Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН II (до 356 - 10.01.417, Иерусалим), свт. (пам. 19, 20, 29 марта), архиеп. Иерусалимский (с 386 или 387), участник оригенистских и пелагианских споров. Род. незадолго до 356 г., т. к., согласно сведениям блж. Иеронима Стридонского , И. был хиротонисан во епископа в возрасте чуть более 30 лет ( Hieron. Ep. 82. 8//PL. 22. Col. 740-741). Он имел обширные познания в философии, был красноречивым оратором, его сравнивали с Демосфеном, Хрисиппом и Платоном ( Idem. Contr. Ioan. Hieros. 4//PL. 23. Col. 358). B молодости И. некоторое время подвизался в мон-рях Египта. Вероятно, там познакомился с Исидором, одним из «Долгих братьев», и с Руфином Аквилейским , к-рый посещал Египет в нач. 80-х гг. IV в. После того как в 70-х гг. IV в. церковная власть в Египте временно перешла к арианскому архиеп. Лукию, И. вместе со мн. правосл. монахами переселился в Палестину (Ibid.). На Иерусалимском престоле И. стал преемником свт. Кирилла ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 15; Sozom. Hist. eccl. VII 14; VIII 1; Theodoret. Hist. eccl. V 35, 38). Кафедра Иерусалима в то время еще формально подчинялась митрополии Кесарии Палестинской, к-рую возглавлял племянник свт. Кирилла митр. Геласий. Видимо, избрание И. не могло состояться без его ведения и инициативы. Согласно сохранившимся источникам, одним из наиболее известных направлений деятельности И. стали его взаимоотношения с колонией лат. паломников и мон-рей в Палестине. С 378 г. Руфин Аквилейский проживал на Елеонской горе; в 386 г. блж. Иероним и святые Павла и Евстохия основали мон-рь в Вифлееме. Блж. Иероним пишет, что в первые годы епископства И. доброжелательно относился к его мон-рю ( Hieron. Ep. 81//PL. 22. Col. 735), возможно, под влиянием Руфина. В 390 г. И. рукоположил Руфина во пресвитера. В это же время в Палестине жил выходец из Испании Идаций (позднее епископ Акв Флавиевых в пров. Галлеция). В 392 г. И. рукоположил во пресвитера свт. Порфирия Газского и назначил его ставрофилаксом (хранителем Животворящего Древа Св. Креста) в храме Гроба Господня.

http://pravenc.ru/text/469632.html

Ист.: Aug. In Ps. 49. 9//PL. 36. Col. 571; Idem. 149. 17//PL. 37. Col. 1880; Aug. Serm. 306//PL. 38. Col. 1400-1405; Aug. Serm. 306a//Miscellanea Agostiniana. R., 1930. T. 1: Sancti Augustini Sermones post Maurinos reperti. P. 645-646; Aug. Serm. 306b//Ibid. P. 90-97; Aug. Serm. 306c//Ibid. P. 646-653; Aug. Serm. 306d//RBen. 1938. T. 50. P. 16-20; Aug. Serm. 306e// Augustin d " Hippone. Vingt-six sermons au peuple d " Afrique/Éd. F. Dolbeau. P., 1996. P. 210-218; Aug. Serm. 330//PL. 38. Col. 1456-1459; Aug. Serm. 335e//RBen. 1939. T. 51. P. 21-23; Possid. Indiculus opusculorum S. Augustini. 9//PL. 46. Col. 19; Prudent. Perist. XIII 76-87//Prudentius/Transl. H. J. Thomson. L.; Camb. (Mass.), 1953. Vol. 2. P. 334-335; ActaSS. Aug. T. 4. P. 761-765; MartHieron. Comment. P. 274-275, 448-450, 455; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 270, 335; MartUsuard//PL. 124. Col. 89-90, 393-394; Petr. Natal. CatSS. VII 105; MartRom. Comment. P. 209-210, 350-352, 356-357. Лит.: Benson E. W. Cyprian: His Life, His Times, His Work. L., 1897. P. 517-518; Monceaux P. Les martyrs d " Utique et la légende de la «Massa candida»//RA. Sér. 3. 1900. Vol. 37. P. 404-411; idem. Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne. P., 1902. T. 2. P. 141-147; Franchi de " Cavalieri P. I martiri della Massa candida// Idem. Nuove note agiografiche. R., 1902. P. 37-51. (ST; 9); Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 248-249, 268-270, 369, 380, 428, 482-483; Morin G. La Massa Candida et le martyr S. Quadratus d " après deux sermons inédits de S. Augustin//Rendiconti della Pontificia Accademia romana di archeologia. Ser. 3. R., 1925. Vol. 3. P. 289-312; Delehaye. Origines. P. 384-385; Gordini G. D. Massa Candida//BiblSS. Vol. 9. Col. 4-6; idem. Quadrato//BiblSS. Vol. 10. Col. 1270-1271; Saxer V. Morts, martyrs, reliques en Afrique chrétienne aux premiers siècles. P., 1980. P. 214-219, 223, 226-227, 318-319; Petruccione J. The Persecutor " s Envy and the Martyr " s Death in «Peristephanon» 13 and 7//Sacris Erudiri. Turnhout, 1991. Vol. 32. P. 69-93; Scorza Barcellona F. In margine ai sermoni «de sanctis» di Agostino//L " adorabile vescovo d " Ippona: Atti del convegno di Paola (24-25 maggio 2000)/Ed. F. E. Consolino. Soveria Mannelli, 2001. P. 111-132; Fux P.-Y. Les sept Passions de Prudence: «Peristephanon» 2. 5. 9. 11-14: Introd. générale et comment. Fribourg, 2003.

http://pravenc.ru/text/1684001.html

263 Tert. Ad uxorem I. 7 (PL. 1286; (см. также: Творения Тертуллиана , христианского писателя в конце второго и в начале третьего века/Пер. [и предисл.] Е. Карнеева. СПб., 1849. Ч. 2. С. 211): «Praescriptio apostoli viduam allegi nisi univirum non concedit». 264 Orig. Ad Luc. Horn. 17 (PL. XXVI. 259–260): «Ad ecclesiasticis dignitatibus non solum fornicatio, sed et nuptiae repellunt, neque enim episcopus, nec presbyter, nec diaconus, nec vidua possunt esse digami». 269 Иероним, блж. Письмо 123 (II) к Агерухии//Творения... Киев, 1880. 4. 3. С. 236 (PL. XXII. 1050); Письмо 99: «Non solum ab officio sacerdotii digamus excluditur, sed etiam ab eleimosyna Ecclesiae, dum indigna putatur stipe, quae ab secunda coniugia devoluta est». 277 Cod.Theod. XVI. 2. 27 (CodexTheodosianus/Ed. I. Gothofredi. Mantuae, 1750. T. 6. P. 59: указ Валентиниана, Феодосия и Аркадия от 390 г.). 278 Новелла VI. 6 (Corp. iur. civ., III. P. 43); Новелла CXXIII. 13 (Corp. iur. civ., III. P. 604): диакониссу же не хиротонисать, которая выйдет во второй раз замуж. Ср.: " Ροπα//. Ius Graeco-Romanum... 40. 15; 38. 7; 30. 1; 42. 9. 279 CollectiotripartitaIII. 1 (Voelli et Justelli Bibliotheca...T. 2. P. 1317): « χειροτονουμνη διακνισσα παρθνος στω ν κα μν πρτ συνοικσασα νδρ». 282 Феодор Мопсуетский. Толков, на 1Тим 5. 9 (Swete Н. В. Theodori episcopi Mopsuesteni in epistolas В. Pauli Commentarii. Cambridge, 1882. Vol. 2. P. 161; Catenae Graecorum Patrum in Novum Testamentum/Ed. J. A. Cramer. Oxonii, 1844. Vol. 7. P. 39). 284 Рабан Мавр почти буквально повторяет толкования Феодора Мопсуетского, ошибочно принимая их за Амвросиевы. См.: Ennarationum in epp. Pauli lib. 23 (PL. CXII. 597–599). Ср.: Sweete Η. B. Op. cit. Cambridge, 1880. Vol. 1. P. 1, XLVIII-XLIX. 288 Bingham J. Origines sive antiquitates ecclesiasticae. 2 ed. Halae Magdeburgicae, 1751. T. 1. P. 355–356. 290 Иоанн Златоуст , свт. Толк, на 1 Тим. Бес. 15//Творения... СПб., 1905. Т. 11. Кн. 2. С. 23: «Видишь, как он истинными вдовицами называет совершенно одиноких, не имеющих ниоткуда утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Вопросу отождествления подвижников, носящих имя Пафнутий, посвящено пространное примечание к «Житиям» свт. Димитрия Ростовского (12 июня, Житие преп. Онуфрия Великого). «С точностью неизвестно – говорится в нем, – какой именно преподобный Пафнутий обрел в пустыне преподобного Онуфрия, ибо в Церковных историях и в Патериках встречаем нескольких святых с именем Пафнутия». Далее комментатор перечисляет восемь Пафнутиев, упоминающихся в месяцесловах и писаниях историков Церкви, и заключает: «Относительно же того Пафнутия, который обрел преподобного Онуфрия, мы не имеем никаких известий» (Жития святых. Месяц июнь. М., 1913, сс. 230–231). Ср. комментарии Росвейде на эту же тему: к гл. 16 «Истории монашества» Руфина (PL 21, 435–436, not. а) и, собственно, к житию Онуфрия (PL 73, 219, not. 2) (Прим. ред.). 384 См. Steidle В. (О. S. В.) Homo Dei Antonius//Antonius Magnus Eremita (356–1956)//Studia Anselmiana. Vol. 38. Roma, 1956, рр. 148–200. 385 Слово «μοναστριον» впервые встречается у Филона Александрийского в «De Vita Contemplativa», М. 475.13: οκημα ιερν, καλεται σεμνεον κα μοναστριον [священное помещение, которое называется σεμνεον или μοναστριον]. Здесь оно обозначает затворенную комнату, помещение для уединенных размышлений и молитв (ср. «ταμεον» в Мф.6:6; 24:26 ; Лк.12:3 ). Этот отрывок из Филона приводит Евсевий: Hist. Eccl. 11, 17, 9 . В дальнейшем слово не встречается ни в одном из греческих текстов вплоть до конца третьего века, когда им начинают называть жилище монаха или отшельника. Так использует его свт. Афанасий Великий , так употребляется оно в «Historia Lausiaca». См. комментарий Ф. Конибира (Fred. С. Conybeare) нас. 211 его издания «Philo Aboutthe Contemplative Life» (Oxford, 1895). Ср. также «Vita Epiphanii», сар. 27: Епифаний пришел к Гиераку ν τ μοναστηρ αυτο [в его μοναστηριον]. Лишь к концу четвертого века слово «μοναστριον» приобрело сегодняшний смысл и стало обозначать «монастырь». См. также любопытный комментарий Ф. Дома (F. Daumas) во французском издании Филона: Philon d’Alexandrie.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

318)  Климент. Строматы. 5.9; Порфирий. Жизнь Плотина. 37. Желавших поступить в школу Пифагора расспрашивали о том. какой образ жизни они ведут. Новички несли специальное послушание: они давали обет молчания в течение пяти лет. От членов пифагорейского сообщества ожидалась скромность в одежде, а также умеренность и воздержание от некоторых пищевых продуктов. Подробнее см. R. Allan Culpepper. The Johannine School: An Evaluation of the Johannine School Hypothesis Based on an Investigation into the Nature of Ancient Schools. Missoulä The Scholars Press, 1975. C. 49. 319)  Климент. Строматы. 2.2–3; 5.14. 320)  Ириней. Против ересей. 3.2.1–2. 321)  Ириней. Против ересей. 3.2.1–2; 3. 14.1–2. 322)  Ориген. Против Цельса. 1.7. 323)  Откр.1:4, 11; 22:10, 16 324)  Климент. Строматы. 5.10. Ср. Августин. Рассуждение о Евангелии от Иоанна. 98.5. 325)  Климент. Строматы. 1.1, 1.12. О том, как важно излагать материал последовательно. см. Строматы 4.1; Ориген. Комментарий на Евангелие от Матфея. 12. 326)  Ориген. Отрывок из комментария на Послание к римлянам. 14.8–9. 327)  Ориген. Комментарий на Евангелие от Матфея 12.30. 328)  Ориген. Комментарий на Евангелие от Иоанна. 2.3. 329)  Ориген. Против Цельса. 1.66. 330)  Кирилл Иерусалимский. Слово предогласительное. 11; ср. 1Кор.3:10–12. Августин. Проповедь на освящение церкви. 336.1//PL 38.1471–1472: “То, что совершалось при возведении этих стен, подобно происходящему сейчас, когда верующие во Христа собраны вместе. Бревна сначала срубают с деревьев и камни скалывают с гор, после чего их отделывают, отесывают и выравнивают руками каменщиков. Точно также и катехуменов сначала приводит вера, а потом следует оглашение ( catechizantur ), воспитание [характера] и крещение”. 331)  У Евсевия (Церковная история. 10.5). 332)  По еврейскому обычаю, которого продолжали придерживаться христиане, воскресенье начиналось с заходом солнца в субботу. 333)  Кодекс Феодосия. 9.16.6 (341, 353, 356, 357 гг.). 334)  Закрытие еретических церквей: Кодекс Феодосия. 16.1.2 (380 г.); запрет на обсуждение богословских вопросов: 16.4.2 (388 г.); запрет языческих культов: 16.10.12 (392 г.); ср. Пятый Карфагенский собор (401 г.?). Правила 4, 5; Созомен. Церковная история. 6.35, 7.20.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

613  См. Quaest. ed. Responsiones, псевдо-иустиновское соч., припис. Диодору (об этом ниже) QR. 32. QR. 16. Изд. Попадопуло-Керамевс в Зап. ист. филолог. фак. СПБ. Универс. 1895. Стр. 32 и 29. 614  Псевдоиустиновское сочинение Quaestiones et Responsiones которое не без оснований (см. ниже II часть нашей работы) может считаться, как произведение Диодора в эпоху Валента, пёстрым рядом вопросов и выводов своих характеризует именно указанную ступень духовной борьбы с язычеством. 615  О Павлине и св. Афанасии мы говорили. Для сношений Павлина с Западом – см. Battiffol. Le Synodicon de S. Athan. Bysant. Zeitschrift 1901, 133 S. 616  См. относящиеся сюда целиком письма св. Василия Великого к Афанасию Александр. 66, 67, 69, к Мелетию Ант. 68, к западным – 70. PG XXXII, col. 423–486; русский перевод VI, 142–150 стр. Для отношений западных к мелетианам см. Sozom. VI, 23, Theodor. II, 17, которые сохраняют послание западных (см. также PL XIII, 347–349). Подробно следить за сношениями св. Василия с Западом от имени мелетиан, не входит в нашу задачу – см. об этом спец. соч. Schäfer J. Basilius des Grossen Beziehungen zum Abendlande. Munster i. W. 1909. Cavallera cit. op. Le schisme d’Antioche. IV-VI chap. 129–209 p. Спасского A. A. проф. Ист. догм. движ. т. I, стр. 539 и далее. Болотова В. В. Лекции по др. ист. Церкви III, 3. 101–104. Дюшен. Ист. др. Церкви. Цит. изд. рус. перев. т. II, стр. 269 и далее. 622  См. выше, сноска Об Иерониме и Евагрии – epist. Hieronymi 3, 3. Ed. Vindobonensis (J. Hilberg) LIV. S. 15; русский перевод I, 13. 624  Ср. Григория Богослова письмо к Кледонию – ер. 102. PG XXXVI, col. 196, 200; русский перевод IV, 69; Voisin видит исповедание веры Виталия в Риме во фрагменте Οταλου πισκπου κ το περ πστεως λγου – Ορ. Cyril. Alex. De recta fidei PG LXXVI, col. 1276; Lietzmann. fragm. 172, p. 273. Draeseke находит его в анафем. псевдо-Григор. (чудотворца) произ.-возраж. см. Funk. (Abhandlungen II, 329–38). Послание папы Дамаса о Виталии – inter Damasi opp. Ер. III, col. 356–357. Mansi III, 425.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

151 Повесть временных лет. Ч. 1: Текст и перевод/Подг. текста Д. С. Лихачева, пер. Д. С. Лихачева и Б. А. Романова. М.; Л., 1950. С. 274. 152 Аверинцев С. К уяснению смысла надписи под конхой центральной апсиды Софии Киевской//Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 25–49; ср. также: Белецкий А. А. Греческие надписи на мозаиках Софии Киевской//Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960. С. 162–165. 153 Косьма – греческий поэт-песнописец VIII в., творения которого вошли в богослужебный обиход Византийской Церкви. 155 «Премудрость построила себе дом, истесала семь столбов его, заколола домашнее животное, растворила вино свое, приготовила свою трапезу, выслала своих служанок провозглашать на вершинах высот города...: Придите, вкусите от хлеба моего и испейте от вина моего растворенного» ( Притч. 9:1–5 ). 156 Все эти памятники приведены мною с соответствующей библиографией в статьях: L’iconographie de la SagesseDivine dans la tradition byzantine//Cah Arch. 1959. T. 10. P. 259–277 (перепеч. в кн.: Meyendorff J. Byzantine Hesyhasm: Historical, Theological and Social Problems. London: Variorum Reprints, 1974); Wisdom-Sophiä Contrasting Approachesto a Complex Theme//DOP. 1987. Vol. 41. P. 391–401. 157 См. великолепный пример в Третьяковской галерее: Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. М., 1963. Ч. 2. С. 25. 356. Ил. 3–5; другие примеры см.: Прохоров Г. М. Послание Титу – иерарху Дионисия Ареопагита в славянском переводе и иконография «Премудрость созда себе дом»//ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 9–13. 159 Об этом памятнике см. замечание А. Н. Грабара: Christian Iconography: A Study of Its Origins. Princeton, 1968. P. 117. Pl. 280. 160 Новое критическое издание текста Филофея – Β. Ζ. Ψευτογκ ( Θεσσαλον κη, 1981). См. также: Арсений (Иващенко), еп. Филофея, патриарха Константинопольского XIV века, три речи к епископу Игнатию с объяснением изречения Притчей Премудрость созда себе дом: Греческий текст и русский перевод. Новгород, 1898. Многие произведения Филофея имеются в древнерусских переводах (см.: Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 120–149), но список этих переводов, составленный Прохоровым, не содержит сочинения о Премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

(главы 10-11) и исследует различные изложения веры, составленные на вост. Соборах в 341-358 гг.: Анкирском 358 г. (главы 12-28, с анафематизмами), Антиохийском 341 г. (главы 29-33), Сардикийском 347 г. (главы 34-37), Сирмийском 351 г. (главы 38-61), к-рые зап. епископы, не разбираясь в греч. богословской терминологии, в целом считали арианскими. При этом И., открыто осуждая как арианскую лишь 2-ю сирмийскую формулу, стремится показать возможность совместить с догматическими взглядами, доминирующими у зап. епископов, остальные вост. вероучительные формулы, которые ему представляются по своей сути православными. Во 2-й ч. (главы 66-92) И. сопоставляет учение о «подобосущии» (μοιοσιος) с учением о «единосущии» (μοοσιος) Отца и Сына и истолковывает первое в смысле «равенства по природе» (aequalitas naturae, гл. 76). В последних главах (главы 78-92) И. обращается к вост. епископам с призывом прекратить подозревать всех зап. епископов в савеллианстве и, храня верность Никейскому Символу, объединиться с ними для борьбы с общим врагом - арианством (главы 84, 91). В целом кн. «О Соборах» является ценным источником для реконструкции истории борьбы с арианством в 40-50-х гг. IV в. «Opus historicum» (Исторический труд), или «Fragmenta historica» (Исторические фрагменты; PL. 10. Col. 627-724; CSEL. 65. P. 43-193; CPL, N 434-459); известно также название «Liber adversus Valentem et Ursacium» (Книга против Валента и Урсакия; Hieron. De vir. illustr. 100); труд составлен в 356-366 гг.; представляет собой собрание различных документов по истории арианских споров. Из всего собрания, состоявшего, как предполагают, из 3 книг, до наст. времени дошли лишь фрагменты, извлеченные неизвестным автором не ранее 403 г. ( Simonetti. 1986. P. 47) и сохранившиеся в неск. парижских рукописях. Отсюда происходит др. название этого собрания, данное в 1916 г. его новым издателем А. Л. Федером,- «Collectanea antiariana Parisina» (Парижское антиарианское собрание), к-рое издатель, согласно рукописному порядку, разделил на 2 группы (A и B), смешанные в издании П.

http://pravenc.ru/text/389089.html

С. 478. 23 В. В. Болотов . Лекции по истории Древней Церкви. СПб., 1907. Вып. 1. С. 13. 24 Годишник на Богословский факультет. София, 1947. Т. XXIV. С. 25. 25 Л. Зандер. «И согласно славим Всесвятаго Духа». О сущности экуменического движения. Париж, 1937. С. 2. 26 ЖМП. 1972. 11. С. 58. 27 Lexikon fiir Theologie und Kirche. Bd. 2. 1958. S. 565. 28 ОТ. 2.X. 1983. C. 4. Кол. 2. 29 Цитируется по: Деяния Совещания глав и представителей авто­кефальных Православных Церквей. М., 1949. Т. 2. С. 377. 30 N. Nissiotis. uber die Okumenische Bewegung//Okumenische Rundschau. 1969. Hf. 3. S. 369. 31 Там же. S. 400–401. 32 Там же. S. 400. 33 Там же. S. 401. 34 Okumenische Rundschau. 1973, Hf. 4, S. 524. 35 Иеремия II, Патриарх Константинопольский. Ответы лютеранам. М., 1866. С. 299–300. 36 Okumenische Rundschau. 1969. Hf. 3. S. 378. 37 Деяния Вселенских Соборов//Казань, 1887. Т. 1. С. 76. 38 «О воплощении Господа. Против Нестория». Кн. 3. Гл. 14//Migne. PL. Т. 50. Col. 70. 39 Иеремия II. Ук. соч. С. 12. 40 В. Лосский. О третьем свойстве Церкви//ЖМП. 1968. 8. С. 72. 41 Митр. Никодим. Экуменическая деятельность Русской Право­славной Церкви//ЖМП. 1971. 7. С. 40. 42 ЖМП. 1954. 4. С. 64–69. 43 Е. Gounel. Еп marche vers l’unite chretienne. Paris, 1937. P. 4. 44 Православная Русь. 5. 1941. С. 2–3. 45 Okumenische Rundschau. 1969. Hf. 3. S. 355–356. 46 И. Попович . Догматика Православие Цркве. Београд, 1978. Кн. 3. С. 209–212. 47 Th. Sartory. Branchtheorie//Lexikon fiir Theologie und Kirche. Bd. 2. S. 643–644. 48 Irenikon. 1974, N 2. P. 237. 49 ЖМП. 1954. 4. C. 69. 50 One in Christ. 1972–1974. P. 340. 51 Irenikon. 1973. N 2. P. 190, note 1. P. 207. 52 Там же. P. 209. 53 Св. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 1. Гл. 10, § 1–2. 54 Иеремия II. Цит. соч. С. 183. 55 Св. Афанасий Великий. Слово 3е против ариан. Гл. 21. 56 ЖМП. 1968. 8. С. 67. 57 М. Lloyd Jones. La base de l’unite Geneve, s. a. P. 70 58 Овербек. Свет с Востока. Взгляд на кафолическое Православие сравнительно с папством и протестантством.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Marius Mercator. Nestorii blasphemiarum capitula XII. PL. 48. Col. 907–932. Monumenta vetera ad Arianorum doctrinam. PL. 13. Col. 557–593. (Niceta Remesianensis. Opera). Burn A. E. Niceta of Remesiana, His Life and Works. Cambridge, 1905. Olympiodorus. Fragmenta. Photius. Bibliotéque. Vol. I. P. 1959. P. 166–187. Opus Imperfectum in Matthaeum. PG. 56. Col. 611–946. Origenes. De principiis. PG. 11. Col. 111–413; SC. 252. P. 1978. Passio s. Irenaei. AASS. Martii T. III. Antverpiae, 1668. P. 556–557. Paulinus. Vita S. Ambrosii. PL. 14. Col. 27–46. Paulinus Nolanus. Poemata. XVII. PL. 61. Col. 437–709. Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII. PL. 31. Col. 661–1174 . Philostorgius. Historia ecclesiastica. PG. 65. Col. 459–638. Phoebadius. Liber contra arianos. PL. 20. Col. 13–30. Possidius. Vita S. Augustini. PL. 32. Col. 33–66. Prisca. PL. 56. Col. 745–816. Sermo Arrianorum. CCSL. 87A. Turnhout, 2009. P. 160–175; PL. 42. Col. 677–684. Sermons ariens inédits. Recherches Augustiniennes. 1992. Vol. 26. P. 143–179. Siricius, papa. Epistulae et decreta. PL. 13. Col. 1151–1196. Socrates. Historia ecclesiastica. PG. 67. Col. 29–842; SC. 477. P. 2004; 493. P. 2005; 505. P. 2006; 506. P. 2007. Sozomenus. Hismoria ecclesiastica. PG. 67. Col. 843–1630; SC. 306. P. 1983; 418. P. 1996; 495. P. 2005; 516. P. 2007. Sulpicius Severus. Chronicon. PL. 20. Col. 95–160; SC. 441. P. 1999. Sulpicius Severus. De vita beati Martini liber unus. PL. 20. Col. 159–176. Tertullianus. Adversus Praxeam. PL. 2. Col. 153–196. Tertullianus. Apologeticus. PL. 1. Col. 257–536. Theodoretus. Historia ecclesiastica. PG. 82. Col. 881–1280; SC. 501. P. 2006; 530. P. 2009. Vetus interpretatio latina canonum Nicaenorum, Sardicensium et Chalcedonensium. PL. 56. Col. 823–864. Victor Vitensis. Historia persecutionis Africae provinciae. PL. 58. Col. 179–260. Victorinus Petavionensis. De fabrica mundi. PL. 5. Col. 301–316. Victorinus Petavionensis. Scolia in Apocalypsin beati Joannis. PL. 5. Col. 317–344.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010