E. Sol: The Sun in the Art and Religions of Rome: Diss. Groningen, 2009; Чекалова А. А. Сенат и сенаторская аристократия Константинополя: IV - 1-я пол. VII вв. М., 2010. Использованные материалы Д. В. Зайцев, Э. П. Г. " Констанций II "http://Православная энциклопедия, т. 37, с. 351-358 http://www.pravenc.ru/text/2057136.html   Eutrop. Breviar. X 9; Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 680; Sozom. Hist. eccl. V 2; Zosim. Hist. II 57; Theoph. Chron. P. 35   Philost. Hist. eccl. II 16   Greg. Nazianz. Contra Iulianum. I 21   Athanas. Alex. Apol. ad Const. 5; Libanius. Or. 3; Iulianus. Or. I 19; CTh. IX 34. 5; X 10. 4   Hieron. Chron. PL. 27. Col. 680-681; Theodoret. Hist. eccl. II 26; Chron. Pasch. P. 533   Ioan. Malal. Chron. P. 326   Hieron. Chron. PL. 27. Col. 681-682; Socr. Schol. Hist. eccl. II 12-16; Sozom. Hist. eccl. III 7-9; Theoph. Chron. P. 42-43   Amm. Marc. Res gest. XVI 10.13-14   Hilar. Pictav. Fragm. Hist. III 27   Athanas. Alex. Apol. contra arian. 8   Hilar. Pict. Fragm. Hist. 2   Hilar. Pictav. Fragmenta Historica. III 27   Hist. eccl. II 8   Athanas. Alex. Hist. arian. 20   Athanas. Alex. Apol. contr. ari. 20-22; Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 681-682; Rufin. Hist. eccl. X 19; Socr. Schol. Hist. eccl. II 22; Sozom. Hist. eccl. III 20; Philost. Hist. eccl. III 12   Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 22-24; Socr. Schol. Hist. eccl. II 15-16, 23-24   Athan. Alex. Apol. ad Const.   Athanas. Alex. Hist. arian. 31. 1; Sulpicius Severus. Chronicorum. II 39. 2-3   Sozom. Hist. eccl. IV 8   Socr. Schol. Hist. eccl. II 26; Sozom. Hist. eccl. IV 12   Amm. Marc. Res gestae. XXV 7. 7-8   Аммиан Марцеллин, XXI. 16. Редакция текста от: 27.09.2020 13:44:07 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679966.h...

1284 Rufin. Hist, eccl. 1, 1213; ср.: Euseb. Vita Const. 4, 42; Gelas. Hist. eccl. 3, 17; Theodor. Hist. eccl. 1, 29; Phot. Bibl. 88 (с раскрытием личности пресвитера); Bames. Constantine and Eusebius, cit. (сн. 2). 233 ss.; Dattrino L. Introd. a Rufino: Storia della Chiesa. Roma, 1986. P. 11−60. 1285 Rufin. Hist. eccl. 1, 12; ср.: Greg. Naz. Or. IV. 21, 3−5; Mazza M. Le maschere del potere. Napoli, 1986. 3 ss.; Molè Ventura С. Teologia politica e successione dinastica nella ‘Historia ecclesiastica’ di Rufino d’Aquileia//Hestíasis: Studi di tarda antichità offerti a S. Calderone. Messina, 1989. Vol. 6. 212 ss. 1286 Sulp. Hist. s. 2, 36, 5−6; CSEL. 1. 89−90 Halm (исправление «Constantinus» вместо «Constantius» устраняет lectio faciliore editioprinceps (Базель, 1556), которое лишает текст смысла); см. также: Theodor. Hist. eccl. 1. P. 30; Aiello. О судьбе известия Иеронима: cit. (сн. 1). Р. 225. 1287 Oros. Hist. adv. pagan. 7, 28. Ср.: Corsini Ε. Introduzione alle Stone di Orosio. Torino, 1968. 200 ss.; Orosio, le Storie contro i pagani. Milano, 1976. Vol. 2. P. 497; Pavan M. Cristiani, ebrei e imperatori romani nella storia prowidenzialistica di Orosio, in Chiesa e società dal secolo IV ai nostri giorni: Studi storici in onore di P. Ilarino da Milano. Roma, 1979. T. 1. (Italia sacra; Vol. 30), теперь в: Pavan M. Tra classicità e cristianesimo: Scritti raccolti in memoria/A cura di G. Bonamente. Roma, 1995. 513 ss.; Lippold A. Orosius und seine Gegner. Hestiasis, cit. (сн. 66). Vol. 1. 163 ss.; Baglivi N. Costantino nelle ‘Historiae adversus paganos’ di Paolo Orosio//Orpheus. 1989. Vol. 9. 311 ss.; Neri. Médius princeps, cit. (сн. 5), 231 ss.; Polichemmi A. Le ‘Historiae’ di Orosio e la storiografla ecclesiastica occidentale (311−417 d. C ). Napoli, 2000. 207 ss. 1288 Oros. Hist. adv. pagan. 7, 28, 26; но здесь не говорится об убийстве супруги Фаусты. О выбранных темах и о работе с источниками см.: Neri. La figura di Costantino, cit. (сн. 52). 234 ss. 1289 Oros. Hist. adv. pagan. 7, 28, 31: «Cumque bellum in Persas moliretur, in villa publica iuxta Nicomediam, dispositam bene rempublicam filiis tradens».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Beveregii, Σ. sive Pandectae, I,357. Cp. толкование на Номоканон в XIV титулах в Аф. Синт., I,39-40. 94. Instit. I,XIII,6. 95. Hist. eccl. V,2 (Migne, s.g., t.67, col.508). 96. De vita Constant. III, 60, 61, 62 (Migne, s.g., t.20, col.1128-1137]. 97. De vita Constant. III, 60, 61, 62 (Migne, s.g., t.20, col.1128-1137]. 98. Ποος μν κανν π παλατου πμπεσθαι τν πσκοπον. Epist. ad solit. [Migne, s.g., t.25, col.691-3]. 99. Ep. ad ortodox. [Migne, s.g., t.25, col.219-240]. - Cp. Socrat., Hist. eccl. II,5 [Migne, s.g., t.67, col.192]. 100. Socrat., Hist. eccl IV,5 [Migne, s.g., t.67, col.469]. 101. Theodoret., Hist. eccl. IV,6 (Migne, s.g., t.82, col.1132]. 102. Socrat., Hist. eccl. V,8 [Migne, s.g., t.67, col.576-581). 103. Socrat, Hist. eccl. V,2 (Migne, s.g., t.67, col.568]. - Sozomen., Hist eccl. VIII,2 [Migne, s.g., t.67, col.1513-1520]. - Cp. Theodoret., Hist. eccl. V,25 [Migne, s.g., t.82, col.1253]. 104. Socrat., Hist. eccl VII, 29 [Migne, s.g., t.67, col.801]. 105. Petrus de Marca, De concordia sacerdotii et imperii (Paris. 1704), col.1255-1257. Для освещения данного вопроса автор приводит из цитуемого сочинения подробную выдержку, которую, однако, с согласия автора, мы не перепечатываем, а отсылаем любопытных читателей к подлиннику. Ред. 106. Sententia et electione christianissimi et justissimi principis nostri Justini, et piissimae reginae, sequentiumque eorum his quibus est bona conversatio, et qui regiis honoribus sunt subblimiores, simul et sacerdotum, et monachorum, et fidelissimae plebis consensus accessit. Epist. LXXII [Migne, s.l, t.63, col.494]. 107. Cap. 1. Sancimus, quoties opus fuerit episcopum ordinari, clericos et primates civitatis, cujus futurus est episcopus ordinari, mox in tribus personis decreta facere... ut ex tribus personis, pro quibus talia decreta facta sunt, melior ordinetur, electione et periculo ordinantis ( βελτων χειροτονηθ τ πιλογ κα τψ κρματι το χειροτονοντος). 108. Si vero non inveniantur tres personae ad talem electionem opportunae, liceat decreta facientibus, in duabus et in una persona decretum facere... Si vero qui debent episcopum eligere, citius ipsa decreta intra sex menses non faciant, tune periculo propriae animae ille, quem competit ordinare episcopum, ordinet... Там же.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Источники: Dio Cassius. Hist. Rom.; Scr. hist. Aug.; Lact . De mort. persecut.; Amm. Marc. Rer. gest.; Eutrop . Breviar.; Sidon . Apol. Ep.; Epiph. Adv. haer.; Hieron . Adv. Rufin.; Aug. De civ. Dei; Philost. Hist. eccl.; Orosius . Hist. adv. pag.; Socr. Schol. Hist. eccl.; Sozom. Hist. eccl.; Theodoret . Hist. eccl.; Olympiod. ; Zosim. Hist.; Greg. Turon. Hist. franc.; Procop . Bella; Iord . Rom.; Iord. Get.; Agath. Myr. Hist.; Isid. Hisp. Hist.; Auxentius ep. Dorostorensis . De Ulfila episcopo Gothorum//Über das Leben und die Lehre des Ulfila/Hrsg. G. Waitz. Hannover, 1840. S. 10-21; Malchus Philadelphensis . Fragmenta/Ed. C. Müller//FHG. 1885. Vol. 4. P. 111-132; Petrus Patricius. Fragmenta/Ed. C. Müller//Ibid. P. 181-191; Ioannes Antiochenus . Fragmenta/Ed. C. Müller//Ibid. P. 538-622; Fredegarius . Chronicum cum suis continuatoribus//PL. 71. Col. 605-664; Dexippus. Fragmenta/Ed. L. Dindorf//Historici Graeci Minores. Lipsiae, 1870. Vol. 1. P. 165-200; Eunapius. Fragmenta/Ed. L. Dindorf//Ibid. P. 205-274; Ennodius Magnus Felix. Opera omnia/Rec. G. Hartel//CSEL. 1882. Vol. 6; Salvianus Massiliensis. De gubernatione Dei libri 8/Rec. C. Halm//MGH. AA. T. 1. Pars 1. P. 1-108; Anonymus Valesianus. Origo Constnatini imperatoris; Chronica Theodericiana/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. T. 9. B., 1892. P. 1-11, 259-262, 306-328; Consularia Constantinopolitana/Ed. Th. Mommsen//Ibid. P. 197-247; Consularia Italica/Ed. Th. Mommsen. Ibid. P. 249-339; Prosper Tiro. Epitoma Chronicon edita primum an. 433, continuata ad an. 455/Ed. Th. Mommsen//Ibid. P. 385-485; Chronica Gallica a 452 et 511/Ed. Th. Mommsen//Ibid. P. 629-666; Claudius Claudianus . Carmina/Ed. Th. Birt//MGH. AA. T. 10; Hydatius Lemicus . Continuatio chronicorum Hieronymianorum ad an. 468/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. T. 11. P. 1-36; Marcellinus Comes. Chronicon/Ed. Th. Mommsen//Ibid. P. 37-108; Iohannis Biclarensis Chronica an. 567-590/Ed. Th. Mommsen//Ibid. P. 211-220; Chronicorum Caesaraugustanorum reliquiae. an. 450-568/Ed. Th. Mommsen//Ibid. P. 221-223; Cassiodorus . Variae lib. 12/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. T. 12. P. 3-385; Cohen H. Description historique des monnaies frappées sous l " Empire Romain communément appellées médailles impériales. P., 1880-1892 2 . Vol. 1-8; Leges Visigothorum/Ed. K. Zeumer//MGH. Leg. Nat. Germ. 1902. T. 1. P. 38-456; XII panegyrici latini/Ed. W. Baehrens. Lpz., 1911; Sextus Aurelius Victor. Origo gentis romanae. De viris illustibus urbis Romae. Epitome de Caesaribus/Ed. R. Gruendel. Lipsiae, 1961 2 ; Passio s. Sabae Gothi/Ed. H. Delehaye//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 216-221; Themistius . Orationes quae supersunt/Ed. H. Schenkl. Lipsiae, 1965.

http://sedmitza.ru/text/857892.html

Примечания: 61. Σ. sive Pandectae, I,87. 62. Voelli & Justelli, Biblioth. juris can. II,508. 63. Hefele, Conciliengeschichte, II,16. 64. Codex canonum eccles, c.CXLIV. 65. J. B. Pitra, Juris eccles. graecorum hist. et mon., I,508. 66. Аф. Синт., II,170. 67. Hist. eccl. V,8 [Migne, s.g., t.67, col.576-581]. 68. Sozomen., Hist. eccl. VII,3,7 [Migne, s.g., t.67, col.1421,1429-1432]. 69. Sozomen., Hist. eccl. VII,9 [Migne, s.g., t.67, col.1436-1440]. - Cp. Gregor. Nazianz., Carmen de vita sua XI vers. 887 sqq. Ejusdem Orat.XXVI (al.XXVIII) in seipsum [Migne, s.g., t.37, col.1029 и дал., и t.35, col.1228-1252]. 70. См. толкование 6-го правила I Всел. Собора. - Ср. Beveregii, Σ. sive Pandectae, II, Annot. in. h. can., p.93-94. 71. См. выше толкование 5-го и 6-го правил I Всел. Собора. Ср. также ниже толкование 2-го правила III Вселенского Собора. 72. Толкования Зонары и Вальсамона на это правило см. в Аф. Синт., II,170,171. 73. Ср. Valesii, Annotat. in Hist. eccl. Socratis., lib.V, cap.8 [Migne, s.g., t.67, col.575-582]. - Petr. de Marca, De concordia sacerdotii et imperii. Paris, 1704, lib.I, с.3, num.5. - El. Du Pin, De antiqua ecclesiae disciplina. Colon. Agrip. 1691. Dissertat. I, c.11, p.37-63. - G. Cave, Scriptor. eccl. historia litet. Saeculum Arianum, p.233. - G. Beveregii, Σ. sive Pandectae, II, Annot. in h. c., p.94. 74. Codex Theodos., tit. De fide catholica, lex III. Cp. Sozomen., Hist. eccl.VII,9 [Migne, s.g., t.67, col.1436-1440]. - Socrat., Hist. eccl. V,8, et Valesii, Annot. in cap. cit. Socratis [Migne, s.g., t.67, col.576-581]. 75. Cp. Valesii, Annot. in lib. V, cap.8 Hist. eccl. Socratis [Migne, s.g., t.67, col.576-581]. - G. Cave, упом. место.  Правило 3. Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что град оный есть новый Рим. (VI Всел. 28; Трул. 36). Сократ подтверждает нам подлинность этого правила, говоря: " Отцы собора постановили правило, по которому константинопольский епископ должен пользоваться первенством чести после римского, потому что Константинополь - новый Рим " Тоже говорит и Созомен: " Они (отцы собора) постановили, что после епископа Рима первенство чести должен иметь константинопольский епископ, потому что он управляет епископией нового Рима На западе, несмотря на эти, и другие подобные им свидетельства, подлинность этого правила подвергается сомнению, причина которого вполне понятна. Впрочем, это сомнение возникло уже в позднейшее время. В Prisca canonum versio мы находим это правило наряду с другими подлинными правилами В Codex canonum universae ecclesiae находим то же равно как и в Codex canonum ecclesiasticorum Dionysii и в Decretum Gratiani Кардиналу Баронию хотелось поколебать авторитет этого правила, по всей вероятности для того, чтобы оправдать сделанное к нему римскими цензорами примечание в Грациановом декрете Барония осталась безуспешной, и подлинность 3-го правила II Вселенского Собора признана самыми лучшими западными учеными

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Взяв себе за образец этих свирепых государей, он в начале правления совершенно истребил всех связанных с ним узами крови и родства. Беды несчастных, против которых появлялись доносы об умалении или оскорблении величества, отягчали его жестокость и злые подозрения, которые в таких делах направлялись на все возможное. И если становилось известным что-нибудь подобное, он вместо спокойного отношения к делу приступал с жаром к кровавому розыску, назначал свирепых следователей, старался растянуть саму смерть в случаях казни, если это позволяли физические силы осужденных. Сложение его и внешний вид были таковы: темно-русый, с блестящими глазами, острым взглядом, с мягкими волосами, с гладко выбритыми и изящно блестевшими щеками; туловище от шеи до бедер было длинновато, ноги очень коротки и искривлены; поэтому он хорошо прыгал и бегал… Он окружил маленький домик, который служил ему обычно местом ночного отдыха, глубоким рвом, через который был перекинут разборный мостик; отходя ко сну, он уносил с собой разобранные балки и доски этого моста, а утром опять водворял их на место, чтобы иметь возможность выйти " Литература Amm. Marc. Res gest.; Athanas. Alex. Apol. contr. ar.; idem. Apol. ad Const.; idem. Ep. ad Afros; idem. Hist. arian.; idem. De synod.; Lib. Or. 59; Aur. Vict. De caes.; Eutrop. breviar.; Hieron. Chron.; idem. De vir. illustr.; Rufin. Hist. eccl.; Philost. Hist. eccl.; Oros. Hist. adv. pag; Socr. Schol. Hist. eccl.; Sozom. Hist. eccl.; Theodoret. Hist. eccl.; Zosimus. Hist.; Ioan. Malal. Chron.; Chron. Pasch.; Zonara. Epit. hist.; Itinerarium Alexandri: Ad Constantium Augustum/Ed. A. Mai. Fr./M., 1818; XII Panegyrici Latini/Rec. A. Baehrens. Lipsiae, 1874; Hilar. Pict. Ad Const.//CSEL. Vol. 65. Burckhardt J. Die Zeit Constantins des Grossen. Lpz., 18802 (рус. пер.: Буркхардт Я. Век Константина Великого. М., 2003); Seeck O. Constantius (4)//Pauly, Wissowa. Bd. 4. Sp. 1044ff; idem. Untersuchungen zur Geschichte des Nicänischen Konzils//Ibid. 1897. Bd. 17. Sp. 1-72, 319-363; idem.

http://drevo-info.ru/articles/13679966.h...

152 Socrat. Hist. eccl. I. 18. Впрочем, И. В. Кривушин выделяет в рамках «Церковной истории» Сократа и другую тематическую линию: историю Христианской Империи, в рамках которой в центре внимания оказываются не епископы, а василевс (см.: Кривушин И. В. Указ. соч. С. 152–157). 155 При этом Сократ обвиняет Сабина в замалчивании фактов, которые могли бы выставить «ариан» в неблагоприятном свете (см. Socrat. Hist. eccl. II. 17; IV. 22. 168 См. Флоровский Г. прот. Восточные Отцы V-VIII веков. Флоровский Г. прот. Восточные Отцы Церкви. С. 406–416; Кривушин И. В. Указ. соч. С. 24–28. 170 Theodoret. Hist. eccl. V. 40. Характерной особенностью подхода блаж. Феодорита к историописанию является декларируемое им стремление скрывать прегрешения единоверцев (см. Theodoret. Hist. eccl. V. 34. 180 Amm. Marcell. XXXI. 16. 9. См. также: Удальцова З. В. Развитие. С. 135–138; Лукомский Л. Ю. Аммиан Марцеллин и его время. Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПБ. 2000. С. 18–21. 191 Blockley R. The Fragmentary Classicizing Historians of the Later Roman Empire. Vol. II. Liverpool, 1983. P. 230, 261. 193 О жизни и литературных трудах Иордана см. Скржинская Е. Ч. Иордан и его «Getica»; Иордан. О происхождении и деяниях готов. «Getica». Вступ. ст., пер., коммент. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 2001. С. 9–58. 210 Ath. De synod. 10–11; 55; Hilar. Fr. VII-IX; Socrat. Hist. eccl. II. 37; Theodoret.Hist. eccl. II. 19–20; Sozom. Hist. eccl. IV. 18. 241 См. Удальцова З. В. Источники по истории Византии IV – первой половины VII в. История Византии. Т. I. М. 1967. С. 59. 245 CTh. 16,5,6 (10 января 381 г.); 16. 5. 8 (19 июля 381 г.); 16,5,16 (9 августа 388 г.); 16,5,11 (25 июля 383 г.); 16,5,12 (3 декабря 383 г.). 254 Книга Правил святых апостолов, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2009. С. 173 –184. 255 См. текст двух латинских и греческой версий канонов в работе: Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxford, 2002. P. 212–255.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

В 328 г. епископы Евсевий и Феогний вернулись на свои кафедры в Никомидии и Никее, а Арий жил в Никомидии и К-поле и до своей смерти в 336 г. фактически находился «в распоряжении» К. ( Athanas. Alex. De morte Arii; Rufin. Hist. eccl. X12; Philost. Hist. eccl. II 1, 7; Socr. Schol. Hist. eccl. I 14, 23, 25-26; Sozom. Hist. eccl. II 16, 27; Theoph. Chron. P. 29-30). С этого времени постепенно увеличивалось влияние на политику К. партии, возглавляемой этими придворными епископами, к-рые полностью приняли принципы и цели К., его идею единства Церкви как первостепенного фактора в укреплении ее общественного статуса. При этом те церковные силы, к-рые высказывали недовольство реабилитацией сосланных, теперь воспринимались императором как нарушители спокойствия. Богословские аргументы противников Ария более не воспринимались всерьез, коль скоро реабилитированные подписали все формально необходимые документы, а обвинения в притворстве ариан доказать было невозможно. Все церковные, соборные и судебные мероприятия до 337 г. формально касались лишь дисциплинарных вопросов либо личных конфликтов внутри епископата, клира и общин, но официально не касались вероучения. Никейский Символ веры, утвержденный всеми, оставался главным документом, определявшим суть церковного учения и единство Церкви (ср.: Jones A. 1948. P. 172). Ни еп. Евсевий Никомидийский, ни даже Арий не покушались на пересмотр Символа веры открыто, хотя, вероятно, были недовольны им лично. Это была именно та позиция, к-рой требовал от Церкви К., настаивавший на второстепенности разногласий по сравнению с общецерковными интересами (ср. послание к еп. Александру и Арию: Euseb. Vita Const. II 63-73; Socr. Schol. Hist. eccl. I 7; Gelas. Cyzic. Hist. eccl. II 4; ДВС. Т. 1. С. 29-32). Поэтому достоверно установить, какую именно и насколько важную роль в событиях этих лет играл богословский фактор, крайне сложно, поскольку все источники, настаивающие на вероучительной подоплеке внутрицерковной борьбы, созданы заинтересованными сторонами (свт.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Впоследствии Ориген стал посещать Александрийскую школу и слушать Пантена и Климента (Euseb. Hist. eccl. VI, 6; 14, 8–9//PG. T. 20. Col. 536A, 552BC; р. п.: C. 256–257, 265–266). B 202 г. разразилось гонение Септимия Севера. Леонид был схвачен и отведён в тюрьму. Душу 17-летнего Оригена охватило тогда сильное желание мученичества, и он всячески искал его (Euseb. Hist. eccl. VI, 2, 5//PG. T. 20. Col. 524A; р. п.: C. 250), несмотря на мольбы и слёзы матери; последней удалось спасти Оригена лишь тем, что спрятав его одежду, она лишила его возможности выходить на улицу (Euseb. Hist. eccl. VI, 2, 5//PG. T. 20. Col. 524A; р. п.: C. 250). Тем не менее он успел послать отцу письмо, в котором увещевал его к твёрдости и, между прочим, писал: «смотри, из-за нас не переменяй своих мыслей» (Euseb. Hist. eccl. VI, 2, 6//PG. T. 20. Col. 524В; р. п.: C. 250). По смерти отца Ориген остался кормильцем матери с шестью детьми; имение их было конфисковано, и они остались без всяких средств к существованию (Euseb. Hist. eccl. VI, 2, 12//PG. T. 20. Col. 525B; р. п.: C. 251). B Оригене приняла участие одна богатая вдова и взяла его в свой дом, но он недолго прожил у неё, ибо тут имел пристанище какой-то еретик Павел из Антиохии. Ориген гнушался иметь общение с ним и, покинув вдову, стал зарабатывать хлеб преподаванием грамматики (Euseb. Hist. eccl. VI, 2, 15//PG. T. 20. Col. 525B; р. п.: C. 252). B это время к нему стали обращаться многие язычники для оглашения их словом Божиим, ибо катехизаторская школа тогда, ввиду гонения, прекратила своё существование, и сам Климент покинул Александрию. Ориген ревностно исполнял дело оглашения и приобрёл много учеников; особенно привлекала к нему его подвижническая жизнь и необычайное мужество, с каким он выступал, оказывая помощь христианам-мученикам, посещая их в темницах, сопровождая на место казни и с совершенным бесстрастием напутствуя их лобзанием, несмотря на ярость толпы, иногда готовой побить его камнями (Euseb. Hist. eccl. VI, 3, 4//PG. T. 20. Col. 528B; р. п.: C. 252).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Таким образом, основная часть редакторской работы здесь свелась не только к унификации научного аппарата, но прежде всего – к фронтальной проверке всех ссылок на патристические произведения и всех цитат из них (по приблизительным подсчетам, курс содержит около 4000–5000 ссылок на произведения древних авторов). В процессе редакторской работы ссылки на современные автору исследования были унифицированы (согласно современным правилам оформления и с использованием общих библиографических сокращений, принятых в настоящем издании) и помещены в подстрочные примечания. Для большинства работ были проверены и уточнены выходные данные 6 . В ссылках на произведения древних авторов за основу были приняты краткие латинские названия. Там, где автор использовал сокращенные русские названия («Диал.», «Стром.»), они были заменены латинскими эквивалентами («Dial.», «Strom.»). Полный список латинских названий, используемых в ссылках, помещен в отдельном приложении. Пунктуационное членение ссылок было унифицировано следующим образом. Крупные разделы больших произведений – «книги», «беседы» и т. п. – обозначаются римскими цифрами с последующей запятой перед номером главы, остальные цифры (для глав и секций) – арабские: Hist. eccl. V, 22 (пятая книга, двадцать вторая глава). Номер секции отделяется от номера главы точкой без пробела: Hist. eccl. V, 22.4 (пятая книга, двадцать вторая глава, четвертая секция). Короткое тире ставится для обозначения диапазона в рамках одной единицы измерения (глава–глава; секция–секция): Hist. eccl. V, 22–24 (главы с 22 по 24); Hist. eccl. V, 22.4–6 (секции с 4 по 6). Запятая ставится также для обозначения прерывающегося диапазона секций в рамках одной главы: Hist. eccl. V, 22.4, 6–8, 10 (глава 22, секции 4, 6–8 и 10). Номера глав (с указанными секциями или без них) отделяются друг от друга точкой с запятой: Hist. eccl. V, 22.4; 34; 35.1,15–17 (глава 22, секция 4; глава 34; глава 35, секции 1 и 15–17). Для обозначения диапазона между разновеликими единицами (например, номером секции и номером главы) ставится длинное тире с пробелами: Hist, eccl. V, 22.4 – 35.1; VI, 14.3 – 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010