Лит.: Klose C. R. W. Geschichte und Lehre des Eunomius. Kiel, 1833; Albertz M. Untersuchungen über die Schriften des Eunomios: Diss. Halle, 1908; idem. Zur Geschichte der jung-arianischen Kirchengemeinschaft//Theologische Studien und Kritiken. Lpz., 1909. Bd. 82. S. 203-278; Diekamp F. Literargeschichtliches zu der Eunomianischen Kontroverse//BZ. 1909. Bd. 18. S. 1-3; Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 19142. Т. 1. С. 353-364, 408-409, 412-414, 454, 504-505, 516, 525; Флоровский. Вост. отцы IV в. С. 57-89; Vandenbussche E. La part de la dialectique dans la théologie d " Eunome «le technologue»//RHE. 1944/5. Vol. 40. P. 47-72; Ghellinck J. de. L " attitude vis-à-vis de la dialectique dans les débats trinitaires// Idem. Patristiques et Moyen Âge. Gembloux, 1947. Vol. 2. P. 244-310; Dani é lou J. Eunome l " arien et l " exégèse néoplatonicienne du Cratyle//REG. 1956. Vol. 69. P. 412-432; Benitos y Dur á n A. El nominalismo arriano у la filosofia cristiana: Eunomio у san Basilio//Augustinus. 1960. Vol. 5. P. 207-226; Koster W. J. W. De Arii et Eunomii Sotadeis//Mnemosyne. Leiden, 1963. T. 16. P. 135-141; Quasten. Initiation. Т. 3. P. 435-438; Wickham L. R. The Date of Eunomius " Apology...//JThSt. 1969. Vol. 20. P. 231-240; Wagner G. Zur Herkunft der Apostolischen Konstitutionen//Mélanges liturgiques offerts au R. P. Dom B. Botte. Louvain, 1972. P. 525-537; Bachelet X. le. Eunomius//DTC. T. 5/2. Col. 1501-1514; Cavalcanti E. Il problema del linguaggio teologico nell " «Adv. Eunomium» di Basilio Magno//Augusminianum. 1974. Vol. 14. P. 527-539; idem. Y a-t-il des problèmes eunomiens dans la pensée trinitaire de Synésius?//StPatr. 1975. Vol. 13. P. 138-144; idem. Studi eunomiani//OCA. 1976. Vol. 202; Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. R., 1975; idem. L " arianismo di Ulfila//Romanobarbarica. 1976. Vol. 1. P. 297-323; Bal á s D. L. The Unity of Human Nature in Basil " s and Gregory of Nyssa " s Polemics against Eunomius//StPatr. 1976. Vol. 14. P. 275-281; Kopecek T. A. A History of Neoarianism. Camb., 1979. 2 vol.; Sesbo üé B. L " apologie d " Eunome de Cyzique et «le contre Eunome» (Lib. 1-3) de Basile de Césarée: Diss. R., 1980; Troiano M. S. I Cappadoci e la questione dell " origine dei nomi nella polemica contro Eunomio//VetChr. 1980. Vol. 17. P. 313-346; Corsini E. La polemica contro Eunomio e la formazione della dottrina sulla creazione in Gregorio di Nissa//Arché e Telos: Atti del colloquio Milano, 17-19 maggio 1979. Mil., 1981. P. 197-216; Esbroeck M., van. Amphiloque d " Iconium et Eunome: L " homélie CPG, 3238//Augusminianum. 1981. Vol. 21. P. 517-539; Болотов В. В. Учение Оригена о Св. Троице// Он же. Собр. трудов. Т. 1. С. 398-399; он же. Лекции. Т. 4. С. 71-81; Παπαδπουλος Ε. Γ. Πατρολοϒα. Αθναι, 1990. Τ. 2. Q. 579-585; Троицкий С. В. Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники. Краснодар, 2002.

http://pravenc.ru/text/187235.html

2-я книга древней редакции Г. С. включает 85 глав с неподвижными памятями святых (Sanctorale; всего 69). Помимо рим. упоминаются святые, почитавшиеся в итал. городах (Кумах, Нарни, Ареццо, Фонди, Капуе). Память апостолов Петра и Павла совершается как совместно, так и по отдельности (Гл. 30-32). Вместо памяти ап. Петра в узах (1 авг.) празднуется память Маккавеев (Гл. 39). Также выписаны молитвы на праздники Очищения Девы Марии (Сретение) (2 февр.), Благовещения (25 марта), Успения (15 авг.) и Рождества Девы Марии (8 сент.), Обретения Креста (3 мая), Всех апостолов с вигилией и октавой 6 июля (Гл. 34-36), Воздвижения Креста (14 сент.), арх. Михаила (29 сент.), типовые молитвы на память и перенесение мощей одного мученика или память неск. мучеников (Гл. 1. 72-79), молитвы периода Адвента (6 воскресений, последнее - свободное для совершения службы 12 чтений) (Гл. 80-84). Как и в 1-й книге, встречаются молитвы постов среды и пятницы в начале 7-го (сент.) и 10-го (дек.) месяцев и службы 12 чтений в первые субботы этих месяцев (Гл. 60, 85). В 3-ю книгу (всего 117 глав) включены 2 группы месс для рядовых воскресений в течение года (per annum) и полный текст евхаристического канона. Канон имеет вставку Григория Великого в Hanc igitur (Diesque nostros) (LP. Vol. 1. P. 312), но не имеет Memento (поминовения) усопших. «Отче наш» следует непосредственно за каноном (ср.: Greg. Magn. Reg. epist. IX 12//PL. 77. Col. 956). Начальный лист Желлонского Сакраментария. 790–800 гг. (Parisin. Lat. 12048) Начальный лист Желлонского Сакраментария. 790–800 гг. (Parisin. Lat. 12048) Далее помещены молитвы на разные случаи: для отправляющихся в путь, при эпидемиях и падеже скота, стихийных бедствиях, жен. бесплодии, для вдов, за мир, в случае войны, за короля, против неправедных судей, за неверующих, благословение новых плодов. Также в 3-ю книгу входят благословения народу (super populum) - архаичный элемент, характерный для галло-испан. традиции (Гл. 17), чин благословения брака (Гл. 52) и молитвы в годовщину новорожденного (Гл. 53), молитвы над больными у них дома и месса за больных (Гл. 69-71), благословение входящих в [новый] дом (Гл. 72-74), освящение воды для окропления дома (Гл. 75-76) и заклятой от молнии (Гл. 77-78), молитвы над умирающими, чины погребения и поминовения усопших на 3, 7, 30-й день и ежегодно (Гл. 91-105), а также месса о здравии живых (Гл. 116a). В конце Г. С. выписаны галликанская молитва Contestatio и еще один чин Покаяния (Гл. 116b).

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

Е. боролся с сектой иудейско-саддукейского толка самарян-досифеан. Так же как иудеи, самаряне не оставляли надежды на восстановление своей государственности в Палестине, на стороне персов активно противостояли визант. гос. власти, устраивали бунты и массовые избиения христиан. В свете религ. политики имп. св. Юстиниана I и его преемников самаряне рассматривались в качестве еретиков и поэтому жестко преследовались. Имп. св. Юстиниан I, а затем и имп. Маврикий издали указы о насильном крещении самарян. Для противостояния этой секте Е. созвал в 588/9 г. в Александрии Собор ( Niceph. Callist. Hist. eccl. 28, 26; Maspero. 1923. Р. 260). Е. поддерживал духовные, богословские и хозяйственные контакты (поставки леса морем в Александрию) с Римской Церковью в лице свт. Григория Великого. Сохранились 10 личных писем свт. Григория к Е. (8 из них переведены на рус. язык), а также 3 письма, адресованные вост. патриархам, в т. ч. и Е. (письма написаны с июля 596 по июль 603). Папа отмечал не только успехи Е. в борьбе против еретиков в Египте, но и его высокую добродетельную жизнь, силу молитвы, исцелившей самого свт. Григория от болезни и способствовавшей обращению язычников Сев. Европы в христианство. Свт. Григорий сообщал также об отправке им личного подарка Е.- креста с частицей вериг св. апостолов Петра и Павла ( Greg. Magn. Reg. epist. VIII 30). Сочинения Острая религ. конфронтация в Египте того времени отразилась на богословских сочинениях Е., носивших, как правило, полемический характер. Несмотря на то что К-польский патриарх Фотий (IX в.) и историк Михаил Сириец (XII в.) называли греч. язык Е. не совсем чистым, лишенным элегантности, содержащим солецизмы в построении фраз, доказательная сила логических аргументов Е., в т. ч. по мнению патриарха Фотия, была неотразимой ( Maspero. 1923. Р. 259). Сочинения Е. можно разделить на догматико-полемические и экзегетические. Догматико-полемические Сохранились фрагменты 2 сочинений: «Συνηγοραι» (Defensiones; Защищения) и «Κεφλαια πτ περ τν δο φσεων το Κυρου κα Θεο κα Σωτρος μν Ιησο Χριστο» (Dubitationes orthodoxi; Семь глав о двух природах Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или Сомнения православного). Гипотезу о неподлинности части фрагментов соч. «Συνηγοραι» (изд.: Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi. 1907. P. 69-71, 193-198, 205-206, 214-216, 220-221) высказал M. Ришар ( Grillmeier. 1996. P. 66-67).

http://pravenc.ru/text/187205.html

Монахи должны спать по возможности в одном месте (dormitorium) и при этом одетыми, чтобы в любой момент быть готовыми поспешить «на дело Божие» (Reg. 22). Трапеза, по Уставу, полагается 1 или 2 раза в день. К трапезе подаются два блюда, хлеб и, если есть, плоды; вина «достаточно стакана на день» или по усмотрению аббата, но, кто может, должен полностью воздерживаться от употребления вина (Reg. 39-41). Во время трапезы происходит душеполезное чтение по благословленной аббатом монашеской череде (Reg. 38). В период Великого поста более, чем в прочее время, следует сохранять свою жизнь в чистоте и искоренять всякую небрежность в монашеском делании (Reg. 49). В. Н. предписывает принимать приходящих в мон-рь странников с честью, как Самого Христа (Reg. 53, 61). Такое же отношение должно быть и к больным братьям (Reg. 36). Друг к другу монахи должны сохранять взаимную любовь, проявлять взаимное послушание (Reg. 69-71). Изд.: Regula, cum Commentariis//PL. 66. Col. 215-930; Regula monasteriorum/Ed. C. Butler. Fribourg, 1927; Regula monasteriorum/Ed. B. Linderbauer. Bonn, 1928; La règle de St. Benoît/Éd. A. de Vogüé et J. Neufville. P., 1971-1972. (SC; N 181-186); Regula/Ed. R. Hanslik. Vindobonae, 19772. (CSEL; 75); рус. пер.: Устав преподобного Венедикта//Древние иноческие уставы. М., 1892, 1994Р. С. 591-653. Наиболее полный список изданий см.: CPL, N 1852. Лит.: Butler C. Le monachisme bénédictin. P., 1924; Cabrol F. St. Benedict. L., 1934; McCann J. St. Benedict. L., 1937; Lindsay T. F. St. Benedict: His Life and Work. L., 1949; Maynard Th. St. Benedict and His Monks. L., 1954; Pawlowsky S. Die biblischen Grundlagen der Regula Benedicti. W., 1965; Turbessi G. Ascetismo e monachesimo in S. Benedetto. R., 1965; Schmitz Ph. Benoît (Saint) et bénédictins (la vie, la régle)//DSAMDH. T. 1. Col. 1371-1388; idem. Benoît (Saint) de Nursie, abbé du Mont-Cassin//DHGE. T. 8. Col. 225-241; Puniet de P. Benoît (Saint) et bénédictins (la doctrine spirituelle)//DSAMDH. T. 1. Col. 1388-1409; Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская лит-ра Италии. М., 1972. С. 120-122; Jaspert B. Die Regula Benedicti - Regula Magistri - Kontroverse. Hildesheim, 1975; Августин (Никитин), игум. Прп. Венедикт Нурсийский (480-543)//БТ. 1980. Т. 21. С. 221-240; Омэнн Дж. О. Р. Христианская духовность в католической традиции. Рим; Люблин, 1994. С. 93-98; Jenal G. Italia ascetica atque monastica: Das Asketen und Mönchtum in Italien von den Anfängen bis zur Zeit der Langobarden (ca. 150/250-604). Stuttg., 1995; Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 338-350.

http://pravenc.ru/text/150223.html

69 Relegare – изгонять. Возможно, здесь присутствует «перевёрнутая» аллюзия на изгнание из рая Адама и Евы: в молитве к Отцу мы просим изгнать уже не людей, соблазнённых змием, а «скользкий» (lubricus), змееподобный грех из сердец людей. 71 Свт. Амвросий нередко использует образ fraudis uenena, говоря о ереси: fid. 1. 42 (об арианах). 73 Sobria ebrietas (оксюморон) – тема, представленная уже у Филона Александрийского и впоследствии разрабатывавшаяся неоплатониками (см.: Courcelle Р. Recherches sur les Confessions de saint Augustin. P., 1968. P. 252). Ср.: Еф. 5:18 . См. также у свт. Павлина Ноланского (carm. 24.685; 27. 106), у блж. Августина (conf. 5.13.23). Неоднократно встречается она и у свт. Амвросия (см.: Cain et А. 1.19; Isaac 5. 50; fug. 6. 51; exp. ps. 118, 15. 28 и др.). 77 Заключительная строфа представляет собой доксологию зари, в которой являются и Отец и Сын. Христианская молитва рассветного часа – очень древняя (о ней свидетельствует уже Плиний Младший, epist. 10. 96. 7). 78 Блж. Августин цитирует стихи 7 и 8 из этого гимна (см.: nat. et grat. 63. 74). Гимн уже в древности использовался на Западе в богослужении третьего часа, о чём свидетельствует Цезарий Арльский (reg. uirg. 66), Аврелиан (reg. mon.; reg. uirg.). 79 Iam в начале стиха в сочетании с глаголом движения (surgere) придаёт всему гимну динамичность. Подобным образом нередко начинает стих Вергилий (ср.: Aen. 3. 270; 12. 391 и др.). 81 По мнению Ж.-Л. Шарле (см.: Hymnes. Р. 217), свт. Амвросий мог здесь учитывать и этимологический смысл слова sedulus – sine dolo, лишённый лукавства, искренний. 82 Veternus – старческая сонливость, зимняя спячка у животных. Первородный грех вверг человечество в состояние духовной летаргии, от которой его избавил Христос. Здесь затрагивается и тема «ветхого человека» (ср.: Рим.6:6 ). 84 Hinc iam – это сочетание присутствует в 4-й эклоге Вергилия (ecl. 4. 37). Косвенно эта аллюзия может напоминать о возвращении на землю золотого века. И уничтожил древний грех. 87 Имеется в виду брак Девы Марии с Иосифом Обручником, заключённый для того, чтобы сокрыть тайну Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

91  А также в современных греческих изданиях Параклитика, где вытесняет собой канон Иосифа 2-го гласа. 95  Составители Ταμεον указывают одну рукопись, содержащую канон – Scorial. X. IV. 8. Fol. 76 v –79. 99  Составители Ταμεον указывают одну рукопись, содержащую канон – Vatic. Reg. gr. 64. Fol. 69–71 v . 102  Изд.: AHG. T. IV. P. 179– 189 и Ibid. P. 190–195 вторая редакция канона). 103  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Vatic. gr. 1853. Fol. 89–92 v и Sinait. gr. 679. Fol. 111–118. 104  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Vatic. gr. 1853. Fol. 96 v –100 и Vindob. Theol. gr. 148. Fol. 165 v –166. 105  Составители Ταμεον указывают одну рукопись, содержащую канон – Chalc. Panaghias 60. 106  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Vindob. Theol. gr. 148. Fol. 152–153 v и Vatic. reg. gr. 64. Fol. 103–105 v . 107  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Mediussensis gr. 1. Fol. 215–219 v и Vatic. Reg. gr. 54. Fol. 153–154. 109  Составители Ταμεον указывают пять рукописей, содержащих канон – Patm. 197. Fol. 25 v –29; Hieros. Sab. 207. Fol. 16 v –18 v ; Sinait. gr. 583. Fol. 36 v –38; Vatic. gr. 2309. Fol. 76–79; Vindob. Theol. gr. 148. Fol. 154–155 v . 111  Канон издан Ф. Антонопулу: Antonopoulou Th. A Kanon on Saint Nicholas by Manuel Philes//Revue des etudes byzantines. P., 2004. Vol. 62. P. 197–213. 112  Датировки основаны на времени жизни известных авторов песнопений, датировках содержащих эти песнопения рукописей и представленном выше исследовании. 113  О рукописи см.: Stevenson H.M. Codices manuscripti Palatini Graeci Bibliothecae Vaticanae. R., 1885. P. 67–70. 116  Но не ирмосы, так как молебные каноны, согласно уставу, исполняются без ирмосов, сопровождаясь указаниями на ирмосы лишь для обозначения напева, на который должны исполняться тропари. Читать далее Источник: Добрый кормчий : Почитание Святителя Николая в христианском мире : Сборник статей/Сост. и общ. ред. А.В. Бугаевский. - Москва : Скиния, 2010. - 600 с./Свящ. Михаил Желтов. Святитель Николай Мирликийский в византийской гимнографии. 208–221 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Pomialowsky» (Паломничество по святым местам конца IV века, изданное, переведенное и объясненное И. В. Помяловским» Спб.1889). 66 Martyrium s. Theodori Ancyrani et septem cum eo virginum. Auctore Nilo, teste oculato с. I, p. 10. Acta Sanct. Bolland. Maji. t. IV, dies 18 p. 153. 68 Euseb., Hist. eccl. V, 21, VI, 21, 34–36, VIII, 4 (Migne P. G. XX, 485 sq., 573, 596 sq., 749, по русск. перев., стр. 278, 126, 339 и сл., 432. 69 Swete Н. В. Theodori Mopsuesteni in epp. b. Pauli commentarii, Cambridge 1880–1882, II, 121–125. Цитируем no Gillman-y, S. 26 f. 71 Rabari Mauvi, in epist. ad Philipp, с. 1 (Migne, P. G. CXII. 479, in epist. ad Timoth. с. III. Migne, ibid. 603–605). 72 Это видно, напр., из 2 и 3 глав Апокалипсиса, из послания св. Игнатия Богописца к Филадельфийцам (с. 10, Migne, Patr. graec V, 706, по русск. переводу, стр. 416) и из сочинения Климента Александрийского : «Какой богач спасется, (с. 42. Migne P. G. IX, 648). 83 Mansi П, 548 (см. Gillmann 34). Срвн. «Дения девяти поместных соборов, издаваемые при Казанской Духовной Академии в русском переводе». Казань 1877, стр. 21–22. 84 Gelzer-Hilgenfdd-Cuntz, Patrum Nicaenorum nomina latine, graece, coptice, syriace, arabice, armonice, Lips. 1898, p. LX–LXIV (Gillm. 34). 85 В арабском списке 318 отцов, присутствовавших па первом вселенском соборе, указано без обозначения провинции 20 хорепископов, но только имена восьми совпадают с приведенными выше: Менетий, Завулон, Андрей Евфросин (=Евдромий), Алтам, Родон, Руфий, Васиан (Василий), Акила, Апиан, Мина, Евлалий, Селевк, Ахад, Павел (вероятно Фанад), Исихий, Горгоний, Галлиан, Просциан, Нунехий (Gelzer, 149, 151, 153, 159, 165, 167, 171, 173, 177). Но должно заметить, что этот список не пользуется особенным доверием (Gelzer LXVIII). То же нужно сказать и о другом перечне (Cod. Vatic. reg. 44), в котором встречается еще одно новое имя «Λεντιος χωρεπσκοπος». 86 Кроме названных пяти каппадокийских хорепископов, нам известны по имени из более раннего периода еще два: Максим и Тимофей, пострадавшие за Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

βδρεξ, ? βρα βθρεξ Dmit II 118. βθρευμα, τ Grube: PhotAm 59,19. NChryProg 153. Manas 1673. EustOp 258,42; 310,82.– LSSup. βοθρζω (in den Abgrund) stürzen: ες γονρροιαν MoschOCP XI p.93.– (LS), L, DGE, Tgl, Duc, Stam, HL. βοθρικς aufgegraben: – χματα Libad 116,95. βθριον, τ ein Hornhautgeschwür: AemOl II 255,18; 274,20–24. PaulAeg I 179,4.5. ErmAnecd 145. TheophNonn 55 (I p.224).– LS, DGE, Tgl, TLG, (Stam). βοθρσκος, kleine Grube: EustOp 341, 90.– DGE, Stam. βοθρισμς, das Fallen in die Grube: ThStudCatM 52 (p.145 MCL). βθρος, Sachverständiger für Vieh: EpBib 21 inscr.1–4.7.– (LS, L, DGE, Tgl, Kr, HL; KahAbend 393,98); Fest u. Alltag in Byzanz (München 1990) 71–76, ODB. βοθρδης grubenartig: Ruf. Ephes. 170,7 (Daremberg).– LS βοθροειδς. βοθνιον, τ kleine Grubet AASS Nov III 798DE (V. Matronae).– LS. βοθυνοποις, der Gruben macht, Schöpfer der Vertiefungen ?: LascTheol 104,167.– Dem. βοβδας s. βοβοδος βοδατικς eines Paröken mit einem Arbeitsochsent τλος EngPatm 63,4 (a.1246). γ MM IV 182 (a.1249). id. AIv 59,6–8 (a.1262). id. EngPatm 69,25 (a.1263). στσις AXen 6,11–13 (a.1303). βοδτισσα, Parökin mit einem Arbeitsochsent AIv 59,23.26.29 (a.1262). PraktAth 39,6.8; 40,19. βοδτος (Paröke) mit einem Arbeitsochsent EngPatm 50,141.154 (a.1073). ALavra 48,8 (a.1086); 56,27(a.1104). AIv 51,35–38.-τη 67 (a.1103); 52,216–218 (a.1104). GeomFisc 62,29. PraktAth 39–41. REB 22 (1964) 160,18. βοδελφας, Stier-Elefant (mit Elefantenhaut bekleideter Stier): TzetzHist XII 919. βοιδα, Kuh: Cusa 342 (a.1218). βοδιν, τ Rind, Ochset GuillEl 14, GuillOorp V 42,11.12.16 (a.1197/8). βοδι DarOb 26v.70 (s.XIV). id. DelAn I 580,24; 585,6. βδι(ν) AVaz 19,4 (ca.1260); 108,66 (s.XIII). id. MM VI 220 (a.1307). id. ADoch 53,6–15 (a.1409). id. SchreinFin 20,1–8; 82,10.– βοδι(ο)ν LS, L, DGE, Tgl, Kr + XI 390, Duc, Car. βοδγλωσσον, τ Ochsenzunge, Anchusa: βογλωσσοι, τ λεγμενα -σσα ScholOpp Hal. 1,99. βοδγλωσσον DelAn II 340,4. βουδγλωσσον Duc 208: Anon. medicus ms. ex. cod. Reg. 945.– S. βγλωσσον; vgl. βοδογλσσι HL.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

169–287. 6) Помощь России Сербам(из книги Муравьева: Сношения России с востоком по делам церковн., ч. I и II (стр. 288–319). Список, почти весь, рукой преосвящ. Порфирия. 7) Serbien und die Serben, von Rev. W. Denton. Berlin. 1865), – извлечение на русском языке (стр. 320–350). 8) Платон Атанацкович, православный еипскоп сербской бачской епархии в Венгрии (стр. 352–363) . Влахия и Молдавия, – в одной книге (IIIA28) из 127 лл. в л. , которая содержит в себе статьи и материалы по истории румынов. Статьи следующие: 1) Список господарей Молдавии в Валахии в пособие к разумению их грамот, данных афонским монастырям (Рукопись греческая в виде брошюры в малую 8-ку), – стр. 1–33. 2) Даки и Геты Ф. Бруна (стр. 34–63). Списано о. Порфирием, который в конце заметил: «Этого Бруна я знал с 1831 года. До сей поры он пишет худо по-русски. С выводами Реслера я не согласен». 3) Извлечение из «Lettres assyriologique sur l " histoire et les antiquités de l " Asie anterieur», Ленормана( ΤI. Paris. 1871, p. 67, 68 и 69), – стр. 66–69. 4) «Извлечение (о Волохах) из полного славянского летописца, хранящегося в библиотеке моей», – стр. 70–71. Это, должно быть, та же летопись, которую преосвящ. Порфирий купил у афонского монаха Артемия. 5) Большие извлечения из Acta Patriarchat. Constant, частью в кратком изложении по-русски содержания документов, а частью с приведением самых документов, и одно послание папское из Reg. An. VII, – стр. 74–124. 6) Заметки о сношениях России с румынами по Муравьеву: Сношения России с востоком по делам церковным, ч. I и по другим изданиям. Сюда можно отнести и одно письмо румынского епископа Кесария по титулу синадонского к о. Порфирию с русским переводом, – от 29-го сент. 1868 г. (стр. 128–162). 7) Ряд статей о румынах и румынской церкви из Христианского Чтения (1865, июнь), Северной Почты (1885, 195, 196, 274, 284), Московских Ведомостей (1866, 43 и 44), Современной летописи при Московск. Ведом. (1866, 42), и румынск. Progresulü (1867, 69), – стр. 163–254. Крым, – в одной книге (IIIЛ29), в которой 139 лл. в л. – Сборник греческих, славянских и русских заметок, статей и документов о старых крымских городах: Сугдее, Кафе, Херсонесе, Зикхии и Алании. Большая часть документов извлечена из Acta Patriarchat. Constant. За этим следуют до конца: «Выписки из истории о Таврии, сочиненной Стан. Сестринцевичем-Богушем» (I, Спб. 1806); извлеченные отсюда сведения касаются Херсонеса Таврического. История Галиции, – в одной книге (IIIA30) из 241 л. (или 482 страниц); самим о. Порфирием озаглавлена книга так: «История Галиции Энгеля, плохо переведенная с немецкого студентом Спб. дух. академии». Читать далее Источник: Сырку П. Описание бумаг еп. Порфирия (Успенского), пожертвованных императорской академии наук по завещанию. СПб 1891. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Антологии 1409 . Жизнь св. Дорофея и два поучения преп. аввы Дорофея . М. 1856. 49. 1410 . Добротолюбие. М. 2 1895. 2. 601–642. [По пер. о. Климента Зедергольма ]. 1411 . Избранные места из творений преп. аввы Дорофея /Собр. Е. И. В. великой княгиней Милицией Николаевной. СПб. 1908. 35. Отрывки 1412 . Преп. авва Дорофей . Из подвижнических наставлений//Надежда. 1985. 12. 19–24. [Из Добротолюбия]. Англ. пер.: 1413 . Dorotheus of Gaza. Discourses and Sayings/Transl. Wheeler E. P. Kalamazoo 1977. 259. (Cistercian Studies. 33). Halleux A. de//RHE 1978. 73. 798. 2 1987. Итал. переводы·. 1414 . Dorotheus Gazaeus. Insegnamenti spirituali/Trad., introd. e note a cura di Paparazzi M. Roma 1979. 260. (Coll. di testi patristici. 21). Maggio//Sal 1980. 42. 879; Dorotheus Gazaeus. Scritti e insegnamenti spirituali/Introd., trad. e note a cura di Cremaschi L. Roma 1980. 262. (Letture cristiane delle origini. 7). Maggio//Sal 1982. 44. 800. Исп. пер.: 1415 . Doroteo de Gaza. Conferencias; Vida de Dositeo/Introd. у trad. [de Conf.] Rivas F., introd. у Trad. [de Vida] Elizalde M. de. Victoria (Argentina) ECUAM 1990. XXVI, 146. (Nepsis. 3). Halleux A. de//RHE 1992. 87. 566. Голл. пер.: 1416 . Dorotheus van Gaza. Geestelijke Werken. Abdij Bethlehem. Bonheiden 1986. 195. (Monastieke cahiers. 30). Серб. пер.: 1417 . Pouke Ave Doroteja. Sveta Gora Atonska, Gornji Milanovac, Manastir Hilandar, Deje novine. 1991. 113. Рум. пер.: 13 .30 (в Добротолюбии о. Думитру Станилоаэ), 53. Исследования 1418 . Кучкин В. А. Древнейшая болгарская рукопись из собраний города Горького//Советское славяноведение. М. 1972. 5. 69–71. [Рук посл. четв. XIV в., включающая Поучения аввы Дорофея и Житие Василия Нового]. 1419 . Дронов Михаил , прот. Талант общения. М. 1998. 1420 . Уминский Алексей, прот. Фрагменты из приходских бесед. Поучение аввы Дорофея «О страхе Божием»//АО 2(32). 2002. 274–286. 1421 . Canivet P. Dorothée de Gaza est-il un disciple d’Évagre? (A propos d’une édition de ses oeuvres spirituelles)//REG 1965. 78. 336–346.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010