Библиография В библиографии указаны цитируемые издания. Источники приводятся в следующем порядке: сначала издание на языке оригинала, затем использованные во французском издании переводы. Список сокращений PG – Patrologiae cursus completes. Ser. Graeca/Ed. J.P. Migne. Paris, 1857–1866. 161 t. PL – Patrologiae cursus completes. Ser. Latina/Ed. J.P. Migne. Paris, 1844–1864. 225 t. SC – Sources Chretiennes. Paris, 1940– . SO – Spiritualite orientale. Editée par l’abbaye de Bellefontaine. Φιλοκαλα – Φιλοκαλα των ιεπν νηπτικν. θναι, 1957–1963 (переизд.: 1974–1976. Τ. I-V). Philocalie – Philocalie des Peres neptiques. 11 vol. Bellefontaine, 1979–1991. Cah. (cahier) – выпуск, часть. Chap. (chapitre) – глава. Col. (colonne) – столбец, колонка. Ed. (editeur, edition) – издатель, издание. Ibid. (Ibidem) – Там же. Idem – Он же. Op. cit. (opus citato) – цитированный труд. P. (page) – страница. Trad. (traduction, traducteur) – перевод, переводчик. Источники 1. Литургические тексты Mercenier E. La Prière des Eglises de rite byzantine. T. I, II/1. 2e ed. Chevetogne, 1937; 1953. [Мерсенье Е., о. Церковные молитвы восточного обряда]. Sacrement de l’Huile sainte et Prières pour les maladies/Introduction et trad. par le P. Denis Guillaume. Rome, 1985. [Елеосвящение и молитвы о болящих]. Минея [богослужебная]. Январь. Ч. 1. М., 2002. Октоих. Ч. 2. М., 1996. Требник. М., 1991. 2. Тексты святых отцов и учителей Церкви Августин Аврелий , блж. О граде Божием. – Augustin. La Cite de Dieu. Texte de la 4e ed. de B. Dombart et A. Kalb/Trad. par G. Combes. 5 vol. Paris, 1959–1960. О Книге Бытия. – La Genese au sens litteral//PL. T. 34. Col. 219–486 . Аммоний. Письма. – Ammonas. Lettres/Texte grec établi par F. Nau. Patrologia Orientalis . Т. XI. Cah. 4. Paris, 1915; Trad. du syriaque, du georgien et du grec par Dom B. Outtier et Dom L. Regnault//SO. 42. Bellefontaine, 1985. Арнобий Старший. Против язычников. – Arnobe de Sicca. Contre les païens//PL. T. 5. Col. 713–1288 . Афанасий Великий , Александрийский, свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАДИШО Дадишо [сир.   - (исповедующий) закон Иисуса], Селевкийский католикос Церкви Востока (421-456), современник сасанидских шаханшахов Вахрама V (420-438) и Йездигерда II (438-457). Упоминается в Деяниях Соборов Церкви Востока, изданных аббатом Ж. Б. Шабо. Начало его пастырского служения было осложнено разногласиями епископов по поводу кандидатуры католикоса. Во внутрицерковные дела были вовлечены влиятельные вельможи Сасанидской державы. Сразу после смерти католикоса Ябаллахи I в 420 г. его преемником - при вмешательстве военачальника Михр-Нарсе - был избран Мана, митр. Парса. В том же году в результате интриг его противников он был смещен, заточен в темницу, а затем выпущен с условием более не претендовать на высший сан. В 421 г. католикосом был избран Д., архиеп. Селевкии. Обвиненный в лихоимстве и в натравливании зороастрийских жрецов на христиан, он вскоре был заточен в темницу, а место католикоса занял Фаррбохт, еп. окр. Ардашир-Хварре в Парсе. В 422 г. в результате дипломатических усилий визант. имп. Феодосия II Д. был освобожден из тюрьмы. Однако он был настолько подавлен разногласиями в христ. общине Ирана, что отказался от места католикоса и заявил о решении уйти в обитель Ковчега - мон-рь, основанный Иаковом Нисибинским неподалеку от Карду, курдского района в верховьях р. Тигр. Большинство церковных иерархов Ирана воспротивились его уходу. В 424 г. 36 епископов созвали Поместный Собор за пределами сасанидской столицы, в одном из поселений арабов-христиан, на к-ром настояли на отмене отречения Д. и подтвердили свою верность католикосу. Собор назвал имена 11 иерархов (в т. ч. 2 из Парса), оспаривавших первенство Селевкийской митрополии в занятии Патриаршего престола, и осудил их деятельность. Собор также провозгласил независимость христ. Церкви Ирана от Церкви Византии. О конкретных деяниях Д. в течение долгого пребывания в сане католикоса источники не сообщают, сосредоточив внимание на описании гонений и богословских споров в христ. мире, к-рыми была так богата его эпоха. Не совсем ясно его отношение к несторианству. Возможно, провозглашенная им независимость от Церкви Византии и сан католикоса обязывали Д. к соблюдению нейтралитета ради сохранения мира внутри общины. Ист.: Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 2. Col. 53-60; Chabot. Synod. orient. P. 43-53 [Texte], 285-299 [Trad.]; Histoire de l " Église d " Adiabene sous les Parthes et les Sassanides par Msiha-Zkha//Sources Syriaques. Lpz., 1907. Vol. 1/Éd. par A. Mingana. P. 63 [Texte], 142-143 [Trad.]. Лит.: Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 119-130, 327-328; Christensen A. L " Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1936. P. 276. А. И. Колесников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168626.html

Каноны Собора 676 г. и Epistola dogmatica были изданы Ж. Шабо в сб. Synodicon Orientale (P., 1902). Существуют также стихотворные «Слова» на великопостные диаконские возглашения Ниневийской Церкви, приписываемые Г. К. Нек-рые из них включены в Breviarum Chaldaicum. Существуют переводы творений Г. К. на араб. язык (важнейшие рукописи: Vat. Borgia, 82, 75v - 79v, Vat. Ar. 157, 73r-75r.- последняя рукопись была издана В. Хёнербахом и О. Шписом). Ист.: Gregorii Barhebraei Chronicon ecclesiasticum/Ed. J. B. Abbeloos, T. J. Lamy. Louvain, 1872-1877. Vol. 1-3; Breviarum Chaldaicum. P., 1886. Vol. 1; The Book of Governors: The Historia Monastica of Thomas Bishop of Marga/Ed. E. A. Wallis Budge. L., 1893 2 vol.; Gismondi H. Maris, Amri et Slibae: De Patriarchis Nestorianorum commentaria. R., 1896-1899. 4 vol.; Duval R. La littérature syriaque: Bibl. de l " Enseignement de l " Histoire ecclésiastique. P., 1900. P. 371-372. (Anciennes litt. Chrétiennes; 2); Eliae metropolitae Nisibeni Opus chronologicum/Ed. E. W. Brooks. P., 1954. Vol. 1 (1). (CSCO; 62. Syr.; 22); Ibn at-Taiyib. Fiqh an-nasraniyya: «Das Recht der Christenheit»/Hrsg. W. Hönerbach, O. Spies. Louvain, 1957. Vol. 2. (CSCO; 167. Arab.; 18); Histoire du couvent de Sabrio/Ed. A. Mingana//Sources syriaques. Lpz., Vol. 1/1. P. 169-271; Vie de Bar-Penkayé/Ed. A. Mingana//Ibid. Vol. 1/2. P. 1-204; Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. М., 2002. С. 126-127 [рус. пер. фрагм. послания Г. К. к Мине, хорепископу Персии]. Лит.: Cardahi G. Liber thesauri de arte poetica syrorum necnon de eorum poetarum vitis et carminibus. R., 1875; Райт. Очерк. С. 125-126; Wolska W. La topographie chrétienne de Cosmas Indicopleustès: Théologie et science au VI siec. P., 1962. P. 73-85; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 217, 219; Bundy D. Georges I de Kaphra//DHGE. Vol. 20. Col. 625-627; Brock S. Syriac Writers from Beth Qatraye//Aram. 1999/2000. Vol. 11/12. P. 85-96. Winkler D. W. Ostsyrisches Christentum: Unterzuch. zu Christologie, Ekklesiologie. Münster, 2003. S. 119-129.

http://pravenc.ru/text/164369.html

В кон. I - нач. II в. по Р. Х. в Сев. Месопотамию начинает проникать христианство, сначала в Осроену и ее столицу Эдессу, потом в А. и Арбелу; в первую очередь новую религию принимали бывш. иудеи. Распространение христианства традиция связывает с именем ап. Аддая . Местный клирик Мшиха-зха, составивший в сер. VI в. т. н. «Хронику Арбелы», называет первым епископом А. ученика ап. Аддая Мар Пкиду (104-114). Второй епископ, Шемшон, рукоположенный в 120 г. еп. Мезрой Бет-Забдайским, в 123 г. был замучен по наущению зороастрийских магов, став первым христ. мучеником из А. В «Хронике Арбелы» утверждается также, что правитель А. Ракбакт был тайно крещен третьим христ. еп. Исааком (135-148) и покровительствовал распространению христианства в своих землях. Несмотря на то что совр. наука имена и даты правления первых адиабенских епископов считает весьма сомнительными, христ. общины на территории А. в эту эпоху, несомненно, существовали; уроженцем этих мест был видный раннехрист. писатель Татиан . После крушения Парфии и образования державы Сасанидов численность христ. общины в А. значительно возросла. С утверждением христианства в Римской империи при имп. Константине Великом все христиане стали рассматриваться как союзники Рима и соответственно потенциальные враги персид. шаханшахов. В массовых гонениях на христиан при Шапуре II (309-379) венец мученичества приняли и многие клирики из А. Спорадические преследования продолжались и позднее. На патриаршем Соборе Мар Исаака в Селевкии (410) кафедра епископа в Арбеле была преобразована в митрополию и к собственно Адиабенской епархии был причислен ряд церковных округов за пределами А. Адиабенские митрополиты присутствовали почти на всех несторианских Соборах V-VI вв., проходивших в сасанидской столице. С завоеванием А. арабами в VII в. и утверждением ислама значение области как одного из крупных центров вост. христианства было утрачено. Христ. община сохранялась в А. до кон. XIV в. Ист.: Тацит. Анналы. XII, XV; Dio Cassius. Hist. Rom. LXII 20; LXVIII 22, 26; LXXV 1; Meshihazekha (M š ih a-Zkha). Histoire de l " église d " Adiabène sous les Parthes et les Sassanides. Lpz., 1907. (Sources Syriaques; 1).

http://pravenc.ru/text/Адиабена.html

Juusola, J. Laulainen and H. Palva (eds), Verbum et Calamus . Semitic and Related Studies in Honour of Professor T. Harviainen (Studia Orientalia 99; 2004), 31-9. Changing fashions in Syriac translation technique: the background to Syriac translations under the Abbasids, JCSSS 4 (2004), 3-14. Some early witnesses to the East Syriac liturgical tradition, JAAS 18:1 (2004), 9-45. Transformations of the Edessa portrait of Christ, JAAS 18:1 (2004), 46-56. Syriac Dialogue: an example from the past, JAAS 18:1 (2004), 57-70. [=Mar Aprem Fs, reprinted with small alteration]. Syriac Studies: a Classified Bibliography 1996-2000, Parole de l‘Orient 29 (2004), 263-410. Crossing the boundaries: an ecumenical role played by Syriac monastic literature, in M. Bielawski and D. Hombergen (eds), Il monachesimo tra ereditá e aperture (Studia Anselmiana 140; 2004), 221-38. A neglected witness to the East Syriac New Testament Commentary tradition, Sinai Arabic ms 151, in R. Ebied and H. Teule (eds), Studies on the Christian Arabic Heritage [Festschrift Samir Khalil] (Eastern Christian Studies 5; Leuven 2004), 205-215. The earliest Syriac manuscript of the Martyrdom of Philemon and companions, in U. Zanetti and E.Lucchesi (eds), Aegyptus Christiana . Mèlanges d " hagiographie ègyptienne dèdiès á la mèmoire du P.Paul Devos Bollandiste (Cahiers d " Orientalisme 25; Geneva, 2004), 29-42. Without Mushe of Nisibis where would we be? Some reflections on the transmission of Syriac literature, in R. Ebied and H. Teule (eds), VIIIth Symposium Syriacum=Journal of Eastern Christian Studies 56 (2004), 15-24. Du grec en syriaque: l " art de la traduction chez les syriaques, in Les Syriaques transmetteurs de civilisations. l " expèrience du Bilad el-Sham á l " époque omeyyade (Patrimoine Syriaque: Actes du Colloque IX; Antelias/Paris, 2005), 11-34. Introduction, Liturgical Texts, Poetry, Secular Literature, Appendix 1-2, in Nos Sources: Art et Littèrature Syriaques (Sources Syriaques 1; Antelias, 2005), 9-20, 291-313, 315-338, 451-474, 581-592.

http://bogoslov.ru/person/322891

Греч, текст и франц. перевод: Les Constitutions apostoliques/Texte et trad. M. Metzger. Paris, 1985, 1986, 1987 (Sources chrétiennes 320. Livres Ι-II; 329. Livres III-VI; 336. Livres VII-VIII). – Дидахе. Греч, текст и франц. перевод: La doctrine des douze apôtres (Didachè)/Texte grec et traduction et notes par W. Rordorf et A. Tuilier. Paris, 1978 (Sources chrétiennes 248 bis). – Жития преподобного Пахомия Великого (Первое греческое житие). Греч, текст: Sancti Pachomii Vitae graecae/Ed. F. Halkin. Bruxelles, 1932 (Subsidia Hagiographica 19). – История монахов в Египте. Греч, текст: Festugière A.-J. Historia monachorum in Aegypto. Bruxelles, 1961 (Subsidia Hagiographica 34). – Многополезное сказание об авве Филимоне. Греч, текст: Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1976. Τ. Β». Σ. 241–252. – Послание к Диогнету. Греч, текст и франц. перевод: À Diognète/Texte grec et traduction par H.-I. Marrou. Paris, 1965 (Sources chrétiennes 33 bis). Антоний Великий , прп. – Послания. Лат. версия: PG 40, 977–1000. Грузинская версия: Lettres de S. Antoine. Version géorgienne et fragments copies/Éd. G. Garitte. Louvain, 1955 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, Scriptores Iberici 5, Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 148 (текст); Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, Scriptores Iberici 6, Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 149 (лат. Пер.)). Сирийская версия (1-е письмо): Nau F. La version syriaque de la première lettre de saint Antoine. Paris, 1909 (Revue de l’Orient chrétien 14). P. 282–297. Антоний III Студит, патриарх Константинопольский – Поощрение к исповеди. Греч, текст: Παποδπουλος-Κεραμες А. Προτροπ ες ξαγρευσιν: ντνιος Στουδτης κα τινα σμμικτα//Να Σιν Β». 1905. Σ. 807–815. Апофтегмы – Алфавитное собрание. Греч, текст и лат. пер.: PG 65, 71–440. Греч, текст и франц. пер.: Guy J.-C. Recherches sur la tradition grecque des Apophtegma Patrum. Bruxelles, 1962 (Subsidia Hagiographica 36). P. 19–36. Изд. и пер. на французский: Les sentences des Pères du désert: Collection alphabétique/Traduit par Dom L. Régnault. Solesmes, 1981.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Предание об И. не имеет под собой исторического основания (у имп. Зинона не было дочерей). Еще в 1888 г. О. фон Лемм высказал предположение о его зависимости от древнеегип. легенды о царевне Бент-Реш (Дочь радости), имя которой соотносится с именем И. (Радость). Дрешер счел гипотезу фон Лемма неосновательной и предложил рассматривать сказание об И. как вост. вариант распространенного агиографического повествования, героиня к-рого, имея знатное происхождение, тайно покидает дом и подвизается в мон-ре в муж. образе (прмц. Евгения , преподобные Евфросиния, Пелагия ; особенно близкое сходство с прп. Аполлинарией ). По мнению М. ван Эсбрука, этот сюжет был использован коптами для создания одного из символических повествований, в к-рых христ. святые олицетворяют различные религиозно-политические силы (о др. примерах такого рода см.: Esbroeck M., van. Le saint comme symbole//The Byzantine Saint/Ed. S. Hackel. L., 1981. P. 128-140). В историческом плане идеализация фигуры имп. Зинона, пытавшегося примирить православных и монофизитов, свидетельствует о том, что византийская власть продолжала восприниматься коптами как законная в случае ее промонофизитской (православной, с т. зр. коптов) настроенности. Почитание И. известно лишь в восточных неправосл. Церквах: Коптской, Эфиопской и Сирийской яковитской. В сиро-яковитских календарях память И. отмечена 13 янв., в Мартирологе Раббана Слибы - 27 нояб., причем в качестве монашеского имени И. указано имя Иоанн. Ист.: Wensinck A. J. Legends of Eastern Saints Chiefly from Syriac Sources. Leiden, 1913. Vol. 2: The Legend of Hilaria; Drescher J. Three Coptic Legends: Hilaria, Archelites, the Seven Sleepers. Cairo, 1947. P. 1-13, 70-82 (рус. пер.: Еланская А. И. Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. яз. СПб., 20012. С. 305-313); SynAlex. Vol. 3. P. 624-638; SynAlex (Forget). Vol. 1: [Textus]. P. 224-226, 384-391; Vol. 1: [Versio]. P. 361-363, 364-372; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 169; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1915. P. 70, 118. (PO; T. 10. Fasc. 1).

http://pravenc.ru/text/389243.html

Ист.: Langlois V., é d. Collection des historiens anciens et modernes de l " Armenie. P., 1869. Vol. 2; at-Tabari, Abu Djafar Mohammed ibn Djarir. Annales/Ed. M. J. de Goeje. Lugd. Batav., 1881/1882. Ser. 1. T. 2. P. 871-872 (нем. пер.: Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden/Übers. Th. Nöldeke. Leiden, 1879. S. 112-117); Bedjan. Acta. T. 2. P. 515-535, 559-631; Hoffmann G. Auszüge aus syrischen Akten persischer Märtyrer. Lpz., 1880. S. 50-71; Sources syriaques. Lpz., 1907. Vol. 1: M š iha-Zkha. Histoire de l " Église d " Adiabene sous les Parthes et les Sassanides (VI s.)/Éd. A. Mingana. P. 64-68 [сир. текст], 144-147 [франц. пер.]; Ghazar P " arpetsi. History of the Armenians/Ed. R. Bedrosian. N. Y., 1985; Юзбашян К. Н. Армянская эпопея V века. Елишэ. Слово о войне армянской. М., 2001. Лит.: Labourt. Christianisme dans l " empire Perse. 1904. P. 125-130; Duval. Littératures. 19073. P. 121-122, 133-134; Christensen A. L " Iran sous les Sassanides. Copenhague, 19442. P. 282-289, 309; Fiey J. M. Vers la réhabilitation de l " «Histoire de Karka d " Bét Slo  h»//AnBoll. 1964. Vol. 82. P. 189-222; The Cambridge History of Iran. Camb., 1983. Vol. 3: The Seleucid, Parthian and Sasanian Periods/Ed. E. Yarshater; Ma š ku   r M. J. Ta  rx-e seya  s-ye Sa  sa  nya  n. Tehra  n, 1988 (1367). [Pt. 1]. P. 562-581; Gyselen R. Nouveaux matériaux pour la géographie historique de l " empire Sassanide: Sceaux administratifs de la collection Ahmad Saeedi. P., 2002. P. 65-67, 147, 148; McDonough S. J. A Question of Faith?: Persecution and Political Centralization in the Sasanian Empire of Yazdgard II (438-457 CE)//Violence in Late Antiquity: Perceptions and Practices/Ed. H. A. Drake. Aldershot, 2006. P. 69-81; Daryaee T. Sasanian Persia: The Rise and Fall of an Empire. L.; N. Y., 2009. P. 23-24, 77-79, 82; Gignoux Ph., Jullien Chr., Jullien Fl. Noms propres syriaques d " origine iranienne//Iranisches Personennamenbuch. W., 2009. Bd. 7: Iranische Namen in semitischen Nebenüberlieferungen. Fasz. 5. N 45g, 299d, 322a, 394c, 407b, 410a, 412, 453c.

http://pravenc.ru/text/1237995.html

Лит.: Болотов. Лекции. 1910. Т. 2. С. 348-367; Labriolle P., de. La crise montaniste. P., 1913; idem. Les sources de l " histoire du montanisme: Textes grecs, latins, syriaques. P., 1913; Покровский А. И. Соборы Др. Церкви эпохи первых трех веков: Ист.-канонич. исслед. Серг. П., 1914. С. 97-166; Schepelern W. Der Montanismus und die phrygischen Kulte. Tüb., 1929; Aland K. Der Montanismus und die kleinasiatische Theologie//ZNW. 1955. Bd. 46. S. 109-116; Barnes T. D. The Chronology of Montanism//JThSt. N. S. 1970. Vol. 21. N 2. P. 403-408; Powell D. Tertullianists and Cataphrygians//VChr. 1975. Vol. 29. P. 33-54; Blanchetière F. Le montanisme originel//RSR. 1978. Vol. 52. N 2. P. 118-134; 1979. Vol. 53. N 1. P. 1-22; Strobel A. Das heilige Land der Montanisten: Eine religions-geographische Untersuchung. B.; N. Y., 1980; Frend W. H. C. Montanism: Research and Problems//RSLR. 1984. Vol. 30. P. 521-537; idem. Montanism: A Movement of Prophecy and Regional Identity in the Early Church//BJRL. 1988. Vol. 70. N 3. P. 25-34; Heine R. E. The Montanist Oracles and Testimonia. Macon, 1989; Williams D. H. The Origins of the Montanist Movement: A Sociological Analysis//Religion. Abingdon, 1989. Vol. 19. N 4. P. 331-351; Tabbernee W. Montanist Regional Bishops: New Evidence from Ancient Inscriptions//JECS. 1993. Vol. 1. N 3. P. 249-280; idem. Montanist Inscriptions and Testimonia: Epigraphic Sources Illustrating the History of Montanism. Macon, 1997; idem. Fake Prophecy and Polluted Sacraments: Ecclesiastical and Imperial Reactions to Montanism. Leiden; Boston, 2007; idem. Prophets and Gravestones: An Imaginative History of Montanists and other Early Christians. Peabody, 2009; Maraval P. La «nouvelle prophétie», le montanisme//HChr. 2000. T. 1. P. 522-527; Trevett C. Montanism: Gender, Authority and the New Prophecy. Camb., 2002r; Афанасьев Н. Н., протопр. Церковные Соборы и их происхождение. М., 2003. С. 74-100; Butler R. D. The New Prophecy and «New Visions»: Evidence of Montanism in the «Passion of Perpetua and Felicitas». Wash., 2006; Пеликан Я. Христианская традиция: История развития вероучения. М., 2007. Т. 1: Возникновение кафолической традиции (100-600 гг.). С. 93-103; Tabbernee W., Lampe P. Pepouza and Tymion: The Discovery and Archaeological Exploration of a Lost Ancient City and an Imperial Estate. B.; N. Y., 2008.

http://pravenc.ru/text/2564136.html

Лит.: Райт. Очерк. С. 32-33; Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 87-99; Tisserant E. Marouta de Maypherkat//DTC. T. 10. Col. 142-149; Baumstark. Geschichte. S. 53-54; Marcus R. The Armenian Life of Marouta of Maipherkat//HarvTR. 1932. Vol. 25. P. 47-71; Vosté J. M. Marouta de Maïpherqat et le «Liber ad baptizandos» de Théodore de Mopsueste//OCP. 1946. Vol. 12. P. 201-205; Ortiz de Urbina. PS. P. 48-51; Sauget J.-M. Maruta//BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 1305-1309; Тер-Петросян Л. А. Два сирийских агиогр. памятника, известных по арм. переводу//ППС. 1974. Вып. 25(88). С. 144-151; он же. О значении предисловия к сборнику Маруты Майферкатского//Древний Восток. Ер., 1976. Вып. 2. С. 238-250; idem (Ter-Petrossian L.). L " attribution du recueil des Passions des martyrs perses à Maroutha de Maypherqat//AnBoll. 1979. Vol. 97. N 1/2. P. 129-130; Fiey J.-M. Martyropolis syriaque: Après Ma  ru  ta  //Le Muséon. 1976. Vol. 89. N 1/2. P. 5-38; idem. Maruta de Martyropolis d " après Ibn al-Azraq (1181)//AnBoll. 1976. Vol. 94. P. 35-45; Sanspeur C. L. La préhistorie de la plus ancienne vie grecque de S. Marouthas//OLP. 1978. Vol. 9. P. 159-165; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в ср. века. М., 1979. С. 197-198; Drijvers J. W. Marutha of Maipherqat on Helena Augusta, Jerusalem and the Council of Nicaea//StPatr. 2001. Vol. 34. P. 51-64; Dupont V. L. À propos de l " hémine de vin: une source inexplorée?: Les canons de Maruta//Collectanea Cisterciensia. Chimay, 2005. Vol. 67. N 4. P. 322-325; Смелова Н. С. Правила Первого Вселенского Никейского собора по ркп. Сир. 34 из собр. ИВР РАН///Письменные памятники Востока. СПб., 2009. Вып. 2(11). С. 42-65; Munt H. Ibn al-Azraq, Saint Marutha, and the Foundation of Mayyafariqin (Martyropolis)//Writing «True Stories»: Historians and Hagiographers in the Late Antique and Medieval Near East/Ed. A. Papaconstantinou et al. Turnhout, 2010. P. 149-174; Stevenson W. John Chrysostom, Maruthas and Christian Evangelism in Sasanian Iran//StPatr. 2010. Vol. 47. P. 301-306; Brock S. Marutha of Maypherqat//GEDSH. 2011. P. 273; Calzolari V. Figures de l " hagiographie syriaque dans la tradition arménienne ancienne (Šalita, Jacques de Nisibe, Maruta de Mayperqat)//L " hagiographie syriaque/Éd. A. Binggeli. P., 2012. P. 141-170. (Études syr.; 9).

http://pravenc.ru/text/Маруф.html

  001     002    003    004