P. 122-123). Упоминание о «первых холодах осенней Авроры» свидетельствует о том, что Сидоний скорее всего присутствовал на праздновании памяти И. 2 сент. ( Beaujard. 2000. P. 472). Согласно Иеронимову Мартирологу, в кон. VI в. было известно 5 дней поминовения И.: 14 июля - кончина святого (Lugduno Galliae natale sancti Iusti episcopi et confessoris), 4 авг.- перенесение его мощей из пустыни (Lugduno Galliae aduentus corporis sancti Iusti episcopi de heremo), 2 сент.- погребение святого (по нек-рым рукописям, также освящение базилики - Lugduno Galliae (depositio) beati Iusti episcopi [et dedicatio basilice ipsius]), 14 окт.- перенесение мощей И. в Лугдуне ((translatio corporis) Iusti confessoris), 21 окт.- совместное поминовение И. и св. Виатора (Lugduno Galliae Iusti et beati Viatoris discipuli sancti Iusti episcopi). По мнению И. Делеэ, поминовение И. под 14 июля внесено в Мартиролог ошибочно и является дупликацией памяти 14 окт. Вероятно, наличие столь значительного количества дней памяти И. связано с особым почитанием И. в Лугдуне. В т. н. исторических Мартирологах IX в. число дней памяти И. сокращается. Так, в Мартирологе нач. IX в. из Лиона (Paris. lat. 2879) поминовение святого указано 2 сент. и 14 окт. (кончина), 21 окт. указана кончина св. Виатора. По мнению А. Кантена, эти празднования были заимствованы из Иеронимова Мартиролога ( Quentin. 1908. P. 139, 177-178). Кантен также полагал, что составитель лионского Мартиролога использовал Житие И., хотя прямых заимствований из Жития в Мартирологе нет. В 1-й пол. IX в. Флор Лионский в Мартирологе указал те же дни поминовения И., отметив, что 4 авг. совершалась память перенесения останков (aduentus corporis) И. в Лион. В Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) поминовение И. также указано под 4 авг. (перенесение тела святого из пустыни), 2 сент. (погребение) и 14 окт. (кончина). К этим записям Адон добавил сказания, основанные на Житии И., а также привел дополнительные сведения (о погребении И. в базилике св.

http://pravenc.ru/text/1237901.html

3-я эпитома включена в пассионарии из аббатства Вайнгартен (Stuttg. HB XIV 17. Fol. 79v - 80v (кон. XII в.); HB XIV 18. Fol. 96r - 97r (XIV в.)). Вероятно, существуют и др. обработки Мученичества К., сделанные для богослужебных и гомилетических целей. Мученическая кончина сщмч. Климента, еп. Римского. 1498-1501 гг. Худож. Б. Фунгаи (Городская художественная галерея, г. Йорк, Великобритания) Мученическая кончина сщмч. Климента, еп. Римского. 1498-1501 гг. Худож. Б. Фунгаи (Городская художественная галерея, г. Йорк, Великобритания) На Мученичестве К. основаны краткие сказания о святом, к-рые включены в «исторические» мартирологи эпохи Каролингов под 23 нояб. Во 2-й редакции Мартиролога Беды сообщается о ссылке К. за Понтийское море, совершенных им чудесах, казни святого и обретении его тела в подводной гробнице (Monac. Clm 15818. Fol. 141; Quentin. 1908. P. 68-69; Lapidge. 1991. P. 251). Это сказание включено также в Мартирологи Лионского анонима (нач. IX в.- Paris. lat. 3879. Fol. 94r) и Рабана Мавра (843 - St. Gallen. Stiftsbibl. 457. P. 168-169). В Мартирологе Флора Лионского в сказание о К. добавлены сведения, заимствованные из сочинения блж. Иеронима «О знаменитых мужах», а также краткое сообщение о Флавии Домицилле, которая благодаря проповеди К. стала Христовой девой ( Quentin. 1908. P. 305-307, 322, 373). В стихотворном Мартирологе Вандальберта Прюмского (848), при составлении к-рого был использован Мартиролог Флора, упоминается о гибели К. в море и о чудесной гробнице (MGH. Poet. T. 2. P. 599). Сообщение Флора Лионского послужило основой для сказания в Мартирологе свт. Адона Вьеннского , составленном, вероятно, в 50-х гг. IX в. Сведения о Флавии Домицилле выделены в особую память, вместо них добавлено краткое повествование о мученической смерти К. (PL. 123. Col. 190-191, 398; Quentin. 1908. P. 503). Сказание, составленное свт. Адоном, включено в Мартиролог Вольфхарда из Херридена (кон. IX в.- Monac. Clm 18100. Fol. 112r - 113). Краткое сообщение о поминовении К.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Ф.178.1. 4452 Слова Иосифа Вриенния 1790 г. 178.1.4454. Сборник аскетический . Ф.178.1 Сборник аскетический. 1801 г . Ф.178.1 Сборник аскетический. 4557 «Вопросоответы» Варсануфия и Иоанна. 1818 г. Ф.178.1 «Творения» Марка Подвижника. Ф.178.1 Сборник. 178. 4443 «Слова» Симеона Нового Богослова. Ф.178.1 «116 глав» Каллиста Антиликуди патриарха. Ф.178.1 «Сотницы» Фалассия Ливийского. Конечно, рукописи переписывались и в Петербурге ввиду обстоятельств, связанных с изданием «Добротолюбия». Выделим рукописи из собрания Духовной академии. РНБ 573.48. Рубеж XVIII–XIX в. . 573. А II/357. 1852 г. Исаак Сирин. ф. 15 (Александро-Невская Лавра) А-87. Сборник аскетический. Сюда включим и рукописи из Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря Казанской иконы Пресвятой Богородицы, руки монахини Натальи РНБ ф. 905, НСРК Q 639. 1-я пол. XIX в. Авва Варсонофий. Вопросоответы . И рукописи из нового собрания СПбДА, руки мон. Магдалины из СПб Воскресенского девичьего монастыря. 17-Р и 18-Р. Слова Исаака Сирина. 1852 г.  28-Р и 29-Р того же содержания. 1851 г. . Помимо Санкт-Петербурга, над изданием «Добротолюбия» работа проходила и в Москве, на Новгородском архиерейском подворье. В ней участвовали, помимо схимонаха Афанасия (Охлопкова), бывшие позже в Новоспасском и Симонове монастырях архимандрит Александр (Подгорный) и архимандрит Филарет (Пуляшкин) , которые в 1798 г. подали прошение об издании 4-й части «Добротолюбия» . Из собрания Симонова монастыря в ГИМ укажем только рукописи интересующего нас периода, а, надо сказать, они переписывались и позднее. ГИМ Сим. 23. Исаак Сирин «Слова». 1802-08 г. . Монах Иероним переписывает еще в 1808 г. «Поучения свт. Григория Паламы» . Его руки и рукопись РГБ 178.4459, отмеченная выше. Также ему принадлежит рукопись РГИА 834.2.4003, содержащая предисловия старца Василия Поляномерульского. Рукописи этого собрания примечательны своими подробными уточняющими записями. Сим. 5. Творения Дионисия Ареопагита . Сим. 15. Оглашения прп. Феодора Студита. Писец — мон. Иларион (Ремизов). Посл. четв. XVIII в. . После 1796 г.

http://bogoslov.ru/article/6176674

75, примеч. Заглавие сборника, точнее говоря, его первой главы, давшей название всему сочинению, приблизительно одинаково во всех списках. 115 На рукописи 274, л. 508 Моск. Синод. библиотеки находится подпись: «книга мудра и удобна многогрешна инока Саватия». 116 Дм. Цветаев приготовил даже «Изложение на Лютеры» к печати (см. его библиографический очерк: «Литературная борьба с протестантством в Московском государстве», с. 78, примеч.). Желательно было бы, чтобы издатель «Памятников к истории протестантства в России» обратил свое внимание предварительно на два экземпляра «Изложения на лютеры», хранящиеся в библиотеке Моск. Дух. академии 177178). Оба списка первой половины XVII в. Один 178) написан в 1646 году; другой принадлежал известному келарю Троице-Сергиева монастыря Симону Азарьину, бывшему в литературных связях с Иваном Наседкою, составителем, как увидим, «Изложения на лютеры». Восполняя друг друга (в пропущена 14-я глава о монашестве и безбрачии; в 177 утрачены конец 44-й главы и вся 45-я), оба списка значительно разнятся между собой. Не указывая мелочей, отметим здесь две крупные особенности 177 по сравнению его с 178. В последнем 18-я гл. «о летописных книгах немецких и русских» и 25-я «о священствоприятии и о поставлении апостол и о рукоположении их с побеге в проповедники и исповедники» много короче, чем в первом. В 177-м после 18-й гл. 178-го следует значительная приписка, начинающаяся словами: «в немецких же переводах написано во инех, иже и между собою несогласуются французы и галанцы и вольные городы, а написано сице»... (см. 177, л. 146 об. – 159); а за 25-ю гл. 178 следуют: «аминь» и обширная выписка «из книги Иосифа Маттафеева, еже о пленении Иеросолимстем из слова его второго из главы 12-й», в которой говорится об ессеях, фарисеях, саддукеях, о чудесах И. Христа, приведении Его на суд к Пилату и многих других предметах. Вообще же, про список 177-й считаем нужным заметить, что если он и не представляет из себя особой редакции «Изложения на лютеры», то во всяком случае он заслуживает внимания при издании последнего своею полнотой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

б) Список пожертвований, поступивших в фундаментальную академическую библиотеку в 1908–1909 учебном году. 1) От Арсения, Архиепископа Харьковского, книги: а) К 40-летию служения в священном сане Арсения, Архиеп. Харьковского. Харьков, 1908; б) Собрание слов и речей, т. I–IV. Харьков, 1908–1909. 2) От Николая, Архиепископа Варшавского – его Беседы и речи. Спб., 1909, в двух экземплярах. 3) От Гавриила, Еп. Омского – брошюры: а) Обращение к духовенству Омской епархии. Омск, 1907; б) Обращение к патриотам земли Русской в нынешнее лихолетье, части 2–4. Омск, 1908; в) Открытие отдела Союза Русского Народа в г. Омске. Омск, 1908; г) Краткий очерк жизни и деятельности Гавриила, Еп. Омского. Омск, 1908. 4) От Иосифа, Еп. Углицкого – брошюра: Новгородский Юрьев монастырь по описанию А.Н. Муравьева. Новгород, 1908. 5) От Митрофана, Еп. Елецкого – его Слова и речи. Орел, 1908. 6) От Анатолия, Еп. Елисаветградского – его брошюры: а) Американские очерки. Одесса, 1906; б) В стране шаманов. Одесса, 1906; в) Св. Алексий митрополит. Одесса, 1905. —400— 7) От Саввы, Еп. Жичке – его Пастирска посланица. Чолак, 1909. 8) Из Архива Государственного Совета – Опись дел Архива, тома 2 и 3. Спб., 1908. 9) Из Государственной Думы – Стенографический отчет Государственной Думы. 3-й созыв. Сессия II. Заседания 1–126. Спб., 1908–1909. 10) Из Архива Правительствующего Сената – Сенатский Архив, XII. Спб., 1907. 11) Из Хозяйственного Управления при Св. Синоде – а) Полное Собрание Законов Российской Империи, тома XXV, в 2-х отделениях, и XXVI, в 2-х отделениях. Спб., 1908–1909; б) Свод Законов, т. 1, ч. 2. Изд. 1908; т. 8, ч. 1. Изд. 1908; т. 12, ч. 1. Изд. 1908; т. 16, ч. 1. Изд. 1908 – все в двух экземплярах; в) Сборник Императорского Русского Исторического Общества, тома 126–127. Юрьев, 1907–1908; г) Продолжение Свода Законов 1908 г., в двух экземплярах. 12) Из Училищного Совета при Св. Синоде – Исторический очерк развития церковных школ за истекшее 25-летие (1884–1909 г.). Спб., 1909. 13) Из Императорской Академии Наук – а) Записки по историко-филологическому отделению, 8-я серия, тома VII, 8, и VIII, 1, 2 и 4. Спб., 1906–1907; б) Известия (Bulletin) Академии Наук, 6 серия, 1908 г., т. II, 12–18; 1909 г., т. III, 1–11; в) Известия Отделения русского языка и словесности, т. XIII, кн. 1–3. Спб., 1908; г) Сборник Академии Наук, тома 61:2 и 84. Спб., 1908–1909; д) Энциклопедия славянской филологии, в. 12. Спб., 1908; е) Исследования по русскому языку, тома 2:5 и 2:6. Спб., 1909; ж) Симеона Метафраста Списание мира от бытия. Спб., 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот обычай был широко распространен до Реформации (см., напр.: Davidson C. Festivals and Plays in Late Medieval Britain. Aldershot; Burlington, 2007. P. 5-8). В европ. фольклоре образ Н. нередко сливался с образом «рождественского деда», к-рый покровительствовал детям и приносил им подарки. В разных странах этот персонаж носил разные имена (англ. Father Christmas, итал. Babbo Natale, нем. Weihnachtsmann, франц. Père Noël). Его необязательно могли отождествлять с Н., рассматривая скорее как персонификацию праздника Рождества. Популярный в массовой культуре образ Санта-Клауса, сложившийся в XIX в., предположительно восходит к образу защитника детей Синтерклааса, привнесенному в Сев. Америку переселенцами из Голландии. Литургическое почитание Поминовение Н. 6 дек. значится в каролингских «исторических мартирологах» (см. ст. Мартиролог ). Вероятно, впервые оно было внесено в раннюю версию Мартиролога Флора Лионского, составленную в 1-й трети IX в. (Флор-М; ркп.: Paris. lat. 5254. Fol. 67v; см.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 347). Память святого указана также в стихотворном мартирологе Вандальберта Прюмского (40-е гг. IX в.- MGH. Poet. T. 2. P. 600). В Мартирологе Рабана Мавра (между 843 и 854) содержится память «Николая, епископа-митрополита Миррской Церкви», к-рый при имп. Константине Великом противостоял язычникам и арианам ( Rabani Mauri Martyrologium. Turnhout, 1979. P. 124-126). Впосл. архиеп. Адон Вьеннский включил поминовение святого в Малый Римский Мартиролог и в Мартиролог Адона ( Quentin H. Les martyrologes historiques... P., 1908. P. 449, 483). В Мартирологе Узуарда под 6 дек. также указана память «блаженного Николая, епископа Мир Ликийских», прославившегося многочисленными чудесами (MartUsuard. 1965. P. 354). Поминовение Н. включено также в Мраморный календарь из Неаполя, составленный под влиянием визант. традиции (IX в.- Delehaye H. Hagiographie napolitaine//AnBoll. 1939. Т. 57. P. 42). По данным герм. календарей, литургическое поминовение святого получило более широкое распространение начиная с X в. (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 3. S. 1565-1566. (MGH. Mem.; 2)). В 60-х гг. X в. Регинольд, впосл. ставший епископом Айхштеттским, составил нотированный оффиций в день памяти Н. (Storia de sancto Nicolao; старейшая ркп.: Monac. Clm. 19162. Fol. 179v-186r, кон. X в.; см.: Jones. 1963; Cioffari. 1987. P. 97-100). Позднее были составлены и другие гимнографические произведения в честь святого (перечень см.: Chevalier U. Repertorium hymnologicum. Brux., 1920. T. 6. P. 69-70). Начиная с сер. XII в. поминовение Н. обычно совершали также 9 мая, в день перенесения мощей святого.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Мч. Гервасий. Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне. 546–548 гг. Мч. Гервасий. Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне. 546–548 гг. В зап. церковных календарях мученики поминаются под разными датами. Так, в Иеронимовом мартирологе «основной» день памяти Н. и К.- 28 июля (MartHieron. P. 399), Г. и П.- 19 июня (MartHieron. P. 325). Однако в бернской рукописи Мартиролога (кон. VIII в.) и рукописи (между 756 и 772 гг.), хранившейся в аббатстве Вайсенбург, под этими датами содержатся имена всех 4 мучеников (MartHieron. Comment. P. 326, 400); под 30 окт. также обозначены имена Н., П., Г. и К. (MartHieron. P. 577; MartHieron. Comment. P. 578). В некоторых списках Иеронимова мартиролога память Г. и П. дополнительно отмечена под 20 мая (MartHieron. P. 264). Под 8 июня в Иеронимовом мартирологе содержится запись: «В Риме на Аврелиевой дороге Набора и Назария» (Romae via Aurelia Naboris et Nazarii). По мнению Делеэ, эта память была ошибочно перенесена сюда с 12 июня (MartHieron. P. 309; MartHieron. Comment. P. 310, 316). В Карфагенском календаре (1-я пол. VI в.) отмечена память только Г. и П. под 19 июня, Н. и К. не упоминаются (ActaSS. Nov. T. 2. Pars. 1. P. LXXI). В 1-м зап. «историческом» Мартирологе Беды Достопочтенного ( 735) память Г. и П. содержится под 19 июня, в краткой заметке упоминаются обретение их мощей свт. Амвросием после божественного откровения и исцеление слепого во время перенесения св. останков в Медиолан (см.: Quentin. 1908. P. 101; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 110). В Мартирологе Флора Лионского под 12 июня обозначена память Н. и К. с кратким рассказом о нахождении и перенесении их мощей в базилику св. Апостолов; под 28 июля обозначено «торжество» (festivitas) в честь Н. и К. в Медиолане (см.: Quentin. 1908. P. 252, 337; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 105, 137). Дата 12 июня была ошибочно заимствована Флором из бернской рукописи (кон.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

О М. Флора Лионского известно благодаря упоминаниям в М. Вандальберта Прюмского, Адона Вьеннского и Узуарда, хотя ни в одном из М., представленных в рукописях, нет указаний на авторство диак. Флора. По мнению Кантена, Флор расширил и дополнил М. Лионского анонима. Его произведение сохранилось в нескольких версиях, которые, возможно, отражают различные этапы работы Флора над текстом. Кантен попытался восстановить М. Флора на основе 9 рукописей и выделил 2 основные редакции (см.: Quentin. 1908. P. 223-246). Ранняя редакция (Флор-М), созданная в 1-й трети IX в., представлена в М.-некрологе коллегиальной ц. св. Петра в Маконе (Paris. lat. 5254. Fol. 2r - 69v, XII в.; начало отсутствует из-за утраты листов, текст обрывается на 21 дек.). К заключительной стадии работы Флора относится 2-я редакция М. (Флор-ЕТ), к-рую Кантен датировал 2-й третью IX в. Текст этой редакции сохранился в составе М.-некролога аббатства Эхтернах (Paris. lat. 10158, XII в.; начало заимствовано из М. Адона Вьеннского) и в сборнике капитула кафедрального собора в Туле (Paris. lat. 10018, ок. 1300). Ж. Дюбуа предложил датировать редакцию Флор-М ок. 825 г., редакцию Флор-ЕТ - ок. 840 г. ( Dubois. 1978. Р. 40-42). В ранней редакции к М. Лионского анонима добавлена 321 запись и 123 записи в нем переработаны; в редакции Флор-ЕТ содержатся 336 новых записей и 151 переработанная. Как и его предшественники, Флор Лионский заимствовал сведения о святых в основном из агиографических произведений и прежде всего из сказаний о мучениках. Он использовал также «Церковную историю» Евсевия Кесарийского и «Трехчастную историю» Епифания и Кассиодора, сочинения «О знаменитых мужах» блж. Иеронима и Геннадия Массилийского (Марсельского), Liber Pontificalis, послания Киприана Карфагенского, сочинение Григория Турского «Слава мучеников», хроники Проспера Аквитанского и Беды Достопочтенного и др. источники. Мн. записи заимствованы из Иеронимова М. В редакции Флор-ЕТ использованы «История гонений в Африканской провинции» Виктора из Виты и «Деяния святых Нерея и Ахиллея» (BHL, N 6058-6066) (см.: Quentin. 1908. P. 222-408; Dubois. 1978. P. 40-42; Aigrain. 2000. P. 57-59). М. Адона Вьеннского

http://pravenc.ru/text/2562474.html

В Иеронимовом Мартирологе под 7 марта указана память П. и Фелицитаты «в Мавритании, в Турбитанском городе». Под этим же числом обозначена память пострадавших в Африке Сатура, Ревоката, Иокунда, Сатурнина (MartHieron. P. 132). И. Делеэ предложил реконструировать запись в Иеронимовом Мартирологе следующим образом: «В Африке, в Тубурбитанском городе страдание святых Перпетуи и Фелицитаты, Сатура, Ревоката, Иокунда, Сатурнина, Артакса, Секундола, Квинта» (MartHieron. Comment. P. 132). В Мартиролог Беды Достопочтенного (1-я пол. VIII в.) память П. и Фелицитаты была внесена под 7 марта ( Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 87-88). Краткая заметка о мучениках составлена на основе «Страстей...» и Хроники Проспера Аквилейского ( ок. 455), который указал, что они пострадали в 204 г. в Карфагене ( Prosperi Tironis. Epitoma chronicon//MGH. AA. T. 9. P. 434). Флор Лионский, совместив указания из Иеронимова Мартиролога и Мартиролога Беды, поместил под 7 марта память П., Фелицитаты, Ревоката, Сатурнина и Секундула. В заметке неверно указано, что святые пострадали в Тубурбоне ( Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 274). Адон, архиеп. Вьеннский, и Узуард заимствовали для своих Мартирологов заметку о святых из Мартиролога Флора (MartAdon. 1984. P. 99; MartUsuard. 1965. P. 190). В рукописных мосарабских литургических книгах и календарях X-XI вв. память П. и Фелицитаты также отмечена под 7 марта ( Conant. 2010. P. 14, 19. Not. 75). В средние века легенда о П. была весьма популярна. В переработанном виде она вошла в состав «Золотой легенды» Иакова из Варацце (кон. XIII в.), в главу, посвященную неск. святым Сатурнинам. Здесь кончина мучеников ошибочно датирована 256 г. ( Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Tavarruzze, 1998. T. 2. P. 1216-1218). В «Перечне святых и их деяний» Петра Наталиса (XIV в.) также содержится заметка о П. и пострадавших с ней, в к-рой местом кончины святых назван Тубурбон, а временем смерти - правление императоров Валериана и Галлиена ( Petr. Natal. CatSS. III 182).

http://pravenc.ru/text/2580044.html

д " Ашери, впервые изданный мавристом Л. д " Ашери по копии с рукописи, хранившейся в аббатстве св. Ремигия в Реймсе ( Pitra. Spicilegium. Vol. 10. P. 126-129; PL. 94. Col. 603-606). Кантен выполнил новое издание по 6 рукописям IX-XI вв. Вероятно, М. был составлен в сер. VIII в. в Сев. Англии, скорее всего в Йорке или в мон-ре Рипон ( Quentin. 1908. P. 120-130). Стихотворный М. Вандальберта Прюмского, созданный в 40-х гг. IX в., посвящен кёльнскому клирику Отриху. Его основным источником был М. Флора Лионского (редакция Флор-М), текст которого мон. Вандальберт получил от самого автора (изд.: MGH. Poet. T. 2. P. 569-622; см.: Quentin. 1908. P. 396-401; Dubois. 1961; Idem. 1978. P. 59-60). Англосакс. метрические календари послужили образцом для М. Эрхемперта, монаха из аббатства Монте-Кассино (кон. IX в.). Этот М. представлен в рукописях как стихотворная версия М. Беды Достопочтенного (изд.: Spicilegium Casinense. Monte Cassino, 1888. T. 1. P. 401-404; Westerbergh. 1957). Средневековые М. на народных языках На древнеирл. языке написан стихотворный М. Оэнгуса, основанный на М. из Тамлахты. Согласно более позднему преданию, автором М. был св. Оэнгус, сын Оэнгобы, принадлежавший к общине Кели Де . М. Оэнгуса обычно датируется ок. 800 г. (согласно О Риану, между 828 и 833 - Ó Riain. 2000-2001; см. также: Follett W. Céli Dé in Ireland: Monastic Writing and Identity in the Early Middle Ages. Woodbridge, 2006. P. 117-121). По мнению О Риана, более поздние М., написанные на ирл. языке, были основаны на М. Адона Вьеннского, текст которого был доставлен в Дублин ок. 1030 г. ( Ó Riain. 2006). С XII в. в Ирландии использовались гл. обр. местные версии М. Адона и Узуарда, напр. М. собора Св. Троицы в Дублине (сер. XII в.). Ок. 1170 г. аббат Маэл Муре О Горман (Мариан Горман) составил стихотворный М. на среднеирл. языке (изд.: Félire Húi Gormáin. 1895; см.: Dubois. 1978. P. 68-70). В XVII в. традицию создания М. на ирл. языке продолжил францисканец-терциарий эрудит Михал О Клери, к-рый составил т.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010