The importance of fasting and its observance today: Draft document of the Pan-Orthodox Council Source: DECR Draft document of the Pan-Orthodox Council, adopted by the 5th Pan-Orthodox Pre-Council Conference in Chambésy on October 10-17, 2015. Photo: http://www.patriarchia.ru/ Published in compliance with the decision of the Synaxis of Primates of the Local Orthodox Churches, Chambésy, January 21-28, 2016. 1. Fast is God’s commandment (Gen 2:16-17). According to St Basil the Great, fasting is as old as humanity itself; it was prescribed in Paradise (On Fasting, 1,3). It is a great spiritual endeavour and the foremost expression of the Orthodox ascetic ideal. The Orthodox Church, in strict conformity with the precepts of the holy apostles, the rules of the Councils and the patristic tradition as a whole, has always proclaimed a great significance of fasting for people’s spiritual life and salvation. The annual cycle of liturgical celebrations fully reflects the patristic teaching on fasting, as well as the teaching on the necessity of constant unrelaxing watchfulness and on how to succeed in spiritual endeavours. The Triodion praises fasting as bringing the light of grace , as the invincible arms , the beginning of spiritual warfare , the perfect path of virtues , the nourishment for the soul , the source of wisdom , the life imperishable and imitation the angelic life , the mother of all blessings and virtues , and as the image of the life to come . 2. As an ancient institution, fasting was mentioned already in the Old Testament (Deut 9:18; Is 58:4-10; Joel 2:15; Jonah 3:5-7) and affirmed in the New Testament. The Lord Himself fasted for forty days before entering upon His public ministry (Lk 4:1-2) and gave to people instructions on how to practice fasting (Mt 6:16-18). Fasting as a means of abstinence, repentance and spiritual growth is presented in the New Testament (Mk 1:6; Acts 13:3; 14:23; Rom 14:21). Since the apostolic times, the Church has being proclaiming a profound importance of fasting, having established Wednesday and Friday as fast days (Didache, 8,1) and the fast before Easter (St Irenaeus of Lyons in Eusebius, Historia Ecclesiastica 5, 24).

http://pravmir.com/the-importance-of-fas...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАККАВЕЙСКИЕ КНИГИ Традиц. название 4 иудео-эллинистических сочинений, входящих в основные древние кодексы Септуагинты , за исключением Ватиканского (первые 3 из них входят в состав правосл. Библии как неканонические, см. в ст. Канон библейский ). Название Греческое название «Τ Μακκαβακ», т. е. «Деяния Маккавея», восходит к христ. источникам. Первое его упоминание - у Климента Александрийского ( Clem. Alex. Strom. I 21. 123 (3); V 14. 97 (2); о названии «Маккавейские книги» у христианских писателей см.: Schürer . 1973-1987. Vol. 3. Pt. 1. P. 183; Abel. 1949. P. I-III). Раннехрист. авторы, цитируя или упоминая «Первую книгу деяний Маккавея» или «Первую из Маккавейских», показывают этим, что они знали не одну книгу с таким названием ( Hipp. In Dan. IV 3. 8; Orig. Comm. in Rom. 8. 1//PG. 14. Col. 1158; Euseb. Demonstr. VIII 2. 72; Hieron. Prologus galeatus//PL. 28. Col. 556). Позднее название стало восприниматься как относящееся к «Маккавеям» (во мн. ч.). Хотя в 1-2 Макк «Маккавей» - это прозвище только Иуды, со временем «Маккавеями» стали называть не только всех сыновей Маттафии (как это делается и в научной лит-ре), но и их сторонников (иные объяснения переноса именования см.: Четыре Книги Маккавеев. 2014. С. 95-96. Примеч. к 1 Макк 2. 2-5). Первое известное перенесение прозвища Иуды на всех героев и мучеников восстания встречается у Тертуллиана («во времена Маккавеев» - Tertull. Adv. Iud. 4. 10//PL. 2. Col. 606). В научной литературе В научной литературе «Маккавейскими» называются еще неск. раннесредневековых сочинений, так или иначе связанных с сюжетами 1-4 Макк. 5-й Маккавейской книгой называют 2 разных сочинения: сир. перевод 6-й кн. «Иудейской войны» Иосифа Флавия (изд.: Ceriani. 1876) и араб. сокращенное переложение хроники, изначально написанной на иврите (др. название - «Арабская 2-я Маккавейская книга», или «Арабская Маккавейская книга»). Она описывает события от попытки Гелиодора ограбить храм в 186 г. до Р. Х. и до смерти 2 сыновей Ирода Великого в 6 г. до Р. Х., т. е. пересказывает 1-2 Макк и соответствующие главы из книги Иосифа Флавия. При этом части ее повествования, которые не восходят к этим источникам, полны домыслов и путаницы ( Cotton. 1832).

http://pravenc.ru/text/2561524.html

Arhiva Cuvântul de învtur al Sanctitii Sale Patriarhul Chiril rostit la înmânarea toiagului arhieresc Preasfinitului Feodor (Malahanov), epsicop de Viliucinsk, vicarul Eparhiei de Petropavlovsk 14 august 2016 16:36 La 14 august 2016, în Duminica a 8-a dup Cincizecime, de srbtoarea Scoaterii Cinstitelor Lemne ale Sfintei i de Via Dttoarei Cruci a Domnului, Sanctitatea Sa Patriarhul Moscovei i al întregii Rusii Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie în catedrala „Sfântul prooroc Ioan Înaintemergtorul” din or. Zaraisk i a condus hirotonia arhimandritului Feodor (Malahanov) în treapta de episcop de Viliucinsk, vicarul Eparhiei de Petropavlovsk. Dup încheierea Liturghiei Întâistttorul l-a îndrumat pe episcopul Feodor pentru slujire i i-a înmânat toiagul arhieresc. Preasfinite episcop Feodor! Bucura-M-voi întru Domnul, slta-va de veselie sufletul Meu întru Dumnezeul Meu, c M-a îmbrcat cu haina mântuirii, cu vemântul veseliei M-a acoperit. Ca unui mire Mi-a pus Mie cunun i ca pe o mireas M-a împodobit cu podoab (Is. 61:10). Astzi în aceast biseric mrea, care a devenit pentru Preasfinia ta foiorul din Sion, s-a svârit Cincizecimea dumitale personal. Prin rugciunea soborniceasc, prin punerea mâinilor presfiniilor arhierei i a Evangheliei pe tine, precum în vechime asupra ucenicilor Mântuitorului, a pogorât Duhul Dttor de Via i Mângâietor, cu a Crui putere i lucrare eti binecuvântat, intrând în ceata de arhierei a lui Dumnezeu. În aceast zi memorabil ai primit alegerea apostoliceasc i i se încredineaz trâmul Viei lui Hristos. Dar înainte de a te îndrepta în locul slujirii tale arhipstoreti, ascult aceast îndrumare, „ca nu cumva s împiedici de piatr piciorul tu” (Ps. 90:12) pe calea ce urmeaz s peti. „Nu voi M-ai ales pe Mine, ci Eu v-am ales pe voi i v-am rânduit s mergei i road s aducei” (In. 15:16), spune Domnul, artând ucenicilor Si adevrata cale a predestinaiei lor. Tot aa i Cel ce vede inimile oamenilor, observând puterile i capacitile pe care le ai, te-a ales pentru aceast slujire deloc uoar. Dar ine minte cuvintele apostolului Pavel, c „Dumnezeu toate le lucreaz spre binele celor ce iubesc pe Dumnezeu, al celor care sunt chemai dup voia Lui” (Rom. 8:28) „i pe care i-a chemat, pe acetia i-a i îndreptat; iar pe care i-a îndreptat, pe acetia i-a i mrit” (Rom. 8:30).

http://patriarchia.ru/md/db/text/4584028...

Arhiva Mesajul de salut al Patriarhului, adresat participanilor celei de-a XX-a Conferin internaional de spiritualitate ortodox la mnstirea din Bose (Italia) 5 septembrie 2012 10:00 Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Kiril a expediat un mesaj de salut, adresat participanilor celei de-a XX-a Conferin internaional de spiritualitate ortodox „Omul - iconomul creaiei lui Dumnezeu” la mnstirea din Bose (Italia). Organizatorilor i participanilor celei de-a XX-a Conferin internaional de spiritualitate ortodox „Omul - iconomul creaiei lui Dumnezeu” (Bose, 5-8 septembrie 2012) Înaltcuvioia Voastr, cucernice printe Enzo Bianchi! Stimai organizatori i participani la conferin! Salut cordial pe toi participanii celei de-a XX-a Conferin internaional de spiritualitate ortodox, organizat de comunitatea monahal din Bose. Tema discuiei, „Omul - iconomul creaiei lui Dumnezeu”, este actual i permite a percepe din punct de vedere cretin problema interaciunii dintre om i lumea înconjurtoare. Sfânta Scriptur înva c pmântul este casa, pe care Domnul a creat-o pentru Adam i urmaii lui (vezi: Fac. 1:28). Fiind chipul i asemnarea Creatorului, omul este chemat la coparticiparea creativ la viaa creaiei, la protejarea i pstrarea ei. „i a luat Domnul Dumnezeu pe omul pe care-l fcuse i l-a pus în grdina cea din Eden, ca s-o lucreze i s-o pzeasc” (Fac. 2:15). Datoria noastr de a avea o atitudine venerabil fa de natur se bazeaz pe contientizarea profund a faptului c Dumnezeu a creat lumea i tot ce este viu în ea ca s fie bine (vezi: Fac. 1:8-25). Cderea în pcat a avut drept consecine nu doar înstrinarea omului de Tatl su Ceresc, dar i înclcarea relaiilor stabilite de Dumnezeu dintre omenire i natur. Oamenii au început s se conduc de dorine egoiste, de consum, exploatând i distrugând mediul ambiant. Rscumprarea, adus în lume de Domnul nostru Iisus Hristos nu doar deschide calea omenirii spre mântuire, dar i elibereaz toat creaia de consecinele nefaste ale cderii în pcat, cci în Hristos se schimb i prinde via însi materia. Sfântul apostol Pavel vorbete despre faptul c omul este chemat la sinergie cu Dumnezeu în procesul schimbrii lumii: „Pentru c fptura ateapt cu nerbdare descoperirea fiilor lui Dumnezeu. Cci fptura a fost supus deertciunii – nu din voia ei, ci din cauza aceluia care a supus-o – cu ndejde, pentru ca i fptura însi se va izbvi din robia stricciunii, ca s fie prta la libertatea mririi fiilor lui Dumnezeu” (Rom. 8:19-21).

http://patriarchia.ru/md/db/text/2447671...

Archive Members of the Holy Synod of the Russian Orthodox Church greet His Holiness Patriarch Kirill with his birthday 20 November 2019 year 12:30 On 20 th  November 2019, read out after the Divine Liturgy at the Cathedral of Christ the Saviour in Moscow was the message of greetings from members of the Holy Synod of the Russian Orthodox Church addressed to His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia on the occasion of his birthday. His Holiness Kirill, Patriarch of Moscow and All Russia Your Holiness, Holy Vladyka and merciful Father: Please accept our heartfelt greetings on the occasion of your birthday. This year has been marked by many momentous events. Half a century ago, at the hands of Metropolitan Nikodim (Rotov) of Leningrad and Novgorod – an outstanding hierarch of the Russian Orthodox Church and zealous servant of God’s altar – you took monastic vows and were ordained to the deaconate and priesthood. Today the plenitude of the Church wholeheartedly congratulates you on these memorable dates and wishes that God, “Infinite in Power” (Sunday Midnight Office, Canon of Tone 7), strengthen you in your toilsome and lofty Primatial labours, which are the continuation of the ministry of “the glorious apostles, pillars of the Church and preachers of the truth” (Wednesday Vespers, Stikhera of Tone 7). You have devoted your whole life to the Creator Who has provident plan for each and every thing: “having on the breastplate of righteousness; and your feet shod with the preparation of the gospel of peace; above all, taking the shield of faith… and the sword of the Spirit” (Eph. 6:14-17), you tirelessly bear witness to the transfiguring power of Orthodoxy before those near and far, in word and deed showing the example of zealous service of the King of Glory to archpastors and pastors, and teaching them to “fight the good fight of faith, lay hold on eternal life” (1 Tim. 6:12), whereunto we are called. Finding strength in the frequent celebration of divine services and participation in the Life-Giving Mysteries of the Lord and placing utmost importance on pleasing God and cultivating the field of your heart, you work hard to help the Holy Church carry out her salvific mission, enlightening your contemporaries by the light of Christ’s Truth, developing theological education, promoting youth work and providing aid for the needy, infirm and imprisoned. You testify to millions of people that we are “fellowcitizens with the saints, and of the household of God” (Eph. 2:19), that “all things work together for good to them that love God” (Rom. 8:28), so that they may know “what is the exceeding greatness of his power to us-ward who believe, according to the working of his mighty power” (Eph. 1:19).

http://patriarchia.ru/en/db/text/5534175...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Вероника - статья из Православной Энциклопедии [Верника, Вереника; лат. Veronica] (I в.), св. (пам. греч. 12 июля, пам. зап. 4 февр.). Отождествляется христ. Преданием с неназванной в Евангелиях по имени кровоточивой женой, получившей исцеление, прикоснувшись к одеждам Спасителя (Мф 9. 20-22; Мк 5. 25-34; Лк 8. 43-48), и благочестивой жительницей Иерусалима, отершей платом лик Спасителя во время Крестного пути на Голгофу. Кровоточивая жена, согласно Оригену (1-я четв. III в.), в учении гностиков-валентиниан выступала как одно из олицетворений Мудрости. Впервые имя В. появляется в «Актах Пилата» (III-IV в.), вошедших впосл. в качестве составной части в апокрифическое Евангелие от Никодима (IV-V вв.): во время суда над Христом В. свидетельствовала, что 12 лет страдала кровотечением и исцелилась от одного прикосновения к краю одежды Спасителя (Гл. 7). Евсевий Кесарийский сообщает, что исцеленная Спасителем кровоточивая жена происходила из Кесарии Филипповой (Панеады) на севере Палестины (Euseb. Hist. eccl. VII 18) и рядом с ее домом находилась бронзовая скульптурная композиция, изображавшая Иисуса и кровоточивую, из каменного пьедестала к-рой росла целебная трава, излечивавшая различные недуги. Эта скульптура была уничтожена при имп. Юлиане Отступнике. (Sozom. Hist. eccl. V 21). Рассказ Евсевия повторяется и варьируется мн. восточнохрист. и западнохрист. авторами. Имя В. и рассказ о панеадской статуе соединены в сер. VI в. в тексте Хроники Иоанна Малалы (Ioan. Malal. Chron. P. 237). В Псевдо-Климентовых гомилиях имя В. носит дочь хананеянки (Clem. Rom. Hom. 3. 73), об исцелении к-рой Спасителем говорится в Евангелии (Мф 15. 22-28). Др. цикл апокрифов о плате В. возник под влиянием преданий об эдесском царе Авгаре, его переписке с Иисусом Христом и Нерукотворном образе Спасителя. Сказания о В. как о владелице изображения Спасителя получили распространение исключительно в западнохрист. ареале; несомненна вторичность этих легенд о В. по отношению к авгаровскому циклу. В поздних вариантах этой легенды говорится о том, что изображение Спасителя было отослано в Эдессу и передано дочери царя Авгаря по имени В. Предполагают, что само имя Вероника произошло от лат. названия изображения Христа - vera icon (подлинный образ).

http://pravicon.com/info-3840

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРОНИКА Исцеление кровоточивой жены. Фрагмент христ. саркофага. IV в. (Латеранский музей. Рим) Исцеление кровоточивой жены. Фрагмент христ. саркофага. IV в. (Латеранский музей. Рим) [Верника, Вереника; греч. Βερονκη; лат. Veronica] (I в.), св. (пам. греч. 12 июля, пам. зап. 4 февр.). Отождествляется христ. Преданием с неназванной в Евангелиях по имени кровоточивой женой, получившей исцеление, прикоснувшись к одеждам Спасителя (Мф 9. 20-22; Мк 5. 25-34; Лк 8. 43-48), и благочестивой жительницей Иерусалима, отершей платом лик Спасителя во время Крестного пути на Голгофу. Кровоточивая жена, согласно Оригену (1-я четв. III в.), в учении гностиков-валентиниан выступала как одно из олицетворений Мудрости (Προυνικν σοφαν - Orig. Contra Cels. VI 35). Впервые имя В. появляется в «Актах Пилата» (III-IV в.), вошедших впосл. в качестве составной части в апокрифическое Евангелие от Никодима (IV-V вв.): во время суда над Христом В. свидетельствовала, что 12 лет страдала кровотечением и исцелилась от одного прикосновения к краю одежды Спасителя (Гл. 7). Евсевий Кесарийский сообщает, что исцеленная Спасителем кровоточивая жена происходила из Кесарии Филипповой (Панеады) на севере Палестины ( Euseb. Hist. eccl. VII 18) и рядом с ее домом находилась бронзовая скульптурная композиция, изображавшая Иисуса и кровоточивую, из каменного пьедестала к-рой росла целебная трава, излечивавшая различные недуги. Эта скульптура была уничтожена при имп. Юлиане Отступнике. ( Sozom. Hist. eccl. V 21). Рассказ Евсевия повторяется и варьируется мн. восточнохрист. и западнохрист. авторами. Имя В. и рассказ о панеадской статуе соединены в сер. VI в. в тексте Хроники Иоанна Малалы ( Ioan. Malal. Chron. P. 237). Св. Вероника. Икона. Ок. 1420 г. Мастер «Св. Вероники» (Старая Пинакотека. Мюнхен) Св. Вероника. Икона. Ок. 1420 г. Мастер «Св. Вероники» (Старая Пинакотека. Мюнхен) В Псевдо-Климентовых гомилиях имя В. носит дочь хананеянки ( Clem. Rom. Hom. 3. 73), об исцелении к-рой Спасителем говорится в Евангелии (Мф 15. 22-28).

http://pravenc.ru/text/150445.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ [греч. Ιγντιος Θεοφρος] (I - нач. II в., Рим), сщмч. (пам. 29 янв., 20 дек.; пам. зап. 1 февр., 17 окт.), еп. Антиохийский, один из мужей апостольских . Жизнь Наиболее важным источником сведений об И. Б. являются его послания. Первое историческое свидетельство о нем содержится в «Послании к Филиппийцам» сщмч. Поликарпа Смирнского (1-я пол. II в.), к-рый встречался с И. Б., получил от него послание, а также направлял послания И. Б. христианам в Филиппы ( Polycarp. Ad Phil. 13. 1-2). Сщмч. Ириней Лионский и Ориген упоминают об И. Б. и цитируют фрагменты его посланий ( Iren. Adv. haer. V 28. 4; Orig. Hom. in Luc. VI 3). Сщмч. Игнатий Богоносец. Икона. Кон. XVIII в. (Музей икон Аутенрид, Ихенхаузен) Сщмч. Игнатий Богоносец. Икона. Кон. XVIII в. (Музей икон Аутенрид, Ихенхаузен) И. Б. род., вероятно, в Антиохии. В его посланиях нет данных о том, что он был непосредственным учеником кого-то из апостолов. Блж. Иероним Стридонский в «Хронике» называет И. Б. учеником ап. Иоанна Богослова ( Hieron. Chron. Col. 604), однако в др. сочинении ( Idem. De vir. illustr. 16-17) упоминает в числе слушателей ап. Иоанна одного сщмч. Поликарпа Смирнского. Возможно, в юности И. Б. мог видеть и слышать в Антиохии апостолов Петра и Павла . Свт. Иоанн Златоуст в «Похвальном слове Игнатию» утверждает, что И. Б. «близко общался с апостолами и от них почерпал духовные струи», «с ними воспитывался и везде при них находился, имел общение с ними и в речах и в неизреченном», что власть епископства была вручена ему св. апостолами и «руки блаженных апостолов касались священной главы его» ( Ioan. Chrysost. In S. Ign. 2). Евсевий , еп. Кесарийский, вслед за Оригеном свидетельствует, что И. Б. был 2-м епископом Антиохийским после ап. Петра ( Euseb. Hist. eccl. III 36), т. е. 3-м по порядку после апостолов Петра и Евода (Ibid. III 22; ср.: Hieron. De vir. illustr. 16; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 8). Единственное известие о епископском служении И. Б. приводит Сократ Схоластик , согласно к-рому И. Б. ввел в Антиохийской Церкви антифонное пение (см. Антифон ): «Игнатий... видел ангелов, славословящих Святую Троицу антифонными песнопениями, и образ сего пения перенес в Антиохийскую Церковь, а от нее это предание распространилось по всем Церквам» ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 8; в «Послании к Римлянам» И. Б. призывает рим. христиан «составить хор в любви и воспеть хвалу Отцу во Христе Иисусе» - Ign. Ep. ad Rom. 2. 2; ср.: Idem. Ep. ad Eph. 4. 2).

http://pravenc.ru/text/293491.html

Apostle Herodion of the Seventy, and those with Him Commemorated on April 8 Saints Herodion (Rodion), Agabus, Asyncritus, Rufus, Phlegon and Hermes are among the Seventy Apostles, chosen by Christ and sent out by Him to preach (Synaxis of the Seventy Apostles: January 4). The holy Apostle Herodion was a relative of Saint Paul, and his companion on many journeys. When Christianity had spread to the Balkan Peninsula, the Apostles Peter and Paul established Saint Herodion as Bishop of Patara. Saint Herodion zealously preached the Word of God and converted many of the Greek pagans and Jews to Christianity. Enraged by the preaching of the disciple, the idol-worshippers and Jews with one accord fell upon Saint Herodion, and they began to beat him with sticks and pelt him with stones. One of the mob struck him with a knife, and the saint fell down. But when the murderers were gone, the Lord restored him to health unharmed. After this, Saint Herodion continued to accompany the Apostle Paul for years afterward. When the holy Apostle Peter was crucified (+ c. 67), Saint Herodion and Saint Olympos were beheaded by the sword at the same time. The holy Apostle Agabus was endowed with the gift of prophecy. He predicted (Acts 11:27-28) the famine during the reign of the emperor Claudius (41-52), and foretold the suffering of the Apostle Paul at Jerusalem (Acts 21:11). Saint Agabus preached in many lands, and converted many pagans to Christ. Saint Rufus, whom the holy Apostle Paul mentions in the Epistle to the Romans (Rom. 16:11-15), was bishop of the Greek city of Thebes. Saint Asyncritus (Rom. 16:14) was bishop in Hyrcania (Asia Minor). Saint Phlegon was bishop in the city of Marathon (Thrace). Saint Hermes was bishop in Dalmatia (there is another Apostle of the Seventy by the name of Hermas, who was bishop in the Thracian city of Philippopolis). All these disciples for their intrepid service to Christ underwent fierce sufferings and were found worthy of a martyr’s crown. Troparion — Tone 1 Let us praise in hymns the six-fold choir of Apostles:/Herodion and Agabus,/Rufus, Asyncritus, Phlegon and holy Hermes./They ever entreat the Trinity for our souls! Troparion — Tone 3 Holy Apostles/entreat the merciful God/to grant our souls forgiveness of transgressions. Kontakion — Tone 4 With the light of the Holy Spirit,/you illumine the way of the faithful like stars, O Holy Apostles./As you gaze on God the Word you repel the darkness of error. Kontakion — Tone 2 You became the disciples of Christ/And all-holy Apostles,/O glorious Herodion, Agabus and Rufus,/Asyncritus, Phlegon and Hermes./Ever entreat the Lord/To grant forgiveness of transgressions/To us who sing your praises. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/102586.html

Они тотчас прикоснулись к Нему, и уверовали, убедившись Его плотью и духом... по воскресении, Он ел и пил с ними, как имеющий плоть, хотя духовно был соединен с Отцом» (ср.: Лк 24. 36-43; см.: K ö ster. 1957); слова из 2-го Послания к Коринфянам, приписываемого сщмч. Клименту Римскому: «Поэтому Господь на тот раз, когда мы делаем это, сказал: «Если вы будете собраны в объятиях Моих и не исполните заповедей Моих, отвергну вас, и скажу вам: подите от Меня прочь, не знаю вас, откуда вы, делатели неправды»» ( Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 4. 5; а также: Ibid. 5. 2-3; 8. 5; 12. 2). Нередко в сочинениях мужей апостольских встречаются назидания, заповеди и тексты литургического содержания, не обозначенные явным образом как слова И. Х., в то время как в канонических Евангелях те же слова или очень близкие к ним излагаются от лица Спасителя. К ним относятся, напр., двойная заповедь любви ( Barnaba. Ep. 19. 2, 5: «Возлюби создавшего тебя... возлюби ближнего своего более души своей»; ср.: Мк 12. 30-31), т. н. золотое правило (Didache. 1. 2 (ср.: Деян 15. 20, 29 по кодексу Безы): «Не делай другому всего того, чего бы ты не захотел, чтобы случилось с тобой»; ср.: Мф 7. 12; Лк 6. 31; Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 13. 2), логия о силе молитвы ( Ign. Ep. ad Eph. 5. 2 (ср.: Herm. Pastor. III 6. 3): «Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божьего. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви?»; ср.: Мф 18. 19-20; Мк 11. 22-24), о грехе против Св. Духа (Didache. 11. 7: «И всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не судите, ибо всякий грех отпустится, а этот грех не отпустится»; ср.: Мк 3. 28-29) и заповедь о крещении (Didache. 7. 1: «...крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде»; ср.: Мф 28. 19). При этом наличие цитирования в раннехрист. текстах от лица автора слов, приведенных в канонических Евангелиях от лица Спасителя, нередко служит основанием для отказа от признания аутентичности этих высказываний (см.: K ö ster. 1957. S. 261 sqq.; см. ст. Дидахе ). Фрагментарные евангелия, близкие по содержанию к каноническим Помимо канонических Евангелий и сочинений мужей апостольских к письменным свидетельствам об И. Х. относят неск. фрагментарно сохранившихся евангелий: текст папируса Эджертона 2, Тайное Евангелие от Марка, Евангелие Петра и текст Оксиринхского папируса 840. Общей особенностью этих текстов является то, что они содержат как элементы синоптических Евангелий, так и черты сходства с Евангелием от Иоанна, что в лит-ре интерпретируется не только как свидетельство зависимости этих текстов от канонических Евангелий, но и как аргумент в пользу их более раннего происхождения.

http://pravenc.ru/text/293939.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010