Idem. The Chronology of Jerome’s Early Years//Phoenix, 35 (1981). P. 237–259. Braverman J. Jerome’s Commentary on Daniel. A Study of Comparative Jewish and Christian Interpretations of the Hebrew Bible. Washington, D.C., 1978. Brochet M. Saint Jérôme et ses ennemis. Étude sur la querelle de Saint Jérôme avec Rufin d’Aquilée et sur l’ensemble de son œuvre polémique. Paris, 1906. Brown D. St. Jerome as a Biblical Exegete//Irish Biblical Studies, 5 (1983). P. 138–155. Idem. Vir trilinguis. A study in the biblical exegesis of Saint Jerome. Kämpen (Netherland), 1992. Idem. Jerome and the Vulgate//A History of Biblical Interpretation, Vol. I. The Ancient Period/Ed. A.J. Hauser, D.F. Watson. Grand Rapids, MI, 2003. P. 355–379. Brugnoli G. Donato e Girolamo//VetChr, 2 (1965). P. 139–149. Buli F. Wo lag Stridon, die Heimat des hl. Hieronymus?//Festschrift für Otto Benndorf. Vienne, 1898. S. 276–280. Idem. Stridone luogo natale di san Girolamo//Miscellanea Geronimiana. Roma, 1920. P. 253–330. Buonaiuti E. San Girolamo. Roma, 19232. Burstein E. La compétence en Hébreu: de S. Jérôme. Diss. Poitiers, 1971. Idem. La compétence de Jérôme en Hébreu: Explication de certaines erreurs//Revue des Études Augustiniennes, 21 (1975). P. 3–12. Cain A. The Letters of Jerome. Asceticism, Biblical Exegesis, and the Construction of Christian Authority in Late Antiquity. Oxford, 2009. Canellis A. La composition du Dialogue contre les Lucifériens et du Dialogue contre les Pélagiens de saint Jérôme. A la recherché d’un canon de l’altercatio//Revue des Études Augustiniennes, 43/2 (1997). P. 247–288. Idem. Saint Jérôme et les ariens. Nouveaux éléments en vue de la datation de l’Altercatio Luciferiani et Orthodoxi//Les Chrétiens face à leurs adversaires dans l’Occident latin du 4e s. Actes des colloques du GRAC, 1997–2000. Publications de l’Université de Rouen, 2001. P. 155–194. Idem. Jérôme. Débat entre un Luciférien et un Orthodoxe. Introduction//SC, 473. Paris, 2003. P. 9–70. Idem. Le livre II de l’ In Zachariam de saint Jérôme et la tradition alexandrine//Sacris erudiri, 46. Turnhout, 2007. P. 111–141.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

48 Там же, стр. 10–11. 49 1Петр.1:16 . См. Coeus Н., Во свободу призванные, Автономия и Разнообразие в этике, изд. А. Стамулис, Афины 2004, стр. 136–137. 50 Пападопулос Ан., Агиология 1, изд. Пурнарас, Салоники 1996, стр. 25. 51 Эдуард Виллигер в труде “Hagios” делит страх человека перед Богом на три категории, означающие: а) боязнь перед сверхъестественной силой, б) природный страх перед мифическим Богом и в) уважение. См. Пападопулос Ан., Агиология 1, стр. 25. 52 Скарлату Византиу, Греческий словарь, стр. 43. 53 Пасху В. П., Святые – друзья Божии, изд. Армос, Афины 1997, стр. 30. См. также, Пападопулос., Агиология 1, стр. 26. 54 Пападопулос Ан. Агиология 1, стр. 26–27. 55 Пасху В.П., Святые – друзья Божии, стр. 30. 56 Там же, стр. 30–31. 57 См. Лампе A. Святоотеческий греческий лексикон, Оксфорд 1961, стр. 18. См. также P. Евдокимов, Молитва Восточной Церкви, (пер. М. ПапазахуД. Цербу), изд. Апостольской Диаконии, Афины 1980, стр. 44. 58 Цами Д., Агиология Православной Церкви, изд. Пурнара, Фес-ки 1999, стр. 163–167. 59 Василий Великий , Термины в ширину. 60 1 Ио 4, 16. См. Мадзаридис Г., Христианская этика, изд. Пурнара, Салоники, 2000, стр. 227. 61 1 Ио 4, 18. См. Симеон Новый Богослов , Любви божественные гимны, SC 147, стр. 194. 62 Н. Coeus, Во свободе призванные, Автономия и Разнообразие в этике, стр. 138. 63 Цами Д., Агиология Православной Церкви, стр. 168–176. 64 Симеон Новый Богослов, сотни 1, 23, 29, 32, 35, 49, 60 (стр. 46, 48–50, 53, 56), Л. Дарузен, SC 51, Париж 1957, и 60, 53, 56. Слово 4, На Покаяния и … и что без слез невозможно к чистоте прийти, SC 96, стр. 312–372, изд. Б. Кривошейный, Париж 1963, сотни 3, 8, 12 и 21 (стр. 82, 83 и 86). Симеон опирается на Григория Богослова . Видит причин 29 (3, стр. 180–182) и Григория Богослова, Проповедь 19, 7 PG 35, 1049D – 1052a. 65 Об образе см. Каланзаки Е.Ф., “В начале сотворил Бог”, Анализ толкования на создание описательной части Бытия, Пурнарас, Салоники 2001, стр. 231–285. См. также Зиси Феод. (преподобный ), Спасение человека и мира, под ред. Вриеннием, Салоники 1997, стр. 67–74.

http://azbyka.ru/hrista-radi-yurodivye-o...

Перевод с греческого, вступительная статья и примечания иеромонаха Леонтия (Козлова) ЛИТЕРАТУРА Дионисий Ареопагит. НИ - Дионисий Ареопагит . О Небесной Иерархии/В переводе М. Г. Ермаковой . СПб., 1997. Дионисий Ареопагит . ЦИ - Дионисий Ареопагит . О Церковной Иерархии/В переводе Г. М. Прохорова . СПб., 2001. Иоанн Златоуст, свт . Шесть слов о священстве - Иоанн Златоуст, свт . Творения. Т. 1. Кн. 1-2. СПб, 1895. Леонтий (Козлов), иером. 2004 - Леонтий (Козлов), иером. Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809): Житие и творческое наследие. СП., 2004 (канд. дисс.). Феоклит Дионисиатский, мон. 2005 - Феоклит Дионисиатский, мон. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды. М.: Феофания, 2005 (пер. с греч.: ΘεκλητοςΔιονυσιτης, μον. γιος Νικδημος γιορετης. βος κα τ ργα του (1749-1809). θνα, 1990). La Théologie Byzantine 2002 - La Théologie Byzantine et sa tradition. II (XIII-XIX s.)/Sous la direction de C. G. Conticello et V. Conticello . Turnhout: Brepols, 2002 (Corpus Christianorum). Συμβουλευτικν γχειρδιον1999 - Νικοδμουτογιορετου. Συμβουλευτικν γχειρδιον, τοι περ φυλακς τν πντε ασθσεων. 5η φωτοτυπ. κδ. (1988). Θεσσαλονκη, 1999. Τρες γκωμιαστικο Λγοι 1991 - Το ν γοις Πατρς μν Νικοδμου το γιορετου Τρες γκωμιαστικο Λγοι. ερ Μον Σταυρονικτα - γιον ρος, 1991. Примечания: Ign. Ant. Ep. ad Magn. 6. PG 5, 764B:1-2. Ignat. Ep. ad Smyrn. 9. PG 5, 853A:11-13. Isid. Pelus. Ep. 1641:36-39 (ed. P. Évieux . Paris, 2000. SC 454. P. 384. TLG 2741/2). Рус. пер.: Исидор Пелусиот, прп. Творения. М., 1860. Ч. 3 (ТСО 36. Кн. 3). С. 134. Об этом см. статью Иоанна (Зизиулоса), митр. Пергамского: ωννου, μητρ. Περγμου . Εχαριστας ξεμπλριον// πσκοπος ς προεστς τς υχαριστας. Μγαρα, 2006. Σ. 74-88. О прп. Никодиме см.: La Théologie Byzantine 2002. P. 905-978; ΜαρνλλοςΓ., πρωτ. Saint Nicodème l " Hagiorite (1749-1809) en tant qu " enseignant et pedagogue de la nation Greque et de l " Église Orthodoxe. Paris, 1996; Леонтий (Козлов), иером. 2004 (библиография на с. 177-186, см. также: ИАБ. 7. 75-156).

http://pravoslavie.ru/38079.html

1372 . Βαρσανουφου κα ωννου ραταποκρσεις Κεμενο, μετφραση, σχλια π τν Ζαχαριδου Σ. А- Γ. Θεσσαλονκη, 1988–1989 ( λληνες πατρες τς κκλησας. Φιλοκαλα τν νηπτικν κα σκητικν 10 А, В, Γ). 1373 . Barsanuphius and John. Questions and Answers/Crit. ed., transl. Chitty D. J.//PO 31(3). 449–616 (5–172) [только главы 1–124]. Βαρσαννουφου κα ωννου, Κεμενα διακριτικ κα συχαστικ ( ρωταποκρσεις). κδ. τοιμασα ερ ς Μονς γου ωννου Προδρμου Καρα. Т. А, Β. θναι, 1997. 1374 . Новейшее крит. изд.: Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance/Introd., texte crit., notes Neyt F., Angelis-Noah P. de, trad. Regnault L. 1: Aux solitaires. T. 1: Lettres 1–71. P., 1997. (SC 426); T. 2: Lettres 72–223. P., 1998. (SC 427). 2: Aux cénobites. T. 1: Lettres 224–398. P., 2000. (SC 450); T. 2: Lettres 399–616. P., 2001. (SC 451). 3: Aux laïcs et aux évêques. Lettres 617–848. P., 2002. (SC 468). Древние переводы 1375 . Graf G. Geschichte. 1 Bd. P. 406 [относительно араб. перевода]; Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinaï 14 .120). 116–117 [относительно груз. перевода]; Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondancë recueil complet/Trad. du grec [par Regnault L. et Lemaire P.] et du géorgien [par Outtier B.] par les moines de Solesmes. 1 Solesmes, 1972. 2 Sablé-sur-Sarthe 1993. 574. Zanetti U.//AB 1993. 111 (3–4). 418–419. [Греч. и груз. тексты во франц. пер.]. Переводы на совр. языки Франц. пер.: 4 .1374, 1375. Нем. пер.: 1376 . Dietz М. Von Reichtum des Schweigens. Ein Zeugnis der Ostkirche, Geistliche Antwortbriefe der Schweigemönche Barsanuphe und seines Schülers Johannes (6. Jahrh.), ausgewählt und zum ersten Male ins Deutsche übersetzt. Zürich; München; Paderborn; Wien 1963. Итал. пер.: 1377 . Teresa Lovato M. F., Mortari L. Barsanufio e Giovanni di Gaza. Epistolario. Roma 1991. (Collana dei Testi Patristici. 93). Англ. пер.: 1378 . Fr. Seraphim Rose. Saints Barsanuphius and John. Guidance toward spiritual life. Answers to the questions of Disciples. St. Herman of Alaska Brotherhood. California, 1990 пер. – в крит. изд. Д. Читти 4 .1373).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

2 Charles L. Feinberg, Premillennialism or Amilllennialism? (Chicago: Moody, 1961); John F. Walvoord, The Millennial Kingdom (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1959). 3 Robert Clouse, ed., The Meaning of the Millennium: Four Views (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1977). 4 Stanley J. Grenz, The Millennial Maze: Sorting Out Evangelical Options (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1992). 5 Gary D. Long, Context: Evangelical Views on the Millennium Examined (Charleston, SC: Great Unpublished, 2001). Printed for Sovereign Grace Ministries of Colorado, and available online at www.booksurge.com 6 Catherine Wessinger, How the Millennium Comes Violently (New York: Seven Bridges, 2000); Wessinger, Millennialism, Persecution, and Violence: Historical Cases (Syracuse, NY: Syracuse University Press, 2000); R. J. McKelvey, The Millennium and the Book of Revelation (Cambridge, England: Lutterworth, 1999), 17-18. 7 Изучение секулярного миллениализма можно найти в Richard A. Landes, ed., Encyclopedia of Millennialism and Millennial Movements (New York: Routledge, 2000), и часто встречаются в междисциплинарном издании Journal of Millennial Studies, публикуемом The Center for Millennial Studes при Бостонском Университете. 8 На библейском основании, Kim Riddlebarger, A Case for Amillennialism: Understanding the End Times(Grand Rapids, MI: Baker, 2003); Robert L. Thomas, " The Kingdom of Christ in the Apocalypse, " and Kenneth L. Barker, " Premillennialism in the Book of Daniel, " in Richard L. Mayhue and Robert L. Thomas, eds., The Master " s Perspective on Biblical Prophecy (Grand Rapids, MI: Kregel, 2002), 140-64, 209-28; David J. Englesma, Christ " s Spiritual Kingdom: A Defense of Reformed Amillennialism(Redlands, CA: Reformed Witness, 2001); Donald Garlington, " Reigning with Christ: Revelation 20:1-6 and the Question of the Millennium, " Reformation and Revival 6 (1997): 53-100; Jeffrey L. Townsend, " Is the Present Age the Millennium? " and John F. Walvoord, " Is Satan Bound? " in Roy B. Zuck, ed., Vital Prophetic Issues (Grand Rapids, MI: Kregel, 1995), 68-82, 83-95.

http://bogoslov.ru/article/4316332

205 J. Polkinghorne, The God of Hope and the End of the World (New Haven, CT: Yale University Press, 2002), 74–76, 113–116. 206 J. Polkinghorne, The Faith of a Phisicist: Reflections of a Bottom-Up Thinker (Minneapolis: Fortress, 1994), 163–170; см. также его же “Eschatology: Some Questions and Some Insights from Science’’, in The End of the World and the Ends of God: Science and Religion on Echatology, ed. J. Polkinghorne and M. Welker (Harrisburg, PA: Trinity Press International, 2000), 29–41, на с. 29–30. 207 См. В. Byrne, Romans (Collegeville, MN: Liturgical Press, 1996), 254–262; J.A. Fitzmyer, Romans (New York: Doubleday, 1993), 504–514; D.J. Moo, The Epistle to the Romans (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1996), 506–518. 208 В. Leeming, Principles of Sacramental Theology (London: Longmans, Green Sc Co., 1956), 305–306, 310–311. О Каселе см. «Casel, Odo», in The Oxford Dictionary of the Christian Church, 3rd ed. rev., ed. F.L. Cross and E.A. Livingstone (Oxford, UK: Oxford University Press, 2005), 297. 209 L.M. Chauvet, The Sacraments: The Word of God at the Mercy of the Body (Collegeville, MN: Liturgical Press, 2001). 212 S.A. Ross, Extravagant Affections: A Feminist Sacramental Theology (New York: Continuum, 2001), 38. 213 О неприемлемости теорий заместительного наказания см. в моей книге: G. " Collins, Jeesus Our Redeemer: A Christian Approach to Salvation (Oxford, UK: Oxford University Press, 2007), 133–160. 216 См. G. O’Collins and D. Kendall, “Mary Magdalene as Major Witness to Jesus’ Resurrection”, Theological Studies 48 (1987): 631646; reprinted in G. O’Collins, Interpreting the Resurrection (New York: Paulist Press, 1988), 2238. 217 K.B. Osborne, Christian Sacraments in a Postmodern World: A Theology for the Third Millenium (Mahwah, NJ: Paulist Press, 1999); D.N. Power, Sacrament: The Language of God’s Giving (New Jork: Crossroad, 1999). 218 K.B. Osborne, The Resurrection of Jesus: New Considerations for Its Theological Interpretation (New York: Paulist Press, 1997).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

N. Y., 2005; Rubenson S. Evagrios Pontikos und die Theologie der Wüste//Logos: FS für L. Abramowski/Hrsg. H. Ch. Brennecke, E. Grasmück, Ch. Markschies. B.; N. Y., 1993. S. 384-401; Maier B. Apatheia bei den Stoikern und Akedia bei Evagrios Pontikos: Ein Ideal und die Kehrseite seiner Realität?//Oriens Chr. 1994. Bd. 78. S. 230-249; Сидоров А. И. Евагрий Понтийский: Жизнь, лит. деятельность и место в истории христ. богословия//Творения аввы Евагрия. М., 1994. С. 5-75; Desprez V. Évagre le Pontique: «Pratique», contemplation, prière//Lettre de Ligugé/Abbaye St.-Martin. 1995. N 274. P. 9-23; Dysinger L. The Significance of Psalmody in the Mystical Theology of Evagrius of Pontus//StPatr. 1997. Vol. 30. P. 176-182; idem. The Logoi of Providence and Judgement in the Exegetical Writings of Evagrius Ponticus//Ibid. 2001. Vol. 37 P. 462-471; idem. Psalmody and Prayer in the Writings of Evagrius Ponticus. Oxf.; N.Y., 2005; Guillaumont A. et C., G é hin P. Introduction//SC. 1998. N 438. P. 9-136; Nie cior L. O zyciu Ewagriusza//Ewagriusz z Pontu: Pisma ascetyczne. Tyniec-Kraków, 1998. T. 1. S. 87-103; idem. Die Grundlagen der ethischen Beurteilung der Gedanken in der Lehre von Evagrios Pontikos//Erbe und Auftrag. Beuron, 2005. Bd. 81. S. 97-119; idem. Sny u Ewagriusza z Pontu//ycie Duchowe. 2005. T. 44. S. 21-27; Perczel I. Une théologie de la lumière: Denys l " Aréopagite et Évagre le Pontique//REAug. 1999. Vol. 45. N 2. P. 79-120; idem. Notes sur la pensée systématique d " Évagre le Pontique//Origene e l " alessandrinismo cappadoce (III-IV sec.). Bari, 2002. P. 277-297; Somos R. Origen, Evagrius Ponticus and the Ideal of Impassibility//Origeniana Septima: Origenes in den Auseinandersetzungen de IV Jh. Leuven, 1999. P. 365-373; Blanchard M. et al. The Armenian Version of the Life of Evagrius of Pontus//St. Nersess Theological Review. 2000/2001. Vol. 5/6. P. 25-37; Linge D. E. Leading the Life of Angels: Ascetic Practice and Reflection in the Writings of Evagrius of Pontus//J.

http://pravenc.ru/text/180865.html

30  Здесь, вероятнее всего, пропущена ссылка. В оригинале здесь начинается сбивчивость ссылок, которую пришлось восстанавливать – Д.С. 31 Brian Daley, " Chiliasm, " in Everett Ferguson, ed., Encyclopedia of Early Christianity, 2 nd ed., 2 vols. (New York: Garland, 1997), 1:240. Противниками хилиазма Аполлинария явились его современники Basil of Caesarea, Letters 263.4 and 265.2 in FC 28:241,245-248; and Gregory of Nazianzus, Letters101.63-65 and 102.14 in SC 208: 65, 77; Carminum liber 2.1.30 in PG 37:1296-1297. 32 Epiphanius of Salamis, Panarion 77.36.5 in Philip R. Amidon, trans., The Panarion of St. Epiphanius, Bishop of Salamis (New York: Oxford University Press, 1990), 346: «Иные заявили, что старый муж (Аполлинарий) сказал, что в первом воскресении мы совершим тысячелетний период в который мы продолжим жить той же жизнью, что и сейчас, так что будем соблюдать закон и все требования его, и будем пользоваться всем, что существует в мире, в том числе будут свадьбы, обрезания и другое. Сейчас мы на короткое время поверили, что он этому не учил, но некоторые настаивают, что он это сказал». 33 Joseph T. Lienhard, Contra Marcellum: Marcellus of Ancyra and Fourth-Century Theology(Washington, D. C. : Catholic University of America Press, 1999), 49-50. Мнение Линхарда, однако, отличается от традиционного понимания богословия Маркелла. Другие современные исследования Маркелла - Alastair H. B. Logan, " Marcellus of Ancyra, defender of the faith against Heretics—and pagans, " Studia Patristica37 (2001):550-64; Logan, " Marcellus of Ancyra (Pseudo-Anthimus), " On the Holy Church " . Text, Translation, and Commentary, " Journal of Theological Studies 51 (2000): 81-112; Logan, " Marcellus of Ancyra on Origen and Arianism, " in Wolfgand A. Bienert and Uwe Kuhneweg, eds., Origenia Septima(Louvain: Peeters, 1999), 156-63; Logan, " Marcellus of Ancyra and the Councils of AD 325: Antioch, Ancyra, and Nicaea, " Journal of Theological Studies 43 (1992): 428-46. 34 Hefele, A History of the Councils of the Church 2:76,79-80.

http://bogoslov.ru/article/4316332

В.Я. Саврей Общая библиография Источники I. На древнегреческом языке и в переводе на европейские языки 1. В «Патрологии» аббата Ж.П. Миня: Basilius Magnus – PG 29–32. Gregorius Nazianzenus – PG 35–38. Gregorius Nyssenus – PG 44–46. 2. В издании Sources Chrétiennes: Basile de Césarée. Sur Saint-Esprit//SC. Vol. 17. 1947. Idem. Homélies sur l " Hexaéméron//SC. Vol. 26 bis. 1950. Idem. Sur l " Origine de l " homme//SC. Vol. 160. 1970. Idem. Contre Eunome 1//SC. Vol. 299. 1982. Idem. Contre Eunome 2–3//SC. Vol. 305. 1983. Idem. Sur le Baptême//SC. Vol. 357. 1989. Grégoire de Nazianze. La Passion du Christ//SC. Vol. 149. 1969. Idem. Lettres théologiques (Ep. 101–102)//SC. Vol. 208. 1974. Idem. Discours 1–3//SC. Vol. 247. 1978. Idem. Discours 27–31//SC. Vol. 250. 1978. Idem. Discours 20–23//SC. Vol. 270. 1980. Idem. Discours 24–26//SC. Vol. 284. 1981. Idem. Discours 4–5//SC. Vol. 309. 1983. Idem. Discours 32–37//SC. Vol. 318. 1985. Idem. Discours 38–41//SC. Vol. 358. 1990. Idem. Discours 42–43//SC. Vol. 384. 1992. Idem. Discours 6–12//SC. Vol. 405. 1995. Grégoire de Nysse. Vie de Moïse (De vita Moysis)//SC. Vol. 1. 1942. Idem. La Création de l " homme//SC. Vol. 6. 1944. Idem. Traité de la Virginité (De virginitate)//SC. Vol. 119. 1966. Idem. Vie de sainte Macrine//SC. Vol. 178. 1971. Idem. Homélies sur l " Ecclésiaste//SC. Vol. 416. 1996. Idem. Lettres//SC. Vol. 363. 1990. Idem. Discours catéchétique II SC. Vol. 453. 2000. Idem. Sur les Titres des psaumes//SC. Vol. 466. 2002. 3. Филокалия Оригена The Philocalia of Origen. A Compilation of Selected Passages from Origen " s Works Made by St Gregory of Nazianzus and St Basil of Caesarea/Transl. George Lewis. Edinburgh, 1911. II. В переводе на русский язык Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. 4. Творения Григория Чудотворца и Мефодия, епископа и мученика. М., 1996. Св. Василий Великий . Собр. соч. Т. 1–5. М., 1993. Св. Василий Великий . О сотворении человека//Журнал Московской Патриархии. 1972. 1. С. 30–38; 3. С. 33–40. Св. Григорий Богослов . Творения. Т. 1,2. М., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

2005. 14. С. 11. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio V, 1//SC. 4 bis. P. 78. Ibid. V, 1, 4//SC. 4 bis. P. 78–80. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio V, 3//SC. 4 bis. P. 78. Ibid. IV, 3//SC. 4 bis. P. 76. Ibid. Ibid. IV, 3//SC. 4 bis. P. 76. См. также: Nicolaus Cabasilas. De vita in Christo, libri septem II, 83//SC. 355. P. 210. Гедеон (Покровский), иером. Археология и символика ветхозаветных жертв. С. 35–36. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio VI, 1//SC. 4 bis. P. 80. Ibid. XLVII, 2–4//SC. 4 bis. P. 264–267. Ibid. X, 6//SC. 4 bis. P. 94. Ibid. X, 7//SC. 4 bis. P. 94. О богословском значении приношения поминальных частиц см.: Борнер Р. Византийские толкования VII–XV вв. на Божественную литургию. М., 2015. С. 279–280. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio I, 9//SC. 4 bis. P. 62. Ibid. XVIII, 3//SC. 4 bis. P. 138. Ibid. XXXVII, 2//SC. 4 bis. P. 226. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio XXXVII, 2//SC. 4 bis. P. 226. Ibid. XVI, 5//SC. 4 bis. P. 128. Ibid. I, 7//SC. 4 bis. P. 62. Ibid. XI, 1//SC. 4 bis. P. 98. Ibid. I, 9//SC. 4 bis. P. 62.   Источник: Елиманов В.Е. Учение св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве//Богословский вестник. 2021. 1 (40). С. 151–177. DOI: 10.31802/GB.2021.40.1.008. УДК 27-549 (271.2-528.549). Комментарии ( 2): Геннадий, Санкт-Петербург 03 января 2022г. 15:11 //Таким образом, домостроительство спасения, совершённое Христом, имеет, согласно Кавасиле, также четыре этапа: 1) избрание Дара. В таинстве Боговоплощения из всей человеческой природы Христос «избирает» (ξαιρε) Себе человеческое Тело и становится по Своей человеческой природе «Даром» Богу и людям; 2) приношение Дара. Христос «посвящает» (νκειται) всю Свою человеческую жизнь на земле служению Богу и всему человечеству; 3) совершение Жертвы. На Голгофе Христос из «Дара» (δρον) становится «Жертвой» (θυσα) Богу и всему человечеству; 4) причащение. На пятидесятый день по Воскресении вся Церковь становится причастной Святому Духу, чем и завершается Христово домостроительство.//(с) Четвертый этап, по-моему, явно выбивается из общего ряда.

http://bogoslov.ru/article/6171820

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010