В своем сочинении de abstinentia ab esu animalium, Порфирий относит происхождение жертв к обману злых демонов и к ложным понятиям о богах. «Люди уверили себя, что боги будут вредить человеческому роду, если их раздражить отказом в известных почестях, и что, напротив, их можно умилостивить приношениями и жертвами. Но это справедливо лишь в отношении к злым демонам... Это они, услаждаясь возлияниями, запахом курений и дымом жертв, которыми питается их грубое тело, заставили чтить себя, как богов» (Porphyr. de abst. ab esu animalium, Graec–Lat. edit. Reiske, Utrecht 1767, lib. 2. p. 37 et 599. Cp. Orig. Exhort. ad martyr, c. 45; Contr. Cels. III, 29. VIII, 61. Св. Кирил. Алекс, против Иулиан. кн. IV. стр. 124. Григ. Богосл. 39 сл. стр. 253 по изд. Твор. Св. Отц.). Порфирий говорит, «что мудрец удержится от таких обрядов, и что для соделания себя богоподобным, он будет прежде всего трудиться над очищением своего сердца». «Божество смотрит более на наше поведение и на наши чувства, нежели на обилие приношений и жертв» (Ibid. I. 2. с. 16. 37) «Нечестивец может приносить гекатомбы и обогащать тысячами приношений алтари богов, тем не менее он нечист и святотатец». «Тот, кто чтит Бога в той мысли, что Бог нуждается в его чествовании, чтит его всего менее» (Porph. ad Marcellam. Maio collect, class, auctor. T. 4. p. 356 и след. Ср. Григ. Богосл. Сл. 42 стр. 32 по изд. Тв. Св. Отц.). Но ничто столько не доказывает смелости суждений Порфирия о народной религии, как его письмо к Анебону, Египетскому жрецу, о тайнах (Epist. Porph. ad Anebonem, proph. Egipt. de Mysteriis. Oxon. 1678 fol. См. также извл. у Блаж. Авг. de civ. Dei lib. 10, c. 11 и у Евсевия Praep. Evang. lib. III. c. 111 послед. слова и за тем с. IV. lib. V, стр. VII). Это, в виде вопросов, самые жестокие возражения против многих различных богов, против оракулов, дивинации, заклинаний, жертв и проч. «Жрец Херемон, – пишет Порфирий, – утверждает, что известные слова, произносимые в мистериях, имеют великую силу для устрашены богов.... Что до меня, то я крайне опасаюсь, чтобы все это не было просто делом обмана или предрассудков, которые заставляют нас приписывать богам людские страсти». «Я спрашиваю, ужели нет никакого другого пути к верховному блаженству, кроме дивинации и феургии, и не есть ли сия последняя просто химера, дающая значение вещам не существующим? А дивинация, как решительно можно полагать, не есть единственный путь к блаженству : ибо можно иметь знание дивинации и не уметь пользоваться им, или пользоваться лишь к обеспокоению некстати богов, наприм. по случаю бегства какого–нибудь невольника, покупки земли, брака пли договора». L. cit. р. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Polisa...

33 Отрывок из утерянного сочинения Артапана приведен у Евсевия в извлечении из Александра Подигистора, в Praeparatio Erangelica IX, 18, 23–27 и напечатан с вариантами у Freudental’s в Hellenistische Studien. Breslau. 1875, Heft, S. 231–236. Отдельные черты из истории Артапана, со ссылками на него, указываются у Климента Александрийского в Strom. I, 23; в Chron.pasch., в Chron. anonym. См. Schürer’a, lib. cit. II, 735. Следует заметить, что некоторые исследователи считают Артапана за язычника (Ewald, Gesch. В. II, 129); но обычное мнение, что он был иудей. По взгляду Фрейденталя, Артапан, будучи иудеем, хотел, чтобы его сочли за язычника, и потому именно ввел в библейский рассказ языческие мифы. – Относительно времени жизни Артапана можно только сказать, что он жил не позже начала 1-го в. До Р. Хр., – когда Александр Потигистор сделал извлечение из его труда. 35 По Клименту Александрийскому , Аристовул написал обширное со­чинение, – так понимают слова Климента ββλια κανα (Strom. V, 14, 37). Отрывки из этого сочинения сохранились главным образом у Климента (Strom. 1, 15, 17; 23, 150. V, 14, 97. VI, 3, 32), у Анатолия–старшего совре­менника Евсевия (в извлечении, сделанном у Евсевия в Церк. Ист. VII, 32. 16–19) и у самого Евсевия в PraeparEvang. (VIII, 10 и XIII, 12 ср. IX, 6 и VII, 14). Точное оглавление сочинения неизвестно. По Praep. evang. VII, 13, 7 Аристовул написал την τν ερν νμων ρμηνεαν, по Церк. Ист. (VII, 32, 10)      ββλους ξηγητικς το Μωυσως νμου, и по Chron. ad. 151 an.– ξηγσεις τς Μ. γραφς. Schürer,S 76. О мнениях Аристовула см. у проф. Е. Ловягина в сочинении «Об отношении писателей классических к библейским». 36 Относительно назначения трудов Филона высказаны два мнения. По Гольцману, «едва ли справедливо думать, что главные произведения Филона на­правлены к языческому миру: они прежде всего назначены иудеям, которые должны исполнять и высоко ценить закон пред языческим мыслящим ми­ром». Но по взгляду Шюрера, Филон пишет то для язычников, то для иуде­ев. И действительно, если аллегорический комментарий Филона назначался собственно для иудеев, то другие его трактаты, как видно и из их содержания, и из отдельных замечаний, имели в виду более мир языческий. Сюдаоткосятся: de mundi opificio, de Abrahamo, de Iosepho, de decalogo, de specialibus legibus, de circumcisione, de monarchia, de victimis, de eacrificantibus, de foritudioe, de caritate, de praemiis et poenis, de exsecrationibus идр. См. об этом у Schürer’aB. II. S. 746 и особенно 846 и дал. ср. также Bertholeth,lib. cit. p. 275.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

от ( ­ князь) и собственно означает: богоборец или princeps Dei, как это явствует из того, что при первоначальном переименовании Иакова Бог сказал ему: „отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся ( ­ princeps fuisti) с Богом“ ( Быт.32:28 ) или с Ангелом-Иеговой ( Ос.12:4 ). Так Иосиф Флавий: ισραηλ – συμαινει κατ τν βραιων γλτταν τν ντισταντα γγελ θειω (Antiq. I, 20, 2); LXX и Феодот.: νισχυσας μετ θεο; Ак.: ρξας μετ θεο; Симм.: ρξω πρς τν Θεον; Св. Иустин в Разгов. с Триф.: .ф νθρωπος νικων δυναμιν, τ γρ ισρα νθρωπος νικν στι (от ), τ δ ελι δυναμις; Иерон. в Quaest. in Genes.: princeps Dei sive directus Dei hoc est εθυτατος θεο (Migne, Patr. ser. lat. t. 70 col. 988). но общераспространенным в древности толкованием, по известию Иеронима, было то, какое дает и св. Кирилл: муж или ум видящий Бога. Так уже Филон: ρν θεον (Paris. 358, a; 1057, a, и др); Ориген : νος ρν θεον (Migne ib. col. 1263 и 1229); Евсевий: ρατικος νρ κα θεωρητικος (Praep. evang. XI, 6), тот же Иероним в Lib. nom. hebr., следуя общепринятому токованию: Israel est videre Deum sive vir aut mens videns Deum (Migne ib. col. 788). Нельзя, подобно Иерониму (col. 989), объяснять это толкование искаженным чтением или же неправильным производством от ; ибо 1) понятия боговидца и богоборца имеют между собою самую тесную связь и первое предполагается вторым, – 2) Иаков был переименован в Израиля двукратно; во второй раз и окончательно это было тогда, когда „явился ему Бог в Вефиле“, на том месте, на котором Иаков ранее видел Бога во сне (видение лествицы) и «на котором истинно присутствует Бог» ( Быт.35:9–10 , срав. Быт.35:28,12 ). Таким образом, нет никаких оснований обвинять отца Церкви в текстуальной или филологической погрешности; его толкование легко объясняется с одной стороны близостью понятий богоборца и боговидца, а с другой – тесной связью вторичного и окончательного переименования Иакова во Израиля с двукратным явлением ему Бога в Вефиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

217. Ep. lib.II, CXLVII, col.268BC. 218. Ep. lib.II, CLIII, col.272D. 219. " De octo spirit. mal. " , cap.VII, col.1152C. 220. " De monast. exercit. " , cap.LV, col.788C. 221. " De octo spirit. mal. " , cap.IX, col.1153D; col.1156A. 222. Ep. lib.II, CCCV, Olympio questori, col.349C. 223. " De octo spirit. mal. " , cap.XI, col.1156D. 224. " Tract. ad Eulogium " , c.VII, col.1104A. 225. " De octo spirit. mal. " , cap.XII, col.1157B. 226. Ibid., cap.XIII, col.1157C. 227. " De octo spirit. mal. " , cap.XV, col.1160C. 228. " De volunt. paupertate " , c.LXV, col.1057B. 229. Epist. lib.III, CCXXXI, col.492B. 230. Epist. lib.IV, III, col.552B. 231. " De octo spirit. mal. " , cap.XVII, col.1161C. 232. " De octo spirit. mal. " , cap.XVIII, col.1164A. 233. Epist. lib.III, CXXXIV, col.445ABC. 234. Epist. lib.III, CCLXXII, col.520A. 235. Sententiae, c.24, col.1241D. 236. См. письмо преп. Нила диакону Селевкию (Ep. lib.I, CCXXXII, col.164D). 237. Ep. lib.III, XXXIII, col.397C. 238. Ep. lib.II, CCCXXVII, Dracontio vindici, col.360D. 239. Ep. lib.III, CCLXIX, Juliano, col.517C. 240. Ep. lib.III, XXXIII, col.388B. 241. Ep. lib.I, V, Marcellino monacho, col.85A. 242. Ep. lib.II, CLXX, Helenae illustri, col.285CD. 243. Ep. lib.I, CCCXI, col.196 B. 244. Ep. lib.I, CLXXVII, Limentio monacho, col.152B. 245. Ep. lib.I, XXXIX, col.100D101A. 246. Ep. lib.II, LXI, col.228C. 247. Ep. lib.II, CLXV, Symmacho, col.280A. 248. " Tract. ad Eulogium " , cap.XXIII, col.1124C. 249. Ep. lib.II, XLI, col.216AB. 250. Ep. lib.I, CXLVI, col.144A. 251. Ep. lib.II, CCCVII, col.349D352A. 252. Ep. lib.II, CCCXX Joanni illustri, col.356CD. 253. " Peristeria " , sectio IV, cap.XIII, col.840 BC. 254. " De oratione " , c.XXXIX, col.1176B. 255. Ep. lib.I, CCXXXIX, col.169D. 256. Ep. lib.III, CCXCVII, col.529D532A. 257. " Institutio ad monachos " , col.1240A; cf. " Tract. ad Eulogium " , cap.XXIV, col.1125A. 258. Ep. lib.I, XCVI, Soteruioni, col.124C. 259. Ep. lib.III, CXXXVI, col.448A. 260. Ep. lib.III, CCXLIII, col.497D500A.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

217. Ep. lib.II, CXLVII, col.268BC. 218. Ep. lib.II, CLIII, col.272D. 219. " De octo spirit. mal. " , cap.VII, col.1152C. 220. " De monast. exercit. " , cap.LV, col.788C. 221. " De octo spirit. mal. " , cap.IX, col.1153D; col.1156A. 222. Ep. lib.II, CCCV, Olympio questori, col.349C. 223. " De octo spirit. mal. " , cap.XI, col.1156D. 224. " Tract. ad Eulogium " , c.VII, col.1104A. 225. " De octo spirit. mal. " , cap.XII, col.1157B. 226. Ibid., cap.XIII, col.1157C. 227. " De octo spirit. mal. " , cap.XV, col.1160C. 228. " De volunt. paupertate " , c.LXV, col.1057B. 229. Epist. lib.III, CCXXXI, col.492B. 230. Epist. lib.IV, III, col.552B. 231. " De octo spirit. mal. " , cap.XVII, col.1161C. 232. " De octo spirit. mal. " , cap.XVIII, col.1164A. 233. Epist. lib.III, CXXXIV, col.445ABC. 234. Epist. lib.III, CCLXXII, col.520A. 235. Sententiae, c.24, col.1241D. 236. См. письмо преп. Нила диакону Селевкию (Ep. lib.I, CCXXXII, col.164D). 237. Ep. lib.III, XXXIII, col.397C. 238. Ep. lib.II, CCCXXVII, Dracontio vindici, col.360D. 239. Ep. lib.III, CCLXIX, Juliano, col.517C. 240. Ep. lib.III, XXXIII, col.388B. 241. Ep. lib.I, V, Marcellino monacho, col.85A. 242. Ep. lib.II, CLXX, Helenae illustri, col.285CD. 243. Ep. lib.I, CCCXI, col.196 B. 244. Ep. lib.I, CLXXVII, Limentio monacho, col.152B. 245. Ep. lib.I, XXXIX, col.100D–101A. 246. Ep. lib.II, LXI, col.228C. 247. Ep. lib.II, CLXV, Symmacho, col.280A. 248. " Tract. ad Eulogium " , cap.XXIII, col.1124C. 249. Ep. lib.II, XLI, col.216AB. 250. Ep. lib.I, CXLVI, col.144A. 251. Ep. lib.II, CCCVII, col.349D–352A. 252. Ep. lib.II, CCCXX Joanni illustri, col.356CD. 253. " Peristeria " , sectio IV, cap.XIII, col.840 BC. 254. " De oratione " , c.XXXIX, col.1176B. 255. Ep. lib.I, CCXXXIX, col.169D. 256. Ep. lib.III, CCXCVII, col.529D–532A. 257. " Institutio ad monachos " , col.1240A; cf. " Tract. ad Eulogium " , cap.XXIV, col.1125A. 258. Ep. lib.I, XCVI, Soteruioni, col.124C. 259. Ep. lib.III, CXXXVI, col.448A. 260. Ep. lib.III, CCXLIII, col.497D–500A.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

169. Это место преп. Нил, вероятно, позаимствовал у свт. Григория Богослова, так как в его " Oratio XXX, Theologica IV " (Migne gr.s., t.36, col.109ABC) мы находим целые фразы, дословно совпадающие с текстом преп. Нила. 170. Epist. lib.II, XL, col.213D. 171. " De monastica exercitatione " , cap.IV, col.721 C.Cf. Epist. lib.II, LIV, col.224C. 172. Epist. lib.III, CCCXIII, col.536B. 173. Epist. lib.III, CXXI, col.440C. 174. Epist. lib.I, CLXXVII, col.152B. 175. Epist. lib.II, CCXXVIII, col.317C. 176. Профессор Н.Н. Глубоковский подчеркивает факт, что в древней, особенно в греческо-исторической патристической, литературе не имеется отдельных рассуждений об этом самом важном для человеческого спасения вопросе (см. его статью " Учение о благодати у греческих церковных авторитетов и межцерковное объединение " в " Гласнике рпске Nampujapшuje " , 1931, с.274). 177. Epist. lib.III, CXLVII, col.452D. 178. Epist. lib.IV, XLIV, col.572AB. 179. Epist. lib.IV, XV, col.557BC. 180. Epist. lib.III, CCLXXI, Eupraxio diacono, col.517D–520A. 181. Epist. lib.III, CCCXX, col.537CD. 182. F. Degenhart. Der hl. Nilus Sinaita, 1915, S.65–68. 183. Epist. lib.II, CCXXVIII, col.317CD. Слово " выбор, добровольное решение " или " выбор, избранный образ жизни или мыслей " в аскетической литературе означает один из главных моментов в религиозно-нравственной жизни человека, а именно способность сознательного решения или выбора из различных желаний (намерений). См.: С.М. Зарин. Аскетизм по православно-христианскому учению, m.I, СПб., 1907, сс.79–85, прим.71. 184. Epist. lib.II, LV, col.224C. 185. " De volunt. paupertate " , cap.37, col.1013B. 186. " De monastica exercitat. " , cap.XI, col.732A. 187. Epist. lib.I, CXXXIV, col.140B. 188. Epist. lib.III, CXXII, col.440CD. 189. Epist. lib.II, CLVII, col.273CD. 190. " Peristeria " , sectio IV, cap.17, col.849A. 191. Epist. lib.I, CCXXIX, col.165D–168A. 192. Epist. lib.I, CCCXIX, col.197B. 193. Epist. lib.II, CLIV, col.277D. 194. Epist. lib.II, CCXC, Constantino comiti, col.344D–345A.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

852 Определение премудрости Божией, находящееся в num. IV § 2, все буквально взято из § 141 lib. I Феофана. 853 Из семи возражений, приводимых здесь Сильвестром, последние четыре во всем своем составе (и в возражениях, и в ответах) буквально взяты из § 150 lib. I. 854 Первая половина параграфа 1-го составлена по §§ 152–154 lib. I Феофана, причем выражение: «praecipua voluntatis adjuncta» взято из § 152 lib. I, а выражение – «duo sunt: libertas et bonitos… vitium voluntatis argitur» буквально взято из § 153 lib. I. Первая половина § 3, где выясняются различные значения слов: «благо» и «благость», есть собрание буквальных выписок из §§ 158–159 lib. I Феофана. Примечание первое § 4 (где говорится о «принуждении» и «необходимости», как понятиях противоположных понятию «свободы») есть соединение двух буквальных выписок из § 154 lib. I Феофана. Примечание четвертое § 4 все есть буквальная выписка из § 155 lib. I (с ничтожными вариациями). Примечание шестое § 4 составлено по §§ 160–161 и 163 lib. I, причем выражение: «Deus re ipsa unicus, purissimus et simplicissimus actus est» и некоторые другие буквально взяты из § 160 lib. I, а выражение: «seclusa omni imperfection, hoc est… et sine access ullius mali» буквально взято из § 163 lib. I. Из возражений, приводимых в «полемической части» – в § 5, первое решается у Феофана в § 167 lib. I, причем фразы, находящиеся в ответе на это возражение: «Mali nomine ibi intelligitur bellum, vel similis calamitas paci opposita» и «bella et aliae calamitates non simpliciter… sunt enim plagae et mulctae humanorum scelerum» буквально взяты из § 167 lib. I; второе возражение опровергается в § 168 lib. I (седьмое и десятое возражение опровергаются у Феофана в § 136 lib. I). 855 Из доказательств жизни Божией, приведенных в § 1, четвертое доказательство буквально взято из § 172 lib. I. Параграф 3-й, где доказывается бессмертие Бога, составлен по § 172 lib. I, причем выражения: «ostendit ipsius aeternitas, simplicitas» и «singulara tamen Scripturae testimonia ex plurimis pauca haec eligimus» буквально находятся в том же параграфе Феофана. Находящиеся в § 4, шестое доказательство блаженства Божия и определение последнего буквально выписаны из § 175 lib. I. Выражение, находящееся в примечании к § 4: «per participationem, nimirum beati sunt, quod divinorum bonorum sunt participes» буквально взято из того же § 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Учение об ангелах Согласно Г. В., Бог есть Причина причин, Жизнь живущих и Разум разумных тварей (Ibidem). Разумные твари - это ангелы и люди, к-рых Бог создал для познания Себя (In Evang. 34. 6). По мнению Г. В., ангелы по сравнению с людьми являются чистыми духами, обладают невидимой и бестелесной природой, не облеченной в плоть; однако по сравнению с Богом, высшим и безграничным Духом, ангелы суть тела, ограниченные в пространстве (loco quidem circumscripti sunt - Moral. II 3. 3; II 7. 8-9; IV 3. 8; In Evang. 34. 13; Dial. IV 3, 29). Вечность ангелов, так же как и человеческих душ, указывает на их подобие (similitudo) Богу (In Evang. 34. 6), причем подобие Божие в ангелах запечатлено более отчетливо, как «точный отпечаток» (signaculum Dei similitudinis - Moral. XXXII 23. 47; In Evang. 34. 7). Ангелы намного превосходят людей в знании, поскольку они созерцают Источник знания, но их знание ничтожно мало по сравнению с Божественным знанием (Moral. II 3. 3). Полнота и степень знания ангелов зависят от того, насколько они приближаются к ведению Бога «заслугой достоинства» (per meritum dignitatis - In Evang. 34. 10). Для сообщения своих мыслей Богу и друг другу ангелы не нуждаются в словах, но непосредственно видят сердечные помышления друг друга (Moral. II 7. 9-10). Г. В. заимствовал из корпуса «Ареопагитик» учение о 9 ангельских чинах, последование к-рых у него - ангелы, архангелы, силы, власти, начала, господства, престолы, херувимы, серафимы (In Evang. 34. 6-14; ср.: Moral. XXXII 23. 48) - неск. отличается от их последования в «Ареопагитиках». Названия ангельских чинов указывают на должность (officium) или служение (ministerium) ангелов, а не на их природу (In Evang. 34. 8-10). Высшие ангельские чины начальствуют над низшими (Ibid. 34. 10, 12; Moral. IV 29. 55), а также просвещают их умственные очи для вышнего познания (In Evang. 34. 11). Низшие ангельские чины посылаются в мир для служения людям. К каждому народу и человеку приставлены свои ангелы-хранители, к-рых Г.

http://pravenc.ru/text/166740.html

кн. III, Элег. 12; кн. IV, Элег. 2; Истор. Государ. Российского Карамз. 1, стр. 11, СПб. 1818. Шафарик, Славянские древности, т. 1, кн. 2, стр. 174. Москва, 1837. Шафарик, там же, стр. 6–24. de Rwma…oi peplhsiakTmej to‹j (тоЪто g¦r to‹j Sklabhno‹j тХ presbЪmeron Фпота) Фик ™ij ce‹raj ™lqe‹n ... Theophilact Histor. lib. VII, cap. 2, pag. 253, in tom. III. Histor. Byzant., Venet. 1729. In Synopsi Theophilacti Simocattae, lib. III: Pi de ta per? " (ibid. pag. 175), et in Synopsi lib. VII: Р de ›udomoj lTgoj... Sklabhnon g¦r тХ palaiXn ™kaloanmo (ibid. pag. 250). Strabo lib. VII, pag. 338. 344, Basil. 1571, и указан. выше стат. Эйхвальда в примеч. 42. Strabo ibid. pag. 338, и указан. выше стат. Надеждина в примеч. 42. Истор. Государ. Российского Карамзина, I, стр. 31, СПб. 1818. Влахо-болгарские и дако-словенские грамоты, собран. Ю. Венелиным, Москва 1838 года. Достойно также замечания, что впоследствии времени византийцы называли иногда влахами 1) болгар, 2) всех вообще славян, живших по левой стороне реки Дуная, и 3) славян, обитавших в Фессалии, в окрестностях Пинда. Известия Визант. Истор., собран. Штриттером, ч. IV: о болгарах и влахах, СПб. 1775. Наприм., Кеппен, Ueber Alterth. und Kunst. in Russl. s. 7, Wien. 1822. Plin. Hist. Natur. lib. IV, cap. 12, pag. 217, Paris. 1723. Herodot. lib. 4, cap. 49; Strabo lib. 7, cap. 5; Ptolom. Geogr. lib. 3, cap. 10. У Птоломея по изданию 1545 г. читается даже вместо KrobЪzai, KribЪzoi. У Гелланика в сочинении Etymologicon magnum, под словом — SamTlxij. Strabo lib. 7, pag. 337. 338, Basil. 1571. Leonis Diaconi Historiae lib. IX. Истор. Госуд. Российск. Карамз. I, II, СПб. 1818. Plin. Hist. Natur. lib. 6, cap. 7, pag. 306, et lib. 3, cap. 19, pag. 176, Paris 1723; Diodor. Sicul. lib. 2, cap. 3, in versione cap. 168; Herodot. lib. 5, pag. 153, edit. Stephani. Так называются древнейшие римские карты, составленные частию при императорах Антонине Философе (161–180) и Аврелии Пробе (276–280) по доскам еще древнейшим, частию же при императоре Феодосии младшем (423) по новому измерению римских владений.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

195. Epist. lib.II, XLIX, col.220BC. 196. Epist. lib.II, XLIX, Alexandro monacho ex grammatico, col.220A. 197. Epist. lib.III, VIII, col.369CD. 198. Epist. lib.II, CCLXIV, col.333D–336A. 199. Epist. lib.IV, LII, Colorbasio, col.416D. 200. Epist. lib.II, LXXIII, Comasio ex rhetore monacho, col.232D–233A. 201. Это направление, как известно, вышло, главным образом, из знаменитой александрийской школы, которая под влиянием и руководством Пантена, Климента и Оригена сформировала христианскую философию. 202. Epist. lib.III, XVI, col.377 BC. 203. В своем трактате " De oratione " преп. Нил говорит, что человек должен преодолевать два вида препятствий: страсти и демонов (см.: " De oratione " , c. 135, col. 1196 B). Однако нужно признать, что такое подразделение препятствий, хотя оно и основывается на учении самого преп. Нила, отличается известной искусственностью и может быть рассматриваемо лишь теоретически. По аскетическому учению вообще и по учению преп. Нила в частности, субъективные и объективные препятствия в жизни тесно взаимосвязаны (взаимопроникаемы), и на практике их трудно разделить. (См.: " Tractatus ad Eulogium " , cap.XIV, col.1109D–1112A). 204. " Tractatus ad Eulogium " , cap.XXIII, col.1124BC; cf. Epist. lib, II, LXIX, col.232B. 205. " De monachorum praestantia " , c.3, col.1064C. 206. " De monast. exercit. " , c.LVII, col.792A. Мысль о тесной связи чревоугодия с блудом более сжато выражена в другом месте: " Помысел чревоугодия имеет своим завершением помысел блуда " ( " De monast. exercit. " , c.XL, col.769B). 207. Это наслаждение преп. Нил называет " удовлетворением гортани " ( " De monast. exercit. " , c.58, col.792B). 208. Ep. lib.II, CLX, col.276CD. 209. Ep. lib.II, LIX, col.225C. 210. " Narrationes " , III, col.621B. 211. Ep. lib.II, CCLXXXIV, col.341B. 212. Ep. lib.II, CCXLII, col.325B. 213. Ep. lib.II, LVIII, col.225BC. 214. Ep. lib.I, CCXXII, Therino monacho, col.164CD. 215. " De octo spirit. mal. " , cap.VIII, col.1153A. 216. " De octo spirit. mal. " , cap.VII, col.1152C.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010