Работы П. касались, главным образом, астрономии и помещались в астрономических записках Шумахера, в «Mémoires de l " Académie Impériale des sciences de St.-Pétersbourg», но, главным образом, в основанном им самим журнале. В изданиях Академии Наук помещены следующие работы Петерса: по астрономии – «Numerus constans nutationis ex ascensionibus rectis stellae polaris in specula Dorpatensi annis 1822 ad 1838 observatis deductus. Adjecta est disquisitio theoretica de formula nutationis» («Mémoires de l " Académie Impériale des Sciences de St.-Pétérsb.», VI sér., sc. math, et phys. t. III (V), p. 125–227); «Recherches sur la parallaxe des étoiles fixes» (ib., t. V (VIII), p. 1–180); «Untersuchung des Theilungfehlers des Ertelschen Verticalkreises der Pulcowaer Sternwarte» (ib., t. V, p. 181–201); «Resultate aus Beobachtungen des Polarsterns am Ertelschen Verticalkreise der Pulkowaer Sternwarte» («Bull. phys.-mats», t. II, p. 305–352); «Von den kleinen Ablenkungen der Lothlinie und des Niveaús, welche durch die Anziehungen der Sonne, des Mondes und einiger terrestrischen gegenstände hervorgebracht werden» (ib., t. III, p. 212–223); «Beobachtungen des Neptun auf der Pulkowaer Sternwarte» (ib., t. VI, p. 123–126); «Ueber Prof. Mädler " s Untersuchungen über eigene Bewegung der Fixsterne» (ib., t. VII, p. 180–202); «Ueber Bessels Bestimmung der Parallaxe von 61. Cygni aus Beobachtungen am Heliometer der Königsberger Sternwarte» (ib., t. VIII, p. 49–62 и «Mélanges math. et astr.», t. I, p. 23–41); с О. B. Струве, «Bestimmung der Bahn des im Monat December 1839 entdeckten Cometen, nach den auf der Pulkowaer Sternfwarte angestellen Beobachtungen (gelesen den 16-n Dec. 1842)» – «Mém., VI Sér., t. III (V), p. 327–378 и «Bull. phys.-math.», t. I, p. 193–196; по геодезии – «Bestimmung der Fehler, welche bei der Auflösung der Pothenotischen Aufgabe mit dem Messtische entstehen» – «Bull, phys-math.»,t. VII, p. 145–155 и по физике земного шара «Formeln der mittleren Monatsund Tagestemperaturen für verschiedene Tiefen» – в «Middendorf " s. Reise», t. I, 1-re partie, p. 168–195. Кроме того, разбор сочинения полк. Болотова под заглавием «Руководство к производству хозяйственной съемки, межевания и нивелирования» – в «Отчете о XII присуждении Демидовских наград, 1843 г., стр. 277–287; вместе с Б. С. Якоби: «Донесение о ручном планиметре Ермакова» – в «Отчете о XVIII присуждении Демидовских наград» 1849 г., стр. 273–280 (оба на немецком языке).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

9 . Adversus Valentinianos («Против Валентиниан», CPL 16; PL2, 538–594; CSEL 47, 177 и далее; CCSL 2, 753–778; SC 280–281). Трактат написан после 206 г. и направлен против гностика Валентина и его последователей. Источником для Тертуллиана послужила 1-ая книга Против ересей свт. Иринея Лионского , а также сочинения св. Иустина, Мильтиада и Прокула 186 . Во вступлении (гл. 1–6), носящем следы большей самостоятельности, Тертуллиан указывает на эзотерический характер секты валентиниан, объединяющий ее с языческими мистериями. Трактат был написан на скорую руку, поскольку в будущем Тертуллиан собирался написать более подробное сочинение по тому же вопросу 187 . 10 . Adversus Judaeos («Против иудеев» 188 , CPL 33 (dub.); PL 2,597–642; CSEL 70, 251 и далее; CCSL 2, 1339–1396). Этот трактат, написанный ок. 198–206 гг., возник как результат диспута между христианином и иудейским прозелитом, в котором принимал участие и Тертуллиан . В первой части трактата (гл. 1–8) Тертуллиан показывает, что ветхозаветный закон более не имеет силы и должен пониматься в духовном смысле. Место неверных иудеев заняли верующие христиане из язычников. На основании ветхозаветных пророчеств также доказывается, что Иисус Христос есть истинный Мессия. Основным источником для этой части трактата Тертуллиана послужило сочинение св. Иустина Диалог с Трифоном-иудеем. Подлинность гл. 9–14, продолжающих тему ветхозаветных пророчеств о Христе, вызывает сомнения; вероятно, они представляют собой выдержки из 3-ей книги трактата Тертуллиана Против Маркиона, сделанные каким-то неизвестным автором. 11 . De baptismo («О крещении» 189 , CPL 8; PL 1, 1197–1224; CSEL20, 201–218; CCSL 1, 277–295; SC 35). Этот трактат написан между 198–206 гг. в опровержение ложного учения некой Квинтиллы (Quintilia), последовательницы гностической секты каинитов, которая отрицала таинство крещения. Этот трактат является самым ранним сочинением доникейского периода, специально посвященным таинству крещения и миропомазания. Трактат разделяется на две части. В 1-ой части (гл. 1–9) говорится о значении таинства крещения, о его телесной и духовной стороне, о чинопоследовании таинства, о крещальной формуле, о миропомазании, возложении рук и др. Во 2-ой части (гл. 10–20) Тертуллиан касается некоторых частных вопросов, связанных с таинством крещения, таких как необходимость и единственность крещения, лицо, совершающее таинство, время и место его совершения, возраст крещаемых и др. До появления этого трактата на латыни существовала его греческая версия 190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

17 . De spectaculis («О зрелищах» 199 , CPL 6; PL 1, 627––662; CSEL 20, 1–29; CCSL 1, 227–253; SC 332). Этот трактат написан между 198–206 гг. и адресован оглашенным. Он состоит из 2-х частей. В 1-ой части (гл. 4–13) рассматривается история происхождения языческих зрелищ (цирковых игр, гимнастических состязаний, гладиаторских боев, театров и пр.). Основываясь на Варроне и Светонии, Тертуллиан говорит, что игры и зрелища произошли от древних языческих обрядов и мистерий. Участие в них христиан, давших обеты св. крещения, рассматривается как их участие в идолослужении. Во 2-ой части (гл. 14–30) зрелища обсуждаются с точки зрения нравственности; выясняется их безнравственный характер и несовместимость с христианством. Последняя, 30-ая глава посвящена эсхатологии – в ней яркими красками описывается Второе Пришествие Христа, воскресение праведников, их 1000-летнее Царство со Христом на земле, Страшный Суд и наказания, уготованные язычникам. 18 . De cultu feminarum («Об убранстве женщин» 200 , в двух книгах, CPL 11; PL 1,1304 –1334; CSEL 70, 59–95; CCSL 1, 343–370; SC 173). Этот трактат был написан вскоре после предыдущего трактата (см. De spect., 8). Первоначально две книги трактата были двумя самостоятельными произведениями 201 . Вторая является не продолжением первой, но более подробным рассуждением на ту же тему, по-видимому, потому что автор не был вполне удовлетворен первой. В целом, в этом трактате Тертуллиан развивает тему трактата De spectaculis о том, что женщинам-христианкам не пристало следовать языческим обычаям и украшать себя косметикой, украшениями (cultus) и нарядами (ornatus). В самом начале 1-ой книги Тертуллиан напоминает женщинам-христианкам, которых он называет «возлюбленнными сестрами» (sorores dilectissimae), что грехопадение произошло по вине Евы (гл. 1). Ссылаясь на апокрифическую книгу Еноха, Тертуллиан говорит, что украшения и косметика имеют демоническое происхождение (гл. 2–3). Во второй книге критический тон Тертуллиана по отношению к женскому убранству несколько смягчен, и из разницы между двумя книгами можно заключить, что вторая написана значительно позднее первой 202 . В последней 13-ой главе говорится о близости гонений, но остается неясным, о каких гонениях идет речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Лев Охридский. Письмо к Иоанну Транийскому; Will; с. 51-64 2. Наиболее подробное исслеодвание: M.H.Smith; " And Taking Bread… " , Cerularius and the Azyme Controversy of 1054. Paris, 1978. (Theologie historique 47) 3. Ср. М. Чельцов. Полемика между греками и латинянами по вопросу опресноков в XI-XII веках, Спб., 1879. 4. E. Petrucci. Rapporti di Leone IX con Constantininpoli//Studi Medievali, Ser. III, 1973, An.14, p. 733-831 5. Св. Никита Стифат. Диалексис: A.Michel. с. 320-342 6. J. Darrouzes. Introducton.//Nicetas Stethatos. Opusculos et letters. Paris, 1961, p. 8-9 (SC 81) 7. Св. Никита Стифат. Диалексис: A.Michel. с. 326 8. K. Bornet, OSB. Les explications Byzantines de la Divine Liturgie. Paris. 1965. p. 201-202 L.H.Grondijs L’iconographie Byzantine du Crucifie mort sur la Croix. Bruxelles. Utrecht, 1947. p. 30-45 9. Св. Иоанн Дамаскин. Каноны воскресеные (Октоих): Глас 5, песнь 5, тропарь 2: " Ты мя преоблекл еси в нетление. Христе, тли смертныя нетленно плотию вкушь, и возсияв из гроба тридпевен " . Ср.: Канон Кретовоскресный (автор неизвестен): Глас 4, песнь 4, тропарь 2: " Обожена Твоя, Спасе, душа, адова сокровища пленивши, живоносное же Тело всем нетление источи " . Канон Великой Субботы (св. инокиня Кассия), песнь 5, тропарь 2: " …Плоть бо Твоя истления не виде, Владыко… " 10. J.Meyendorff. Christ in Eastern Christian Thought. Crestwood, N.Y. 1987. p. 69-91 11. Ch. Moeller. Le Chalcedonisme et le Neo-Chalcedonisme en Orient de 451 a la fin du VI siecle.//Das Konzil von Chalkodon.Bd.Hrsg. A. Grillmoier, H.Bacht. Wurzburg. 1956. 637-720, ins. 649 12. Св. Никита Стифат. Диалексис: A.Michel. с. 323 13. L.H.Grondijs. La mort du Christ et le Rito du Zeon//Byzantion. 1952, T. 17, p. 251-273 14. Гумберт. Ответное возражение Никите – Стифату, Will, c. 137 Гумберт цитирует так называемый " апостольский " символ веры: " умершла и погребенна " , а не " страдавша и погребенна " , см. J.N.D.Kelly. Early Christian Creeds, L. 1950, p. 202 15. Гумберт. Ответное возражение Никите – Стифату, Will, c.

http://sedmitza.ru/text/443811.html

Analekta. T. 2. S. 147; Vindob. Theol. gr. 136, XII в.; Ath. Chil. slav. 307, XII в.; Meteor. Metamorph. 291, XIII в., и др.). Одним из аргументов в пользу авторства свт. Софрония является сходство некоторых тропарей с тропарями часов навечерия Рождества и Богоявления, которые обычно атрибутируются ему же; возможно, святитель был редактором уже имеющихся текстов (Janeras. P. 218–219, 224). В основе тропарей лежат библейские тексты Мих 6. 1–5 и 4 Езд 1, а также соч. «О Пасхе» Мелитона Сардского. Греческий текст тропарей опубликован С. Ханерасом с разночтениями по нескольким рукописям, включая грузинские, славянские, сирийские и латинские; им же выделены 7 основных редакций корпуса тропарей (Janeras. P. 201–214, 226–230). Кроме 12 тропарей (по 3 на каждом часе), которые должны петься по дважды, на часах присутствуют тропари после псалмов (свой на каждом часе), варьирующиеся в рукописях, кондак Великой Пятницы тот же, что и на утрене. Совр. кондак Великой Пятницы (8-го гласа, нач.: «Нас ради распятаго» является проимием кондака прп. Романа Сладкопевца «на Страсть Господню и плач Богородицы» (4-го среднего гласа, акростих: «Смиренного Романа» – см.: SC. 128. P. 143–187), в оригинале имеющего 17 икосов (поэтому иногда в ркп. Триоди в службе Великой Пятницы выписан не один, а несколько икосов – напр., в РНБ. Греческий 712, X–XI вв. Л. 212–214об. их 12 – см.: Момина М. А., Фонкич Б. Л. Греческая Триодь X–XI вв. ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина//Мравалтави: Историко-филологические разыскания. Тбилиси, 1989. Т. 15. С. 95–98). Еще один кондак прп. Романа, «На отречение Петра» (4-го плагального (8-го) гласа, акростих: «Смиренного Романа хвала», 1-й проимий: «Пастырь добрый, душу Свою положивший», 2-й проимий: «Страшных волн», 3-й проимий: 1-й икос: «Ум вознесем» – см.: SC. 128. P. 99–141) основан на 2 проповедях свт. Иоанна Златоуста «О Кресте и разбойнике» (De cruce et latrone//PG. 49. Col. 399–418). Большое число проимиев указывает на его популярность в Константинополе; встречается он и в неконстантинопольских памятниках, напр., в Святогробском Типиконе; похожий гимн (Tu pastor bone – Ты Пастырь добрый) есть и в испано-мосарабских Антифонариях.

http://sedmitza.ru/text/414284.html

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII вв. Новый Завет . Т.1а. Евангелие от Матфея. 1–13 /Т.1б: Евангелие от Матфея. 14–28 ; т. 2: Евангелие от Марка. Тверь, 2001–2007. Вергилий. Энеида//Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979. С.137–402. Геродот. История. М., 1972. Деяния Вселенских Соборов. Т.3. СПб., 1996. Димитрий Ростовский . Сладчайшие Спасителя нашего глаголы, яже изрече на Кресте, по исчислению седмь//Творения: В 5 т. Т.1. М., 1839. С.255–260. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Т.1–3. М., 2005. Евагрий Схоластик . Церковная история. М., 1997. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Евангельское приготовление//SC 369. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Жизнь блаженного василевса Константина: De vita Constantini//SC559. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Церковная история. М., 1993. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Ономастикой: Onomasticon//GCS 11/1. Евфимий Зигабен . Толкование на Евангелие от Матфея: Commentarium in Matthaeum//PG 129, 112–765. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Иудейская война. Против Апиона. М., 2011. Квинт Курций Руф. История Александра. М., 1993. Коран/пер., комм. И.Ю.Крачковского. М., 1990. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луциллию. М., 1977. Луций Анней Сенека. Утешение к Марции: Ad Marciam de consolation//L. Annaei Senecae. Dialogorum libri duodecim/ed. H. A. Koch, J.Vahlen. 1884. Лютер М. О евреях и их лжи//D. Martin Luthers. Werke : Kritische Gesamtausgabe. Bd. 53. Weimar, 1920. S. 412–553. Некрасов Н.А. Памяти Добролюбова//Некрасов Н.А. Сочинения. Т.2. М., 1959. С.12–13. Николай Месарит. Реликвии церкви Богоматери Фаросской//Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники/под ред. А.М.Лидова. М., 2006. С.198–206. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2008. Паломничество Эгерии: Itinerarium Egeriae//SC296. Платон. Горгий//Платон. Собрание сочинений. Т.1. СПб., 2006. С.261–374. Руперт из Дейца. Комментарий на Евангелие от Иоанна: Commentaria in Evangelium S. Joannis.//PL 169, 201–826.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

PG 37, 1102–1105=2.372–373. 175 Сл. 26, 3, 29–33; SC 284, 232=1.374. 176 Сл. 26, 7, 17–9,20; SC 284, 242–246=1.377–378. 177 Пс. 37:12. 178 Мр. 14:27. 179 Ср. Мф. 26:31–35. Намек на Петра Александрийского, который изменил свое отношение к Григорию под влиянием Максима–циника. 180 Пс. 26:3. 181 Сл. 26, 17, 15–19, 7; SC 284, 268–270=2.383–384. 182 Сл. 33, 6, 8; SC 318, 168=1.484. 183 Сл. 33, 8, 1–9, 1; SC 318, 172–174=1.485–486. 184 Сл. 33, 11, 1 и 33, 13, 1–2; SC 318, 180–184=1.487–488. 185 Т. е. быть, а не казаться. 186 Дан. 13:42. 187 Сл. 36, 3, 13–23; 6, 3–7; 7, 1–20. Ср. 1 Цар. 16:7. 188 Слово 23 рус. пер. 189 Слово 22 рус. пер. 190 Сл. 22, 13, 1–2; SC 270, 246=1.343. 191 Об этом сочинении см. Barbel. Gregor. 192 После Константинопольского Собора 360 г. под маской омийства выступало арианство. 193 Имеются в виду, вероятно, ариане (омии). 194 В византийских храмах для знатных женщин строились отдельные галереи. 195 PG 37, 1120–1123=2.378–379. 196 PG 37, 1129–1131=2.380–381. 197 Сократ. Церк. ист. 5, 7; Созомен. Церк. ист. 7, 5–6. 198 Mansi. Collectio III, 560. 199 По имени Македония, омиусианского архиепископа Константинопольского, низложенного в 360 г. арианами. См. Kelly. Doctrines, 259. 200 Сократ. Церк. ист. 5, 8. 201 Mansi. Collectio III, 560. 202 PG 37, 1140–1146=2.384–386. 203 PG 37, 1146–1150=2.386–387. 204 Т. е. Григорий, которого, вероятно, обвиняли за исповедание Божества Святого Духа. 205 PG 37, 1151–1154=2.387–388. 206 Спасский. История, 581. 207 PG 37, 1155–1156=2.388–389. 208 PG 37, 1157–1159=2.389–390. 209 Будущее показало, что Нектарий прекрасно справился с возложенным на него архиерейским служением. Очевидно, после Собора 381 г. на константинопольской кафедре нужен был человек не столько богословствующий, сколько обладающий железной волей, верный императору и стоящий на твердых никейских позициях. Именно это и предопределило выбор, сделанный отцами Собора. 210 PG 37, 1027–1028=2.402. 211 См. Ritter. Konzil, 253–270. Ср. Haykin. Spirit, 181; Bobrinskoy. Communion, 213–214. 212

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Ср. Ос. 1:2; 3:1 и др. 459 Пс. 105:39. 460 Иерем. 3:9. 461 Сл. 37, 18, 27–19, 8; SC 318, 308–310=1.519–520. 462 Ср. 1 Кор. 7:32–35 и др. 463 Сл. 37, 10, 1–2; SC 318, 292=1.515. 464 PG 38, 90=2.171. 465 Сл. 8, 8, 5–7; SC 405, 258=1.179. 466 Сл. 19, 7; PG 35, 1052=1.292. 467 PG 37, 577=2.150. 468 PG 37, 644=2.173. 469 PG 37, 634–635=2.168. 470 Пир десяти дев, Маркелла 2–4; SC 95, 56–64. 471 Пир десяти дев, Маркелла 4; SC 95, 62–64. 472 PG 37, 537–538=2.137–138. 473 PG 37, 523=2.133. 474 PG 37, 524=2.134. 475 Мр.12:24. 476 О раннем египетском и палестинском монашестве св. Chitty. Desert, 1–45. 477 О " " сынах завета " " см., в частности, AbouZayd. Ihidayutha, 59–107. Автор приходит к выводу, что " " сыны завета " " , о которых говорит Афраат, не были в полном смысле монахами: это были миряне, которые давали обет девства и вели аскетический образ жизни, при этом оставаясь в миру или объединяясь в небольшие общины. 478 Наиболее полным и современным исследованием мессалианства является Stewart. Working. Не потеряла своего значения и классическая книга Obolensky. Bogomils. 479 О Евстафии см. Gribomont. Basil I, 95–116. О влиянии Евстафия на Василия см. Amand de Mendieta. Ascese, 52–61. 480 Отметим, что главным действующим лицом на Гангрском Соборе был арианин Евсевий Никомидийский. Евстафий Севастийский, напротив, принадлежал к числу омиусиан и в 367 г. принял никейское исповедание. Евстафий разошелся с Василием Великим после 373 г., отказавшись признать единосущие Святого Духа Отцу и Сыну. См. Meyendorff. Legacy, 200. 481 См. Gribomont. Basile I, 21–26. 482 См. Meyendorff. Legacy, 199–201. Подробнее о том же см. Gribomont. Basil I, 26–41, 43–56. 483 См. Fedwick. Church, 156–160. 484 Несколько сводов аскетических правил дошли до нас под именем Василия, в том числе Правила пространные (Regulae fusius tractatae), Правила краткие (Regulae brevius tractatae), Нравственные правила (Moralia). О различных редакциях правил см. Gribomont. Histoire du texte. 485 Gribomont. Basile I, 34; 40. 486

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

1347 Το μακαριωττου Θεοδωρτου πισκπου Κρου πιστολα δυον δεοσαιν πεντκοντα κ πατριακο χειρογρφου τεχους νν πρτον τπους κδμεναι π . Σακκελινος. θνσιν, 1885. Саккелион издал 48 писем по Codex Patmensis 706, f. 114v–140v (XI–XII в.). Письма, изданные Саккелионом, были переизданы в серии «Христианские источники»: SC 40 (Paris, 1955 Y. Azéma). В этом издании добавлены номера писем оригинала, имеющихся в PG, которых не учитывал Саккелион, но сами их тексты не приводятся. Это следующие номера: 21 (=23 PG), 24 (=19 PG), 25 (=20 PG), 26 (=22 PG), а письмо 16, повторяет Ер. 58 из Collectio Sirmondiana (см.: SC 40. Introduction. P. 67–68). Итак, Патмосский манускрипт содержал 47 неизданных и 5 изданных писем. В TLG (4089/005) содержатся 48 писем, изданные Саккелионом, под названием: Epistulae: Collectio Patmensis (ер. 1–52), причём нумерация их, поскольку учитываются и отсутствующие письма, несколько отличается (римские цифры, соответствующие нумерации Саккелиона, проставлены в русском переводе): по рус. пер. письма по SC (=TLG) 182 (I)–196 (XV) 197 (XVII)–200 (XX) 201 (XXI)–202 (XXII) 203 (XXIII)–228 (XLVIII) 1348 Далее римскими цифрами приводятся номера глав из Synodicon adversus tragoediam Irenaei. Они сохранились только на латинском языке и соответствуют письмам с 229 по 268. 1351 В библиотеке МДА имеется издание: СП: Типография ТСЛ, 1912, на титульном листе которого 68 номер тома зачёркнут ручкой и вписан номер 70. Номер 68 появился по ошибке, поскольку ранее он был присвоен 8 части писем блж. Феодорита. 1352 В современное переиздание сочинений свт. Кирилла (изд-во «Паломник») эти ценнейшие указатели не были включены из-за перехода на новую пагинацию. Если бы страницы прежнего издания были указаны внутри текста, то удалось бы сохранить плод подвижнического труда Μ. Д. Муретова даже без дополнительной переработки указателей. 1354 «Длинная приписка о Константине и VI Вселенском соборе и заключительная похвала св. Максиму, не имеющиеся в других житиях» (Муретов 1915. С. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1465 Об этом учении см.: Ales. Recapitulation, 185ff.;  Kellyä; Doctrines, 170–174; Lawson. Theology, 140ff.;  Wingren. Man£ 79–90; 122–132; 170–180; 192–201 1476 Ср. θεωσις, θες γγνομαι, θεω, θεοποιω, ποιεω θεν и т.д. в Словах 2, 22; 7, 23; 17, 9; 21, 2; 29, 19; 30, 14; 30, 21; 31, 4; 34, 12; 38, 11; 40, 42, и др. 1490 Гимны о вере, 5, 17 22 . Тема обожения (обожествления) у Ефрема подробно рассмотрена в: Brock. Luminous Eye, 148–154; ср. также Idem. Introduction, 72–74.. Тот факт, что кон­цепция обожения встречается и у Ефрема, по мнению С. Брока, вносит коррективы в широко распространенное мне­ние, будто эта концепция вкралась в восточное христианство под  влиянием эллинизма: Brock . Luminous Eye, 148–149; Idem. Introduction, 73–74 1494 Преображение Господне. Вечерня, стихира, глас 2-й [Минея]. Ср. Утреня, 2-й канон, песнь 3 [Минея]. 1501 Ср. Плотин. Эннеады, 1, 2, б 57 : «Стремление [человека] – не только быть вне греха, но и быть богом». Плотин вос­принимал материю и тело как нечто изначально дурное: ма­терия остается дурной даже тогда, когда она причащается интеллигибельной реальности: ср. Deck. Nature, 79 1508 Согласно указателям SC, в Гимнах более тридцати мест, где говорится об обожении (см. θεο, θεον, θωσις в SC 196, 258–259), а в Словах Богословских и Нравственных – не ме­нее двадцати (см. θεοποιω, θες, θεω, θωσις в SC 129, 496–497). В Главах и Словах Огласительных терминология обо­жения тоже постоянно присутствует. 1513 Eth.  1, 10,  118–122. Ср. Eth. 4, 549–552: «Христос... для того сошел на землю и стал человеком, восприняв на Себя и нашу земную плоть, чтобы нас сделать сущностно причаст­ными Его Божеству...» 1516 Ср. Cat. 15, 98; Theol. 2, 314; Eth. 1, 12, 309; Eth. 2, 7, 196; Hymn 7, 40; 44, 269; 52, 77, и др 1541 Как известно, Плотин «стыдился того, что он во плоти»: см. Порфирий. Жизнь Плотина 1, 1–2 [Цит. по: Плотин. Эннеады. T.I. C.1]. Нам не кажется, однако, что в этом месте Симеон имеет в виду неоплатоников; он, скорее, полемизиру­ет со своими современниками

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010