DSAM Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Doctrine et Histoire/Publié sous la direction de Marcel Viller, S. J., assisté de F. Cavallera, et J. de Guilbert, S. J., avec le concours d’un grand nombre de collaborateurs. Paris, 1:1937; 2:1953; 3:1957; 4/1:1960; 4/2:1961; 5:1964; 6:1967; 7/1:1969; 7/2:1971; 8:1974; 9:1976; 10:1980; 11:1982; 12/1:1984; 12/2:1986; 13:1988; 14:1990; 15:1991; 16:1994; 17 (Index): 1995. LSJ Liddell H. G., Scott R. A Greek-English Lexicon, revised by Jones H. S. 1940 with a Supplement 1968. Oxford, impression 1994. JBL Journal of Biblical Literature. Philadelphia et al., 1881 – . JThS Journal of Theological Studies. London, 1900–1905; Oxford, 1905 – . 1 (1899/1900) – 50 (1949); NS 1 (1950) – . Mansi Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collec- tio, in qua praeter ea quae Ph. Labbeus et G. Cossartius... et novissime N. Coleti in lucem edidere, ea omnia insuper suis in locis optime disposita exhibentur, quae J. D. Mansi... evulgavit... Florentiae/Venetiis, 1759–1798 (T. 1–31); Parisiis, —15— 1902–1915 (T. 32–48); Leipzig–Arnhem, 1923–1927 (T. 49–53). (Graz, r 1960–1961. T. 1–53 в 59). Muséon Le Muséon: Revue d’études orientales (Tijdschrift voor oriëntalisme). Louvain-La-Neuve; Louvain: 1 (1882) – 15 (1896), N. S. 1=19 (1900) – 14/15=33 (1913/14); 3. Ser. 1=33 (1915/16); 34 (1921) – . ОСА Orientalia Christiana Analecta. Roma, 1935 – . ОСР Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1935 – . OS Ostkirchliche Studien. Würzburg, 1952 – . ParOr Parole de l’Orient. Kaslik, Liban, 1970 – . PG Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Parisiis, 1857–1866. T. 1–161. PL Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series latina. Parisiis, 1844–1864. T. 1–225. PO Patrologia Orientalis /Ed. R. Graffin, F. Nau. Paris, затем Turnhout и Roma; Turnhout, 1903 – . PTS Patristische Texte und Studien. Berlin, 1964 – . REG Revue des Études grecques. Paris, 1888 – . RESEE Revue des Études sud-est européennes. Bucarest, 1963 – . RThom Revue Thomiste. Tolouse, 1 (1893) – 22 (1914); N. S. 1–23 (1918) – 19–41 (1936); 42 (1937); 43 (1937) – 45 (1939) – Année 45–47; 46–54 (1946) – . SC Sources Chrétiennes. Paris, 1940 – . StMon Studia Monastica. Barcelona, 1959 – . StT Studi e Testi: Biblioteca Apostolica Vaticana. Città del Vaticano, 1900 – . ThPh Revue de Théologie et de Philosophie. Lausanne, 3. Ser. 1 (1951) – 27 (1977); 28 – 110 (1978) – . [Ранее: Théologie et philosophie 1 (1868) – 5 (1872); Revues de théologie et de Philosophie et compte rendu des principales publications scientifiques 6 (1873) – 44 (1911); N. S. 1 (1913) – 38 (1950)]. TLG Thesaurus Linguae Graecae E (CD). ViC Vigiliae Christianae: A Review of early Christian Life and Language. Amsterdam, 1947 – . Условные обозначения + добавляет < опускает Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ломакин Г. Я. Автобиографические записки, с примечаниями В. В. Стасова//Русская старина. III, V, VI, VIII. 1886. Макарий Коринфский, Никодим Святогорец . О непрестанном причащении=Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых тайн/Пер. иером. Симеона (Гагатика). Сумы, 2001. Никифор Каллист Ксанфопул. Церковная история=Ecclesiasticae Historiae. PG 145, 557–1332, PG 146. Оптат Милевийский. О расколе донатистов=De Schismate donatistorum, CSEL, Vol. 26. Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву в середине XVII века. СПб., 1898. Павел Силенциарий. Описание храма Святой Софии: Pauli Silentiarii Descriptio Ecclesiae Sanctae Sophiae. PG 86, 2119–2158. Пасхальная хроника=Chronicon paschale. PG 92, 69–1028. Пётр Диакон. О воплощении и благодати=De Incarnatione et Gratia Domine. PL 62, 83–92. Платон. Тимей//Его же. Сочинения: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 457–541. Платон. Федон//Его же. Сочинения: В 3 т. М., 1971. Т. 2. С. 5–94. Плиний Младший. Письма. М., 1982. Порфирий. Жизнь Плотина: Vita Plotini. Ed. P. Henry, H.-R. Schwyzer//Plotini opera. Vol. 1. Leiden, 1951 (Museum Lessianum. Series philosophica 33). P. 1–41. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского: В 2 т./Пер. с сербского. М., 2001. Прокопий Кесарийский. О постройках Юстиниана//Его же. Война с готами. О постройках/Пер. С.П. Кондратьева. М., 1996. С. 138–301. Пространный христианский катехизис=Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1909. Современное переиздание: Филарет, митр. Московский. Православный катехизИс.М., 2004. Псалтирь следованная. М., 1651. Резолюция митрополита Сергия о возможности поминовения умерших инославных в православных храмах. РГИА. Ф. 2565. Оп. 1. Ед. хр. 19. Л. 8. РуфИн.История египетских монахов=Rufinus. Historia monachorum. Hrsg. von E. Schulz-Flügel. PTS 34. Berlin; New York, 1990. РуфИн.Церковная история//Тюленев В. М. Рождение латинской христианской историографии. С приложением перевода «Церковной истории» Руфина Аквилейского . СПб. , 2005. С. 230–284.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Григорий Чудотворец. К Феопомпу=P. de Lagarde. Analecta Syriaca. Leipzig, 1838. Pp. 31–67. Диадох. Слово подвижническое=Diadoque de Photice. Oeuvres spirituelles. Ed. E. des Places. SC 5–bis. Paris, 1955. Pp. 84–163. Диоген Лаэртский. О жизни философов=Diogenis Laertiae Vitae philosophorum. Tt. I-II. Oxford, 1964. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах=Corpus Dionysiacum I: Pseudo-Dionysius Areopagita. De Divinis nominibus. Ed. B. R. Suchla. PTS 33. Berlin, 1990. Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии=Corpus Dionysiacum II: Pseudo-Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia, De ecclesiastica hierarchia, De mystica theologia, Epistulae. Ed. G. Heil and A. M. Ritter. PTS 36. Berlin, 1991. Евномий. Апология=Eunomius. The Extant Works. Text and translation by R. P. Vaggione. Oxford, 1987. Евномий. Апология апологии=Gregorii Nysseni Opera I-II: Contra Eunomium libri. Ed. W. Jaeger. Leiden, 1960. Евсевий Кесарийский. Похвала Константину=Eusebii Opera. Ed. I. A. Heikel. GCS 7. Leipzig, 1902. S. 193–259. (PG 20, 1316–1440) Епифаний Кипрский. Панарион=Epiphanius. Anchoratus und Panarion. Ed. K. Holl. GCS 25. Leipzig, 1915. Ефрем Сирин. Гимны против Юлиана=Der heiligen Ephraem der Syrers Hymnes contra Julianum. Ed. E. Beck. CSCO 78–79, Scriptores syri 174–175. Louvain, 1957. Иероним. О знам. мужах=Hieronymus. Liber de viris illustribus. Ed. E. Richardson. Leipzig, 1896. Ириней Лионский. Против ересей=Irйnйe de Lyon. Contre les hйresies I-V. Ed. A. Rousseau, L. Doutreleau, B. Hemmerdinger et Ch. Mercier. SC 263–264 (I); 293–294 (II); 210–211 (III); 100 (IV), 152–153 (V). Paris, 1965–1979. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры=Die Schriften des Johannes von Damaskos II: Expositio fidei. Ed. B. Kotter. PTS 12. Berlin, 1973. Иоанн Златоуст. Книга о девстве=De virginitate. PG 48, 533–596. Иустин. Апологии I и II=Saint Justin. Apologies. Ed. A. Wartelle. Paris, 1987. Иустин. Фрагменты=Fragmenta. PG 6, 1571–1604 (сомнительные). Киприан Карфагенский. Книга о падших=Sancti Caecili Cypriani. Opera amnia. CSEL 3. (Wien, 1868). Pp. 237–264.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Слова: Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa, quam edidit Paulus Bedjan. Leipzig, 1909. Исидор Пелусиот Письма: Epistolarum libri quinque. PG 78, 177–1645.Русский перевод: Исидор Пелусиот . Письма. Ч. 1–3. М., 2000–2001. Письма: Epistolarum libri quinque. PG 78, 177–1645. Иустин Философ 1?я Апология. Saint Justin. Apologies. Ed. A. Wartelle. Paris, 1987. Диалог с Трифоном 81. PG 6, 669 А. Justin. Dialogue avec Tryphon. Voll.I-II. Ed. G. Archambault. Paris, 1909.Русский перевод: Сочинения святого Иустина философа и мученика/Пер. прот. П. Преображенского . М., 1892 (М., 1995 р). 1?я Апология. Saint Justin. Apologies. Ed. A. Wartelle. Paris, 1987. Диалог с Трифоном 81. PG 6, 669 А. Justin. Dialogue avec Tryphon. Voll.I-II. Ed. G. Archambault. Paris, 1909. Киприан Карфагенский О смертности: De mortalitate. Ed. W. Hartel. CSEL 3/1. 1868. P. 295–314.Русский перевод: Священномученик Киприан Карфагенский . Творения. М., 1997. О смертности: De mortalitate. Ed. W. Hartel. CSEL 3/1. 1868. P. 295–314. Кирилл Иерусалимский Поучения огласительные: Catecheses ad illuminandos 1–18. PG 33, 369–1060.Русский перевод: Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. Поучения огласительные: Catecheses ad illuminandos 1–18. PG 33, 369–1060. Климент Римский Первое и Второе Послания к Коринфянам: Clement de Rome . Epitre aux Corinthiens. Ed. A. Jaubert. SC 167. 1971.Русский перевод: Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 42–92. Первое и Второе Послания к Коринфянам: Clement de Rome . Epitre aux Corinthiens. Ed. A. Jaubert. SC 167. 1971. Макарий Египетский Духовные беседы: Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. Ed. H. Dorries, E. Klostermann, M. Kroeger. PTS 4. Berlin, 1964.Русский перевод: Преподобный Макарий Египетский . Творения. М., 2001. Духовные беседы: Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. Ed. H. Dorries, E. Klostermann, M. Kroeger. PTS 4. Berlin, 1964. Максим Исповедник Амбигва ­­ Книга недоуменных вопросов (Амбигва): S. Maximi Confessoris ambiguorum libri. PG 91, 1031–1418.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

e.g. Pseudo Dionysius the Areopagite, The Mystical Theology,1.1-3 [ PG 3.997A-1001A/PTS 36, pp.141-144]. Basil the Great, Against Eunomios, 2.17 [ PG 29.608C ll.56-57 /SC 305]. ( Against Eunomius, trans. Mark Delcogliano and Andrew Radde-Gallwitz, FC v.122, (Washington, D.C.: Catholic University of America Press, 2011), p.154). See Mantzaridis, Time and Man, p.7. cf. Basil the Great, Against Eunomios, 2.17 [ PG. 29.608C ll.40-41 /SC 305]. ( Against Eunomius, FC v.122, p.154).   Maximus the Confessor, Amb.10.26 [ PG.91.1153B] in Andrew Louth, Maximus the Confessor (London/NY: Routledge, 1996), pp.124-125 and compare Amb.10.31 [ PG 91.1164B-C], 10.41 [ PG 91.1188A-B], Centuries on Theology, 1.69 and Various Texts on Theology [etc.], ( Philokalia II) 5.47-48. Also see Pseudo-Dionysius the Areopagite: " One can take eternity and time to be predicates of God since, being the Ancient of Days, he is the cause of all time and eternity. Yet he is before time and beyond time and is the source of the variety of time and of seasons. Or, again, he precedes the eternal ages [ aionon], for he is there before eternity and above eternity, and " his kingdom is an everlasting kingdom " " ( Divine Names,10.3 [ PG 3.940A/PTS 33, pp.216-217) ( Pseudo-Dionysius: The Complete Works, trans. Colm Luibheid and Paul Rorem, The Classics of Western Spirituality (NY: Paulist Press, 1987), p.121). For earlier affirmations of God being incomparable to His creation being uncreated see Irenaeus’ Against Heresies 2.25.3, 4.11.2, 4.38.1 and 4 as well as Novatian’s De Trinitate 2. ‘Kontakion for the Nativity of our Lord and God and Saviour, Jesus Christ in Tone 3’, The Divine Liturgy of Our Father Among the Saints John Chrysostom, U.K. Ecumenical Patriarchate text (Oxford: OUP, 1995), pp.72-73. cf. Basil the Great, Against Eunomios, 2.13 [ PG 29.596b ll.18-22/ SC 305]. ( Against Eunomius, FC v.122, p.147). cf. Athanasius, De Vita Antonii, §31ff. where the action of the fallen angels ‘subtle’ bodies is described.

http://bogoslov.ru/article/2668945

Феодор (Юлаев) , иером. 2010 – Свт. Кирилл Александрийский . Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому/Пер. с древнегреч., предисл. и примеч. иером. Феодора (Юлаева) //БВ. 2010. 10. С. 15–31. [Sviatitel’ Kirill Aleksandriiskii. Dva poslaniia k Sukkensu, episkopu Diokesariiskomu (Two Epistles to Succensus, Bishop of Diocaesaria)/Perevod s drevnegrecheskogo, predislovie i primechanie ieromonakha Feodora (Iulaeva)//Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2010. 10. P. 15–31.] Heil, Ritter 1991 – Corpus Dionysiacum II: Pseudo-Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia, de ecclesiastica hierarchia, de mystica theologia, epistulae/Hsgb. G. Heil, A. M. Ritter. B., 1991 (PTS 36). Suchla 1990 – Corpus Dionysiacum I: Pseudo-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus/Hsgb. B. R. Suchla. B., 1990 (PTS 33). Uthemann 1985 – Anastasii Sinaitae. Sermones duo in constitutionem hominis secundum imaginem Dei, necnon Opuscula adversus monotheletas/Ed. K.-H. Uthemann. Turnihout – Leuven, 1985 (CCSG 12). 6 ν μοντητι. Так здесь у прп. Анастасия. В печатных изданиях Ареопагитского корпуса: «в неподвижности» (ν μονιμτητι), хотя такое же чтение, как у прп. Анастасия, засвидетельствовано и в ряде рукописей. 7 Ср.: Dionysius Areopagita. Epistula 9, 3:10–1 (Heil, Ritter 1991. S. 201–202). Здесь и далее прп. Анастасий цитирует Ареопагитский корпус. 11 πθου. Издатель «Глав против монофелитов» Утеман предположительно производит эту форму от выражения: π Θεο. 16 ξαλμον. Редчайшее слово, отсутствует в доступных нам словарях. Предполагаем, что оно происходит от сочетания слов ξις и λμη. 17 Или «болиголов». Его соком отравляли в Древней Греции приговоренных к смертной казни. В частности, к такой смерти был приговорен Сократ. 18 Разновидность вьюнка, сок которого употреблялся в качестве слабительного. Прп. Анастасий противопоставляет эти два дара земли (цикута и скаммоний), один из которых убивает человека, другой – исцеляет. 19 И здесь противопоставляется свойство медного купороса предохранять древесину от гниения и горючесть серы.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

в средневековой латинской литературе: Алан Инсулийский. Отличия богословских речений//PL. 210. Col. 819D. «Далее замечает место, где Христос в Евангелии: Царство Божие внутрь вас есть, то есть Я Царство Божие внутрь вас». 50 Пасхазий, диакон. О Святом Духе//PL. 62. Col. 35D. «И посему о Святом Духе написанное верно понимаем: Царство Божие внутрь вас есть». 63 Проповедь на Литургии после чтения Евангелия в храме Преображения Господня 24.12.2015 (Святая Гора Афон, Вершина). Лк., 107 зач., 21:28–33. 76 Проповедь на Литургии в храме Святых Царственных Страстотерпцев (д. Пушков Городок) 24.12.2017. Лк., 76 зач., 14:16–24. 89 Проповедь на Литургии 30.12.2017. Лк., 62 зач., 11:47–12:1. Лк., 72 зач., 13:18–29. Лк., 74 зач., 14:1–11. 118 Проповедь на Литургии 2.01.2016. Лк., 72 зач., 13:18–29. Мф., 11 зач., 5:14–19. Мк., 41 зач., 9:33–41. 146 Катены на евангелиста Марка//Catenae Graecorum patrum in Novum Testamentum/ed. J. A. Cramer. Vol. l. Oxford, 1840 (r. Hildesheim, 1967). P. 280:19–20. 154 Феодор Студит , прп. Малое огласительное слово 15:38–40//Theodori Studitis Parva Catechesis/ed. E. Auvray. Paris, 1891. «...не по их природе, но что они являются сосудами Божественной энергии и через них и в них соблаговолил Бог устроить наше спасение». Ср.: Иоанн Дамаскин , прп. Слово третье в защиту святых икон 34:1–18//PTS. 17. S. 139. 167 Проповедь на Литургии в Покровском храме Московской духовной академии 14.01.2015. Лк., 6 зач., 2:20–21, 40–52. Лк., 24 зач., 6:17–23. 177 Проповедь на Литургии в Покровском храме Московской духовной академии 19.01.2016. Мф., 6 зач., 3:13–17. 200 Здесь говорится о Светах и в богословском смысле, и о замене праздником Богоявления языческого праздника солнцестояния и новолетия. Подробнее см.: Дионисий (Шленов) , игум. Время празднования Рождества и Кре­щения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI в.//БВ. 8–9. 2009. С. 244–245. 209 См.: Житие и чудеса Петра Атройского (под авторством Саввы монаха) 37:30–40//Subsidia hagiographica. 29. Р. 147. 225 Cp.: Каллист Ангеликуда, npn. Опровержение Фомы Аквината 540:6–7//Καλλστου γγελικοδη Κατ Θωμ κιντου/κδ. Σ. Γ. Παπαδπουλος. θναι, 1970. Σ. 255. «Таков и наш первообраз, а именно Бог Троица, будучи разумом и словом и духом» (Οτω τονυν κα τ μτερον πρωττυπον, τοι Θες, Τρις, νος οσα κα λγος κα πνεμα) 228 Иоанн Евгеник. Побудительное напоминание Феодору Порфирогениту//Παλαιολγεια κα Πελοποννησιακ/κδ. Σ. Π. Λμπρος. Α θναι, 1912/23. Σ. 96:18–19. γρ ναχρησις κ το κσμου οδν λλο πφυκεν τεχνς νκρωσις τν παθν κα φανρωσις τς ν Χριστ κρυπτομνης ζως. Читать далее Источник: Вслед за Рождественской звездой: проповеди, произнесенные в период Рождественского поста и Святок/Дионисий (Шленов), игум. - Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2019. - 176 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

От греческого слова hilia – тысяча. Подробный экзегетический анализ эпизода о Тысячелетнем царстве см. в книге: Ким Николай, священник . Тысячелетнее царство. Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб., 2003. 6 Иоанн (Зизиулас), митрополит. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви. М., 2006. С. 260. 8 Лосский В. Н. Господство и царство. Эсхатологический этюд//Его же. Богословие и боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 581–582. 10 Исаак Сирин. Главы о знании. III, 74–75: Текст не издан, содержится в рукописях Bodleian syr. c. 7; Tehran, Issayi Collection, ms. 4. 11 Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни (том II). Беседа 1, 20: Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). ‘The Second Part’, chapters IV-XLI. Edited by Sebastian Brock. – Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 554, Scriptores syri 224. Louvain, 1995. 33 Фома Аквинский. Сумма теологии IIIa, 52, 2. St. Thomas Aquinas . Summa theologiae. Latin text with English translation. London – New York, 1965. 35 Кирилл Иерусалимский . Поучение огласительное 15, 1. Catecheses ad illuminandos 1–18. PG 33, 369–1060. Русский перевод: Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. 36 Иоанн Златоуст. Толкование на Мф. 56:3–4 . Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , Homiliae in Matthaeum. Ed. F. Field. T.I-III. Canterbury, 1839. (Творения. Т. 7. Ч. 2. С. 767–768). Русский перевод: Творения ­­ Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Изд. 2-е. Т. 1–12. СПб., 1899–1906. 38 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 4, 26. Die Schriften des Johannes von Damaskos IÏ Expositio fidei. Ed. B. Kotter. PTS 12. Berlin, 1973. Русский перевод: Точное изложение православной веры/Пер. А. Бронзова . СПб., 1894. 53 Иоанн Златоуст. Беседы на 1Кор. 40:1 (Творения. Т. 10. Ч. 1. С. 414). Sancti patris nostri Ioannis Chrysostomi, archiepiscopi Constantinopolitani , In divi Pauli Epistolam ad Corinthios priorem Homiliae XLIV. Ed. F. Field. Oxford, 1847. В новое время еретическая практика крещения умерших была возрождена в мормонских общинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

22 Прп. Никита известен прежде всего как полемист с армянами и латинянами (см.: ИАБ, 2004. 6. о его антииудейской полемике нет никаких дополнительных данных. 28 Nicetas Stethatus. De anima (ad Nicetam Coronidam). L.11–13 (Darrouzès 1961. P.56. Рус. пер.: Дионисий (Шленов) , игум. 2011a. С.8. Здесь и далее русский перевод трактатов «Трилогии» будет указываться по данному изданию). 39 Ioannes Damascenus. Expositio fidei 25:15–18 (P.B.Kotter. B., 1973 (PTS 12). S.71–72. Рус. пер.: Бронзов 2007. С.172). 46 См., например: Aspasius. In ethica Nichomachea commentaria (G.Heylbut. B., 1889 (Commentaria in Aristotelem graeca 19.1). S.42:27–32), где учение о двух наиглавнейших страстях – печали и удовольствии – приписывается Аристотелю. 50 См.: Nicetas Stethatus. De paradiso 30–33 (Darrouzès 1961. P.190, 192, 194, 196. Рус. пер.: С.81–83). 54 См.: Gregorius Nazianzenus. Oratio 38, 12//PG 36, 324. Рус. пер.: П.Делицин, прот. 1994. С.528). 60 Святые отцы и христианские писатели, как восточные, так и западные, под «Царствием Небесным внутри нас» понимали Бога, Святую Троицу, благодать Святого Духа, особо пришествие Христа Спасителя, приобретение добродетелей, приобщение истине. Свт. Григорий Нисский толковал данный евангельский стих в смысле приобщения внутреннему благу, его экзегеза максимально близка представлениям о необходимости самопознания в христианской традиции (см.: Gregorius Nyssenus. De virginitate 12, 3:6–12 (M.Aubineau. P., 1966 (SC 119). P.411–412) «...благо Божие... всегда в каждом находится...» (τ το Θεο γαθν… ε ν κστ στν)). В будущем предполагается написание статьи с подробным раскрытием данной темы. 62 См.: Nicetas Stethatus. De hierarchia 32–41 (Darrouzès 1961. P.334–344. Рус. пер.: С.154–160). 72 Ср.: Basilius Caesariensis. Homilia in illud: Attende tibi ipsi (S.J.Rudberg. St., 1962. P.26:14–17). 77 Aristoteles. Fragmenta varia 1, 1, 3:11–14 (V.Rose. Leipzig, 1886 ( r 1967)). «Речение «Познай себя» одни приписывают Хилону, а Хамелеон в сочинении «О богах» – Фалесу, а Аристотель – Пифии».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

78 Cf. G. Kirchmeyer, art. «Grecque (Église),» DSp 6 (1967) 813–819. Note also the references in G. W. H. Lampe, A Partistic Greek Lexicon (Oxford, 1961), B.v. εκν, pp. 413–414. 79 For Byzantine discussions of λγος see K.-H. Uthemann, «Die ‘Philosophischen Kapitel’ des Anastasius I,» ocp 46 (1980) 344; the so-called Sammlung von Definitionen in F. Diekamp, Doctrina patrum di incarnatione verbi, 2nd edition with revisions by B. Phanourgakis and E. Chrysos (Münster, 1981), p. 263; Philosophica 9.29–33 in Die Schriften des Johannes von Damaskos, ed. B. Kotter (PTS 7: Berlin, 1969), p. 161; Suda, s.v. λγος, ed. A. Adler, 5 vols. (Leipzig, 1928–1938) 3:281; John Zonaras, Lexikon, s.v. λγος, ed. J. A. H. Tittmann, 2 vols. (Leipzig, 1808; repr. Amsterdam, 1967) 2:1314–1315. 80 Homily 60.2 (ed. Oikonomos), pp. 248–249. Because of the rarity of this edition, I quote the Greek text in full. I am grateful to the Gennadius Library of the American School of Classical Studies in Athens for providing me with a photocopy of this edition. 86 Para. 18.272–275: ς λγος τν ν ατ κρυπτμενον νον και νος τν ξ ατο προερχμενον λγον ν πνεματι 88 Note that Gregory describes the voice/spirit as an νργεια ζωτικ and ζωτικν δναμιν (19.291, 301), just as Palamas speaks of the spirit as ζωοποιν and of a ζωοποις ενργεια and δναμις (c. 30.10–11, 32.2, 38.7,9). However, the Sinaite’s usage does not seem to include communication of life, which is essential to the concept in Palamas. 89 Para. 20.303–305: οσιωδς καθ πστασιν νον και λγον και πνεμα μοφθτε και διαρετα κκτηται νθρωπος. εκν και δξα τς τριδος και ν τοτοις πρχων. 91 «Was St Gregory Palamas St Gregory the Sinaite " s Pupil?,» St. Vladimir’s Theological Quarterly 28 (1984) 115–130. 92 The texts are quoted from Ottobonianus gr. 405, fols. 197r.8–197v.3; 197v.19–23; 199v.8–18 [-Philokalia 4.13.a».1–5]; 201r.22–201v.10. Alexandrinus gr. 131 offers no significant variants. In my forthcoming edition of the Monastic Discourses of Theoleptos these texts can be located as md 23, sections 1–2, 2, 7 and 13 respectively.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010