Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРАСТ Ап. Ераст. Фрагмент иконы «Апостольские деяния». 1698 г. (частное собрание) Ап. Ераст. Фрагмент иконы «Апостольские деяния». 1698 г. (частное собрание) [греч. Εραστος; лат. Erastus], ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля), еп. Панеадский, ученик ап. Павла. В заключительных приветствиях в Послании к Римлянам ап. Павел называет Е. городским казнохранителем или экономом (οκονμος τς πλεως - Рим 16. 23). Он исполнял эту общественную должность в Коринфе, откуда, по всей видимости, было написано Послание к Римлянам. Также о принадлежности Е. к коринфской христ. общине апостол пишет в 2 Тим 4. 20. Вероятно, язычник Е. крестился во время посещения ап. Павлом Коринфа (Деян 18. 1-18). Ап. Павел упоминает Е. вместе с ап. Тимофеем , к-рого он направил из Ахайи в Македонию (Деян 19. 22). Образ Е. в толкованиях св. отцов служил примером того, что для знатного человека при обращении в христианство нет препятствий ни в виде богатства, ни в виде звания ( Ioan. Chrysost. In Rom. 16. 23//PG. 60. Col. 678). В византийском каталоге апостолов Псевдо-Дорофея Тирского (VIII-IX вв.) Е. назван экономом Иерусалимской Церкви, к-рый был позже поставлен в епископы Панеады. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память Е. приходится на 10 нояб. вместе с памятью др. святых, упомянутых в последней главе Послания к Римлянам: Олимпа (Олимпана), Иродиона (Родиона), Сосипатра , Тертия и Кварта (Куарта). Кроме того, те синаксари, к-рые помещают под 30 июня память не только апостолов от 12, но и апостолов от 70, приводят память Е. также под 30 июня (SynCP. Col. 209, 786). Свт. Димитрий Ростовский сообщает, что Е. до поставления в епископы Панеады служил диаконом в Иерусалиме (ЖСв. Нояб. С. 204). В зап. традиции, где почитание апостолов от 70 возникло ранее, чем в восточной ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 6-11), память Е. отмечается 26 июля. Адон, архиеп. Вьеннский, в кн. «О праздниках апостолов» (De festivitatibus apostolorum) называет Е. мучеником и епископом г. Филиппы в Македонии (PL. 123. Col. 193). На основе этих сведений была сделана запись в Мартирологе Узуарда (PL. 124. Col. 297) и в Римском Мартирологе (MartRom. Comment. P. 306).

http://pravenc.ru/text/190123.html

Non esse ad gratiam concionandum, 653–62.). In martyres, 661–66. In S. martyrem Julianum, 665–76. Laudatio S. Barlaam martyris, 675–82. Laudatio SS. Drosidis martyris, 683–94. Laudatio SS. Martyrum ægyptiorum, 693–98. In S. Phocam martyrem, 699–706. In omnes sanctos martyres, 705–12. De terræ motu, 713–6. De proditione Judæ, 715–20. Dubia, 719–86. Spuria, 785–822. Savitii et Ducæi notæ, 823–24. 51 (III). In parabolam debitoris, 17--30. In illud Pater si possibile, 31–40. De angusta porta et in orat. dom., 41–48. In paralyticum demissum per tectum, 47–64. In principium Actorum 1: 65–76. 2: 77–88. In principium 3 (de utilitate Jectionis), 87–98. In principium 4 (cur acta legantur in Pentecoste), 97–112. De mutatione nominum in illud Saulus adhuc, 1–4, 113–56 (1: 113–24; 2: 123–32; 3 (de ferendis reprehensionibus) 131–44; 4 (Paulus vocatus) 143–56. De gloria in tribulationibus (Rom., V, 3), 155–64. In illud Scimus quoniam diligentibus (Rom., VIII, 28), 165–72. In illud Si esurivit inimicus (Rom., XII, 20), 171–86. In illud Salutate Priscillam (Rom., XVI, 3), 1–2, 187–96; 195–208. In illud Propter fornicationes, 1 (1 Cor., VII, 2), 207–218. In illud Mulier alligata est, 2 (1 Cor., VII, 39–40), 217–26. Laus Maximi et quales uxores ducendæ 3, 225–42. In illud Nolo vos ignorare (1 Cor., X, 1), 241–52. In illud Oportet hæreses esse (1 Cor., XI, 19), 251–60. De eleemosyna, 261–72. In illud Habentes eumdem spiritum, 1–3 (271–82; 281–90; 289–302). In illud Utinam sustineretis (2 Cor,, XI, 1), 301–10. In illud Sive per occasionem (Phil., I, 18), 311–20. In illud Vidua eligatur (I Tim., V, 9), 321–38. In Heliam et viduam, 337–48. De futuræ vitæ deliciis, 347–54. De non evulgandis fratrum peccatis, 353–64. Non esse desperandum, 363–72. In illud In faciem ei restiti (Gal., II, 11), 371–88. 52 (III 1 ). Opuscula de motibus CP. et exsiliis. In Eutropium 1, 391–96. In Eutropium 2 (de divitiarum vanitate), 395–414. Gum Saturninus et Aurelianus in exsilium acti, 413–20. De regressu Joannis ex Asia latine, 421–24.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Такого же рода ссылки латинских богословов на древние литургии, в которых Дева Мария называется Пресвятою и Пречистою, а также на древний праздник зачатия Пресв. Девы и по сему случаю говоримые древними пастырями поучения. Потому что в древних литургиях нет ни слова о чистоте и святости Пр. Девы в отношении к первородному греху, и потому что нет и намека на этот предмет в поучениях древних пастырей, например Андрея Критского , на праздник зачатия Пр. Девы, и самый праздник этот называется прямо только зачатием, а не непорочным зачатием Пр. Девы. 869 Confess. augustan. d. XVIII. 1, 2, 4, 9; Apolog. confess, augustan. d. I. 1, 3, 7–12, 15, 17–25, 38–43. VIII. 70, 73. Loci praecip. theolog. p. 109, 120–125. 876 Подобные сказания были и у других народов, например японцев, индийцев, монголов и скандинавов. Смотр. Размышл. о божеств. религ. христ. Огюст. Николя. Перев. Τ. I. книг. 2 стр. 191–218, изд. 1866 г. 2-е. 877 Можно заметить, что учение о жизненных бедствиях и смерти, как следствиях грехопадения прародителей, стояло во внутренней и неразрывной связи с общим учением о первородном грехе, почему оно наравне с последним было принято и утверждено древней Церковью, равно как и наоборот, вместе с отвержением пелагианской ереси, отрицавшей первородный трех, было ею отвергнуто и осуждено и лжеучение о смерти и жизненных бедствиях, как будто бы чисто естественных и необходимых в тварной природе явлениях. 884 О вочеловеч. Господа. Христ. Чт. 1847 г. ч. 3, стр. 171 и 172. Сравн. Григор. Наз. Orat. 38. n. 12. 885 Так понимали и изъясняли эти слова и древние толковники, например Амвросий (De fid. ad Gratian. lib. V. c. 6. n. 83. Comment. in. epist. ad Roman, c. 8. v. 29), Иероним (Comment. in epist. ad Rom. c. 8. v. 29); Кирилл Александрийский (Comment. in Malach. с. 1. v. 2 et 3) и Феодорит (Comment. in epist. ad Rom. c. 8. v. 29 et 30). 886 Подобный смысл заключают в себе слова 1 послания ап. Петра, гл. 2, ст. 8 ( 1Пет.2:8 ): о Нем же (краеугольном камне – Христе) и претыкаются слову противляющиися, на неже и положены быша (на что они определены), где определение к преткновению поставляется в прямую и внутреннюю зависимость от свободы людей, противящихся слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Подобное чинопоследование приводят несколько рукописей IX – XIV вв. из Парижской национальной библиотеки (см. выше) и книгохранилищ Афонских монастырей (Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2. Киев, 1901, cc . 16, 346 – 347, 361, 996). Сходные молитвы при поставлении диаконисс известны по грузинской рукописи конца X в.: Кекелидзе К. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908, cc . 24 – 25. Аналогичный обряд посвящения с возложением ораря сохранялся у средневековых монахинь-картезианок ( Parisot D . J . Les diaconesses//Revue des sciences … T. 80. 475. 1899, pp. 206-207). Did. III. 12. 2-4; CA III. 16. 2-4; VIII. 28. 6; Epiph. Pan. haer. 79. 3. 6. Свт. Григорий Богослов. 8 Речь в похвалу своей сестре Горгонии. 18.//Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 1. СПб., 1914, cc. 185 – 186. Ориген. Против Цельса, апология христианства. III . 55. Казань, 1912, cc . 297 – 298. In ministerio veibi, Ps.-Hieron. Comm. in Rom. 16. Gregorius Nyssenus. De vitaS. Macrinas/’ Monumenta… p. 15. Созомен. Церковная история. VIII . 23. СПб., 1851. Aetheriae Peregrinatio. XXIII. 3.//Monumenta…, p. 16. Рус. пер.: Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой. Письма паломницы IV в. М., 1994, с. 194. Iustinianus. Novell?. CXXIII. 28: 30, 37; 43; CXXXI. 13; Cod. Theodos. V . 3. 1. Через два месяца: 23 августа 390 года. Остроумно предположение П. Лафонтена, что оба закона были обусловлены конкретным поведением Олимпиады, которой в 390 г . исполнилось примерно 30 лет ( Lafontaine P . H . Op . cit , p . 42). Луг духовный. Творения блаженного Иоанна Мосха. 3. Оптина Пустынь, 1991, cc . 6-7. ] Об этом см. тж.: Balsamon Theodorus . Responsa ad interrogationes Marci. 35.//Monumenta …, p. 64. Матфей Властаръ. Алфавитная синтагма. Буква » Г «. 11. 2 Concilum Aurelianense, can. 17 (533 г.)//, p. 17.

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

12: «Unde enim episcopi et clerus?» и «Extollimur et inflamur adversus clerum». Иероним (Ad Nepotian.) объясняет это исключительное применение слова clerus по отношению к служителям: «vel quia de sorte sunt Domini, vel quia ipse Dominus sors, id est, pars clericorum est». Различие между регулярным (черным) духовенством, к которому также относилось монашество, и секулярным (белым) духовенством, или приходскими священниками, возникло гораздо позже (в VII или VIII веке). 157 Λας, λακο, plebs. У Тертуллиана , Киприана и в «Апостольских постановлениях» термин «мирянин» встречается очень часто. Киприан говорит (250) о «собрании епископов, пресвитеров, диаконов, исповедников и также мирян, которые хранили стойкость» (перед лицом гонений), Ер. 30, ad Rom. 158 Однако иногда мы встречаемся с более широкой градацией. Тертуллиан (De Monog., с. 12) упоминает ordo viduarum среди ordines ecclesiastici, и даже писавший значительно позже Иероним (см. In Jesaiam, I. ν, с. 19, 18) перечисляет «quinque ecclesiae ordines, episcopos, presbyteros, diaconos, fidèles, catechumenos». 166 Ep. lv. 7: «Factus est Cornelius episcopus de Dei et Christi ejus judicio, de clericorum pœne omnium testimonio, de plebis quae tum adfuit suffragio, et de sacerdotum antiquorum et bonorum virorum collegio». 168 Euseb., H.E. VI. 19: «Там [в Кесарии] его [ Оригена ] епископы просили также разъяснять Священное Писание публично в церкви, хотя он не был еще рукоположен в священники». Действительно, против него на этом основании выдвинул обвинение Димитрий, епископ Александрийский, но обвинение заключалось в том, что Ориген проповедовал «в присутствии епископов», а не в том, что он проповедовал, будучи мирянином. Епископы Иерусалима и Кесарии привели в пример несколько случаев, когда святые епископы приглашали способных мирян проповедовать своей пастве. Пруденций и Эдезий, будучи мирянами, основали церковь в Абиссинии (Socrates, Hist. Eccl. I. 19). 169 Const. Apost. VIII. 31. Амброзиастер, он же диакон Иларий, в своем комментарии Ad Eph.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

βτινον, τ Brombeere: DelAn II 492,18. βτινα μρα AemOl II 465,12; 467,7.– LS, DGE, Tgl; -νος (DGE), HL, Stam. βατοκπι(ο)ν, τ Busch-, Heckenmesser: AXer 9 A,14; В 20 (ca.1270–4). BryerImpl 78=DerenziniHesiod 22 (-π).– HL -i. βατοκπος, Heckenmesser: Derenzini 22. – HL. βατμορος morula (Brombeere oder Himbeere): CorpGloss.– HL -μορο. βτον, τ Brombeere: GuillCorp I 2,23 (a.1036).– LS. βατρ(ρ)ιζα, τ Brombeerwurzeln: Geopon VIII 37,3. Hippiatr II 279,24; 282,16.– HL βατρριζα. βτος, (= βατς) Raja clavata, Rochen: Kyran IV 5,1.2.– DGE, Kr; TinnFisch 165,26. βατρχειος (frosch)grün: NChonHi 230,79; 507,48; 654,43. -ειον (subst.) grüne Farbe: Suda I 462,30. -χιος (subst.) ein Edelstein: Phys 140,8. -ιος (adj.) der Frösche, Frosch-: -ιον γννημα AHG V 92,186.– LS, DGE, Tgl, Stam; -ιος Duc. βατραχς, Fröschlein: TzetzEp 61,1. TzetzHist VIII 434 – LS, DGE, Tgl. βατραχοβτανον, τ Ranunkel: BoissAn II 396. DelAn II 282,5.– HL -o; vgl. βατρχιον LS. βατραχοσαυροφγος Frösche und Eidechsen fressend: πελαργο Melit 338.– Vgl.βατραχοφγος HL. βατραχδης schmutzig: βος VAkatz 268. αρετικ συρφετα SynodPatr 16,15.– L, DGE, Tgl, Stam. βατταλζω närrisch reden: GabHym 6 λε» 6.– Vgl. βταλος LS; βατταρζω LS, Stam; s. βατταλω. βατταρτης ζα φλογοειδς (=βαρας Jos.Flav. Bell. Jud. VII 6,3). id. GMon 710,3. -τις GCedr I 535. id. Glykas 515,18. ρημος Βατταρτις JoDam II 231,15 (cf. Jos. Flav. V 6). βαττολλος plappernd: CorpGloss.– HL s.v. βατταλλος. βαττολγημα, τ Gestammel, Geschwätz: ThStudCatM 33 (p.240, pl.). Theod. Icon., PG 120,165В (pl.).–Stam. βαττολογα, ausführlicher Bericht: σαφς GuillCorp V 3,34 (a.1098).– (LS, LSSup, L, DGE, Stam). βαττς, ? Geschwätz ? PlanCat III 11β (of. p.48).–Vgl. βττος LS, DGE. βτυλος, Zwergin: TzetzAr I 208,21.–LS, Tgl -λη. βατδης dornbuschgleich: χερ Rom. 46,2,6 (Grosdidier).– LS, Kr. βαυκαλα, ein Gefäß: Achmet 153,1 v.l. pro βαυκλιον.– Vgl. LS, LSSup, DGE, L βαυκλιον, βαυκλη, βακαλις. βαυκαλισμς, Einschläfern, das in den Schlaf Lullen (eines Kindes): τιθνησις κα β. CodManCol 103,1.– Vgl. -ζω LS, Stam.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

10. Исаак I (390–440) 11. Иосиф I (441–452) 12. Мелите (452–457) 13. Моисей I (457–464) 14. Кют (465–474) 15. Христофор I (475–479) 16. Иоанн I Мандакуни (480–486) 17. Пабкен (487–491) 18. Самуил (492–501) 19. Муше (502–509) 20. Исаак II (510–515) 21. Христофор II (515–521) 22. Леонтий (521–523) 23. Нерсес II (524–532) 24. Иоанн II (533–550) 25. Моисей II (551–593) 26. Авраам I (594–616) 27. Комитас (617–624) 28. Христофор III (625–628) 29. Езрас (628–639) 30. Нерсес III (640–660) 31. Анастасий (661–666) 32. Израиль (667–676) 33. Исаак III (677–702) 34. Илия (703–717) 35. Иоанн IV (718–728) 36. Давид I (729–740) 37. Тиридат I (741–763) 38. Тиридат II (764–766) 39. Сион (767–774) 40. Исаия (775–787) 41. Стефан I (788–790) 42. Иоанн (790) 43. Соломон (791) 44. Георгий I (792–794) 45. Иосиф II (795–805) 46. Давид II (806–832) 47. Иоанн V (833–854) 48. Захарий I. 855–875) Oriens Christ. I, pag. 1340–1342. История первобытной хр. Церкви у Славян, Мацеевского, в русск. перев., стр. 133 и 134. Самую реку Аракс один историк (Шере-Феддин в истор. Тимур-Бека I, 391 и 392) называет Урус, Орус, а туземцы армяне зовут ее Эрасх. Это племя Рос, по замечанию Ассемани, могло получить свое имя от сирийского Rosc голова, вершина; потому что оно обитало на одной из горных вершин у Аракса (Calendar. Eccles. Slavic., I, 235, Rom.). Маяк 1843, том. XII, кн. 23. Материалы для Славянских древностей, стр. 12. Множество народных имен, сходных с именем нашей России или Руссии, приводит Морошкин в своих Историко-критич. исследован. о Руссах и Славянах, отд. II; также Бутков в Обороне летописи Несторовой, стр. 313. Как то: Бароний (Annal. Eccles. VII, pag. 722–723), Кулчинский (in Specim. Eccl. Ruthemicae), Бергий (Concil., edit. Paris 1644, tom. III, pag. 223) и другие. Calendaria Eccl. Slavicae, Assemani, I, pag. 234; Comment. Acad. Scient. Imper. Petropolitanae, VIII, pag. 392–393, Petrop. 1736. По известиям армянским. См. выше примеч. 254. По известиям писателей греческих; а грузинские не называют Нины пленницею, хотя в церковных песнях грузинских она называется сим именем.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

257. Рецензия на книгу Л. К. Гетца. профессора Боннского университета, «Государство и Церковь в древней России. (Киевский период 988 – 1240 гг.)» Berlin, 1908, VI + 214 стр. (Dr. Leopold Karl Goelz, Staat und Kirche in Altrussland). Там же, 33, с. 1406 – 1407. 258. Рецензия на книгу: Seraphim (Albert) Lade, orthodoxer Priester. Rom und der orthodoxe Orient. (Серафим (Альберт) Ладе, православный священник. Возражение на лекции по церковному вопросу принца Макса, герцога Саксонского. СПб., 1909, 38 стр.) Там же, 30, с. 1407 – 1408 259. Церковная жизнь у славян. Статья Пальмиери о Велеградском конгрессе. Распоряжение Станиславского епископа. Автономия Буковинской Церкви. Послание болгарского Св. Синода. Шипкинская семинария. Курсы для духовенства в Болгарии. Приходские аптеки в Сербии, † Митрополит Григорий Живкович. Там же. 31, с. 1445 – 1448. 260. Реформа семинарий в Италии. Там же, 32, с 1500 – 1504. 261. Церковная жизнь на Востоке. Улучшение положения христиан в Турции. Иерусалимский церковный вопрос. Новый журнал Антиохийского патриархата. Статистика Церкви греческого королевства, † Бывший вселенский патриарх Неофит. Там же, 33. с. 1552 – 1556. 262. Церковная жизнь на Западе. (Приглашение на VIII старокатолический конгресс. Решение панской библейской комиссии о трех первых главах Бытия. Юбилей Лувэиского университета и вопрос о высшем духовном образовании в катличестве. Расположение протестантства и баденский синод. Католическая молитва об обращении Японии в христианство). Там же, 34. с. 1595 – 1599. 263. Рецензия на книгу A. d " Alès, «Dictionnaire apologétique de la foi catholique, contenant les preuves de la vérité de la religion et les réponses aux objections tirées des sciences humaines». (Апологетический словарь католической веры, содержащий научные доказательства истинности религии и опровержения возражений) Изд. 4-е, совершенно переработанное. Париж, G. Beauchesne, 1909, вып. 1, 320 столбцов. Там же, 37. с. 1734 – 1735. 264. Церковная жизнь у славян. (XX скупщина белого духовенства в Сербии. «Вестник Српске Цркве» о союзах духовенства. Скупщина босне-герцеговинского духовенства. Вопрос о языке преподавания Закона Божия в Венгрии. Богословский факультет Черновицкого университета о еврейской клятве.) Там же, 38, с. 1780 – 1785.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Michelis C.G. de. La Valdesia di Novgorod. «Giudaizzanti» e prima riforma. Torino, 1993. Miller D.B. The Viskovatyi Affaire of 1553–1554: Official Art, the Emergence of Autocracy, and the Desintegration of Medieval Russian Culture//Russian History. VIII (1981). Mironowicz A. Geneza bractw cerkiewnych//Bialoruskie zeszyty historyczne. 2(6) (1996), Bialystok. S. 22–30. Mironowicz A. Podlaskie osrodki i organizacje prawoslawne w XVI i XVII wieku. Bialystok, 1991. Moncak I. Florentine Ecumenism in the Kyivan Church, Rome, 1987. Mycko I. Przyczynki do historii religijnej w Przemyskiem w XVI wieku, Benedykt Herbest, Andrij Kolodynski, Iwan Wiszenski//Polska-Ukraina. 1000 lat sasiedztwa. T. 2. Przemysl, 1994. S. 61–68. Niemcewicz J. Dzieje panowania Zygmunta III, Krakow, 1860. Т. 3. Niessen J. Introduction//Religious Compromise, Political Salvation: The Greek Catholic Church and Nation-building in Eastern Europe. Ed. by J. Niessen. Pittsburgh, 1993 (=The Carl Beck Papers in Russian and East European Studies. P. 1–4. Obirek S. Wklad ks. Piotra Skargi w przygotowanie Unii Brzeskiej//Unia Brzeska. Przeszlosc i terazniejszosc. 1596–1996. Materialy miedzynarodowego sympozium. Krakow, 19–20 listopada 1996. Krakow. 1998. S. 187–200. Ozorowski E. Ekleziologia unicka w Polsce w latach 1596–1720//Wiadomosci koscielne Archidiecezji w Bialymstoku. IV (1978), S. 51–112; V (1979). S. 47–106. Paszko A. Dazenia do polaczenia Kosciola prawoslawnego z Kosciolem katolickim i rokowania poprzedzajace zawarcie unii koscielnej w Rzeczypospolitej Obojga Narodow (1595–1596). Zarys problematyki//Polska-Ukraina. 1000 lat sasiedztwa. T. 4. Przemysl, 1998. S. 143–152. Pelesch J. Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom von den altesten Zeiten bis auf die Gegenwart. Bd. 1–2. Wien, 1882. Peri V. Chiesa latina e Chiesa greca nell’Italia posttridentina (1564–1596)//La Chiesa greca in Italia dall’VIII al XVI secolo. Padova, 1973 (=Italia sacra, 20–22). P. 271–469. Peri V. I precedenti storici ed ecclesiologici dell’Unione di Brest//Il Battesimo delle terre russe. Bilancio di un millenio. A cura di S. Graciotti. Firenze: Leo S. Olschki Editore, 1991. P. 323–333.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Texte und Untersuchungen 38. Leipzig, 1911. S. III. 8 Здесь и далее лицевая сторона листов манускриптов будет обозначена буквой α, а оборотная буквой b. 9 Hippolyte de Rome. Sur les bénédictions d’Isaac, de Jacob et de Moïse. Patrologie orientale. 34. Paris, 1954. P. IV. 10 Подробнее о манускрипте Jerusalem 347 см.: Maris L. Hippolyte de Rome. Sur les bénédictions d’Isaac, de Jacob et de Moïse. Paris: Les Belles Lettres, 1935. 12 Монастырь находится в Венеции на острове Святого Лазаря, принадлежит ордену мхитаристов – ученому братству армянских католиков. Основатель этого ордена – Мхитар Себастаци. 13 Hippolyte de Rome. Sur les bénédictions d’Isaac, de Jacob et de Moïse. Patrologie orientale 34 Paris, 1954. P. VIII. 14 Такашвили Е. С. Сборник материалов по описанию местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1909. Т. 40. С. 36–37. 16 Марр Н. Предварительный отчет о поездке на Синай и в Иерусалим. Сообщения Императорского Палестинского общества. СПб., 1903. 17 Hippolyte de Rome. Sur les bénédictions d’Isaac, de Jacob et de Moïse. Patrologie orientale 34. Paris, 1954. P. XVIII. 20 Hippolyts Schrift über die Segnungen Jacobs. Texte und Untersuchungen 38. Leipzig, 1911. S. 3. 22 Maris L. Hippolyte de Rome. Sur les bénédictions dIsaac, de Jacob et de Moïse. Paris: «Les Belles Lettres», 1935. P. 36. 23 Drei georgisch erhaltene Schriften von Hippolytus. Texte und Untersuchungen 26 (1). Leipzig, 1904. 38 Ипполит. Толкование на Песнь песней. СПб.: Издание факультета восточных языков императорского Санкт-Перебургского университета, 1901. С. 1. 41 Ипполит. Толкование па Песнь песней. СПб.: Издание факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета, 1901. С. 28–30. 45 Drei georgisch erhaltene Schriften von Hippolytus. Texte und Untersuchungen 26 (I). Leipzig, 1904. 46 Rahner Н. Hippolyt von Rom als Zeuge für den Ausdruck Θεοτκος. Zeitschrift für katholische Theologie T. 59, 1935. 48 Rahner H. Probleme der Hippolytüberlieferung Zeitschrift für katholische Theologie T.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010