Лит.: Albright W. F. The Chronology of the Divided Monarchy of Israel//BASOR. 1945. Vol. 100. P. 16-22; Bright J. A History of Israel. L., 1960. P. 235-237; Hobbs T. R. 2 Kings. Dallas; Waco (Tex.), 1985. (WBC; 13); Hayes J. H., Hooker P. K. A New Chronology for the Kings of Israel and Judah. Atlanta, 1988; Schearing L. S. Joash//ABD. 1992. Vol. 3. P. 857-858; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005. С. 218-219; Tadmor H., Sperling S. D. Joash//EncJud. 2007. Vol. 11. P. 341. Иоас (ок. 798-782 гг. или 801-786 гг. до Р. Х. ( Albright. 1945; Bright. 1960)), 12-й израильский царь, сын царя Иоахаза из династии царя Ииуя (4 Цар 13. 10-25; 14. 8-16; 2 Пар 25. 17-24). По всей видимости, в религ. политике И. следовал офиц. линии Иеровоама I , не препятствуя введенному им культу золотого тельца (4 Цар 13. 11). Во внешней политике И. столкнулся с господством арамеев на территориях Израиля, к-рые были захвачены арам. царем Азаилом в правление Иоахаза. Стремясь получить поддержку в борьбе против захватчиков, И. посетил прор. Елисея (4 Цар 13. 14-19). Пророк приказал царю натянуть лук и выстрелить в окно на восток, что должно было символизировать победу над войсками неприятеля. Затем царь должен был ударить стрелами о землю: И. ударил только 3 раза, что означало победу только в 3 сражениях. Иосиф Флавий дополняет этот рассказ, сообщая, что И. с плачем умолял пророка о помощи ( Ios. Flav. Antiq. IX 8. 6). Пророчество Елисея исполнилось: в ходе 3 победных сражений с арамейским царем Бен-Хададом III ( Венададом ) И. вернул Израилю города, утраченные во время правления его отца. Историческая достоверность описанных в 4 Цар 13. 25 событий подтверждается эпиграфическими свидетельствами того времени. Победам И. существенно помогли военные кампании ассир. царя Ададнирари III против арам. гос-в в кон. IX в. до Р. Х. Ок. 796 г. он захватил Дамаск и собрал дань с Бен-Хадада III. И., очевидно примкнувший к Ассирии в качестве союзника, упоминается в надписи, найденной в Телль-эр-Римахе (север Ирака), как «Иоас из Самарии» (Ia- " a-su Sa-me-ri-na) среди др. царей, приносящих дань Ададнирари ( Grayson A. K. Assyrian Rulers of the Early 1th Millennium BC: (858-745)//Royal Inscriptions of Mesopotamia: Assirian Period. Toronro, 1996. Vol. 3. P. 212-213). Также об ассир. кампании против арам. гос-в сказано в надписи из Кальху (ANET. P. 281). Победе И. способствовали неудачные попытки Бен-Хадада создать коалицию арам. царей, к-рая потерпела поражение в столкновении с Закиром, царем Хамата и Луаша (ANET. P. 655-656).

http://pravenc.ru/text/578034.html

353–358. Hauerwas – Jones 1989 – Why Narrative? Readings in Narrative Theology. Ed. by S. Hauerwas and L.G. Jones. Grand Rapids, 1989. Hayes Holladay 1987 – Hayes J.H. & Holladay C.R. Biblical Exegesis: A Beginner» " s Handbook. Louisville, 1987. Hayes 2009 – Hayes J.H. Historiographical Approaches: Survey and Principles//Method Matters: Essays on the Interpretation of the Hebrew Bible in Honour of David L. Petersen. Ed. byJ.M. LeMon and K.H. Richards. RBS 56. Winona Lake, 2009, pp. 195–212. Haynes – McKenzie 1993 – To Each Its Own Meaning: An Introduction to Biblicat Criticisms and Their Application. Ed. by S.R. Haynes and S.L. McKenzie. Louisville, 1993. Hendel 1987 – Hendel R.S. Of Demigods and the Delugë Toward an Interpretation of Genesis 6:1–4 //JBL 106, pp. 13–26. Hendel 2004 – Hendel R. The Nephilim Were on the Earth: Genesis 6:1–4 and its Ancient Near Eastern Context//The Fall of the Angels. TBN 6. Ed. by Ch. Auffarth and L.T. Stuckenbruck. Leiden Boston, 2004, pp. 11–34. Hengel 1974 – Hengel M. Judaism and Hellenism. Philadelphia, 1974. Henn 1970 – Henn T.R. The Bible as Literature. New York, 1970. Hobbs 2001 – Hobbs T.R. Hospitality in the First Testament and the «Teleological Fallacy»//JSOT 26, pp. 3–30. Houtman 1983 – Houtman C. Exodus 4:24–26 and Its Interpretation//JNSL 11 (1983), pp. 81–105. Hughes 2001 – Hughes P.E. Compositional History//Interpreting the Old Testament: A Guide for Exegesis. Ed. by C.C. Broyles. Grand Rapids, 2001, pp. 221–244. Hyatt 1971 – Hyatt J.P. New Century Biblë Exodus. London, 1971. Iser 1974 – Iser W. The Implied Reader: Patterns of Communication in Prose Fiction from Bunyan to Beckett. Baltimore, 1974. Iser 1978 – Iser W. The Art of Reading. Baltimore, 1978. Jakobson 1960 – Jakobson R. Linguistics and Poetics//Style in Language. Ed. by T. Sebeok, New York London, 1960, pp. 350–377. JBC – The Jerome Biblical Commentary. Ed. by R.E. Brown, J.A. Fitzmyer and R.E. Murphy. London Dublin Melbourne, 1968. Jindo 2009 – Jindo J.Y. Toward a Poetic of Biblical Mind: Language, Culture and Cognition//VT 59, pp.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Fornara, Nature of History   Fornara, Charles William. The Nature of History in Ancient Greece and Rome. Berkeley: University of California Press, 1983. Fortna, «Christology»   Fortna, Robert T. «Christology in the Fourth Gospel: Redaction-Critical Perspectives.» NTS 21 (1974–1975): 489–504. Fortna, «Locale»   Fortna, Robert T. «Theological Use of Locale in the Fourth Gospe1.» Pages 58–95 in Gospel Studies in Honor of Sherman Elbridge Johnson. Edited by Massey H. Shepherd and Edward C. Hobbs. Anglican Theological Review Supplement 3. Evanston, 111.: Anglican Theological Review, 1974. Fortna, Predecessor   Fortna, Robert Tomson. The Fourth Gospel and Its Predecessor: From Narrative Source to Present Gospe1. Philadelphia: Fortress, 1988. Fossum, «Gen»   Fossum, Jar1. « Gen. 1,26 and 2,7 in Judaism, Samaritanism, and Gnosticism.» JSJ 16 (1985): 202–39. Foster, «Introduction» Foster, B. O. Introduction. Pages ix-xxxv in vo1. 1 of Livy, Ab urbe condita. Translated by B. O. Foster, Frank Gardner, Evan T. Sage, A. C. Schlesinger. 14 vols. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1919–1959. Foucart, Associations religieuses Foucart, P. Des associations religieuses chez les Grecs: Thiases, Êranes, Orgéons. Paris: Chez Klincksieck, 1873. Repr., New York: Arno Press, 1975. Fowler, «Meaning» Fowler, David C. «The Meaning of " Touch Me Not» in John 20:17 .» EvQ 47 (1975): 16–25. France, «Authenticity» France, R. T. «The Authenticity of the Sayings of Jesus.» Pages 101–43 in History, Criticism, and Faith. Edited by Colin Brown. Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1976. France, Evangelist   France, R. T. Matthew: Evangelistand Teacher. Grand Rapids: Zondervan, 1989. France, «Exegesis» France, R. T. «Exegesis in Practice: Two Examples.» Pages 252–81 in New Testament Interpretation: Essays on Principles and Methods. Edited by I. Howard Marshal1. Grand Rapids: Eerdmans, 1977. France, «Historiography» France, R. T. «Jewish Historiography, Midrash, and the Gospels.» Pages 99–127 in Studies in Midrash and Historiography. Vo1. 3 of Gospel Perspectives. Edited by R. T. France and David Wenham. Sheffield: JSOT Press, 1983.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Shepherd, «Jews»   Shepherd, Massey H., Jr. «The Jews in the Gospel of John: Another Level of Meaning.» Pages 95–112 in Gospel Studies in Homnor of Sherman Elbridge Johnson. Edited by Massey H. Shepherd and Edward C. Hobbs. Anglican Theological Review Supplement 3. Evanston, 111.: Anglican Theological Review, 1974. Shepherd, Liturgy Shepherd, Massey H., Jr. The Paschal Liturgy and the Apocalypse. Ecumenical Studies in Worship 6. Richmond, Va.: John Knox, 1960. Sheppard, «Wisdom» Sheppard, Gerald T. «Wisdom and Torah: The Interpretation of Deuteronomy Underlying Sirach 24:23 .» Pages 166–76 in Biblical and Near Eastern Studies: Essays in Honor of William Sanford LaSor. Edited by Gary A. Tuttle. Grand Rapids: Eerdmans, 1978. Sherk, Empire Sherk, Robert K., ed. and tr. The Roman Empire: Augustus to Hadrian. Translated Documents of Greece and Rome 6. New York: Cambridge University Press, 1988. Sherwin-White, Society Sherwin-White, A. N. Roman Society and Roman Law in the New Testament. Oxford: Oxford University Press, 1963. Repr., Grand Rapids: Baker, 1978. Sherwin-White, «Trial» Sherwin-White, A. N. «The Trial of Christ.» Pages 97–116 in Historicity and Chronology in the New Testament by D. E. Nineham et a1. London: SPCK, 1965. Shogren, «Prophecy» Shogren, Gary. «Christian Prophecy and Canon in the Second Century: A Response to B. B. Warfield.» JETS 40, no. 4 (1997): 609–26. Shotwell, Exegesis   Shotwell, Willis A. The Biblical Exegesis of Justin Martyr. London: SPCK, 1965. Shuler, Genre Shuler, Philip L. A Genre for the Gospels: The Biographical Character of Matthew. Philadelphia: Fortress, 1982. Shuler, «Hypothesis» Shuler, Philip L. «The Griesbach Hypothesis and Gospel Genre.» Perkins Journal33 (1980): 41–49. Shutt, «Concept» Shutt, R. J. H. «The Concept of God in the Works of Flavius Josephus.» JJS 31 (1980): 171–89. Sidebottom, James Sidebottom, Ε. M. James, Jude, and 2 Peter. New Century Bible. Greenwood, S.C.: Attic Press, 1967. Siegal, «Characters» Siegal, Jonathan P. «The Employment of Palaeo-Hebrew Characters for the Divine Names at Qumran in the Light of Tannaitic Sources.» HUCA 42 (1971): 159–172.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

О дальнейшей церковной истории Л. сведения отрывочны. Известны в основном лишь имена епископов Л., участвовавших во Вселенских и в др. крупных Соборах К-польской Церкви. В 381 г. еп. Маркиан участвовал во II Вселенском Соборе в К-поле, где примкнул к осужденной партии македониан. В 20-х гг. IX в., в период правления визант. императора-иконоборца Михаила II Травла , епископ Л. свт. Евсхимон выступал как сторонник иконопочитания и был отправлен в ссылку. В списках (нотициях) епархий К-польского Патриархата Л. упоминается до XII-XIII вв. В 1235 г. в Л., к-рый в то время входил в состав Никейской империи , состоялся Всеправославный Собор, на к-ром был официально возвращен автокефальный статус Тырновской Патриархии Болгарской Православной Церкви. В нач. XIV в. в Л. известна ц. Богородицы Панагнос, которую посещал прп. Максим Кавсокаливит до своего монашеского пострига на Св. Горе Афон. Л. перешел под управление турок-османов в 1356 г. В 1847 г. близ Л. тур. крестьянами случайно был обнаружен т. н. Лампсакский клад - коллекция из 28 серебряных литургических и бытовых предметов визант. производства VI-VII вв. (среди них - подсвечник, паникадило и др.). В наст. время большинство вещей из клада хранится в Британском музее. Известные епископы Л.: свт. Парфений (до 337), Маркиан (50-е гг.- 381), Даниил (451), Гармоний (458), Константин (681), Иоанн (787), свт. Евсхимон (20-е гг. IX в.), Никита (X в.), Фома (XI-XII вв.). Лит.: Dalton М. Catalogue of Early Christian Antiquities and Objects from the Christian East in the Department of British and Mediaeval Antiquities and Ethnography of the British Museum. L., 1901; Pauly, Wissowa. Bd. 8. Sp. 588-592; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 1. P. 974-976; Janin. Grands centres. P. 206; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 144; EEC. P. 472; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 85; Baratte F. Vaiselle d " argent, souvenirs littéraires et manières de table: l " example des cuillers de Lampsaque//Cah. Arch. 1992. T. 40. P. 5-20; Карташев. Соборы. C. 80-81; Hobbs R. Late Roman Precious Metal Deposits, c. AD 200-700: Changes Over Time and Space. Oxf., 2006.

http://pravenc.ru/text/2462599.html

Graham, M. Patrick, Kenneth G. Hoglund, and Steven L. McKenzie, eds. The Chronicler as Historian. JSOTSupp 238. Sheffield: JSOT Press, 1997. Grasham, William W. «The Theology ofthe Book of Esther.» ResQ 16 (1973): 99111. Gray, John. 1 &2 Kings. 2nd, fully rev. ed. OTL. Philadelphia: Westminster Press, 1970. Gunkel, Herman. «Ruth.» In Reden und Aufsdtze, pp. 65–92. Gottingen: Vandenhoek & Ruprecht, 1913. Hackett, Jo Ann. «There Was No King in Israel.» In The Oxford History ofthe Biblical World, pp. 132–164. Ed. by M.D. Coogan. New York: Oxford University, 1998. Haley, John W. An Examination of the Alleged Discrepancies of the Bible. Reprint, Nashville: Gospel Advocate, n.d. Hallo, WW. «The First Purim.» В A 46 (1983): 1929. Hallo, WW, and K.L. Younger, eds. COS. 3 vols. Leiden: Brill, 19792003. Halpern, Baruch. «Erasing History: The Minimalist Assault on Ancient Israel.» BRev 11 (1995): 2635,47. Halpern, Baruch. The First Historians: The Hebrew Bible and History. San Francisco: Harper & Row, 1988. Hals, R.M. The Theology of the Book of Ruth. Philadelphia: Fortress, 1969. Handy, Lowell K., cd. The Age of Solomon: Scholarship at the Turn of the Millennium. Leiden: Brill, 1997. Harrison, Roland K. Introduction to the Old Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1969. Hasel, G.F «Chronicles, Books of.» ISBE » 1:666673. Rev. ed. by G.W Bromiley. Grand Rapids: Eerdmans, 1979. Hasel, Michael G. « " Israel» in the Merneptah Stele.» BASOR 296 (1994): 4561. Herzog, Chaim, and Mordechai Gichon. Battles of the Bible. 2 ed. Toronto: Stoddart, Hicks, John Mark. 1 &2Chronicles. College Press NIV Commentary. Joplin, MO: College Press, 2001. Hill, Andrew E., and John H. Walton. A Survey of the Old Testament. 2 ed. Grand Rapids: Zondervan, 2000. Hobbs, T.R. 2 Kings. WBC 13. Waco, TX: Word Boob, 1985. Hoffmeier, James K. «The Annals of Thutmose III.» COS, 2:7–13. Ed. by WW Hallo and K.L. Younger Jr. Leiden: Brill, 2000b. Hoffmeier, James K. Israel in Egypt: The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition. New York: Oxford University, 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

М. Ливерани отмечает структурные параллели между рассказом о правлении И. (особенно в сценах его спасения и воцарения через 7 лет) и др. лит. памятниками древнего Ближ. Востока, в т. ч. рассказом о восшествии на трон хурритского царя Идрими из Алалаха (XV в. до Р. Х.) ( Liverani M. L " histoire de Joas//VT. 1974. Vol. 24. Fasc. 4. P. 438-453). Ливерани утверждал, что текст 4 Цар 11 был составлен по модели надписи царя Идрими, к-рая, как и библейский текст, должна была идеологически оправдывать обновление правящей царской династии. Однако др. исследователи отмечают определенные параллели в повествованиях Свящ. Писания о патриархе Иосифе (Быт 37-50) и царе Давиде (1 Цар 16 - 2 Цар 7). В последнем также говорится о 7 годах безвестности до восшествия на престол и о последующем заключении завета (2 Пар 5. 3-5) ( Hobbs. 1985. P. 158). И. восстановил Иерусалимский храм, который был разорен во время правления нечестивой Гофолии (2 Пар 24. 7), провел финансовую реформу, сам стал контролировать распределение храмовых пожертвований и тем самым ослабил роль священников и левитов в надзоре за храмовой казной (4 Цар 12. 4-16; 2 Пар 24. 5-14). Подобная политика централизации власти в религ. сфере, предпринятая И., продолжалась последующими иудейскими царями, Езекией и особенно Иосией . В правление последнего царя введенная И. система финансирования храма показала себя особо эффективной (4 Цар 22. 3-7). В правление И. на юго-зап. рубежи царства напал сир. царь Азаил, к-рый захватил г. Геф и собирался двинуться с войском на Иерусалим. Заплатив дань из храмовых средств, И. убедил Азаила пощадить Иерусалим и прекратить агрессию. Во 2-й книге Паралипоменон противостояние Азаилу описано как военное сражение, в результате к-рого пострадали придворные начальники, а И., потерпев сокрушительное поражение, возможно, был ранен (2 Пар 24. 23-25). Использовав храмовую казну, чтобы урегулировать конфликт с Азаилом, И. своими действиями вызвал недовольство священнических кругов. Уже под конец жизни, после смерти Иодая, И. попал под влияние язычников ( Bright. 1960. P. 236), результатом чего стало убийство И. сына Иодая - Захарии, к-рый обличал царя в идолопоклонстве. Спустя нек-рое время И. пал жертвой придворного заговора, целью к-рого было отомстить царю за кровь Захарии (2 Пар 24. 25). В 4 Цар 12. 21 приводятся имена заговорщиков (в 2 Пар 24. 26 представлен др. список). Т. о., священническая партия вначале привела И. к власти, а впосл. приговорила его к смерти.

http://pravenc.ru/text/578034.html

Долгое время исследования измененных состояний сознания (ИСС), вызванных психоактивными веществами, базировались на так называемой «физиологической парадигме», согласно которой химическая природа наркотика, взаимодействуя с химической и физической структурой нервной системы, с неизбежностью приводит к одним и тем же результатам. Однако уже с 60-х годов ХХ века, наряду с факторами «наркотическими» (такими как дозировка, способ употребления, химический состав и структура вещества, физиологические особенности субъекта и др.), начинают выделять нефармакологические (установки и ожидания человека, его личностные особенности, настроение в момент приема вещества, опыт и навыки употребления и др.), также определяющие характер возникающих ИСС (Festi, Bianchi, 1991; Hobbs, 1996; Гордеева, 2009). Среди них важное место занимает фактор культуры. Специалисты выделяют две модели культурно-исторически обусловленных формы измененных состояний сознания (КИСС): 1) модели, интегрированные в культуру данной этнической группы, эта модель принимается всеми членами сообщества; 2) индивидуальные модели, или модели, разделяемые определенной субкультурой (но не всеми представителями сообщества). В рамках культурной традиции народов Севера красный мухомор известен достаточно давно. По данным исследователя Е.П. Батьяновой, чукчи, коряки, чуванцы употребляют мухомор, отправляясь в длительный пеший переход, « перед тем, как идти в тундру за ягодой или дрова собирать», « чтобы легче было работать», оленеводы – « чтобы быстрее бегать за оленями» (2001). Согласно В.Г. Богоразу, « некоторые охотники на оленей по Среднему Анадырю перед началом охоты употребляют мухомор для приобретения большей ловкости и проворства» (1991). Русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки С.П. Крашенинников писал о казаках, в Сибири перенявших от ительменов обычай употребления мухоморов « умеренно, когда… в дальний путь идти надлежало», что позволяло проходить « знатное расстояние без всякого устатку» (1819). На основе своих полевых исследований у хантов М. Саар отмечает: « Когда охотник идет один далеко в лес в течение долгого времени и там устает… он будет есть высушенный мухомор и у него возникнет разновидность опьянения. После этого он снова будет чувствовать себя хорошо и сможет возобновить охоту» (Saar, 1991). Но все это вынужденные, экстренные меры, которые, естественно, не могут пройти для организма безследно. Дозировки здесь достаточно высоки.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/28/mikrod...

408 Похоже, что у Иосифа Флавия была рукопись с этой информацией (ср. Древ. 6.68–71), но книги Иосифа Флавия не в ходят в традиционную рукописную традицию. 409 Находка рукописей Мертвого моря позволила получить копии рукописей, которые были древнее на тысячу лет, а значит ближе к своим оригиналам. 411 Оценку различных еврейских, греческих, латинских, сирийских и других источников см. там же стр. 8–11. Также хороший обзор проблем, достижений и направлений исследований можно найти у VcCarter, 1 Samuel, pp. 5–11, и Ralph W. Klein, 1 Samuel, WBS 10 (Waco, TX: Word Books, 1983), pp. xxv-xxviii. 412 CM. Smith, 1&2 Samuel, p. 24, 24 n 9. Введение к переводу New American Bible защищает широкое использование различных текстов, и они приняли более четырех сот исправлений (там же р.24 п 9). 413 Хорошую работу в этом отношении ведет Российское Библейское Общество. Новый перевод Ветхого Завета, который используется по возможности при переводе этого учебника, действительно содержит немало полезных ссылок и толкований. Полную версию перевода Ветхого Завета сотрудники РБО обещают издать в 2010 году. – прим перевод. 414 См., напр., такое допущение в его дискуссии в James W. Flanagan, «Samuel, Book of 1–2: Text, Composition, and Content,» ABB, 5:957–958. 416 См., напр., два предупреждения о конце дома Илия ( 1Цар. 2:31–36; 3:11–1 » Давид дважды представлен Саулу (16:18–21; 17:55–58), дважды Давид избегает убийства от рук Саула (18:10–11; 19:8–10) и дважды Давид отказывается забрать жизнь Саула (24:26) и др. 417 Среди других см. Karl Budde, Die Bucher Samuel erklart, KHC 8 (Tubingen a Leipzig: J.C.B. Mohr, 1902). 418 См. страницы 1–110 книги Noth, Uberlieferungsgeschichtliche Studien (1943), которая была переведена на английский язык под названием The Deuteronomistic History (1981; 2nd ed., JSOTSupp 15 [Sheffield: JSOT Press, 1991]) 419 Современный комментарий, который приписывает авторство всей Девтерономистской Истории одному автору – T.R. Hobbs, 2 Kings, WBC 13 (Waco, TX: Word Books, 1985), p. xxiv.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Ну что же. Эволюционное объяснение найдено. Оказывается, почти идентичные белки вполне могут возникать из разных предковых белков, если того требуют одинаковые условия среды. Действительно, можно предположить, что функция связывания со льдом требовала примерно сходных аминокислотных последовательностей в белке. Вот в результате этих требований (и соответствующей эволюции под действием естественного отбора) и получилось итоговое сходство обсуждаемых белков. Правда, мы совсем недавно писали, что имеется большое разнообразие белков-антифризов. Поэтому, казалось бы, АФГП тресковых и нототениевых было бы совсем не обязательно становиться почти идентичными в ходе «случайной эволюции». Но вот теперь, оказывается, что обязательно. Ну что же, простим этот маленький каприз нашей «случайной эволюции». Ведь, как известно, неисповедимы пути её. Тем не менее, еще раз отметим, что версия «случайной эволюции» становится уже далеко не такой «очевидной», какой она выглядела до ознакомления с конкретными антифризами тресковых и нототениевых рыб. В то же время такие (почти идентичные) решения, применённые в разных (независимых) биологических таксонах – уже гораздо лучше вписываются в концепцию разумного дизайна этих таксонов, чем это выглядело вначале. 50 Но может быть, «почти идентичность» АФГП тресковых и нототениевых – это просто такое случайное исключение из правил? Может быть, АФП других организмов ясно демонстрируют совершенно случайный характер своего образования? Ну что же, давайте посмотрим. Читаем про антифризные белки следующей группы (Бильданова и др., 2012:262): АФП I типа рыб являются полифилетическими по происхождению, они обнаружены у представителей трех неродственных отрядов костистых рыб и представляют собой пример конвергентной эволюции (Hobbs et al., 2011). Вот это да! Оказывается, удивительная ситуация со странными повторами … повторяется снова. Причем теперь уже в более тяжелом варианте. В данном случае получается, что антифризные белки АФП I имеются уже у трех неродственных отрядов рыб. Конкретно в работе озвучивается керчак (скорпенообразные), зимняя камбала (камбалообразные) и губан (окунеобразные) (Бильданова и др., 2012:252).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

  001     002