Игнатия Богоносца (Ad Philad., 8), у Тертуллиана (De роеп., 9), у св. Киприана Карфагенского (De laps. 29), у Оригена (In Lev. hom., V. 12; De orat., 28), у св. Амвросия Медиоланского (De роеп., II, 19; De Spiritu Sancto, III, 137; In Psalm. CXVIII. Expos., X, 17), у св. Иоанна Златоуста (De sacr., III, 5; In Ioan, hom., LXXXVI, 4), у бл. Августина (Serm. ad Cat., 14, 15; Enchir., 65), у бл. Иеронима (Ep. XIV. 8; Contr. Pelag., II, 7), у св. Льва Великого (Ep. CVIII, 2; CLXVIII, 2). – Находим, по взгляду американских богословов, у св. отцев и учителей древней нераздельной церкви свидетельства и о практическом приложении таинства покаяния к жизни. Например, у св. Климента Римского (Ad Cor. I, 57), у св. Ерма (Pastor. Vis. III, 5; Sim. VII), у св. Иринея (С. haeres. I. XIII. 5), у Тертуллиана (De poenit., passim), у Оригена (Hom. I in Ps. XXXVI, 5 ; Hom. II in Ps. XXXVII, 6 ), у св. Киприана Карфагенского (Delapsis, passim), в Апостольских постановлениях (Const. Ар. VIII, 8–9) и в постановлениях собора Эльвирского 305 года 414 . Общим предметом (the remote matter) таинства покаяния, по взгляду американских богословов, являются грехи, устраняемые чрез указанное таинство, частным же предметом (the proximate matter) – раскаяние кающегося, которое включает: а) истинное сокрушение о грехах, характеризуемое термином contrition; б) исповедание (confession) грехов пред священником, сопровождающееся отпущением их и в) удовлетворение (satisfaction) или выполнение таких покаянных актов, какие налагает священник, и совершение таких действий, которые свидетельствуют об исправлении кающегося. От совершенного покаяния, характеризуемого термином contrition, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, следует отличать покаяние несовершенное, характеризуемое термином attrition, которое представляет из себя сокрушение о грехах, проистекающее из низших мотивов, напр., боязни адских мучений и проч. В содержание исповедания (confession) грехов должны входить все смертные грехи, в которых верующий ранее не исповедовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

III. 9. Mand. XI). Сам Ерм имел поручение говорить к собранию святых (Vis. III, 8. IV, 3), и каждый мог говорить в нем, кто был исполнен Св. Духа. При всем том время юности и свежей поры церкви миновало. Церковь являлась Ерму старицей, сидящей на кафедре, в знак духовной слабости членов ее. Как в клире, так в народе верующих христианская жизнь во многих отношениях утратила совершенства, коими она была украшена в век апостольский, так что сделалось нужным всеобщее покаяние. Предстоятели церкви порицаются за несогласия между собою и споры о преимуществах (Vis. III, 9. Sim. VIII, 7. Cii. IX, 23.31), равно как и вообще за невнимательность к своему собственному поведению (Vis. III, 9). Общий нравственный упадок христианской жизни состоял в преданности мирским делам, которая прежде всего порицается в самом Ерме. Развлеченные и ослабленные мирскими делами впадали в беспечность о служении единому Богу (Sim IV); заботы языческие (negotia ethnicorum) довели некоторых до того, что по своим суетным делам обращались с вопросами к ложным прорицателям (языческим), и при этом впадали в идолослужение (Mand. X, 2), а некоторые из привязанности к сокровищам этого мира оказывались во главе гонений неверными Богу (Sim. VIII, 8. Vis. III, 6). ] Помимо того члены церкви порицаются за роскошь и изнеженность, которые не совместны с обязанностями рабов Божиих. Многие были преданы чувственным удовольствиям, одни пользовались творениями Божиими, не уделяя бедным изнывающих в нужде (Vis. III. 9. Mand. VIII). Потому даже пост заповедуется Ерму с той целью, чтобы сберечь остаток для благотворения бедным (Sim. V, 3). Особенно же часто внушается мысль о богатстве, как препятствии к вступлению в царство Божие, если богатство не обсекается, т. е. излишек остающийся за удовлетворением естественных необходимых потребностей, не употребляется для вспоможения нуждающимся (Vis. III, 6. Sim. IX, 20). Были христиане только по имени, которые не имели веры и не создавали никакого плода истины (Sim. IX, 19); иные уверенно, по сомнению своему, оставили путь истинный, думая, что могут найти лучший путь (Vis.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

III, 7); другие по недоумению своему хвалились всезнанием и принимали на себя вид учителей (Sim IX, 22); некоторые развращали рабов Божиих, особенно тех, которые согрешили, не допуская их обратиться к покаянию (Sim VIII, 6). Против такого рода заблуждений и упадка духовной жизни верующих – Ерм является со своею проповедью о покаянии, чтобы восстановить и обновить ослабленные грехами духовные силы христиан и освежить жизнь церкви, одряхлевшую в ее членах. К этому делу Ерм был особенно побужден твердой уверенностью, что в ближайшее время имеет быть второе пришествие Христово для очищения церкви, для отделения праведных от грешных. Христианство уже проповедано во всем мире (Sim. VIII, 3, IX, 17, 25) и выдержало неоднократные и кровавые гонения, – кроме того еще предстоит сильное гонение, во время которого должна проявиться твердость христиан в вере (Vis II, 2, 3, IV, 2). В общественной жизни сердца благочестивых людей поражались с одной стороны зрелищем бедствий, – в особенности нищеты (которую Ерм неоднократно выставляет в ярких и трогательных чертах), а с другой – охлаждением любви в верующих, бесчувствием достаточных христиан к бедствиям ближних. Такие и подобные знамения времени естественно возбуждали и укрепляли в Ерме, как и в других благочестивых людях, ожидание в ближайшем будущем кончины мира, и пришествия Христова, возвещенного в Слове Божием. Проникнутый этою мыслью, Ерм пророчески возвещает: близок конец мира, скоро создание башни окончится (cito comsummabitur turris, Vis III, 8), но Бог дал еще срок для покаяния, допустил перемежку в строении, чтобы люди могли покаяться и спастись (et ideo intermissio facta est struendi ut si hi egerint poenitentiam, adjiciantur in structuram turris, Sim. IX, 5, 14. C h. Sim. VIII, 2); есть еще покаяние для рабов Божиих, но оно ограничено (habent poenitentia justorum fines, Vis. II, 2) близким окончанием башни. Таким образом увещание к покаянию и раскрытие нравственных условий его составляет задачу и содержание книги «Пастырь».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Также и в «Пастыре» Ерма 8 , составленном около 140 года, содержится проповедь о скорой кончине мира. «Покаяние праведных имеет конец» (Vis. II, 2:5), т. е. покаянье для христиан ограничено близостью пришествия Христова и скорым окончанием строения башни, означающей Церковь . Конец мира наступит тогда, когда окончится строение башни. Но, по словам Ерма , башня «скоро будет окончена (ταχ ποικοδομηϑσεται)“ (Vis. III, 8, 9; ср. Sim. IX, 10, 2: «это дело – строение Церкви – скоро окончится»), хотя она не получит своего завершения до тех пор, пока не придёт Господин башни и не испытает, из хороших ли камней она построена (Sim. IX, 5, 2. 6. 7; ср. Sim. V, 5:3). До пришествия же «Господина башни» осталось немного времени. Ерм уже видит, что Господин башни идёт (Sim. IX, 6:1) и что башне уже немного недостаёт до окончания (λεπει τ πργ τι μικρν οκοδομησναι Sim. IX, 9:4). Ерм смущён упадком христианской жизни, причиной чего он считает охватившее всех сомнение в близости второго пришествия Господня, повлёкшее за собой всеобщее увлеченье мирскими соблазнами, и своей целью ставить устранить саму причину такого упадка и возвратить церковь к её угасающим эсхатологическим верованиям. Всё это роднит воззрения Ерма с монтанистическими. И монтанисты в лихорадочном ожидании последнего дня проповедовали строгое отречение от мира, от семьи, от земных удобств 9 . Эту веру в близость второго пришествия Господня разделял также автор послания, известного с именем ап. Варнавы и написанного между 70 и 130 гг. «Господь, по словам автора этого послания, сократил времена и дни для того, чтобы Возлюбленный Его ускорил Своим пришествием к Своему наследию» (4:3; ср. Мф.24:6:22 ) 10 . Убеждая христиан исполнять заповеди Господни, автор в конце послания говорит: «близок день, в который всё погибнет с нечестивым. Близок Господь (γγς о Kριος) и награда Его» (21:3; ср. Фил.4:5 ; 1Кор.16:22 ; Иак.5:9 ; Откр.1:30; 22:10 : Ис.40:10 ). Автор послания убеждён, что уже начались последние дни. Он говорит, что Бог «совершил в нас в конце времён (π’ σχτων) второе творение» (т. е. христианское возрождение 6:13), и увещевает своих читателей быть «внимательными к последним дням» (ν τας σχταις μραις IV, 9), ибо «последнее искушение уже приблизилось» (τ τλειον σκνδαλον γγικεν IV, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

   К этому делу Ерм был особенно побужден твердою уверенностью, что в ближайшее время имеет быть Второе пришествие Христово для очищения Церкви, для отделения праведных от грешных. Христианство уже проповедано во всем мире (Sim. VIII, 3; IX, 17.25) и выдержало неоднократные и кровавые гонения, кроме того, еще предстоит сильное гонение, во время которого должна проявиться твердость христиан в вере (Vis. II, 2.3; IV, 2). В общественной жизни сердца благочестивых людей поражались, с одной стороны, зрелищем бедствий, в особенности нищеты (которую Ерм неоднократно выставляет в ярких и трогательных чертах), а с другой — охлаждением любви в верующих, бесчувствием достаточных христиан к бедствиям ближних. Такие и подобные знамения времени естественно возбуждали и укрепляли в Ерме, как и в других благочестивых людях, ожидание в ближайшем будущем кончины мира и пришествия Христова, возвещенного в слове Божием. Проникнутый этой мыслью, Ерм пророчески возвещает: близок конец мира, скоро здание башни окончится (cito comsummabitur turris,Vis. III, 8); но Бог дал еще срок для покаяния, допустил перемежку в строении, чтобы люди могли покаяться и спастись (et ideo intermissio facta est struendi ut si hi egerint poenitentiam, adjiciantur in structuram turris,Sim. IX, 5.14; cp.Sim. VIII, 2); есть еще покаяние для рабов Божиих, но оно ограничено (habent poenitentia justorum fines,Vis. II, 2) близким окончанием башни. Таким образом, увещание к покаянию и раскрытие нравственных условий его составляет задачу и содержание книги «Пастырь».    Но книга «Пастырь» имеет еще другую сторону, которою она резко выдается из ряда произведений других мужей апостольских. Это ее апокалиптический характер, по которому содержание ее состоит из ряда откровений (αποκαλυψις), сообщенных Ерму из высшего духовного мирав видениях являвшейся ему Церкви и в наставлениях ангела.    Если, с одной стороны, нет основания отвергать, что во время существования в Церкви чрезвычайных даров Святого Духа и Ерм был свыше одушевлен к своему пророческому служению, к увещанию и утешению современных ему христиан, то, с другой стороны, по власти, которая всегда сохранялась у пророка в употреблении дара (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

К этому делу Ерм был особенно побужден твердою уверенностью, что в ближайшее время имеет быть Второе пришествие Христово для очищения Церкви, для отделения праведных от грешных. Христианство уже проповедано во всем мире (Sim. VIII, 3; IX, 17.25) и выдержало неоднократные и кровавые гонения, кроме того, еще предстоит сильное гонение, во время которого должна проявиться твердость христиан в вере (Vis. II, 2.3; IV, 2). В общественной жизни сердца благочестивых людей поражались, с одной стороны, зрелищем бедствий, в особенности нищеты (которую Ерм неоднократно выставляет в ярких и трогательных чертах), а с другой – охлаждением любви в верующих, бесчувствием достаточных христиан к бедствиям ближних. Такие и подобные знамения времени естественно возбуждали и укрепляли в Ерме, как и в других благочестивых людях, ожидание в ближайшем будущем кончины мира и пришествия Христова, возвещенного в слове Божием. Проникнутый этой мыслью, Ерм пророчески возвещает: близок конец мира, скоро здание башни окончится (cito comsummabitur turris,Vis. III, 8); но Бог дал еще срок для покаяния, допустил перемежку в строении, чтобы люди могли покаяться и спастись (et ideo intermissio facta est struendi ut si hi egerint poenitentiam, adjiciantur in structuram turris,Sim. IX, 5.14; cp.Sim. VIII, 2); есть еще покаяние для рабов Божиих, но оно ограничено (habent poenitentia justorum fines,Vis. II, 2) близким окончанием башни. Таким образом, увещание к покаянию и раскрытие нравственных условий его составляет задачу и содержание книги «Пастырь». Но книга «Пастырь» имеет еще другую сторону, которою она резко выдается из ряда произведений других мужей апостольских. Это ее апокалиптический характер, по которому содержание ее состоит из ряда откровений ( παomicron;κ λαupsilon;ψις), сообщенных Ерму из высшего духовного мира в видениях являвшейся ему Церкви и в наставлениях ангела. Если, с одной стороны, нет основания отвергать, что во время существования в Церкви чрезвычайных даров Святого Духа и Ерм был свыше одушевлен к своему пророческому служению, к увещанию и утешению современных ему христиан, то, с другой стороны, по власти, которая всегда сохранялась у пророка в употреблении дара ( 1Kop. XIV, 23 ), Ерм свободно избрал при написании книги форму представления своей проповеди о покаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

1 Это видно из того, что Рим во всей книге Пастырь составляет сцену событий и откровений, в ней описанных. Воспитавший Ерма продал девочку в Роме; Ерм потом видел ее купающуюся в реке Тибре (Vis. I, 1), — прогуливался в Кумах (Vis. II, I), ходил по дороге Кампапской (Vis. IV, I). Самые откровения предназначены ближайшим образом для церкви римской, из которой они чрез Климента должны была распространяться в церкви других городов. (Vis. II, 4). После этих предварительных замечаний обратимся к исследованию книги «Пастырь», замечательной и по своему содержанию, и по Форме. 2 См. о третьей книге Ездры исследование М. Шаврова. СПб., 1861. 3 См. Iachmanns, Der Hirte des Hermas; Koenigsb. 1835, S. 60—67. Яхман догадывается еще, что поводом третьей части «Пастыря» могли послужить слова Уриила в Третьей книге Ездры (VI, 3), что он послан показать три пути и предложить три притчи (ср. Mand. VI), из чего объясняется и сходство в истолковании подобий (III Езд. II:44—48; ср. Sim. IX, 13), и что к сочинению книги «Пастырь», может быть, привели автора слова: «Я говорю вам, народы, слышащие и разумеющие, ожидайте вашего Пастыря» (III Езд. II:34). 4 О мучениках говорится (Vis. III, 1. 2), что они перенесли мучения от лютых зверей, бичевания, заключения в темницах, распятие.   5 Гильгенфельд (ap. V, стр. 160) обращает внимание только на рескрипт Траяна к Плинию (110 г.). В нем император вообще одобряет образ действия правителя, который тех только, на кого доносили ему как на христиан, спрашивал, христиане ли они, — и дает такое распоряжение: «Отыскивать христиан не надо, но те, на кого будет донесено и они окажутся христианами, должны быть наказываемы, впрочем, так, чтобы, кто откажется, что он христианин и покажет это самым делом, т.е. публичным служением нашим богам, получал прощение за раскаяние». Потом образ действий против христиан, предполагаемый книгою Ерма, Гильгенфельд производит именно из помянутого рескрипта и, на, этом основании саму книгу Пастырь относит к последним годам царствования Траяна или даже ко времени императора Адриана (117—138). Но он напрасно упустил из виду распоряжение, возобновленное Траяном против тайных обществ, и само письмо Плиния, в котором уже говорится о доносах на христиан, представлении их к начальству, допросах и казнях, при этом замечательно, что Плиний, как и Ерм, упоминает о христианах, из которых одни только отрекались, а другие даже поносили Христа. образом Евсевий (Церк. Ист. III, 3) говорит: «В конце Послания к Римлянам апостол упоминает между другими и об Ерме, которого, говорят, есть книга Пастыря». О том же мнении свидетельствует Иероним (cat. scr. eccles. c. 10): «Ерм, о котором упоминает апостол Павел в своем Послании к Римлянам, есть, как говорят, автор книги, называемой Пастырь». На таком основании книга Пастырь была и после приписываема Ерму, мужу апостольскому. В Ватиканском кодексе XIV века (3848) читается: «Конец книги Пастырь, ученика святого апостола Павла» (Дресс. Proleg. стр. XL).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3805...

1327 Отрицание покаяния для будущего времени у Ерма обусловлено, конечно, его ожиданием близкой кончины мира. См. об этом: Stufler I. Zeitsch. für kath. Theologie. 1907. S. 461–463. Vgl.: Bardenhewer O. Patrologie 3 , § 37, 1, S. 108. Кроме того, отрицание это не проведено последовательно (Stufler. Ibid., S. 463–465). 1328 Ангел Господень, потребовавший от людей данные им ветви, получает от них ветви разные (Sim. VIII, 1, 1–18). Пастырь же говорил, когда видел пред собою разнообразные камни: «Я из этих камней большую часть обсеку и употреблю на строение, и они придутся (ρμσουσι) к прочим». Ерм спросил: «Господин, каким образом обсеченные они могут занять то же самое место?» – «Те, которые окажутся малыми (μικρο), пойдут в средину здания; а большие положатся снаружи и будут их сдерживать» (Sim. IX, 7, 4–5). Действительно, через два дня одни камни были положены снаружи, потому что найдены крепкими, так что могли сдерживать камни, помещенные в середине, ибо в них ничего не отсечено... Другие камни были обсечены и положены в середину здания башни, ибо были слабее. Некоторые камни были коротки и были тоже положены в середину здания (Sim. IX, 8, 3–5, 7). 1329 Past. Vis. II, 2:4. Cfr.: Sim. IX, 13, 2, где предполагается возможность носить имя Сына Божия, не имея силы Его. 1334 Ср. замечания Th. Zahn’a: Der Hirt des Hermas. S. 191, 192–193, 206, 222, 223, 285, 288, 291–292. См. также: Seeberg R. Studien zur Geschichte des Begriffs der Kirche. S. 9–10. 1336 Таково, напр., мнение Bamiffolя («Études d’histoire et de théologie positive 2 ». P. 60–61). Ср.: Д. Касицын. Расколы первых веков христианства. С. 73: «С особенною силою учить о возможности разрешения и очищения в Церкви от всех грехов, как бы велики они ни были, «Пастырь» Ерма, по преимуществу проповедник покаяния». 1337 Весьма подробно анализ учения «Пастыря» о покаянии сделан Smufler’oм («Bussdisziplin der abendländischen Kirche bis Kallistus». Zeitschr. Für katholische Theologie. 1907. S. 451–473). Здесь Stufler подробно доказывает четыре следующих положения: 1. Все грехи, совершенные после крещения, даже наиболее тяжкие, могут быть прощены, так что только те погибают, которые добровольно уклоняются от покаяния и ожесточаются сердцем. 2. Прощение, возвещаемое Ангелом покаяния, не есть только потустороннее Божие, но заключает в себе и церковное примирение и обратное принятие в Церковь . 3. После срока покаяния, возвещенного Богом через «Пастыря», второе покаяние, то есть покаяние после крещения и прощение дальнейших тяжких грехов хотя и должны прекратиться, но не абсолютно и безусловно, а только при том предположении, что близок конец мира. 4. Уже и раньше Ерма было второе покаяние, и прощение грехов, возвещаемое «Пастырем», не есть что-либо новое. Некоторые возражения Stufler’y делает E. Preuschen. См.: Zur Kirchenpolitik des Bischofs Kallist. – Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde des Urchristentums. 1910. S. 146–149.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ Вопрос православного самопонимания был поднят в начале как проблема самосознания vis-a–vis к ВСЦ. Но это также проблема многих православных и Православной церкви как официального целого: это вопрос о «нас» по отношению к «ним» (ВСЦ). Это можно объяснить. Огромная доля ответственности за такое отношение православных лежит на самом ВСЦ, который часто стремился к маргинализации православных и рассматривал их как беспокойное меньшинство. Документы ВСЦ часто написаны протестантами, и православные призывались лишь к их комментированию. Большинство голосов часто сводит на нет все усилия православных, вынуждая их стремиться к изданию своих собственных отдельных заявлений. Было бы совершенно нереалистичным не обращать внимание на тот факт, что православные временами ощущают, что они принадлежат ВСЦ только номинально и конституционально, оставаясь посторонними духовно. Большая доля ответственности за эту ситуацию, безусловно, лежит и на самих православных. Когда им предлагаются должности в ВСЦ, они оказываются не готовы подобрать подходящих кандидатов. Очень часто на встречах они демонстрируют дух негативизма, как будто они стремятся к конфронтации, а не кооперации. В некоторых кругах существует также духовный терроризм, направленный против экуменизма, парализующий церковных руководителей, опасающихся потерять «хорошую репутацию», поскольку подлинное православие отождествилось с негативизмом и полемикой. Все это вносит свой вклад в формирование самосознания православных в противоположность или vis-a–vis к ВСЦ. Но что можно сказать о самосознании православных в том плане, как оно выявляется внутри их членства в ВСЦ? Ибо нельзя отрицать того, что уже в течение десятилетий Православная церковь является неотъемлемой и органической частью Экуменического движения и ВСЦ и как таковая формирует свое самосознание не vis-a–vis, но как часть ВСЦ. Иными словами, что представляет собой самосознание православных по отношению к ВСЦ, когда он рассматривается не как «они» и «мы», а как просто «мы»?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

В 5-м Подобии излагаются представления Е. о Троице и таинстве Спасения (учение это неск. запутанно, т. к. притча и ее толкование совпадают не во всех деталях): Отец поручает людей Сыну, Который показывает им закон Отца и исправляет их; также Отец посылает Св. Духа в плоть (подразумевается человечество Иисуса), и через это плоть очистилась и обожилась. Имя Иисуса Христа Е. не упоминает (говорит только о Сыне Божием), хотя у него имеется намек на земную жизнь Спасителя ( Herm. Pastor. III 9. 12. 3). Христология Е. (см. о ней краткую, но содержательную сводку в: SC. 53. P. 31-33; иссл.: Nijendijk. 1986; Henne. 1988; Idem. La véritable christologie... 1990; Idem. La Christologie... 1992; Hauck. 1993; Stewart-Sykes. 1997) отражает ранний, наиболее архаичный этап в христ. вероучении, ярко окрашенный влияниями т. н. иудеохристианства, вслед. чего в ней можно увидеть черты «пневматической» или «ангеломорфной» христологии, бинитаризма, адопцианства и субординационизма , причем остается дискуссионным вопрос, какая из схем (или их сочетаний) предпочтительнее (особенно см.: Herm. Pastor. III 5. 6; ср. также: Cirillo. 1973). Функции Сына Божия исполняет арх. Михаил ( Herm. Pastor. III 8. 3. 3), что позволяет ряду ученых (неполный перечень имен см.: Joly. 1993. P. 542. Not. 134) утверждать отождествление здесь (как и в Herm. Pastor. II Praef. 2=I 5. 2) Сына Божия с арх. Михаилом (ср.: ПМА. 2003, 2008р. С. 180 (верхняя пагинация). Примеч. 3; SC. 53. P. 32, 142. Not. 1). Поскольку же в Herm. Pastor. I 3. 4. 1, где речь идет о т. н. протоктистах, т. е. 7 высших ангелах, говорится только о 6 юношах, исследователи делают вывод, что 7-м ангелом является Сын Божий (SC. 53. P. 109. Not. 5; подробнее об «ангеломорфной» христологии и пневматологии Е. см.: Gieschen. 1995; Bucur. 2007). В «Пастыре» встречается отождествление Сына Божия и Св. Духа ( Herm. Pastor. III 9. 1. 1; подробно о пневматологии см.: Haas. 1985, 1993; Wilson. 1993). Попытка Хенне методами литературно-композиционного анализа показать, что Herm. Pastor. III 5. 6. 4-8 имеет не христологический, а сотериологический характер, малоубедительна (критику см. в: Stewart-Sykes. 1997; Bucur. 2007. P. 131-138). Церковь и таинства

http://pravenc.ru/text/190137.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010