2:33; ad Serap. 4:6; Gibar. de Trin. 2:8, 15; 7:11, 14 и след. 853 ν οτβ Ójx ν, Арий не хотел сказать, что было время, когда Его не было: он учил, что Сын родился прежде, чем было время. Афанасий (Orat. 1:11:15) считает это лишь уловкой и нелепостью. 861 Евсевий говорит 250 (V. C. 3:3), Афанасий (De Decr. Nik. Syn. 3) и Сократ (1:8) «более 300». По Созомену около 320 (1:17). Сирийский список сопровождается замечанием, что «их было всего 220, потому что имена западных епископов не записаны». Число 318, даваемое св. Афанасием (ad Afros. 2), Епифанием (69:11) и Феодоритом (1:7), принято по преданию, по таинственному соотношению с числом слуг Авраамовых ( Быт. 14:14 ). 862 Передается рассказ об одном простом епископе, который, простым прочтением своего символа веры , обратил философа (Rufin. 1:3; Patrol. 21; Soc. 1:18). Созомен передает другой рассказ, по которому Александр, епископ византийский, будучи вызван одним философом на прения и сознавая себя сильнее в вере, чем в силе аргументации, сказал своему противнику: «во имя Иисуса Христа, повелеваю тебе – не говорить!», и философ, вследствие этого, не способен был произнести ни одного слова. 864 Первый след таких идей замечается у Геласия кизикийскаго, малоавторитетного писателя конца 5 столетия. Более смелые паписты, как Бароний, заявляют, что Сильвестр собрал собор и Гозий председательствовал на нем в качестве его легата. 875 Euseb. ap. Athan. De Decr. Nic. 238 и след.; Rufin. 1:5; Socr. 1:8; Soz. 1:20, 21; Theod. 1:12 879 В этом отношении существую разногласия в свидетельствах. См. Soz. 1:20; Socr. 1:8; Theod. 1:7; Nat. Alex. 7; Dissert. 16. 883 Philistorg. 1:10; Socr. 1:9; Soz. 1:21. Преступления их, по предположению, состояли в сношении с Арием. 886 Так он называется Фотием в его отчете о произведении Геласия Кизикийского. Bibl. 88, р. 208. 887 Rufin. 1:11. Ариане говорили, что она получила об этом предостережение в видении или сновидении. Soz. 3:19. 889 Некоторые полагают его смерть вскоре после его ссылки, а лругие относят ее к 360 году (Fabric.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 de S. Agnete (Patrol. 13). Первоначальная мраморная доска этой поэмы теперь находится в стене лестницы, ведущей к церкви Агнесы близ Рима, причем она открыта была во время починки мостовой в прошлом столетии. См. Murat. Antiq. Stal, 5:29, касательно разности чтений. Прекрасное письмо надписей этого папы известно было всем, наблюдавшим их. Де Росси открыл имя гравирователя Iurius Dionisius Filocalus (Roma Sotter. 1:119–121; 2:196–199), – имя, уже известное в связи с календарем, перепечатанным в Патрологии Миня, 13:675 и след. 1134 В указе стоит слово militare, и вообще думают, что Валент желал обратить монахов в солдат, но так как слово это также прилагается и к гражданским должностям, то можно думать, что значение его здесь общее. In Cod. Theodot. 4:413; сн. Cod. Just, 10, 31:26. 1139 Socr. 5:4; Soz. 7:1. Все ереси были запрещены двумя законами следующего года. Cod. Tbeodos. 16, 5:4, 5. 1145 Greg. Naz. Orat. 91:8; Epiph. 74:1; Soz. 427; Petav. De Trinit. 1, 14:17. Некоторые македониане, по-видимому, считали Дух тварью, между тем как другие предполагали, что это название означает только влияние. Greg. Naz. Orat. 21:5; Petav. De Trinit. 1, 14:17. 1153 Greg. Orat. 93:20–22; Vita Greg. 129–132; Socr. 4:26; Soz. 6:17. Рассказ Григория об афинской студенческой жизни любопытен. Между прочим он рассказывает, что характер Василия внушал ему такое уважение, что он избавлен был от разных проделок, которым обычно подвергались новички. Orat. 93:16. 1155 Когда Евстафий впоследствии впал в заблуждение, то начало этого дела стали вообще приписывать св. Василию. 1175 Cod. Theod. 16, 5:4, 5; данные в Милане в 379 году отменяют указ изданный в Сирмии в предыдущем году (стр. 362) и запрещают все ереси. 1195 Conc. Nic. c. 15. Запрещение это было подробно повторено в правилах соборов Антиохийского и Сардикийского, но оно так часто было обходимо или отменяемо, что Григорий называет его «мертвым и отжившим законом». De Vita Sua, 1810–11. 1200 Theodoret 5:7; Soz. 7:8. Такие быстрые возвышения были запрещены канонами (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Sebastia) не пользуются ими, хотя в послании собора прямо упоминается имя Евстафия. 1415 К тому же и Афанасий, – этот последний из могикан старого поколения никейцев, – скончался в 378 г. (3 мая): его преемник Петр был изгнан и место его занял омий-Лукий. 1416 Василий анкирский, сосланный в 360 году в ссылку в Иллирию (Soz. H. Е., IV, 24; Philost. V 1), вероятно там и скончался (ср. Socr. H. Е., III, 25). Имя Георгия лаодикийского исчезает после антиохийского собора 363 г., под которым значится его подпись. 1418 Аммиан Марцеилин рассказывает, что пред выбором Валента в соправители, Валентиниан счел нужным посоветоваться с начальниками армии; один из них (Дагалеф) сказал: «если ты, государь, любишь своих, то у тебя есть брат, если же государство (rempublicam), то поищи достойного среди окружающих себя (XXVI, 4)». 1420 Преимущественно Сократ (первое путешествие Валента): «воздвиг непримиримую борьбу против исповедников единосушия..., всех, кто не хотел иметь общения с Евзоем, изгнал из церквей антиохийских и подверг различным мучениям и казням; говорят, что многих утопил в близлежащей реке Оронте (Н. Е., IV, 2)»; (второе путетешествие Валента на Восток): «продолжил преследование неарианствующих; не довольствуясь тем, что исповедников единосущия изгнал из восточных городов, он (Валент) подвергал их различным казням и погубил больше, чем прежде». Недостоверность рассказа (Socr., IV, 16; Soz., VI, 16) о 70 клириках, посаженных в Никомидии на судно и сожженных при пути по морю см. Gwatkin, Studies, note N,. ss. 276. 277. 1432 См. наиболее осведомленный Soz. Н. Е., VI, 7; ср. Socr. IV, 4; 11, 45. Собор в Лампсаке происходил в 364 г. 1437 Источниками при изложении всех этих событий являются Сократ (Н. Е., IV, 12), ссылающийся на сборник соборных деяний» Сабина и Созомен (VI, 10–11), молча пользующейся тем же Сабином. 1438 Заявление написано без всякой лести. Оно начинается обращением, какое обычно прилагалось тогда ко всякому епископу: «господину брату и сослужителю». 1439 Имена этн значились в записке, представленной папе послами, как об этом сообщает сам папа в ответном письме. Интересен состав этих лиц: 40 новых, прошлое которых неизвестно, 13 подписавшихся под антиохийским посланием к Иовиану с 363 года, 7 низложенных акакианами и 5 омиусиан, заявивших о себе на соборе. при Иовиане (401375­б5: один из епископов Еортасий входит в счет два раза; так, он низложен был Акакием и присутствовал на антиохийском соборе).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

В машинописи встречаются ошибки в цифрах (например, вместо «Кол. 1,15» в тексте значилось «Кол. 1,5», вместо «Мф. 2,13» — «Мф. 2,14», вместо «Soz. Η. Ε. VI, 4» — «Soz. Η. Ε. IV, 4», вместо «Socr. Η. Ε. Ill, 25» — «Socr. Η. Ε. II, 25», вместо «Socr. Η. Ε. II, 38» — «Socr. Η. Ε. II, 28», вместо «Гормизд (514–523)» — «Гормизд (514–529)», «Пелагий (556–561)» — «Пелагий (556–560)») и в именах. Так, одно и то же имя или слово порой появляется в разных обликах: например, Giiotkin и Gwatkin; «духоборцы» и «духоборы». Латинское название автобиографии Григория Назианзина имеет вид то De vita, то Carmen de uitae (sic!) sua. Наряду с «тритистами» в машинописи появляются «тритенты». В ссылках на работы зарубежных исследователей в «Лекциях» указывается только фамилия ученого и год издания (например, «Losche, 1900») или только фамилия (например, «Спасский, Funk»). При этом фамилии одних исследователей записаны латиницей, фамилии других — кириллицей (например, «Draseke», но «Гарнак»). Поскольку не все выходные данные иноязычных трудов могли быть нами проверены, мы оставляли их без изменения в авторской (вернее, студенческой) редакции. Сочинение Епифания называется то «Панарион», то «Против ересей» (Haer.). В некоторых местах «Лекций» обнаруживается непоследовательность. Так, в главе об Ефесском соборе автор сообщает, что «от восточных были избраны: Иоанн Антиохийский (курсив мой. — А. Б.), Иоанн Дамасский, Имерий Никомидийский, Павел Эмесский, Макарий Лаодикийский, Апрингий Халкидонский, Феодорит Киррский и Элладий Птолемаидский (в Финикии)». Им «было внушено добиваться осуждения анафематизмов Кирилла». В дальнейшем Иоанн под сильным давлением Кирилла «подписал, с незначительными изменениями в тексте, документ об осуждении Нестория и его ереси» и стал проводить соответствующую политику, так что «евфратисийские епископы обращались даже с жалобой на испытываемые от Иоанна притеснения к Пульхерии». Ниже А. И. Бриллиантов сообщает, что «подписывать новое исповедание веры с более ясным осуждением несторианского учения, как желал этого Кирилл, не нашел, однако, нужным сам Иоанн Антиохийский». Слово «сам» представляется не вполне уместным в данном контексте, так как Иоанн, несмотря на изменение своей позиции в отношении Нестория, не мог, очевидно, полностью отказаться от своих прежних убеждений. Его отказ подписывать новое исповедание поэтому вполне объяснимо. Слово же «сам» (=«даже») превращает его в яростного приверженца противников Нестория. Некоторые фразы в «Лекциях» не совсем понятны. Например: Иаковом Барадеем «рукоположен Иоанн, церковный историк, в Ефес, насчитывающий до 27–и епископов, поставленных Иоанном ». Подобные огрехи возникли, как представляется, вследствие специфичного «лекционного» стиля «Истории древней Церкви».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

356 Как ничтожны иногда бывали поводы для самых невероятных «историй», видно из того, что когда Афанисий в. представил в Тире Арсения ипсильского живым и с обеими руками, то мелетиане оправдывались тем, что Арсения долго искали и не находили: естественно было подумать, что он «умер» Soz., h е., 2, 25: π χρ νον λαθε ν κρυπτ μενον, μ φαινομενον δ ε κ τως ποθανε ν νομισθ ναι. 357 Д. вс. c., III, 286, M., VI, 684. Бленополь, древний Дрепан, переименованный так Константином в. в честь его матери, небольшой (Ргосор., de aelif., 5, город в Вифинии недалеко от Халкидона. Теплыми водами еленопольскими пользовался и Константин во время своей предсмертной болезни. Euseb., V. C., 4. 61. Socr., h. e, 1,39, Soz., U. e., 2, 34. Socr.: κπλε π τ ν λενο πολιν, ς φυσικο ς θερμο ς (Soz.: α τομ τοις λουτρο ς) χρησ μενος το ς χε γειτνι ζουσιν. 363 Что при Феофиле же перенесены и мощи пророка Елисея, сказано в сиваксаре. В арабский период мартирион назывался el-Deimas, т. е. «грот». Wüstenfeld, 75. Ludolf, 417: по Калькашанди 2 пауни (27 мая) «обретение костей (inventio ossum) Иоанна крестителя», a по абиссинскому календарю под тем же числом «явление тела (pparitio corporis) Иоанна крестителя и тела Елисея». 364 Тнеорн., a, 456. Вероятно перенесение мощей стояло в связи с постройками, производившимися в церкви св. Иоаннав 465–467 гг. 365 Revillout, Le сопс. de Nic. (Par., 1881), 112. R É., 1883, 28. Утверждают, что в состав этой библиотеки «места (τ πος) св. Иоанна» входили знаменитые «papyri taurinenses» (коптские папирусы туринского музея, первой половины V в.). Библиотека св. Иоанна была не единственная церковная библиотека в Адександрии: при церкви св. Марка [известной «бавкалийской» церкви, Epiph., haer., 69, 2. Neale, Hist, of the h. eastern church: the patriarchate of Alexandria (London, 1847), I, 9] в первой половине V I в. тоже существовала библиотека Abel, 737. Zoeha, 94 (cod. Vat. 61, cod. memph. Borg. 50), 372 Leon. ер. 113 (86, 3: ad cujus [toclesiae] episcopum vel ordinatores ejus seu clericos qualia scripta direxerim missis exemplaribus scire te volo.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

1218 Василий был обвинен в том, что кого-то несправедливо заключил в тюрьму, за то, что клеветал на каких-то лиц (по всей видимости, духовных, т.е. акакиан), и за то, что «через послания возмущал африканские церкви» (Socr., II, 42), т.е., вероятно, призвал деятелей африканской церкви выступить против сторонников Акакия и Евдоксия. 1219 Евстафий был еще ранее низложен своим отцом, епископом Кесарии Каппадокийской Евлалием, за то, что носил неприличные священному сану одежды, и на Константинопольском соборе лишь утвердили это низложение (Socr., II, 43). 1220 Кроме Василия были низложены следующие его сторонники-епископы: Элевсий Кизикский, Драконтий Пергамский, Неона Селевкийский, Кирилл Иерусалимский , Софроний Помпеопольский из Пафлагонии, Элпидий Саталийский из Македонии, Евстафий Севастийский, Евсевий Самосатский, Сильван Тарсский. 1221 О Македонии подробнее см. комментарии к Геннадию, прим. 48. Против Македония, на которого император Констанций уже давно гневался, были выдвинуты следующие обвинения: во-первых, он принял в общение одного диакона, уличенного в прелюбодеянии; во-вторых, он был виновником многих убийств (Socr., II, 42). В последнем обвинении речь идет, видимо, о событиях 343/344 г., когда во время борьбы за пост константинопольского епископа между православным Павлом и Македонием погибло много народу (Socr., II, 12; Soz., II, 17): в частности, были убиты Мартирий и Маркиан, нотарии Павла, впоследствии канонизированные, и взбунтовавшейся чернью даже был убит magister Гермоген, а затем при интронизации Македония в церкви погибли до 3150 человек от меча и давки. В 359 г. эта история почти повторилась: храм, в котором стояла гробница императора Константина, пришел в ветхость и грозил обвалом. Македоний решил перенести гробницу в другой храм. Население Константинополя разделилось на две партии: одни считали, что надо перенести, другие – что нельзя трогать останки. Когда гробницу все-таки перенесли, у церкви, где было новое захоронение Константина, произошло столкновение между сторонниками обеих партий и многие погибли (Socr., II, 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКЕДОНИЙ I Архиеп. К-польский (40-е гг. IV в.- янв. 360). О раннем периоде жизни М. практически ничего не известно. На исторической сцене он появляется в 337 г. как один из кандидатов на К-польскую кафедру, ставшую вакантной после смерти свт. Александра I . К этому времени он уже долгое время был клириком К-польской Церкви: по одним сведениям, диаконом, по другим - пресвитером ( Athanas. Alex. Hist. arian. 7; Socr. Schol. Hist. eccl. II 6). Конкурентом М. в борьбе за кафедру стал свт. Павел I . В историографии этот раскол интерпретировали как разделение между ортодоксальной, поддерживавшей Павла, и проарианской, поддерживавшей М., партиями, однако нет сведений о том, что борьба между кандидатами сопровождалась богословской полемикой. Судя по всему, и свт. Павел, и М. утверждали, что получили благословение умиравшего свт. Александра занять кафедру. Он якобы выдвинул обе кандидатуры, но противоборствующие партии расходились в том, кому он отдавал предпочтение ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 6; Sozom. Hist. eccl. III 3-4). Свт. Павел был рукоположен в 337 г. присутствовавшими в городе епископами без одобрения Феодора Ираклийского и Евсевия Никомидийского ( Sozom. Hist. eccl. III 3) - епископов соседних с К-полем городов, а также без согласования с императорами ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 7; Sozom. Hist. eccl. III 4). М. обратился с жалобой на свт. Павла к имп. Констанцию II ( Athanas. Alex. Hist. arian. 7). В результате свт. Павел был низложен небольшим Собором и отправлен в ссылку, но на его место по воле императора из Никомидии был переведен влиятельный еп. Евсевий (Ibidem; Socr. Schol. Hist. eccl. II 7; Sozom. Hist. eccl. III 4; Theodoret. Hist. eccl. I 19; Philost. Hist. eccl. II 10). Борьба между М. и свт. Павлом возобновилась в 341 г., после смерти Евсевия. Хронология этого противостояния не вполне ясна в силу противоречивости свидетельств источников ( Bardy. 1927; Telfer. 1950; Dagron. 1974. P. 422-437; Barnes. 1993. P. 212-217). М. был рукоположен во епископа К-поля своими сторонниками Феогнием Никейским, Феодором Ираклийским, Марием Халкидонским, Урсакием Сингидунским и Валентом Мурсийским, к-рые составили небольшой Собор ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 12; Sozom. Hist. eccl. III 7). Противостояние М. и свт. Павла в 342 г. обернулось народным возмущением, в результате к-рого погиб магистр конницы Ермоген, доверенное лицо имп. Констанция. Несмотря на то что император считал главным виновником происшедшего свт. Павла, он возлагал вину и на М. и не одобрял в полной мере его поставления на кафедру ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 13; Sozom. Hist. eccl. III 7).

http://pravenc.ru/text/2561500.html

1800 «По общему приговору многих епископов» (Socr., H.E., V, 6); «Мелетий вверил Григорию предстоятельство в Константинополе» (Theodor., H.E., V, 3); «многие из пастырей и их овец» (De se ipso. Migne, gr. s., t. 37, p. 1074). 1801 «Умолчу о камнях, этом угощении, какое они сделали мне» (De se ipso. Migne, gr. s., t. 37, c. 1075). 1806 Оба историка – Сократ и Созомен цель собора указывают в «утверждении символа никейского и рукоположении епископа для Константинополя (Socr. V, 7; Soz. VII, 7)» 1807 Вся прошлая история говорила за то, что из собора, составленного из восточных и западных епископов, ничего не выйдет, кроме новой ссоры. Мы увидим ниже, что настроение Запада именно в момент созвания константинопольского собора, и было особенно враждебное. Феодорит, конечно, хорошо понимает это дело. 1808 Константинопольский собор впоследствии стал известен под именем собора «150 отцев», как никейский обыкновенно назывался собором «318» отцев. Латинский список епископов, присутствовавших на нем, известный из канонических сборников Дионисия Малого и Приски (Mansi, III, 568–571), упоминает только 147 епископов, при чем в ряду их числится 7 пресвитеров, заменивших своих епископов. Тот же самый вид имеет список в Хронике Михаила Сирского (Chronique de Michel le Syrien, patriarche Iacobite Antioche. Ed. Chabot, Paris, 1899, I, 313–320). Кроме того, не хватает еще одного – Петра Севастийского, брата Василия Великого говорит Феодорит (H.E., V, 3) и по-видимому один лишний – Мелетий антиохийский , умерший до окончания собора. 1814 Это предложение сделано уже (ср. Hefele, Consiliengeschichte, Arnheim, 1856, 2 B., s. 16). Мы подтверждаем его дальнейшими указаниями. 1817 В 1 каноне они называются: ρεινοι ε τουν υδοξινοι (Mansi, III, 560). Отсюда открывается организаторское значение Евномия для партии омиев: имя его пережило его смерть. 1823 Soz., VII, 7. Очевидно, это были старые омиусиане, возвратившиеся на позиции, какую они занимали при Констанции. Из всего пережитого они ничему не научились, и ничего не забыли.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Hist. eccl. VIII 14. 5-6; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 12). Сойдя с корабля, он вошел в один из храмов, находившийся недалеко от порта, в 7 км от К-поля; там он отслужил литургию и без ведома К-польского епископа совершил рукоположение во диакона ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 12, 14). По прибытии в город Е. К. отказался принять приглашение свт. Иоанна Златоуста остановиться у него в резиденции, т. к., по его словам, не пожелал находиться под одной крышей с еретиком (Ibid. VI 12). Вероятно, Е. К. был не только недоволен тем, что свт. Иоанн Златоуст принял под свою защиту оригенистов и требовал от еп. Феофила Александрийского вновь принять их в церковное общение; ранее в Антиохии свт. Иоанн был пресвитером при еп. Флавиане, к-рый II Вселенским Собором был избран преемником свт. Мелетия вместо еп. Павлина, с чем не был согласен Е. К. Во время пребывания в К-поле Е. К. удалось собрать неск. подписей находившихся там епископов из др. областей под осуждением сочинений Оригена (Ibidem). Предполагают, что Е. К. встретился с имп. Евдоксией - непримиримым врагом свт. Иоанна Златоуста, и с одним из «Длинных братьев» - Аммонием ( Sozom. Hist. eccl. VIII 15). Е. К. не только отказался принимать участие в богослужениях, совершавшихся К-польским епископом, пока тот не осудит сочинений Оригена и не изгонит егип. оригенистов ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 14; Sozom. Hist. eccl. VIII 14), но, напротив, принял предложение врагов свт. Иоанна Златоуста, собравшихся в ц. св. Апостолов, произнести проповедь, в которой осудил сочинения Оригена, «Длинных братьев» и насмехался над свт. Иоанном Златоустом ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 14; Sozom. Hist. eccl. VIII 14). На др. день, когда Е. К. вновь пришел в ту же церковь, архидиак. Серапион, присланный свт. Иоанном Златоустом, обвинил его в многочисленных нарушениях церковной дисциплины, к-рые он совершил, начиная с прибытия в столицу, и потребовал, чтобы он немедленно вернулся на свою кафедру, в противном случае люди, верные свт. Иоанну Златоусту, принудят его к этому силой ( Socr.

http://pravenc.ru/text/190091.html

Термин «македониане» (от имена Македония, еп. константинопольского) до 380 г. не встречается и затем уже постепенно входит в обший обиход. Известия историков крайне разноречивы в сообщениях о начальной судьбе Македония; несомненно, что с 342 или 343 года он получил кафедру в столице империи. По своим догматическим воззрениям он принадлежал к партии омиусиан. Он участвовал в самом возникновении этой партии. Георгий лаодикийский, первый, призвавший Восток к борьбе с аномейством, в своем письме обращается к нему и к Василию анкирскому (Soz. Н. Е., IV, 13). Он должен был участвовать на соборе в Анкире и вместе с Василием защищал омиусианство в Селевкии (Soz. IV, 22). Филосторгий (Н. Е. IV, 9 ср. 8, 17) и Епифаний (Наег. 73, 23. 27) причисляют его к партии Василия. Вместе с другими омиусианами, Василием, Елевсием кизическим, Евстафием севастийским и др. он был лишен на константинопольском соборе 361 г. своей кафедры и, но Созомену, проживал в одном местечке близ Константинополя, где скоро и скончался (IV, 26). Его имя в последний раз (364 г.) упоминается в надписании Либериева послания на восток в числе епископов, присоединившихся к никейскому символу (Socr. IV, 12) и с этих пор он исчезает из истории. Между тем, среди омиусианских кружков споры о Св. Духе начались гораздо позднее; еще в 371 году Василий Великий избегал в своих проповедях называть Духа Богом. По-видимому, поводом к окончательному разрыву между омиусианами и ново-никейской партии, после которого впервые из прежних друзей становятся еретиками-духоборцами, послужила вражда Василия Великого и Евстафия севастийского (о ней ниже). Василий именно Евстафия называет «вождем ереси духоборческой» ( πρωτοστης τς τν πνευματομχων αρσεως – ер. 263, 3). Македоний не дожил до этого времени и никакого участия в спорах о Св. Духе не принимал. Это, быть можеть, единственный пример в церковной истории, когда человек ни в чем неповинный был объявлен и осужден, как ересиарх. Впервые имя «македониан» ввели в употребление церковные историки V века, Сократ и Созомен. Живя в Константинополе они много слышали о Македонии, тем более, что его константинопольские последователи после низложения Македония (Socr. IV, 28) не имели своего епископа и вероятно назывались македонианами. Историки обобщили это имя и перенесли его на всех духоборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010