426 Quaest. ad Tahl. XXI,PG.90, 313A, p.42 [p.n.II,71] (см. о «естественных страстях» гл. «Полемика с монофизитами», прим. 34; здесь – прим.16). 427 Quaest. ad Tahl. XXI,PG.90, 312В, р.42 [p.n.II,71]; LXII,656C, p.230 (cap.quing. IV, 63); ср. XXVI,345C-D, р.60 [p.n.II,91]; LV, 537C, р. 166 [p.n.II,196]. Этот закон, к которому в эмпирическом состоянии обычно примешивается закон греха, закон плоти, – удовольствие – (о нем см. здесь. прим. 19), нужно отличать от φυσικος νμος, как «естественного» нравственного «закона» (Quaest. ad Tahl. XVI,349A, p.62 [p.n.II,60]; LXIV, 724C-D, р.268–269 ­­ cap.quing.V,9), – проявляющегося в человеке, а также и во всем видимом естестве, и познаваемого в λγοι путем естественного созерцания (Quaest. ad Tahl. LI,PG.90, 477B, p.134 [p.n.II,168]; Ambigua, PG.91, 1129A, f.146a). Об этом последнем законе речь будет ниже, в гл. «Закон и благодать». 430 Quaest. ad Tahl. XXI,PG.90, 313A, p.42 [p.n.II,71]; XLII,405C. 408C, p.94. 96 [p.n.II,129,130]. LXI. 632B, p.216 (cap.quing. IV, 44); 633B, p.217 (cap.quing.IV,47); 629A, p.214; 636B, p.219. Quaest. et dubia 3, PG.90, 788B, p.301. Понятие вины, проклятия, как и понятие греха, не имеет у преп. Максима самостоятельного значения – значения особой юридической величины, – наряду с греховной порчей и тлением; оно нераздельно мыслится и в том и другом и применяется у преп. Максима и к тлению произволения, и к тлению естества. Quaest. ad Tahl. LXII,652C, p.227–228; первое есть нарушение λγοςа του ευ ειναι, второе – αει ειναι. О греховной сласти рождения см. у св. Григория Нисского , Or.cat.16, PG.45, 49D; p.n.IV,48; ср. 13, ibid. 45A; p.n.IV,41; о страстности и тленности плоти – De virgin. 13, PG.46, 377С; p.n.VII,351. 433 Западные ученые (Landerer, 585–586; Wagenmann, 136), воспитанные большей частию на блаж. Августине, конечно, признают недостатком системы преп. Максима отсутствие у него учения о полном извращении или потере свободной воли человека. Но это – такого рода «недостаток», который является общим для всего греческого богословия и который в свою очередь может служить основой для критики начал августинизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

память святителя в первый раз была почтена празднованием при дворе, а десять лет спустя мощи его были перенесены в Константинополь и погребены в церкви Апостолов. Сын императрицы Евдоксии Феодосии II склонился перед ними, прося святителя о прощении своих родителей. В своих сочинениях вселенский учитель по-прежнему призывает верующих к жизни по Евангелию, к милосердию и нравственной свободе. Да будет же для нас священным его завет: сила и слава Церкви созидается не железным мечом императора, не пышностью культа, не привилегиями духовенства, не проклятиями иномыслящих, а единственно осуществлением евангельской любви во взаимных отношениях верующих. Примечания. 1. Печатается по изданию: Попов И. В. Святой Иоанн Златоуст и его враги. Сергиев Посад, 1908. 2. Joannes Chrysostomus. Ad viduam juniorem, PG 48,599. Рус. пер.: Творения/Пер. СПбДА-1895-1906. Т.1. С.371. 3. Idem. In epistulam ad Colossenses, PG 62,299. Рус. пер. Т.11. С.416. 4. Joannes Cbiysostomus. In epistulam I ad Corinthios, PG 61,9. Рус. пер. Т.10. С.263. 5. Idem. In epistulam ad Ephesios, PG 62,9. Рус. пер. Т.11. С.133-134. 6. Joannes Chrysostomus. De sacerdotio, PG 48,623. Рус. пер. Т.1. С.395-398. 7. Palladius Monachus. Dialogue historicus V//Joannis Chrysostomi Archiepiscopi Constantinopoli-tani opera omnia/Ed. D. Bern. De Montfaucon. Parisiis, 1718-1738. T.13. P.17. 8. Joannes Chrysostomus. Ad Demetrium de compunctione, PG 47,393. Рус. пер. Т.1. С.139. 9. Joannes Chrysostomus. Ad Demetrium de compunctione, PG 47,393. Рус. пер. Т.1. С.139. 10. Idem. Sermo antequam iret in exsilium, PG 52,427. Рус. пер. Т.3. С.444. 11. Joannes Chrysostomus. Expositiones in Psalmos, PG 55,495. Рус. пер. Т.5. С.566-568. Ср. Idem. In Joannem, PG 59,23. Рус. пер. Т.8. С.442-443. 12. PuecbA. St. Jean Chrysostome et les moeurs de son temps. Paris, 1891. P.23-25. 13. Joannes Chrysostomus. In epistulam ad Romanes, PG 60,391. Рус. пер. Т.9. С.507-508. 14. Idem. Contra Anomoeos, PG 48,801. Рус. пер. Т.1. С.603; In Genesim, PG 54, 586.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/412/...

Le sacerdoce universel des laics dans la tradition orientals, " in L. A. EIchinger (ed. ), L " Eglise en dialogue (Paris, 19620), 39–40. 100 The Sacrament of Love. The Nuptial Mystery in the light of the Orthodox Tradition (Crestwood, Ny: St Vladimir " s Seminary Press, 1985), 62. 101 Полный текст Великого Освящения святых Богоявлений см. Минея праздничная. М, 1988, с. 268–74. 102 Там же, с. 268. 103 Там же, с. 239. 104 Платон. Теэтет 155D: ср. Аристотель. Метафизика 1. 2. 15 (982b12) Эти слова Платона также приводит Климент Александрийский Строматах, 2, 9. 105 Heken Gardner (ed. ) The Metaphysical Poets (Harmondworth: Penguin Books, 1957), 182. 106 N Berdiaev, Dream and reality: An Essay in Autobiography (London Geoffrey Bles, 2050), 47. Ср. с легендой о Великом Инквизиторе в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 107 Евангелие от Фомы.//И. Свенцицкая. Апокрифические евангелия М., 1996, с. 93. 108 М Бубер. Хасидские предания: ранние учителя СПб, 1989. 109 В настоящее время наиболее полно эта тема исследована в работе: Irenee Hausherr, Noms du Christ et voies d " oraison, Orientalia Christiana Analecta 157 (Рим: Pont. Institution Orientalium Studiorum, 1960), особенно 123–175; (английский перевод, The Name of Jesus, Cistercian Studies Series 44, Kalamazoo, Ml: Cistercian Publications, 1978, особенно с. 119–189), которой я очень обязан. См. также: Игумен Харитон, «Умное делание. О молитве Иисусовой». Издание Ново–Валаамского монастыря, Финляндия, 1991. 110 Древний Патерик, изложенный по главам. Пер. с греческого Издание третье Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. Напечатано в Москве, 1899. Репринтное издание Монастыря Параклита Оропос Аттикис, Греция, 1991. Гл. 21, с. 414 и гл 23, сс. 427–428. 111 Pandect, Homily 91 (PG 89: 1712В). 112 Сказанное в этом абзаце отражает взгляд на мессалиан, усвоенный их оппонентами, но можно усомниться, действительно ли сами мессалиане стали бы выражать свою позицию таким крайним образом. На самом деле трудно точно определить мессалианские убеждения, и недавние исследования наводят на мысль, Что они вовсе не были столь «еретическими», как их обычно описывали. Для целей данной работы я стал на обычную точку зрения на мессалианство, используя его в качестве «предельного случая " " для того, чтобы определить и затем отвергнуть один из путей понимания непрерывной молитвы (был ли он или не был действительно принят самими мессалианами). Для полного рассмотрения древних свидетельств, а также для оценки взаимоотношений между мессалинством и Духовными беседами, приписываемыми Макарию, см. Columba Stewart, «Working the Earth of the Heart»: The Messalian Controversy in History, Texts, and Language to AD 431 (Коламба Стьюарт, Возделывая землю сердца»: мессалианская полемика в истории, тексты и язык до 431 г) (Oxford: Claredon Press, 1991). 113

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Греческое слово kyrios, " Господь " " не есть синоним слова " " Бог " " : оно является лишь почетным титулом и означает " " господин " " . О Сыне Божием в Символе веры сказано " " Бога истинна от Бога истинна.., единосущна Отцу " " : о Святом Духе этого не сказано. 213 PG 37, 1245–1248=2.392–393. 214 Евр. 11:38. 215 Сл. 42,2, 5–12; 6, 1–2; SC 384, 52–62=1.587–589. 216 Монахов. 217 Проповеди Григория записывались стенографами. 218 Придворные евнухи были известны своей приверженностью к арианству. 219 Имеется в виду епископ Демофил или, может быть, Евномий. 220 Сл. 42, 26, 1–27, 18; SC 384, 108–114=1.601–602. 221 PG 37, 1164=2.391. 222 Письмо 182; ed. Gallay, 131=2.503. 223 Письмо 139; ed. Gallay, 95=2.478. 224 PG 37, 1268=2.396. 225 Письмо 135; ed. Gallay, 98–99=2.471. 226 Письмо 132; ed. Gallay, 97=2.506. 227 Письмо 152; ed. Gallay, 111–112=2.489. 228 О любви Григория к уединению см. Szymusiak. Solitude. 229 Ср. Письма 106–120; ed. Gallay, 84–90=2.474–477. Ср. PG 37, 1307=2.92. 230 Сл. 7, 16; PG 35, 776=1.169. 231 О языке и стиле писем Григория см. Gallay. Langue. 232 Письмо 51; ed. Gallay, 47–48=2.426–427. 233 Ср. Письмо 52; ed. Gallay, 48–49=2.487. 234 О дидактической поэзии Григория см. Ackermann. Poesie. 235 Необходимость такой замены стала особенно очевидной во времена Юлиана, который в своих эдиктах указывал на несоответствие воззрений греческих поэтов и философов христианскому мировоззрению (ср. вышеупомянутый Эдикт об учителях). 236 Греч. ametria может означать также " " отсутствие поэтического метра " " . 237 Или " " метре " " . 238 PG 37, 1331–1333=2.408–409. 239 PG 37, 755–760=2.41–43. В последних двух строках речь идет о грехопадении Адама. 240 Ср. Rapisarda. Pessimismo. 241 Намек на имя Нектария (букв. " сладкий " " ), преемника Григория на Константинопольской кафедре. 242 PG 37, 1387–1389=2.125. 243 PG 37, 776=2.48. 244 PG 37, 787–788=2.123. 245 PG 37, 771=2.46. 246 PG 37, 1305=2.78. 247 PG 37, 1347=2.79. 248 PG 37, 775=2.48. 249 PG 37, 1420–1421=2.124. 250

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

17 Мы благодарим А. М. Шуфрина и Д. А. Поспелова за ценные указания и помощь при подготовке настоящего издания. 18 Перевод Е. Начинкина, м. Кассии (Сениной) по изд.: Larchet J.-C. Introduction/Saint Maxime le Confesseur. Lettres. Paris: Cerf, 1998. P. 1–62. В настоящем издании, по возможности, исправлены опечатки в нумерации писем, встречающиеся в оригинальном издании Предисловия Ж.-К. Ларше. – Прим. отв. ред. 19 Речь идет о письмах, которые были собраны и изданы под таким заглавием Ф. Комбефисом (F. Combefis) и входят в Греческую патрологию Миня (Patrologia Graeca 91 364–649). Другие письма Максима находятся в том же томе PG среди Богословско-полемических трактатов. Наконец, некоторые другие письма были изданы отдельно: Письмо А, опубликованное в изд.: Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. T. X. Florence, 1764. Col. 677–678; Письмо В, изданное в работе: Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника . Киев, 1917. С. 84–85; Письмо к монаху Анастасию, изданное Ф. Комбефисом в PG 90 132А-133А; Второе письмо к Фоме, изданное в: Canart R. Fa «Deuxième lettre à Thomas» de saint Maxime le Confesseur/Byzantion. 34, 1964. C. 427–447. 20 Напомним в качестве ориентира основные периоды и значимые события жизни Максима: 580 г. – рождение; 613614–624625 гг. – пребывание в Хрисополе; 624625–626 гг. – жизнь в Кизике; между 626 и 628 (?) гг. – пребывание на Крите (и на Кипре?); 628 (?) г. – приезд в Карфаген; июнь 633 г. – Пакт объединения (начало моноэнергизма); конец 633 г. – Псифос; октябрь 638 г. – Экфесис (начало монофелитства); 646 г. – переселение в Рим; октябрь 649 г. – Латеранский собор; 653 г. – арест Максима; 655 г. – 1-й процесс; 662 г. – 2-й процесс; 13 августа 662 г. – смерть Максима. Подробную биографию см. в нашем исследовании: Larchet J.-C. La Divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris, 1996. P. 7–20. 21 Thunberg L. Microcosm and Mediator. The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965. P. 9–10; и 2-е издание: Chicago–La Salle, 1995. P. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

153 В 1Кор. 15:45–50 апостол сравнивает двух Адамов, первого и Последнего. Оба равно родоначальники человечества («Адам всеродный» – δμ παγγενς – суть Адам и Христос), но разница между ними и между первым и вторым, новым человечеством неизмеримо велика. Особенно же необходимо подчеркнуть здесь (что в связи и с Рим. 5:14–19 ), что, по апостолу, так же, как первый Адам был действительным родоначальником тела всего человечества, то тем более и Христос – Родоначальник и Глава и Первенец тела Нового Человечества, Церкви. Так становится очевидным преимущество Церкви как тела всего человечества, Глава которому – Богочеловек. 157 Омилия 10,2 на Послание к Римлянам (60,476–7). И в другом месте св. Златоуст говорит: «Ибо Господь обещает ввести нас не в Рай, но в само Небо; и не Царство Рая, а Царство Небесное проповедовал ( Мф. 4:17 )... Ибо ты потерял Рай, Бог дал тебе Небо, и так Своё человеколюбие показал и дьявола победил... Сотворил человека из земли и воды, и населил его в Раю. Но он не был полезен созданному, и погиб. Сейчас же создаёт его заново не из земли и воды, но из воды и Духа ( Ин. 3:5 ), и больше не обещает ему Рай, но Царство Небесное» (Омилия 7, 5 на Книгу Бытия (54, 614). «Следовательно, благо больше, чем зло и справедливо. Ибо зло насадил слуга, и (поэтому) оно меньше; а блага дарованы Богом и потому они – больше ( Рим. 5:12 )» (там 54, 612). (О том же см. и PG 49,246–8; 54,427.602; 63,59; 59,150 и др.) Ср. и св. Афанасий Великий . Против Ариан 2, 67 ( ΒΕΠΕΣ 30, 236). И св. Макарий Египетский . Омилия 26, 2 (PG 34, 676). Также св. Анастасий Синаит . Вопрос 77 (PG 89, 705). 158 Ср. св. Иоанн Златоуст . Омилия 19, 3 на Послание к Ефесянам (62, 132); на Псалом 150 (55, 496); Омилия 2, 2 на Послание к Евреям (63, 22); на Исаию гл. 5, 4 (56, 62); О непонятности Ветхого Завета, 5 (56, 182). 163 Об этом вдохновенно свидетельствует св. Симеон Новый Богослов в своих творениях. Ср. и прп. Иустин (Попович) . Догматика, т. 2, 618; тот же, О сущности Православной аксиологии... стр. 15–16. Вообще, прп. Иустин часто заменяет слово «обожение» на «обогочеловечивание», «ологосность», «охристовленность» ( θεανθρωποποησις, λγωσις λογοποησις, χριστοποησις).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

244 Иероним Пролог 1910. С 377. Rufinus, Apologia II, 26–27 (CCL 20, 102). (Цитата по Clark 1992. p 31. note 190.) 253 Possevino 1603. V. 1. p. 421–427. Turriano 1604. p. 15–28. (подробнее об переиздании этого перевода: Ehrman 1983. p. 255, p. 275, note 47). 265 Полный текст произведения сохранился только в рукописи ms. 236. 11–14 c.; ff. 140–143. на Афоне в монастыре Ватопед. 290 Ehrman 1983. p. 27. подробно дискуссия на эту тему дана у Bienert 1972. S. 16–20 и Hönscheid 1975. 314 Спасский 1900. С. 98–99. о непринадлежности следующей за этими двумя книгами Дидима произведения «О Святом Духе» см. Спасский 1914. С. 519–526. 319 Hayes 1982. p. 1108–1114; Hayes 1972; и Basil of Caesarea 1981. chapter 4. p. 67–136, 194. Pruche 1970. p. 151–155. 320 Критический текст фрагментов находится у Petit 1977. 40,49, 50, 56, 58, 64, 104, 125, 132, 187, 197. 252; La Chaine sur la Genèse 1991–1995. v. I: 11–12, 42–44, 53, 82–83, 89–92, 116–117, 243–244, 252–253, 256–257. 262–263. 265–267, 269, 276, 290–292. 304 (=fr. 15, 67. 68. 70. 84. 103, 112, 113, 117. 156. 158. 359. 378. 384. 3.97, 402, 404, 409. 423, 452, 453. 476). V II: 4–6. 23–24, 32, 37–38, 43, 53–54, 58, 79, 86, 89–96, 99–102, 105–106, 110–112, 116, 126, 129–130, 135–136, 153–154 (=fr, 482, 483, 486, 522, 524, 540, 549, 552, 560, 578, 587, 622, 635, 641, 643, 645, 651, 654, 659, 660, 661, 662, 667, 676, 678, 680b. 685, 698, 705, 714, 746). V III: 5–7, 9–13. 62–65. 68, 70–71. 73–76. 78. 82. 90 (=fr. 878. 88O. 881. 886. 888. 889, 890, 892. 970, 973. 978. 983. 990, 993. 997. 1005, 1020). 332 Такой же фрагмент сохранился в антологии Леонтия и Иоанна Sacra parallela. PG 86.2 2065B, так же приписываем третьей главе из толкования Дидима на Исаию.(цитата по Ehrman 1983. p. 23, 51, note 76. 333 Этот фрагмент, который содержит путаницу воспоминаний Иренея Лионского IRENAEUS Adversus haereses 3.3.4; происходящий из 7 главы толкования Дидима на книгу Исаии. 340 Hieronimus Commentarii in Prophetas Minores. PL 25, 820A3–8. CCSL 76. p. 5, lines 133–137. PL 25, 148A7–10. CCSL 76A. P748, lines 31–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

2705 «Μμησαι τς μελσσης τ διτροπον» («подражайте пчелы образу» или особому свойству), S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron . PG 29. 173 B. 2708 «τροπολογα» – S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron . PG 29. 189 А, Adversus Eunomium. PG 29. 393 В, 713 С; Commcntarius in Isaiam prophetam. PG 30. 616 B); S. Gregorius Nyssenus. In Cantica canticorum. PG 44. 757 А, In Baptismum Christi. PG 46. 593 С; S. Maximus Confessor. Quaestiones et dubia. PG 90. 792 А, Ambiguorum liber. PG 91. 1365 В. Термин «τροπολογα» использовался и ранее церковными писателями ( Ориген , блж. Иероним) для обозначения одного из методов толкования Писания – тропологического (см: Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers. Harvard University Press, 1976. P. 65). 2709 «διτροπος ζω» – своеобразная жизнь, S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron. PG 29. 149 C. 2711 «Единомысленных называет, вслед за Писанием, едино-образно мыслящих (μονοτρπους) в противоположность «многообразных по образу» лукавства (πολλαπλον το τρπου), S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron . PG 29. 153 D – 156 A; «Πολυειδες δ εσι κα πολτροποι α το διαβλου πνοιαι», Homilia Dicta in Lacizis. PG 31. 1437 D, S. Symeon Metaphrastes. Sermo Ι. De Virtute et Vitio. PG 32. 1129 A. Свт. Григорий Нисский говорит о «многобразных грехах» (De Oratione Dominica. Oratio I. PG 44. 1121 С), и «бедствиях» брака (De Virginitate. PG 46. 336 В), и многообразных немощах тела (πολτροποι το σματος ωσται, De mortuis. PG 46. 505 С), и о едино-образной жизни по Богу (μοντροπος κατ’ ρετν πολιτεα, In Cantica Cantic. Homilia IX. PG 44. 961 A). Подобное употребление и у преп. Максима Исповедника : «φοβεται τς πολυτρπους τν δαιμνων πιδρομς», Epistolae. PG 91. 413 C, «μοντροπον φιλοσοφαν», Ambiguorum liber. PG 91. 1368 В, и у преп. Иоанна Дамаскина (μαρτωλο πολτροποι), De duabus in Christo voluntatibus. PG 95. 1168 С, 1400 C, «ο δ δκαιοι μοντροπο εσιν», PG 95. 1168 D. Подобный смысл «μοντροπον» имеет также PG 29. 344 В, 492 С; PG 31. 400 C; «Μοντροπς στιν το Χριστιανο βος», S. Basilius Caesariensis. Regulae fusius tractatae. PG 31. 973 А. Впрочем, «многообразность» не становится синонимом зла. Так говорится, например, о «многоразличных поворотах языка» (πολυτρπους τς γλσσης ναστροφς, S. Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium. Lib. XII. PG 45. 977 В), и многообразности иносказаний о Скинии (S. Maximus Confessor. Ambiguorum liber. PG 91. 1385 С), и что слово «γνμη» имеет много употреблений и значений (S. Maximus Confessor. Disputatio cum Pyrrho. PG 91. 312 А). У преп. Иоанна Дамаскина «многочастне и многообразне» ( Евр 1. 1 ), De Imaginibus Oratio II. PG 94. 1289 А.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

S. Basilius Caesariensis. Homilia in Sanctam Chiusti Generationem//PG 31: 1457–1476. S. Basilius Caesariensis. Homilia in quadraginta martyres//PG 31: 507–526. S. Basilius Caesariensis. Homiliae et sermones// PG 31: 163–618. S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron// PG 29: 3–206. S. Basilius Caesariensis. Homiliae quaedam dubiae// PG 31: 1429–1510. S. Basilius Caesariensis. Liber de Spiritu Sancto//PG 32: 67–218. S. Basilius Caesariensis. Liber de virginitate//PG 30: 669–812. S. Basilius Caesariensis. Moralia//PG 31: 699–870. S. Basilius Caesariensis. Regulae brevius tractatae//PG 31: 1051–1320. S. Basilius Caesariensis. Regulae fusius tractatae//PG 31: 889–1052. Boethius. Liber de persona et Duabus naturis//J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Latina – PL). In 221 t. Paris, 1844–1856. Vol. 64: 1337–1354. Clemens Alexandrinus. Fragmenta//PG 9: 729–776. Clemens Alexandrinus. Paedagogus//PG 8: 247–684. Clemens Alexandrinus. Stromata. Lib. V, VII// PG 9: 9–206, 401–558. S. Cyrillus Alexandrinus. Adversus Nestorium//PG 76: 9–248. S. Cyrillus Alexandrinus. Ad reginas de recta fide oratio altera//PG 76: 1335–1420. S. Cyrillus Alexandrinus. Apologeticus pro XII capitibus contra orientales//PG 76: 315–386. S. Cyrillus Alexandrinus. Contra Julianum. Lib. I, IV, VIII, IX//PG 76: 509–556, 675–732, 885–1002. S. Cyrillus Alexandrinus. De sancta Trinitate dialogi VII. Aroumentorum de S. Spiritu capita//PG 75: 1075–1124. S. Cyrillus Alexandrinus. Epistola I//PG 77: 9–40. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyrorum In Genesim. Lib. III//PG 69: 111–176. S. Cyrillus Alexandrinus. In Joannis Evangelium Lib. IX//PG 74: 103–282. S. Cyrillus Alexandrinus. Quod unus sit Christus//PG 75: 1253–1362.S. Cyrillus Alexandrinus. Scholia De Incarnatione Uniceniti//PG 75: 1189–1254. S. Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate//PG 75: 9–1074. S. Cyrillus Hierosolymitanus. Catechesis VI, IX, XVI, XVII//PG 33: 535–604, 637–658, 917–1016. Didymus Alexandrinus. De Trinitate. Liber I, II, III//PG 39: 269–992.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

301 Простр. Катехизис. Стр. 100–102. Сравн. Макарий. Правосл.-догмат. богословие. Т. V. Стр. 69–266. Сравн. Сильвестр. Опыт правосл.-догм. богосл. Т. V. Стр. 322–490. Сравн. Антоний. Правосл.– догм. богосл. Стр. 243–279. 305 Более подробно относительно англиканского учения о таинстве священства см. в следующей – шестой главе. 309 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 150. Сравн. Hall. Theological outlines. Volum. III. Pg. 69–70. 314 Из всех новозаветных таинств, по взгляду Хэлля, одна лишь евхаристия обладает rem virtutem, потому что в ней одной сообщается самая субстанция таинства – тело и кровь Господа. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 74. 317 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 150–151. Сравн. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 70–71. Сравн. Percival. A digest of theology. Pg. 112. 320 Hall. Op.cit. Vol. III. Pg.71. Тоже разграничение между новозаветными таинствами находим и у еп. Графтона. См. Церк. Вестн. 1903. 44. Стр. 1383. 322 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 152–154. Сравн. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 71. 325 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 155–156. Сравн. Percival. A digest of theology. Pg. 122. Сравн. Percival. The inspiration of holy scripture and six others essays. Pg. XXXVIII–XLV. Сравн. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 78. 327 Percival. A digest of theology. Pg. 123. Сравн. Stone. Op. cit. Pg. 157. Сравн. Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 79. 329 Stone. Op. cit. Pg. 157–158. Сравн. Percival. Op. cit. Pg. 123–124. Сравн. Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 81–84. 332 The Book of Common Prayer and administration of the sacraments and other rites and ceremonies of the church according to the use of the protestant episcopal church in the United States of America. New-york. Pg. 244–251. 341 Stone. Op. cit. Pg. 164–165. 169. Сравн. Percival. Op. cit. Pg. 128–129. Сравн. Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 87. 355 Percival. Op. cit. Pg. 135–137. Тоже учение о таинстве евхаристии излагается и четвертым богословом американско-епископальной церкви – Фондулакским епископом Графтоном. В трактате: „The holy Eucharist in the New Testament» он признает и доказывает реально-объективное присутствие в евхаристических дарах тела и крови Христовых. По его мнению, эта истина очевидна и из пророческого обетования об установлении таинства евхаристии, изложенного евангелистом Иоанном в 6:26–71, и из свидетельства ап. Павла о таинстве евхаристии, содержащегося в 1 Кор: 11:33–36, и из свидетельств евангелистов Мф. 26:26–28 , Мрк. 14:22–24 и Луки 22:19–20 . Fond-du-lac tracts, 2. The holy Eucharist in the New Testament. Pg. 1–79. Сравн. Церковн. Вестн. 1903. 44. Стр. 1381–1382.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010