В свободе — гибель человека, в свободе же и спасение его. От него самого зависит: ждет ли его вечная мука или вечное блаженство. А они воздаются всему человеку, т. е. не только духу его, а и его душе и телу. Ибо для Бога возможно воскресение тела, т. е. воссоединение разъединенных смертью элементов; и оно достойно Его, ибо достойным Его было само создание тела. Примечания: Издания апологетов и мужей апостольских, кроме Migne, Funk и 0тто — Texts and Studies, Contributions to Biblical and Patristic Literature, ed. by J. A. Robinson, Cambridge, 1891 сл. (Aristides — I, 1), Q. Rauachen Florilegium patristicum (lustinus — facs. 2, 1904); Q. Kruger Die Apologien lustinus des Martyrers, 2 ed., Freiburg i. Br., 1896 («Sammlung ausgewahlter Kirchen–und dogmengeschichtlicher Quellenschriften» hqb. v. Dr. G. Kruger); Q. Archambaulm Justin, Dialogue avec Tryphon, texte grec, trad, franc. 2 v. Paris, 1909 («Textes et documents» publies par H. H e m m e r e t P. L e j а у). Особенно существенны тексты: Clemens Rom. 1; 13—20; 37—45; Barnabas 3, 12, 14; 5, 7; II Clemenm. 9, 14; I g n a t i i A n t. ad Philad. 9; ad Eph. 18, 8; A r i s t i d e s 1, 2, 6, 16; A t h e n a g о r a s 8; 17—24; 31—37; I u s t i n u s I Apol. 8—13; 32 сл.; 46; 61—63; 66; II Apol. 5—8; 2, 10; 12—19; 23; Dial. 11, 28—31, 43, 48, 51, 56, 60 сл.; 88, 126; Tatianus c. graecus 1, 4, 8, 10, 15—20, 25—28; Theophil. 1, 1, 4; 1, 4, 6, 7; 1, 10; 2, 10, 23; 2, 24, 27; A d. D i о g n. 6 сл.; M i n u с i u s F. 17; H e r m a s Pastor Simil. 9, 16, 5—7; Clemens Alex. Strom. 6, 5. Св. Ириней Лионский Среди младшего поколения апологетов особое место занимают Тертуллиан и Ириней. Тертуллиан (род. в 150 или 160 г. в Африке, с 197 г. — христианин, с 206 или 208 — еретик–монтанист, ср. гл. VI) является одним из самых ярких, непримиримых и риторически–пламенных противников гносиса. Будучи одним из характернейших представителей и даже основоположников западного христианства, он стоит вне основного русла Православия — вне христианства восточного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

И хотя все это — воля Божия, хотя осуществится замысел Божьего домостроительства, мировое развитие не связано необходимостью или роком, а обусловлено свободной волей человеков и демонов (Иустин). Бог все предвидит, но не предопределяет, награждая и карая человека за свободные его поступки. В свободе — гибель человека, в свободе же и спасение его. От него самого зависит: ждет ли его вечная мука или вечное блаженство. А они воздаются всему человеку, т. е. не только духу его, а и его душе и телу. Ибо для Бога возможно воскресение тела, т. е. воссоединение разъединенных смертью элементов; и оно достойно Его, ибо достойным Его было само создание тела. Издания апологетов и мужей апостольских, кроме Migne, Funk и 0тто — Texts and Studies, Contributions to Biblical and Patristic Literature, ed. by J. A. R o-binson, Cambridge, 1891 ел. (Aristides — I, 1), Q. Rauachen Florilegium patristicum (lustinus — facs. 2, 1904); Q. Kruger Die Apologien lustinus des Martyrers, 2 ed., Freiburg i. Br., 1896 («Sammlung ausgewahlter Kirchen-und dogmengeschichtlicher Quellenschriften» hqb. v. Dr. G. Kruger); Q. A r с h a m-bault Justin, Dialogue avec Tryphon, texte grec, trad, franc. 2 v. Paris, 1909 («Textes et documents» publies par Η. Η e m m e r et P. L e j а у). Особенно существенны тексты: Clemens Rom. 1; 13—20; 37—45; Barnabas 3, 12, 14; 5, 7; II С lemen t. 9, 14; I gn a t ii A n t. ad Philad. 9; ad Eph. 18, 8; A r i s t i d e s 1, 2, 6, 16; A t h e η a g о r a s 8; 17—24; 31—37; lustinus I Apol. 8—13; 32 ел.; 46; 61—63; 66; II Apol. 5—8; 2, 10; 12—19; 23;»Dial. 11, 28—31, 43, 48, 51, 56, 60 ел.; 88, 126; Tat ianus c. graecus 1, 4, 8, 10, 15—20, 25—28; Theophil. 1, 1, 4; 1, 4, 6, 7; 1, 10; 2, 10, 23; 2, 24, 27; A d. D i о g n. 6 ел.; M i η u с i u s F. 17; H e r m a s Pastor Simil. 9, 16, 5—7; Clemens Alex. Strom. 6, 5. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены

http://sedmitza.ru/lib/text/443072/

В тесной связи с учением о покаянии у Ермы стоит учение о Церкви. Церковь покоится на Христе, древнем Камне с новою дверью (Simil., 9:2, 2; сравн.: 12:2, 3), то есть на сущем от вечности Сыне Божием, Который, явившись в последние дни, сделался Новою Дверью для того, чтобы желающие спастись чрез нее вошли в Царство Божие. Она устроена на водах Крещения (Vis., 3:3, 5; Simil., 9:16, 2) и распространяется проповедью о Христе (Simil., 8:3. 2). Церковь – град Божий с своими собственными законами (Simil., 1:1, 3, 9). Не все, получившие ветви от великого ивового дерева – то есть слово о Христе – сохраняют их, и не все, вошедшие в башню, останутся в ней при испытании Христом (Simil., 9:6). Таким образом, между существом Церкви и Ее явлением в мире обнаруживается противоположность. Задача проповеди Ермы заключается в очищении Церкви (Simil., 9:18, 3). В строении Церкви наступил перерыв, чтобы грешники очистились и послужили бы материалом для строительства башни (Simil., 9:7, 2; 10:4, 4). К покаянию необходимо обращаться возможно скорее, так как строительство башни скоро будет завершено, а вместе с тем наступит и кончина мира (Vis., 3:8, 9; Simil., 9:9, 4; 26, 6; Simil., 10:4, 4). Покаяние должно уничтожить противоположность между существом Церкви и Ее обнаружением в мире: «когда Церковь очистится, и будут изринуты из Нее злые, лицемеры, богохульники, двоедушные и все делающие различные виды неправды, Она будет одно Тело, один Разум, один Дух, одна Вера и одна Любовь , и тогда Сын Божий будет торжествовать между ними и радоваться, принявши Свой народ чистым» (Simil., 9:18, 4). Ерма не скрывает от себя, что это состояние на земле никогда не будет достигнуто. «Как зимою все деревья с отпавшими листьями похожи друг на друга, и не видно, которые из них действительно засохли и которые свежи, так в настоящем веке нельзя распознать праведных и грешников, но все похожи одни на других (Simil., 3:2. 3). Только грядущий век сделает различие очевидным (Simil., 4:1, 2). VI. 3. Догматическое учение

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

С этой точки зрения получает иной смысл и выражение Ермы: «Дух Святой, Который беседовал с тобою в образе Церкви, Дух тот есть Сын Божий» (Simil., 9:1, 1). Здесь «Дух Святой» точнее определяется прибавкой, как особенный Дух, который не тожествен с Святым Духом в специфическом смысле (сравн.: R. Seeberg. Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd. 1 Leipzig, 1908. S. 97–98). Но неясности и даже спутанности в учении Ермы о Сыне Божием отрицать нельзя. Еще менее основательно утверждение, что Ерма считает Сына Божия Архангелом Михаилом. Действительно, в Восьмой притче Архангелу Михаилу приписываются те же функции, которые в Девятой притче усвоены Сыну Божию: оба обладают властью над народом Божиим, оба совершают Суд над верующими, оба поручают Ангелу покаяния грешников для исправления. Но из этого сходства в положении и задачах совершенно не следует тожества Архангела Михаила и Сына Божия, так как в «Пастыре» даны и значительные различия в наименовании и признаках: Архангел Михаил – слуга, а Сын Божий – предмет проповеди и веры; Он возвышен над всеми Ангелами, которые служат Ему (Simil., 5:13; сравн.: 2, 2). Сын Божий поставил ангелов для сохранения каждого из людей, и Сам пострадал, чтобы очистить грехи их. «Очистив грехи народа Своего, Он показал им путь жизни и дал им закон, принятый Им от Отца» (Simil., 5:6, 2–3). Более подробного учения о деле Христовом мы не находим в «Пастыре». Взгляд на личное состояние христиан заключается в следующем: В сердцах людей, которые слабы и исполнены грехов (Маше, 4:3, 4; Simil., 9:23, 4), уклонились от Бога, не знают Его и не повинуются Ему (Vis., 3:7, 2; Simil., 4:4, 4), вселяется Дух Божий или сообщаются им силы Сына Божия. Только достигшие этого могут войти в Царство Божие (Mand., 3:1; 12:4, 3; 6:2, 1; Simil., 9:32, 4). Дух Божий не может пребывать в людях вместе с злыми духами (Mand., 5:1, 3; 2, 5; Simil., 10:3, 2). Восьмая притча подробно излагает, как сообщаются верующим дары Духа Божия. Христианам даются ветви; одни возвращают их зеленеющими, и цветущими, другие – засыхающими и засохшими в различных степенях. Ива – закон Божий, данный всему миру. «Закон этот есть Сын Божий, проповеданный до пределов Земли» (3, 2). Эта проповедь о Христе, как Новом Нравственном Порядке, по мере усвоения и производит в христианах перемены в их состоянии. Далее «Пастырь» учит, что в воде Крещения подается жизнь и прощаются человеку все грехи, какие совершены им до того времени (Vis., 3:3, 5; Simil., 9:16, 2. 3. 5). Субъективным условием нравственной жизни человека служит вера (Simil., 6:1, 2). Вера – свыше от Бога и имеет великую силу, в то время как сомнение – земной дух, от диавола и не имеет силы. «Облекись в веру и веруй Господу и получишь все, о чем просишь». «Вера все обещает и все совершает» (Mand., 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

1. ad Corinth, с. 42), а также, в частности, из выраженного им в послании одинаково благоговейного почтения, как к ап. Петру, так и Павлу (Ibid. с. 5). Можно, наконец, заметить, что Коринфская Церковь в своих затруднительных обстоятельствах обратилась к Римской Церкви или ее епископу вовсе не потому, чтобы признавала Церковь Римскую главенствующей или ее епископа верховным судьей, так как обычай такого обращения к другим Церквам и епископам был общ и для самой Римской Церкви. Напр., римские епископы по вопросу о крещении еретиков не раз обращались к Дионисию Александрийскому , Киприану Карфагенскому и другим епископам. Причиной же сему, могло быть не что иное, как особенная духовно-родственная близость и связь между Коринфской и Римской Церковью, по которой они, быв одинаково насаждены апостолами Петром и Павлом, считали себя сестрами, что, между прочим, видно из послания коринфского епископа Дионисия к римскому -- Сотиру (Euseb.eccles. hist. lib. II. с. 25). 571 Ibid. lib. III. Simil. 9. c. 14; lib. I. Vis. 3. c. 8 et 9; lib. III. Simil. 9. c. 4, 12 et 14; lib. I. Vis. 3. c. 5. 583 Что св. Игнатий признавал полное, по власти, равенство между Апостолами, это совершенно ясно из того, что он часто, тогда, как Иисуса Христа уподобляет епископу, собор Апостолов сравнивает с сонмом пресвитеров (Epist. ad Magnes, с. 6; epist. ad Smyrn. c. 8). Если св. Игнатий, касаясь явления Апостолам воскресшего Господа (на что ссылаются римские богословы), выразился так, что Он по «воскресении пришел к ученикам, находившимся с Петром» (Epist. ad Smyrn. с. 3), то, отсюда, можно вывести заключение разве только в пользу первенства Петра, но ничуть не главенства. Между тем, в послании к Римлянам он и прямо ап. Петра ставит наряду с ап. Павлом, выражаясь о них, как Учителях Римской Церкви, так: «Не как Петр и Павел заповедую вам; они – Апостолы, а я осужденный, они свободные, а я – доселе еще раб». Вместе с тем, понятно, св. Игнатий не мог признавать и Церковь Римскую, равно, как и другую какую-либо подобную Церковь – главенствующей.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

627 “Being filled with the word of teaching in meekness to educate Thy people” (in the Coptic edition). The Latin, which is the basic text, omits this phrase. This should however be attributed not to its absence from the original text but to its loss later, as G.Dix has established through comparative study of the manuscripts (The Treatise on the Apostolic Tradition, p.13) 631 This is supported by careful examination of the entire passage. After “apostles and bishops and teachers and deacons”, we read “those who have exercised the office of bishop (episcopesantes) and taught and served as deacons (diakonesantes). This implies that the writer had in mind the actual ranks of the three ministers, including the Presbyter. Similar conclusions clearly follow from a careful reading of the passages Simil., ix, 25, 2; ix, 26, 2, and ix, 27, 2, where the functions of the three ranks are indicated as follows: Simil., ix, 25, 2=“apostles and teachers, those who have preached and taught” " ix, 26, 2=“deacons... those who have served as deacon” " ix, 27, 2=“bishops, who have sheltered deprived people... ministers to the Lord”. 632 De Praescr., 3: “Quid ergo? Si episcopus, si diaconus, si vidua, si doctor, si etiam martyr lapsus a regula fuerit, ideo haereses veritatem videbuntur obtinere?” [“What then? If a bishop, or a deacon, or a widow, or a teacher (doctor) or even a martyr should depart from the rule (of faith), will heresies therefore appear to have acquired truth?”] 634 Epist., 29 (Hartel, p.548): “cum presbyteris doctoribus lectores diligenter probaremus, Optatum inter lectores doctorum audientium constituimus...” [“We carefully tested readers with the teacher-presbyters, and appointed Optatus among the readers of the teachers of the hearers”] 637 Apostolic Tradition, 39 (Botte, in Liturgiewiss. Quellen, p.86): “Diaconi autem et presbyteri congregentur quotidie in locum quem episcopus praecipiet eis. Et diaconi quidem ne negligant congregari in tempore omni, nisi infirmitas impediat eos. Cum congregati sunt omnes, doceant illos qui sunt in ecclesia, et hoc modo cum oraverint, unusquisque eat ad opera quae competunt ei” [“But let the deacons and the presbyters congregate daily in the place where the bishop has instructed them to meet. And let the deacons not neglect to come together at all times unless prevented by infirmity. When everyone has congregated, let them instruct those who are in the church, and when they have prayed in this way, let each go about his own business”]

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

257 Существуют сказания о мученической кончине св. Игнатия; но ни одно из них не имеет исторической ценности. 258 Совершенно неправдоподобно, чтобы они могли добиться его помилования; в крайнем случае они могли дать ему средства бежать. Но мысль о бегстве не могла придти в голову по крайней мере предстоятелем церкви, которые должны были разделять мнение св. Игнатия о мученичестве и его значении. 262 Могила св. Игнатия находилась на кладбище за Дафнейскими воротами. При Феодосии II (408–450) антиохийский храм Судьбы ( Τυχαον) был превращен в церковь и освящен во имя св. Игнагия. Останки его были торжественно перенесены туда. (Eragr. H. E., 1, 16). 265 Visio II. Я принимаю здесь в общем заключения Гарнака (Chronol., 257 и сл.). По его мнению, пророчество Ерма прошло следующие формы: 1) Vis. II (только основа), 2) Vis. I-VII, 3) Vis. I-IV, 4) Vis. V, Mandata и восемь первых притчей; это – „Пастырь“ в точном смысле слова; 5) соединение первых четырех видений с „Пастырем“, прибавляя сюда IX Simil.; 6) то же с прибавлением X Simil itudo. 267 Можно даже сказать „Церкви вообще“, так как в книге заключается мало особенных черт, и повсеместная популярность ее заставляют предполагать, что она отвечала общему положению дела. 268 Mand. IV, 3; Stmil. VIII, 6. Ерм еще не очень решительно высказывается по отношению к вновь впавшим в грех: „Этот человек не будет иметь успеха; трудно ему будет спастись“. Если порой кажется, что он исключает возможность прощения для некоторых грешников, виновных в тяжких проступках, то все-таки видно, что эти грешники сами отстраняются от покаяния. 269 Слова Filius autem Spiritus Sanctus est (Сын же есть св. Дух) стоят в древнем латинском переводе; эти соблазнительные слова исчезли из греческого текста и из другого латинского перевода. 271 Бл. Иероним (in Навасис, I, 14) отзывается о нем очень резко (liber ille apocryphus stultitiae condemnandus – эта апокрифическая невежественная книга заслуживает презрения) по поводу ангела Тегри, которому тио Ерму (Vis. IV, 2) поручена охрана хищных зверей. Св. Амвросий и св. Августин никогда не говорят о нем; Проспер Аквитанский возражал Кассиану, ссылавшемуся па него, что это книга, лишенная всякого авторитета (Adv. Coll., 13). Согласно св. Иерониму (De Viris ill., 10), ее почти не знали в латинской половине империи. Однако, существует два древних латинских текста ее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Et io I’ho molto verisimile, impero che se bene li Moscoviti fano, professione di osservar la religione greca, nondimeno in molte cose discrepano et in moribus toto coelo dissident. Ne posso credere che Pim perator de Greci tralasciando li Latini, l’humanità de queli et cortesia haveva molto bene proveto, havesse voluto ricorrere de un cosi barbaro. Di que si vede che anco li huomini greci dotti et di queletu momento di quel tempo, come Theodoro Gaza, Argyropulo, Trapezuntio, Chrysolora et altri simili hebero refugio in Italia. Anzi il fratello dei Imperatore, che si chiamaro con questo titulo di Despota, che vol dire per eccellentia Signore, porto seco la testa dei glorioso Apostolo Andrea, et sene vene a Roma. L’istesso fecero doppo al tempo di Papo Leone dui fratelli Lascari, Musuro et altri homini dotti. Di più in quel tempo il Duca di Moscovia non era in tanta grandeza, come si può chiaramente vedere dell ’historie, ma era tributario dil Tartaro, che novamente era comparso in questi paesi, et pose terrore in tutta l’Europa, et con tanta vile servitù era tributario, che andavo incontro all ’Ambasciatore del Tartaro, et gli offerira da bevere il late di cavallo, essendo questa bevanda molto grata a Tartari, che se per aventura cascava qualche giocciola, con la propria lingua la lecava in segno di honore et timore. Di più soleva estendere una preciosa veste sabellina, quale calcava il Tartaro nostre legeva le lettere del suo principe, et il Moscovita era obligato dargli gente etiamdio quando faceva guerra a principi christiani. Primo che si liberò da simil servitù fu Ioanne Basilida, il quale prima per difesa da Tartari aedificò la forteza di Mosca, la qual nondimeno fù fabricata l’anno 1491 de un certo Pietro Antonio Solario, Milanese, come appare scritto con lettere latine sopra la porta di essa forteza. Et Constantinopoli fu presa inanzi a questo tempo. Come dunque è verisimile che l’imperator de Greci a simil Duca, che viveva in tanto et cosi continuo timore, havesse mandato cose preciose о librarie.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

17/ Созомен Схоластик ( Ермий Созомен Саламанский) (л. 56, 56 об.) (в списке НБ РК просто «Созомен») – греческий церковный историк V в., автор единственного дошедшего до нашего времени сочинения – «Церковной истории», оконченной предположительно в 40-х гг. V в. 18/Руфин (Тиранний; Tyrannius Rufinus; также известен как Руфин Аквилейский – Rufinus Aquileiensis) (л. 56) (345–410) – римский писатель. Среди сочинений Руфина следует отметить перевод на латинский язык «Церковной истории» Евсевия Кесарийского , к девяти книгам которой переводчик добавил две свои книги, продолжив повествование с 324 г. до смерти императора Феодосия в 395 г. («Historia ecclesiastica»). 19/Филосторгий (Φιλοστργιος, лат. Philostorgius) (л. 56, 56 об.) (368–433) – греческий церковный историк-арианин, автор «Церковной истории», служащей хронологическим продолжением «Церковной истории» Евсевия, то есть начинающейся с середины царствования Константина Великого и доведенной до 425 г. В полном виде «История» Филосторгия не сохранилась, в настоящее время существует лишь ее сокращение, сделанное патриархом Фотием (ср. у Феофана Прокоповича : «Филосторгий в сокращении истории церковной, книга 7, число 9» – л. 56). Первое издание этого сокращения «Historia ecclesiastica» вышло в 1643 г. в Женеве, с латинским переводом – в Париже в 1673 г. 20/Никифор Каллист Ксанфопул (л. 56 об.) (в списке НБ РК «Никифор Ксантопул») – патриарх Константинопольский в 1350–1362 гг., автор «Церковной истории», описывающей события от Рождества Христова до 610 г. 21/Аммиан Марцеллин (Ammianus Marcellinus) (л. 56 об.) (в списке НБ РК «Аммиан Маркеллин») (ок. 330 – ок. 400) – римский историк, грек по происхождению, автор «Деяний» («Res gestae»), задуманных как продолжение «Анналов» и «Историй» Тацита. Из 31 книги «Деяний» до нашего времени дошли лишь книги 14–31, описывающие события с 353 по 378 гг. 22/Юлиан Отступник, Флавий Клавдий (Flavius Claudius Julianus Apostata) (лл. 6 об., 55 об., 56 об., 57) (в списке НБ РК «Апостат Иулиан» (л. 56 об.), «Иулиян Апостат» (там же) или «Иулиан Отступник» (лл. 6 об., 55 об.), а также «Иулиан» (л. 57) и «Иулиян» (лл. 56, 57)) (331–363) – римский император в 361–363 гг. В качестве автора Феофан Прокопович упоминает Юлиана только на лл. 56 об.–57, где ссылается на одно из изданий его писем (какое именно, нами не установлено; перечень изданий см. в журн.: Вестник древней истории. 1970. 1. С. 235). Феофан Прокопович цитирует в русском переводе фразу из сохранившегося фрагмента письма к жрецу (ср.: Вестник древней истории. 1970. 3. С. 232), а также имеет в виду обещание восстановить «святой город Иерусалим», данное императором осенью 362 г. в послании «К иудейским общинам» (у Феофана Прокоповича – «в послании к иудеом» (л. 57)).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

56 Письма к Е. З. 56.1 332. Что ты не приносишь пользы монастырю, неправильно 56.2 333. Не смущайся своим несносным характером. Отчего кажется тебе, что ты лишняя. Читанное приводи в дело. Значение книги 56.3 334. Не ревнуй сестрам 56.4 335. Совершенно избавиться от помыслов невозможно 56.5 336. Почему не писал раньше.–Не унывай, что упала 56.6 337. Потерпи сестер 56.7 338. Пойдем за Петром, а не за Иудою 56.8 339. Ни матушки, ни батюшки тебя не спасут, а только терпение 56.9 340. Слова Св. Исаака Сирина об искушениях 56.10 341. Смирение достигается не сразу. Ложныя подозрения не повредят. Уныние от гордости 57 Письма к Е. 57.1 342. Как избавиться от злых людей 57.2 343. Не возбраняем избрать полезное. Страх колдуньи есть страх деревенской бабы 57.3 344. Сестрою милосердия ехать не нужно 57.4 345. Плох тот купец, который радуется, что на торгу мало покупателей 57.5 346. Молитвенный порядок дня 57.6 347. Не смущайся тем, что тебя не жалуют 57.7 348. В Москву в монастырь не советовал поступать еще и Св. Тихон Задонский. Обетования исполняются иногда не скоро 58 Письма к М. Р. 58.1 349. Демонския страхования бывают от самооправдания 58.2 350. Сознанием в грехах побеждается диавол. 58.3 351. Скорбь– эпитимия за грех 58.4 352. Пример томления греховнаго 58.5 353. Спеши высказаться 59 Письма к казначеее N. 59.1 354. Враг препятствует откровению. Неумеренная скорбь о почившем старце–неуместна 59.2 355. Надо нести Крест послушания и быть снисходительной к немощным 60 Письма к А. Л. 60.1 356. Проходи набранные уроки делом 60.2 357. Рождественское пожелание понимать цену мирских радостей 60.3 358. Как молиться при домашних. Об истинном покаянии 60.4 359. Чему учит басня: Стрекоза и Муравей 60.5 360. Окончательнаго решения не бери, а попробуй погостить в монастыре 60.6 361. Понять суетность мирской жизни дается от Бога 60.7 362. Не делайся рабой миру – послужи Господу. Святою сразу не сделаешься. Мирския блага– ничто 60.8 363. До последняго вздоха не теряй надежды на исправление

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010