νμος  - «закон», «порядок») процессе. Магистральные направления эволюции определяются немногими «степенями свободы», в основе которых, в свою очередь, лежат фундаментальные физические константы. В противовес атеистическим толкованиям эволюционизма - кажущегося слепого саморазвития - возникают идеи «глобальной космической истории», промыслительно разворачивающейся от начала, «точки Альфа» и устремленной к финалу - «Пункту Омега». Данное направление получило наименование телеологии (греч. τλειος, «заключительный», «совершенный») или теистического эволюционизма . Основоположником этого направления считается французский католический священник, палеонтолог, богослов и философ П.Тейяр де Шарден (Pierre Teilhard de Chardin; 1881-1955), в свою очередь оказавший влияние на математика и философа Э. Леруа (Edouard Le Roy; 1870-1954) и В.И. Вернадского с его концепцией эволюции всего существующего на нашей планеты к «мыслящей оболочке Земли» - ноосфере. Следует заметить, что идеи разворачивания творческого замысла во времени были предвосхищены еще в трудах блаж. Августина Иппонского . История свидетельствует, что некоторые из святых отцов IV в. при построении христианской космогонии активно привлекали объяснения, основанные на известных им естественных процессах. « Если предварительным могуществом Создателя всему в совокупности положено вещественное основание, частное же проявление видимого в мире совершилось в некоем естественном порядке и в последовательности в определенное продолжение времени. Тогда явился вообще свет, а теперь воссияло все светоносное вещество в особых телах, к числу которых принадлежат солнце и луна. Жидкости, хотя бы все они были в текучем состоянии, не одного и того же рода, но отличаются известными особенностями одни от других, как это можно видеть из смешения масла, ртути и воды. Если все эти жидкости налить вместе в один и тот же сосуд, то скоро можно заметить, что хотя все три на время смешаются, однако ртуть в силу большей своей плотности, вся опускается на дно сосуда, вода собирается поверх ее, и наконец, капли масла плавают на поверхности других жидкостей. Мне думается, можно предполагать, что предметы установились подобным же образом в занимающем нас вопросе, т. е. в образовании небесных тел », - писал еще в IV в. святитель Григорий Нисский . Показательно, что святой отец здесь указывает на вполне естественные причины, приводящие к структуризации материи по Божественному замыслу. Главной проблемой концепции современного телеологического эволюционизма, безусловно, является вопрос о принципиальной невозможности экстраполировать в прошлое законы падшего мира, не отрицая самого события грехопадения прародителей и его последствий для мироздания. Решая эту проблему, П. Тейяр де Шарден предлагал переосмыслить понимание ряда христианских догматов в категориях неизбежности зла и страдания при самоорганизации материи и действии негативных «сил контрэволюции» , что с православной точки зрения, конечно, не приемлемо.

http://bogoslov.ru/article/1415473

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Тейяр де Шарден Пьер Пьер Тейяр де Шарден (фр. Pierre Teilhard de Chardin; 1 мая 1881, замок Сарсена близ Клермон-Феррана, Овернь, Франция — 10 апреля 1955, Нью-Йорк) — французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес значительный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и католическую теологию; создал своего рода синтез католической христианской традиции и современной теории космической эволюции. Не оставил после себя ни школы, ни прямых учеников, но основал новое течение в науке — тейярдизм. Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден родился 1 мая 1881 года в Сарсена (Овернь, Франция) в католической семье, четвёртый из одиннадцати детей. В 1892 году поступил в колледж Нотр-Дам-де-Монгре, принадлежавший Обществу Иисуса (орден иезуитов). В 1899 году, окончив колледж и получив степень бакалавра по специальностям философия и математика, вступил в орден иезуитов. С 1899 по 1901 учился в семинарии в Экс-ан-Провансе, после двух лет новициата принёс первые обеты и в 1901—1902 годах продолжал философское и теологическое образование в иезуитской семинарии на острове Джерси. С 1904 по 1907 год преподавал физику и химию в иезуитском колледже Св. Семейства в Каире. В 1908 году его направили в Гастингс (Англия, графство Суссекс) изучать теологию. 14 августа 1911 года, в возрасте 30 лет, рукоположен во священники. С 1912 по 1914 год работал в Институте палеонтологии человека при парижском Музее естественной истории под руководством М. Буля (крупного авторитета в области антропологии и археологии), вместе с которым принимал участие в раскопках на северо-западе Испании. В декабре 1914 года был призван в армию, служил санитаром-носильщиком. Прошёл всю войну, получил Военную медаль и орден Почётного легиона. Именно во время войны (1916 год) он написал своё первое эссе «La vie cosmique» («Космическая жизнь») — философские и научные размышления о мистике и духовной жизни. Позднее Тейяр де Шарден написал: «la guerre a été une rencontre… avec l’Absolu» («война была встречей… с Абсолютом»).

http://lib.cerkov.ru/authors/982

Вошли в историю естественно-научной апологетики работы архиереев РПЦЗ Архиепископа Нафанаила (Львова) (1906-1985) и епископа Александра (Милеанта) (1938-2005) . Во многом характерное для дореволюционной школы, взвешенное, целостное осмысление тайны сотворения мира и человека, Божественного Промысла и естественных законов бытия мы можем встретить на страницах «Апологетики» проф. прот. Василия Зеньковского (1881-1962) . Большое значение для обоснования логики христианского учения в среде людей науки имели труды советского физика, конструктора академика Бориса Викторовича Раушенбаха (1915-2001). Некоторые подходы его математической и естественно-научной апологетики в настоящее время считаются спорными, однако творческое обращение советского ученого не только к наследию свящ. Павла Флоренского , но и к православной традиции в целом в то время, безусловно, стало положительным явлением. Сегодня развитие данного направления осуществляется член-корр. РАН математиком А. Н. Паршиным . Большое влияние на развитие концепции телеологизма и «христианского эволюционизма» при обсуждении вопроса о Сотворении мира и человека оказал известный французский философ, палеонтолог и католический богослов Пьер Тейяр де Шарден (Pierre Teilhard de Chardin) (1881-1955) ; однако его наследие в РКЦ и тем более в Православной Церкви оценивается далеко неоднозначно по причине присущих ему вольных трактовок  догматических истин. Сходной компромиссной позиции, вплоть до безоговорочного признания существования животных предков человека, придерживаются, следуя, впрочем, официальной папской энциклике «Humani generis» (Пий XII, 1950), современные библеисты-католики епископ А. Пьяцца (Alessandro Piazza) и Э. Гальбиати (Enrico Galbiati) ; англиканский священник проф. А. Пикок (Arthur Peacoce) , проф. И. Барбур (Ian G. Barbour) (указанные пособия интересны в первую очередь как серьезные источники по вопросам взаимоотношения богословия и науки); д-р. Дж. Шредер (Gerald L. Schroeder) ; греческий богослов А. Каломирос. В России (СССР) такая точка зрения была воспринята прот. Александром Менем (1935-1990) , епископом Михаилом (Мудьюгиным) (1912-2000), Н. Я. Мерпертом , А. Б. Зубовым , диак. Д. Зворыкиным , В. И. Гоманьковым , С. В. Мейеном (псевдоним - С. Катюнин) , А. В. Гоманьковым , Г. Л. Муравник , Е. И. Хлебосоловым . Сходный, но в целом более осторожный и гибкий подход к осмыслению проблемы антропогенеза предложен прот. Кириллом Копейкиным и диак. Андреем Кураевым .

http://bogoslov.ru/text/319657.html

Родоначальником его можно считать французского богослова, священника, философа и палеонтолога П. Тейяра де Шардена (Pierre Teilhard de Chardin; 1881–1955). В той или иной мере теистический эволюционизм не отвергался такими богословами, как прот. Василий Зеньковский (1881–1962), архиепископ Нафанаил (Львов; 1906–1985), проф. Николай Николаевич Фиолетов (1891–1943), митр. Иоанн (Вендланд) (1909–1989), прот. Лазарь Милин, прот. Николай Иванов (1904–1990), прот. Стефан Ляшевский (1899–1986), прот. Глеб Каледа (1921–1994), прот. Александр Мень (1935–1990), епископ Александр (Милеант; 1938–2005), протодиак. Андрей Кураев и др. Несмотря на различное понимание деталей процесса, у этих авторов можно выделить некоторые общие положения христианского телеологизма: ·          творение осуществлялось поэтапно в течение миллионов лет; ·         в результате творческого вмешательства, возможно, путем мутаций, создавались новые архетипы, которые далее развивались. Так осуществлялся Божественный Промысел о мире – посредством постоянной синергии двух видов причин – естественных (природных закономерностей) и сверхъестественных (божественных «мыслеволений» или логосов). ·       замысел творения – это идея восхождения твари ко Творцу путем постепенного и направленного развития, вершиной которого является человек. («Слепцы, … вы думаете, что своими измерениями переходных ступеней вы посрамили чудо, а вы теперь поклонились Ему несчетное число раз, вместо того, чтобы поклониться один раз. Раз чудо совершается в материи, естественно, что оно совершается и во времени. Разве чудо воскрешения Лазаря перестало быть чудом оттого, что он оживал несколько секунд или минут? Чудо в необъяснимости, беспричинности, а не в мгновенности. Категория постепенности никак не заменяет категорию причинности») . Ознакомившись с разнообразием эволюционных идей, развивающихся и постоянно сменяющих друг друга на протяжении десятилетий, а также с их критическим осмыслением, мы неизбежно приходим к следующему выводу: вульгарно-материалистическое понимание дарвиновской концепции спонтанной эволюции, характерное для широких кругов общества, весьма ограничено и никак не может подорвать веру в Творца и Промыслителя.

http://bogoslov.ru/text/1842609.html

III, cap. 10, pag. 75. En une cite qui lui estoit apres, laquelle se clamoit Visimane, riche d " or et de bestes, et de dras preciouz habitoit Pierre fil de Tyre. Robert fist convenance auvec cestui, lo prist pour pere, et Pierre l " avoit pris pour filz, et se convenirent pour parler ensemble Et Pierre lui offri la bouche pour baiser, et Robert lui tendi les bras au col, et ces dui chairent de li chavail. Mes Pierre estoit desouz, Robert lo preme desoupre; et corirent li Normant, et foirent cil de Calabre. Et Pierre fu mene a la roche de saint Martin et est bien garde... et cet. Leo Ostiens. – Pertz, SS., VII, 707: Sed cum Robertas idem pauper admodum esset, nec sine multae summa pecuniae ad milites conquirendos eandem se posse aquirere pervideret, tandem vicinae civitatis dominum quae Bisinianus vocatur, Petrum videlicet Tyrae, dividem valde virum vocatum ad colloquium cepit; a quo utique viginti milia aureos pro ejus absolutione recepit (сокращение Амата). У Анны Комнины (Alexiad. I, 51–56; русский перевод, стр. 47–52) Петр, владетель Бизиньяно, превратился в какого-то неслыханного Вильгельма Маскабела который притом выставляется тестем Роберта, тогда как отец, как первой, так и второй его жены, назывался совершенно иначе. Но затем рассказывается та же самая история, только со многими прикрасами и слишком большими подробностями. Свидание происходит между двумя пригорками, в промежутке между коими простирается болотистое и лесистое место; на одном холме Роберт оставляет значительный вооруженный отряд, в перелеске скрывает засаду из четырех человек; на другом холме, заранее избранном по указанию Роберта, должна быть встреча. Маскабел приезжает тоже со свитою, которая остается позади во время беседы; по приглашению Роберта, оба сходят с коней и садятся на спуске второго пригорка; время дня было знойное, вследствие чего свита Маскабела сошла с коней и предалась отдохновению; Роберт вдруг обнимает своего тестя, они схватываются и скатываются вниз по наклонности пригорка; четыре человека, поставленные в засаде, выскочили и помогли связать тестя по рукам и по ногам и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Lukaszewicz J. Geschichte der reformierten Kirche in Litauen. Bd. I-II. Leipzig, 1848—1850. Malvy A., Villier M. – см. Pierre Moghila. Medlin Wm. Moscow and East Rome. Geneve, 1952. Nantes Rene, de. Histoire des Spirituels. Louvain-Paris, 1909. Neubauer Н. Car und Selbstherrscher. Beitrage zur Geschichte der Autokratie in Russlahd. Wiesbaden, 1964. Paisius Ligarides of Scio. History of the Condemnation of the Patriarch Nicon//Palmer W. The Patriarch and the Tsar. Vol. 3. London, 1873. Palmer W. The Patriarch and the Tsar. Vols. 1—6. London, 1871–1876. Pascal Pierre. Awakum et les debuts du Raskol. La Crise religieuse au XVII siecle en Russie. Paris, 1938. Patriarch Nikon on Church and State: Nikon’s Refutation (“Возражение или разорение смиренного Никона, Божиею милостию патриарха, против вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Ликардиусу и на ответы Паисиовы”)/Ed. with Introduction and Notes by V. A. Tumins and G. Vernadsky. Berlin-N. Y. — Amsterdam, 1982. Pierling Paul, pere (S. J). Rome et Demetrius. Paris, 1878. Pierling Paul, pere. La Russie et le St. Siege. Paris, 1896. Pierre Moghila. La Confession orthodoxe de Pierre Moghila, metropolite de Kiev (1633–1646), approve par le patriarches grecs du XVII e sicle./Texte latin in dit publ. avec. introduc. et notes critiques par Antoine Malvy et Marcel Villier. Roma-Paris, 1927 (Or. Chr. X, 39). Pleyel Victoria. Das russische Altglaubigtum, Geschichte u. Darstellung in Literatur. Munchen, 1961. Runciman S. The Great Church in Captivity. A Study of the Patriarchate of Constantinople from the eve of the turkish conquest to the greek war independence. Cambridge, 1968. Schaeder Hildegard. Moskau das dritte Rom. Studien zur Geschichte der politischen Theorieni in der Slawischen Welt. Hamburg, 1949. Schramm G. Der polnische Adel u. die Reformation 1548—1607. Wiesbaden, 1965. Schulze Bernhard. Maksim Grek als Theologe. Roma, 1963 (Or. Chr. 164). Shevchenko I. Ideological Repercussions of the Council of Florence//Church History. 1955. Vol. XXIV. P. 291—323.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

1941 г 1426 1942 г 72 1943 г 60 1944г. 123 1945 г 273 1946 г 93 1947 г 76 1948 г 47 1949 г 15 1950 г. 245 1951 г 102 1952 г 147 1953 г 51 1954 г 27 1955г 25 Итого 47459 Примечание: за период с 1X1936 по 30.XI.1938 г. осуждено к ВМН – 31456, к лишению свободы 6857. Архив НИПЦ «Мемориал». Коллекция документов. 102 Справка о наличии, движении и составе заключенных в ИТЛ и ИТК МВД СССР за период 1953–1955 гг. Совершенно секретно Экз. 1 (особой важности) I. Изменения в численности заключенных за 1953–1955 гг. Численность заключенных, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях и колониях в течение 1953–1955 гт. резко сократилась. Так, если на 1 января 1953 года в ИТЛ и колониях содержалось 2.472.247 заключенных, то на 1 января 1954 г. – 1.325.003 чел. или 53,6% к числен, на 1/1–1953 г. На 1 января 1955 г. – 1.075.280 чел. или 43,5% к числен, на 1/1–1953 г. На 1 января 1956 г. – 781.630 чел. или 31,6% на 1/1–1953 г. На 1 января 1957 г. – 807.977 чел. или 32,7% на 1/1–1953 г. Следовательно, за эти 4 года численность заключенных уменьшилась на 1.690.617 человек или на 68,4%, то есть более чем в 3 раза. В 1953 году убыло из лагерей и колоний 1.610.616 заключенных, в том числе было освобождено по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года «Об амнистии» – 1.201.738 человек. В течение этого же года из тюрем вновь поступило в лагери 463.372 человека, и численность заключенных в лагерях и колониях уменьшилась на 1.147.244 человека или на 46,4%. В 1954–1955 годах продолжалось дальнейшее снижение численности заключенных в лагерях и колониях. В 1954 году убыло 671.718, поступило 421.995 человек; в 1955 году убыло 726.320, поступило же вновь осужденных 432.670 человек. Снижение численности заключенных в 1954–1955 годах объясняется: освобождением заключенных по Указам Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, досрочном и условно-досрочном освобождении; пересмотром уголовных дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления; введением системы зачетов рабочих дней во всех лагерях и колониях; освобождением заключенных, заболевших тяжелым неизлечимым недугом, а также изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1955 года «Об уголовной ответственности за мелкое хищение государственного и общественного имущества».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положим на верные весы то и другое положение, то и другое доказательство; одно не перетянет другого. Сколько епископы Римские суть преемники св[ятого] Петра, столько же и епископы Антиохийские суть преемники того же св[ятого] Петра. Сколько одно свидетельство говорит в пользу Церкви Римской, столько же другое в пользу Церкви Антиохийской. Оба епископа равны. Обе Церкви равны. 2-я записка Оба епископа (Антиохийский и Римский) равны . Обе Церкви (Антиохийская и Римская) равны . Можно будет почитать равными только тогда, когда в пользу Церкви Антиохийской окажутся столь же сильные, многочисленные и явные доказательства, сколько находится в пользу Римской. Из тысячи примеров приведу два или три. St. Jerome Ecrivoit au Pape Damase: Ne suivant autre chose que J. C. je suis attache a la communion de votre saintetE, c’est a dire la chaire de St. Pierre. Je sais que L’ Eglise est batie sur cette pierre, et quiconque mange l’ agneau hors de cette maison est un prophane. Quiconque n’est pas dans l’arche de Noe, perit par le deluge. (ep. 14 et 57, au P. Damase, T. 4, part. 2) . St. Cyrille d’Alexandrie (Eveque) exhorte les fideles a s’adresser au Pontife Romain pour savoir ce qu’ il faut croire, ou observer; parceque seul il a le droit de reprendre, de corriger, de statuer avec la meme puissanse que Jesus Christ dont il tient la place (li Thesaur. V) . L’ Eglise, Ecrit St. Ambroise de Milan, est la ou est Pierre. La barque de St. Pierre est cette arche, hors de laquelle tout perit: la communion de Rome est celle, qui suffit pour etre uni tous les Eveques Catholiques, son autorite est celle, laquelle il faut s’en tenir dans les difficultes qui surviennent (Jn psalm. 40. serm. I.I ep. 74. ad Theoph.) . Из сих текстов должно заключить, что Церкви Антиохийская и Римская не равны. Сверх того, из сих же текстов, равно как из многих других, происходит и сими текстами, равно как и многими другими, ясно доказывается следующее 8-е положение: point de salut hors de la sainte Eglise Catholigue Apostolique Romanie . Point de salut hors de la sainte Eglise Catholigue Apostolique Romanie.

http://pravoslavie.ru/put/2408.htm

– p. 271. – Chalife Al-Mamoun (mourut en 833) envahit la Cilicie, où un imposteur grec, se disant fils d " un empereur, vint le rejoindre. Mamoun ajouta foi aux paroles de cet homme et fit faire pour lui une couronne de 3,000 tahégans puis il apella Iob patriarche d’Antioche, et lui dit: «Sacrez cet homme selon vos lois». Ce qui fut fait. Les Constantinopolitains, á cette nouvelle, prononcèrent une condamnation contre Iob, tandis que l’empereur sacré par lui abjura peu de jours après le christianisme et se fit musulman. – p. 289. 290. – En l’année 460 de l’ére armenienne, Constantin Monomaque regna pendant douze ans sur les Grecs (le 12 juin 1042–30 nowembr. 1054). C’émaim un homme fort ingenieux et très genereux. Sous, son regne un trouble causé par une question controversée eclata parmi les prêtres, qui professaient la doctrine monophysite, á Antioche. Une partie d’entre eux eut recours á la decision du patriarche de ceux qui croient aux deux natures (en I. Chr.), et qui les convertit á la doctrine de Chalcedoine. (Этот патриарх должен быть Василий или Петр). s’empara de l’église des orthodoxes (еретиков Иаковитов), bâtie, sur l’emplacement du tombeau de l’evangeliste Luc, comme anterieurement on s’émaim deja emparé de l’église dédiée á Saint Pierre. Cependant, lors de la fête de Pâques, le Seigneur exerca sur eux une vengeance éclatante, car pendant que l’on officiait, on entendit dans les nuages le grondement du tonnère; le feu du Seigneur tomba, et consuma le patriarche avec plusieurs autres personnes, de sorte qu’il fut impossible d’arracher aux flammes un seul de leurs ossements. Tout le monde alors reconnut la justice du Seigneur; aussi les apostats (Иаковиты) revinrent à leurs croyance primitive et beaucoup de dissidents se joignirent à nous. Notre foi (Jacobite) fut par cela même glorifiée. – p. 332. – L’année (1170) un terrible tremblement de terre se fit sentir le 29 juin au moment, où l’on célébrait la messe de la fête des saints apôtres Pierre et Paul... ’A Antioche l’église de S. Pierre fut renversée, ainsi que celle des Grecs qui ecrasa les officiants avec beaucop de fidèles. Le prince et toute la ville, ayant endossé des cilices, allèrent se prosterner devant leur patriarche (Latin), le suppliant de rentrer dans la cité, car ils étaient convaincus, que c’émaim à ses anathèmes qu’ était due cette calamité. Celui-ci leur repondit: «expulsez donc avec ignominie le patriarche grec (Athanase!) Ils obeirent á cet ordre, mais ils trouvèrent ce dernier mortellement atteint par une pierre qui l’avait frappé lors de la chute de l’église. Aussitôt ils allèrent informer te patriarche des Franks que le patriarche grec était á l’agonie. Celui-la leur enjoignit néanmoins de le charger sur une litière et de le jeter hors de la ville, ce qui fut executé. Alors le patriarche des Franks de Herim rentra á Antioche; et la ville fut consoleé.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

23. Такой вывод делается на основании того, что в одной из тахвит Афраат говорит " мы отвергли идолослужение, доставшееся нам от предков " . Однако, во-первых, он может говорить это от имени всей общины, и во-вторых, во тех сочинениях, где он полемизирует с современным ему иудаизмом, он неоднократно утверждает, что главный грех Израиля состоит в идолослужении, поэтому теоретически эта цитата может говорить и о его иудейском происхождении. 24. Так считает, например, крупнейшая специалистка по Афраату М.-Ж. Пьер: Pierre M.-J., trad., intr.. Aphraate le Sage Persan. Les Exposes. T. I (Sources Chrétiennes; 349). Paris, 1988. P. 35-36. 25. Ibid. P. 37. 26. Имя Фархад ко времени Афраата существовало уже, по крайней мере, несколько столений. См., напр.: Gignoux P. Noms propres sassanides en moyen-perse épigraphique, Iranisches Personennamenbuch. Bd. II, Fasz. 2. Wien, 1986. 27. Блж. Феодорит Кирский. История Боголюбцев/Вступительная статья и новый перевод А. И. Сидорова. М., Паломник, 1996. С. 195-202. Издание греческого оригинала: Théodoret de Cyr. L " histoire des moines de Syrie/ed. P. Canivet and A. Leroy-Molinghen. 2 vols. (Sources chrétiennes; 234, 257). Paris, 1:1977; 2:1979 ; Vita 8. 28. Так в русском переводе. Правильнее перевести: " от этой святой десницы " . 29. Там же. C. 202. 30. Блж. Феодорит Кирский. История Боголюбцев… С. 341. Прим. 139. 31. Pierre M.-J. Aphraate le Sage Persan… P. 33. 32. Schwen P. Afrahat. Seine Person und sein Verständnis des Christentums. Berlin, 1907. S. 4. В качестве аргументов П. Швен указывает на блестящий сирийский язык Афраата и на то, что он уверен в том, что его читателям этот язык будет понятен. 33. Там же. C. 5. 34. Pierre M.-J. Aphraate le Sage Persan… P. 39. 35. Сирийское слово тахвита можно перевести как объяснение, наставление. В переводах Афраата на европейские языки и в научной литературе используются различные эквиваленты этого слова: гомилия, sermon, instruction, Anweisung, traité, tract, Abhandlung, entretien, discourse, letter и др. См. напр. Pierre M.-J. Aphraate le Sage Persan… P. 41. Примеч. 34.

http://sedmitza.ru/text/414059.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010