станут исполнения оперы Г. Берлиоза «Бенвенуто Челлини» в Нижнем Новгороде и на закрытии Фестиваля в Москве, оперы Дж. Верди «Аттила» в Череповце и Москве, оперы А. Даргомыжского «Русалка» в Костроме, вокально-симфонической поэмы В. Гаврилина «Военные письма», симфонической поэмы С. Рахманинова «Колокола» в Ярославле и Вологде. Исполнение последней, равно как и исполнение «Весны священной» И. Стравинского, приурочено к 100-летию их создания. Все произведения прозвучат в исполнении ведущих солистов Мариинского театра, в концертах также примут участие выдающиеся басы современности Ильдар Абдразаков и Рене Папе. Более, чем в трети программ принимает участие пианист Денис Мацуев. Курс на возрождение традиций детского хорового пения нашел отражение в региональной программе Фестиваля: Stabat Mater Дж. Перголези с участием местных детских хоров прозвучит в Смоленске, Брянске, Курске, Туле, Калуге. Также детский хор примет участие в исполнении оратории «На страже мира» С. Прокофьева в Нижнем Новгороде.

http://e-vestnik.ru/db/moskovskiy_pashal...

В Афинах состоялся благотворительный концерт музыки митрополита Илариона (Алфеева) и Микиса Теодоракиса 26 сентября, 2012. Новостная служба Музыку исполнили ведущие хоровые и оркестровые коллективы Греции. Российская певческая традиция была представлена восходящей звездой мировой оперы, солисткой Большого театра Светланой Касьян 26 сентября. ПРАВМИР.  В древнем афинском одеоне Герода Аттика, который расположен на южном склоне Акрополя, 24 сентября состоялся концерт, в котором прозвучали произведения «Stabat Mater» и «Песнь восхождения» митрополита Илариона и «Axion esti» («Достойно есть») греческого композитора Микиса Теодоракиса, присутствовавших в зале. Митрополит Волоколамский Иларион присутствовал на концерте вместе с Блаженнейшим архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом. Концерт был организован Элладской Православной Церковью при поддержке Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова. Музыку исполнили ведущие хоровые и оркестровые коллективы Греции. Российская певческая традиция была представлена восходящей звездой мировой оперы, солисткой Большого театра Светланой Касьян, которую Микис Теодоракис неоднократно называл новой Марией Каллас. Более пяти тысяч слушателей собрались в древнем амфитеатре. Все сборы от концерта будут направлены Элладской Православной Церковью на помощь лицам, страдающим наркотической, алкогольной и иными формами зависимости. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-afinax-sostoyalsya-b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Е. Варламов. Гравюра. XIX в. (ГЦММК) Александр Егорович (15.11.1801, Москва - 15.10. 1848, С.-Петербург), рус. композитор, певец, педагог-вокалист, дирижер. В историю рус. музыки вошел как мастер романса (создал ок. 200 романсов и песен). Благодаря красивому голосу, хорошим муз. данным был взят певчим в Придворную певческую капеллу . По нек-рым данным, муз. образованием В. занимался Д. С. Бортнянский , к-рого В. в предисловии к «Полной школе пения» (М., 1840) назвал своим знаменитым учителем. В 1819-1823 гг. В.- учитель певчих в рус. посольской церкви в Голландии (в Гааге и Брюсселе), где одновременно сам изучал теорию музыки. 24 янв. 1829 г. вновь был определен в число придворных певчих, затем стал учителем сольного и хорового пения. В 1830 и 1831 гг. В. направлялся по Высочайшему повелению в Москву для обучения архиерейских и синодальных певчих придворному пению. Уволен из Придворной певческой капеллы 22 дек. 1831 г. по собственному прошению. С сер. 20-х по нач. 40-х гг. В. с успехом выступал как дирижер хора и симфонического оркестра, включал в программы концертов хоровые сочинения Бортнянского, «Stabat mater» Дж. Б. Перголези и др. В Москве В. пел в муж. хоре, состоявшем из театральных певцов в ц. Николы Явленного на Арбате (возможно, он также руководил этим хором). «Херувимские песни» являются первыми дошедшими до нас сочинениями В. Две из них были поднесены композитором имп. Николаю I в 1828 г. (тогда же, вероятно, была создана и 3-я), после чего В. был принят в капеллу. Муз. язык этих песнопений тесно связан со светскими жанрами (менуэтом, маршем), с романсовым творчеством автора. В гармонии свободно используются диссонансы и хроматизмы, применяются имитации. Нумерация «Херувимских», принятая в прижизненных изданиях (Москва, Ю. Грессер), впосл. (в изд. Юргенсона и др.) была изменена. Арх.: РГИА. Ф. 472. Оп. 5/839. 33: Дело о поднесении государю-императору чиновником 14-го класса Варламовым двух Херувимских песней своего сочинения и об определении его в придворные большие певчие; РГИА. Ф. 472. Оп. 6/840. 28: Дело об отправлении в Москву певчего Варламова и псаломщика Котовского для обучения архиерейских и синодальных певчих придворному пению и для показания порядка в церковном служении.

http://pravenc.ru/text/154257.html

Гимн Stabat Mater будет исполнен на концерте в храме св. мученицы Татианы 21 марта, 2011. Редакция " Правмира " Автором текста повествующего о страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе, считается Якопоне да Тоди францисканский монах, из итальянского города Тоди. Уже с XV и вплоть до XX века текст Stabat Mater стали использовать крупнейшие композиторы своего времени — Палестрина, Гайдн, Шуберт, Россини, Лист, Верди, Дворжак, Пендерецкий В среду 23 марта , в притворе храма святой мученицы Татианы пройдет очередной благотворительный концерт. В концерте прозвучит произведение  для хора солистов и оркестра Stabat Mater. 23 марта это произведение исполнит хор заочного отделения кафедры хорового дирижирования РАМ им Гнесиных, под управлением замечательного дирижера Александра Соловьева. Автором текста повествующего о страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе, считается Якопоне да Тоди францисканский монах, из итальянского города Тоди. Уже с XV и вплоть до XX века текст Stabat Mater стали использовать крупнейшие композиторы своего времени — Палестрина, Гайдн, Шуберт, Россини, Лист, Верди, Дворжак, Пендерецкий. Первая часть повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа, Видела Сына милого, родного, Умирать оставленного, Испускающего дух. а вторая представляет собой страстную мольбу грешника о даровании ему рая после смерти. Когда тело умрёт, Даруй моей душе Райскую славу. Это песнопение исполнялась в день Семи скорбей Богородицы, отмечавшийся 15 сентября. С 1727 года оно стала звучать также в Великую пятницу на Страстной неделе. Некоторые отрывки использовались и в другие праздники Над своей Stabat Mater Перголезе работал буквально до последних дней жизни. Не удовлетворенный написанным, он вносил все новые и новые поправки в партитуру, пока смерть не заставила его выронить перо из рук. Текст сочинения в переводе Афанасия Фета: Мать Скорбящая стояла И в слезах на крест взирала, На котором Сын страдал. Сердце, полное волненья, Воздыханий и томленья

http://pravmir.ru/gimn-stabat-mater-bude...

Заключительный концерт Второго Рождественского фестиваля духовной музыки 23 января 2012 г. 04:59 В Москве состоялась мировая премьера " Stabat mater " митрополита Волоколамского Илариона Новое произведение председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, написанное для хора и оркестра, стало главной премьерой завершившегося накануне в Москве второго Рождественского фестиваля духовной музыки. Кантата " Stabat mater " прозвучала в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова и хора Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Сочинение написано на традиционный латинский текст Stabat mater. Как рассказал ЦВ митрополит Иларион, " по своему содержанию он очень близок православному пониманию богослужебных текстов Страстной седмицы, посвященных Богоматери " . Владыка пояснил, что первая часть средневекового молитвословия Stabat mater " повествует о страданиях Богородицы у креста, а вторая – это молитва грешника о прощении и спасении его души " . " Это очень эмоциональный текст, который очень естественно ложится на музыку, не случайно на протяжении многих веков он привлекал композиторов: ведь на этот текст написано более 200 музыкальных произведений, от Гайдна и Перголези до Арво Пярта и Карло Дженкинса " , - считает митрополит Иларион. Автор сочинения также рассказал, что кантата создавалась в течение нескольких лет. По словам владыки Илариона, идея произведения у него возникла еще в 2007 году, во время работы над " Страстями по Матфею " , в которых также большое значение имел образ Богородицы, стоящей у креста. " Тогда я сделал несколько набросков и для нового сочинения " , - отметил митрополит Иларион. " Две части из четырех некоторое время существовали как оркестровые пьесы. Это фуга в 12 минорных тональностях Memento, которая впоследствии стала основой для второй (хоровой) и третьей (ария сопрано с оркестром с солирующим гобоем и трубой) частей кантаты, а также пьеса " Perpeto mobile " , которая стала четвертой частью кантаты " , - рассказал он.

http://e-vestnik.ru/news/v_moskve_sostoy...

Премьера музыкального произведения митрополита Илариона состоялась в Москве 24 января, 2012. Новостная служба В Евангелии от Матфея ничего не сказано о Матери Божьей, стоящей у Креста. Но мне хотелось написать сочинение, которое было бы посвящено именно этой теме. Это вечная тема: мать, плачущая о страданиях своего ребенка, и Божья Матерь, которая плачет о страданиях всего мира и с молитвой обращается к своему Сыну — воплотившемуся Богу 24 января. ПРАВМИР. Мировая премьера произведения митрополита Волоколамского Илариона для хора и оркестра «Stabat Mater» состоялась в Москве, сообщает Интерфакс-Религия . «Наш фестиваль проходит уже во второй раз, и опыт показал, что музыка, которая звучит на концертах в рамках его программы, чрезвычайно востребована. Не случайно каждый концерт привлекал внимание публики, и за всегда был переполнен. Это свидетельствует о том, что люди тянутся к красоте, тянутся к духовному — к тому, что является традиционным истоком музыкального искусства», — сказал митрополит Иларион, приветствуя участников и зрителей заключительного концерта II Рождественского фестиваля духовной музыки, в рамках которого и прошла премьера. Концерты, которые проходят в Доме музыки, в каком-то смысле являются продолжением рождественских богослужений, «и тексты, которые здесь исполняются, говорят о том же, о чем говорят литургические тексты Православной церкви», — отметил владыка Иларион. Он рассказал, что идея написать «Stabat Mater» посетила его еще в 2007 году, когда он работал над «Страстями по Матфею». «В Евангелии от Матфея ничего не сказано о Матери Божьей, стоящей у Креста. Но мне хотелось написать сочинение, которое было бы посвящено именно этой теме. Это вечная тема: мать, плачущая о страданиях своего ребенка, и Божья Матерь, которая плачет о страданиях всего мира и с молитвой обращается к своему Сыну — воплотившемуся Богу», — рассказал он. По окончании исполнения «Stabat Mater» хор и оркестр исполнили на бис еще одно произведение митрополита Илариона — «На реках Вавилонских», часть симфонии «Песнь восхождения».

http://pravmir.ru/premera-muzykalnogo-pr...

Новости 21 марта, 2011 Руководство реабилитационного центра " Детство " опровергает сведения о прокурорской проверке в своих стенах " Это ложная информация. На сегодняшний день никто нас не проверяет, и никакой информации у нас о грядущей проверке нет " 21 марта, 2011 В Московской епархии при содействии ФСКН учреждена антинаркотическая комиссия Цель создания комиссии - взаимодействие Государственного антинаркотического комитета с организациями социального обслуживания, учрежденными религиозными организациями Русской Православной Церкви 21 марта, 2011 Сегодня проводится Международный день человека с синдромом Дауна Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от занятий с ребёнком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам 21 марта, 2011 Гимн Stabat Mater будет исполнен на концерте в храме св. мученицы Татианы Автором текста повествующего о страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе, считается Якопоне да Тоди францисканский монах, из итальянского города Тоди. Уже с XV и вплоть до XX века текст Stabat Mater стали использовать крупнейшие композиторы своего времени — Палестрина, Гайдн, Шуберт, Россини, Лист, Верди, Дворжак, Пендерецкий 21 марта, 2011 В Тбилиси произойдет встреча крестников Патриарха Илии II В Грузинской православной Церкви с недавних времен существует традиция, по которой Патриарх проводит таинство Крещения каждому третьему и последующему детям во православных семьях Грузии. Это происходит с согласия родителей и при условии, что они обвенчаны в Церкви. Начало этой традиции было положено в праздник Богоявления в 2008 г. 21 марта, 2011 По обращению Игоря Гаслова прокуратура осуществляет проверку реабилитационного центра в Подмосковье " Прокурорская проверка проводится по обращению о нарушениях при строительстве и реконструкции корпусов центра и о неэффективном расходовании руководством центра бюджетных средств "

http://pravmir.ru/category/news/page/550...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет На картине изображена сцена Распятия. Другое название ее «Stabat Mater» — это первые строки католического гимна, автором которого считается итальянский поэт XIII века Якопоне да Тоди. Свое название текст получил по своим первым строкам Stabat Mater dolorosa, означающим «Стояла Матерь, скорбящая». Первая его часть повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа, а вторая представляет собой мольбу грешника о даровании ему рая после смерти. Описание Вюгер создавая картину, сожалел о том, что современное искусство утратило духовное начало, обратившись к натурализму, к слепому копированию природы. Изучение раннехристианского и византийского искусства художников, также искусства проторенессанса и, в частности живописи Джотто, привело художника к идее создать новое направление в искусстве, которое сочетало в себе одухотворенность средневекового искусства и ренессансной эстетики с ее принципом гармонии, уравновешенности, стройности и четкости композиции. Эти принципы он воплотил в картине «Распятие», которая отличается гармоничностью композиции, камерностью и лаконичностью сюжета. На картине рядом с Распятием представлены только Матерь Божия, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, здесь нет ни шумной толпы, ни римских стражников. В самом центре полотна изображен распятый на кресте Спаситель. Глава Его упала на грудь, лицо спокойно и величественно. Белый оттенок кожи свидетельствует о том, что Христос уже испустил дух. У ног Спасителя склонилась Его верная последовательница — Мария Магдалина, в скорби она прильнула к кресту, сжав пальцы рук. С правой стороны мы видим фигуру апостола Иоанна в вишнёвом гиматии, который правой рукой указывает на Распятого Спасителя. Череп и кости у подножия креста являются каноническим обозначением Адама, по преданию Церкви погребенного под Голгофой. Слева в тёмно-синем мафории художник изобразил Богоматерь. Она склонила свою голову в глубокой печали, однако также как и у Христа, ее взор светел, лицо спокойно. Однако в ее сдержанных движениях, застывшей позе, внимательном выражении лица читается скрытая боль материнского сердца о своем Сыне. На заднем плане видны стены Иерусалима, уходящие в город солдаты сделали свое дело, два путника, покинув место казни ведут о чем-то будничную беседу. Безмятежный пейзаж вдали, дремлющая гора, лениво плывущие по небу облака, как будто бы равнодушны к произошедшей трагедии.

http://azbyka.ru/art/raspyatie-vjuger/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010