Феодосий, недовольный поступком своего дяди, отказался признать нового соправителя и выразил это тем, что не принял его изображений. Оскорблённый Констанций стал готовиться к войне с Феодосием, но среди этих сборов умер. Philostorg., h. eccl., 12, 12. – Преступление Диоскора до того беспримерно (политическое прегрешение Феофила – Socr., h. е., 6, 2; Soz. h. е., 8, 2 – сводилось лишь к покушению – лавировать между двумя политическими берегами, когда положение законного правительства было несколько поколеблено), что можно бы даже подозревать в словах Софрония какое-нибудь недоразумение, в особенности имея в виду слова, сказанные на халкидонском соборе: «обвинители говорят, что хотят, да не во всем нужно верить им» (Д. вс. с. IV, 324. Mansi, VII, 356). Но Софроний, по-видимому, ссылается на свидетельство документальное (ka t pracj nta par diaj roiV rcousi de knusi). 132 Главный источник для истории между Ефесским 449 г. и халкидонским собором – Leonis magni ep. 43 (39) – 95 (75). Cf. Hefele, Conciliengeschichte, 2 Aufl. (Freiburg im Br., 1875). II, 386–409. 133 При попутном ветре из Константинополя в Александрию можно было прибыть на шестой день. Evagr., h. e., 2, 5. 135 III, 160. 163. 180. 190. 191. 287. (Leon. ep. 120 (93), 360–364. IV, 63. 585. Mansi, VI, 601. 605. 625. 636. 637. 744. 828–832, VII, 68. 579. 140 О Диоскоре Евсевий дорилейский говорит в прошении императору: «он собрал толпу бесчинных людей, деньгами приобрел себе влияние (κα δυναστε αν αυτ δι χρημ των πορισ μενος) и – утвердил нечестие Евтихия [в Ефесе]. Д. вс. с. III, 144. M. VI, 585. 142 Д. вс. с., IV, 409. Mansi, VII, 481: τιν ς τ ν – μοναχ ν, «некоторые из монахов»; но что их было очень не мало, видно уже из того, что император Маркиан в 452 г. им специально адресует свое увещательное послание через декуриона Иоанна. В сакре от 1 августа 455 г. (1V, 454–460, Mansi, VII, 517–520) тоже не мало указаний на этих отщепенцев. 143 Факт, что они отделились от кафолической церкви с самых дней халкидонского собора, заявляют сами православные епископы Египта в 457 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

2224 Theod. h. e. IV, 9 p. n. стр. 248: ατθι κηρσσετε πσ τ φ’ μς παρχ, ποχωρζοντες τ γιον Πνεμα π το Πατρς κα το Υο.... (ed. Gaifford ρ. 314 ed. Valesii p. 158). 2226 Theod. IV, 8. 9. р. п. стр. 244. 247: πισκποις διοικσεως ’Ασιανς, Θρυγας, Καροφρυγας, Πακατιανς... (ed. Valesii р. 155. 158. ed. Gaisford р. 309. 313). 2228 Theodoreti Opp. ed. Valesii. Par. 1673 см. Theodoreti h. e. ed. Gaisford. Interpret. Valesii p. 154, 38. Того же мнения и Noesselt. Praef. ad Opp. Theod. anno 1771 p. 665 см. Gaisford p. 83 note 1. 2229 Tillemont Mem. VI, 3 p. 895 напротив предполагает, что Каро-фригией, может быть, назывался какой-нибудь округ или даже провинция, лежавшая между Карией и Фригией. Так как о Карофригии, исключая данного места Феодорита, нигде не говорится и имя ее не встречается даже в самых подробных географических картах Киперта, мы признаем более правильным критикуемое Тильмоном воззрение Блонделя и Валезия. 2230 Воззрение Василия о 2-х Фригиях, как православных в Basil, ер. 204 р. и VII, 68, по-видимому, надо читать 2-ой Фригии, где действовал Оптим. Ср. списки отцов второго вселенского собора, где выступают два мелких епископа. Cowper р. 39. Бенешевич, прил. стр. 88. 2231 Что в данном месте надо иметь в виду не азийский диэцез, а провинцию Asia proconsularis, видно как из самого текста послания см. выше стр. 413 прим. 6, так и из дальнейшего перечисления провинций: Лидии, Карии и т. д. 2233 Ср. игры императорского культа у Гидулянова стр. 51. Тоже, как переживание держалось еще в IV в. Manceaux. De communi Asiae provinciae. Par. 1891 p. 117 et suiv. 2236 Sozom. VII. 2, 3 правильнее, чем y Сократа V, 4, 3 cp. Loofs Art. Macedonius в RE. Bd. 12 S. 47. 2241 Cp. Socr. VII, 36 p. п. стр. 566 Оптим из Агдамии фригийской перемещен в Антиохию писидийскую. 2242 Имя афродизийского епископа, бывшего на втором вселенском соборе, читается различно: Евмений (Le Quien I, 899), Евмадий или Евмафий Socr. IV, 12 ed. Hussey p. 184 p. пер. стр. 336), Екдикий (Mansi III, 571; Бенешевич, прил. стр. 89) Евдокий (Cowper р. 39) и т. д. 2252 Soz. VIII, 6 р. п. стр. 559. Что здесь надо читать Лидия, а не Ликия см. Tillemont, Mem. XI, 169. 2259 Cp. Mansi IV. 1212. Под приговором о низложении Нестория подписей епископов Ликии и Лнкаонии вовсе не значится, откуда можно заключить, что епископы этих провинций по-видимому из политических расчетов не торопились прибыть на собор или может быть они умышлено уклонились от всякого активного выступления на соборе в пользу той или другой стороны. 2260 Представленная нами таблица дает только приблизительное понятие о составе азийского церковного диэцеза в период до константинопольского собора 381 г., так как подчинение малоазийских провинций Константинополю со времени Иоанна Златоуста совершалось весьма успешно, почему можно предположить, что близлежащие к столице провинции Геллеспонт и Лидия были в это время вполне во власти константинопольского иерарха. 2263

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

335 См. М. JuUien, A la recherche de la grotte de ! " Abbe Jean, Etudes 88 (1901), pp. 20518; см. также Peeters (А. В. 54,1936, pp. 368 ff.) и Telfer (J. Т. S. 38, 1937, pp. 37983). 337 О датировке событий до прибытия сюда Иеронима см. Dom Pichery, Introduction to Cassian (Sources Chretiennes 42, pp. 9–13). О Пимениуме (Poemenium) см. Schiwietz II, 153. О близости к Пещере Рождества см. Cass. Inst. IV. 31. 347 Два Жития, одно, принадлежащее Феодору Студиту , другое – анонимное (ed. Pereteli), являются компиляциями, основанными, главным образом, на апофтегмах из алфавитного собрания (P. G. 65). Однако как эти, так и другие истории, приведенные у Варсонофия и в некоторых других источниках, вероятно, заимствованы из некого утраченного ныне древнего Жития. Кирилл Скифопольский в Vita Euthymii пишет об Арсении как об образце для Евфимия и упоминает о том, что Арсений некогда был наставником Аркадия и Гонория (V. Е. с. 21). 348 G Arsenius 38. О Моисее см. апофтегмы под его именем (следует помнить, что Моисей не один) и рассказ в Н. L. с. 19 355 Ер. 50 (Frankenberg, p. 599). Однако свидетельство это достаточно спорно, поскольку адресов не сохранилось: «Благодарю Господа и ваше святейшество зато, что вы причисляете и меня к своим пасомым. Однако мне, исполненному всяческого недостоинства, полезнее оставаться в пустыне вне вашей благочестивой паствы». 358 Диоскор все еще был нитрийским пресвитером, когда (391?) он повел Палладия и Евагрия к Вениамину Н. L. с. 12 Ко времени же константинопольского собора 394 года, появления группы с Елеона Η. М. (Lat.) XXIII. 2й написания епископом Аммоном послания Феофилу о тавеннисиотах Ер. Am. с. 32 (119.4) – он уже стал епископом Даманхура. 363 Ruf. Η. Ε. XI. 21, 23. 30; Socr. Η. Ε. V. 16; Soz. Η. Ε. VII. 15; Theod. Η. Ε. V. 22. Rauschen, Jahrbücher, 3013; Seeck, Geschichte des Untergangs… t. V, p. 534. 366 Zoega, Catalogus 265, Nr. 160; см. A. Favale, Teofllo dAlessandria, p. 70, также P. Barisou, Aegyptus 18 (1938) p. 66. 370 Der Papyruscodex saec. VI VII der Philippsbibliothek in Cheltenham ,ed. Crum, Strasburg. 1915, S. 41 (translation pp. 656).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

234 Д. вс. с., IV, 482. 485, M., VII, 527 [«neque interior more canum gustare parcentes illius viri» (s. Proterii)]. 533; Evagr., h. e., 2, 8. Дело происходит в великий четверток. Акт заявлен собором египетских епископов в посланиях к императору и константинопольском патриарху. 235 Напр. Soz., h. e., 5, 10; 7, 15. Theodoret., h. e., 5, 21. 22. Подробные сведения см. В. Кипарисов , О свободе совести (Москва, 1883, 197. 256. 296–299. 315. – В V в. язычество в верхнем Египте представляло еще очень заметную силу. Шенути тоже разрушал идолов. Zoega, 39. 377. 242 R. É., 1883, 17. Мы не понимаем, что хочет Ревилью сказать этими словами. Если он имеет в виду вызов в 431 г. в Халкидон на совещание с Феодосием по восьми делегатов от собора и от восточных (Д. вс. с., I, 892. 895. 811. M., IV, 1457. 1460. 1400), то во 1-х собор был открыт 22 июня, а «конференция» в Халкидоне была 11 сентября (I, 826. M., IV, 1406. V. 794); во 2-х она вызвана была непредвиденным и крайне неприятным и для императора осложнением и следовательно в ней не было ничего «обычного». Или коптские источники (столь же конечно достоверные, как и приводимый выше, Хр. Чт. 11–12, 1884 г., стр. 586) говорят о совещаниях с императором в 431 г. пред собором? Такой рассказ y коптов существует (cod. Vat. 66­cod. Borg, memph. 23, Zoega, 29). В смысле исторического известия это, разумеется, чистая нелепость, но она имеет итерес как одно звено в ряде коптских памятников, в которых проводится своего рода папистическое воззрение на архиепископа александрийского. 243 Д. вс. c. III, 119. M. VI, 560: «полагаем, что и до вашего слуха дошло случившееся в Иллирике (τ κατ τ λλυρικ ν σομβεβηκ τα), и хотя за это, при помощи Божией, и воздано по надлежащему (τινα, ε κα – τ ς προσηκο σης τετ χηκεν χδικ σεως), однако государственная польза требовала ( πτει), чтобы ваше пресветлое величество отправилось в Иллирик (τ ν – π τ λλυρικ ν φιξιν). Ηο так как для нас нет ничего выше православной веры и важнее ее утверждения, то мы на этот раз и отлагаем дальнейший поход (τ ν μ ν π τ περαιτ ρω κστρατε αν τ ως περεθ μεθα)...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

2:33; ad Serap. 4:6; Gibar. de Trin. 2:8, 15; 7:11, 14 и след. 853 ν οτβ Ójx ν, Арий не хотел сказать, что было время, когда Его не было: он учил, что Сын родился прежде, чем было время. Афанасий (Orat. 1:11:15) считает это лишь уловкой и нелепостью. 861 Евсевий говорит 250 (V. C. 3:3), Афанасий (De Decr. Nik. Syn. 3) и Сократ (1:8) «более 300». По Созомену около 320 (1:17). Сирийский список сопровождается замечанием, что «их было всего 220, потому что имена западных епископов не записаны». Число 318, даваемое св. Афанасием (ad Afros. 2), Епифанием (69:11) и Феодоритом (1:7), принято по преданию, по таинственному соотношению с числом слуг Авраамовых ( Быт. 14:14 ). 862 Передается рассказ об одном простом епископе, который, простым прочтением своего символа веры , обратил философа (Rufin. 1:3; Patrol. 21; Soc. 1:18). Созомен передает другой рассказ, по которому Александр, епископ византийский, будучи вызван одним философом на прения и сознавая себя сильнее в вере, чем в силе аргументации, сказал своему противнику: «во имя Иисуса Христа, повелеваю тебе – не говорить!», и философ, вследствие этого, не способен был произнести ни одного слова. 864 Первый след таких идей замечается у Геласия кизикийскаго, малоавторитетного писателя конца 5 столетия. Более смелые паписты, как Бароний, заявляют, что Сильвестр собрал собор и Гозий председательствовал на нем в качестве его легата. 875 Euseb. ap. Athan. De Decr. Nic. 238 и след.; Rufin. 1:5; Socr. 1:8; Soz. 1:20, 21; Theod. 1:12 879 В этом отношении существую разногласия в свидетельствах. См. Soz. 1:20; Socr. 1:8; Theod. 1:7; Nat. Alex. 7; Dissert. 16. 883 Philistorg. 1:10; Socr. 1:9; Soz. 1:21. Преступления их, по предположению, состояли в сношении с Арием. 886 Так он называется Фотием в его отчете о произведении Геласия Кизикийского. Bibl. 88, р. 208. 887 Rufin. 1:11. Ариане говорили, что она получила об этом предостережение в видении или сновидении. Soz. 3:19. 889 Некоторые полагают его смерть вскоре после его ссылки, а лругие относят ее к 360 году (Fabric.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 de S. Agnete (Patrol. 13). Первоначальная мраморная доска этой поэмы теперь находится в стене лестницы, ведущей к церкви Агнесы близ Рима, причем она открыта была во время починки мостовой в прошлом столетии. См. Murat. Antiq. Stal, 5:29, касательно разности чтений. Прекрасное письмо надписей этого папы известно было всем, наблюдавшим их. Де Росси открыл имя гравирователя Iurius Dionisius Filocalus (Roma Sotter. 1:119–121; 2:196–199), – имя, уже известное в связи с календарем, перепечатанным в Патрологии Миня, 13:675 и след. 1134 В указе стоит слово militare, и вообще думают, что Валент желал обратить монахов в солдат, но так как слово это также прилагается и к гражданским должностям, то можно думать, что значение его здесь общее. In Cod. Theodot. 4:413; сн. Cod. Just, 10, 31:26. 1139 Socr. 5:4; Soz. 7:1. Все ереси были запрещены двумя законами следующего года. Cod. Tbeodos. 16, 5:4, 5. 1145 Greg. Naz. Orat. 91:8; Epiph. 74:1; Soz. 427; Petav. De Trinit. 1, 14:17. Некоторые македониане, по-видимому, считали Дух тварью, между тем как другие предполагали, что это название означает только влияние. Greg. Naz. Orat. 21:5; Petav. De Trinit. 1, 14:17. 1153 Greg. Orat. 93:20–22; Vita Greg. 129–132; Socr. 4:26; Soz. 6:17. Рассказ Григория об афинской студенческой жизни любопытен. Между прочим он рассказывает, что характер Василия внушал ему такое уважение, что он избавлен был от разных проделок, которым обычно подвергались новички. Orat. 93:16. 1155 Когда Евстафий впоследствии впал в заблуждение, то начало этого дела стали вообще приписывать св. Василию. 1175 Cod. Theod. 16, 5:4, 5; данные в Милане в 379 году отменяют указ изданный в Сирмии в предыдущем году (стр. 362) и запрещают все ереси. 1195 Conc. Nic. c. 15. Запрещение это было подробно повторено в правилах соборов Антиохийского и Сардикийского, но оно так часто было обходимо или отменяемо, что Григорий называет его «мертвым и отжившим законом». De Vita Sua, 1810–11. 1200 Theodoret 5:7; Soz. 7:8. Такие быстрые возвышения были запрещены канонами (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

356 Как ничтожны иногда бывали поводы для самых невероятных «историй», видно из того, что когда Афанисий в. представил в Тире Арсения ипсильского живым и с обеими руками, то мелетиане оправдывались тем, что Арсения долго искали и не находили: естественно было подумать, что он «умер» Soz., h е., 2, 25: π χρ νον λαθε ν κρυπτ μενον, μ φαινομενον δ ε κ τως ποθανε ν νομισθ ναι. 357 Д. вс. c., III, 286, M., VI, 684. Бленополь, древний Дрепан, переименованный так Константином в. в честь его матери, небольшой (Ргосор., de aelif., 5, город в Вифинии недалеко от Халкидона. Теплыми водами еленопольскими пользовался и Константин во время своей предсмертной болезни. Euseb., V. C., 4. 61. Socr., h. e, 1,39, Soz., U. e., 2, 34. Socr.: κπλε π τ ν λενο πολιν, ς φυσικο ς θερμο ς (Soz.: α τομ τοις λουτρο ς) χρησ μενος το ς χε γειτνι ζουσιν. 363 Что при Феофиле же перенесены и мощи пророка Елисея, сказано в сиваксаре. В арабский период мартирион назывался el-Deimas, т. е. «грот». Wüstenfeld, 75. Ludolf, 417: по Калькашанди 2 пауни (27 мая) «обретение костей (inventio ossum) Иоанна крестителя», a по абиссинскому календарю под тем же числом «явление тела (pparitio corporis) Иоанна крестителя и тела Елисея». 364 Тнеорн., a, 456. Вероятно перенесение мощей стояло в связи с постройками, производившимися в церкви св. Иоаннав 465–467 гг. 365 Revillout, Le сопс. de Nic. (Par., 1881), 112. R É., 1883, 28. Утверждают, что в состав этой библиотеки «места (τ πος) св. Иоанна» входили знаменитые «papyri taurinenses» (коптские папирусы туринского музея, первой половины V в.). Библиотека св. Иоанна была не единственная церковная библиотека в Адександрии: при церкви св. Марка [известной «бавкалийской» церкви, Epiph., haer., 69, 2. Neale, Hist, of the h. eastern church: the patriarchate of Alexandria (London, 1847), I, 9] в первой половине V I в. тоже существовала библиотека Abel, 737. Zoeha, 94 (cod. Vat. 61, cod. memph. Borg. 50), 372 Leon. ер. 113 (86, 3: ad cujus [toclesiae] episcopum vel ordinatores ejus seu clericos qualia scripta direxerim missis exemplaribus scire te volo.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Sebastia) не пользуются ими, хотя в послании собора прямо упоминается имя Евстафия. 1415 К тому же и Афанасий, – этот последний из могикан старого поколения никейцев, – скончался в 378 г. (3 мая): его преемник Петр был изгнан и место его занял омий-Лукий. 1416 Василий анкирский, сосланный в 360 году в ссылку в Иллирию (Soz. H. Е., IV, 24; Philost. V 1), вероятно там и скончался (ср. Socr. H. Е., III, 25). Имя Георгия лаодикийского исчезает после антиохийского собора 363 г., под которым значится его подпись. 1418 Аммиан Марцеилин рассказывает, что пред выбором Валента в соправители, Валентиниан счел нужным посоветоваться с начальниками армии; один из них (Дагалеф) сказал: «если ты, государь, любишь своих, то у тебя есть брат, если же государство (rempublicam), то поищи достойного среди окружающих себя (XXVI, 4)». 1420 Преимущественно Сократ (первое путешествие Валента): «воздвиг непримиримую борьбу против исповедников единосушия..., всех, кто не хотел иметь общения с Евзоем, изгнал из церквей антиохийских и подверг различным мучениям и казням; говорят, что многих утопил в близлежащей реке Оронте (Н. Е., IV, 2)»; (второе путетешествие Валента на Восток): «продолжил преследование неарианствующих; не довольствуясь тем, что исповедников единосущия изгнал из восточных городов, он (Валент) подвергал их различным казням и погубил больше, чем прежде». Недостоверность рассказа (Socr., IV, 16; Soz., VI, 16) о 70 клириках, посаженных в Никомидии на судно и сожженных при пути по морю см. Gwatkin, Studies, note N,. ss. 276. 277. 1432 См. наиболее осведомленный Soz. Н. Е., VI, 7; ср. Socr. IV, 4; 11, 45. Собор в Лампсаке происходил в 364 г. 1437 Источниками при изложении всех этих событий являются Сократ (Н. Е., IV, 12), ссылающийся на сборник соборных деяний» Сабина и Созомен (VI, 10–11), молча пользующейся тем же Сабином. 1438 Заявление написано без всякой лести. Оно начинается обращением, какое обычно прилагалось тогда ко всякому епископу: «господину брату и сослужителю». 1439 Имена этн значились в записке, представленной папе послами, как об этом сообщает сам папа в ответном письме. Интересен состав этих лиц: 40 новых, прошлое которых неизвестно, 13 подписавшихся под антиохийским посланием к Иовиану с 363 года, 7 низложенных акакианами и 5 омиусиан, заявивших о себе на соборе. при Иовиане (401375­б5: один из епископов Еортасий входит в счет два раза; так, он низложен был Акакием и присутствовал на антиохийском соборе).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

1800 «По общему приговору многих епископов» (Socr., H.E., V, 6); «Мелетий вверил Григорию предстоятельство в Константинополе» (Theodor., H.E., V, 3); «многие из пастырей и их овец» (De se ipso. Migne, gr. s., t. 37, p. 1074). 1801 «Умолчу о камнях, этом угощении, какое они сделали мне» (De se ipso. Migne, gr. s., t. 37, c. 1075). 1806 Оба историка – Сократ и Созомен цель собора указывают в «утверждении символа никейского и рукоположении епископа для Константинополя (Socr. V, 7; Soz. VII, 7)» 1807 Вся прошлая история говорила за то, что из собора, составленного из восточных и западных епископов, ничего не выйдет, кроме новой ссоры. Мы увидим ниже, что настроение Запада именно в момент созвания константинопольского собора, и было особенно враждебное. Феодорит, конечно, хорошо понимает это дело. 1808 Константинопольский собор впоследствии стал известен под именем собора «150 отцев», как никейский обыкновенно назывался собором «318» отцев. Латинский список епископов, присутствовавших на нем, известный из канонических сборников Дионисия Малого и Приски (Mansi, III, 568–571), упоминает только 147 епископов, при чем в ряду их числится 7 пресвитеров, заменивших своих епископов. Тот же самый вид имеет список в Хронике Михаила Сирского (Chronique de Michel le Syrien, patriarche Iacobite Antioche. Ed. Chabot, Paris, 1899, I, 313–320). Кроме того, не хватает еще одного – Петра Севастийского, брата Василия Великого говорит Феодорит (H.E., V, 3) и по-видимому один лишний – Мелетий антиохийский , умерший до окончания собора. 1814 Это предложение сделано уже (ср. Hefele, Consiliengeschichte, Arnheim, 1856, 2 B., s. 16). Мы подтверждаем его дальнейшими указаниями. 1817 В 1 каноне они называются: ρεινοι ε τουν υδοξινοι (Mansi, III, 560). Отсюда открывается организаторское значение Евномия для партии омиев: имя его пережило его смерть. 1823 Soz., VII, 7. Очевидно, это были старые омиусиане, возвратившиеся на позиции, какую они занимали при Констанции. Из всего пережитого они ничему не научились, и ничего не забыли.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Новый константинопольский епископ Арзакий (VI. 19) Природные бедствия и смерть императрицы (VI. 19) Избрание Аттика, смерть Иоанна, новацианский епископ Сисинний (VI. 19–22) Смеерть Аркадия, начало правления Феодосия II (VI. 23–VII. 1) Характеристика епископа Аттика, другие епископы, раскол новациан, смута в Александрии (VII. 2–7) Распространение христианства в Персии (VII. 8) Антиохийские и римские епископы (VII. 9) Аларих грабит Рим (VII. 10) Римские епископы, новацианский епископ Хрисанф (VII. 11–12) Смуты в Александрии (VII. 13–16) Чудо епископа Павла (VII. 17) Война с персами, характеристика Феодосия, победа над тираном Иоанном, провозглашение римским царем Валентиниана III (VII. 18–24) Константинопольские епископы (VII. 25–29) Крещение бургундов (VII. 30) Несторианская смута, проблема перемещения епископов (VII. 31–37) Крещение иудеев Крита (VII.38) Церковные дела в Константинополе (VII. 39–41) Чудесное избавление от варваров, брак Валентиниана III (VII. 42–44) Перенесение мощей Златоуста, новацианские епископы (VII. 45–46 Паломничество царицы в Иерусалим (VII. 47) Рукоположение Фалассия в кесарийские епископы (VII.48) Тематическая таблица свидетельствует не только о параллелизме двух историй. Сократ часто изображает события, соединяющие в себе и церковное, и христиано-имперское начало. Значительная часть материала не поддается поэтому четкому разделению: речь идет прежде всего о фактах взаимодействия государства с церковью, особенно тогда, когда соперничающие церковные лидеры обращаются к политической элите в борьбе со своими оппонентами 305 . Таблица дает представление и о динамике повествования. По мере развития сюжета учащается смена типов информации и увеличивается удельный вес христиано-имперского материала. Если в первой книге описание деятельности императора практически сводится к рассказу о его религиозной политике (эту задачу Сократ прямо ставит в I. 18 306 ), то в последующих книгах это ограничение перестает соблюдаться. Ориентация на события придает сочинению Сократа особый исторический настрой, который со всей очевидностью проявляется в сфере временной организации повествования. Событийно важное и хронологическое идут рука об руку. В этом плане Сократ достигает уровня, до которого не смог подняться ни один из последующих церковных историков. Он идет также гораздо дальше Евсевия, всепроникающий интерес которого к проблеме преемств ограничивал его хронологические изыскания датированием епископских смен по годам правлений римских императоров 307 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010