Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЛЛИНГТОН [англ. Billington] Джеймс Хэдли (род. 1.06.1929, Брин-Мор, Пенсильвания, США), амер. историк, библиотечный деятель, профессор. В 1950 г. окончил Принстонский ун-т и получил степень бакалавра, в 1953 г.- степень д-ра философских наук в области совр. европ. истории в Бейллиол-колледже (Оксфорд). В 1957-1962 гг. преподавал рус. историю в Гарвардском и Принстонском ун-тах. В 1960-1961 гг. занимался исследованиями в Хельсинкском ун-те. Читал лекции по рус. истории в ЛГУ (1961), МГУ (1964), работал в Ин-те истории АН СССР в Москве (1966-1967). В 1973-1987 гг. директор Международного центра ученых им. Вудро Вильсона в Вашингтоне. С 1987 г. директор Б-ки Конгресса США. Почетный профессор мн. амер. и европ. ун-тов. Член консультативных советов «Foreign Affairs» (1974-1992), «Theology Today» (1974-1984), сценарист и распорядитель Форума фильмов по гуманитарным наукам. Член Совета по международным отношениям Американского философского об-ва, Американской академии искусств и наук и РАН (1999). Инициатор и руководитель проекта по передаче в дар Синодальной б-ке Московского Патриархата собрания справочных и энциклопедических изданий по религ. тематике в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Б.- автор неск. монографий и многочисленных статей, специалист по культурной и религ. истории, искусству России XVII-XX вв. Его главный научный труд - «The Icon and the Axe: An Interpretive History of Russian Culture» (N. Y., 1966; рус. пер.: Икона и топор: Интерпретация истории рус. культуры. М., 2001). Награжден орденом искусств и литературы Франции (1991), медалью Гуангуа Республики Корея (1991), премией Вудро Вильсона Принстонского ун-та (1992), орденом ФРГ «За заслуги» (1996). Соч.: The Bolshevik Debt to Russian Populism//Occidente. 1956. July/August; Mikhailovsky and Russian Populism. Oxf., 1958; Intelligentsia and the Religion of Humanity//AHR. 1960. 7; Images of Moscovy//Slavic Review. Seattle, 1962. 3; Science in Russian Culture//American Scientist. Burlington, 1964. June; Finland//Communism and Revolution. Princeton, 1964; The Arts of Russia. Princeton, 1970; Fire in the Minds of Men: Origins of the Revolutionary Faith. N. Y., 1980, 19992; Books and the World. Wash., 1988; Before the Revolution: St. Petersburg in Photographs, 1890-1914: [Forew.]. N. Y.; Leningrad, 1991; Russia Transformed: Breakthrough to Hope: Moscow, August 1991. N. Y., 1992; Лики России: Страдание, надежда и созидание в русской культуре. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/149189.html

Wash., 1961; Grant R. M. The Apostolic Fathers " First Thousand Years//Church History. Berne (Indiana), 1962. Vol. 31. P. 421-429 (переизд.: Ibid. 1988. Vol. 57. Suppl.: Centennial Issue. P. 20-28); Barnard L. W. Studies in the Apostolic Fathers and their Background. Oxf., 1966; McRay J. The Church Fathers in the IInd Cent.//Restoration Quarterly. Abilene (Tex.), 1968. Vol. 11. P. 209-214; Lemaire A. Des services aux ministères: Les services ecclésiaux dans les deux premiers siècles//Concilium. R., 1972. Vol. 80. P. 39-51; Mare W. H. The Holy Spirit in the Apostolic Fathers//Grace Journal. 1972. Vol. 13. N 2. P. 3-12; Sabugal S. El titulo Χριστς en los Padres Apostólicos y Apologistas griegos//Augustinianum. R., 1972. Vol. 12. P. 407-423; Hamman A. Existe-t-il un langage trinitaire chez les Pères Apostoliques?//Ibid. 1973. Vol. 13. P. 455-458; Eijk T. H. C., van. La résurrection des morts chez les Pères apostoliques. P., 1974. (Théologie historique; 25); Fischer J. A. Die ältesten Ausgaben der Patres Apostolici: Ein Beitrag zu Begriff und Begrenzung der Apostolischen Väter//Hist. Jb. 1974. Bd. 94. S. 157-190; 1975. Bd. 95. S. 88-119; idem. Die Ausgabe der Apostolischen Väter durch Thomas Ittig//Überlieferungsgeschichtliche Untersuchungen. B., 1981. S. 197-207. (TU; 125); Sachot M. Pour une étude de la notion de salut chez les Pères apostoliques: Présentation du vocabulaire//RSR. 1977. Vol. 51. P. 54-70; Jonge H. J., de. On the Origin of the Term «Apostolic Fathers»//JThSt. N. S. 1978. Vol. 29. P. 503-505; Osborn E. Ethics in the Apostolic Fathers//Prudentia. Auckland, 1980. Vol. 12. N 2. P. 87-91; Winling R. Une façon de dire le salut: La formule «être avec Dieu - être avec Jesus-Christ» dans les écrits de l " ère dite des Pères apostoliques//RSR. 1980. Vol. 54. P. 109-128; Lucchesi E. Compléments aux Pères Apostoliques en copte//AnBoll. 1981. Vol. 99. P. 395-408; Machielsen J. Le problème du mal selon les pères apostoliques//Eglise et théologie. Ottawa, 1981. Vol. 12.

http://pravenc.ru/text/2564312.html

В XX в. руины мон-ря св. Евфимия исследовало несколько археологических экспедиций (напр., Д. Читти, И. Хиршфельд). Была открыта могила Е. В., по сторонам которой находилось 8 погребений, а в соседнем помещении - погребения, как полагает Хиршфельд, монастырских священнослужителей ( Hirschfeld. 1992. P. 139). Во всех захоронениях были обнаружены останки, кроме захоронения, идентифицируемого Хиршфельдом с могилой Е. В., к-рое оказалось пустым. В наст. время часть честной главы Е. В. хранится в Большом скиту св. Анны на Афоне, левая нога - в Иверском мон-ре, 5 пальцев - в ц. св. Генесия (Панагия Корфиатисса, о-в Милос), небольшие частицы мощей находятся во многих монастырях Греции ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 179). Житие Е. В., написанное Кириллом Скифопольским, было переработано прп. Симеоном Метафрастом. Похвальное слово в честь Е. В. было составлено Феодором Дукой Ласкарисом. Ист.: BHG, N 647-650d; ActaSS. Ian. T. 2. P. 298-328; PG. 114. Col. 586-733; Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого//Палестинский патерик. СПб., 1898. Вып. 2; Kyrillos von Skythopolis. Vita Euthymii/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 3-85. (TU; Bd. 49. H. 2); ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 167-198. Лит.: Vailhé S. St. Euthyme Le Grand, moine de Palestine//ROC. 1907. Vol. 12. P. 298-312, 337-355; 1908. Vol. 13. P. 181-191, 225-246, 389-405; 1909. Vol. 14. P. 189-202, 256-263; G é nier R. Vie de St. Euthyme le Grand. P., 1909; Chitty D. J. The Monastery of St. Euthymius//PEQ. 1931. P. 188-203; Festugi è re A. J., ed., Cyrille de Scythopolis. Vie de St. Euthyme. P., 1962. (Les moines d " Orient; T. 3. Pt. 1); Hirschfeld Y. Monastery of St. Euthymius: Survey and Excavations//Excavations and Surveys in Izrael. Jerusalem, 1984. T. 3. P. 80-82; idem. The Judean Desert Monasteries in Byzantine Period. New Haven, 1992; Binns J. Ascetics and Ambassadors of Christ: The Monasteries of Palestine, 314-631. Oxf.; N. Y., 1994. А. Б. Ванькова Почитание у южных славян и на Руси

http://pravenc.ru/text/187761.html

R., 1884. P. 87). Впосл. к числу возможных соавторов кор. Генриха VIII относили Уолси, Т. Мора (1478-1535), Дж. Фишера (ок. 1469-1535), Э. Ли (ок. 1482-1544), Р. Пейса (ок. 1482-1536), Дж. Лонгленда ( 1547) и даже Эразма Роттердамского ( 1536). Вместе с тем Эразм Роттердамский, признанный всей Европой эксперт в области богословской лит-ры, в переписке выражал уверенность в том, что автором был король, и заявлял, что способностей и образования Генриха VIII было вполне достаточно для написания такого сочинения (см.: Opus epistolarum Des. Erasmi Roterodami/Ed. P. S. Allen e. a. Oxf., 1922. Vol. 4. P. 565-569. N 1227-1228). Лютер, хотя и считал возможным автором Ли (см.: Luther. WA. 1907. Bd. 10. Hbd. 2. S. 176-177, 183; Idem. WA: BW. 1931. Bd. 2. S. 565. N 511; S. 580. N 523), в то же время допускал, что автором трактата является король, и адресовал ответное соч. «Против Генриха, короля Англии» ( Idem. Contra Henricum Regem Angliae// Idem. WA. Bd. 10. Hbd. 2. S. 180-222) ему лично. На основании нек-рых намеков, содержащихся в переписке Мора, исследователи делают вывод, что последнюю лит. и стилистическую правку сочинения осуществил по просьбе короля Мор, однако вопрос об авторстве основного текста остается открытым (подробнее об истории трактата см.: Fraenkel. 1992. S. 1-26; ср. также: O " Donovan. 1908. P. 40-93). Подробности представления трактата папе Льву X известны из письменных донесений, к-рые К. посылал Уолси (см.: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 654-656. N 1574; P. 669. N 1607; P. 690-692. N 1654-1656; ср. также: Duff. 1908. P. 5), а также из свидетельств очевидцев этого события (анализ свидетельств см.: Vian. 1962. P. 366-369; Fraenkel. 1992. S. 26-29). В письме от 14 сент. 1521 г. (текст с купюрами см.: Ellis. 1846. P. 257-262; краткое изложение: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 654-656. N 1574) К. сообщал Уолси, что неск. днями ранее он преподнес книгу папе Льву X во время личной аудиенции. Папа немедленно со вниманием прочел предисловие и двустишие кор.

http://pravenc.ru/text/1841311.html

Соч.: Der masoretische Text des AT nach der Überlieferung der babylonischen Juden. Lpz., 1902; Neuarabische Volksdichtung aus Egypten. Lpz., 1909. Bd. 1: Zur Geschichte des arabischen Schattentheaters in Egypten; Masoreten des Ostens: Die ältesten punktierten Handschriften des AT und der Targume. Lpz., 1913; Untersuchungen zur Geschichte des Pentateuchtextes//Theologische Studien und Kritiken. 1915. Bd. 88. S. 399-439 (idem//Opera minora. Leiden, 1956. P. 3-37); Die überlieferte Aussprache des Hebräischen und die Punktation der Masoreten//ZAW. 1921. Bd. 39. S. 230-239; [§ 6-9]// Bauer H., Leander P. Historische Grammatik der hebräischen Sprache. Halle, 1922. S. 71-162; Die Punktation der Masoreten//Vom Alten Testament: K. Marti zum 70. geburtstage gewidmet. Giessen, 1925. S. 167-172. (BZAW; 41); Masoreten des Westens. Stuttg., 1927. Bd. 1/Mit Beitr. von Dr. I. Rabin; 1930. Bd. 2: Das Palästinische Pentateuchtargum. Die Palästinische Punktation. Der Bibeltext des Ben Naftali/mit Beitr. von R. Edelmann; Biblia Hebraica/Ed. R. Kittel; Ed. 3 [von] A. Alt, O. Eissfeldt; Textum masoreticum curavit P. Kahle. Stuttg., 1929-1937. 14 Fasc.; Der alttestamentliche Bibeltext//ThRu. N. F. 1933. Bd. 5. S. 227-238; A Lost Map of Columbus//Geographical Rev. N. Y., 1933. Vol. 23. P. 621-638; Bonn University in pre-Nazi and Nazi Times, 1923-1939: Experiences of a German Professor. L., 1945; The Cairo Geniza. L., 1947. Oxf., 1959 2 (нем. пер.: Die Kairoer Genisa: Untersuchungen zur Geschichte des hebräischen Bibeltextes und seiner Übersetzungen/Hrsg. R. Meyer. B., 1962); Opera minora. Leiden, 1956; Das palästinische Pentateuchtargum und das zur Zeit Jesu gesprochene Aramäisch//ZNW. 1958. Bd. 49. S. 100-116; Der hebräische Bibeltext seit F. Delitzsch. Stuttg., 1961. Лит.: F ü ck J. W. Paul Ernst Kahle//ZDMG. 1966. Bd. 116. N 1. S. 1-7; Tov E. Textual Criticism of the Hebrew Bible. Minneapolis; Assen, 1992, 2001 2 (рус. пер.: Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., 2001); Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и ее наследие. СПб., 2001. C. 305-308.

http://pravenc.ru/text/1319941.html

В 1069 г. И. подвергся нашествию тюрок-сельджуков ( Miguel Ataliates. Historia/Ed. I. Pérez Martín. Madrid, 2002. P. 102; Η συνχεια τς Χρονογραφας το Ιωννου Σκυλτση: Ioannes Scylitzes Continuatus/Εκδ. Θ. Τσολκης. Θεσσαλονκη, 1968. P. 138). В 1073 г., в период кризиса визант. государственности в Анатолии, в И., по свидетельствам Михаила Атталиата и Продолжателя Скилицы, начался мятеж Русселя де Байоля ( Miguel Ataliates. Historia. 2002. P. 135-136; Ιωννου Σκυλτση. 1968. P. 157). Согласно сельджукской исторической традиции, И. и Кавалла были первыми крепостями, к-рые не ранее 1075 г. захватил сельджукский султан Сулейман ибн Куталмыш, основатель Румского султаната ( Ta   r kh-i a   l-i Salju   q dar A na   t u   l/Ed. N. Jala  l. Tihran, 1999. P. 79). Первоначально Сулейман признавал сюзеренитет империи, но уже в 1081 г., после захвата визант. престола имп. Алексеем I Комнином, провозгласил себя независимым правителем. Столицей Румского султаната стала Никея; однако в 1097 г. участники 1-го крестового похода захватили город. Преемник Сулеймана Кылыч Арслан I в битве при Дорилее (ныне Эскишехир) 1 июля 1097 г. был разбит. По пути через М. Азию крестоносцы заняли И., не встретив сопротивления (Gesta Francorum/Ed. R. Hill. Oxf., 1962, 2002r. P. 22-24; Albert of Aachen. Historia Ierosolimitana/Ed. S. B. Edgington. Oxf., 2007. P. 140). Вскоре сельджуки вновь захватили И., и султан Малик-шах сделал город столицей Румского султаната. В авг. 1111 г. крестоносная экспедиция графа Гийома Неверского безуспешно штурмовала И.; отсутствие воды и поражение при Германикополе (ныне Эрменек) заставили остатки армии крестоносцев бежать в Антиохию (Ibid. P. 620-624). Новая попытка взять И. с помощью войск герц. Гийома IX Аквитанского и графа Пуатье, герц. Вельфа VI Баварского и графини Иды, вдовы маркграфа Леопольда II Австрийского, также была безуспешной (Ibid. Р. 628-630). Визант. армия неоднократно приближалась к И. (в 1116 и в 1146 под предводительством Алексея I и Мануила I Комнинов), но не захватила город ( Anna Comnena. Alexias/Ed. D. R. Reinsch, A. Kambylis. B.; N. Y., 2001. P. 473; Cinnam. Hist. P. 39-46; Nicet. Chon. Hist. P. 52 ff.). В 1190 г. крестоносному войску герм. имп. Фридриха I Барбароссы удалось взять И. штурмом; у султана Кутбаддина Малик-шаха осталась только крепость. Фридрих, однако, предпочел заключить с султаном мир, чтобы пройти с войском далее на восток в Киликию (Quellen zur Geschichte des Kreuzzuges Kaiser Friedrichs I./Hrsg. A. Chroust//MGH. Script. rer. Germ. N. S. Münch., 1989. Bd. 5. S. 84-88, 167-171, 176 ff.). С этого момента И., получивший тюркизированное название Конья, навсегда остался мусульм. городом.

http://pravenc.ru/text/389044.html

1175), в к-ром не затрагивался ни один из существенных вопросов отношений Римско-германской империи и католич. Церкви. Новая кампания, начавшаяся в 1176 г., потерпела крах в битве при Леньяно (29 мая 1176), где войскам Ломбардской лиги городов удалось разгромить имперское войско. В начавшихся после битвы при Леньяно переговорах о мире между папой Александром III и имп. Фридрихом I Барбароссой затрагивался и вопрос о судьбе К. По проекту соглашения, предложенному императором, К. должен был получить в управление монастырь, а все возведенные в сан «имперскими антипапами» кардиналы должны были вернуться на те должности, которые они занимали до этого (MGH. Const. T. 1. P. 350). На Соборе в Венеции (июль 1177) на условиях, предложенных Фридрихом I, К. был низложен, а герм. иерархи отказались от паллиев, полученных от «имперских антипап» (архиеп. Кристиан Майнцский собственноручно сжег паллий, полученный от антипапы Пасхалия III). В дек. 1177 г. Фридрих I Барбаросса объявил К. вне закона. В кон. 1177 г. при помощи городского префекта Иоанна К. бежал из Рима в Витербо, где ему удалось временно закрепиться. На сторону антипапы встало римское семейство Вико, не желавшее подчиняться папе Александру III, и знатные роды Витербо. Впрочем, под давлением со стороны Александра III, с триумфом вошедшего 12 марта 1178 г. в Рим, и герм. армии во главе с Кристианом Майнцским граждане Витербо вскоре присягнули законному папе Римскому. К. бежал в замок Монте-Альбано близ Номента (Ментаны), который осадили герм. войска. После недолгого противостояния 29 авг. 1178 г. в Тускуле К. отрекся от Римского престола в пользу папы Александра III. Получив прощение, бывш. антипапа был назначен наместником Беневенто, где, вероятно, и скончался (дата кончины неизв.). Ист.: LP. Vol. 2. P. 420-421; Annales Stadenses, a. 1169//MGH. SS. T. 16. P. 346; Romoaldi Annales, a. 1178//MGH. SS. T. 19. P. 459-461; Jaff é . RPR. T. 2. N 14496-14506; Brackmann A. Dictamina zur Geschichte Friedrich Barbarossas//SPAW. 1927. Bd. 32. S. 320; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1962. Vol. 9. P. 43. Лит.: Giesebrecht W. V. Geschichte der deutschen Kaiserzeit. Lpz., 1880. Bd. 5. Abt. 1. S. 633-640; Hauck A. Kirchengeschichte Deutschlands. Lpz., 1903. Bd. 4. S. 276-294; Mann H. K. The Lives of the Popes. L., 1914. Vol. 10. P. 97-137; Ohnsorge W. Päpstliche und gegenpäpstliche Legaten in Deutschland und Skandinavien, 1159-1181. B., 1929. S. 15-21; Haller J. Das Papsttum. Basel, 1952. Bd. 3. S. 169-181; Seppelt. Geschichte. 1956. Bd. 3. S. 271-272; Jordan K. Callisto III, antipapa//Dizionario biografico degli Italiani. R., 1973. Vol. 16. P. 768-769; Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 179-180; Грегоровиус Ф. История города Рима в ср. века. М., 20082. С. 741-745. Н. А. Ломакин Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/1320103.html

верджинелистов); в 1953 г. получил диплом магистра искусств. В 1954 г. начал заниматься визант. пением и нотацией с Э. Веллесом , под рук. к-рого в качестве стипендиата центра Дамбартон-Окс готовил докт. дис., посвященную Ирмологию. После присуждения степени д-ра (1957) преподавал в Йельском ун-те (1957-1969), ун-те Висконсина (Мадисон, 1969-1973, профессор), Вирджинии (Шарлотсвилл, 1973-1993, профессор; в 1974-1977 глава кафедры музыки, в 1990-1993 директор Центра рус. и восточноевроп. исследований, с 1993 почетный профессор музыки). В 1963-1964 гг. работал в монастырских б-ках Св. Горы Афон и в мон-ре св. Иоанна Богослова на Патмосе в качестве стипендиата фонда Морса (Morse Fellowship) и фонда Фулбрайта (Fulbright Fellowship), в 1985 - в Югославии как профессор (Distinguished Professor) фонда Фулбрайта. В 1988 г. выступал с докладами на конференциях, посвященных 1000-летию Крещения Руси, организованных РПЦ в Ленинграде и Библиотекой Конгресса США совместно со Смитсоновским ин-том в Вашингтоне. Участник многочисленных международных научных конгрессов в США, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Польше, России, Украине. Соч.: Liturgical Drama in Byzantium and Russia//DOP. 1962. N 16. P. 351-385; Структура старословенских музичких Ирмолога//Хиландарски зб. Београд, 1966. Вип. 1. С. 139-161; Unknown Stichera for the Feast of St. Athanasios of Mt. Athos//Ibid. P. 108-129; Preparation of an Inventory of Old Slavic Mus. Manuscripts//Anf ä nge der slav. Musik. Bratislava, 1966. S. 173-178; Byzantine composers in ms Athens 2406//Essays presented to E. Wellesz. Oxf., 1966. P. 7-18; The Influence of the Byzantine Chant on the Music in the Slavic Countries//Proc. of the 13th Intern. Congr. of Byzantine Studies. L., 1967. P. 119-140; An Unusual Russian ‘Spiritual verse "http://Ibid. P. 166-172; Present Status of Research in Byzantine Music//Acta musicologica. 1971. N 43. P. 1-20; The Present State of Research in Slavic Chant//Ibid. 1972. N 44. P. 235-265; The Byzantine Heirmos and Heirmologion//Gattungen der Musik in Einzeldarstellungen: Gedenkschrift L.

http://pravenc.ru/text/150149.html

Расшифровка кондакарной нотации К. Флоросом, несмотря на согласие с ней ряда ученых (К. Ханник, Н. Д. Успенский), не является общепринятой (аргументы против см. в работах И. А. Гарднера, Т. Ф. Владышевской), поэтому в исследованиях и справочниках можно встретить утверждение, что эта нотация остается нерасшифрованной. Изд.: Амфилохий. Кондакарий; Благовещенский кондакарь: Фотовоспроизв. рукописи. Л., 1955; Contacarium palaeoslavicum mosquense/Ed. A. Bugge. Copenhague, 1960. (MMB; 6); Der altrussische Kondakar: Auf d. Grundlage d. Blagovšenskij Niegorodskij Kondakar "/Hrsg. v. A. Dostál, H. Rothe. Giessen, 1976. Bd. 2: Blagovšenskij Kondakar. Facsimileausgabe; 1977. Bd. 3: Das Kirchenjahr 1: September bis November; 1979. Bd. 4: Das Kirchenjahr 2: Dezember bis März; 1980. Bd. 5: Das Kirchenjahr 3: April bis August; 1990. Bd. 6: Triodion, Pentekostarion; 2004. Bd. 7: Oktoechos. (BGLS; 8/2-6; 19); The Lavrsky Troitsky Kondakar/Comp. by G. Myers. Sofia, 1994. (Monumenta Slavico-Byzantina et Mediaevalia Europensia; 4); Типографский Устав. Устав с Кондакарем кон. XI - нач. XII вв./Под ред. Б. А. Успенского. М., 2006. 3 т. Лит.: Levy K. The Slavic Kontakia and their Byzantine Originals//Queens College of the City University of New York, Dep. of Music: 25th Anniversary FS (1937-1962)/Ed. A. Mell. N. Y., 1964. P. 79-87; idem. Die slavische Kondakarien-Notation//Anfänge der slavischen Musik/Ed. L. Mokrý. Bratislava, 1966. P. 77-92; Zuntz G. The Romanos Papyrus//JThSt. 1965. Vol. 16. N 2. P. 463-468; Успенский Н. Д. Древнерус. певческое искусство. М., 19712; Keller F. Die russisch-kirchenslavische Fassung des Weihnachtskontakions und seiner Prosomoia. Bern, 1977. (Slavica Helvetica; 9); idem. Die Leningrader Kondakar " -Blätter//Colloquium Slavicum Basiliense: Gedenkschrift für H. Schröder. Bern, 1981. S. 315-323. (Slavica Helvetica; 16); Rothe H. Südslavische Kontakien in ihrem Verhältnis zum ostslavischen Kondakar//Slavistische Studien zum X. Intern. Slavistenkongress in Sofia 1988/Hrsg. R. Olesch, H. Rothe. Köln; W., 1988. S. 489-504; idem. Ost- und südslavische Kontakien als historische Quellen//Millenium Russiae Christianae=Tausend Jahre Christliches Russland, 988-1988/Hrsg. G. Birkfellner. Köln, 1993. S. 239-261; Момина М. А. Проблема правки слав. богослужебных гимнографич. книг на Руси в XI в.//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. C. 200-219; Brunner Th. F. P. Amst. I 24: A Romanus Melodus Papyrus//ZfPE. 1993. Bd. 96. S. 185-189; R ö mer C. E. Romanus Melodus auf einem Wiener Pergament//Ibid. 1995. Bd. 109. S. 298-300; Успенский Б. А. Древнерус. кондакари как фонетический источник// Он же. Избр. тр. М., 1997. Т. 3: Общее и слав. языкознание. С. 209-246; Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Др. Руси. М., 2006; Floros C. The Origins of Russian Music: Introd. to the Kontakarian Notation. Fr./M.; Oxf., 2009.

http://pravenc.ru/text/1841900.html

Поворотным пунктом археологической деятельности В. стало открытие рукописей Кумрана . По поручению директора Иорданского департамента древностей Л. Хардинга В. взял на себя раскопки поселений Хирбет-Кумрана и Айн-Фешхи (1951, 1953-1956, 1958), параллельно руководил работами на Вади-Мураббаат (1952) и в пещерах в районе Кумрана. Предварительные отчеты В. периодически появлялись в «Revue biblique». В. встал во главе международной группы экспертов, собранной для публикации кумран. рукописей. Как главный редактор он написал раздел археологии для каждого из 5 томов серии «Открытий в Иудейской пустыни». Окончательный отчет по Кумрану и Айн-Фешхе так и не был напечатан; в наиболее полной форме взгляды В. на значение Кумрана и его рукописей для библеистики изложены в лекции, прочитанной в Британской академии (Лондон, 1959; опубл. в 1961). Соч.: Sur quelques Rapports entre Adonis et Osiris//RB. 1933. T. 42. P. 31-56; Notes et textes sur l " avicennisme latin aux confins des XIIe-XIIIe siècles. P., 1934; Fouilles à Qaryet el-Enab, Abu Gosh, Palestine. P., 1950; Les institutions de l " Ancien Testament. P., 1958-1960. 2 vol.; Les grottes de Murabba " at. Oxf., 1961. vol. 1-2; Le «petites grottes» de Qumrân. Oxf., 1962 (оба - в соавт. с: P. Benoit, J. T. Milik); L " archéologie et les manuscripts de la Mer Morte. L., 1961; Bible et Orient. P., 1967, 1972; Palestine during the Neolithic and Chalcolithic Periods//The Cambridge Ancient History. Vol. 1. 1: Prolegomena and Prehistory/Ed. I. E. S. Edwards et al. Camb., 1970. P. 499-538; Histoire ancienne d " Israël. T. 1: Des origines à l " installation en Canaan. P., 1971; T. 2: La période des Juges. P., 1973; Palestine in the Early Bronze Age//Ibid. Vol. 1. 2: Early History of the Middle East. Camb., 1971. P. 208-237; Qumrân Grotte 4. II, I: Archéologie. Oxf., 1977. (Discoveries in the Judean desert; 6). Лит.: Benoit P. Le Père Roland de Vaux//Lettre de Jérusalem. 1971. T. 37. P. 1-7; Murphy-O " Connor J. O. P. Vaux, Roland de//OEANE. 1998. Vol. 5. P. 299-300.

http://pravenc.ru/text/155047.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010