У Врето (Νεοελλινικ φιλολογα ν θγαις. 1851) об этом издании-первенце не упоминается. Фабриций в примечании к трактату Алляция о греческих типиках упоминает об исправлении устава иеромонахом Иосафатом около 1584 г. С него, говорит он, производились венецианские издания 1603, 1615, 1643 г. Основавшись на этом примечании Фабриция и не поняв хорошо дело, Питра впадает в ошибку, называя издание 1603 г. editio princeps (Spicil. solesm. IV, p. 567).   204  В типографской библиотеке этот экземпляр под У Врето об этом издании упоминается под и тут же замечено, что оно было перепечатано в 1605 г. (год обозначен неверно: следует читать 1615 г., как видно из и 1643 г. Последнее было окончено «πιμελια κα διορθσει Θεοφυλκτου ερομονχου το Τζανφουρνρου». Затем под упоминается «τυπικν... νεωστ τυποθν, 1771 παρ Νικολου Γλκει». Этого издания мы не имели под руками. На него ссылается Питра под именем Typicum Nicol. Glycae (Spicil solesm. IV, p. 567).   205  Глава 96 – о каждении, 97 – воскресные прокимны, 98 – прокимны и аллилуйя восьми гласов, 99 – прокимны и аллилуйя литургийные, 100 – о пении прокимнов чтецом.   206  Мощи св. Спиридона из Константинополя, где их видели русские паломники XIV–XV b, были перенесены в 1460 г. на о. Корфу, и здесь остаются доселе (Сергий – месяцеслов Востока под 2 декабря) о службе св. Спиридонию и о том, когда и кем она составлена см. Порфир. «Стихирар. поэты» (Труды К. Д. Академии 1878, т. 2, 23–30). Со времени перенесения мощей в Корфу начинается торжественное чествование памяти св. Спиридония, как покровителя Греции. Сначала это был местный праздник корфитян, но затем перешёл и в общий типик.   207  Сочинение это св. Афанасию не принадлежит и относится к числу spuria. Издано Питра Spicil. solesm. ΙV, p. 456 по двум спискам Коаленевой библиотеки. На него ссылается Libellius poenitenrialis Иоанна Постника (Morini de poenitentia append. p. 89) и патриарх Николай в своих ответах сяятогорцам (Pitra IV, р. 468).   208  Мы пользуемся последним его изданием. В предисловии к типику 1851 г. Константин, между прочим, говорит, что он составил его и издал 13 лет тому назад. В издании 1868 г. многое было исправлено и дополнено составителем, уже в глубокой старости, так что этот труд появился в обращении уже после его смерти. Иеромонах Неофит Рыльский, учитель славянского языка в богословском Халкинском училище, перевёл этот устав на славянский язык с некоторыми изменениями «и елико возможно приспособлением к славянским церковным книгам», обратив предисловие греческого издателя к Болгарам. Между прочим, здесь под 11 июля положена память великой княгини Ольги – единственная славянская память во всём уставе, но службы не положено. В греческом издании этой памяти нет.  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Из библиотеки Крипто-ферратской, по определению Тоскани XIV или XV века. Из Парижской библиотеки Питра отметил шесть рукописных уставов, XIII–ΧVI b., но, к сожалению, не обозначил, к какой отрасли они относятся (Spicil. Solesm. I. IV, p. 567). Typikon Iohannis Contacuzeni. ibid. p. 567. Cf. Pitra juris eccles. Graec. mon. II, p. 152). По словам Питра, Парижский кодекс есть список «е codice Moldaviae principis descriptum». За утратой первых листов начала недостаёт, но затем вполне сохранился порядок службы на целый год и правила относительно постов. Питра упоминает ещё в перечне уставов τυπικν γραφες (sic) ν ριτμ, но ближайших указаний на содержание этой рукописи не даёт. Судя по неупотребительности этого названия для типиков, дело идёт, вероятно, не об уставе, а о каком-нибудь другого рода литургическом сборнике (р. 567). Что же касается указываемых вслед за сим: Nicolai СР. typicum и typicum montis Athonis, то под ними нужно разуметь известные ответы Николая патриарха и его статьи о праздниках и постах, помещаемые в печатных типиках. Typicum Nicephori – это правила Никифора Константинопольского , которые, под именем typicum et constitutiones ecclesiasticae, изданы далее у Питра и начинаются словами «κ το τυπικο το ατο» (Spicil. IV, p. 381). В Венской библиотеке находятся два иерусалимских типика: a) cod. 285 (Nessel. Supplem. ad comm. Lambec. Biblioth. Caesar. Vindob. т. V, p. 390). Некоторые подробности, не представляющие, впрочем, ничего характерного, см. в самом описании. Ссылка на него, впрочем, неверная, сделана Филаретом Черниговским в обзоре песнописцев, стр. 288, примечание 57. 1860 г. б) Cod. 325 (ibid. p. 602), половина XV b., по Гардтхаузену писан Афанасием монахом в 1459 г (Paläogr. gr. S. 315–360). Ссылка на типик Саввин в Венской библиотеке (но на какой именно – не известно) находится в примечании F. ad Allat. De libris graec. p. 3–4. В Лаврентианской библиотеке (Bandin Catalog, mss. Laurent. Biblioth. p. 485, типик Саввин 6844 – 1336 г. Gardth. S. 326, называет его писцом Иоанна, чтеца из Сарагоссы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Значительные дополнения устав иерусалимский получил после Никона. Прежде всего, на его обработку имели некоторое влияние литургические труды самого Никона, но это влияние весьма незначительное. Ему были обязаны появлением на страницах типика некоторые правила о посте и две-три статьи литургического содержания, но ни те, ни другие не вошли в типик с именем их составителя, а внесены сюда из его сочинений без указания на источник. Такова, например, статья о различии праздников относительно поста и службы и о разделении их на большие, средние и малые (Греческий устав Синодальная Библиотека лист 36. Издана Pitra Spicil. Solesm. IV, p. 445). Из Константинопольского патриархата вошли извлечения из правил о посте Николая Грамматика 164 и известное его послание к проту св. горы о праздниках и постах. Оно читается в конце (сербского) Никодимова устава; но так как этот устав переведён с греческого подлинника, взятого в Константинополе, то весьма вероятно, эта статья сначала была принята в патриархии и отсюда занесена в типики. Из студийского устава воспользовались извлечениями из краткого Начертания относительно количества и качества пищи на целый год, о должностных лицах и монашеской одежде. Так называемые Марковы главы были собраны в один состав, дополнены и изложены в двух частях также после Никона. К таким же дополнениям следует отнести и правило относительно Успенского поста, под 31 августа. Вальсамон говорит, что в иерусалимском уставе его времени ещё не было никаких указаний на пост Успенский, хотя самый пост и соблюдали (Rally р. 567). Не говорим о внесении новых памятей и служб святым. Большие монастыри и храмы имели свои особые местные уставы службы, которые, в виде схолий или замечаний, заходили на страницы общего типика и могли иметь влияние на его обработку. Таковы, например, замечания об обычаях монастыря Павла Латрского в уставе Норовском, из библиотеки Румянцевского Музея. Самые ранние из известных нам греческих списков иерусалимского устава относятся к XII–XIII b.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

70 Статья эта приводится под следующим заглавием в рукоп. общей минее из библ. М. Д. Акад. 77. л. 349): «Святаго Максима исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим иноком и трудолюбствующим во еже спастися». Впрочем, в послании к Афанасию приводятся только одни вины, а в цитуемой статье указываются и цельбы против каждого случая. За исключением последних, весь этот ответ есть не что иное, как буквальная выписка из названной статьи. В ней только не записано заключительное правило об искусившемся священнике, что он не должен служить в этот день. Подобное читается и в одном из правил, изданных у Питры под именем Никифора исповедника (Spicileg solesm IV p. 408–409). У Кассиана приводятся только три вины, а вопрос: следует, или нет, приобщаться в тот день искусившемуся, решается таким образом: можно только в таком случае, если это произошло не по его вине. (Patr. curs. compl. T. 49. p. 1218, 1223). υχ π νυπνιαζομνω δελφ находится в Савостьяновском требн. XII–XIII в. из Румянц. музея (φ. 119 об.). 71 В уставе импер. Ирины: Τς μν μεταλαμβνειν οφειλουσας εκδεχομνον εστι την εν τη αγια μεταληψει ακολουθιαν ψαλλειν κοινην τε κοινως την γονυκλισιαν ποιουσας. (Cotel. Mon. Eccl. gr. IV p.214). В типике Саввы Сербского : иже хотет причаштати се, подобает им пети службу общу к причаштению узаконену. 74 Μοναχς στεφανσαι γμον ο κωλεται (Pitra jur. gr. mon. II. p. 200); cf. Pitr. Spicil Solesm IV. p. 395. 80 Πρεσβτερος οκ χει ξουσαν δοναι τ γγελικν σχμα. (Pitra monum jur. II. 200). Cf. Болгарск. сборн. Starine VI. стр. 117. 84 Надобно знать, что литургия св. Василия совершается от недели сырноедной (т. е. как нужно думать, от последнего воскресенья перед великим постом, замыкающего седмицу сырную) до недели ваий (включительно или нет – положительно сказать нельзя), в св. четверток и накануне рождества Христова и светов. (Синайск. Канон. Труд. Киев. Д. Ак. 1874, май). 85 Вдти сть. ко въ вся дни поста литур стго василия съвьршаться. сиречь въ навер и хва рожьства. и въ навер и просвщенн и въ самю пам т я стго василия и въ великыи четвьрт и въ великю соу. и въ вся поста разв цв т ныя (Синод. Уст. 330 л. 125). В уставе службы под соответствующими днями, это правило подтверждается. Cf. Starine. VI 140.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

140 Статья эта приводится под следующим заглавием в рукоп. общей минее из библ. М. Д. Акад. 77 л. 349): „Святаго Максима исповдника ckaзahie извстно къ любящимъ Бога всмъ сердцемъ и многоболзнующимъ инокомъ и трудолюбствующимъ во еже спастися“. Впрочем, в послании к Афанасию приводятся только одни вины, а в цитуемой статье указываются и цельбы против каждого случая. За исключением последних, весь этот ответ есть не что иное, как буквальная выписка из названной статьи. В ней не записано только заключительного правила об искусившемся священнике, что он не должен служить в этот день. Подобное читается и в одном из правил, изданных у Питры под именем Никифора исповедника (Spicileg solesm IV, p. 408–409). У Кассиана приводятся только три вины, а вопрос, следует, или нет, приобщаться в тот день искусившемуся, решается таким образом: можно только в таком случае, если это произошло не по его вине (Patr. curs compl. T. 49, p. 1218, 1223). Ευχ π νυπνιαζομνω δελφ находится в Савостьяновском требн. XII-XIII в. из Румянц. музея (φ. 119 об.). 141 В уставе импер. Ирины: Τς μν μεταλαμβα´νειν οφειλουσας εκδεχομενον εστι την εν τη αγια μεταληψει ακολουιαν ψαλλειν κοινην τε κοινως την γονυκλισιαν ποιουσας (Cotel. Mon. Eccl. gr. IV, p. 214). В типике Саввы Сербского : иже хотетъ причаштати се, подобаетъ им пти службу общу къ npuчaшmehiю узаконену. 144 Μοναχς στεφανσαι γμον κωλεται (Pitra jur. gr. mon. II 200; cf. Pitr. Spicil Solesm IV, p. 395). 150 Πρεσβτερος οκ χει ξουσαν δναι τ γγελικν σχμα. (Pitra monum jur. II 200). Cf. Болгарск. сборн. Starine VI, стр. 117. 154 Надобно знать, что литургия св. Василия совершается от недели сырноедной (т. е. как нужно думать, от последняго воскресенья перед великим постом, замыкающаго седмицу сырную) до недели ваий (включительно или нет – положительно сказать нельзя), в св. четверток и накануне рождества Христова и светов. (Синайск. Канон. Труд. Киев. Д. Ак. 1874. май). 155 Вдти сть. ко въ вся дни поста. литур стго василия съ вьршаться. сирчь въ навери хва рожьства. и въ навери просвщени и въ самоую памя стго василия и в великыи четвьртъ и въ великоую соу. и въ вся не поста разв цвныя неля. (Синод. уст. 330, л. 125). В уставе службы, под соответствующими днями, это правило подтверждается. Cf. Starine. VI, 140.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Ответы афонским монахам ( ρωτησεις των μοναχν γιορειτων πρς τν μιωτατον πατραρχην κυριον Νικλαον) вызваны были следующим обстоятельством. Святогорцы отправили к патриарху уполномоченное лицо с запискою ( πομνιςκν) по поводу некоторых затруднительных вопросов церковной практики, на которые патриарх тут же дал письменное решение. Так как в некоторых случаях оно расходилось с принятыми прежде порядками на Афоне, то святогорцы остались им недовольны и заподозрили подлинность присланных ответов. Высказав против некоторых из них свои замечания, они препроводили их к патриарху, который остался при своем мнении и в свою очередь подтвердил и мотивировал данные им решения. Из этих ответов для нашей цели особенно важны следующие: о неразрешении поста для праздников средних и малых, о соблюдении поста среды и пятницы в период 50-цы, о посте Успенском, о неразрешении поста середы и пятка в предпразднества и об епитимийнике Иоанна Постника . Эти ответы изданы: Ритга Spucul Solesm IV, 476, преосвящ. Порф. Афон III прилож. 77; с русским перевод. ibid стр. 214. Что касается до ответов Константинопольского Собора, бывшего при патриархе Николае 9 , изданных в числе XI у Ралли и Потли (IV р. 417) и других, то это не какие-нибудь новые правила, а выбор из тех же, которые даны афонским монахам, только в иной редакции и в меньшем числе. Вопрос о подлинности тех и других и об условиях их происхождения не входит в нашу задачу, тем более, что правила, имеющие для нас особенную ценность, вошли и в краткую редакцию этих ответов, имеющую, бесспорно, подлинный характер. Питра издал под именем ответов Константинопольского Собора 29 правил, из которых некоторые по содержанию расходятся с посланием к проту Афонской горы и не могут быть признаны принадлежащими патриарху Николаю в полном составе. (Synoducae constitutiones. Spicil Solesm IV р. 466 – 476). 9 . Вальсамон касается нашего предмета в своих толкованиях на церковные правила о посте. Объясняя их, он разъясняет первоначальный смысл этого учреждения, показывает, в каком положении оно находилось в его время, особенно в Антиохийском патриархате, как относились к постам и в каком числе их принимали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Типик того же времени и того же состава. Τυπικν τς γας κα μεγλης μονς (т.е. лавры Афанасия 6940 – 1432 г) γρφη ν τ μ μον τ μεγλ λβρα τ συγκειμνη τ το θνος ρει. Написан монахом Дионисием в 6940 – 1432 г. Gardthaus. S. 321, 358; упоминается у Питра Spicil solesm ΙV p. 567. В Нанианской библиотеке: (Mingarelli codices Naniani) пергаменный устав XIII b., состоит из типика, Марковых глав и пасхалии. на бомбицине XIV b., – неполный, с замечательной записью на конце: «τελειθη τ παρν τυπικν το σου πατρς μν Σβα κα το σιου πατρς μν Μρκου το ν τ γ λαρ το θω. Gardth. S. 356, 1374 г. на бумаге, состоит из устава и Марковых глав. В Бодлеевой библиотеке иерусалимский типик XV b (Catalog. codd. manusc. Bibl. Bodl. Miscellanea), под Тоскани (Ad typ. graecor. animadvers. p. 7) отмечает пять иерусалимских уставов, из которых первые четыре находятся в Ватиканской библиотеке, а пятый в Крипто-ферратской. из Ватиканской библиотеки, написан в 1317 г. Нилом иеромонахом в городе, называемом Τυφρει (по Алляцию) и Τφρει (по Тоскани, которому следует архимандрит Сергий), по распоряжению и на издержки (ξ πιτροπς κα μχθου) Фомы Сирийца в России, в монастыре святых мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата. Алляций (De Nilis p. 86) приводит запись писца «χειρ μαρτολο γραφως Νελου τχα ερομονχου γραφεσα». Таким образом, устав писан не Фомой Сирийцем (как сказано у Тоскани и архимандрита Сергия), а Нилом иеромонахом для Фомы Сирийца, который, конечно, разумеется под именем владетеля рукописи «σν τ κεκτημν ατν». О составе рукописи ничего не известно. Cod. Palat. Под заглавием «τυπικν τς λαρας του γου Σβα κα τς λαρας το γου θανασου το θω (соединение иерусалимского со святогорским), написан каким-то Георгием, в 1373 году. Из Ватиканской библиотеки неизвестного времени и писца. Из Ватиканской библиотеки, написан каким-то Мануилом, по мнению Тоскани, XV–XVI века. Что же касается мнимой особенности, которую Тоскани находит в прибавлении к заглавию этого типика, что «последование сие совершается и в прочих монастырях иерусалимских», то эта прибавка встречается и в других типиках и не заключает ничего выдающегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

По справедливой догадке Питра, эта буква есть остаток прежнего акростиха, может быть с именем Романа, только первоначальные икосы были вытеснены и заменены другими какого-то позднейшего сочинителя, который, усвоив внешнюю сторону его произведений, развивал в них иное содержание. Он наполнил свои икосы подробностями из жизни св. Симеона, выражаясь словами составителя его – Антония, ученика Столпника. Такая же подделка обнаруживается и с кондакаре Косме и Дамиану, а между тем этот кондакарь расположен по акростиху «ποιημα Ρωμανο» (ibid. p. 218).   291  Об Авксентие и его монастыре упоминает Созомен в своей истории с. 21. Житие его издано на латинском языке у Болландистов под 14 февраля, на греческом и латинском у Миня Patr. t. 104, col. 1377 с краткими примечаниями, извлечёнными из Acta Sanctorum. Сведения об Авксентие как гимнографе, у Филарета Черниговского о песнопениях греческой церкви, Pitra Analecta Sacra ad Spicil. Solesm. parata XXI–XXIII, Сергия полный месяцеслов под 14 февраля.   292  Ряд таких коротеньких строф тропарей читается в житии Авксентия, а отсюда они извлечены и изданы Питра, с разделением на стихи, в Analecta р. XXIII, а в переводе на русский язык пр. Филарет в сочинении о песнопевцах и песнопениях греческой церкви.   293  Всех рисунков шесть: лист 7 оборот утрудившийся делатель, 13 – ангел, 18 – изображение церкви с молящимся перед ней человеком (снимок издан г. Румянцевым в Древностях Труд. М. Арх. Общества, т. IX, выпуск I), 20 – человек с корзиной на палке через плечо, 24 – человек, на которого нападает лев, лист 23 оборот – изображение человека с летящей над ним птицей с кольцом в клюве. Нарисовано дважды.   294  Паперть – притвор, которым входили в церковь . По уставу императрицы Ирины lavipedium совершается ν τ τς κκλησας προνω, где находилась картина, изображавшая омовение Христом Апостолов (Cotei.Monum eccles. gr. IV, р. 268).   295  Первая молитва произносится священником пред пением тропарей на умывание. У Гоара Euchol. р. 745, 599 приводятся три молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

14 Греч. устав Синод. Библ. 381 л. 36. Περ των εορτων ν οις ψλλεται το θς χς χα μεγαλων εορτων και μικρων, Нач. Ειδεναι χρη οτι εις τρεις ταξεις. Издана Pitra Spicil. Solesm. IV p. 445. 15 На полях греческих уставов 456 и 381 сделаны ссылки на его правило, которым запрещается употребление в неделю сырную сыра и разрешается только на рыбу и елей. 16 Заимствуется сведение из письменного каталога этой библиотеки в бумагах преосвящ. Порфирия Еп. Чигиринского. 17 Эта статья в переводе и с объяснительными примечаниями издана нами в Приб, к Твор. Св. От. 1884 г. кн. I. 18 Латрская гора находилась в Малой Азии близ Милета. На этой горе стоял монастырь Препод. Павла († 955 г.). Латрский монастырь был патриаршим ( μον το αγο Πυλο η ντω ρει το Λτρος), пользовался преимуществом архимандрии, а его настоятель правами наблюдателя или благочинного над монастырями (ξρχων). Это право было подтверждено за ним грамотой патриарха Мануила 1222 года. Miclos.Acta Patriar.IV р. 295. В этом томе издано несколько актов, касающихся этого монастыря и его привилегий. Из приписки к греческому стихирарю 1236 года, писанному в обители келлиариев или Латрской, при Иерусалимском патриархе Афанасие, можно думать, что Латрский монастырь принадлежал к Иерусалимскому патриархату. Запись сообщена преосв Порфирием. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты II 218. 19 Вот образчик этих замечаний. 380 ψ. 5 об. Ιςεον οτι εν τισι αντιγραψοις в δηλοται ευλογειν ιερεα εις την αρχν το εξαψαλμο, αλλα μετ την σομπληρωσιν το μεγαλο σημαντρος ποιειν τον προεςωτα η τον εκκλησιαρχην την αρχην εξαψαλμο. Τ. е. должно знать, что в некоторых списках не показано благословлять иерею в начале шестопсалмия, но по окончании ударов в великое било предстоятелю и екклесиарху творить начало шестопсалмия. ψ. 7. Τоτο νυν о γνεται αλλα παρα μεν τινων оδε ολων γινεται λιτη ως της κατηχησεως αναγνωσθηναι και αρχης λαβоσης της ωρας, παρα δε τινων λιτη γινεται ηγον αι δυο μοναι ευχαι λεγονται η σωσον.... και η δεσποτα πολυελεε.. . Сего же ныне не бывает; а по некоторым и совсем не бывает литии, так как читается оглашение и начинается первый час по некоторым же бывает лития, т. е. произносятся только две молитвы: спаси Боже.... и Владыко многомилостиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Во втором слове 2 для нашей цели имеют значение соображения о посте накануне дня Успения Богородицы и других больших праздников; в третьем – правила о посте на круглый год для лиц, несущих епитимию, из номоканона Иоанна Постника . В четвертом дано общее основание для решения вопроса об отношении праздников к постам и высказано суждение о номоканоне Иоанна Постника . Известное с этим именем сочинение Никон не признает подлинным и находит его неудобным для пользования при наложении епитимий по его крайней снисходительности. В шестом слове излагается краткий очерк постов и постных дней с указанием исторических свидетельств о них и способе их провождения. Десятое слово «К вопросившему о посте Преславной Богородицы» сначала говорит об этом посте, а потом рассуждает об отношении праздников к постам. 14-е слово относится к нашему предмету только в начале и по содержанию очень близко подходит к слову шестому. В начале 19-го также говорится о посте Успенском, но это не есть что-нибудь новое, а повторение вкратце того, что было сказано по этому предмету выше. В 22 слове есть несколько замечаний о времени разрешения поста в день Пасхи. В 31 слове приводится извлечение из Александрийской хроники (летописной книги) Евтихия о причине установления поста в сырную неделю. Кое-где рассеяны сведения о постах и праздниках и в других местах Никоновых сочинений, но они не имеют особенного значения и не заключают ничего нового сравнительно с указанными местами. Вообще же у Никона встречается много повторений, об одном и том же предмете он говорит по нескольку раз одно и то же и иногда в одинаковых выражениях. Это зависело, между прочим, от того, что ему, как лицу авторитетному, приходилось давать по одному и тому же вопросу ответы разным лицам и по необходимости повторять одни и те же соображения. Последние шесть слов пандект нередко переписывались отдельно и составляли особый сборник под следующим заглавием: „ μγα βιβλιον περ ορτν κα τν οιτιμων κα ρν μετανοιν τν τε νηστειν“. Сведение об этом весьма любопытном извлечении, показывающем широкое практическое пользование правилами Никона Черногорца, сообщает Питра в Spicil Solesm IV р. 571 – 574. По его словам, этот сборник весьма часто встречается между греч. рукописями западных библиотек 3 и перечень их из одной Парижской библ. см. ibid р. 572 not. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010