Во многих других местах вдохновенного Богом Слова Дух Святой подчеркивал духовность Божией природы и ее единство. Апостол Павел напоминает, что «посредник при одном не бывает, а Бог один» ( Гал. 3:20 ), и псалмопевец славит постоянство Его природы: «...От века и до века Ты – Бог» ( Пс. 89:3 ), и Моисей, поведавший о самом начале творения, записал: «...И Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ). «Боги», о которых упоминает Писание, таким образом, никогда не были богами ни по природе, ни по власти, они – «боги» сотворенные, и даже отдаленно не похожи на истинного, живого Бога, которого автор Послания к евреям назвал «Отцом духов» ( Евр. 12:9 ). Правда о боге мормонов В резком противоречии с Писанием находятся «откровения» Иосифа Смита, Брайема Янга и последующих мормонских «пророков». Чтобы у читателя не было сомнений в том, что представляет собой бог у мормонов, мы приведем ряд высказываний о природе Бога, взятых из признанных у мормонов источников. Посмотрим, что имеют в виду мормоны, когда говорят о «Боге». 1. «В начале глава Богов созвал Богов на совет, и они собрались и составили план творения мира и людей» (Teachings of the Prophet Joseph Smith, p. 349). 2. «Сам Бог когда-то был таким, как мы сейчас, и является вознесенным человеком» (там же, с. 345). 3. «Отец имеет тело из плоти и костей, плотское, как и у человека, а также и Сын; а у Духа Святого нет тела и костей, Он – духовная личность» (Учение и заветы 130:22). 4. «Боги существуют, и нам следует готовиться, как стать едиными с ними» (Brigham Young, Journal of Discourses, Vol. 7, p. 238). 5. «Когда-то Бог был таким, как человек сейчас: а какой Бог сейчас, таким может стать человек» (Пророк Лоренцо Сноу, цит. по Milton R. Hunter, The Gospel Through the Ages, pp. 105–106). 6. «Каждый из этих Богов, включая Иисуса Христа и Его Отца, обладал не только организованным духом, но прославленным бессмертным телом из плоти и костей...» (Parley Pratt, Key to Science of Theology. ed. 1965, p. 44). 7. «И тогда Господь сказал: сойдем. И они сошли в начале, и они, то есть Боги, обустроили и образовали небеса и землю» (Авраам 4:1).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Другие люди посещали долину и до этого, однако, мормоны первыми основали в ней постоянное белое поселение. Янг был довольно способным лидером, и под его руководством поселение росло и процветало. Со временем мормоны стали заселять близлежащие территории. От этого поселения ведут свое начало многие горда и поселки, оросительные каналы и фермы, фабрики и заводы современного штата Юта. Эти начинания были, образно выражаясь, «родовыми схватками» истинно «американской» церкви, которая и поныне продолжает агрессивно претендовать на то, что является «избранным народом Божьим», «новым Израилем». 2. Бог или Боги? Приступая к обзору религиозных учений церкви Иисуса Христа святых последних дней, логичнее всего начать с доктрины о Боге в том виде, как ее преподносит эта церковь . Триединство Говоря о Боге, мормоны используют слово «триединый» и ссылаются таким образом на Отца, Сына и Святого Духа. Мормоны считают каждую из ипостасей божественным существом. Это – три существа, или личности, то есть три бога. Единство Троицы заключается для них не в единстве «сущности» (то, что есть Бог). Три личности едины в любви и цели (S.O. Bennion, Fundamental Principles of the Gospel, p. 22). Таким образом, мормоны представляют себе не одного Бога, а несколько богов. «Многие люди говорят, что существует единый Бог – Отец, Сын и Святой Дух являющийся одним Богом! Послушайте, это какой-то странный Бог... Всех нужно втиснуть в одного Бога» (E.F. Parry, Joseph Smith«s Teachings, p.55 f.) Еще одно различие между Отцом, Сыном и Святым Духом заключается в том, что они не равны. «Иисус выше Святого Духа, Который подчинен Ему, – пишет Иосиф Смит в своих »Учениях о спасении,– но Его Отец – выше чем Он!» Более того, Бог имеет тело из костей и плоти, а также дух. «Отец имеет тело из плоти и костей столь же осязаемое, как и у человека. Также и Сын. У Святого же Духа нет тела из плоти и костей, но Он является личностью духовной» («Учение и Заветы» 130:22). Таким образом, сущность Бога и человека едина: «Бог, ангелы и люди все относятся к одному виду, одной расе, одной великой семье, широко раскинувшейся среди планетных систем, колоний, царств, народов и т.д.» (Apostle Parley P. Pratt, Key to Science of Theology). Когда-то Бог был человеком

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kak-prot...

Следующий случай совершенно отличается от случая с «христианской наукой», но это, тем не менее, еще один «другой Иисус». По богословию «Сторожевой башни», ...Писание говорит о Сыне Божием, о Слове как о божестве, сильном божестве, но не как о всемогущем Боге, Который есть Иегова. (The Truth Shall Make You Free, p. 47). Другими словами, Христос был первым и непосредственным творением Иеговы-Бога (The Kingdom Is at Hand, pp. 46, 47, 49). Основатель свидетелей Иеговы Чарльз Тейз Рассел описал своего Иисуса как прежнего Михаила Архангела, сменившего свой ангельский облик на человеческий и появившегося на земле в образе совершенного человека. Для свидетелей Иеговы Иисус – ангел, ставший человеком. Он – божество, но не Бог-Сын, не вторая ипостась Священной Троицы. Как развернуто показала глава о свидетелях Иеговы, Писание опровергает их точку зрения и доказывает несостоятельность христологии «Сторожевой башни», уча, что Иисус Христос – Слово, единородный Сын ( Ин. 1:18 ), Который есть не менее как великое «Я есмь» из Исх. 3:14 (ср. с Ин. 8:58 ), первый и последний в сопоставлении Апокалипсиса с Исайей, известном каждому, кто хорошо знает Библию (ср. Откр. 1:16–17 и Ис. 44:6 ). Если для миссис Эдди Христос – абстрактная идея, то для свидетелей Иеговы Он – второй бог с ангельским прошлым, то есть опять-таки «другой Иисус», о котором пророчествовал Павел. 3. Иисус мормонов Учение мормонов, отличающееся и от свидетелей Иеговы, и от «христианской науки», заявляет, что их бог – один из многих, о которых свидетельствуют их писания: Каждый из этих Богов, включая Иисуса Христа и его Отца, обладает не только организацией духа, но и величественным бессмертным телом из плоти и костей... (Key to the Science of Theology, Parley Pratt, ed. 1966, p. 44). Богослов Пратт не одинок среди мормонов в подобной точке зрения. У мормонов по существу целый пантеон богов. Иисус, являвшийся до воплощения в человека духовным братом Люцифера, был еще и многоженцем, мужем Марий и Марфы, который за свою верность получил в правление землю.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Иван Тихомиров, из студентов Московской академии, по сношению преосв. Амвросия с м. Платоном прислан к учительской должности в здешнюю академию в 1805 г. и преподавал греческий и французский языки; в 1808 г., за болезнью, уволен в светское звание. Дмитрий Малиновский, кандидат богословия, из здешних студентов, в 1805 –1808 гг. был учителем низших классов до риторики; впоследствии, бывши священником, принимал деятельное участие в трудах Российского Библейского общества, при котором состоял директором. Петр Никол. Виноградов, из здешних студентов, был учителем низшего латинского класса, репетитором высшего риторического и надзирателем Русской школы, с 21 сентября 1807 года. Андрей Иванов, кандидат богословия, из воспитанников здешней академии, с 13 ноября 1806 года преподавал общую историю и географию, с 21 сентября 1807 года общую и российскую историю и латинский синтаксис; после, в чине надворн. советника, был начальником отделения в Департаменте государственных имуществ и имел ордена св. Анны 2 и св. Владимира 4 ст. Епифаний Канивецкий, архимандрит, родом малороссиянин, обучался в Киевской академии и проходил учительские должности, в Переяславльской и Новгородской семинариях, до риторики; в 1806 г. перемещен в здешнюю академию на класс герменевтики и церковной истории, в 1807 г. произведен в сан архимандрита, с настоятельством Виленского Святодухова монастыря; в 1808 г. определен ректором и профессором богословия в Казанскую академию и переведен в тамошний Спасо-преображенский монастырь; скончался в 1825 г. епископом Воронежским, которым был с 1815 г. Дмитрий Порфиров, грек, прибывший с преосв. Варлаамом, архиепископом Грузинским, в 1807 г. определен учителем священной истории; в том же году пострижен в монашество и назван Дионисием. Филипп Шпехт, иностранец, в 1807–1808 гг. обучал воспитанников разговорному немецкому языку. В то же время Иосиф Зихерманн, природный еврей, обучал студентов богословия еврейскому чтению, выговору и раввинскому письму. Под его руководством занимался с студентами еврейским языком, бывший воспитанник здешней академии, иподиакон (после приходский священник) Петр Александров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1831 году протоиерей Попов награжден был бархатной фиолетовой камилавкой. Он кончил жизнь в монашестве, – сколько нам известно, в одном из монастырей Киевской епархии. После Иоанна Попова учителями высшего грамматического класса были: с 1803 по 1805 год священник Дмитрий Квашнин, с 1805 по 1807 год Михаил Флоровский, города Екатеринбурга священнический сын, обучавшийся сначала в Тобольской семинарии, окончивший курс в Пермской, – поступил после в медико-хирургическую академию; с 1807 по 1810 год Алексей Вишневский, в 1808 году постриженный в монашество с наименованием Иустином 39 ; с 1810 по 1811 год иеромонах Иннокентий, с 1811 по 1813 Василий Прибылев; с 1813 по 1815 Ипполит Капустин; с 1815 по 1818 Павел Буров шадринского уезда Ольховской слободы священнический сын, обучавшийся в Пермской семинарии. Учители среднего грамматического класса: первый учитель этого класса Иван Брызгалов в 1804 году произведен был во священника к Пермскому кафедральному собору; в 1805 году уволен от учительской должности и переведен священником в Богословский завод, оттуда в 1807 году перемещен священником же в Баженовское село ирбитского уезда и определен благочинным; в 1816 году произведен в протоиерея; в 1830 году переведен к градо-чердынскому Воскресенскому собору и определен благочинным градских и некоторых уездных церквей и присутствующим чердынского духовного правления; в 1831 году награжден бархатной фиолетовой скуфьей; в 1832 году определен смотрителем чердынского духовного приходского училища. После Брызгалова с 1805 по 1807 год учителем среднего грамматического класса был Михаил Кириллов. Он был сын Пермского кафедрального собора протоиерея Иоанна Кириллова, обучался в Тобольской семинарии до риторики, окончил курс в Пермской и определен сначала учителем информаторического класса, а потом перемещен в средний грамматический. В 1807 году Кириллов уволен от учительской должности и поступил в Гороблагодатский Кушвинский завод на священническое место кандидатом, при чем определен был учителем тамошней главной горной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1791 . Chryssavgis J. Χαρμολπη: Joyful sorrow in the Ladder of St. Climacus// Κληρονομι. 1985. 17. 137–142. 1792 . Chryssavgis J. The Jesus Prayer in the «Ladder» of St. John Climacus//OS 1986. 35. 30–33. 1793 . Chryssavgis J. The monk and the demon: The demonology of the Byzantine Fathers. A study of the Ladder of St John Climacus (580–649)// Θεολογα. 1986. 57. 753–764. 1794 . Chryssavgis J. The sources of St. John Climacus (c. 580–649)//OS 1988. 37. 3–13. 1795 . Chryssavgis J. Ascent to Heaven. The theology of the human person according to St John of the Ladder. Brookline Mass. 1989. VIII, 269. Bayer M.//OS 1991. 40. 222. 1796 . Chrysawgis J. Una spiritualità dell’imperfezione. La via delle lacrime in Giovanni Climaco//GC 4 .1807). 171–193. 1797 . Colunga A. La escala espiritual de san Juan Climaco//Vida sobrenatural. 1936. 31. 269–277. 1798 . Corneanu N. Contributions des traducteurs roumains à la diffusion de l’Échelle de S. Jean Climaque//StPatr 1966. 8. 340–355. (TU 93). 1799 . Corrigan K. Constantine’s problems: the making of the Heavenly Ladder of John Climacus, Vat.Gr. 394//Word and Image. 1996. 12.61–93. 1800 . Cortesi M. La ricezione della «Scala» in Occidente//GC 4 .1807). 279–300. 1801 . Couilleau G. La pénitence chez St Jean Climaque//Monachisme d’Orient et d’Occident: l’Orient monastique, quelques jalons au cours du premier millénaire (Colloque de Sénanque, 9–11 octobre 1984). 53–78. 1802 . Deseille Placide. La dottrina spirituale di Giovanni Climaco//GC 4 .1807). 95–133. 1803 . Duffy J. Embellishing the steps: Elements of presentation and style in the «Heavenly Ladder» of John Climacus//DOP 2000. 53. 1–17. 1804 . Farantakes P. I. Καταβολς κα διαστσεις τν ννοιν « σοφα» κα » φιλοσοφα» στον ωννη τς Κλμακος//Parnassos. 1994. 36. 132–156. 1805 . Flusin B. Il monachesimo sinaitico al tempo di Giovanni Climaco//GC 4 .1807). 27–55. 1806 . Fokilidis I. ωννης τς Κλμακος//EkPhar 1920. 19. 5–48, 342–364. 1807 . Giovanni Climaco e il Sinai. Atti del IX Convegno ecumenico internazionale di spiritualità ortodossa sezione bizantina, Bose 16–18 settembre 2001/A cura di Sabino Chialà e Lisa Cremaschi. Bose 2002. 404. [GC].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Амвросий (Алексей) Морев, кандидат богословия, по окончании курса учения в 1807 г., был репетитором в низших классах; потом переведен учителем в Тверскую семинарию; в 1813 г. определен префектом Новгородской семинарии, в 1823 г. посвящен в епископа Оренбургского; в 1828 г. переведен в Волыно-житомирскую епархию, в 1832 в Нижегородскую, в 1835 в Пензенскую, где скончался 15 окт. 1854-г., 69 лет от роду. В 1806г. напечатано «Созерцание или изъяснительное описание литургии», читанное в Александроневской академии на публичном собрании, 22 июля того же года, канд. богословия А. Моревым. Дмитрий Аким. Воронов, из здешних воспитанников, с 24 ноября 1808 г. преподавал греческий язык; после преобразования дух. училищ, несколько времени, был профессором С.-Петерб. семинарии, потом перешел в гражданскую службу. За переводы на русский язык сочинений Шатобриана, Мармонтеля, Томаса и Фридриха Великого, Воронов принят был в члены С.-Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, Любителей Российской словесности и в сотрудники Беседы любителей русского слова. Василий Ив. Григорович, студент богословия, (родом из Гомеля, протоиерейский сын), определен учителем арифметики 7 сентября 1808 г.; в то же время студент богословия, Василий Ив. Кутневич, утвержден учителем французского языка и репетитором по классу всеобщей истории и географии, но в октябре того же года оба вызваны в Могилевскую семинарию, из которой присланы были для образования к учительской должности. Герасим Петр. Павский, студент богословия, после Григоровича преподавал арифметику и был репетитором по медицинскому классу. Андрей Скородумов, с 20 янв. 1807 г. учитель немецкого языка, а с 15 окт. 1808 г. и французского. Лекторами при нем были студенты Дмитрий Алексеев и Алексей Сачковский. Кроме этих наставников, были еще входящие, по приглашению от начальства или по собственному усердию, наставники: а) медицины –Иван Сам. Бок, штаб-лекарь, б) живописи – Матвей Ливенцов с 21 сентября 1807 г.; в) архитектуры – Василий Петров, помощник лаврского архитектора (с 21 сентября, 1807 г.); г) практической математики –уездный землемер Матвей Курбанов, с 21 сентября 1807 г.; д) немецкого языка, в высшем классе – Знаменской церкви священник Филипп Вас. Кораллов, с 13 сентября 1806 г.; е) французского языка, в высшем классе – протоиерей Семеновского полка Вас. Фед. Налимов, с 13 сентября 1806 г. Так как протоиерей Налимов и священник Кораллов занимали только по два класса в неделю, то, при обоих, были в академии особые учители того и другого языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Нет записей о том, кто совершал требы. 1802 г. «16 февраля. Отрок вотчины гр. Николая Ивновича Салтыкова деревни Норкина Иван Григорьев понел девку той же вотчины и деревни Марью Степановну», «ноября 1. вотчины гр. Николая Ивновича Салтыкова деревни Норкина отрок Самуил Иванов понел девку той же вотчины д. Ивачев Аксинью Иванову». Запись о смерти. «17 октября умер крестьянин Григорий Никифоров 95 л.». В 1804-1806 гг. священником прихода, согласно книгам, был Василий Петров, дьяконом – Пётр Ефимов, пономарём – Николай Иванов. О. Пётр скончался 25 октября 1806 г. В метрической книге написано: «Означенного приходу священник Василий Петров по исповеди и святых Таин причастия скончался и погребён при церкви по церковному чиноположению октября 27 числа священником села Кароваева (как в тексте) Николаем Егоровым, диаконом того села Воспушки Петром Ефимовым, дьячком Григорием Ивановым и пономарём Николаем Ивановым». Священнику было 60 л., умер от «горячки». До этого он служил, 16 сентября отпевал, а 12 и 16 октября крестил детей. До Рождества 1807 г. священник с. Короваева совершал требы, а с 1807 г. настоятелем становится о. Пётр Ефимов. Мы привыкли, что срок траура по близкому человеку 40 дней. Раньше он мог быть до году. Но уже в январе 1807 г. дочь о. Василия выходит замуж. «1807 г. Январь. Владимирской семинарии ученик бывшего Риторического класса Василий Соколов с девкой после умершего священника с. Воспушки Василия Петрова по добровольному их согласию и поучению о них из церкви указнаго обыска, который вписан (неразб.), оба 1 браком; сие таинство совершено было по церковному чиноположению в церкви; при венчании сего брака были поежане: той же Губернии и Епархии Юрьевской округи с. Луженскаго дьячок Николай Андреев. Таинство брака совершал священник с. Воспушки Пётр Ефимов с причётчиками своими». С 1807 по 1833 гг. священником прихода Иерусалимской иконы Божией Матери был отец Пётр Ефимов, дьяконом – Ефим Фёдоров. С 1833 по 1853 гг. служил о. Иоанн Сергеевич Давидовский.

http://sobory.ru/article/?object=04412

Михаил Ефимовский – Платонов учился в университете новым языкам и определен учителем французского языка в семинарию в сентябре 1802 г·В 1805 г. был учителем и немецкого языка. Выбыл в Москву во священника в 1807 г. Павел (в монашестве Палладий) Аничков, вдовый священник из московского Алексеевского монастыря; определен учителем греческого класса в 1802 г.; учил студентов говорить по-гречески. В 1805 г. сделан при семинарии катихизатором и при лавре проповедником, но в ноябрь того же года перевсден на должность проповедника в московскую академию. Умер в 1809 году. Матвей Абрамович Знаменский, юрьевского уезда, села Красная, священников сын. Поступил учиться в семинарию в октябре 1791 года. Кончил курс одним из отличных учеников в 1803 г. и определен учителем русской школы. В январе 1805 г. переведеи иа высший грамматический класс, но за болезнью в 1806 г. уволен. Скончался в сане протиерея церкви Николая чудотворца на Пупышах в Москве. Из его сочинений напечатано стихотворение: Москва, оплакивающая бедствия свои в 1812 г. (М. 1814). Михаил Громов, учитель немецкого языка в 1804 г. Семен Яковлевич Ершов-Платонов. По окончании курса в 1804 г. отправлен в греческий монастырь для практического изучения греческого языка, и в 1806 г. поступил в учителя сего языка. В 1808 г. вызван на должность бакалавра греческого языка в петербургскую академию. Скончался в сане протиерея Владимирской церкви в Петербурге. Порфирий, иеромонах, учитель нисшего немецкого класса в 1805 году. Николай Платонов учился в Троицкой семинарии, и потом греческому языку в греческом монастыре: в 1806 г. поступил в учителя нисшего грамматического класса. В 1807 г. по слабости зрения уволен. Иван Лебедев, учитель немецкого языка с 1807 г. В 1809 г. учитель поэзии и немецкого языка. Андрей Розанов, учитель французского языка с 1807 г.; с 1809 г. – и нисшего класса. Петр Скворцов, окончивший курс в вифанской семинарии, учитель нисшего класса в 1807 г., высшего в 1808 г., с 1812 до 1814 г. – поэзии. Умер в сане священника в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

(i) Provocation (προσβολ – prosvoli): the initial incitement to evil. Mark the Ascetic defines this as an ‘image-free stimulation in the heart’; so long as the provocation is not accompanied by images, it does not involve man in any guilt. Such provocations, originating as they do from the devil, assail man from the outside independently of his free will, and so he is not morally responsible for them. His liability to these provocations is not a consequence of the fall: even in paradise, Mark maintains, Adam was assailed by the devil " s provocations. Man cannot prevent provocations from assailing him; what does lie in his power, however, is to maintain constant watchfulness (q. v.) and so to reject each provocation as soon as it emerges into his consciousness – that is to say, at its first appearance as a thought in his mind or intellect (μονολγιστος μφασις – monologistos emphasis). If he does reject the provocation, the sequence is cut off and the process of temptation is terminated. (ii) Momentary disturbance (παραρριπισμς – pararripismos) of the intellect, occurring ‘without any movement or working of bodily passion’ (see Mark, Letter to Nicolas the Solitary: in our translation, vol. i, p. 153). This seems to be more than the ‘first appearance’ of a provocation described in stage (i) above; for, at a certain point of spiritual growth in this life, it is possible to be totally released from such ‘momentary disturbance’, whereas no one can expect to be altogether free from demonic provocations. (iii) Communion (oομιλα – homilia); coupling (συνδυασμς – syndyasmos). Without as yet entirely assenting to the demonic provocation, a man may begin to ‘entertain’ it, to converse or parley with it, turning it over in his mind pleasurably, yet still hesitating whether or not to act upon it. At this stage, which is indicated by the terms ‘communion’ or ‘coupling’ the provocation is no longer ‘image-free’ but has become a logismos or thought (q.v.); and man is morally responsible for having allowed this to happen.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010