Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ГАЗИС [Греч. Μανουλ Γαζς] (1-я пол. XV в.), лампадарий , визант. мелург. Биографические сведения о М. Г. почти не сохранились. В рукописях упоминается как лампадарий, но без уточнения церкви или города (напр., Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 274, 1-я пол. XV в.: «сочинение Мануила Газиса лампадария…»). Занимался также преподаванием; в частности, его учеником был Ангелос Григориос (или Григориу), писец и мелург, к-рый в рукописи Sinait. gr. 1566 относительно одного из причастнов написал: «Сочинение Мануила Газиса, моего учителя» (Fol. 36) ( Shartau, Alexandru. 1994). Кроме того, отдельные ремарки в рукописях указывают на его связи с зап. муз. культурой. Напр., в певч. Анфологии Lesb. Leim. 244 (XVI в.) содержится славословие М. Г., к-рое, согласно предваряющей ремарке, было заказано Леонардом, правителем Агия-Мавры (Санта-Маура, ныне о-в Лефкада). Вероятнее всего, под этим именем подразумевается граф острова Леонардо II Токко (1375/1376-1418/1419), покровитель искусств, имевший дружественные отношения с визант. императором ( Adamis. 1972. P. 738-739). Кроме того, сохранились 2 распева «Верую», 4-го и 1-го плагального (5-го) гласов, приписываемые М. Г. (напр., в рукописях: Ath. Laur. Θ. 162. Fol. 339v, 1788 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 136v, кон. XVI в.; Paris. Suppl. gr. 1171. Fol. 51v, XVII в. (сохр. частично, со слов «И в Духа Святаго»)). Для визант. церковно-певч. практики в отличие от западной не было характерно распевное исполнение «Верую», поэтому эти песнопения могли быть созданы под влиянием католич. традиции. В рукописной традиции XV-XVIII вв. встречаются следующие калофонические песнопения М. Г.: причастен «Хвалите» гласа πρωτβαρυς (РНБ. Греч. 126. Л. 125 об., 2-я пол. XV в.), матимы в жанре стихир - «Воспойте, людие, Матерь» (на Успение Пресв. Богородицы) 1-го плагального гласа (Athen. Bibl. Nat. 937. Fol. 241-243, 1552 г.; РНБ. Греч. 130. Л. 663 об., нач. XVII в.; Lesb. Leim. 231. Fol. 237-238, ок. 1700 г.), «Слава в вышних» (на Рождество Христово) 1-го гласа τετρφωνος с указанием «ργανικν» (РНБ. Греч. 126. Л. 126), «Чиноначальник вышних сил» (арх. Михаилу) 1-го гласа (БАН. РАИК. 30. Л. 139 об., посл. четв. XVI в.), калофонический стих «Яко во смирении нашем» (Пс 135. 23) 4-го плагального (8-го) гласа (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 274). Песнопение «Всякое дыхание» 4-го плагального гласа в рукописях, большая часть из которых была написана в XVIII-XIX вв., как правило, сопровождается примечанием, что некоторые его приписывают М. Г., а другие - прп. Иоанну Кукузелю (Athen. Bibl. Nat. 893. Fol. 124, 1747 г.; РНБ. Греч. 711. Л. 132 об., XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2561908.html

священник Николай Фетисов Часть вторая. Литературная деятельность Диодора. „Я предложил бы тебе и писания победоносного борца за истину, Диодора... и ты увидел бы, что он пишет, черпая потоки (учения) из Божественного источника, будучи проводником Св. Духа”. (Theodoretus. Eranistes seu Polimorphus. Dial. 1. PG. LXXXIII, col. 80). „Не погрешил бы тот, кто сказал бы о нём (языке Диодора) то же, что Моисей сказал о земле обетованной. Что же он сказал? Земля, текущая млеком и мёдом ( Исх. 3:8 ). То же можно сказать и об его языке; это – язык, текущий молоком и мёдом... Когда я представляю приятность слов, то называю голос его лирой, а когда представляю силу, то – некоторой воинской трубой, такой, какую имели иудеи, когда разрушали стены Иерихона”. (Ioannes Chrysostomus. Laus Diodori. PG. LII, col. 764–763; русский перевод III. 2, 821–822 стр.). Глава первая. Сведения о литературной экзегетической деятельности Диодора. Свидетельства древне-церковных писателей о литературной плодовитости Диодора Тарсского. Причины незначительного количества сохранившихся до нас литературных памятников Диодора в связи с историей жизни его и посмертных отношений к нему, а также и вообще с судьбами древне-церковной письменности. Пробудившийся интерес к памятникам древне-церковной литературы в новейшее время и произведение Диодора Тарсского. Опыты изданий творений Диодора. Учёные Ля-Кроцэ, Гарнак, Деконэк, Марье в деле уяснения и изучения литературной деятельности Диодора. Значение в этом вопросе изучения сокровищ древнего Востока. Характер и задачи настоящего библиографического исследования. Экзегетическая деятельность Диодора Тарсского. Свидетельства о Диодоре, как экзегете. Октатевхические фрагменты Диодора. Издание их – Никифор Феоток. Минь, Питра, Деконэк. Работа последнего; изучение рукописных октатевхов, результаты этого изучения; октатевх Диодора, манускрипты Деконэка, их сравнительная характеристика и ценность, общая картина в настоящее время октатевхических фрагментов Диодора. Толкование Диодора на псалмы. Издание их Маем; возражения традиции Мая со стороны рукописных кодексов и содержания самих фрагментов. Коллекция Мая заключает в себе толкование псалмов не Диодора, а Дидима Александрийского . Издание толкований Диодора на псалмы Кордерием. Свидетельства ms. Paris Gr. 139 и Coislin. 275. Результаты соотношения манускриптов в связи с содержанием фрагментов; степень достоверности коллекции Кордерия. Гипотеза Марье о новых фрагментах комментария Диодора на псалмы; краткая история вопроса, обоснование и значение этой гипотезы. Сочинение Диодора о различии θεωρα и λληγορα, смысл последних терминов. Опыт характеристики Диодора, как экзегета, по имеющемуся экзегетическому материалу.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [греч. Ιωσφ] (IV в.), прп. Египетский (пам. в субботу сырную). Упомянутый в каноне субботы сырной (Триодь Постная. Ч. 1. Л. 64) И. обычно отождествляется с учеником прп. Антония Великого . В Apophthegmata Patrum говорится, что прп. Антоний, желая испытать пришедших к нему старцев, среди к-рых был И., предложил для толкования изречение из Свящ. Писания. В отличие от др. монахов И. получил от прп. Антония похвалу за смиренный ответ (Apopht. Patr. (Guy). Vol. 2. XV 4; PG. 65. Col. 80; рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 13-14). Возможно, одним лицом с И. является прп. Иосиф отшельник (ναχωρητς), память которого отмечена в византийских Синаксарях под 17 и 20 июня (SynCP. Col. 758, кон. X в.; Paris. Coislin. gr. 223, 1301 г.). В двустишии говорится, что И., подобно лебедю, даже находясь при смерти, пел духовные песнопения. В совр. календаре Элладской Православной Церкви память прп. Иосифа под 20 июня отсутствует. Болландист Г. Хеншен предположил, что в визант. календарях под 17 и 20 июня помимо современника прп. Антония Великого мог поминаться один из Иосифов, о которых рассказывается в Apophthegmata Patrum (лат. версия в Vitae Patrum): Иосиф Фивейский (Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. I 14; PG. 65. Col. 241; рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 91-92) или современник прп. Пимена Великого (сер. IV - 1-я пол. V в.) Иосиф из Панефо (Панефиса), о к-ром помимо отдельной главы (Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. IX 8; Vol. 2. X 38-40, XI 45, XII 9, XIII 1; PG. 65. Col. 228-232), где он также назван Иосифом «в Нижней Гераклее» (ες Ηρακλος τν κτω), говорится в гл. «О пресв. Евлогии» (Apopht. Patr. (Guy). Vol. 2. VIII 4; PG. 65. Col. 169-172; рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 61, 85-87) и, возможно, в главе «Об авве Пимене» (Apopht. Patr. (Guy). Vol. 2. X 60, 61, XV 57; PG. 65. Col. 327-330, 335-336, 349-352, 357-358; рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 137-139, 142-143, 150, 154). По мнению Ж. К. Ги, Иосиф из Панефо и Иосиф, современник прп. Пимена, являются разными персонажами ( Guy J.-Cl. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Brux., 1962. P. 244. (SH; N 36)).

http://pravenc.ru/text/578398.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ [Греч. Παλος] (IX в.), прп. Коринфский, Христа ради юродивый (пам. визант. 28 февр., 6, 7 нояб.; пам. греч. 6 нояб.). Житие П. (BHG, N 2362) не сохранилось; в рукописи X в. (Paris. gr. 1452), представляющей собой сборник Житий святых за февр., под 29-м числом содержится лишь первая фраза этого произведения (Ibid. Fol. 227v). В. Г. Васильевский отметил, что в данном сборнике находятся Жития, написанные не позднее 1-й пол. X в., хронология к-рых не выходит за границы 2-й пол. IX в. ( Васильевский В. Г. Русско-византийские исследования. СПб., 1893. Вып. 2. С. XVII-XVIII). Нек-рые сведения о П. содержатся в посвященном ему каноне, к-рый был составлен земляком юродивого по случаю нападения на Коринф «измалильтян», т. е. арабов, ок. 879 или 880 г. (AHG. T. 3. P. 346-355). Согласно канону, П. избрал подвиг юродства «с младых ногтей», но прежде чем изображать из себя глупца перед мирянами, он победил плотские страсти аскезой. Неприличными словами (λγοις σχμοσι) он обличал пороки «неразумных» жителей Коринфа, «сделался для них [символом] глупости ради Христа» и посмешищем. П. не только говорил непристойные вещи, но и пел неприличные песни, изображал пьяного и умоисступленного. Ночи же П. проводил в молитве. Он ходил практически нагим, при этом раздавал нищим пропитание и нуждающимся вещи, которые получал «от благочестивых и христолюбивых мужей». Юродивый был наделен от Бога даром пророчества и целительства. После своей кончины он являлся во сне больным и оказывал им помощь. Юродивый почил в мире, вероятно, незадолго до нападения на Коринф арабов. С. А. Иванов отметил, что П.- первый европ. юродивый; его культ возник после длительного упадка юродства, вызванного отторжением от Византии традиционных вост. центров этой аскезы и запретом Трулльского собора (691-692). Вероятно, еще при жизни П. о его святости шли споры среди горожан Коринфа. Именно поэтому автор канона защищает своего героя от тех, кто называли его бесноватым и «незаконным салосом» (греч. σαλς - «безумец», «дурак»). В отличие от предшествующих юродивых (напр., прп. Симеона (пам. 21 июля)) П. был окружен родными и знакомыми; его почитанию способствовали прежде всего женщины и бедняки, хотя городские власти также сыграли роль в становлении культа святого ( Иванов. 2005. С. 139-140).

http://pravenc.ru/text/2581811.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРИЖСКАЯ ПСАЛТИРЬ Давид, играющий на лире. Миниатюра из Парижской Псалтири. 1-я пол. X в. (Paris. gr. 139. Fol. 1v) Давид, играющий на лире. Миниатюра из Парижской Псалтири. 1-я пол. X в. (Paris. gr. 139. Fol. 1v) Одна из самых знаменитых рукописей в истории визант. искусства; получила свое название по месту хранения в Национальной б-ке Франции в Париже (Paris. gr. 139). Существуют по меньшей мере еще 2 рукописи, именуемые в научной лит-ре таким образом,- Paris. gr. 20 и Paris. lat. 10525 (др. название - Псалтирь Людовика Святого). Между 1557 и 1559 гг. роскошно украшенная рукопись Псалтири с комментариями была куплена Жаном Юро де Буастайе, франц. послом в К-поле, у к-рого ее приобрел кор. Людовик XIII; в 1622 г. рукопись поступила в Королевскую б-ку. Кодекс, состоящий из 449 пергаменных листов (37×26,5 см), написан минускулом «bouletée» - письмом, широко использовавшимся в Византии в 1-й пол. X в. Его переплет изготовлен во Франции во 2-й пол. XVI в. По характеру цикла иллюстраций П. П. принадлежит к числу Псалтирей т. н. аристократической редакции (в 1895 Й. Я. Тикканен разделил иллюстрированные Псалтири на 2 группы: «монастырской редакции» - с изображениями, располагающимися преимущественно на полях текста, и «аристократической редакции» - с полностраничными миниатюрами на сюжеты из жизни прор. Давида и библейских Песней). Моисей получает скрижали завета. Миниатюра из Парижской Псалтири. 1-я пол. X в. (Paris. gr. 139. Fol. 422v) Моисей получает скрижали завета. Миниатюра из Парижской Псалтири. 1-я пол. X в. (Paris. gr. 139. Fol. 422v) В П. П. имеются 14 полностраничных изображений на вставных листах: 8 сцен из жизни прор. Давида, почти все в начале рукописи: «Давид как новый Орфей, играющий на лире, с персонификацией Мелодии» (Fol. 1v), «Давид, борющийся со львом» (Fol. 2v), «Помазание Давида прор. Самуилом» (Fol. 3v), «Битва Давида с Голиафом» (Fol. 4v), «Жены израилевы танцуют перед Саулом и Давидом» (Fol. 5v), «Коронование Давида» (Fol. 6v), «Давид с персонификациями Мудрости и Пророчества» (Fol. 7v), «Упреки прор. Натана и покаяние Давида» (Fol. 136v) - и 6 иллюстраций к Песням: «Переход через Чермное море» (Fol. 419v), «Моисей, получающий скрижали завета» (Fol. 422v), «Пророчица Анна» (Fol. 428v), «История прор. Ионы» (Fol. 431v), «Прор. Исаия с персонификациями Ночи и Зари» (Fol. 435v), «Предвестие исцеления царя Езекии» (Fol. 446v). Нек-рые совр. исследователи полагают, что источником для миниатюр на сюжеты из жизни прор. Давида послужил не непосредственно библейский текст, а его парафраз в произведении иудейского автора I в. Иосифа Флавия «Иудейские древности» ( Wander. 2014).

http://pravenc.ru/text/2579035.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИОДОР [греч. Ηλιδωρος] († между 270 и 275), мч. (пам. 19 нояб.; пам. зап. 21 нояб.). На основе несохранившегося пространного Жития И. было составлено сказание, содержащееся в греческих стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.). Это сказание впосл. было включено в печатные греч. Минеи (Венеция, 1593) и в отредактированном виде вошло в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . И. жил при рим. имп. Аврелиане (270-275) в г. Магиде в Памфилии, в М. Азии. Он смело проповедовал имя Христово, за что был доставлен к правителю Аэцию, к-рый уговаривал И. принести жертву богам, а после отказа отдал на мучения. Во время пыток раздался голос с неба и истязатели увидели 4 ангелов, после чего уверовали во Христа; по приказу Аэция они были брошены в море. Правитель распорядился раскалить медного вола и поместить туда И., но по молитве святого вол остыл, и И. остался жив. Аэций отпустил И. на 3 дня в надежде, что тот отступит от христ. веры, но вместо этого святой тайно пришел в языческий храм, называемый Пантеон. По его молитве произошло землетрясение, которое разрушило всех идолов. Разгневанный Аэций приказал вонзить И. в голову раскаленные гвозди и, заковав, отвести в г. Атталию (ныне Анталья, Турция), где мученика бросили на раскаленную сковороду. Однако благодаря молитве И. остался невредимым, и многие присутствовавшие воскликнули: «Поистине, велик Бог христиан!» Тогда местный правитель отправил святого обратно в Магид, где И. вновь пытали, а затем обезглавили. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца время мученической кончины И. указано 272 г.; др. источники относят дату мученичества к 273 г. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память И. отмечена под 19 нояб.; в Римском мартирологе (XVI в.) кард. Цезаря Барония - под 21 нояб. Из-за отсутствия упоминаний об И. в других древних источниках совр. западные исследователи ставят под сомнение достоверность мученичества (BiblSS. Vol. 4. Col. 1077). Ист.: BHG, N 2167; SynCP. Col. 239-240; ЖСв. Нояб. С. 552-553; MartRom. Comment. P. 537-538; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 139-141. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 358; Lucchesi G. Eliodoro//BiblSS. Vol. 4. Col. 1077-1078; Aubert R. Heliodore//DHGE. T. 23. Col. 907; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αϒιολϒιον. Σ. 167. А. М. Гагинский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/389283.html

- ‘ My e’, Patriarkhat, Lviv, traven’-tcherven’ 2004, n°3 (382), pp. 14-16. - ‘Mej dvuh ogniei’, NG Religuia, Moscou, n°4, 134, 3 mars 2004, p. 3. - ‘Les premiers saints de la diaspora russe’, France Catholique, n°2921, Paris, 12 mars 2004, pp. 24-25. - ‘Ukraine, une autre mission’, special issue of the magazine Peuples du Monde dedicated to the Ukrainian Catholic University, Paris, n°376, February 2004, pp. 10-32. - ‘Les gr?co-catholiques d’Ukraine, ferments explosifs d’unit?’, (a special issue of France Catholique dedicated to Ukrainians Greek catholics), France Catholique, n° 2918, 20 f?vrier 2004, pp. 6-13; repris dans Zenit, agence d’information, 16 f?vrier 2004. - « Katolitskist’ pravoslavja », ‘La catholicit? de l’Orthodoxie, recension de trois livres r?cents’, (P. Michael Plekon, Living Icons, Persons of faith in the Eastern Church, Notre Dame, Indiana, University of Notre Dame Press, 2002 ; P?re Ars?ne, Passeur de la foi, Consolateur des ?mes, Paris, Cerf, Sel de la terre, 2002 ; Milan Zust, A la recherche de la v?rit? vivante, L’exp?rience religieuse de Pavel A. Florensky (1882-1937), Rome, Lipa, 2002), Lviv, Bohoslovie, tome 67, vol. 1-2, 2003, pp. 105-111. (en ukrainien). - ‘Book Review of: “Sergei Bulgakov, Towards a Russian Political Theology.” Edited with a commentary by Rowan Williams, Edinburgh, TT Clark ltd. 1999’, The Ecumenical Review, Geneva, WCC, vol. 55, number 3, July 2003, pp. 285-287. - ‘Soloviev, l’unit? de l’Eglise et les relations internationales’, France Catholique, 2094, 14 novembre 2003, pp. 16-17. (repris dans L’Observateur de l’UCU, n°1, janvier 2004, pp. 2-3) - ‘Parijani iakim dobre u Lvove’, Vyssoki Zamok, Lviv, 4 jovtnia 2003, p. 9. - " Sophiologia otsa Serguia Bulgakova i sovremmenoe zapadnoe bogoslovie " , Acts of the conference organized by Dom Russkovo Zarubeji?, S.N. Bulgakov, Religuiozno-filosofskij put’, Moscow, Ruskij Put’, 2003, pp. 127-139. - ‘L’Ukraine, une nouvelle fronti?re pour la conscience chr?tienne’, Zenit, 27 mars 2003 ; France Catholique, n°2876, 4 avril 2003, pp. 22-24.

http://bogoslov.ru/person/2316638

из праотеческого ряда центрального иконостаса Успенского собора Московского Кремля; икона «Отечество» (1654, ЯИАМЗ); икона «Троица» из Богоявленской ц. с. Семёновского Московской обл. (1-я пол. XVII в., ЦМиАР); икона «Господь Саваоф» из праотеческого ряда иконостаса Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля (1698-1699, иконописец Кирилл Уланов и мастерская); росписи центрального купола Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1598); росписи на своде ц. во имя св. Апостолов в Печской Патриархии (XVII в.). В XVIII-XIX вв. вместо ромбовидной формы Н. использовали треугольную (скульптуры «Господь Саваоф» нач. XIX в. из г. Лысьвы и 1-й четв. XIX в., обе - ПГХГ; росписи Троицкой надвратной ц. Киево-Печерской лавры, XVIII в.). В романском, визант. и древнерус. искусстве применялись цветные Н.- синие, красные, желтые, розовые (росписи ц. Сан-Пьетро-аль-Монте в Чивате, Италия, сер. XI в.; миниатюры из Парижской Псалтири - Paris. gr. 139, 1-я пол. X в.; росписи ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории, Греция, кон. XI - нач. XII в., иконы визант. темплона рубежа XII и XIII вв. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Их цвету нек-рые авторы придавали особое, символическое, значение (см.: Царевская. 2014). Лит.: Стефани Л. Э. Нимб и лучезарный венец в произведениях древнего искусства. СПб., 1863; Barbier de Montault X. Traité d " iconographie Chrétienne. P., 1890. T. 1. P. 31-42; Jerphanion G., de. Le nimbe rectangulaire en Orient et en Occident//Études. P., 1913. T. 134. P. 85-93; Leclecq H. Nimbe//DACL. Vol. 12. Pt. 1. Col. 1272-1312; Nimbo//EC. 1952. Vol. 8. Col. 1884-1888; Collinet-Gu é rin M. Histoire du Nimbe: Des origines aux temps modernes. P., 1961; Nimbo//Enciclopedia dell " arte antica, classica e orientale. R., 1963. Vol. 5. P. 493-497; Zucker M. J. The Polygonal Halo in Italian and Spanish Art//Studies in Iconography. Kalamazoo, 1978. Vol. 4. P. 61-77; Cormack R. Writing in Gold: Byzantine Society and Its Icons. L., 1985; Ahlqvist A. Tradition och rörelse: Nimbusikonografin i den romerskantika och fornkristona konsten.

http://pravenc.ru/text/2577657.html

Известно, что В. М. не владел грамотой и едва умел написать свое имя. Между тем в рукописной традиции ему приписываются «Поучительные главы к сыну Льву» (PG. 107. Col. 22-56), написанные в 880-882 гг., и т. н. 2-е поучение Льву VI. Предполагается, что их автором являлся Патриарх Фотий или кто-то из его окружения. Образ В. М. в литературе и искусстве Сын В. М. Лев VI посвятил ему пространную эпитафию, внуку Константину VII приписано в заглавии авторство биографии основателя Македонской династии - «Исторического повествования о жизни и деяниях славного царя Василия», сохранившегося в качестве 5-й книги т. н. Хроники Продолжателя Феофана. Автор, всячески восхваляя В. М. и рисуя мрачный образ его предшественника, «пьяницы» Михаила III, приводит немало полулегендарных преданий из его жизни, но вместе с тем сообщает ряд ценных исторических сведений, приводит и рассказ о Крещении «росов» и чуде с Евангелием - этот эпизод, воспроизводимый впосл. др. авторами, является по сути единственным упоминанием о Крещении Руси в визант. исторических сочинениях, умалчивающих о Крещении при св. Владимире. Известны также анонимные сказания и легенды о царствовании В. М. Изображение В. М. находилось в Новой ц., а также на миниатюрах рукописной Псалтири (Paris. gr. 139, 879-883 гг.) в начале (вместе с семьей) и на обороте 3-го листа. Ист.: Theoph. Contin. V. P. 211-353; Genesios. Reges. IV/Ed. A. Lesmüller-Werner, I. Thurn. B., 1978. P. 76-91. (CFHB; 14); Scriptores post Theophanem/Ed. I. Bekker. Bonn, 1838. P. 686-700, 838-848. (CSHB); Leonis Grammatici Chronographia/Ed. I. Bekker. Bonn, 1842. P. 253-262. (CSHB); Theodosii Meliteni Chronographia/Ed. Th. Tafel. Münch., 1859. P. 176-183; Книгы времянныя и образныя Георгия мниха/Изд. В. М. Истрин. Пг., 1922. Т. 2. С. 17-24; Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum/Ed. I. Thurn. B., 1973. P. 115-170. (CFHB; 5); Ioannis Zonarae Epitome historiarum. XVI/Ed. Th. Büttner-Wobst. Bonn, 1897. P. 417-440; Vogt A., Hausherr I. Oraison funèrbe de Basile par son fils Léon VI le Sage. R., 1932. (OrChr; 25); Moravcsik G. Sagen und Legenden über Kaiser Basileios I.//DOP. 1961. Vol. 15. P. 59-126; Vom Bauernhof auf den Kaiserthron: Leben des Kaisers Basileios I., beschrieben von Konstantinos VII. Porphyrogennetos/Übers., eingeleit. und erkl. v. L. Beyer. Graz; W.; Köln, 1981.

http://pravenc.ru/text/Василием I ...

139. Col. 11-164). Отдельные гомилии собрания содержатся и в др. списках: Angel. gr. 51; Ambros. I 91 inf. (описание см.: Χριστοφορδης. 1980. Σ. 438-441). Гомилии большей частью не имеют точных датировок, однако на основании косвенных данных В. Христофоридис датирует 19-ю гомилию 14 нояб. 1382 г., 30-ю - нояб. 1383 г., 33-ю - дек. 1383 г., 37-ю и 38-ю - янв. 1384 г. Гомилии 41-42, в которых И. Г. сурово осуждает браки христиан с «нечестивцами» (вероятно, турками), произнесены вскоре после прибытия И. Г. в Фессалонику в 1380 г. ( Χριστοφορδης. 1988. Σ. 538-541). Значение гомилий И. Г. как исторического источника велико. Они отражают жизнь Фессалоники в 1382-1396 гг. До 1387 г. городом управлял Мануил II Палеолог, которого И. Г. восхвалял как благочестивого и достойного правителя. Благодаря гомилиям 27, 28 и 30 известно о сопротивлении И. Г. попыткам отчуждения церковной и монастырской собственности в пользу войск, оборонявших Фессалонику во время тур. осады (Ibid. Σ. 549-552). Поздние гомилии И. Г., написанные после возвращения в город в 1393 г., содержат нек-рые сведения о положении греч. христ. населения Фессалоники в период тур. правления. Новые власти разместили в городе гарнизон, но пока не стремились вмешиваться в городскую жизнь. Управляли Фессалоникой аристократические семьи, образованная и богатая элита, которая формировала свой чиновничий аппарат и поддерживала порядок в городе на основе традиций визант. права. В проповедях И. Г. старался сгладить противоречия между правящими кругами и большинством населения, снизить напряжение из-за высоких налогов и явно ухудшившегося экономического положения разоренного города. Гомилии, не вошедшие в собрание В рукописи Paris. gr. 1192. F. 311-322v содержатся 3 гомилии, не включенные в общую нумерацию и посвященные различным вопросам общественной жизни ( Λαορδας. 1954. Σ. 55-65; Χριστοφορδης. 1981. Σ. 61-67). В отличие от гомилий, вошедших в собрание, они датированы: 5 (BHG, N 547r) и 12 окт. (BHG, N 547s) 1393 г. и 28 февр.

http://pravenc.ru/text/674902.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010