В то же время в церковном языке понятие patria сохраняло прежний смысл. Христианин – гражданин другого мира. Его родина – Царство Небесное, Небесный Иерусалим. Цель христианина – в том, чтобы его душа попала ad patriam Paradisi («в райское отечество»). Христианский мученик, умирающий за веру, был образцом для подражания. Великий канонист Иво Шартрский (ок. 1040–1115) в трудах Decretum и собрал все отрывки, где небесная награда обещалась тем, кто умирал «за истину веры, спасение родины и защиту христиан». Но постепенно понятие patria секуляризуется, под него подводятся основания, заимствованные из римского права, насыщенного духом патриотизма. Так, в «Дигестах» различались patria propria (свой город) и communis patria (общая родина). Легисты использовали символ Рима как patria communis применительно к различным монархиям (например, средневековый Париж – это Рим Франции, а Франция – patria communis для всех французов). Идея суверенитета Рима была заимствована всеми национальными монархиями. Верность новой, территориально ограниченной родине заменила транснациональные связи фиктивной всеобщей Империи. Церковная идея стала светской. Политики стали использовать силу религиозного чувства в откровенно политических целях нового «мистического тела» территориальной национальной монархии. Во Франции возник культ королевской династии. Французские «христианнейшие короли» были наследственными защитниками Церкви. Теперь смерть на поле боя за политический corpus mysticum во главе с королем официально приравнивалась к мученичеству. Понятие «мистического тела родины» перекрывало понятие «мистического тела Церкви», богословская идея «мистического тела» была перенесена на политические образования. Одновременно под влиянием представлений о вечности династии, бессмертии короны и королевском достоинстве формируется представление о короле как главе вечного и бессмертного «политического тела». Во времена господства «литургического типа» власти король приступал к реализации своих прерогатив только после совершения над ним церковного таинства – миропомазания, которое сообщало его власти сакральный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2904 Cp. Василий B. Lib. cit. interr XVI, c. III, col. 960C. Cp. Григорий H. De vita s. patiis Ephraem Syri. T. XLVI, col. 836D. 2905 Ср. Нил C. Peristerla Sectio П. De temperantia seu abstinentia, col. 817B. Ср. Василий Β. lib. cit. T. XXXI, col. 1388D. 2909 Ср. Авва Исаия. Or. XV, c. II, col. 1142A: qui credit futurum esse· sanctorum regnum, caet ne in parvis aut minimis rebus peccet, ut fiat va& electum.... Qui credit corpus suum in die judicii resurrecturum, debet illud ab omni sorde at macula purum integrumque servare. 2910 Ср. Григорий H. De vita Moysis T. XLIX, col. 357A. De perfecta Christiani forma. T. XLVI, col. 285B. 2911 И. Кассиан. De coenobior. instit. lib. V, c. ХХП, col. 239D–240A. Cp. Нил C. Tract. ad Eulogium, c. XXIII, col. 1124С. Максим И. II, 64. T. XC, col. 1005A. 2915 Ibid., col. 404AB. Cp. Василий B. Sermo ascet. T. XXXI, col. 876C–877. Ефрем C. Sermo asceticus. T. I. p. 58DEF. 2916 Ibid., col. 405A. Cp. Василий B. Sermo ascet. c. III. T. XXXI, col. 876CD– 877A; ibid., c. II, § 3–4, col. 876C-877A. Исаак C. Λ. XXXIV, σ. 217. 2922 Or. XXVIII. c. IV, col. 1199В. Ср. Григорий Н. Devita S. patris Epliraem Syri. T. XLVI, col. 836D. 2923 Contra Haereses. lib. IV, c. XIII, n. 2. T. VII, col. 108A: lex, quipped servis posita, per ea quod foris erant corporalia animam erudiebat. Uerbum autem liberans animam et per ipsam corpus voluntarie emundari docuit. 2926 Apophthegmata, § 15, col. 425C. Cp. И. Кассиан, Collat. XXIV, c. XXI, col. 1312В–1315А: Ев. Иоанн Богослов на примере охотничьего лука, не всегда натянутого, разъяснил, что необходимо иногда «облегчать строгость подвижнического напряжение некоторым послаблением». Cp. ibid. об авве Антонии, § 13, col. 77D–80A. Здесь рассказывается о том, что названный великий подвижник иногда «шутил» с братиею, чтобы их силы не напрягались сверх меры. 2930 Uerba Seniorum X. 20, col. 915D–916A. Cp. Древний Патерик § 24, стр. 195–196. И. Кассиан. Collat. I, c. X, col. 494AB. 2931 Интересно в этом случае филологическое значение греческого термина γκρατει’α. Санскр. kratus – способность; корень kreto – делать сильным, ciras–cuлa; καρηνον голова; cerebrum– мозг. Cp. Prellwitz. Etymologisches Wörterbuch der griechischen Sprache. Разумеется внутренняя сила, побеждающая тело, умственная, органом которой служит мозг. Ср. Проф. М. И. Орлов. Пасхальное огласительное поучение. Христ. Чтен. 1896. Март-Апрель, стр. 499, примеч. 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Григорий Н. Adversus Apollinarem c. XXIX, col. 1188C). Это учение напоминает психологические воззрения Аристотеля (cp. Teichmütler. Lib. cit. S. 135, 178–179). 1759 Так, напр., употребление слова от этого корня вполне уместно в следующем выражении: друг узнается в несчастии. 1762 ibid., S. 285–286. Cp. H. И. Сагарда. Цит. соч., стр. 360: γνω’σκειν употребляется для обозначение прогрессивного познания, достигаемого опытом и подтверждаемого в каждом данном случае действительным течением жизни, в отличие от знания умозрительного, по крайней мере, не зависящего от опыта и обозначаемого глаголом ο’δα. Cp. ibid., стр. 466. 1786 Cp. Н. И. Сагарда. Цит. соч., стр. 560: «любовь (по учению св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова) стоит в ближайшем и непосредственном отношении к познанию Бога». 1794 Ср. Ин.6:69 . 1Ин.4:16 . Ин.10:38 . Cp. Н. И. Сагарда. Цит. соч., стр. 575: «в общем, γινω’σκειν и πιστευ’ειν указывают на твердое убеждение в истинности чего-либо, основанное не на доверии к чьему-либо слову, но на собственном исследование факта; а оба глагола вместе означают полное жизненное обладание христианскою истиной... У Апостола Иоанна истинная вера есть познающая и испытующая, а истинное познание – верующее... В вере уже заключается и познание, так как в обоих одинаковым образом уже заключается действительное общение с Богом, обладание Богом». Ср. стр. 590–591. О нераздельности и взаимном проникновении «веры» и «знания» см. также у прот. И. Беляева. Учение св. Ап. Павла о вере (Москва. 1900), стр. 160–163. 1810 Cp. Евр.11:3 . «Словом γνσις, употребленным в известном соотношении с πι’στις, Ап. Павел указывает на одну из черт, которыми может характеризоваться πι’στις... Одним из элементов, входящих в πι’στις, служит деятельность познавательных способностей нашего «я», для означения которых новозаветный текст употребляет глагол νοι’ω существительное νος» Ср. Прот. Беляев. Цит. соч., стр. 162, ср. стр. 178– 182, 203. 1813 Cp. В. С. Соловьев. Т. II, стр. 186: «если отношение между субъектом и предметом для того, чтобы быть истинным или объективным знанием, т. е. выражать истину предмета, а не мнение субъекта, должно исходить из самого этого предмета, то, очевидно, субъект должен не полагать от себя это отношение, а находить его в себе. не производить, а испытывать его».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Нити витые из злата кладет, что проходят повсюду, 285 Где-то по краю всему проведет, украшенье приладив, Где-то вокруг горловины прекрасного платья, а где-то Двух рукавов отвороты венчает. Сияние всюду Луга весенних цветов прекрасных 797 кругом обегает Пеплоса ткань, и одним за другим расцветая богатством 290 Нити здесь блеск золотой к красоте красоту прибавляет. Так изощреннейший муж, к минералам здесь зеленоватым Льющее злато блистанье священного камня добавив, В них ведь обоих сиянье заставил гореть еще ярче. А у восточного края – священной ограды престола, 295 Был отсечен перешеек затем, чтобы путь по дорожке Он предоставил скорейший всем тем, кто проходит тут рядом 798 . Вот каковые творенья дарующий свет скиптродержец       [Заключение] Богу Владыке воздвиг. И к дарам многовенчанным светоч Сей защищающий град своей светлости он прилагает 300 Над многопетым сим храмом 799 , дабы по Божественной воле Дар возвести вдохновенный Тому, Кто украсил весь космос, – Всегосударю Христу. Так яви же, яви Свою милость 800 , Троицы Чистой величье пресветлое, к городу Риму, К людям его, и к царю 801 , и ко храму, что взоры чарует. Глава 3. Сказание о возведении Великой Церкви, именуемой Святой Софией Анонимное «Сказание» в рукописях часто входит в состав так называемых Patria Constantinopolitana 802 – сборника городских легенд о Константинополе и его достопримечательностях. Оба памятника имеют сложную и разветвленную рукописную традицию (более 60 списков), но не имеют удовлетворительного критического издания. Причина этого отчасти в том, что эти анонимные тексты при редактуре часто подвергались сильной правке, приведшей к появлению нескольких редакций. Текст Patria складывался на протяжении достаточно долгого времени и обрел свою окончательную форму около 989/990 г. В основе этого сборника легенд лежат Patria Византия, написанные современником Юстиниана I Гесихием (Исихием) Иллюстрием Милетским и затем дополнявшиеся как минимум дважды. С ними позднее были соединены так называемые Παραστσεις σντομοι χρονικα – «Краткие исторические заметки». Это сборник из 89 кратких рассказов – преимущественно легендарных – о зданиях и статуях столицы, складывавшийся в течение VIII в., когда гибнущая старая константинопольская аристократия пыталась сохранить историческую память Города. Текст этих заметок, не очень ясный изначально, был сильно искажен при переписывании, порой до неузнаваемости. Наконец, в Patria было включено наше «Сказание», приобретшее свой окончательный вид не ранее конца IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Dar ce-i de fcut pentru ca Patria s rmân liber? În primul rând noi trebuie s educm o persoan care ar putea s se opun acestei agresiuni informaionale, ce se prbuete asupra fiecruia din noi. Toate acestea sunt deosebit de importante pentru tineri care înc nu i-au format poziiile de via, convingerile, idealurile, care caut ceva mai bun, care înc mai studiaz – iar statutul persoanei care studiaz presupune atenie la informaia pe care o capt. Anume din aceste considerente tineretul e cel mai vulnerabil. Un cuvânt tios, o metafor vie, în special dac e spus de un star, fie din domeniul muzicii pop, fie din domeniul sportului, fie din domeniul estradei, fie din domeniul literaturii, uor acapareaz contiina oamenilor, fr a trece printr-o evaluare critic. Ce s facem atunci pentru ca poporul nostru, în special tineretul, s fie  în stare s deosebeasc adevrul de minciun, ispita de o idee real i puternic? Pentru aceasta noi toi trebuie s fim educai în acel spirit în care este format puterea milenar moral, cultural a poporului nostru. Noi numim prin cuvântul acesta „putere” toate valorile noastre fundamentale, de baz, pe care fiecare generaie urmtoare de oameni le însuete cu laptele matern. Aceste valori sunt formate de poporul nostru mre multinaional, de Patria noastr liber i cât este de important ca astzi, în pofida aciunii colosale informaionale atât din interiorul rii, cât i din exterior, oamenii notri s fie capabili, bazându-se pe aceste valori ca pe un mre criteriu al adevrului, s decearn totul ce este mincinos, duntor, periculos pentru personalitate, pentru societate, pentru ar! Sunt nespus de bucuros c m pot întâlni cu reprezentanii Forelor armate, cu reprezentanii complexului militar–industrial, cu reprezentanii cluburilor militar-patriotice, ai organizaiilor, multe din care activeaz astzi pe lâng parohiile ortodoxe. A vrea s v împrtesc înc un gând. Pe ce se bazeaz capacitatea oamenilor de a-i apra Patria? Pe o astfel de noiune cum este datoria. Pân nu demult cuvântul „datorie” era foarte accesibil i convingtor pentru toat lumea. Îns astzi în contiina maselor datoria sunt banii luai împrumut. Prin ce o datorie material se deosebete de acea datorie, care îl face pe osta s se ridice din tranee i s mearg în întâmpinarea unei mri de foc, riscându-i viaa, pentru a-i apra Patria? Este datoria care îl face pe om în stare s se apere pe sine, pe apropiaii si, poporul su, ara sa, este o noiune moral i duhovniceasc. Nici un fel de salarii, nici un fel de bani nu pot compensa riscul de moarte, pierderea vieii, invaliditatea, handicapurile îngrozitoare - urmrile aciunilor militare pentru cei care au participat la ele. Prin urmare, datoria este o noiune moral mrea care  semnific capacitatea omului la autolimitare, la sacrificiu.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2036931...

Il metropolita Anastasij ha poi aggiunto che la liturgia dava inizio alle celebrazioni dedicate al 1000° anniversario del trapasso del santo principe Vladimir, uguale agli Apostoli nella diocesi di Kazan’. Il capo della metropolia del Tatarstan ha presentato in dono all’illustre ospite l " immagine della Madre di Dio e gli ha augurato forza nel suo ministero. In risposta, il presidente del Dipartimento per le relazioni ecclesiastiche esterne del Patriarcato di Mosca, metropolita Hilarion, ha detto: «Eminenza, caro metropolita Anastasij! Eccellenza, vescovo Mefodij! Reverendo igumeno Mark e fratelli di questa santa dimora, cari padri, fratelli e sorelle! Prima di tutto vorrei trasmettere a tutti Voi la benedizione di Sua Santità il Patriarca di Mosca e di tutta la Rus’ Kirill. Con la benedizione di Sua Santità il Patriarca durante tutto l’anno 2015 in tutte le metropolie della Chiesa ortodossa russa si celebra il 1000° anniversario del trapasso del santo principe Vladimir, uguale agli Apostoli. La metropolia di Kazan’ per prima inizia una lunga serie di celebrazioni, che dureranno fino alla fine di questo anno solare. La memoria del santo principe Vladimir è sacra per ogni russo. È difficile immaginare quale sarebbe stato il destino della nostra Patria se egli non avesse scelto la fede ortodossa, prima di tutto per se stesso, poi per il popolo russo. Il Battesimo della Rus’, che è dovuto a lui, è stato un punto di svolta nella storia della nostra Patria. Da questo momento in poi nelle grandi distese della Santa Rus è iniziata la predicazione dell " Ortodossia. Nel corso dei secoli, in diverse regioni del nostro Paese i fedeli ortodossi hanno convissuto fianco a fianco con rappresentanti di diverse religioni - islam, ebraismo, buddismo - che noi chiamiamo tradizionali per la nostra Patria. Ma il cristianesimo ortodosso è stata la forza spirituale che ha aiutato gli abitanti della nostra terra a diventare il popolo russo. Nel ricordare tutto il cammino millenario percorso dalla nostra Patria e dalla nostra Chiesa dopo il santo principe Vladimir, noi siamo grati a questo uomo, che a suo tempo compì un’impresa gloriosa: tra il paganesimo, l " idolatria, a dispetto di tutto ciò che era imposto dalla realtà circostante, ha fatto una scelta coraggiosa per quei tempi, ha scelto il cristianesimo e ha ricevuto il santo Battesimo.

http://mospat.ru/it/news/50541/

свящ. писателей, несомненно относящиеся к событиям разрушения Иерусалима халдеями. Точность требует, однако, заметить, что пророк Авдия говорит о «дне брата» эдомова, т. е. Иуды, о «дне отчуждения его“, о «дне несчастия их“, т.е. иудеев, о «дне погибели их“. Даже послднее из этих выражений, по первоначальному смыслу соответствующаго еврейскаго текста, может указывать только на выселение иудеев из отечества (ср. Ис .27:13 ; Иер. 50:6); и все вместе эти выражения заключают в себе мысль о великом бедствии, постигшем Иудею и изменившем ее до неузнаваемости О разрушеии Иерусалима и храма нет речи, и это молчание не можетъ не иметь значения в виду того почтения, с которым относились иудеи ко храму, как знамению благоволения Божия к иудеям (ср. Иер. 7:4 ), и к Иерусалиму, как столице и средоточию самостоятельнаго государства (ср. Пс. 136:5 ). Это молчание дает нам право под днем несчастия или погибели иудеев разуметь и другое какое-либо нашествие иноплеменников, каким и раньше Навуходоносора Иерусалим подвергался не однажды. Что касается отношения, в котором книга пророка Авдии стоит к 49 главе книги пророка Иеремии, то необходимо обратить внимание на одну особенность этого отношения, на которую указал уже Кейль (Lehrbuch der Einleitung in die kanonischen und apokryphischen Bücher des A. Testamentes, 3 Aufl. стр. 318). Именно, y пророка Иеремии, во всех его пророческих речах, есть некоторыя, исключительно речам зтого пророка свойственныя, выражения, из которых в речи об Эдоме встречаются следующия: “погибель Исава Я наведу на него, время посещения Моего“ – ст. 8; cp. Иер. 6:15; 8:12; 10:15; 50:31; 51:18; 68:44; «ты-лиостанешься ненаказанным? нет, не останешься ненаказанным“ – ст. 12; ср.Иер. 5:9; 25:29; «ужасом, посмеянием, пустынею и проклятием будет Восор“ – ст. 13; cp. Иер. 19:8; 24:9; 25:9; 44:22; 43:39; «и будет Эдом ужасом; всякий, проходящий мимо, изумится и посвищет, смотря на все язвы его“ – ст. 17; cp. Иер. 19:8; cp. 50:13; ст. 18; cp. 20:16; 49:33; 50:40; ст. 19; cp.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

1280 Cp. E. Феофан. Толков. Паст. Посл. ( 1Тим.6:17 ), стр. 414: в случае подчинения человека страсти сребролюбия «внутренний, естеством человеческим требуемый и определяемый строй извращается: становится во главу, чему следовало быть в ногах». Cp. itfid. (ст. 11), стр. 395: «весь строй внутренний тогда у человека бывает темен: грудью пресмыкается он по земле н питается землею». 1281 В приведенных словах св. отец перечисляет те доводы, которые обычно приводились сребролюбивыми монахами в защиту своего стремление приобретать и копить деньги н которые им самим казались благословными ( ε’λογα. Нил C. De octo spirit. malitiae col. 1449C, 1452A), справедливыми u разумными (justos et rationabiles. И. Кассиан. De coenobior. instit. lib. VII, c. 7, col. 296), тогда как в сущности, по аскетическому учению, проистекали из недостатка веры в Бога (ср. Нил C. Lib. cit. col. 1449BC. И. Лествичник. Gr. XVI, col. 924D). Под ξενιτει’α, вероятно, следует разуметь переход инока из одного монастыря в другой отдаленный монастырь (ср. Евагрий. Rer. monach. c. VI, col. 1257B. И. Кассиан. De coenobior. institut. lib. VII, c. 7, col.· 297A), для совершения которого деньги казались необходимыми «сребролюбивым» монахам. Ξενιτει’α имело в аскетической письменности и другое, более глубокое и вполне положительное значение. Ср., напр., И. Лествичник. Gr. III, col. 664С, т. е. странннчество есть отлучение от всего, чтобы сделать мысль свою неразлучною от Бога. 1282 Cent. III, §§ 16, 17 и 18. T. ХС, col. 1021AB. Cp. Cent. I, § 75, col. 977АВ. Cp. И. Златоуст. Exposito in psalmum XLVIII n. 8 T. LV, col. 234. Cp. E. Феофан. Толков. Паст. Посл. (VI, 10), стр. 387. 1284 По учению св. Григория H., любостяжательность ведет за собою гнев ( ργη) к равным, гордость ( περηφανι’α) к низшим, зависть ( φθο’νος) к высшим. De virginitate c. IV. T. XLVI, col. 344BC. По наблюдению преп. Нила C., гнев необходимо возбуждается на препятствующих приобретению денег. De monastica exercitatione c. LV, col. 788C. Cp. И. Златоуст. Exposit. in Psalm. CXIX , c. III. col. 34:3. И. Кассиан. Collat. V, c. X, col. 622. По словам Аввы Дорофея, гневаются обыкновенно или за имение или за снеди. Doctr. II C. II. col. 1644A. Е. Феофан. Толков. Паст. Посл. ( 1Тим.6:12 ), стр. 397: …. «самое широкое поле для расположения сего зелия (т. е. гнева) представляет любоимание. Не тронь, это мое. Таков закон любостяжания. Тронет кто, – и пошли неудовольствия».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

VIII. § 16. 3471 «Die Subjektivität ist selbst die absolute Form und die existirende Wirklichkeit der Substanz, und der Unterschied des Subjekts von ihr als seinem Gegenstände, Zwecke und Macht ist nur der zugleich ebenso unmittelbar verschwundene Unterschied der Form»: Recht. 218–219. 3497 «die Tugend an sich, aber die formale», «die Indifferenz der Tugenden»: Lass. II. 470; cp.: W. Beh. 381. 3502 «Abthun des eigenen Meinens und Raisonnirens, so Abwesenheit des eigenen Geistes»: Recht. 422. Курсив Гегеля. 3504 Cp.: «das feindselig sie und dabei persönlichste Handeln gegen undividuen» ... etc.: Recht. 422; «der persönliche Muth als ein nicht persönlicher erscheint»: Recht. 423. 3525 «für das Individuum, welches sich... als das Subjektive und in sich Unbestimmte, oder als besonders Bestimmte unterscheidet»: Recht. 213. 3533 «Kreis der sittlichen Nothwendigkeit»: Recht. 213; «die nothwendigen Verhältnisse»: Recht. 213. 3538 Cp.: «Abhängigkeit... in dem blossen Naturtriebe», «Gedrücktheit... in den moralischen Reflexionen», «unbestimmte Subjektivität»: Recht. 214. 3547 «es ist nichts Anderes von ihm zu thun, als was ihm in seinen Verhältnissen vorgezeichnet, ausgesprochen und bekannt ist»: Recht. 215. 3565 «erscheint das Sittliche, als die allgemeine Handlungsweise derselben, als Sitte»: Recht. 217. 3603 Cp.: «das Schicksal..., der absolute, als Sein angeschaute, reine Begriff selbst»: Phän. 273–274. 3638 «das Unorganische»: Lass. II. 480. 482. W. Beh. 386; «unorganische Natur»: W. Beh. 379. 387. 388. 3674 «das absolute Band des Volks – das Sittliche»: Lass. II. 496; cp.: «das Geistige überhaupt und damit auch das sittliche Element»: Recht. 340. 3692 Cp.: Enc. III. 429; «Die Sittlichkeit ist der göttliche Geist als inwohnend dem Selbstbewusstsein in dessen wirklicher Gegenwart als eines Volkes und der Individuen desselben». 3718 Ср.: Diff. 242. W. Beh. 337. Enc. III. 413. 417. 419. Würt. 240–241. Recht. 340. 359. 363. 383 (Z.). 397. 3871 Ср.: Diff. 241–242. Log. III. 240.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

De obtrectatione, 751–54, fg. 3. Incertorum librorum, 753–54, 755–76. Testimonia veterum, 8, 35–50. Præfatio ed. Oxoniensis, Klotz, 27–30; 29–32. Dissertationes 1–3 Le Nourry, 9, 795–1484; ejus-dem chronographia Clementina collata cum Eusebiana et Syncelliana, 9, 1480–96. Index analyticus in Diss., 1621–82. Notitia FH., 8, 9–26. Index græcitatis, 8, 1495–1550. –                      scriptorum и Cl. laudatorum, 1549–60. –                      analyticus, 1559–1622. CLIMACUS. Vide JOANNES С CODINUS. Vide GEORGIUS С. CO_ELUM. Vide NICEPHORUS URANUS. CONSTANTINOPOLITANI=CP. CP. Clericï Vide EUSEBIUS DORYLÆUS. CP. Episcopi et patriarchæ: Diplomata, Constitutiones, Acta, 119, 725–1300 et 152, 1310–72. Vide Conspectum Palrohgiæ ex ordine voluminum torn. 119 et 152. CP. Imperatores, 1220–1453: Novellæ constitutiones et acta, 161, 1019–1132. Vide conspectum Petrologies ex ordine voluminum, t. 161. CONSTANTINUS, discipulus Leonis imp., s. IX-X. Versus, in Leonem, philosophum, 107, LXI-IV. CONSTANTINUS scriba. Epigramma in S. Theodorum Studitam, 99, 435–36. CONSTANTINUS ACROPOLITA, s. XIII-XIV, 140. In S. Joannem Damascenum (AA.SS.), 811–86. In S. Theodosiam, 893–936. AA.SS. commentarius prævius, 887–94. Notitia Cave, FH., 807–10. CONSTANTINUS III LICHUDES CP.patr., 1059–63. Constitutiones, 1–2, 119, 853–6. CONSTANTINUS IV CHLIARENUS CP. patr.,1154–56. Constitutio de homicidis latronum, 119, 767–8. CONSTANTINUS DIACONUS, s. VI, 88. Laudatio omnium martyrum, 479–528. Notitia M., 477–8. CONSTANTINUS HARMENOPULUS, 1383, 150. De hæresibus (Ducæus), 19–30. De fide orthodoxa (id.), 29–42 Ps. Aug. De cognitione veræ vitæ; 39–42, S. Hilarii fg. De Trinitate]. Narratiuncula de tribus tomis synodicis Iriarte), 41–44. Tomus in Gregorium Palamam, 870–76, 864–70 [anonymus ex editione Allatii]. Epitome canonum (Leunclavius), 45–168. Notitia FH., 9–20. CONSTANTINUS VII PORPHYROGENITUS, imperator, 912–59, 109, 112–13. Theophanes Continuatus, liber 5 (Combefis), 109, 225–370. De cerimoniis aulæ byzantinæ, 112, 73–1416.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010