Тот издал распоряжение об удалении влахов со Св. Горы; все, кто поддерживали с ними отношения, наравне с нарушителями запрета на общение с евнухами и безбородыми должны были подвергнуться отлучению и высылке. Ок. 1104 г. влахи были окончательно изгнаны с Афона. В то же время среди монахов получили распространение подложные прещения и анафемы, якобы наложенные Патриархом на афонские мон-ри, к-рые, вероятно, были написаны Иоанникием Валмасом, впосл. покаявшимся в этом перед Патриархом. Мн. ипоки покинули Афон, часть из них отправилась в К-поль с жалобами на вмешательство Патриарха в жизнь Св. Горы. Император приказал произвести расследование и потребовал у Николая Грамматика разъяснений. Патриарх безоговорочно признал прямое подчинение Афона императору и заявил, что вмешался в афонские дела лишь потому, что ситуация с влахами требовала разрешения. Кроме того, он указал, что тот документ, к-рый ему приписывают афонские v (RegPatr. N 981. Р. 62–63). Алексей I Комнин приказал всем монахам немедленно вернуться в свои обители, пригрозив подвергнуть ослушавшихся строгому наказанию. Однако раздоры по этому поводу окончательно прекратились только при К-польском Патриархе Харитоне в 1178/79 г. ( Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. 3/1. С. 228–257). В 1181 г. свои владения завещал В. Л. визант. аристократ Андроник Ватац (Actes de Lavra. Pt. 1. N 65). Прославленный церковный певец прп. Иоанн Кукуэель (в XII, а по др. сведениям, в XIII-X IV вв.) оставил имп. двор и принял постриг в В. Л., в XIV в. в мон-ре жил доместик прп. Григорий Гликис (Афонский Патерик. Ч. 2. С. 201–208). По преданию, каждому из них Божия Матерь подарила по золотой монете в знак признания их певч. дарований (θανσιος (Παναγιτης), μον. Σ. 62). В 1259 г. имп. Михаил V III Палеолог пожаловал мон-рю с. Токсомпус в области р. Струмы (Стримона), освободив его от гос. податей, а также подтвердил право на владение В. Л. рядом имений, среди к-рых были подворье на о-ве Лемнос, местность Озолимнос, дер. Камена и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Иоанникий Валмас, впосл. игум. В. Л. и прот Св. Горы, сообщил о конфликтной ситуации Патриарху К-польскому Николаю III Грамматику (1084-1111). Тот издал распоряжение об удалении влахов со Св. Горы; все, кто поддерживали с ними отношения, наравне с нарушителями запрета на общение с евнухами и безбородыми должны были подвергнуться отлучению и высылке. Ок. 1104 г. влахи были окончательно изгнаны с Афона. В то же время среди монахов получили распространение подложные прещения и анафемы, якобы наложенные Патриархом на афонские мон-ри, к-рые, вероятно, были написаны Иоанникием Валмасом, впосл. покаявшимся в этом перед Патриархом. Мн. иноки покинули Афон, часть из них отправилась в К-поль с жалобами на вмешательство Патриарха в жизнь Св. Горы. Император приказал произвести расследование и потребовал у Николая Грамматика разъяснений. Патриарх безоговорочно признал прямое подчинение Афона императору и заявил, что вмешался в афонские дела лишь потому, что ситуация с влахами требовала разрешения. Кроме того, он указал, что тот документ, к-рый ему приписывают афонские иноки, является поддельным (RegPatr. N 981. P. 62-63). Алексей I Комнин приказал всем монахам немедленно вернуться в свои обители, пригрозив подвергнуть ослушавшихся строгому наказанию. Однако раздоры по этому поводу окончательно прекратились только при К-польском Патриархе Харитоне в 1178/79 г. ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/1. С. 228-257). В 1181 г. свои владения завещал В. Л. визант. аристократ Андроник Ватац (Actes de Lavra. Pt. 1. N 65). Преподобные Иоанн Дамаскин и Иоанн Кукузель. Миниатюра из Пападики письма свящ. Баласиса. Ок. 1670 г. (Iver. 1250. Fol. 3) Преподобные Иоанн Дамаскин и Иоанн Кукузель. Миниатюра из Пападики письма свящ. Баласиса. Ок. 1670 г. (Iver. 1250. Fol. 3) Прославленный церковный певец прп. Иоанн Кукузель (в XII, а по др. сведениям, в XIII-XIV вв.) оставил имп. двор и принял постриг в В. Л., в XIV в. в мон-ре жил доместик прп. Григорий Гликис (Афонский Патерик. Ч. 2. С. 201-208).

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Иоанникий Валмас, впосл. игумен Вел. Лавры и прот, сообщил о скандальной ситуации Патриарху Николаю III Грамматику (1084-1111). Тот издал распоряжение об удалении влахов со Св. Горы; все, кто поддерживали с ними отношения, наравне с нарушителями запрета на общение с евнухами и безбородыми должны были подвергнуться отлучению и высылке. Ок. 1104 г. влахи были окончательно изгнаны с А. Тем временем среди монахов распространились подложные прещения и анафемы, якобы наложенные Патриархом на афонские мон-ри. Мн. иноки покинули А., часть из них отправилась в К-поль с жалобами на вмешательство Патриарха в жизнь Св. Горы. Император приказал провести расследование, в ходе к-рого Патриарх безоговорочно признал прямое подчинение А. императору и заявил, что вынес свое решение лишь из-за остроты проблемы с влахами. Кроме того, он указал, что тот документ, к-рый ему приписывают афонские иноки, является поддельным (RegPatr. N 981. P. 62-63). Тогда Алексей I Комнин приказал всем монахам немедленно вернуться в свои обители и пригрозил подвергнуть ослушавшихся строгому наказанию (1109). Однако раздоры по этому поводу продолжались еще не одно десятилетие, и конец им был положен лишь при Патриархе Харитоне , в 1178/79 г. Мон-рь Григориат Мон-рь Григориат XIII-XV века были для А. непростым временем. После захвата К-поля латинянами (1204) Св. Гора оказалась под властью лат. Фессалоникийского королевства (1206-1224) и попала в церковное подчинение титулярного католич. Самарийско-Севастийского епископа. Мон-ри стали подвергаться притеснениям и грабежам отрядов крестоносцев; у самых границ А. один из зап. рыцарей построил крепость Франкокастро - своего рода «разбойничий замок», причинявший афонским насельникам немало бедствий. Монахи обратились с просьбой о защите к папе Иннокентию III , к-рый в ответном послании (1213) осудил бесчинства «врагов Бога и Церкви», взял монахов Св. Горы под свою защиту и гарантировал им соблюдение всех привилегий, данных визант. императорами. В то же время правосл.

http://pravenc.ru/text/77102.html

племен. Первые годы киевского княжения Владимира Святославича летопись рисует как цепь военных предприятий, направленных на восстановление такой зависимости: в 981 / 982 и следующем году – против вятичей на Ср. Оке, в 984 / 985 г.– против радимичей на р. Сож (лев. приток Днепра). С восстановлением пресекшейся после смерти кн. Игоря власти Киева над племенами зап. окраин Древнерусского государства – восточнослав. хорватами (в верховьях Днестра) и западнослав. лендзянами (видимо, к западу от верховьев Зап. Буга) был связан поход, который в ПВЛ отнесен к 981 / 982 г. и охарактеризован как поход «к ляхом». Это дает основания заключить, что Владимир Святославич в качестве киевского князя, вероятно, унаследовал союз с Германией и войну против Чехии и Польши , начатую его предшественником кн. Ярополком. Непосредственным продолжением этого похода стала победа Владимира Святославича над балтским племенем ятвягов (между Зап. Бугом и средним Неманом), которая закрепила позиции Древнерусского гос-ва в будущей Берестейской вол. (совр. Брест ) (по летописи, в 983 / 984 ). К противоположной, сев.-вост., окраине Руси был направлен поход против волжских булгар , завершившийся заключением долгосрочного русско-булгарского мира ( 985 / 986 , по летописной хронологии). Аналогичный, но не вполне совпадающий перечень походов Владимира Святославича язычника имеется и в летописчике Иакова Мниха , в котором отсутствует поход «к ляхом», но зато добавлен поход против хазар (видимо, продолживший дело кн. Святослава по разгрому Хазарского каганата ок. 965 ) и, кроме того, ятвяжский поход помещен не до, а после радимичского. Вне сомнения, хронологическое приурочение походов Владимира Святославича в ПВЛ страдает той же условностью, что и хронология усобицы Святославичей. Так, по данным зарубежных источников, поход «к ляхом» скорее всего следовало бы датировать не 981 / 982 , а 979 г. Наряду с военно-политической активностью, Владимир Святославич принял меры по внутренней консолидации Древнерусского гос-ва.

http://drevo-info.ru/articles/6457.html

Всяким способом со всеми борются окаянные, чтобы отдалить людей от Бога (63,194). Когда же демоны увидят, что мы презираем вещи мира сего, не желая за них ненавидеть людей и отпасть от любви, тогда воздвигают на нас клевету, дабы мы, не перенося огорчения, возненавидели клеветников (63,226). Уму, научившемуся разумно избегать невидимых схваток или столкновений (с невидимыми врагами – демонами), не следует ни приступать к естественному рассуждению, ни что-либо другое делать во время нападения злых сил, но только молиться, утомлять трудами тело, пресекать со всем терпением вещественное мудрование и блюсти стены града, разумею – сторожевые душевные добродетели или способы хранения добродетелей, то есть воздержание и терпение, чтобы как-нибудь враг, прельстив душу десными и похитив ее склонением на свою сторону, не отдалил ее от Бога, наполняя ее развращением мутным ( Авв. 2,15 ), и мнимым добром не увлек сердца, ищущего лучшее, к худшему (63,269). Демоны, борющие при недостатке добродетели, суть те, которые научают блуду и пьянству, сребролюбию и зависти; а при добродетелях борющие суть те, которые научают самомнению, тщеславию и гордости… (63,280). Кто же во время восстания искушений воздерживается от помышлений о вещах, прилежит же молитве с собранием ума от всего к себе самому и к Богу, тот убивает грехотворную склонность и тем обращает вспять диавола… Кто воздержанием и терпением мужественно заключил чувства и чрез духовные силы входы к уму чувственных образов преградил, тот удобно расстраивает все злые козни диавола, обращая его вспять со стыдом (63,288). Обычай есть у всегда воюющих против нас бесов – посильным для нас и удобоисполненным добродетелям полагать преграды, а к непосильным и безвременным… сильное влагать стремление… Но мы да разумеем, что все в свое время и в своей мере делаемое хорошо, все же безмерное и безвременное – вредно (63,322)… Бесы, слуги гнева и злобы, радуются, когда умаляется добродетель, и весь труд свой обращают на то, чтоб увлекать души наши в срамные мечтания (63,323).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пс.62:10. Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли. Пс.62:11. Предадятся в руки оружия: части лисовом будут.    Давид говорит здесь, каким именно образом погибнут враги его: «предадятся в руки оружия» (оруженосцев), а этим указывает на неизбежность меча и смерти, после которой они «внидут в преисподняя земли», т.е. во ад. «Лисицами» называет Пророк людей коварных. Здесь намек на человека, исполненного коварства, душу — насыщенную ложью, злобой и предательством. Именно такими-то ничтожными и коварными людьми будут растерзаны («тии»), те, которые ищут погибели праведника (Златоуст, Афанасий). Пс.62:12. Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.    Уверовавшие во Христа справедливо называются «царями» (1Кор. 4:8). «Похвалою» воцарившихся будет Христос (Афанасий). 1 В конец, псалом Давиду, 63    И этот псалом одного содержания с предыдущим: ибо описывает злоумышления Сауловы, и предсказывает о будущем избавлении от них, почему и надписан: «в конец». Приличен (же) и всякому верующему, неправедно преследуемому гонителями (Феодорит). Пс.63:2. Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе: от страха вражия изми душу мою. Пс.63:3. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду.     «Вражий» страх происходит от бесов и противен дерзновению (смелости) Христовой. Он омрачает душу и выводит ум из себя, подобно действию вина. «Сонм лукавых» — собрание зломыслящих (Василий, Феодорит). Пс.63:4. Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой вещь горьку, Пс.63:5. Состреляти в тайных непорочна: внезапу состреляют его, и не убоятся. Пс.63:6. Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их;    Давид сравнивает языки врагов с «мечами», а ядовитые и огорчительные слова со «стрелами». Они презирают страх Божий и стыд человеческий, думая, что нет никакого Судии над делами их (Феодорит). Пс.63:7. Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко.    Благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо заметит; безумный человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то и сказано: «испыташа беззакония, исчезоша испытающии испытания» (Лествичник).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

c) 63, 261–262 κα τν νπαυσιν τν πνευματικν τς κεθεν μακαριτητος (упокоение духовных (существ) того блаженства) ] %: %: (наслаждения с ангелами и то блаженство) V ] %: %: (духовные наслаждения и то блаженство) BD d) 63, 279–281 περ γενν τν μλειαν κα κνηραν κα τν πτησιν, ξ ν χανωσις ν παντ (от которой рождаются нерадение, леность и боязнь, а от них – расслабление во всем) ] (порождающая нерадение и боязнь, а от них – расслабление во всем) B , V В данном случае мы имеем дело с вариантами, связанными либо с искаженным списком сирийского текста, доступного переводчикам (что маловероятно), либо искажениями, вкравшимися уже в сам греческий текст, либо особенностями переводческой техники Патрикия и Авраамия. V. Наконец, обнаружено несколько мест греческого текста, которые неточно передают сирийский оригинал: a) 63, 75–76 ο μ δυνηθ ασθηθναι τς πνευματικς γνσεως (дотоле не возможет ощутить духовного ведения) ] (невозможно ощутить духовного) V ] %: (невозможно ощутить духовного) B b) 63, 111 δεθητι (молись) ] (прибегни) B , V c) 63, 149–150 κα τν λογισμν τν δυσχερν, τν καταλπτων (и помыслов трудных, непостижимых) ] %: %: (и помыслов трудных для постижения) B , V d) 63, 196 Σνηθς στ φησ τ ρετ πιππτειν τς δυσκολας (Обычно, – говорит он, – добродетель встречают затруднения) ] %: %: (Обычно, – говорит он, – затруднения противостоят этой силе) B , V e) 63, 301 ο θλητα κα ο μρτυρες (подвижники и мученики) ] %: %: (славные мученики) B, V Если поставлена цель максимального приближения греческого текста к сирийскому, было бы весьма желательно, чтобы все эти отличия оказались учтенными в критическом аппарате издания. Однако сравнение нашего списка разночтений с тем, что присутствует в издании Пирара, показывает, что его выборка довольно-таки ограничена. Так, ни одна из лакун двух выделенных типов (I и II) не указана вовсе. Из семи разночтений, зависящих от мелькитского типа текста (III), учтены только четыре ( b , d , f , g ). Из четырех разночтений, не подтверждаемых мелькитским текстом (IV), указаны два ( b , d ). В то же время аккуратно задокументированы все те места, которые можно лучше понять через обращение к сирийскому оригиналу (V). Таким образом, на основе анализа одного трактата можно заключить, что сирийский аппарат издания не имеет исчерпывающего характера и, что особенно вызывает сожаление, не учитывает лакун. Очевидно, издатель решил ограничить аппарат преимущественно теми разночтениями, которые позволяют лучше понять сам греческий текст. Таким образом, взыскательный читатель, стремящийся приблизиться к мысли Исаака через греческий текст, будет вынужден все-таки использовать и сирийский оригинал.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/dv...

Пс.62:10 .  Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли. Пс.62:11 .  Предадятся в руки оружия: части лисовом будут. Давид говорит здесь, каким именно образом погибнут враги его: «предадятся в руки оружия» (оруженосцев), а этим указывает на неизбежность меча и смерти, после которой они «внидут в преисподняя земли», т.е. во ад. «Лисицами» называет Пророк людей коварных. Здесь намек на человека, исполненного коварства, душу – насыщенную ложью, злобой и предательством. Именно такими-то ничтожными и коварными людьми будут растерзаны ( «тии»), те, которые ищут погибели праведника (Златоуст, Афанасий). Пс.62:12 .  Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная. Уверовавшие во Христа справедливо называются «царями» ( 1Кор. 4, 8 ). «Похвалою» воцарившихся будет Христос (Афанасий). 1 В конец, псалом Давиду, 63 И этот псалом одного содержания с предыдущим: ибо описывает злоумышления Сауловы, и предсказывает о будущем избавлении от них, почему и надписан: «в конец». Приличен (же) и всякому верующему, неправедно преследуемому гонителями (Феодорит). Пс.63:2 .  Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе: от страха вражия изми душу мою. Пс.63:3 .  Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду. «Вражий» страх происходит от бесов и противен дерзновению (смелости) Христовой. Он омрачает душу и выводит ум из себя, подобно действию вина. «Сонм лукавых» – собрание зломыслящих (Василий, Феодорит). Пс.63:4 .  Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой вещь горьку, Пс.63:5 .  Состреляти в тайных непорочна: внезапу состреляют его, и не убоятся. Пс.63:6 .  Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их; Давид сравнивает языки врагов с «мечами», а ядовитые и огорчительные слова со «стрелами». Они презирают страх Божий и стыд человеческий, думая, что нет никакого Судии над делами их (Феодорит). Пс.63:7 .  Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

62 ищут погибели душе моей. Желают смерти, хотят убить. 62 сразят их силою меча. Псалмопевец полностью уверен в том, что Господь сокрушит его врагов. 62 Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им. Более точный перевод: «Царь же возвеселится о Боге, восхвалит Его всякий, клянущийся именем Его». Справедливость Божия восторжествует. Любящие Бога вознесут свои хвалы Ему, тогда как нечестивые умолкнут. Глава 63 Пс. 63 Псалом начинается сетованиями Давида на несправедливость и злобность врагов. Однако, веря в то, что Господь поразит их, он заканчивает псалом словами упования и хвалой Ему. 63 сохрани жизнь мою от страха врага. Псалмопевец взывает к Господу с мольбой о помощи. Враги в псалме остаются безымянными; установить, по какому именно поводу был создан псалом, затруднительно, однако ст. 2 позволяет предположить, что враги это сторонники мятежного Авессалома. 63 от замысла коварных, от мятежа злодеев. См. ком. к ст. 2. 63 напрягли лук свой язвительное слово. В Библии не раз встречается мысль о том, что слово это могучее оружие, которое может использоваться как во благо ( Притч. 25,15 ), так и во зло ( Притч. 12,18; 25,18 ). 63 говорили: кто их увидит? Враги псалмопевца не боятся ни его, ни кого-либо еще из людей. Более того, данными словами они показывают, что Бог им также не страшен. По недомыслию своему они надеются укрыть от Него свои замыслы, забывая, что на небесах есть праведный Господь, Которому ведомы помыслы людей. 63 поразит их Бог стрелою. Этот стих противопоставлен ст. 5. Нечестивые, замышлявшие поразить из лука праведного, сами будут поражены. 63 языком своим они поразят самих себя. Этот стих н Глава 64 Пс. 64 Основой хозяйственной жизни древнего Израиля было сельское хозяйство. Соответственно, благополучие израильтян находилось в прямой зависимости от количества дождей, орошавших их поля. Данный псалом как раз и является благодарением Господу за ниспосланный Им в ответ на молитвы народа дождь. Израиль благодарит Бога за заботу не только о духовном, но и о материальном процветании Своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Дубновского Нектария, викария Ровенской епархии об определении его дальнейшего архиерейского служения за пределами Украинской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить Преосвященного епископа Дубновского Нектария от должности викария Ровенской епархии. 2. Направить Преосвященного епископа Нектария (Фролова) в распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. ЖУРНАЛ 27 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры Высокопреосвященнейшего митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия — ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о деятельности наградного отдела Украинской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Отменить Наградной отдел Украинской Православной Церкви в связи с его нецелесообразностью. ЖУРНАЛ 28 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры Высокопреосвященнейшего митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия — ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об изменении юридического адреса религиозных организаций Украинской Православной Церкви, которые находятся на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Справка: В соответствии с решением Киевского городского совета от 8 июля 2010 981/4419 «О переименовании улицы в Печерском районе города Киева», часть улицы Ивана Мазепы переименовали в улицу Лаврскую. Также согласно распоряжению Печерской районной в городе Киеве государственной администрации от 15 февраля 2011 73 объектам недвижимого имущества на улице Лаврской предоставлены новые почтовые адреса. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить внести соответствующие изменения в Уставы религиозных организаций Украинской Православной Церкви, содержащие устаревшие сведения о юридическом адресе (местонахождении). 2. Пункты уставов религиозных организаций о юридическом адресе (местонахождении) изложить в соответствии с решением Киевского городского совета от 8 июля 2010 981/4419 «О переименовании улицы в Печерском районе города Киева» и распоряжения Печерской районной в городе Киеве государственной администрации от 15 Февраль 2011 73.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010