Текстов, посвященных отдельно Г., в визант. лит-ре 2: энкомий и рассказ о чуде Г. мон. Луки Адиалипта (XII в.) (BHG, N 2158-2159). Г. также посвящено небольшое приложение к тексту о чудесах арх. Михаила Пантолеона Диакона (IX в.) (BHG, N 1287). Обычно Г. фигурирует в агиографических источниках совместно с арх. Михаилом (BHG, N 1290y - 1294c). Подробнее об источниках см. в ст. Михаил, арх. Кроме того, Г. упомянут в текстах, посвященных ангелам (BHG, 123z - 129q). Память Г. в календаре сиро-маронитской церкви помещена под 26 марта. В копт. календаре его память значится под 30 дек. и 30 марта. В католич. и в греч. правосл. Церквах память Г. отмечалась 26 марта. Во мн. храмах, преимущественно в Испании, празднование ему совершалось еще 18 марта. Однако в 1921 г. папа римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Сейчас память Г. отмечается в один день с архангелами Михаилом и Рафаилом - 29 сент. Лат. лит. традиция не имеет текстов, непосредственно посвященных Г. Он упомянут в «Списках Медиоланских святых» ( Goffredo da Bussero . Liber Notitiae sanctorum Mediolani. Mil., 1917. P. 138-139) (BHL, N 9035 p). Г. вместе с арх. Михаилом изображается в качестве стража на входе в храм. В католич. традиции Г. считается покровителем средств телекоммуникации: радио, телевидения и т. п. В исламе образ Г. воспринят из иудейской и христ. традиций. В Коране Джабраил (или Джибрил) считается ангелом, наиболее приближенным к Аллаху, главным среди 4 ангелов (Микал, Исраил, Исрафил), покровителем прор. Мухаммада (2. 97 (91) - 98 (92); 66. 4). Послекораническое предание называет Г. духом-посредником, передавшим Коран Мухаммаду. По др. версии, первые откровения пророку передавал др. ангел, а Г. стал являться ему уже после фатры (перерыва в откровениях). Источники: ActaSS. Mart. T. 3. P. 607-611. Литература: DACL. Vol. 6. Col. 10-29; BiblSS. Vol. 5. Col. 1326-1336; Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 64-65. О. Н. Афиногенова, О. В. Лосева Почитание в Древней Руси Г., по всей видимости, первоначально считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи в ст. 1037 г. сделана вставка о построении Ярославом Мудрым на Золотых воротах ц. в честь Благовещения с целью «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою святыя Богородицы и архангела Г.» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 139). Об этой же церкви митр. Иларион пишет: «Да еже целование архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ онои бо: «Радуися, обрадованаа! Господь с тобою!», къ граду же: «Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!»» (БЛДР. Т. 1. С. 50).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

3432. См. об этом: uita А. 14; блж. Августин. conf. 9. 7. 16; ciu dei 22. 8. 2. 3433. Ныне Амброзианская базилика в Милане, в которой находятся мощи свт. Амвросия, свв. мчч. Протасия и Гервасия. Сюда же перенесены мощи св. Марцеллины и св. Сатира, сестры и брата святителя, которые прославлены Католической Церковью. 3434. Basilica in porta Romana – базилика в честь святых апостолов, ныне Сан–Назаро, была освящена в 386 г., см.: uita A. 32. 2. 3435. Блж. Августин говорит, что свт. Амвросию в видении было открыто место погребения мучеников; см.: conf. 9. 7. 16. 3436. Очевидно, здесь содержится описание практики изгнания бесов возложением рук. 3437. Темное место. Издатели и переводчики предлагают различные коньектуры. Возможно, одна из стоявших там женщин. 3438. День обретения мощей – 17 июня (см.: Zelzer. Р. XXXVIII). 3439. День перенесения мощей – 19 июня. См.: hymn. 13 (II). 3440. См. Мк. 3:17. 3441. См.: Пс. 112:9. Ср. также Ис. 54:1. 3442. Ср.: Деян. 5:15. 3443. См.: hymn. 13 (II). 29–30; uita A. 48. 3. 3444. Мощи свв. Протасия и Гервасия были обретены в момент жесткого противостояния между свт. Амвросием и императорским двором в Медиолане, который требовал от святителя отдать один из храмов арианам. 3445. Ср.:2 Кор. 3:18. 3446. Усечение главы – обычный способ казни для римских граждан. 3447. Речь идет о мощах мучеников Феликса и Набора, перенесенных из г. Лоди в Медиолан в начале IV в. епископом Матерном. 3448. См.: hymn. 13(II). 11–12. 3449. То есть в алтарь, где они будут погребены и где совершается Евхаристия. 3450. Ср.: Откр 6:9. 3451. В 1864 г. были обнаружены два места упокоения, где до 835 г. лежали святые мученики и свт. Амвросий. В 835 г. Ангильберт II над этими захоронениями построил новый саркофаг, в которым положил тела двух мучеников и святителя, так они пребывают до сего дня (см.: Zelzer. Р. 134. not.). 3452. Воскресенье. 3453. См.: hymn. 13 (II). 16–24. 3454. См.: Ин. 9:19. 3455. См.: Ин. 14:12. 3456. См.: Исх. 7–11. 3457. Ср.: Ин. 9:29. 3458. Ср.: Мк. 1:24.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

82 Этот отрывок почти целиком взят у Орозия (VI.25). Узурпатор Караузий правил в Британии в 287-293 гг, Аллект-в 293-296 гг. 83 Рассказ о мученичестве святого Альбана заимствован Бедой из третьей, последней редакции «Страстей святого Aльбaha»(Passio Albani), обнаруженной В. Мейером в конце XIX в. Об Альбане упоминает также Гильдас без указаний на точное время его мученичества. Первая редакция «Страстей» относит это событие к правлению Септимия Севера, но Беда и здесь, и в других сочинениях («Большая хроника» и «Мартиролог») однозначно ассоциирует его с гонениями Диоклетиана. 84 Венанций Фортунат, епископ Пуатье (годы жизни ок. 540-600) был известнейшим христианским поэтом того времени. Поэма, которую цитирует Беда, опубликована в MGH, Auct. Ant. IV,I (Carmina VIII, III). 85 Клирик (clericus)-здecь и далее лицо, служащее при церкви. Клирики противопоставлялись мирянам (laici); в то же время во времена Беды их отделяли от монахов. Позже, примерно с IX в., клириками стали называть как белое духовенство (clerici saeculari), так и монашествующих (clerici regulari). 86 Этот правитель, называемый далее princeps и judex, был, видимо, префектом одного из диоцезов, на которые после 298 г. была разделена римская Британия. 87 Caracalla, то есть галльский плащ с капюшоном, введенный в Риме императором Каракаллой (отсюда и его прозвище). 88 По христианской традиции Беда везде именует языческих богов демонами (daemoni). Далее так же называются адские духи. 89 Murus-b данном случае стена города Веруламия. В «Страстях» пишется fluvium quo murus dividebatur (река, которая отделяла стену). У Беды ошибочно flumen quod murus (поток, поскольку отделял стену). Имеется в виду река Темза, протекающая через город Веруламий, где, по преданию, пострадал святой Альбан. С IX в. в его честь этот город называется Сент-Олбенс. 90 Иак. 1:12. Здесь и далее библейские цитаты даются по Синодальному переводу, кроме тех случаев, когда их смысл расходится с латинским переводом блаженного Иеронима. 91 Распространенный мотив страстей мучеников.

http://sedmitza.ru/lib/text/440583/

799. См. выше, стр. 128. 800. Собор Сарагосской (Caesarang.) 280 г. Пр. 3. Ammianus Marcel, XXI, 2. Ruinart, Acta mart., passio Philippi Heracleensis c. 2, p. 440. Kellner Heortologie, 115. 801. Августин. Слово 202 гл. 2. 802. Cod. Theodos. II, 8, 20, 25. v, 2. Cod. Justin. III, 12, 6. 803. Апостольские Постановления V, 3. VIII, 33. 804. Seldenius, De Synedriis III, 14. Kellner, Heortol. 112. 805. Так и у Ипполита Римского. Слово на Богоявление. 806. Августин. Слова 199–204. Тоже Фульгенций, еп. Руспенский в Сев. Африке (VI b.). На Западе с праздником издавна соединялось и воспоминание о чуде в Кане, как показывает нынешнее богослужение в Римской Церкви 6 января, а по местам и воспоминание о чудесном насыщении 5000 и даже о воскрешении Лазаря (Kellner, Heortologie, 113). 807. Епифаний Кипрский. Против ер. 51. 16–27. Изложение веры, 21 и см. ниже. 808. Паломн. § 25. 809. Паломн. § 26. 39. 810. Паломн. § 26. 811. Епифаний Кипрский. Прот. ер. 51. 16. 24. 812. Кассиан. Собеседов. X, 2. 813. Василий Великий Сл. 25, на св. Рождество. Migne, Patrol. s. gr. 31 col. 1473. 814. Григорий Богослов. Слово на светы. 38. Migne, Patrol. s. gr. t. 46, col. 579. 815. Comberfis F. Historia heresis monophelitarum. Par. 1648, p. 306. 816. Последнее и самое полное издание в Monumenta German. Historiae, Auctores antiquissimi t. IX, vol. 1 fasc. 1. Berol. 1891. Важнейшие отделы сборника: Natales (дни рождения) Caesarum, Fasti consulares (присутственные дни) на 354 г., Пасхалия 312–358 г., продолженная позднейшею рукою до 410 г., список римских префектоа до 354 г., Depositio episcoporum — дни смерти римских епископов 255– 352 г., Depositio martyrum — дни погребения римских мучеников, календарь языческих праздников, написанный и художественно отделанный Фурием Дионисием Филокалом (по катакомбным надписям — каллиграфом папы Дамаса). Сборник снабженный и многими иллюстрациями (портретами цезарей видами городов) составлял должно быть справочник для сановника; сохранился в рукописи VII–VIII вв. Kellner, Heortologie, 92.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

3 .10. Когда было дано благословение, пришел старший брат. Это означает, что в предопределении прежде было Царство Церкви, а не Синагоги: Синагога же проникла, чтобы преизобиловал грех, а когда преизобиловал грех, преизобиловала и благодать (Рим. 5:20). Также это означает, что стремящийся к Небесному Царству должен быть усерден, чтобы ему получить благословение и восхитить себе право первородства. Вот почему младший сын получил от отца не порицание, но похвалу, когда Исаак сказал: Брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое (Быт. 27:35). Ибо благая хитрость там, где безукоризненное хищение: хищение же благочестия — безукоризненно, потому что от дней Иоанна Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его (Мф. 11:12). Спеша, совершали пасху праотцы, которые ели агнца с поспешностью, без промедления 1360 , и с помощью благочестивого обмана 1361 святой Иосиф призвал и удержал брата Вениамина. 11 . Однако Исав тоже с мольбой просил благословения и получил его 1362 , но такое, которое было в соответствии с ранее данным, а именно — служить брату своему. Кто не мог повелевать и управлять другим, тот должен служить и быть в подчинении у более pauolunmarius uirtutis esse discipulus nec perseuerare in studio, quia stultus sicut luna mutatur, meritoque ei libertatem proprii negauit arbitrii, ne uelut nauis in fluctibus sine gubernatore fluitaret, sed subdidit eum fratri secundum quod scriptum est: Seruit enim inprudens prudenti. Recte ergo eum subdidit, ut regentis imperio suum melioraret affectum. Ideoque ait: Super gladium tuum uiues et seruiesfratri tuo; domina est enim pietas crudelitatis ct mansuetudo duris motibus praestat. 12 . Seruit omnis qui auctoritatem purae non habet conscientiae, seruit quicumque uel metu frangitur uel delectatione inretitur uel cupiditatibus ducitur uel indignatione exasperatur uel maerore deicitur. Seruilis enim omnis est passio, quoniam qui facit peccatum, seruus est peccati et, quod peius est, mullorum seruus est.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

2995. lnterpellare — юрид. возбуждать иск, преследовать в судебном порядке; adire — обращаться с просьбой к суду. 2996. См.: Ин. 11.25. 2997. В этом письме, написанном в конце 382 или начале 383 г., святитель говорит о смерти епископа Фессалоник Ахолия (Асхолия), известного тем, что он крестил императора Феодосия Великого (380 г.). Ахолию адресованы несколько писем свт. Василия Великого (см.: epist. 154, 164, 165: St. Basil. The Letters/With ail English transi, by R. J. Deferrari. T. 2. L.; Cambridge (Mass.): Harvard Univ. Press, Об Ахолии см.: Сократ, hist. eccl. 5. 6, 8. 2998. Ср.: Iacob 2. 8. 35. 2999. Нападение готов предотвратили с помошью мирного договора, заключенного в пятые ноны октября 382 г. (см.: Zelzer. Т. 2. Р. 60 not.). 3000. О полете души после смерти свт. Амвросий часто пишет в своих произведениях (Isaac 7. 61, 62; 8. 71, 78; bon. mort. 5. 16; uirgt. 18. 115–116). Он развивает метафору Вергилия remigium alarum Aen. 1. 301; 6. 19): remigium caritatis, remigia spiritalia. См. также: Aen. 5. 515–516: et alis/plaudentem… columbam. Ср. также у Цицерона (tusc. 1. 50–55). 3001. Перевод с небольшими изменениями по: Псалтирь Давила пророка и царя с параллельным переводом на русский язык. М.: ПСТГУ, 2003. С. 185. 3002. См.: Passio apostolorum Petri et Pauli 12 (см.: Zelzer. T. 2. P. 61, not.). 3003. Ср.: Флп. 1. 23–24. 3004. См.: Откр. 21. 2. 3005. См.: Откр. 21. 10, 18. 3006. См.: 4Цар. 6. 18. 3007. См.: 4Цар. 6. 19–23. 3008. См.: 4Цар. 6. 32: Елисей сидел в своем доме. 3009. См.: 4Цар. 7. 6. 3010. См.: 4Цар. 2. 11. 3011. Ср.: 4Цар. 2. 13. 3012. Анисию адресовано следующее письмо (см.: epist. 52). Возможно, эти два письма были отосланы вместе. 3013. Перед Римским собором 382 г. (см. у Феодорита, hist. eccl. 5. 9. 1) (см.: Zelzer. P. 65. not.). Очевидно, свт. Амвросий также приехал в Рим, чтобы участвовать в соборе, но тотчас по приезде заболел и лежал в доме своей сестры. 3014. См.: 3Цар. 10. 24. 3015. Образ жизни как плавания по морю часто встречается у свт. Амвросия, (см.: Jacob 1.6. 24.; 2. 8. 36: bon. mort. 4. 15.; 8. 31, а также: Nazznro A. V. Simbologia е poesia dell’acqua e del mare in Ambrogio di Milano. Napoli, 1977).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ (798/799, К-поль - 23.10.877, там же), свт. (пам. 23 окт.), патриарх К-польский (3 июля 847 - 23 окт. 858; 23 нояб. 867 - 23 окт. 877). Мирское имя Никита. 3-й сын визант. имп. Михаила I Рангаве (811-813) и Прокопии, дочери имп. Никифора I (802-811). Основные сведения о жизни И. восходят к следующим источникам: 1. Житие И. Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 817). Написано на рубеже IX и X вв., содержит ряд важнейших сведений, но мн. проблемы политической борьбы и церковной жизни, актуальные для периода написания Жития, ретроспективно проецируются на историю конфликта между игнатианами (сторонниками И.) и фотианами (сторонниками свт. Фотия, патриарха К-польского); 2. Т. н. «антифотианская коллекция» - сборник документов различных жанров и содержания, составленный после 892 г. и направленный против патриарха Фотия и его сторонников; 3. Ряд исторических сочинений, созданных в Византии в сер. X в. при имп. Константине VII Багрянородном . Среди них особенно важны хроники Генесия и Продолжателя Феофана, авторы к-рых в значительной мере черпали информацию из памфлетов, написанных в период конфликта И. и Фотия и изобиловавших различными сплетнями и домыслами. Подобным же образом памфлеты нашли отражение в хронике Псевдо-Симеона кон. X в.; 4. Хроника Симеона Логофета (2-я пол. X в.), известная в неск. редакциях, беднее материалом, чем остальные исторические сочинения этой эпохи, но иногда содержит более сдержанные и достоверные оценки истории конфликта И. и Фотия; 5. Акты церковных Соборов IX в., созывавшихся в период конфликта И. и Фотия; жития ряда святых - современников И. (прп. Николая Студита, свт. Евфимия К-польского). Среди западноевроп. (латиноязычных) источников важное значение имеют жития Римских пап Николая I (858-867) и Адриана II (867-872), сохранившиеся в составе Liber Pontificalis, а также предисловие Анастасия Библиотекаря к его переводу актов К-польского Собора 869-870 гг.

http://pravenc.ru/text/293393.html

Origenes. Expositio in Proverbia (fragmenta e catenis)//PG. T. 17. Col. 161–252. Petrus Argivus. Encomium ad sanctos Anargyros Cosmam et Damianum//Kyriakopoulos K. T., γου Πτρου πισκπου ργους βος κα λγοι, θναι, κδοσις ερς Μητροπλεως ργολδος, 1976, σ. 82–108. Philotheus Coccinus. Confessio fidei//Arambatzes C., μολογα πστης το Πατριρχη Κωνσταντινουπλεως Φιλοθου Κοκκνου, πιστημονικ πετηρς Θεολογικς Σχολς Πανεπιστημου Θεσσαλονκης, Να Σειρ, 2000, Τ. 10, σ. 23–41. Phipo Carpasianus. Enarratio in canticum canticorum//PG. T. 40. Col. 28–153. Physiologus (redactio secunda quae vocatur Byzantina)//Physiologus/ed. F. Sbordone. Rome: Dante Alighieri-Albrighi, Segati, 1936. [Hildesheim: Olms, r 1976]. P. 149–256. Registrum patriarchatus Constantinopolitani (1315–1331)//Das Register des Patriarchats von Konstantinopel, Edition und Übersetzung der Urkunden aus den Jahren 1315–1331/hrsg. H. Hunger, O. Kresten. Bd. 1. Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften, 1981. (CFHB SV; Bd. 19/1). S. 100–614. Sugerius S. Dionysii. Epistula LX. Ejusdem ad eumdem et viromandensem comitem//PL. T. 186. Col. 1379C–1380B. Sylvester Syropulus. Historiae//Laurent V. Les «Mémoires» du Grand Ecclésiarque de l’Église de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le concile de Florence (1438–1439). Paris: Centre National de la Recherche Scientifique, 1971. P. 100–574. Theodorus Lascaris. Epistula 90. Ad Manuelem patriarcham I//Theodori Ducae Lascaris Epistulae CCXVII/ed. N. Festa. Florence: Istituto di studi superiori pratici e di perfezionamento, 1898. (Pubblicazioni del R. Istituto di studi superiori pratici e di perfezionamento in Firenze. Sezione di filosofia e lettere; vol. 29). P. 117–119. Theophylactus. Enarrationes in evangelia//PG. 123. Col. 140–1348. Vita et miracula sanctorum Cyri et Joannis (BHG 469)//PG. T. 87.3. Col. 3677–3689. Vita sancti patriarchae Philothei//Δεντκης Β. Λ., Βος κα κολουθα το γου Φιλοθου (Κοκκνου) πατριρχου Κωνσταντινουπλεως (1353–1354 κα 1364–1376) το θεολγου, ν θναις [Χ. .], 1971 (συχαστικα κα Φιλοσοφικα Μελται, τ. 9), σ. 63–93.

http://new.mospat.ru/gr/authors-analytic...

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «единороги суть праведники, а Христос по преимуществу, потому что Он одним рогом — Крестом — победил враждебные силы. Он (Христос) даровал нам рог против врагов — веру в Него, которая имеет высоту, подобную Владычнему рогу, то есть Кресту» . Святитель Василий Великий объясняет, что когда Христос приносит Себя в жертву, то именуется Агнцем, «а когда нужно Ему отмстить и низложить владычество, превозмогшее над родом человеческим, тогда называется сыном единорога… Замечательно и то, что Писание двояко употребляет подобие единорога: и в похвалу, и в осуждение. По мстительности сего животного часто берется оно для уподобления в худую сторону, а по высоте рога и по любви к свободе употребляется вместоподобие и в хорошую сторону. Поелику в Писании слово рог часто берется в значении силы, а Христос есть Божия сила, то Он как имеющий один рог, то есть одну силу — силу Отца, называется единорогом» . «Итак, прилагается (это) к лицу Спасителя нашего; ибо возста из дома Давида отца нашего рог во спасение наше (ср. Лк 1:69). Не смогли удержать Его силы ангельские, но вселился во чрево истинно-Девы Марии, и Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин 1:14)» . И великан Хагрид тоже знаком древнехристианской литературе. Раннехристианская легенда — «Рассказ о святом Христомее» (BHG, 2056), входящий в круг апокрифических «хождений» апостолов Андрея и Варфоломея, — повествует о том, как к некоему людоеду, рыскавшему в поисках добычи, явился Ангел и запретил ему трогать апостолов с учениками, которые как раз находились неподалеку. Устрашенный небесным огнем, дикарь соглашается выполнить приказание Ангела, но когда тот велит ему помогать апостолам, осмеливается возразить: «Господи, не обладаю я свободным человеческим мышлением и не знаю их языка. Если я последую за ними, то как смогу питаться, когда оголодаю?». Ангел отвечает ему: «Бог дарует тебе добрые мысли и обратит сердце твое к кротости». Будучи «запечатан [крестным знамением] во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, стал он кротким и не делающим никакого зла; в нем поселился Святой Дух, Который, укрепив его сердце, смягчил его и повернул к богопознанию».

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

438. «Про Кураева: у него есть ряд сомнительных с моей точки зрения статей, например, про «Титаник», про кинематограф вообще, ну и его отношение, простите, к року. Все это меня смущало, и я спросил у своего духовника. И духовник ответил совершенно точно, что у него (Кураева) нет ни одной книги о духовной жизни, о молитве, о посте, только рассуждения, публицистика. То есть он и не проповедник вовсе, а остальное (смущающие статьи) — это следствие» (http://chayka.org. ru/forum/viewtopic.php?t=2452&highlight=#35236). Тут остается лишь спросить: а книги апостолов сей духовник тоже считает не-проповедью? Ведь в соборных посланиях апостолов Петра, Иакова, Иоанна, Иуды о посте просто нет ни слова. Да и сказать, что эти книги — о молитве, было бы очень сильным преувеличением… 439. Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. M., 2001. С. 318. 440. Деян 9:5. — Ред. 441. См. 1 Kop 9:19–22. — Ред. 442. См. Рим 14. —Ред. 443. «Мы должны говорить на языке времени». Беседа с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым), председателем Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви, во время проведения конференции «Образование и семья в постатеистических обществах» (Киев, 19–26 сентября 2002 года)//Камо грядеши. Киев, 2002. (21). 444. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). M., 1997. С. 51. 445. Цит. по: Иванов С А. Византийское миссионерство. M., 2003. С. 189 446. Аналогичным представляется преподобному Симеону Метафрасту поведение апостола Фомы: «Вступив в такую вот страну, великий апостол ни в чем не выказал надменности и кичливости, не стал разговаривать высокопарно и хвастливо и не сделал ничего напыщенного и показного, но украшенный Христовым смиренномудрием, облачился в него вместо всего остального мира и защиты. С грязными волосами, с бледным лицом, весь сухой и тощий, он, коротко говоря, напоминал скорее не тело, а тень от тела. Одетый в бедный и рваный плащ, благожелательный нравом, убедительный словом, вызывающий огромное удивление своими делами, он ободрял смиренных и обуздывал нрав заносчивых. С таким настроем и образом жизни он оказался среди индов, и вскоре слава о нем достигла самых отдаленных (частей этого) народа. Когда (Фома) увидел, что ими владеют предрассудки, иссушающие самые глубины их души, он не сразу кинулся обличать, не прибег к упрекам, решил не пользоваться таким снадобьем, как суровость. Ведь он знал: то, что укреплено в наших душах долгой привычкой, нелегко поддается уничтожению, но скорее изменяется под воздействием убеждения, нежели силы. Поэтому он больше прибегал к мягкости, доброй манере и приятным словам» (Иванов С. И. «Апостольская Сирена»: памяти Симеона Метафраста на апостола Фому (BHG,1835)//Византийский временник. M., 2006. Т. 65 (90). С. 322).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

  001     002    003    004    005    006