56, 64//PG. 86 (2). Col. 2104-2105; ДВС. Т. 4. С. 127-128); свт. Анастасия I Синаита, архиеп. Антиохийского, из апологии в защиту книги папы св. Льва; свт. Иоанна, еп. Скифопольского, из 8-й кн. против Севира (Apologia//ACO II. Vol. 2 (1). P. 362. 18-364. 9; ДВС. Т. 4. С. 130). Затем были прочитаны тексты еретиков: Фемистия, из 41-й гл. 2-го «Опровержения» против томоса Феодосия (ACO II. Vol. 2 (1). P. 370. 6-16; ДВС. Т. 4. С. 130-131) и из 5, 34 и 42-й глав 1-го «Опровержения» (ACO II. Vol. 2 (1). P. 374.1-5, 9-10; 13-19; ДВС. Т. 4. С. 131-132); Анфима Трапезундского из книги к имп. Юстиниану (ACO II. Vol. 2 (1). P. 370. 21-372. 5; ДВС. Т. 4. С. 131); Севира Антиохийского, из 2-го послания к комиту Икумению, из послания к акефалу Павлу, из соборного послания к Анфиму Трапезундскому, из послания к Феодосию (ACO II. Vol. 2 (1). P. 376. 1-380. 3; ДВС. Т. 4. С. 132-133); Феодосия, пресв. александрийского, фрагменты из книги к имп. Феодоре (ACO II. Vol. 2 (1). P. 380. 9-11, 14, 18-21; 382. 1-21; ДВС. Т. 4. С. 133-134); Павла акефала, из послания к Иакову (ACO II. Vol. 2 (1). P. 382. 25-384. 21; ДВС. Т. 4. С. 134), из послания к Теодору I, папе Римскому (ACO II. Vol. 2 (1). P. 386. 16-388. 9; ДВС. Т. 4. С. 135); папы Теодора I, из догматического послания к еретику Павлу (ACO II. Vol. 2 (1). P. 386. 3-11; ДВС. Т. 4. С. 134-135); по просьбе представителей Римской кафедры было прочитан текст «Из недоумений Аполлинария», дабы видна была согласованность рассуждений Макария и Стефана с изложением Аполлинария (ACO II. Vol. 2 (1). P. 390.1-4; ДВС. Т. 4. С. 135). В заключение были прочитаны изложения веры епископов и клириков, к-рых еп. Мелитинский Феодосий причислил к составителям поданной им хартии, в них они решительно заявили о своем дифелитизме и согласии с посланием папы св. Агафона (см.: Mansi. T. 11. P. 387-455; Hardouin. T. 3. P. 1198-1252; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. T. 5. P. 164; ACO II. Vol. 2 (1). P. 390-398; ДВС. Т. 4. С. 136). 11-е деяние 20 марта 681 г. Иером. Георгий, апокрисиарий местоблюстителя Иерусалимского престола, представил соборное послание свт. Софрония Иерусалимского, направленное им К-польскому патриарху Сергию, но не принятое последним ( Mansi. T. XI. P. 462-509; ACO II. Vol. 2 (1). P. 410-494; ДВС. Т. 4. С. 140-163). Оно было прочитано. По предложению представителей папы св. Агафона были прочитаны т. н. известительное Слово Макария к императору, его же послание к Луке, африкан. мон., писавшему о ереси максимиан. В одном из мест Макарий рассматривал покойного папу Гонория как безусловно принадлежащего к монофелитству ( Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. T. 5. P. 165). Собор прекратил чтение этих «душевредных сочинений», решив сделать из них извлечения, чтобы сверить их с высказываниями еретиков Фемистия из «Опровержений на книгу Феодосия», Аполлинария из «Недоумений» и Анфима из «Слов к имп. св. Юстиниану» (ACO II. Vol. 2 (1). P. 506-512; ДВС. Т. 4. С. 165-167). 12-е деяние

http://pravenc.ru/text/Вселенский VI ...

Евр. 1:3. 1378 Точное изложение православной веры 3, 18 — PG 94, 1076D. 1379 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 42 — PG 25, 84В. 1380 Там же, 44 — 88С. 1381 Лк. 6:19. 1382 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 4,18 — PG 94,1181 С. Ср.: Кирилл Александрийский (псевдэпиграф), О Троице, 23 — PG 77, 1164D 1383 Григорий Богослов, Слово 25, 16 — PG 35, 1221С. 1384 Он же, Песнопения таинственные, 3, 84–89 — PG 37, 414D–415A. 1385 В упомянутом сочинении Григория Нисского таких слов нет. См., также, выше: примечание к 2, 19, 93. 1386 Григорий Нисский, К Евномию 1, 46 — Jaeger 1, 161–162 — PG 45, 393D–396A. 1387 Мф. 26:64. 1388 Лк. 24:49. 1389 Максим Исповедник, Προς Μρινον — PG 91, 200А. 1390 Афанасий Александрийский [Sp.], Sermo in annuntiationem deiparae, 9 — PG 28, 929A. 1391 См.: там же, 3 — 920С. 1392 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 19; 20 — PG 26, 573С–576А. 1393 Там же, 580А. 1394 Иоанн Дамаскин. Изложение православной веры 4, 18 — PG 94,1181С; Кирилл Александрийский (псевдэпиграф), О Троице, 23 — PG 77, 1164D. 1395 Григорий Нисский, Adversus Apollinarem, 5 — PG 45, 1132D. 1396 Он же, Contra Eunomium, 3, 1 — PG 45, 593 С/W. Jaeger (ed.), Gregorii Nysseni opera, vols. 1.1 & 2.2. Leiden: Brill, 1960, p. 437. 1397 Василий Великий, Против Евномия 5 — PG 29, 772D. 1398 1 Кор. 1:24. 1399 Василий Великий, О Святом Духе, 8, 19 — Bruche, 141/PG 32, 104А. 1400 См.: Кирилл Александрийский, De sancta trinitate dialogi, 7 — PG 75, 1097B; Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 33 — PG 75, 573C. 1401 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 8, 2 — PG 3, 889D. 1402 Пс. 92:1. 1403 Афанасий Александрийский [Sp.], Disputatio contra Arium, 37 — PG 28, 488C. 1404 Он же, Orationes très contra arianos, 3, 35 — PG 26, 400C. 1405 Там же, 3, 36 — 401В. 1406 Ср.: Кол. 1:17. 1407 Ин. 1:3. 1408 Афанасий Александрийский, Orationes très contra arianos, 3,61 — PG 26,452BC. 1409 Притч. 8:23. 1410 Афанасий Александрийский, Orationes très contra arianos, 3, 65 — PG 26, 460B. 1411

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1376CD; 1165 ВС; 1168С. 461 См. III 1, 10–11. 462 Иоанн Дамаскин. Беседа 1 на Преображение 12–13: PG 96, 564С–565А. 463 Песнопения вечерни Преображения. 464 Иоанн Дамаскин. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 2. 465 Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933С. 466 О небесной иерархии VII 2: PG 3, 208С. 467 См. 1 3, 29. 468 Косьма Маюмский. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 1. 469 Слова из кондака праздника Преображения. 470 Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение 12: PG 96: 564В. 471 Главы богословские и икономические 1, 48: PG 90, 1100D. 472 Слова из седальна после полиелея на утрени Преображения. 473 Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1165D. 474 Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии XV 2: PG 3, 328D–329C. 475 Иоанн Дамаскин. Гомилия на Преображение 7; 10; 12; 15–16: PG 96, 557С; 561D; 564С; 569AB. 476 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1 4: PG 3, 592ВС. 477 Андрей Критский. Гомилия 7 на Преображение: PG 97, 949С. 478 Из богослужения вечерни Преображения. 479 Дионисий Ареопагит. О божественных именах II 7: PG 3, 645A. 480 Там же, V 2: PG 3, 916С. 481 Максим Исповедник. К Марину: PG 91, 268D. 482 Дионисий Ареопагит. Послание 2: PG 3, 1068A–1069A. 483 Выражение Максима Исповедника. 484 Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию 22: PG 90, 324А. 485 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1240С. 486 Там же: 1076С. 487 Там же: 1088ВС; 1320В. 488 Василий Великий. Послания 1 4: PG 32, 229В. 489 Неизвестно, кто здесь цитируется. 490 Этот текст, приписываемый св. Максиму также в I 3, 20 и III 3, 13, не обнаруживается в его изданных сочинениях. 491 О небесной иерархии III 3: PG 3, 165A. 492 Дионисий Ареопагит. Послания 2: PG 3, 1068–1069. 493 См. III 1, 9; 18. 494 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1140А; 1144С. 495 Ср. III 3, 3. 496 Григорий Назианзин. Гомилии, 30, 21: PG 36, 132В. 497 Ср. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1076ВС. 498 Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933С. 499

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. 1, 14, PG 94, 860; русский пер.: I, 185. 494 Епископ Сильвестр. Цит. соч., т. II, с. 6. 495 Ср. Епископ Сильвестр. Цит. соч., т. II, с. 131. 496 Свят. Иоанн Златоуст. In Hebr., horn. 2, 1, PG 63, 19. 497 Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. I, 13, PG 94, 852; русский пер.: I, 182. 498 Восточное отеческое различение сущности и сил в Боге всегда оставалось чуждо западному богословию вместе с основанным на нем различением апофатического и катафатического богословия; блаж. Августин его критически отвергает: см. Попов И.В. Цит. соч., с. 353 и Далее. Ср. Бриллиантов А. Цит. соч., с. 221 и далее. 499 Св. Дионисий Ареопагит. Dedivin. nomin. II, 5, PG 3, 641. 500 Ср., например, Decoel.hier. 11, 3, PG 3, 141. 501 Epist. 1, ad Caium., PG 3, 1065А. 502 De divin. nomin. XI, 6, PG 3, 956. 503 Св. Дионисий Ареопагит. De divin. nomin. 1, 4, PG 3, 589; V, 1–2, PG 3, 816B–C; ср. Преп. Максим Исповедник. Schol. in lib. de divin. nomin., in V, 1, PG 4, 309: исхождением же называет Божественное действие, которое произвело всё сущее; in I, 5, PG 4, 205, 208: промышление и исхождение вовне противополагается здесь Самому Богу. 504 De divin. nomin. IV, 13, PG 3, 712. 505 De divin. nomin. V, 8, PG 3, 824; V, 5–6, PG 3, 820; XI, 6, PG 3, 953 ss. Ср. у Бриллиантова всю главу об «Ареопагитиках», сс. 142–178; Попов И. В. Цит. соч., сс. 349–352. Псевдоэпиграфический характер «Ареопагитик» и их тесная связь с неоплатонизмом не умаляет их богословского значения, признанного и засвидетельствованного церковно–отеческим авторитетом. Конечно, здесь остается нужным новое историко–богословское исследование и оценка. 506 Св. Дионисий Ареопагит. De divin. nomin. IX, 1, PG 3, 909. 507 Свят. Григорий Палама. Capit. phys., theol., etc., 68–69, PG, 150, 1169. 508 Ibid., 75, PG 150, 1173: Свят. Григорий исходит из троякого различения в Боге: сущности, энергии и троичности ипостасей. Соединение с Богом [по сущности] невозможно, ибо, по всеобщему суждению богословов, по существу или в существе Своем Бог «несообщим». Соединение по ипостаси свойственно только Вочеловечившемуся Слову. Преуспевшие же твари соединяются с Богом по действию, причащаются не естества, но Его действия; cap. 92, PG 150, 1188: через причастие «Боготворной благодати» соединяются с самим Богом; cap. 93, PG 150, 1188: Божие просияние и боготворное действие, причастники которого обожаются, есть Божия благодать, но не естество Божие; ср. сарр. 78, 141, 144, PG 150, 1176, 1220, 1221; Theoph., PG 150, 912 et 928D; ср. Ibid., PG 150, 921 et 941. Ср. синодик собора 1452 г. у преосв. Порфирия (Успенского): История Афона. Т. III, 2. СПб., 1902, приложения, с. 784; и в Триоди, по венец, изд. 1820 г., 168. Это — мысль преп. Максима: Бог и сообщим — по Своим дарам, и несообщим — ибо ничто не причастно самой Его сущности, apud Euthymii Zigabeni Panopliam. tit. 3, PG 130, 132. 509

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Цитата не идентифицируется. 1308 Григорий Богослов, Слово 40, 5 — PG 36, 364В. 1309 Он же, Слово 44, 3 — PG 36, 609В. 1310 Он же, Слово 40, 5 — PG 36, 364В. 1311 Он же, Слово 44, 3 — PG 36, 609С. 1312 Вариант перевода: «подающему знание в защиту заключающейся в Нем истины». 1313 Дионисий Ареопагит, О таинственном богословии, 2 — PG 3, 1025В. 1314 Он же, Письмо 5, к Дорофею, диакону — PG 3, 1073А. 1315 См.: Василий Великий, Шестоднев 2, 5 — PG 29, 41А. 1316 См.: Мф 16:28; Мк. 9:1; Лк. 9:27. 1317 См.: Василий Великий, Шестоднев, 2, 5 — PG 29, 41А. 1318 Быт. 3:19. 1319 См.: Иоанн Златоуст, Беседы на книгу Бытия, 16,1; 5 — PG 53, 128; 131. 1320 Ин. 1:51. 1321 Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:21–22. 1322 Деян. 7:55–56. 1323 См.: Григорий Нисский, Похвальное слово первомученику Стефану I — PG 46, 716D — 717В. 1324 Афанасий Александрийский, Житие святого Антония, 10 — PG 26, 860А. 1325 Минея, 17 января на утрени, канон святому Антонию, песнь 1, тропарь 4. 1326 Буквально: «тянет». 1327 Буквально: «делает всего видящего принадлежащим только себе». 1328 1 Кор. 2:14. 1329 См.: Василий Великий, Шестоднев, 2, 8 — PG 29, 52В. 1330 1 Сол. 4:17. 1331 О божественных именах 1, 4 — PG 3, 592ВС. 1332 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О явлении во плоти Бога Слова, 4 — PG 28, 96А. 1333 Минея, 6 августа на великой вечерне стихира на «Господи воззвах», «Слава, и ныне». 1334 Ср.: Максим Исповедник, Диспут с Пирром — PG 91, 341А. 1335 Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6 — PG 44, 1269А. 1336 См.: выше примечание к 1, 7, 28. 1337 Дионисий Ареопагит, О божественных именах 1, 4 — PG 3, 592В. 1338 Там же, 592ВС. 1339 Ср.: 1 Кор. 15:28; Григорий Нисский, О душе и Воскресении, 3 — PG 46, 104В. 1340 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 949В. 1341 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 22 (5, 18), PG 91, 1128А. 1342 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12 — PG 96, 564C. 1343 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 949С. 1344 Ср.: Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 564D–565C. 1345

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Случайное, или акцидентальное, незнание (букв. «незнание по расположению») называется так в отличие от существенного, неустранимого человеческого незнания о таких вещах, как смерть, будущее и др. 98 О божественных именах IV 5: PG 3, 700D. 99 Там же I 5: PG 3, 593 В; Евагрий Понтийский. О молитве: PG 79, 1192D. 100 Св. Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии I, 1: PG 3, 997А; О божественных именах 14; 15; II 4: PG 3, 592В; 593В; 640D. Сверхнепознаваемость Бога, о которой здесь говорит Дионисий Ареопагит, иногда понимают просто как полную непознаваемость. Но Палама толкует это выражение Ареопагита в неожиданном утвердительном смысле: Бог выше непознаваемости и, значит, Он перестает быть даже непознаваемым, хотя сама открывающаяся таким образом познаваемость Его таинственна. 101 Св. Нил Анкирский. Письмо 2: PG 79, 233A. 102 Это выражения св. Дионисия Ареопагита, см. О церковной иерархии I 4: PG 3, 376В. 103 Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, I 3: PG 3, 124A; VII 2: PG 3, 208ВС и сл.; О божественных именах I 4; PG 3, 592ВС. 104 Беседа 12, 14; PG 34, 565В. 105 Св. Андрей Критский. Беседа 7, на Преображение: PG 3 97, 933С. 106 Св. Нил Анкирский. О дурных помыслах 18: PG 79, 1221В. Существует предположение, что это сочинение в действительности принадлежит Евагрию — ср. Евагрий. Главы практические к Анатолию 1, 70: PG 40, 1244A. 107 Св. Исаак Сирин. Беседы 23: Σπετσιερη, 140 =Θεοτοκις, 206. 108 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на 2–е Послание к коринфянам 8, 3: PG 61, 457. 109 Беседа 5, II: PG 34, 516С; О терпении и рассудительности 4: PG 34, 868CD. 110 Беседа 5, 10: PG 34, 516АС; О возвышении ума I: PG 34, 889С; О свободе ума 21: PG 34, 956ВС. 111 Главы 40: des Places, 108. 112 Св. Максим Исповедник. Главы богословские и икономические 1, 31: PG 90, 1096А (ср. Творения преп. Максима Исповедника, кн. 1, М.: Мартис, 1993, с. 220). 113 См. отрывок из сочинения Евагрия «Гностик», приведенный у Сократа (Церковная история IV 23: PG 67, 520В). 114 Ср. Евагрий. Главы практические к Анатолию 1, 93: PG 40, 1249В. Как и отрывки из «Гностика» Евагрия, это сочинение тоже приписывалось во времена Паламы св. Нилу Анкирскому. 115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

29. Sozomen “Historia Ecclesiastica” Nicene and Post-Nicene Fathers, Second Series, Vol.2 . (Peabody, MA: Hendrickson Publishers Inc., 1994) pg. 243. 30. Schmemann, pg. 65. 31. Ibid. pgs.65-66. 32. Drozdov, Metropolitan Philaret “Will the Non-Orthodox Be Saved?” Orthodox Life, Vol. 34, No.6 . (Jordanville, NY: Holy Trinity Monastery Press, 1984) pg. 2. 33. Schmemann, pg. 70. 34. Ibid. pgs. 65–66. 35. Schmemann, Alexander “The Church Year” In Celebration of Faith . (Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1994) pg. 50. 36. Drijvers, Jan Willem Helena Augusta . (Boston, MA: Brill Publishers, 1992) pg. 61. 37. Metallinos, Fr. George Constantine the Great & Historical Truth (Audio transcription) . (Athens, Greece: University of Athens School of Theology, 2008) pg. 8. 38. Holy Transfiguration Monastery “Constantine, Equal to the Apostles (May 21)” The Great Horologion . (Boston, MA: Holy Transfiguration Monastery Press, 1997) pg. 489. 39. Norwich, pgs. 42-43. 40. Chadwick, pg. 127. 41. Callinicos, Constantine The Greek Orthodox Catechism . (New York, NY: Greek Archdiocese of North and South America, 1960) pg. 3. 42. Scannell, T “Christian Doctrine” The Catholic Encyclopedia (New York: Robert Appleton Company, 1909) 43. Vlachos, Hierotheos “Catechism in the Tradition of the Church” Entering the Orthodox Church . (Levadia, Greece: Apostolic Diakonia, 2004) pg. 20. 44. Ibid., pg. 21. 45. Ibid., pg. 22. 46. Field, Anne “The Meaning of the Exorcisms” From Darkness to Light . (Ann Arbor, MI. Servant Publications, 1978) pg. 78. 47. Kucharek, Casimir The Sacramental Mysteries: A Byzantine Approach . (Allendale, NJ: Alleluia Press, 1976) pg. 92. 48. Meyendorff, pg. 71. 49. Chadwick, pg. 127. 50. Hippolytus, 16:10. 51. Kucharek, pg. 235. 52. Ibid., pg. 247. 53. Schmemann, pgs. 65-66. 54. Eusebius Life of Constantine pg. 490. 55. Schmemann, pg. 80. 56. Schmemann, pg. 80. Bibliography Barns, Timothy Constantine and Eusebius . Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981. — The New Empire of Diocletian and Constantine . Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.

http://pravoslavie.ru/61927.html

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 564D. 798 Пс. 103: 2. 799 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 949В. 800 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 16 — PG 96, 569B. 801 1 Kop 2:9. Ср.: Иоанн Дамаскин, там же — 569А. 802 Григорий Богослов, Слово 39, 2 — PG 36, 336С. 803 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C. 804 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 933С. 805 Макарий Египетский. О свободе ума 23 — PG 34, 957В. 806 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 949С. 807 Там же, 949А. 808 Там же, 949А. 809 Там же, 949С; Дионисий Ареопагит, О таинственном богословии 1, 1 — PG 3, 997В. 810 Андрей Критский, Слово на Преображение — 949В. 811 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini 12 — PG 96, 564B. 812 Там же. 813 Там же, 2 — 545В. 814 1 Кор 2,10. 815 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C. 816 Пс. 17:12. 817 1 Тим. 6:16. 818 Пс. 103:2. 819 Григорий Нисский, К Евномию, 12, 24 — Jaeger 1, 273/PG 45, 965В. 820 Иоанн Златоуст, Выборки из различных слов, 21 — PG 63, 700. 821 Мф. 13:43. 822 Пс. 28:10. 823 Еф. 4:4. 824 Иоанн Златоуст (псевдэпиграф), На Преображение — Savile, 7, 339. 825 Иоанн Златоуст. Выборки из различных слов, 21 — PG 63, 700. 826 См.: Минея, Месяца августа в шестый день на утрени по полиелеи седален вторый на Слава, и ныне: «Сокровенную молнию… существа Твоего, Христе, и божественнаго благолепия на святей показал еси горе». 827 Иоанн Дамаскин. Homilia in transfigurationem domini, 17 — PG 96, 572B. 828 Там же, 8 — 560В. 829 Василий Великий. Беседа на 29 Пс. 5 — PG 29, 317В. Ср.: Беседа на 44 Пс. 5 — PG 29, 400С, Григорий Нисский. О душе и воскресении — PG 46, 152А. 830 Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные 2, 93 — PG 90, 1169А. 831 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 933В. 832 Максим Исповедник. К Фалассию 61 изъяснение 16 — PG 90, 644D. 833 Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные 2, 88 — PG 99, 1168АВ. 834

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Сл. 38, 11, 24–25; SC 358, 126=1.527. 1261 Сл. 39, 20, 12–15; SC 358, 196=1.544. 1262 1 Кор. 13:12. 1263 Сл. 7, 17, 13–21; SC 405, 222=1.170. О созерцании света как цели существования души говорит Плотин в Энн.5,3,17. 1264 PG 37, 749=2.196. 1265 PG 37, 1511–1512=2.271. 1266 PG 37, 939=2.229. 1267 Ср. Суд. 13:22. 1268 Ср. Лк. 5:8. 1269 Мф. 8:8. 1270 Ср. Кол. 3:5. 1271 Ср. Фил. 3:21. 1272 Лк. 19:9. 1273 Сл. 20, 4, 8–25; SC 270, 62–64=1.299–300. В последней фразе можно услышать намек на возможность для христианина использовать материальное богатство и светскую ученость в добрых целях. 1274 О молитве 16, 1. 1275 Ср. Quasten. Patrology II,67. 1276 Ср. Meyendorff. Palamas and Spirituality, 23. Иисусова молитва получит распространение в египетском монашестве после V века. 1277 Текст см. в PG 36, 700–733. См. также Gerhards. Gregoriosanaphora. 1278 О Григории не сохранилось сведений как о реформаторе литургической практики или авторе литургических текстов. 1279 PG 37, 1349=2.80. 1280 PG 37, 1281–1282=2.112. 1281 PG 37, 1417=2.105. 1282 PG 37, 1407–1408=2.105–106. 1283 PG 37, 1408=2.111. 1284 PG 37, 1553=2.260. 1285 См. " молитва утренняя " " , " молитва вечерняя " " и " " молитва на следующее утро " " в PG 37, 1284–1286=2.106. 1286 См. PG 37, 1279–1280=2.107, и др. 1287 См. PG 37, 518–522=2.107–108. 1288 PG 37, 1325–1327=2.97. 1289 У Григория можно также встретить молитвенные обращения к умершим святым, родственникам и друзьям. Имеется упоминание и о молитве Деве Марии (см. Сл. 24, 11, 1–3; SC 284, 60=1.351), показывающее, что ко времени Григория Богослова молитва Пресвятой Богородице вошла в практику Восточной Церкви. 1290 Ориген считал, что Сын " " ниже " " Отца (см. Против Цельса 8, 15) и что Святой Дух ниже Сына (см. О началах, введение, 4). 1291 PG 37, 1016–1017=2.66. 1292 Против ересей 4, 20, 7. 1293 Ин. 1:18. 1294 Ириней Лионский. Против ересей 4, 6, 6. 1295 Ср. Феофил Антиохийский. К Автолику 1.2. 1296 Ср. Григорий Нисский. Толкование Блаженств 6 (ed. Callahan, 141). 1297

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

2. Ware, Timothy. “Byzantium I” The Orthodox Church (Baltimore, MD, Penguin Books, 1964) pg. 26. 3. Meyendorff, John. “Church and Empire” Imperial Unity and Christian Divisions (Crestwood, NY, St. Vladimir’s Seminary Press, 1989) pg. 7. 4. Norwich, John Julius. Byzantium: The Early Centuries (New York, NY: Alfred A. Knopf, 1996) pg. 32. 5. Schmemann, Alexander. “The Triumph of Christianity” Historical Road of Eastern Orthodoxy (Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1977) pg. 62. 6. “Troparion for Constantine the Great” The Menaion. May 21 . 7. Eusebius Ecclesiastical History . (Baltimore, MD: Penguin Books, 1964) pg. 438. 8. Velomirovic, Nikolai “St. Constantine, Equal to the Apostles” The Prologue of Ochrid . (Serbian Orthodox Church Diocese of Western America: May 21, 1999) 9. Gilles, Pierre Antiquities of Constantinople . (New York, NY: Italica Press, 1988) pg. 12. 10. Elliott, Thomas G “The Language of Constantine’s Propaganda” Transactions of the American Philological Association . (Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 1990) pg. 349. 11. Ware, Timothy “The Beginnings” The Orthodox Church . (Baltimore, MD: Penguin Books, 1964) pg. 24-27. 12. Meyendorff, pg. 7. 13. Chadwick, Henry “Constantine and the Council of Nicaea” The Early Church (New York, NY: Penguin Books, 1993) pg. 125. 14. Schmemann, pg. 80. 15. This is the slander of Julian the Apostate propagated by Zosimus. 16. Meyendorff, pg. 6. 17. Chadwick, pg. 126. 18. Schmemann, pg. 66. 19. Schmemann, pg. 62. 20. Chadwick, pg. 125. 21. Ibid. 22. Norwich, pg. 40. 23. Shlosser, Franziska E “Klaus M. Girardet: Die Konstantinische Wende” Bryn Mawr Classical Review . (Bryn Mawr, PA. Bryn Mawr Press, 2006) pg. 2. 24. Norwich, pg. 42. 25. Eusebius Life of Constantine pg. 490. 26. Huntingdon, Henry Historia Anglorum: The History of the English People (Oxford: Oxford University Press, 1996) pg. 61. 27. Ibid. 28. Hayes, Alan L Early Christianity (to A.D. 843) . (Toronto, CA: Toronto School of Theology, 2008) pg. 19.

http://pravoslavie.ru/61927.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010