С древних времен св. отцами подчеркивалось особенное значение нек-рых праздников, посвященных важнейшим событиям земной жизни Христа. Этих праздников до X в. было меньше 12. Свт. Епифаний Кипрский († 403) в Слове на Вознесение Господне упоминает 4 праздника: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение и Вознесение (PG. 43. Col. 477-480). Свт. Прокл К-польский († 446) в Слове о Воплощении Христовом перечисляет 5 главных праздников: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение, Вознесение и Сошествие Св. Духа (PG. 65. Col. 705). В гомилии на Вознесение, приписываемой свт. Иоанну Златоусту († 407), но отличающейся по стилю от его творений и имеющей признаки антинесторианской полемики, говорится о 7 наиболее важных событиях домостроительства Христова - по числу дней творения; 6 из них посвящены праздники Рождества Христова, Богоявления, Распятия, Воскресения, Вознесения и Сошествия Св. Духа; 7-м событием и праздником будет грядущее всеобщее воскресение из мертвых (PG. 52. Col. 799-800). Эта гомилия свт. Иоанна Златоуста цитируется в Хронике Георгия Амартола IX в. (PG. 110. Col. 777-779) в составе повествования о том, как при св. имп. Юстиниане (527-565) Сретение было включено в число Господских праздников (ср.: Esbroeck. 1994). В переработанном виде это же сказание содержится в слав. Прологе под 14 нояб.- Сретение здесь не упоминается, в число 7 праздников включено Благовещение (ср. с древней копт. традицией: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 402), а всеобщее воскресение названо 8-м праздником (см., напр.: Пролог. М., 1642. Л. 353 об.). Прп. Иоанн Дамаскин в 1-м Слове об иконах (728), не ставя перед собой цели перечислить все важнейшие праздники, упоминает праздничный ряд икон, посвященных Благовещению («неизреченное Его снисхождение»), Рождеству, Крещению, Преображению и др. евангельским событиям, заканчивает его иконой Вознесения («страдания, доставляющие бесстрастие, чудеса, символы Его Божественной природы, совершаемые через действие плоти, спасительный гроб Избавителя, восшествие на небеса») (PG. 94. Col. 1240).

http://pravenc.ru/text/двунадесятых ...

Вознесение Господне. Мозаика ц. Св. Софии в Фессалонике. 880-885 гг. Большинство из слов надписано именем свт. Иоанна Златоуста: нач.: «Κα τε το σταυρο μνεαν πετελομεν ξω τς πλεως τν ορτν πετελσαμεν» (И когда память Креста совершали, мы устраивали праздник вне города - PG. 50. Col. 441-452=CPG, 4342; эта проповедь чаще всего указывается для чтения на праздник В. Г.); нач.: «Θαιδρν μοι τ τς κκλησας θατρον» (Радостно для меня зрелище Церкви - PG. 52. Col. 797-800=CPG, 4533); нач.: «Θαιδρ μν πσα ορτ τς το Χριστο οκονομας κα φαιδρσουσα τν πιστν τς καρδας» (Светел всякий праздник Христова смотрения и просвещающий верных сердца - PG. 52. Col. 799-802=CPG, 4534); нач.: «Θεα τις, ς οικεν, παροσα πανγυρις» (Божественный, как подобает, пришедший праздник - Traditio. N. Y., 1953. Vol. 9. P. 116-119=CPG, 4739); нач.: «Οκ οδα πο χρσομαι γλττ πρς τν τς παροσης ορτς εφημαν» (Не знаю, каким языком возвещу к вящей славе настоящего праздника.- ГИМ. Син. греч. 284. Л. 338 об.- 341, IX-X вв.=CPG, 4988; эта проповедь в рукописях нередко надписывается именем свт. Афанасия Великого); нач.: «Επειδ χριτι Θεο τν λγον τν περ το πθους το δεσποτικο ποιησμεθα» (Поскольку милостью Божией мы сотворили слово о Страстях Владыки - PG. 64. Col. 45-48=CPG, 5528); кроме указанных, в Торжественниках встречается проповедь, приписываемая свт. Афанасию Великому или же архиеп. Василию Селевкийскому, нач.: «Η μν τς ναστσεως μνμη» (Воскресения память - PG. 28. Col. 1092-1100=CPG, 2280, 6659) ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 266, 272, 586, 590, 612; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ιεροσολυμιτικ βιβλιοθκη. Τ. 3. Σ. 72, 77, 78). Нек-рые Типиконы (напр., Мессинский - Arranz. Typicon. P. 271-272) наряду с иными предписывают чтение слова имп. Льва Мудрого (вероятно, PG. 107. Col. 113-120: нач.: «Τ μν ναστσει τ θνητν κατεπθη» - Воскресением смертное было поглощено). В слав. рукописях Торжественника также встречаются произведения слав. церковных писателей - свт. Кирилла Туровского (нач.: «Приди ныня духомъ священныи пророче Захарие» - РГБ. ф. 304. 9. Л. 101 об.- 105), кон. XIV в., и свт. Иоанна, экзарха Болгарского (нач.: «Веселитеся небеса и радуися земле. понеже посрдьнюю стну преграды разградивъ Исусъ» - Успенский сб. XII-XIII вв. М., 1971. С. 429-432).

http://pravenc.ru/text/155108.html

2705 «Μμησαι τς μελσσης τ διτροπον» («подражайте пчелы образу» или особому свойству), S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron . PG 29. 173 B. 2708 «τροπολογα» – S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron . PG 29. 189 А, Adversus Eunomium. PG 29. 393 В, 713 С; Commcntarius in Isaiam prophetam. PG 30. 616 B); S. Gregorius Nyssenus. In Cantica canticorum. PG 44. 757 А, In Baptismum Christi. PG 46. 593 С; S. Maximus Confessor. Quaestiones et dubia. PG 90. 792 А, Ambiguorum liber. PG 91. 1365 В. Термин «τροπολογα» использовался и ранее церковными писателями ( Ориген , блж. Иероним) для обозначения одного из методов толкования Писания – тропологического (см: Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers. Harvard University Press, 1976. P. 65). 2709 «διτροπος ζω» – своеобразная жизнь, S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron. PG 29. 149 C. 2711 «Единомысленных называет, вслед за Писанием, едино-образно мыслящих (μονοτρπους) в противоположность «многообразных по образу» лукавства (πολλαπλον το τρπου), S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron . PG 29. 153 D – 156 A; «Πολυειδες δ εσι κα πολτροποι α το διαβλου πνοιαι», Homilia Dicta in Lacizis. PG 31. 1437 D, S. Symeon Metaphrastes. Sermo Ι. De Virtute et Vitio. PG 32. 1129 A. Свт. Григорий Нисский говорит о «многобразных грехах» (De Oratione Dominica. Oratio I. PG 44. 1121 С), и «бедствиях» брака (De Virginitate. PG 46. 336 В), и многообразных немощах тела (πολτροποι το σματος ωσται, De mortuis. PG 46. 505 С), и о едино-образной жизни по Богу (μοντροπος κατ’ ρετν πολιτεα, In Cantica Cantic. Homilia IX. PG 44. 961 A). Подобное употребление и у преп. Максима Исповедника : «φοβεται τς πολυτρπους τν δαιμνων πιδρομς», Epistolae. PG 91. 413 C, «μοντροπον φιλοσοφαν», Ambiguorum liber. PG 91. 1368 В, и у преп. Иоанна Дамаскина (μαρτωλο πολτροποι), De duabus in Christo voluntatibus. PG 95. 1168 С, 1400 C, «ο δ δκαιοι μοντροπο εσιν», PG 95. 1168 D. Подобный смысл «μοντροπον» имеет также PG 29. 344 В, 492 С; PG 31. 400 C; «Μοντροπς στιν το Χριστιανο βος», S. Basilius Caesariensis. Regulae fusius tractatae. PG 31. 973 А. Впрочем, «многообразность» не становится синонимом зла. Так говорится, например, о «многоразличных поворотах языка» (πολυτρπους τς γλσσης ναστροφς, S. Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium. Lib. XII. PG 45. 977 В), и многообразности иносказаний о Скинии (S. Maximus Confessor. Ambiguorum liber. PG 91. 1385 С), и что слово «γνμη» имеет много употреблений и значений (S. Maximus Confessor. Disputatio cum Pyrrho. PG 91. 312 А). У преп. Иоанна Дамаскина «многочастне и многообразне» ( Евр 1. 1 ), De Imaginibus Oratio II. PG 94. 1289 А.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

S. Basilius Caesariensis. Homilia in Sanctam Chiusti Generationem//PG 31: 1457–1476. S. Basilius Caesariensis. Homilia in quadraginta martyres//PG 31: 507–526. S. Basilius Caesariensis. Homiliae et sermones// PG 31: 163–618. S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron// PG 29: 3–206. S. Basilius Caesariensis. Homiliae quaedam dubiae// PG 31: 1429–1510. S. Basilius Caesariensis. Liber de Spiritu Sancto//PG 32: 67–218. S. Basilius Caesariensis. Liber de virginitate//PG 30: 669–812. S. Basilius Caesariensis. Moralia//PG 31: 699–870. S. Basilius Caesariensis. Regulae brevius tractatae//PG 31: 1051–1320. S. Basilius Caesariensis. Regulae fusius tractatae//PG 31: 889–1052. Boethius. Liber de persona et Duabus naturis//J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Latina – PL). In 221 t. Paris, 1844–1856. Vol. 64: 1337–1354. Clemens Alexandrinus. Fragmenta//PG 9: 729–776. Clemens Alexandrinus. Paedagogus//PG 8: 247–684. Clemens Alexandrinus. Stromata. Lib. V, VII// PG 9: 9–206, 401–558. S. Cyrillus Alexandrinus. Adversus Nestorium//PG 76: 9–248. S. Cyrillus Alexandrinus. Ad reginas de recta fide oratio altera//PG 76: 1335–1420. S. Cyrillus Alexandrinus. Apologeticus pro XII capitibus contra orientales//PG 76: 315–386. S. Cyrillus Alexandrinus. Contra Julianum. Lib. I, IV, VIII, IX//PG 76: 509–556, 675–732, 885–1002. S. Cyrillus Alexandrinus. De sancta Trinitate dialogi VII. Aroumentorum de S. Spiritu capita//PG 75: 1075–1124. S. Cyrillus Alexandrinus. Epistola I//PG 77: 9–40. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyrorum In Genesim. Lib. III//PG 69: 111–176. S. Cyrillus Alexandrinus. In Joannis Evangelium Lib. IX//PG 74: 103–282. S. Cyrillus Alexandrinus. Quod unus sit Christus//PG 75: 1253–1362.S. Cyrillus Alexandrinus. Scholia De Incarnatione Uniceniti//PG 75: 1189–1254. S. Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate//PG 75: 9–1074. S. Cyrillus Hierosolymitanus. Catechesis VI, IX, XVI, XVII//PG 33: 535–604, 637–658, 917–1016. Didymus Alexandrinus. De Trinitate. Liber I, II, III//PG 39: 269–992.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 564D. 798 Пс. 103: 2. 799 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 949В. 800 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 16 — PG 96, 569B. 801 1 Kop 2:9. Ср.: Иоанн Дамаскин, там же — 569А. 802 Григорий Богослов, Слово 39, 2 — PG 36, 336С. 803 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C. 804 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 933С. 805 Макарий Египетский. О свободе ума 23 — PG 34, 957В. 806 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 949С. 807 Там же, 949А. 808 Там же, 949А. 809 Там же, 949С; Дионисий Ареопагит, О таинственном богословии 1, 1 — PG 3, 997В. 810 Андрей Критский, Слово на Преображение — 949В. 811 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini 12 — PG 96, 564B. 812 Там же. 813 Там же, 2 — 545В. 814 1 Кор 2,10. 815 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C. 816 Пс. 17:12. 817 1 Тим. 6:16. 818 Пс. 103:2. 819 Григорий Нисский, К Евномию, 12, 24 — Jaeger 1, 273/PG 45, 965В. 820 Иоанн Златоуст, Выборки из различных слов, 21 — PG 63, 700. 821 Мф. 13:43. 822 Пс. 28:10. 823 Еф. 4:4. 824 Иоанн Златоуст (псевдэпиграф), На Преображение — Savile, 7, 339. 825 Иоанн Златоуст. Выборки из различных слов, 21 — PG 63, 700. 826 См.: Минея, Месяца августа в шестый день на утрени по полиелеи седален вторый на Слава, и ныне: «Сокровенную молнию… существа Твоего, Христе, и божественнаго благолепия на святей показал еси горе». 827 Иоанн Дамаскин. Homilia in transfigurationem domini, 17 — PG 96, 572B. 828 Там же, 8 — 560В. 829 Василий Великий. Беседа на 29 Пс. 5 — PG 29, 317В. Ср.: Беседа на 44 Пс. 5 — PG 29, 400С, Григорий Нисский. О душе и воскресении — PG 46, 152А. 830 Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные 2, 93 — PG 90, 1169А. 831 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 933В. 832 Максим Исповедник. К Фалассию 61 изъяснение 16 — PG 90, 644D. 833 Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные 2, 88 — PG 99, 1168АВ. 834

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

301 Простр. Катехизис. Стр. 100–102. Сравн. Макарий. Правосл.-догмат. богословие. Т. V. Стр. 69–266. Сравн. Сильвестр. Опыт правосл.-догм. богосл. Т. V. Стр. 322–490. Сравн. Антоний. Правосл.– догм. богосл. Стр. 243–279. 305 Более подробно относительно англиканского учения о таинстве священства см. в следующей – шестой главе. 309 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 150. Сравн. Hall. Theological outlines. Volum. III. Pg. 69–70. 314 Из всех новозаветных таинств, по взгляду Хэлля, одна лишь евхаристия обладает rem virtutem, потому что в ней одной сообщается самая субстанция таинства – тело и кровь Господа. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 74. 317 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 150–151. Сравн. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 70–71. Сравн. Percival. A digest of theology. Pg. 112. 320 Hall. Op.cit. Vol. III. Pg.71. Тоже разграничение между новозаветными таинствами находим и у еп. Графтона. См. Церк. Вестн. 1903. 44. Стр. 1383. 322 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 152–154. Сравн. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 71. 325 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 155–156. Сравн. Percival. A digest of theology. Pg. 122. Сравн. Percival. The inspiration of holy scripture and six others essays. Pg. XXXVIII–XLV. Сравн. Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 78. 327 Percival. A digest of theology. Pg. 123. Сравн. Stone. Op. cit. Pg. 157. Сравн. Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 79. 329 Stone. Op. cit. Pg. 157–158. Сравн. Percival. Op. cit. Pg. 123–124. Сравн. Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 81–84. 332 The Book of Common Prayer and administration of the sacraments and other rites and ceremonies of the church according to the use of the protestant episcopal church in the United States of America. New-york. Pg. 244–251. 341 Stone. Op. cit. Pg. 164–165. 169. Сравн. Percival. Op. cit. Pg. 128–129. Сравн. Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 87. 355 Percival. Op. cit. Pg. 135–137. Тоже учение о таинстве евхаристии излагается и четвертым богословом американско-епископальной церкви – Фондулакским епископом Графтоном. В трактате: „The holy Eucharist in the New Testament» он признает и доказывает реально-объективное присутствие в евхаристических дарах тела и крови Христовых. По его мнению, эта истина очевидна и из пророческого обетования об установлении таинства евхаристии, изложенного евангелистом Иоанном в 6:26–71, и из свидетельства ап. Павла о таинстве евхаристии, содержащегося в 1 Кор: 11:33–36, и из свидетельств евангелистов Мф. 26:26–28 , Мрк. 14:22–24 и Луки 22:19–20 . Fond-du-lac tracts, 2. The holy Eucharist in the New Testament. Pg. 1–79. Сравн. Церковн. Вестн. 1903. 44. Стр. 1381–1382.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1376CD; 1165 ВС; 1168С. 461 См. III 1, 10–11. 462 Иоанн Дамаскин. Беседа 1 на Преображение 12–13: PG 96, 564С–565А. 463 Песнопения вечерни Преображения. 464 Иоанн Дамаскин. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 2. 465 Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933С. 466 О небесной иерархии VII 2: PG 3, 208С. 467 См. 1 3, 29. 468 Косьма Маюмский. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 1. 469 Слова из кондака праздника Преображения. 470 Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение 12: PG 96: 564В. 471 Главы богословские и икономические 1, 48: PG 90, 1100D. 472 Слова из седальна после полиелея на утрени Преображения. 473 Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1165D. 474 Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии XV 2: PG 3, 328D–329C. 475 Иоанн Дамаскин. Гомилия на Преображение 7; 10; 12; 15–16: PG 96, 557С; 561D; 564С; 569AB. 476 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1 4: PG 3, 592ВС. 477 Андрей Критский. Гомилия 7 на Преображение: PG 97, 949С. 478 Из богослужения вечерни Преображения. 479 Дионисий Ареопагит. О божественных именах II 7: PG 3, 645A. 480 Там же, V 2: PG 3, 916С. 481 Максим Исповедник. К Марину: PG 91, 268D. 482 Дионисий Ареопагит. Послание 2: PG 3, 1068A–1069A. 483 Выражение Максима Исповедника. 484 Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию 22: PG 90, 324А. 485 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1240С. 486 Там же: 1076С. 487 Там же: 1088ВС; 1320В. 488 Василий Великий. Послания 1 4: PG 32, 229В. 489 Неизвестно, кто здесь цитируется. 490 Этот текст, приписываемый св. Максиму также в I 3, 20 и III 3, 13, не обнаруживается в его изданных сочинениях. 491 О небесной иерархии III 3: PG 3, 165A. 492 Дионисий Ареопагит. Послания 2: PG 3, 1068–1069. 493 См. III 1, 9; 18. 494 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1140А; 1144С. 495 Ср. III 3, 3. 496 Григорий Назианзин. Гомилии, 30, 21: PG 36, 132В. 497 Ср. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1076ВС. 498 Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933С. 499

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

S. Gregorius Palamas. Theophanes, sive de divinitatis et rerum divinarum communicabilitate et incommunicabilitate//PG 150: 909–960. The Triads, by Gregory Palamas/J. Meyendorff (ed.), N. Gendle(transl.). Paulist Press, 1983. S. Gregorius Theologus. Dialogus III//PG 38: 997–1152. S. Gregorius Theologus. Epistolae CI, CXCIX//PG 37: 175–194, 325–328. S. Gregorius Theologus. Poemata de Seipso//PG 37: 969–1452. S. Gregorius Theologus. Oratio VI. De pace I//PG 35: 721–752. S. Gregorius Theologus. Oratio VIII. Ιn laudem sororis suae gorgoniae//PG 35: 789–818. S. Gregorius Theologus. Oratio XXIV. In laudem s. Cypriani//PG 35: 1169–1194. S. Gregorius Theologus. Oratio XXVI. In seipsum//PG 35: 1227–1252. S. Gregorius Theologus. Oratio ΧΧIΧ. Theologica III//PG 36: 73–104. S. Gregorius Theologus. Oratio XXX. Theologica IV//PG 36: 103–134. S. Gregorius Theologus. Oratio XXXII. De moderatione in disputando//PG 36: 173–212. S. Gregorius Theologus. Oratio XXXVIII. Ιn Theophania//PG 36: 311–334. S. Gregorius Theologus. Oratio XL. In Sanctum Baptisma//PG 36: 359–428. S. Gregorius Theologus. Oratio XLIV. Ιn Novam Dominicam//PG 36: 607–622. S. Gregorius Theologus. Oratio XLV. In Sanctum Pascha//PG 36: 623–664. S. Gregorius Theologus. Orationes//PG 35: 393–1252, 36: 9–664. S. Gregorius Theologus. Sectio II. Poemata moralia//PG 37: 521–968. Herodotus. Histories/C. Hude (eds.). Oxford, 1960. S. Hippolytus Portuensis Episcopus. Contra Haeresin Νοeti//PG 10: 803–830. Iohannis Caesariensis presbyteri et grammatici opera quae supersunt/M. Richard (ed.). Turnhout 1977 (Corpus Christianorum Series Graeca, 1). S. Irenaus Lugdunensis. Fragmenta//PG 7B: 1225–1264. S. Joannes Chrysostomus. De Incomprehensibili Dei Natura V//PG 48: 735–748. S. Joannes Chrysostomus. Homiliae ΧΧIV in Epistolam ad Ephesios//PG 62: 9–176. S. Joannes Chrysostomus. Homiliae XXV in quaedam loca Novi Testamenti//PG 51: 17–388. S. Joannes Chrysostomus. In Epistola ad Hebraeos. Cap. I. Homilia II//PG 63: 19–28. S. Joannes Chrysostomus. In Epistola ad Philippenses. Cap. II. Homilia VI//PG 62: 217–228.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. 1, 14, PG 94, 860; русский пер.: I, 185. 494 Епископ Сильвестр. Цит. соч., т. II, с. 6. 495 Ср. Епископ Сильвестр. Цит. соч., т. II, с. 131. 496 Свят. Иоанн Златоуст. In Hebr., horn. 2, 1, PG 63, 19. 497 Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. I, 13, PG 94, 852; русский пер.: I, 182. 498 Восточное отеческое различение сущности и сил в Боге всегда оставалось чуждо западному богословию вместе с основанным на нем различением апофатического и катафатического богословия; блаж. Августин его критически отвергает: см. Попов И.В. Цит. соч., с. 353 и Далее. Ср. Бриллиантов А. Цит. соч., с. 221 и далее. 499 Св. Дионисий Ареопагит. Dedivin. nomin. II, 5, PG 3, 641. 500 Ср., например, Decoel.hier. 11, 3, PG 3, 141. 501 Epist. 1, ad Caium., PG 3, 1065А. 502 De divin. nomin. XI, 6, PG 3, 956. 503 Св. Дионисий Ареопагит. De divin. nomin. 1, 4, PG 3, 589; V, 1–2, PG 3, 816B–C; ср. Преп. Максим Исповедник. Schol. in lib. de divin. nomin., in V, 1, PG 4, 309: исхождением же называет Божественное действие, которое произвело всё сущее; in I, 5, PG 4, 205, 208: промышление и исхождение вовне противополагается здесь Самому Богу. 504 De divin. nomin. IV, 13, PG 3, 712. 505 De divin. nomin. V, 8, PG 3, 824; V, 5–6, PG 3, 820; XI, 6, PG 3, 953 ss. Ср. у Бриллиантова всю главу об «Ареопагитиках», сс. 142–178; Попов И. В. Цит. соч., сс. 349–352. Псевдоэпиграфический характер «Ареопагитик» и их тесная связь с неоплатонизмом не умаляет их богословского значения, признанного и засвидетельствованного церковно–отеческим авторитетом. Конечно, здесь остается нужным новое историко–богословское исследование и оценка. 506 Св. Дионисий Ареопагит. De divin. nomin. IX, 1, PG 3, 909. 507 Свят. Григорий Палама. Capit. phys., theol., etc., 68–69, PG, 150, 1169. 508 Ibid., 75, PG 150, 1173: Свят. Григорий исходит из троякого различения в Боге: сущности, энергии и троичности ипостасей. Соединение с Богом [по сущности] невозможно, ибо, по всеобщему суждению богословов, по существу или в существе Своем Бог «несообщим». Соединение по ипостаси свойственно только Вочеловечившемуся Слову. Преуспевшие же твари соединяются с Богом по действию, причащаются не естества, но Его действия; cap. 92, PG 150, 1188: через причастие «Боготворной благодати» соединяются с самим Богом; cap. 93, PG 150, 1188: Божие просияние и боготворное действие, причастники которого обожаются, есть Божия благодать, но не естество Божие; ср. сарр. 78, 141, 144, PG 150, 1176, 1220, 1221; Theoph., PG 150, 912 et 928D; ср. Ibid., PG 150, 921 et 941. Ср. синодик собора 1452 г. у преосв. Порфирия (Успенского): История Афона. Т. III, 2. СПб., 1902, приложения, с. 784; и в Триоди, по венец, изд. 1820 г., 168. Это — мысль преп. Максима: Бог и сообщим — по Своим дарам, и несообщим — ибо ничто не причастно самой Его сущности, apud Euthymii Zigabeni Panopliam. tit. 3, PG 130, 132. 509

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

1015. [Ересь 41.] О кердонианах. С. 123127. PG 41, 692696. 1016. [Ересь 42.] О маркионитах. Главы 13. С. 127132. PG 41, 696700. ТСО 44. Кн. 4. 1017. О маркионитах. Главы 3–14. С. 133261. PG 41, 700817. 1018. [Ересь 43.] О лукианистах. С. 261264. PG 41, 817821. —453— 1019. [Ересь 44.] Об апеллианах. С. 265277. PG 41, 821832. 1020. [Ересь 45.] О севирианах. С. 277282. PG 41, 832836. 1021. [Ересь 46.] О татианах. С. 282290. PG 41, 836845. ТСО 44. Кн. 6. Книга вторая. Отд. 1. 1022. [Содержание.] С. 291296. PG 41, 845849. 1023. [Ересь 47.] Об енкратитах. С. 297302. PG 41, 849856. 1025. [Ересь 48.] О еретиках фригийских, называемых или монтанистами, или еще таскодругитами. С. 302328. PG 41, 856880. 1025. [Ересь 49.] О квинтиллианах, или пепузианах, они же и прискиллиане. С. 329331. PG 41, 880881. 1026. [Ересь 50.] О четыренадесятниках. С. 332337. PG 41, 881888. 1027. [Ересь 51.] О ереси, которая не принимает Евангелия от Иоанна и его Апокалипсиса. С. 337417. PG 41, 888953. 1028. [Ересь 52.] Об адамианах. С. 418423. PG 41, 953960. 1029. [Ересь 53.] О сампсеях. С. 423426. PG 41, 960961. 1030. [Ересь 54.] О феодотианах. С. 426435. PG 41, 961972. 1031. [Ересь 55.] О мелхиседекианах. С. 435453. PG 41, 972989. 1032. [Ересь 56.] О вардисианистах. С. 453458. PG 41, 989993. 1865 Творения св. Григория Нисского часть 7 ТСО 44. Кн. 1. 1033. Слово против Ария и Савелия. С. 122. 2017/5. Adversus Arium et Sabellium de Patre et Filio. CPG 3141. PG 45, 12811301. 1034. Слово о Святом Духе против македонян. С. 2358. 2017/6. Adversus Macedonianos de Spiritu Sancto. CPG 3142. PG 45, 13011333. 1035. Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). С. 59201. 2017/8. Antirrheticus adversus Apollinarium. CPG 3144. PG 45, 11241269. 1036. Против Аполлинария, к Феофилу, еп. Александрийскому. С. 202210. 2017/7. Ad Theophilum adversus Apollinaristas. CPG 3143. PG 45, 12691277. —454— 1866 Творения св. Григория Нисского часть 7 ТСО 44. Кн. 2. 1037. К Армонию о том, что значит имя и название: христианин. С. 211223. [С. 315.] 917 2017/25. De professione Christiana ad Harmonium. CPG3163.PG 46, 237249.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010