Ты, для кого развела самосские веточки буква, И указала идти, поднимаясь по правой тропинке. (Pers., Sat., III, 56). (8) Ведь у греков есть пять мистических букв. Первая – Y (ю-псилон), которая обозначает человеческую жизнь, о чем только что мы говорили. Вторая – Θ (тхета), которая [обозначает] смерть, ибо судьи эту самую букву ставили против имени тех людей, которых приговаривали к смертной казни. И называется [она] тхета α=π του θαντου, то есть «от смерти». Поэтому она имеет посередине стрелу, то есть знак смерти. О чем следующее: О более пред прочими несчастливая буква тхета! (9) Третья, Τ (тау), показывает вид креста Господня, почему по-еврейски [тау] и значит «знак». О чем сказано у пророка Иезекииля (Иезек., 9:4): «Пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих... сделай знак «тау " " 18 . Остальные две, первую и последнюю, взял Себе Христос. Ведь Он начало и Он конец, говоря: «Аз есмь Алфа и Омега» (Откр., 1:8). Ведь они сходятся одна с другой: то Α к Ω ниспадает, то Ω к Α обращается, ибо являет в Себе Господь и стремление начала к концу, и стремление конца к началу. (10) Все буквы у греков и слова составляют, и числа образуют. Так, буква альфа у них среди чисел произносится как единица. Там же, где они пишут бету, то говорят «два», когда пишут гамму, произносят по своему счету «три», когда пишут дельту – «четыре». И так все буквы у них имеют числовое значение. (11) Латиняне же числа с буквами не сопоставляют, а [из букв] составляют только слова, за исключением букв I, а также X, которая и обозначает вид креста, и образует число десять 19 . Глава IV. О латинских буквах Латинские буквы первая передала Италии нимфа Кармента 20 . Карментою же она названа, поскольку предсказывала будущее в песнях (carmina), кроме того, она собственно была названа Никостратою. Буквы же эти всеобщие, или свободные. (2) Всеобщими (communes) они названы из-за того, что многие ими обычно (in commune) пользуются, чтобы читать и писать. Свободными же – поскольку их знают только те, которые пишут книги и знают законы правильной речи и письма 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

(5) Также и имена других вещей переносятся с одного рода на другой род ради самого изящного узорочья, что украшает речь. Метафора же есть или [перенесение] в одну сторону, как «fluctuare segetes» (волнуются хлеба), ведь нельзя сказать «segetare fluctus» (хлебуются волны). Или это антистрофа, то есть перенесение в обе стороны (reciproca), как «remigium alarum» (гребки крыльями), ведь говорится и «крылья кораблей» и «гребки крыльев». (6) Ката ´херсис (catachresis) 166 – это постановка [в стихе] названия другой вещи. Он отличается от метафоры, ибо та дается [вещи], имеющей название, а он использует чужое [название], так как не [вещь] имеет своего, как: Faciemque simillima lauro (Verg., Georg., II, 131). ([Дерево] лицом похожее на лавр.) и Centaurus; nunc una ambae iunctisque feruntur Frontibus, et longa sulcat vada salsa carina (Verg., Aen., V, 157–158). ([To его обгоняет] «Кентавр», то рядом они вместе мчатся Бок о бок, и длинные кили судов бороздят соленую влагу.) ведь лицо и бока являются таковыми у человека и животных. И, хотя поэт назвал корабль «Кентавром», его часть не имеет того же названия, что аналогичная часть этого животного (бок). (7) Мета ´лемпсис (metalempsis) 167 – это переход от предшествующего тропа к последующему, как: Inque 168 manus cartae nodosaque venit arundo (Pers., Sat., III, 11). (Вот уже книга в руках, лощеный двухцветный пергамент, Свиток бумаги и с ней узловатый тростник для писанья.) Ведь слова обозначены руками, а буквы – тростником. (8) Метонимия (metonymia) – это переименовывание (transnominatio), т. е. перенесение смысла (significatio) одной [вещи], на другую, близкую по расположению. Она же бывает многих видов. Или же [именем] того, что содержит, называется то, что [в нем] содержится, как «театр рукоплещет», «луг ревет», ведь здесь рукоплещут люди и ревут быки 169 . Или, напротив, [именем] того, что содержится, [называется] то, что содержит [это], как: Уже близкий пылает//Укалегон (Verg., Aen., II, 311–312). хотя не он сам (человек), но его дом загорелся 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

42 Описание этой церкви, уцелевшей до нас, с любопытством можно прочитать в Voyage autour du Caucase par Frederic Dubois de Montpereux Tom). I, pag. 221–233; Chardin, 1. 49. Reineggs, Allgemeine historische und topographische Reschreibung des Caucasus, II, 3. 43 Cerden. pag. ор. 293. Theoph. Chronogr. pag. 145–146. Procop. de bell. Pers. lib. II. Agathiae Scholasti. lib. II et III. Также пишут Zonar. et Paulus Diaconus iu Hist. Justin. Senior, lib. XV. Chronicon Paschal " e, – царствование Юстина IV. Храмовый образ Бичвинтской Божией Матери находится ныне в Гаенатском монастыре, в 7 верстах от Кутаиса. Прокопий пишет, что Юстиниан возобновил также в Лазетии один древний храм христианский, который угрожал разрушением. Этот Юстинианом возобновленный храм доныне цел и находится между развалинами древнего города Аргонавтов Еа или Археополис называемая. Развалины этого города, довременного истории и мифам Греков называются Мингрельцами Накалакеви. 44 Вот чего требовал Кабадий: Eos (Иверцов) cum ad religionis suae instituta vellet adigere, ipsorum regi mandavit, ut cum caeteros Persarum ritus amplecteretur, tum in primis ne mortuos timularet, sed in praedam avibus canibusque proijeceret, Procop. do bell. Pers. lib. 1, cap. 12 Evagri Schol. Hist. lib. IV cap. 22 Nic. Call. Hist. XVII, cap. 13. Proeop. de bell. Goth. lib. IV. cap. HI. 45 Вот отзыв о усердии к вере Грузинцев: Christiani sunt inter omnes, quos eo nomine censuri scimus, sacrarum legum ac caeremoniarum tenacissimi, quamvis regi Persarum jam inde antiquitus subditi fuerint. Procop. de bell. Pers. lib. I cap. 12. 46 Учение Албанцев состояло в следующем: есть два начала: одно доброе, Отец Иисуса Христа, виновник нового завета, другое злое, виновник ветхого завета; мир вечен; Сын Божий принес тело с небеси; таинства излишни и бесполезны, кроме крещения; ад есть мечта и проч. Gautier dans sa Chron. и Diction. Theolog. par. Bergier – в слове Albanois. – Еще в X веке Албанская церковь имела своего независимого Епископа с титлом Католикоса. Constantin, de Cerimon. Aul. Byz. Tom. II. p. 387.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

498 Bell. Pers., стр. 61, 92, 107, 113 С. J., 1, 3, 35; 5, 17, 11 и т.д.; Nov. 2; Malalas, стр. 445, 447, 448, 449, 461, 471. 504 В Nov. 22, epil., имеется список министров. Юстиниана на 18 марта 536 года. Он составлен в таком виде: Иоанн, префект претории; Патрикий, городской префект Василид, начальник служб; Стратегий, комит священных щедрот Трибониан, квестор; Германос, Ситтас и Максентиан, magistri militum praesentales; Флор, комит приватных имуществ. Все они gloriosissimi и большинство экс-консулы и патриции. 505 Временное исправление должности Вассом (Nov. 107; ср. Hist. arc. стр. 119) и Феодотом (Nov. 111, 112; Hist. arc. стр. 123). 506 Hist. arc., стр. 123–126. Первая; посвященная ему в качестве префекта, новелла, помечена 16 поля 543 г. (Nov. 118). 519 Достоверно известно, что во время переговоров с Теодатом, Петр уже пользовался большим благоволением Феодоры. Готский король, пишет о нем императрице (Cassiod. Var. X, 23): legatum vestrum virum cloquentissimum Petrum, et, quod est ipsis dignitatibus honorabilius, vestris obsequiis inhaerentem. 530 Malalas, стр. 469, 476; Chron. Pasch., стр. 626; Bell. Pers., стр. 79, 134; Bell. Goth., стр. 199. 544 Bell. Vand., стр. 363; Bell. Goth., стр. 93; Bell. Pers., стр. 133; Bell. Goth., стр. 355; Hist. arc., стр. 15–16: Bell. Goth., 180–181. 546 Не подлежит сомнению однако, что Велизарий в это время действительно находился в опале. В летописи Марцеллина под 545 годом читаем: Belisarius de Oriente evocatus in ofensam periculumque incurrens grave et invidiae subjacens. 550 Malalas. стр. 493–495. Ср. Hermes, VI, 378–380, и любопытное место у Павла Силенц., loc. cit., 22–40. 552 Он был подвергнут аресту в своем дворце, но его имения не были конфискованы (Hermès, VI, 380). 556 Подвергнутый опале в декабре 562 года, он снова вошел в милость в июле 563 года (Théoph., 239). Читать далее Источник: Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке : Пер. с фр./Шарль Диль, кор. Ин-та. - Санкт-Петербург : тип. Альтшулера, 1908. - XXXIV, 687 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

7.9; " Abot R. Nat. 8A; cf. Justinian Codex 9.20, 29). 5317 See, e.g., OGIS 674=IGRR I 1183; McGinn, «Taxation»; Lewis, Life, 141, 145, 171–72. Pay varied according to appearance and skill (e.g., CIL 4.1679). 5320 Cf. Diogenes Ep. 44; Diogenes Laertius 6.2.61, 66; Musonius Rufus frg. 12; Artemidorus Onir. 1.78; Sallust Cati1. 14.6; Livy 23.18.12; Aulus Gellius 9.5.8. Some philosophers did not regard it as an ethical matter (Diogenes Laertius 2.69, 74; Sextus Empiricus Pyr. 3.201). 5324 E.g., Plutarch Bride 42, 46, Mor. 144B, EF; Dio Cassius 77.16.5; Apuleius Metam. 6.22; Athenaeus Deipn. 4.167e. For the gender-based double standard, see, e.g., Euripides Pirithous frg. 1–13; Justinian Codex 9.1; but cf. also Isocrates Nic. 40, Or. 3.35; Diogenes Laertius 8.1.21. Only a few philosophers did not condemn all adultery (Diogenes Laertius 2.99). 5325 Probably with rhetorical overstatement, Seneca Benef. 1.9.4; 3.16.3; Dia1. 12.16.3; Juvenal Sat. 4.1–20. On actual conditions, see Richlin, «Adultery.» 5326 E.g., Euripides Hipp. 403–418; Horace Sat 1.2.38, 49, 64–100; Ep. 1.2.25–26; Carm. 1.15.19–20; Juvenal Sat. 6.231–241; Epictetus Diatr. 2.4; 2.10.18; 2.18.15; Alexander 3 in Plutarch S.K., Mor. 179E; Cornelius Nepos 15 (Epaminondas), 5.5. 5327 Artemidorus Onir. 3.11; Sib. Or. 1.178; 3.38,204; 5.430; Ps.-Phoc. 3; cf. Epictetus Diatr. 3.3.12. 5328 E.g., Sallust Cati1. 25.3–4; Ps.-Cicero Invective against Sallust 5.15–6.16; Appian R.H. 7.9.56; Martial Epigr. 2.47,49; 3.26.6; 6.45.4; 6.91; 9.2. 5330 Cf. Jos. Asen. 21:1, although definite cases of temporary premarital cohabitation are known (see Ilan, «Cohabitation»). 5333 Also Ps 154:14 ; m. «Abot 3:2; »Abot R. Nat. 26, 29A; 32, §68B; p. Hag. 2:1, §9; 2:2, §5; Ta c an. 3:11, §4. See especially the Essenes (cf., e.g., CD 11.4; Josephus War 2.128,132–133; Philo Good Person 76,81–82). 5334 Also Let. Aris. 130; m. «Abot 1:6–7; 2:9; Sipre Deut. 286.11.4; »Abot R. Nat. 16, §36B; Ps.-Phoc. 134; 1Cor 15:33 ). For the warning in Greco-Roman tradition, see, e.g., Gnomologium vaticanum 460 in Malherbe, Exhortation, 110; Crates Ep.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

1850 Vasholz, «Anti-Semitic,» reasonably doubts John " s anti-Semitism because he was Jewish. Tomson, «Jews,» 339–40, thinks that the term «Jews» was for non-Jewish hearers and that the Gospel is anti-Jewish like the Gospel of Peter or the Acts of John. 1851 E.g., Cicero Leg. 2.10.25; Rhet. ad Herenn. 3.3.4; Juvenal Sat. 14.96–106; Persius Sat. 5.179–184; Horace Sat. 1.4.141–144; 1.5.100–101; Tacitus Hist. 5.1–5; Sib. Or. 3.271–272 (probably second century B.C.E.); Philo Flaccus 47,85; Josephus Ant. 18.81–83; Ag. Ap. book 2; Tertullian Apo1. 16:1–4; Acts 16:20–21. For further detail, see Daniel, «Anti-Semitism»; Whittaker, Jews and Christians, 3–130; Cohen, Maccabees, 46–58; Meagher, «Twig»; Soramuzza, «Policy»; Sevenster, Anti-Semitism; but the most useful diachronic treatment, providing valuable perspective on the source of much of the anti-Judaism (a reaction to pro-Jewish currents and proselytization), is Gager, Anti-Semitism; cf. idem, «Judaism»; Yavetz, «Judeophobia.» 1852 As noted also by others (e.g., ÓDay, «John,» 507). On intra-Jewish polemic, see, e.g., Johnson, «Slander»; Overman, Gospel and Judaism, 16–23. 1853 Apion may have reinterpreted earlier, more positive portraits of Judaism (Feldman, «Intimations»). Egyptian priests proved very anti-Jewish (cf. Frankfurter, «City,» on 116–17 C.E.), and Tacitus Hist. 5.2–5 follows such Egyptian and Greco-Egyptian sources (cf. Heinen, «Grundlagen»), while adding less anti-Judaic material (Rokeah, «Tacitus»). 1854 Nothomb, «Juifs,» 68–69. Purvis, «Samaritans,» 172, has a similar thesis with regard to Samaritan usage. Cf. Culpepper, «Jews.» 1855 As Sikes, «Anti-Semitism,» 30, observes, at least some of John " s readers must have been Jewish for some of the content of his Gospel to be intelligible (cf. likewise Dodd, «Background,» 334). 1856 Knight, «Anti-Semitism,» 86–87; cf. Michaels, «Anti-Semitism,» 23. Knight " s argument that «Israel» would not be relevant to communities in Asia Minor (84) would not hold true in churches which had the Jewish Scriptures; and his argument that «Jews» would not be relevant in Asia Minor (ibid.), if it were true, would not help his case that the indictments are situational rather than ethnic.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

9981 Livy 36.14.4; Cornelius Nepos 14 (Datâmes), 3.1–4; some commentators cite Pollux Onomasticon 9.110; cf. also Herodotus Hist. 1.114; Horace Carm. 1.4.18. 9983 Cary and Haarhoff, Life, 149; cf. in general Martial Epigr. 4.14; 5.84; 11.6.2; 14.14–17; Ps.-Callisthenes Alex. 1.39; Philostratus Hrk. 20.2; 33.3; Carcopino, Life, 250–53, esp. 251; Grant, Christianity, 82–83; Stamps, «Children,» 198; it appears naughty (or frivolous) in Anacharsis Ep. 3.6; Aelius Aristides Defense of Oratory 380, §§126D-127D; certainly childish in Maximus of Tyre Or. 12.10. Some people gambled on dice and similar instruments (Xenophon Hel1. 6.3.16; Athenaeus Deipn. 15.666E-668B), sometimes leading to tragic results (Xenophon Hel1. 6.3.16; Alciphron Parasites 6 [Rhagostrangisus to Stemphylodaemon], 3.42; 18 [Chytroleictes to Patellocharon], 3.54; Philostratus Hrk. 22.3). Archaeology confirms that Roman soldiers probably played such games in the Fortress Antonia (see Finegan, Archeology, 161). 9984 Martial Epig. 14.14–17; Diogenes Laertes 9.1.3; Callimachus frg. 676; Plutarch Alc. 2.2; Lysander8A; Maximus of Tyre Or. 3.5–6; 12.10; 36.5; Philostratus Hrk. 45.4. 9987 E.g., CPJ 1:24–25; 2:36–55, §153; 3:119–21, §520; Philo Flaccus 1,47,85; Josephus Ag. Ap. 2; Sib. Or. 3.271–372. 9988 Horace Sat. 1.5.100–101; Juvenal Sat. 14.96–106; Quintilian 3.7.21; Tacitus Hist. 5.1–5; Persius Sat. 5.179–184; for more general Roman xenophobia, cf., e.g., Rhet. adHerenn. 3.3.4; Cicero Leg. 2.10.25. For more detail, see Whittaker, Jews and Christians, 85–91; Sevenster, Anti-Semitism; Daniel, «Anti-Semitism»; Meagher, «Twig»; and esp. Gager, Anti-Semitism. 9989 Blinzler, Trial, 227; Haenchen, John, 2:181. Some suggest thorns from date palms, also turned outward, matching the source of fronds in 12(Whitacre, John, 447, following Hart, «Crown»); John " s audience would probably not know the source of thorns, in any case. 9990 See, e.g., Blinzler, Trial, 226–27; Jeremias, Theology, 78; Lane, Mark, 559; Anderson, Mark, 339; Hill, Prophecy, 52; Carson, «Matthew,» 573; Brown, Death, 866; cf. 1Macc 11:58; 14:43–44. Some refused a diadem in 1Macc 8:14, but cf. the gold crown in 10:20.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Попытки захвата большевиками монастырей граничили по своей форме со столь присущими революционному времени воровскими налетами и ограблениями I.17 и приложение, I.19, I.46, II.1.6, III.62), поэтому они принимали нередко остроконфликтный, а то и трагический характер. В разделе I и особенно в разделе III сборника приведены документы, исходящие от Патриарха Тихона, Священного Собора и его членов, в первую очередь Н.Д. Кузнецова , Высшего церковного управления, архиереев, настоятелей монастырей и иноков, крестьян, а также публикации в церковной и светской периодике того времени. В большинстве исторических источников дается негативная оценка всему происходившему в православных обителях. В первую очередь, в таких крупнейших и известнейших монастырях как Александро-Невская лавра III.1.3-III.1.5, III.1.8-III.1.11),Tpouцe-Ceprueba лавра I.13,1.14, III.23, 111.56), Воскресенский Новоиерусалимский монастырь II 1.55), Московский Новоспасский монастырь III.69, III.81 и приложение), Московский Данилов монастырь III.2), Московский Сретенский монастырь III.57, III.58), Московский Ивановский монастырь (N° III.61), Московский Спасо-Андроников монастырь III.80 и приложение), Московский Всехсвятский единоверческий монастырь III.64, III.73 и приложения 1, 2), а также в удаленных от столиц провинциальных обителях – Александро-Свирской Олонецкой епархии III.91.1, III.91.2), Макарьевско-Желтоводской Нижегородской епархии III.86.1–III.86.3, III.86.5), Пафнутьево-Боровской Калужской епархии III.97 и приложение), Николо-Бабаевской Костромской епархии III.27), Саровско-Успенской Тамбовской епархии III.28), Одигитриевской Челябинской епархии III.29), Преображенской Вятской епархии III.96 и приложение 1, 2) и многих других I.10, I.33, III.5, III.11 и приложение, III.18, III.45.1, III.45.3–III.45.5). В обширнейшем массиве разнообразных документов издаются, например, подлинники писем Патриарха Тихона и митрополита Макария (Невского -Парвицкого) в адрес В. И. Ленина в связи с налетом на Николо-Уфешский монастырь, изъятием в ходе проведенного обыска личных вещей митрополита и его архива III.87.1, III.87.2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

219 De don. pers., 8.19–20, цит. Амвросий. De fuga saeculi, 1.1. Ранее, в ходе спора с Пелагием, Августин учил, что человек не контролирует мыслей, появляющихся в его уме, но воля обладает способностью принимать или отвергать такие помыслы (De spir. et. litt., 34.60), и что благодать необходима для удержания благих помыслов (De gr. Chr., 25. 26; С. duas ер. Pelag., 8.18.). 221 Принижение Августином человеческой способности хранения помыслов входило в противоречие с монашеским деланием, в особенности находящимся под влиянием Восточных отцов-пустынников. Обзор трудов преп. Иоанна Кассиана в третьей главе даст представление о том вызове, которым стало учение Августина для монашества. 222 Confess., 5.13.23; 5.14.24; 6.1.1–6.4.6; 9.5.13; 9.7.15; Brown. Augustine of Hippo. P. 81–87, 124–125. 223 Frend Н.С. Martydom and Persecumion in the Early Church: A Study of a Conflict From the Maccabees to Donatus. Oxford, 1965. P. 418–420. Сфера влияния свт. Киприана распространялась на христианскую Церковь в Северной Африке, но не была ограничена этими пределами. Испанские общины в Леоне и Мериде апеллировали к нему во время новацианского спора, и в данном случае, как и в других, он находился в конфликте с епископом Рима. 231 De don. pers., 19.48; 19.49, цит. свт. Амвросий. Expositio Evangelii secundum Lucam. Præfatio и 7. 27. 233 Перечень предшественников, которых, как представлялось Августину, он мог привлечь в поддержку своего учения о предопределении, краток, а ссылок немного, но авторитет этих людей был бесспорен и географический охват широк. Тем не менее, немногочисленность цитат создает впечатление, что Августин, независимо от того, насколько правильно он толковал ап. Павла, обращаясь к Преданию, хватался за соломинку. Обвинение в привнесении новшеств, о котором сообщают Проспер и Иларий, он вряд ли опроверг. 248 Fontaine J. L’ascétisme chrétien dans la littérature gallo-romaine d’Hilaire à Cassien. Roma, 1973. P. 93–96; Stancliffe C. St. Martin and His Hagiographer. Oxford, 1983. P. 24, 29. Результаты создания Евсевием монашеской общины и пребывания Илария в ссылке на Востоке являются спорными. См. Rousseau Р. Ascetics, Authority, and the Church in the Age of Jerome and Cassian. Oxford, 1978. P. 87, n. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

где цифры означают те годы от Авраама, в которые эти три епископа были поставлены на кафедру антиохийскую, буквы GN – две рукописи армянского перевода хроники, Σ – ее сирский перевод, ABFPSPM – рукописи латинского иеронимова ее перевода. Ясно, что по такому apparatus criticus нельзя с уверенностью восстановить те цифры, которые писал сам Евсевий. Несомненно, однако, что Димитриан был рукоположен или в 252 г. (в конце) или в 253 г. (видимо, до июня 253); что Павел был поставлен около 260. г. и низложен не позже декабря 268 г., вероятно, в 267 г., но, может быть, даже и в 266 г. Harnack, I. 218.215.216.155.95.78.79. – Далее, нельзя, конечно, оспаривать, что Димитриан мог попасть в плен; но, очевидно, Евсевий ничего подобного не знает и предполагает, что Димитриан мирно почил в Антиохии. Поло епископа антиохийского был бы таким памятным событием, что оно оставило бы, вероятно, следы и в церковной письменности; да, может быть, об этом упомянули бы и сами отцы антиохийского собора. Поэтому источники Маре в этой подробности я считаю недостоверными. Но, конечно, возможно, что какой-либо пресвитер, или даже и епископ, был уведен в плен. – Но, с другой стороны, этот поло был чрезвычайно крупным военным успехом Шапура I и оставил прочные следы в культурной жизни Персии: на инженерные сооружения этих греко-римских пленников (вроде „кесаревой плотины“, band-i-qayçar, около Шоштара) восточные смотрели как на одно из чудес света. Nöldeke, Gesch. d. Pers., 33, cf.41.42.66. И сиро-персидские христиане могли запомнить, да, конечно, и сами пленники не могли забыть, что во дни Димитриана антиохийского и Папы селевкие-ктисифонского антиохийский поло угнан был в Худжистан. Таким образом, можно допустить, что источники Маре передают исторически преданный и, следовательно, достоверный синхронизм: Шапур I: Димитриан: Папа. – Неизлишне отметить, что в самом начале своего царствования Шапур I в 242 г. вторгся в Сирию, и в это время Антиохия подвергалась опасности – попасть в руки персов, но не была взята ими. Эта война кончилась миром 244 г. Но во вторую войну, начавшуюся в 252 г., этот город был, действительно, взят персами. Nöldeke, Gesch. d. Pers., 31; Aufsätze, 92.93. Mommsen, V, 421.422.430–432. Это могло несколько спутать исторические воспоминания сиро-персов. – Наконец, сообщение, что пленные христиане поселены были именно в Гундешапуре, отлично объясняет исключительные привилегии митрополитов бет-лапатских, протоеронов сиро-персидской церкви. Дело могло стоять как раз наоборот тому, что Маре буквально повествует: сам Папа мог сознать нравственную невозможность подчинения кафедре кокеской этих греко-римских христиан, которых „не вверил ему Дух Святый“, – этих чад, уведенных из церквей более древних, чем церковь сиро-персидская, и, почтительно преклоняясь пред этими искушаемыми в горниле бедствий братьями во Христе, предоставил им и на чужбине церковную автономию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010