Фрагменты 22–27 22 . И в глазах людей и в очах Божиих нет ничего более достойного и согласного с человеколюбием, как милосердце и благотворение 1 . 23 . Гнев ставится у нас в пределы, где уже прекращается грех 2 . Гневайтеся, говорит Писание, и не согрешайте 3 слишком строгими судиями, следуя совету Екклезиаста: не буди правдив вельми 4 24 . С неверующими и непосвященными мы начинаем речь с внешних предметов и с общих размышлений, а самих себя и единомысленных с нами стараемся убеждать божественными речениями. 25 . Смешно, когда берется учить других тот, кто не заботится о своих собственных делах 5 . 26 . Легко уберечься от явной порочности, но трудно избежать тайной. 27 . Справедливо и точно говорит пословица: горьки пути к сладкому, но плоды трудов сладки. Без труда ничего не дается 6 . 1 Как этот, так и следующие пять фрагментов сохранились в Sacra Parallela Иоанна Дамаскина (Lequien, Ioannis Damasceni opera omnia, t. II, ed. 1748). Настоящий фрагмент имеет надписание: Dion. Alex. (ор. cit, p. 480) 2 См. ibid. p. 654, где переведенный нами фрагмент приводится в более полном виде и с надписанием Dion. Alex. В более кратком виде он помещен и у Simon’a de Magistris Последний взял его из творений Максима Исповедника (Simon de Magistris, op. cit p. 200), где этот фрагмент приводится с надписанием Διονυσ υ λεξανδ. (S. Maximi confessoris Loci communes, см. Migne. Patrologiae graecae t. 91, ed. 1860, col. 859 – 840). Combefis в примечании (ibid. nota b) высказываст сомнение в справедливости этого надписания, так как из двух лиць с именем Дионисия Галикарнасского ни один не принадлежать к числу христиан, а между тем автор фрагмента, очевидно, был христианином. Ввиду этого Combefis высказал предположение, что в подлинном тексте творений св. Дионисия надписание фрагмента читалось так: Διονυσ ου λεξανδρ ως. Справедливость этого предположения подтверждается рукописным кодексом X века, где этот фрагмент надписывается словами: Διονυσ ου λεξανδρε ας (Simon de Magistris, op. cit., p. 200, nota b). Pitra (Iuris ecclesiastici graecorum historia et monumenta t. I, Romae, 1864, p. 550) высказывает догадку, что эгот фрагмент взят из сочинений Диоинисия «О покаянии», но за отсутствием твердых, оснований мы не решились отнести его к посланиям св. Дионисия о покаянии Но мы не видим причины сомневаться вместе с Гарнаком (op. cit. р. 420) в принадлежности  этого фрагмента св. Дионисию на том только основании, что в некоторых кодексах автор его не называется епископом александрийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Accettare Il sito utilizza i cookie per aiutarvi a visualizzare le informazioni più aggiornate. Continuando ad utilizzare il sito, l " utente acconsente all " uso dei metadati e dei cookie. Gestione dei cookie Il metropolita Hilarion: per me l’attività creativa è un “prodotto collaterale” del servizio per la Chiesa Il 12 giugno, durante una cerimonia solenne nella Sala di san Giorgio del Gran Palazzo del Cremlino, il Presidente della Federazione  russa ha consegnato la medaglia di vincitore del Premio statale nella sfera di letteratura e arte al metropolita Hilarion di Volokolamsk.  Il premio è stato assegnato al metropolita Hilarion “per un contributo allo sviluppo della cultura nazionale e per l’attività didattica”. Rispondendo ad una domanda della conduttrice del programma televisivo “La Chiesa e il mondo” E. Graceva, il metropolita ha raccontato che cosa è la fonte d’ispirazione per lui e quali delle sue opere nella sfera creativa egli considera come principali.  “Se parlare dei libri, forse la cosa più significativa che ho scritto è la monografia in sei volumi sotto il titolo “Gesù Cristo. Vita e dottrina” cui sono stati dedicati 5 anni”, ha detto il metropolita Hilarion di Volokolamsk. “Ho tante volte riletto il Santo Vangelo nella lingua originale greca e paragonato tutti i racconti evangelici che sono paralleli. Inoltre, per scrivere questa monografia ho dovuto leggere più di mille libri e articoli.  In maggior parte sono i libri in lingue straniere – inglese, italiano, greco, tedesco e altre, i libri degli scienziati dedicati alla Sacra Scrittura”.  Parlando della sua creazione musicale, il metropolita ha osservato che la sua composizione più famosa è l’oratorio “Passioni secondo Matteo” scritto nel 2006. Da quell’anno l’oratorio è stato eseguito più di 150 volte in molte città della Russia e di altri paesi. “A volte vengo a sapere di queste esecuzioni dalle notizie. Cioè, questo oratorio una volta composto secondo i modelli dell’ufficio liturgico della Chiesa (però non per la liturgia, ma per l’esecuzione da concerto) adesso vive di vita propria”, ha constatato Sua Eminenza.  Il metropolita Hilarion ha sottolineato che la sua multiforme attività creativa è un “prodotto collaterale” del servizio principale che egli svolge da ormai 40 anni. “Avevo 15 anni, quando decisi di prendere il sentiero del servizio di Dio. Ho seguito questo sentiero ormai per 40 anni, servo la Chiesa e la Chiesa non mi ha mai deluso. E per tutti i 40 anni proprio la Chiesa è la fonte principale della mia ispirazione”, ha detto il metropolita. Stampa la pubblicazione Condividere: Page is available in the following languages Commenti

http://mospat.ru/it/news/87429/

а) из Praeparatio evdngelica Евсевия 1 . I. Не благочестивы и те, которые признают материю нерожденной ( γ ννητον), хотя и подчиняют ее Богу в отношении благоустройства и думают, что она, страдательная и удобоподвижная сама по себе, легко подвергается богозиждительным изменениям (τα ς θεοποι τοις λλοι σεσι). В самом деле пусть они объяснят нам, откуда же тогда в Боге и материи сходство и несходство. Ведь тогда необходимо придумать какое-либо существо высшее сравнительно с тем и другим, но этого нельзя даже и помыслить о Боге. Да и нерожденность, признаваемая сходным свойством их, и все прочие мыслимые в них свойства откуда тогда явились в них? Если Бог есть нерожденное, если нерожденность есть, так сказать, самая сущность Его, то не может быть нерожденной материя, ибо не одно и то же материя и Бог . Если же каждое из них,–и материя и Бог,–суть именно материя и Бог 2 , и если обоим им присуща нерожденность, то отсюда ясно следует, что существует нечто отличное от того и другого, при том старейшее и высшее по сравнению с ними. И, конечно, различие свойств, которые противоположны в них, вполне разрушает мысль о возможности совместного существования их, и тем более – мысль о том, что то другое из них, которое есть материя, может существовать само по себе. Пусть они укажут причину, вследствие которой, при нерожденности того и другого начала, Бог бесстрастен, неизменяем, неподвижен и деятелен, а материя, наоборот, подвержена страданию, удобоподвижна, неустойчива и изменяема. И как они согласились и сошлись друг с другом? Неужели, Бог , приспособив Себя к природе материи, устроив ее с таким искусством? Ведь нелепо думать, что Бог, подобно людям, лил из золота, строил из камня и занимался всеми прочими искусствами, при помощи которых материя может принять известный образ и вид. Если же (мы признаем, что) Он создал материю, какую восхотел, по премудрости Своей, и отпечатлел на ней многообразные и различные виды и образы Своего домостроительства, то такое учение и благочестиво, и истинно, и вместе, с тем подтверждает (мысль), что основание ( π στασιν) вселенной, Бог , не рожден. К признанию нерожденности это учение присоединяет объяснение и самого способа его существования. Много придется сказать против них, но не теперь предстоит нам (вести) речь об этом. (Скажем только, что) при сравнении их с самыми безбожными многобожниками последние оказываются более благочестивыми людьми. б) Фрагмент, сохранившийся у Леонтия и Иоанна в Rerum sacrarum liber secundus 3 и y Дамаскина в Sacra parallela

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ МЕЛИССА [греч. Αντνιος Μοναχς, Μλισσα] (кон. XI-XII в.), мон., греч. духовный писатель. Известен как автор сб. «Мелисса» (Пчела), создание к-рого относится ко времени не ранее кон. XI в., поскольку в нем цитируется Феофилакт Болгарский , архиеп. Охридский († 1125). Этот сборник нравоучительного характера, содержащий выдержки из Свящ. Писания, святоотеческих творений и светских сочинений, близок к флорилегиям преподобных Максима Исповедника (Εκλογα) и Иоанна Дамаскина (Ιερ παρλληλα). Сочинение А. М. состоит из 2 книг (176 слов): в 1-й говорится о добродетелях и пороках, во 2-й - о добродетельных и порочных людях. «Мелисса» неоднократно переиздавалась. С 1-го печатного издания К. Геснера (Цюрих, 1546) в Дерманском мон-ре на Волыни был сделан слав. перевод (1599), известный в списках XVII-XVIII вв. из старообрядческой среды (напр.: ГИМ. Собр. Щукина. 74; РГБ. Собр. А. Н. Попова. 126 и др.). Эта слав. версия под названием «Пчела, или Собрание стихов от богодуховного писания и внешнего учителей, в три книзе Антонием и Максимом иноками собрана» включала наряду с сочинением А. М. более распространенную на Руси т. н. старшую редакцию «Пчелы» (сокращенную версию флорилегия прп. Максима Исповедника, XII-XIII вв.). А. М. написал также нравственное руководство для юношей «Χρηστοθεια» (Добронрав) в 9 главах. По мнению нек-рых исследователей (М. Дидье), оно принадлежит др. Антонию и составлено в XVIII в., однако в новых работах утвердилась т. зр., подтверждающая авторство А. М. Соч.: PG. 136. Col. 765-1244; Σακκελων Ι.//Δελτον τς στορικς κα θνολογικς ταιρεας. 1885/89. T. 2. Σ. 661-666 [Доп. по ркп. Athen. Bibl. Nat. 32]; Καλογερς Ν. Αντωνου το Βυζαντου συγγραφως τς ια κατονταετηρδος Χρηστοθεια. Αθναι, 1881 [текст «Добронрава» с перелож. на новогреч.]. Лит.: Ehrhard A. Zu den «Sacra Parallela» des Johannes Damascenus und dem Florilegium des Maximus//BZ. 1901. Bd. 10. S. 394-415; Disdier M.-Th.//DSAMDH. Vol. 1. P. 713-714; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 643; Творогов О. В. Пчела//СККДР. Вып. 1. С. 382-387. Иером. Дионисий (Шлёнов) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/116084.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФИНОДОР АФИНОДОР [греч. Αθηνδωρος] (ок. 215 - ок. 270), свт., еп. Амасийский (пам. греч. 7 нояб.). Происходил из г. Неокесария, младший брат свт. Григория Чудотворца . Вместе с братом получил образование сначала в Бейруте, затем в школе Оригена в Кесарии Палестинской. Упомянут блж. Иеронимом ( Hieronymus. De vir. illustr. 65). Принимал участие в Антиохийском Соборе против Павла Самосатского 268/69 г. ( Euseb. Hist. eccl. VII 28. 1). А. сначала был поставлен епископом на одну из кафедр Понта (Евсевий называет Григория и А. «пастырями Церквей на Понте»). От его соч. «De hebraismo» (Об иудаизме) сохранилось 3 фрагмента ( Holl K. Fragmente vornicänischer Kirchenväter aus den Sacra Parallela. Leipzig, 1899. S. 101). Визант. словарь Суда цитирует еще 2 его работы - «О воплощении» и «Трактат о вере» (PG. 117. Col. 1267с). В Синаксаре К-польской Церкви X в. (SynCP. Col. 201) и в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 92) содержатся память А. и указание на то, что синаксис в его честь совершается в храме Богородицы в Халкопратии, в приделе ап. Иакова, брата Господня. В более поздних синаксарях (напр., ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 525)) и в «Великом Синаксаристе» Никодима Святогорца А. ошибочно назван Григорием. Память А. указывается в зап. календарях: в Мартирологе Адона под 9 февр., в Римском мартирологе под 18 окт. Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Νομβριος. Σ. 81). Ист.: ActaSS. Febr. T. 2. P. 288-292; PG. 46. Col. 833-957 [ Григорий Нисский, свт. Житие Григория Чудотворца]; ЖСв. Ноябрь. С. 462-463. Лит.: Disdier M. Th. Athénodore (2), évêque d " Amasée//DHGE. T. 5. Col. 43-44; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 17. М. В. Г. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/77088.html

Ep. ad Rom. Ep. ad Romanos//PG. T. 5. Col. 685–697 (pyc. пер.: Игнатий Богоносец , свт. Послание к римлянам/Пер.: прот. П. Преображенский //Там же. С. 328–333). Ep. ad Smyrn. Ep. ad Smyrnaeos//PG. T. 5. Col. 708–718 (pyc. пер.: Игнатий Богоносец , свт. Послание к смирнянам/Пер.: прот. П. Преображенский //Там же. С. 340­345). Ep. ad Eph. Ep. ad Ephesios//PG. T. 5. Col. 643–662 (pyc. пер.: Игнатий Богоносец , свт. Послание к ефесянам/Пер.: прот. П. Преображенский //Там же. С.307316). Ep. ad Trall. Ep. ad Trallianos//PG. T. 5. Col. 673–686 (pyc. пер.: Игнатий Богоносец , свт. Послание к траллийцам/Пер.: прот. П. Преображенский //Там же. С. 323–327). Ps.-Ign. – псевдо-Игнатий Epistulae interpolatae et epistulae suppositiciae (recensio longior)//PG. T. 5. Col. 729–941. CPG I. 1026. (Послания подложные и сомнительные). Damasc. Ioannes Damascenus – Прп. Иоанн Дамаскии Sacra Parali. Sacra parallela (fragm.)//PG. T. 46. Col. 1109–1112; Sacra parallela (fragm.) [Sp.]//PG. 95. Col. 1208C, 1548CD, 1564D; PG. 96. Col. 81A, 264D, 429A, 429A (Священные параллели). Ios. Flav. Ioseph Flavius – Иосиф Флавий Antiq. Antiquitates Iudaicae//Flavii Iosephi Opera/Ed. B.Niese. Berlin. 1887, 1885, 1892, 1890; T. 1–4. 1955; р. п.: Иосиф Флавий. Иудейские древности/Пер. Г.Г. Генкель. Т. 1–2. М. 1996. Iren. Irenaeus Lugdunnsis – Свт. Ириней Лионский Adv. haer. Adversus haeresis. Lib. I–IV//PG. T. 7 (pyc. пер.: Ириней Лионский , сщмч. Против ересей/Пер. прот. П. Преображенского //Творения. М. 1996). Demonstr. Demonstration de la predication apostolique//SC. T. 62. Paris. 1959 (pyc. пер.: Ириней Лионский , сщмч. Доказательство апостольской проповеди/Пер. Н.И. Сагарды //Творения. М. 1996). Iusi. Martyr. lustinus Philosophus et Martyr – Св. Иустин Философ u Мученик 1 Apol. Apologia//PG. T. 6. Col. 327–140 (pyc. пер.: Иустин Мученик , св. Апология I, представленная в пользу христиан Антонину Благочестивому/Пер.: прот. П. Преображенский //Творения. М. 1892, 1995 ? . С. 31–104). 2 Apol. Apologia secunda pro Christianis ad senatum romanum//PG. T. 6. Col. 441–170 (pyc. пер.: Иустии Мученик, св. Апология II, представленная в пользу христиан римскому сенату//Там же. С. 105–121).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Дионисия. Биографы св. Дионисия справедливо видят в этих фрагментах отголосок научной и преподавательской деятельности св. Дионисия в Александрийской школе. Кроме фрагментов, сохранившихся у Евсевия, сохранились еще четыре менее значительных отрывка из книг «О природе». Из них два находятся в сочинении Леонтия-пресвитера и Иоанна под заглавием Rerum sacrarum liber secundus 4 , один у св. Иоанна Дамаскина в его Sacra parallela 5 и один издан у Питры с рукописного кодекса. 6 Фрагменты, сохранившиеся у Леонтия и Иоанна, а равно и фрагмент, находящийся в Sacra parallela Иоанна Дамаскина , заключают в себе изречения св. Дионисия, касающиеся человеческого познания и его несовершенств. Фрагмент, напечатанный у Питры, содержит в себе изречение св. Дионисия с указанием на то, что по времени строитель или творец предшествует появлению твари 7 . 2) Две книги «Об обетованиях» ( Περ παγγελιν δο συγγρμματα) против египетского епископа Непота, распространявшего хилиастические заблуждения. Кроме пяти фрагментов, сохранившихся в «Церковной истории» Евсевия 8 , три небольших отрывка этого произведения находятся в цитированном уже сочинении Леонтия и Иоанна Rerum sacrarum liber secundus. 9 Два из них взяты из второй книги «Об обетованиях»; третий имеет следующее надписание – το ατο κ το κα κεφαλαου. Так как у Евсевия ничего не говорится о разделении книг «Об обетованиях» на главы, то Гарнак высказывает сомнение в том, действительно ли отрывок с этим надписанием взят из книг «Об обетованиях», а не из какого-либо другого произведения св. Дионисия. Но если принять во внимание свидетельство Евсевия о том, что в книгах «Об обетованиях» св. Дионисий внимательно «пересмотрел всю книгу Откровения», 10 то весьма вероятно, что книги эти имели значительный объем и могли быть разделены на главы, хотя Евсевий прямо и не упоминает об этом. Что касается четырех книг св. Дионисия «о том же предмете», то, по свидетельству Евсевия 16 , Иеронима 17 и Руфина, 18 они написаны были к Дионисию, епископу Римскому, и, очевидно, были направлены также против савеллиан, 19 против которых написаны были и вышеупомянутые послания к Аммону, к Телесфору, к Евфранору и к Аммону и Евфранору.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Видение прор. Иезекииля. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГММК) В визант. иконографии облик И. сложился позднее, чем внешний вид 3 др. «больших» пророков. Вначале И., как и др. пророков, изображали в виде юноши в светлых одеждах, с копной коротких кудрявых волос, слегка закрывающих уши: на фресках синагоги в Дура-Европос (244/5, Национальный музей, Дамаск); на мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565). Со временем И. стали представлять как средовека с темными волосами или с проседью; старцем в хитоне и гиматии, с седыми, длинными, волнистыми волосами, спускающимися на плечи отдельными прядями, с бородой средней длины, заостренной книзу: в ц. св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315); в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314); в росписи мон-ря Пантократор на Афоне (ок. 1538); на миниатюре из Книги пророков (РГБ. Ф. 304.I. 90. Л. 177 об.; 1489 г.); на иконе «Пророки Иезекииль, Исаия, Иаков» из Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (ок. 1497, ГРМ). В палеологовскую эпоху И. стали изображать более экспрессивно - с взлохмаченными короткими волосами, что, видимо, связано с визионерством ветхозаветного пророка: в росписи ц. Успения Богородицы на Волотовом поле (ок. 1363); на иконе «Пророк Иезекииль» из пророческого ряда иконостаса Преображенского собора в Кашине (1449-1450, ГРМ). Отличия от др. пророков (кроме атрибута - затворенных врат храма, символизирующих непорочное зачатие) в иконографии И. отсутствуют. Исследователи особенно отмечают сходство иконографии И. и прор. Исаии. Цвет одежд И., форма его бороды в изображениях варьируются. Так, на обороте оклада Евангелия 1568-1577 гг. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), выполненного по заказу валашского княжича Александру II Мирчи и его семьи, И. представлен с гладкими прямыми волосами, открывающими уши, и длинной, узкой, расчесанной надвое бородой. В иллюстрациях Sacra Parallela (Paris. gr. 923, IX в.) И. трижды изображен по-разному: с круглой и с заостренной бородой, с темными и со светлыми волосами. Помимо атрибута в руках И. может находиться свиток с текстом, напр. «Дверь сия затворена будет и не отверзется и никто ж може пройти сквози…» (Иез 44. 2). Образы видений И. толковались как пророчества о Пресв. Богородице, о Страшном Суде, о пришествии Мессии. Соответственно варьировались и тексты на свитках И. (Иез 37. 1; 37. 4-6; 37. 12; 34. 20; 14; 19. 1). Тексты Ис 6. 1 (мозаики кафедрального собора Санта-Мария Нуова в Монреале, между 1183 и 1189) и Вар 3. 36 (мозаики Палатинской капеллы в Палермо, ок. 1143-1146) встречаются редко.

http://pravenc.ru/text/Иезекииль.html

Максима Исповедника и прп. Антония Великого. Наличие в одном храме 2 столь редких и ранних изображений свт. Григория Паламы свидетельствует о тесной связи В. с движением исихастов. Мощи святителя были перенесены в мон-рь из храма Св. Софии в Фессалонике, превращенного в мечеть, и хранились там до XVI в. Деревянный резной иконостас сооружен в XVII в. В музее хранятся коллекция икон XII-XIX вв., рукописи (93 кодекса, древнейший манускрипт - Sacra Parallela, Х в.), старопечатные книги и актовые документы. В собрание музея, в частности, входят современная росписям кафоликона икона Божией Матери «Одигитрия» (60-80-е гг. XIV в.), икона со сценами Страстей Христовых (3-я четв. XIV в.), «Троица Ветхозаветная» (XV в.), двухсторонняя литийная икона (кон. XV в.), на лицевой стороне к-рой помещены 3 ряда изображений - Христос и Архангелы, апостолы Петр и Павел, великомученики Георгий, Феодор Тирон и Димитрий, на оборотной стороне - Распятие (в центр вставлена двухрядная икона XIV в. с образами Христа и предстоящих ангелов, а под ними Богоматерь с Младенцем и предстоящими арх. Михаилом и Иоанном Предтечей) и др. Престольный праздник - Преображение Господне (6 авг.) и память апостолов Петра и Павла (29 июня). Согласно местному преданию, в мон-ре хранилась чаша, из к-рой Христос причащал апостолов во время Тайной вечери. Из сигиллия Кирилла I Лукариса известно, что в 1633 г. св. чаша уже находилась в мон-ре, в 1836 г. она распалась на куски от ветхости и были изготовлены 4 чаши, в к-рые были вставлены фрагменты этой святыни. Одна из них в 1850 г. была послана в дар имп. Александре Феодоровне. В мон-ре находятся частицы мощей свт. Григория Богослова, вмч. Иакова Персянина, свт. Модеста, свт. Афанасия Великого, бессребреников Космы и Дамиана и вмч. Прокопия. В мон-ре - 8 монахов, игумен - Пантелеимон (Родопулос), митр. Тиролойский и Серентийский (Δπτυχα. 2005. Σ. 893). Лит.: Παπαγεωργου Π. Η ν Θεσσαλονκ μον τν Βλαταων κα τ μετχια αυτς//BZ. 1898. Bd. 8. S. 402-428; Ξυγγπουλος Α. Τσσαρες μικρο ναο τς Θεσαλονκης κ τν χρνων τν Παλαιολγων. Θεσσαλονκη, 1952. Σ. 49-62; Θεοχαρδης Γ. Ο δρυτα τς ν Θεσσαλονκ μονς τν Βλαττδων//Πανηγυρικς τμος ορτασμο τς ξακοσιοστς πετεου το θαντου το γου Γρηγορου το Παλαμ, ρχιεπισκπου Θεσσαλονκης, 1359-1959. Θεσσαλονκη, 1960. Σ. 49-70; Στογιγλου Γ. Α. Η ν Θεσσαλονκ Πατριαρχικ Μον τν Βλατδων. Θεσσαλονκη, 1971; Mavropoulou-Tsioumi Ch. Vlatadon Monastery. Thessal., 1987; Μαυροπολου-Τσιομι Χ. Τα βματα του Αποστλου Παλου απ τους Θιλππους ως τη Βροια προφορικ παρδοση και αρχαιολογικς γνσεις. Βροια, 1995; Τορτα Α. Σκευοφυλκιο Ιερς Μονς Βλατδων. Αθνα, 1994.

http://pravenc.ru/text/155027.html

У древних христиан слова «пресвитер» и «епископ» были абсолютными синонимами, только одно из них обозначало должность, а другое — служебные обязанности. Апостол Павел и Коринфская Церковь Коринфская церковь жила яркой, харизматической жизнью. В ней были такие служения, как глоссолалия, исцеление, пророчество, толкование, учительство. Это была община, возникшая среди язычников. Ответственность за ее окормление была возложена на апостола Павла. Читая Первое и Второе послания к Коринфянам, понимаешь, что об этой Церкви говорится так много потому, что это была большая головная боль для апостола. Это было нечто, что было очень трудно каким-то образом окормлять, приводить в упорядоченный вид. Появление пресвитеров, епископов, диаконов Важно понимать, что в древней Церкви никаких священников не было. Как уже говорилось, были пресвитеры — руководители общин по образцу руководителей синагог, которые выполняли функцию нынешних епископов. В языческие общины еще поставляются диаконы, но это слово означает только тех, кто помогает епископу, кто прислуживает. Никакого литургического значения это слово еще не имело. Первые епископы в нынешнем понимании этого слова — то есть архиереи, которые возглавляют общину, привязаны к одной поместной церкви, — появляются по мере того, как развивается Церковь. Появляются новые верующие, становится все труднее руководить общиной: распоряжаться финансами, благотворительной деятельностью, процессом рукоположения и поставления на служение, председательствовать на богослужениях, выполнять представительские функции перед римскими властями и защищать Церковь от внешней опасности. Апостольское преемство Для епископов той Церкви было важно качество апостольского преемства. Любой епископ мог возвести свою «родословную» к апостолу, основавшему данную поместную церковь. Сщмч. Ириней Лионский. Миниатюра из «Sacra parallela». Сер. IX в. Когда мы читаем сщмч. Иринея Лионского , то представляется очень живая картина того, как вокруг христианских общин возникают другие околохристианские общины, условно говоря, гностические. Они начинают проповедовать ереси. Это большой соблазн. Часто проповедуют люди харизматичные, говорят то, что хотят от них услышать, пользуются популярностью и авторитетом, тем самым представляют опасность для Церкви.

http://blog.predanie.ru/article/otkuda-v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010