В копто-араб. Синаксарях говорится о духовной дружбе И. Л. с Шенутой , архим. Белого монастыря , а написанное Бесой Житие Шенуты упоминает о том, как он посетил «своего сотоварища-пророка апу Иоанна» (Изречения египетских отцов. 2001. С. 147). И. Л. умер вскоре после предсказанной им победы имп. Феодосия I над Евгением, о чем имеются прямые указания в «Истории египетских монахов», но, согласно копт. полемической антихалкидонитской традиции, подвижник является современником IV Вселенского Собора (451) и сторонником монофизитов. Согласно той же традиции (нашедшей отражение и в сир. варианте), имп. Маркиан (450-457) отправил к И. Л. своего посланника, чтобы узнать, чью сторону ему принять. И. Л. предрек ему долгое правление, если тот примет сторону монофизитов, однако халкидониты подкупили посланника, и Маркиан встал на их сторону, лишь на смертном одре узнав об обмане ( Crum W. E. Coptic Texts Relating to Dioscorus of Alexandria//Proc. of the Society of Biblical Archaeology. L., 1903. Vol. 25. P. 268-271, 274; Nau F. Histoire de Dioscore//J. asiatique. P., 1903. Sér. 10. T. 1. P. 48-50). Как показали исследования И. Осера, корпус произведений, приписываемых И. Л., на самом деле принадлежит не ему, а, вероятно, сир. автору, известному под именем Иоанна Отшельника (Пустынника). Несмотря на распространенность почитания И. Л. среди коптов и эфиопов в ср. века, в совр. копт. календаре его память отсутствует. В греч. стишных Синаксарях память И. Л. и посвященное ему двустишие содержатся под 6 февр. ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 229). В лат. Мартирологах имя И. Л. встречается либо под 19 марта (Мартиролог Флора Лионского), либо под 27 марта (Мартиролог Адона Вьеннского, Римский Мартиролог). Под 27 марта сведения об И. Л. были собраны в Acta Sanctorum и под этой датой впосл. были внесены свт. Димитрием Ростовским в Четьи-Минеи. Ист.: BHG, N 2189-2190; BHO, N 514-515; ActaSS. Mart. T. 3. P. 692-699; PG. 65. Col. 233; Palladius. Lausiac. P. 100-106; SynAlex. Vol. 2. P. 321-329; SynAlex (Forget). Vol. 1. Р. 139, 143-148; Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. T. 1. P. 268-270; T. 2. P. 431-432; Till W. C. Koptische Heiligen- und Martyerlegenden. R., 1935. Tl. 1. S. 138-154; 1936. Tl. 2. S. 137-140. (OCA; 102, 108); Theodoret. Hist. eccl. V 25; Sozom. Hist. eccl. VI 28. 1; VII 22. 6-8; Hist. mon. Aeg. P. 9-35 (рус. пер.: История египетских монахов/Пер.: Н. А. Кулькова. М., 2001. С. 8-23); Le Synaxaire ethiopien/Ed. G. Colin//PO. 1988. T. 44. Fasc. 3. N 199. P. 343-345; Rufin. Hist. mon. P. 247-275 (рус. пер.: Руфин. Жизнь пустынных отцов. М., 1998. С. 58-89); ЖСв. Март. С. 553-570; Изречения египетских отцов. 2001. С. 95-96.

http://pravenc.ru/text/471358.html

Особую любовь И. М. питал к монашествующим и приказал выстроить для них в Александрии специальную гостиницу. После персид. вторжения в Египет в июне 619 г. ( Leontios " von Neapolis. 1893. S. 153) И. М. был вынужден покинуть Александрию и по просьбе патрикия Никиты отправился в К-поль. У Родоса их корабль попал в бурю; после того как в видении И. М. была открыта его скорая кончина, он повернул на Кипр. Святой скончался в день памяти вмч. Мины (11 нояб.) в Амафунте и был похоронен в базилике свт. Тихона (ранее им было написано Житие свт. Тихона, еп. Амафунтского, BHG, N 1859-1860). По мнению Гельцера, это произошло в 619 г. ( Leontios " von Neapolis. 1893. S. 153), иногда указывается 617 г. (PLRE. Vol. 3b. P. 942; Jean l " Aumônier//DHGE. T. 26. Col. 1255), однако большинство совр. исследователей склоняются к 620 г. ( D é roche. 1995. P. 118, N 64), что соответствует сообщениям историков о десятилетнем Патриаршестве И. М. ( Theoph. Chron. P. 296). В Александрии о кончине И. М. узнали из рассказов праведников о видении святого, к-рый выходил с торжественной процессией из собора или шел по городу в окружении сотен бедняков и сирот с оливковыми ветвями в руках. Почитание Память И. М. была перенесена с 11 на 12 нояб. из-за особенно торжественного празднования вмч. Мины в Египте. Большинство греч. и вост. Синаксарей указывают 12 нояб. как день памяти И. М.: Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. Х в.) (SynCP. Col. 215-217), Минологий имп. Василия II (PG. 117. Col. 157), сир. Мартиролог Раббан Слибы XIV в. ( Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 167), яковитские Минологии из Алеппо (Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 65) и др. Однако в ряде источников память И. М. указана 11 нояб., в т. ч. в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 98) и в арм. Синаксаре Тер-Исраэля ( Bayan. 1922. P. 12). В календаре Абу-ль-Бараката И. М. упоминается под 11 окт. (Le Calendrier d " Abou " l-Barakât/Ed. et trad. E. Tisserant//PO. 1913. T. 10. Fasc. 3. N 48. P. 256).

http://pravenc.ru/text/469614.html

1; 1913. T. 10. Fasc. 5; Les miracles de St. Ptolémée/Ed., trad. L. Leroy//PO. 1910. T. 5. Fasc. 5. P. 779-803; Зайят Х. Восточная б-ка: Христианские мученики при исламе//аль-Машрик. 1938. 36 (на араб. яз.); Vasiliev A. The Life of St. Theodore of Edessa//Byz. 1942/1943. Vol. 16. P. 165-225 (араб. версия: P. 192-198); Zayat H. Vie du patriarche melkite d " Antioche Christophore (967) par le protospathaire Ibrahîm b. Yuhanna: Document inédit du Xe siècle//Proche-Orient Chrétien. Jérusalem, 1952. T. 2. Р. 11-38, 333-366; Griffith S. The Arabic Account of ‘Abd al-Mash an-Nara  n al-Ghassa  n// Idem. Arabic Christianity in the Monasteries of 9th Century Palestine. Aldershot, 1992. P. 331-374; Leontius of Damascus. The Life of Stephen of Mar Sabas/Ed., transl. J. C. Lamoreaux. Louvain, 1999. 2 vol. (CSCO; 578-579. Arab.; 50-51); Khairallah H., Lamoreaux J. The Arabic Version of the Life of John of Edessa//Le Muséon. Louvain, 2000. Vol. 113. N 3/4. P. 439-460; The Life of Timothy Ka  khushta  /Ed., transl. J. C. Lamoreaux, C. Cairala. Turnhout, 2000. (PO; T. 48. Fasc. 4). Лит.: Galtier E. Contribution à l " étude de la littérature arabo-copte//BIFAO. 1905. Vol. 4. P. 105-221; Крачковский И. Ю. Одна из мелькитских версий арабского синаксаря//ХВ. 1914. Т. 2. Вып. 3. С. 389-398; Аттая М. О., Крымский А. Е. Семь спящих отроков Эфесских. М., 1914. (Тр. по Востоковедению, изд. Лазаревским Ин-том Вост. языков; 41); Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 487-555; Bd. 2. S. 474-475; Atiya A. S. The Arabic Manuscripts of Mount Sinai. Baltimore, 1955 (по указ.); Levi della Vida G. Leggende agiografiche cristiane nell " Islam//Atti del Convegno Intern. sul tema «L " oriente cristiano nella storia delle civiltà». R., 1964. P. 139-151; Esbroeck M., van. Un recueil prémétaphrastique arabe du IXe siècle//AnBoll. 1967. Vol. 85. P. 143-164; Sauget J.-M. Premières recherches sur l " origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites (XIe-XVIIe siècles). Brux., 1969. (SH; 45); idem. Une collection hagiographique arabe peu connue: Le manuscrit Vatican arabe 1225//AnBoll.

http://pravenc.ru/text/182317.html

А. Е. Петров Почитание на Востоке В средневек. западносир. Минологиях память М. встречается под 5 авг. (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 83), в копто-арабских - под 8 тута (5 сент.; Ibid. Fasc. 2. P. 187). В копто-арабском Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиопской версии 8 тута/маскарама обозначено как день кончины М. и приводится краткое сказание о нем (SynAlex. Vol. 1. P. 248-250; Le Synaxaire éthiopien: Mois de maskaram. Turnhout, 1986. P. 376-381. (PO; T. 43. Fasc. 3)). В восточносир. годе церковном именем М. называется 1 из 9 литургических периодов, следующий за праздником Креста. В Армянской Апостольской Церкви память М. в числе др. ветхозаветных патриархов совершается в четверг после 2-го воскресенья по Преображении. Почитание в Эфиопии М. широко почитается как членами Эфиопской Церкви , так и эфиоп. евреями (бета эсраэль, фалаша; см.: Ae š coly A. Z. Recueil de textes Falachas: Introd. Textes éthiopiens. Р., 1951. Р. 29-37, 80-143), поскольку он является ключевой фигурой ветхозаветной истории, на к-рой во многом основывается самосознание эфиопов как нации. Эфиоп. традиция, опирающаяся на Числ 12. 1 (женитьба М. на эфиоплянке), возводит к М. происхождение династии Загве . Это предание отражено также в араб. соч. «Церкви и монастыри Египта и соседних земель», согласно к-рому М. ездил в Эфиопию и женился на дочери эфиоп. царя ( Матвеев В. В., Куббель Л. Е. Арабские источники XII-XIII вв. по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Л., 1985. С. 39-40 (араб. текст), 48-51 (пер.)). Ряд источников описывает военный поход М. в Эфиопию по приказу фараона. Развитию культа М. способствовало и особое почитание в Эфиопии ковчега завета, который, согласно местному преданию, был вывезен из Палестины спутниками Менелика I и хранится в Аксумском соборе Богоматери Сионской . Эфиоп. лит-ра богата упоминаниями М. Пересказ библейских историй, посвященных М. и его жезлу, с типологическим толкованием составляет 98-ю гл. династического трактата «Кэбра нагаст» (Kebra Nagast: Die Herrlichkeit de Könige/Hrsg. und mit deutscher Übers. versehen von C. Bezold. Münch., 1905. S. 136-141 (эфиоп. текст), 107-110 (пер.)). Апокриф «Нагара Мусе» (Беседа Моисея), или «Гадла Мусе» (Житие Моисея), посвященный разговору М. с Богом на Синае и известный как в христианской, так и в позднейшей иудейской редакции, был переведен с арабского (помимо арабской существуют также версии на сир. языке, на суахили (мусульмано-мозамбикская) и испанском (алхамиадо) - см.: Suomala. 2005). Повествующий о последних днях и кончине М. апокриф «Мота Мусе» (Смерть Моисея) сохранился только в иудейской версии (используется бета эсраэль при погребальном обряде; см.: Leslau W. Falasha Anthology. New Haven (CT), 1951. Р. 102-111), хотя ранее, возможно, существовала и христ. версия. Не исключено, что оба апокрифа имеют ислам. происхождение.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

202 . Severus of Antioch. Letter 34. To Elisha presbyter and archimandrite/E. W. Brooks, ed., transl.//Patrologia Orientalis. P., 1919. T. 12. Fasc. 2. P. 97–106. 203 . Severus of Antioch. Letter 65. To Eupraxius the chamberlain, in answer to questions/E. W. Brooks, ed., transl.//Patrologia Orientalis. P., 1920. T. 14. Fasc 1. P. 6–68. 204 . Severus of Antioch. Letter to John the Soldier/S. Brock, Hrsg.//Erkentnisse und Meinung. Wiesbaden, 1978. Bd. 2. S. 60–64. 205 . Severus of Antioch. Letter to Anastasia the deaconess/Y. N. Youssef, ed., trans.//Bulletin de la Société d’Archéologie Copte. 2001. Vol. 40. P. 126–136. 206 . Sévère d’Antioche. Homélie 14//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1976. T. 38. Fasc. 2. P. 400–415. 207 . Sévère d’Antioche. Homélie 21//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 64–87. 208 . Sévère d’Antioche. Homélie 22//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 88–113. 209 . Sévère d’Antioche. Homélie 23//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 114–133. 210 . Sévère d’Antioche. Homélie 24//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 134–145. 211 . Sévère d’Antioche. Homélie 25//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 147–167. 212 . Sévère d’Antioche. Homélie 37//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1972. T. 36. Fasc. 3. P. 474–487. 213 . Sévère d’Antioche. Homélie 38//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1972. T. 36. Fasc. 3. P. 488–503. 214 . Sévère d’Antioche. Homélie 44//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1971. T. 36. Fasc. 1. P. 96–107. 215 . Sévère d’Antioche. Homélie 70//Patrologia Orientalis. P., 1915. T. 12. Fasc. 1. P. 5–51. 216 . Sévère d’Antioche. Homélie 83//Patrologia Orientalis. P., 1927. Т. 20. Fasc. 2. P. 399–424. 217 . Sévère d’Antioche. Homélie 109//Patrologia Orientalis. P., 1942. T. 25. Fasc. 4. P. 732–781. 218 . Sévère d’Antioche. Homélie 125//Patrologia Orientalis. P., 1960. T. 29. Fasc. 1. P. 232–253. 219 . Sévère d’Antioche. Le Philalèthe/R. Hespel, ed., trad. Lovanii, 1952 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 134).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

А. Е. Петров Почитание И. В правосл. Церквах И. имеет общую память с др. праотцами. В визант. синаксарях сказание о праотцах помещалось также после сказаний о святых между 16 и 20 дек. (SynCP. Col. 315 sq.). 18 дек. встречается отдельное празднование в честь 3 первых патриархов - Авраама, Исаака и И. иногда к патриархам присоединяется также прор. Давид (SynCP. Col. 321 sq.). Выделение Авраама, Исаака и И. в особую группу, имеющее основание в тексте Библии (Исх 3. 6; Мф 22. 32 и др.), характерно для Римско-католической и древних Вост. Церквей. В зап. традиции их память приходится на 3-е воскресенье адвента. В XIV-XVI вв. на Западе отмечена тенденция закрепить определенную дату (5 февр.) для празднества в честь патриархов от Авраама до сыновей Иосифа (напр., в «Перечне святых» Петра Наталиса (ActaSS. Febr. T. 1. P. 594)), однако в дальнейшем эта дата не закрепилась. В Коптской Церкви память Авраама, Исаака и И. отмечается 28 месоре (21 авг.), вероятно, потому, что раньше, как видно из копто-араб. Александрийского синаксаря, на этот день приходился канун копт. Рождества (29 месоре) (PO. T. 10. Fasc. 2. N 47. P. 208). В эфиоп. версии Александрийского синаксаря память 3 патриархов дана под 28 хамле (22 июля) (PO. T. 7. Fasc. 3. P. 438). В Маронитской Церкви она зафиксирована под 20 авг. в календаре из рукописи XVII в. (PO. T. 10. Fasc. 4. N 49. P. 353), а также 29 дек. вместе с памятью прор. Давида и прав. Иосифа Обручника ( Mariani. Col. 339). В Минологиях Сирийской яковитской Церкви память Авраама, Исаака и И. встречается 21 или 22 авг. (с памятями прор. Давида и прав. Иосифа), прор. Даниила, Исаака и И.- 17 дек. (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 44, 84, 106, 116). В Армянской Церкви память И. включена в общее празднество в честь праотцов (начиная с Адама) в четверг перед 2-м воскресеньем после Преображения. Лит.: Odeberg H. L. Ιακβ //TDOT. Vol. 3. P. 191-192; Mariani B. Giaccobe, patriarca//BiblSS. Vol. 6. Col. 332-340; Walters S. D. Jacob Narrative//ABD. Vol. 3. P. 599-608; Good R. Jacob//EncDSS. Vol. I. P. 395-396; Gen. 12-50/Ed. M. Sheridan. Downers Grove (Ill.), 2002. P. 187-191, 219-222, 382-383. (Ancient Christian Comment. on Scripture. OT; 2); Rippin A. Jacob//Encycl. of Qur " an. Leiden, 2003. Vol. 3. P. 1-2; Hayward C. T. R. Interpretations of the Name Israel in Ancient Judaism and Some Early Christian Writings. Oxf.; N. Y., 2005; Sarna N. M., Aberbach M., Hirschberg H. Z. Jacob//EncJud. Vol. 11. P. 17-25.

http://pravenc.ru/text/200151.html

Глава К. хранится в Киево-Печерской лавре в Киеве. Оттуда рака с частицами мощей была передана в 90-х гг. ХХ в. в Инкерманский во имя священномученика Климента, папы Римского, мужской монастырь (близ Севастополя). А. Ю. Виноградов В нехалкидонских Церквах В средневек. копто-араб. календарях К. иногда именуется апостолом; его память соединяется с памятью сщмч. Петра I Александрийского и помимо 29 хатура (25 нояб.) встречается под 20 амшира (14 февр.) и 29 тубаха (24 янв.) (PO. T. 10. Fasc. 2. P. 192 (not.), 197 (not.); Fasc. 3. P. 259, 265). Возможно, к К. следует также относить поминовение «мученика Климента, царского сына» под 10 бауна (4 июня; Ibid. Fasc. 2. P. 205) и, что менее вероятно, перенесение в Александрию мощей мч. Климента и пострадавших с ним под 12 тута (9 сент.) (Ibid. Fasc. 2. P. 188 (not.); Fasc. 3. P. 253; SynAlex. Vol. 1. P. 261; SynAlex (Forget). Vol. 1 [Textus]. P. 20). Сказание о К., помещенное под 29 хатура в копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.), как и греч. синаксарные версии XII в., сочетает черты повествования Псевдоклиментин, Мученичества и «Чуда» К. Согласно сказанию, святой род. в Риме в имп. семье, был научен «греческой премудрости», обращен в христианство ап. Петром и стал его спутником; проповедовал во мн. городах, составил Деяния апостолов (очевидно, речь идет об апокрифических), получил от апостолов канонические установления (вероятно, т. о. здесь нашла отражение атрибуция К. «Апостольских постановлений»), после чего возглавил Римскую Церковь, был схвачен по приказу имп. Траяна и за отказ поклониться идолам сослан; дальнейшее повествование в целом соответствует сведениям из Мученичества и «Чуда» К., однако место его ссылки и казни не названо (SynAlex. Vol. 2. P. 359-361; SynAlex (Forget). Vol. 1 [Textus]. P. 127-128). Из копто-араб. Синаксаря память К. под тем же числом (29 хедара) перешла в эфиопский (PO. T. 44. Fasc. 3. P. 398-403; The Book of the Saints of the Ethiopian Church/Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1928. T. 1. P. 304-306). Однако в 1-й части эфиоп. сказания заметнее проявляется влияние Псевдоклиментин, а также «Проповеди апостола Петра в Риме» (CANT, N 204) из эфиоп. сборника апокрифических Деяний апостолов («Гадла Хаварьят»), где подробно описано обращение в христианство отца К. Кавста (Кевестоса), преторианского префекта, во время проповеди ап. Петра в Риме; согласно этой версии, мать К. повезла сыновей в Афины, но в результате кораблекрушения К. оказался выброшен на берег в Александрии, где и был обращен и крещен ап. Петром.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Лит.: Житие и чудеса свт. Николая Чудотворца/Сост.: Ф. Гусев, А. Вознесенский. СПб., 1899. М., 2002; Успенский Б. А. Филологические разыскания в области слав. древностей: (Реликты язычества в восточнослав. культе Николая Мирликийского). М., 1982; Устинова О. А. Древнейшие рус. сказания о чудесах Николая Мирликийского: Канд. дис. СПб., 2006; Петров Н. И. Киевский кн. Аскольд-Николай в рус. ист. науке и церк. предании XVIII-XX вв. СПб., 2014. С. 41-73; Musin A. Le «second avènement» de St. Nicolas: Les origines du culte d " un saint et sa transformation en Europe de l " Est aux XIe-XVe siècles//En Orient et en Occident: Le culte de St. Nicolas en Europe (Xe-XXIe siècle)/Éd. V. Gazeau, C. Guyon, C. Vincent. P., 2015. P. 195-228. Почитание на Востоке В сир. традиции Н. известен не только под греч. именем, но и как Мар-Закка(й) (Победитель - перевод с греческого 1-й части его имени), из-за чего его не всегда можно отличить от др. одноименного святого (святых?) (см.: Fiey J. M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 197) за исключением тех случаев, когда память отмечена под 6 дек. или содержит пояснения (PO. Т. 10. Fasc. 1. P. 67 и др.; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 143, 169). В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) помимо житийного сказания (под 10 кихака=6 дек.) под 15 барамуда (10 апр.) отмечена память освящения во имя Н. 1-й в Египте монофизитской церкви (PO. T. 3. Fasc. 3. P. 420-423; T. 16. Fasc. 2. P. 309). В Армянской Апостольской Церкви литургическая память Н. совершается дважды: в субботу перед 1-м воскресеньем Рождественского поста (вместе с 2 др. чудотворцами - святителями Григорием Чудотворцем и Мироном Критским) и в субботу после 2-го воскресенья этого же поста. В средневек. арм. Синаксаре Тер-Исраэла сказание о Н. помещено под традиц. датой - 28 тре (6 дек.; PO. T. 16. Fasc. 1. P. 168-173). Существует также арм. версия Жития и Чудес Н. (BHO, N 808-809). Э. П. А. Гимнография Свт. Николай Чудотворец. Створка триптиха. VII–VIII вв. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Эпизод последних лет жизни К., характеризующий его как пастыря, сохранен в Apophthegmata Patrum (Apophthegmata//PG. 65. Col. 160). Важное значение в наст. время придается ориентальным источникам, введенным в научный оборот в кон. XIX-XX в. Неск. памятников представляют особый интерес ввиду содержащихся в них дополнительных сведений о ранних годах жизни К. ( É vieux. 1991. P. 11-12). К ним относятся «Хроника» копт. епископа и историка 2-й пол. VII в. Иоанна , еп. Никиуского ( Ioan. Nic. Chron.; CPG, N 7967), к-рая сохранилась только в эфиоп. переводе 1601 г., выполненном с араб. перевода, в наст. время утраченного; «История Александрийских патриархов» (на араб. языке) (Hist. Patr. Alex. 11-12//PO. T. 1. Fasc. 4. P. 427-443); копто-араб. Синаксарь (XIII-XIV вв.) (SynAlex (Forget)//CSCO. Vol. 78 (Arab. T. 12). P. 72; Vol. 90 (Arab. T. 13). P. 199-201; SynAlex//PO. T. 1. Fasc. 3. P. 72; T. 17. Fasc. 3. P. 617-621). Сохранившаяся в сир. переводе апология Нестория «Книга Гераклида», написанная им в последние годы жизни, содержит историю несторианского спора. Бар-Хадбшабба Арбайя в «Церковной истории» дает подробное жизнеописание «блаженного» Нестория и c соответствующей интерпретацией излагает события, касающиеся его спора с К. ( Barhadb. Hist. eccl. 20-30//PO. T. 9. Fasc. 5. P. 517-587). Ранние годы (до 412) Согласно Иоанну Никиускому ( Ioan. Nic. Chron. 79. 11-12), К. род. в г. Махале, или Дидусья,- вероятно, Феодосий, место к-рого определяют на сев. окраине совр. г. Эль-Махалла-эль-Кубра ( Munier. 1947), в центре дельты Нила, в 120 км на восток от Александрии. Дата рождения К. в точности неизвестна; полагают, что он род. между 375 и 380 гг. ( Évieux. 1991. P. 11), иногда уточняется - ок. 375 г. (Ibid. P. 15. Not. 6) или ок. 378 г. ( Abel. 1947. P. 230. Not. 62; Russell. 2000. P. 4). Прп. Исидор Пелусиот и Феодорит Кирский называют К. племянником архиеп. Феофила Александрийского ( Isid. Pel. Ep. I 310//PG. 78. Col. 361; Theodoret. Hist. eccl. V 35); Сократ Схоластик, Иоанн Никиуский и «История Александрийских патриархов» - сыном его сестры ( Socr.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Maximos Holobolos. S. 181-185; Творогов. С. 201-203). Житие Антония, несомненно, было известно на Руси уже в XI в.: исследователи отмечают его влияние на ряд древнерус. произведений, в т. ч. на житие прп. Феодосия Печерского ( Архангельский. С. 13-15; Шахматов. Т. 1. С. 65). В древней слав. (и особенно рус.) письменности получила широкое распространение Толковая Псалтирь, известная как Псалтирь с толкованиями А. В. (на самом деле Исихия Иерусалимского). Древнейшие списки датируются XI в.: старослав. Синайская Псалтирь, рус. Бычковская, Евгеньевская и Толстовская Псалтири. Отрывки различных сочинений А. В. включены в состав учительных статей нестишного Пролога, переведенного и дополненного на Руси в XII в. Ист.: BHG, N 183, 183а, 184, 185, 185а, 185е, 186, 186a-i, 187; PG. 25. Col. CLXXXV-CCXI, CCXXIII-CCXLVI; PG. 35. Col. 1081-1128; PG. 104. Col. 132-156; SynCP. Col. 647-648; Morcelli S. A. Kalendarium Ecclesiae Constantinopolitanae. R., 1788. T. 2; Порфирий (Успенский), еп. Вероучение, богослужение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). СПб., 1856. С. 106-107; Riant P. E. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Ginevra, 1877. T. 1; Lemm O. , v. Koptische Fragmente zur Patriarchengeschichte Alexandriens//ИзвИАН. Сер. 7. 1888. Т. 36. 11. С. 1-46; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1; Le Synaxaire arabe jacobite (rédaction copte)/Éd. R. Basset//PO. 1904. T. 1. Fasc. 3; 1922. T. 16. Fasc. 1; Synaxarium Alexandrinum/Ed. J. Forget//CSCO. Script. Arab. 3a ser. 1922. T. 18. Fasc.1; 1926. T. 19. Fasc. 2; Mallardo D. Il calendario marmoreo di Napoli//Ephemerides Liturgicae. 1946. T. 60. P. 238; Halkin F. Un nouveau Ménologe grec dans un manuscrit de Glasgow 66//AnBoll. 1957. Vol. 75. P. 68; Изборник 1076 г. М., 1965; Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971; Описание святынь К-поля в латинской рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв.

http://pravenc.ru/text/Афанасию ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010