1971. P. 568-570). В апр. 1443 г. в Иерусалиме состоялся антиуниат. Собор, в котором приняли участие 3 вост. патриарха - Филофей Александрийский, Иоаким Иерусалимский и Дорофей I Антиохийский. Аутентичность ороса этого Собора ставилась учеными под сомнение ( Gill. 1959. P. 354). Из него следует, что М. обвиняли в «разбойничьем» захвате К-польской кафедры и во вмешательстве в юрисдикцию восточных патриархов (Orientalium documenta minora. 1953. P. 68-72). В 1443 г. М. вновь потребовал от императора более решительного проведения в жизнь униат. политики, и Иоанн VIII был вынужден объявить о созыве поместного Собора, который должен был окончательно утвердить унию. Было отведено 15 дней на подготовку к Собору, но еще до завершения срока, 1 авг. 1443 г., М. внезапно скончался, и Собор так и не состоялся. Сиропул увидел в этом совпадении действие Божественного провидения, не попустившего окончательного утверждения Флорентийской унии ( Laurent. 1971. P. 570-574). Несмотря на униатскую позицию М., патриарх Геннадий II Схоларий признавал его последним законным патриархом, занимавшим престол до падения К-поля от рук османов (1453). Сменивший М. униат Григорий III Мамма законным патриархом не считался, поскольку бежал в Рим ( Georges (Gennadios) Scholarios. 1935. P. 510). По словам Схолария, М. раскаялся перед смертью, но, будучи окружен латинянами, не смог принести покаяние открыто (Ibid. 1930. P. 194). Ист.: Georges (Gennadios) Scholarios. Œuvres complétes/Ed. L. Petit, X. A. Sidéridès, M. Jugie. P., 1930. Vol. 3. P. 194; 1935. Vol. 4. P. 510; Hofmann G. Patriarchen von Konstantinopel: Kleine Quellenbeiträge zur Unionsgeschichte//OrChr. 1933. Vol. 32. N 89. P. 5-39; Epistolae pontificiae ad concilium Florentinum spectantes/Ed. G. Hofmann. R., 1946. Vol. 3: Epistolae pontificiae de ultimis actis concilii Florentini annis 1440-1445 et de rebus post concilium gestis annis 1446-1453; Orientalium documenta minora/Ed. G. Hofmann. R., 1953; Quae supersunt Actorum graecorum Concilii Florentini/Ed. J. Gill. R., 1953; Laurent V. Les «Mémoires» du grand ecclésiarque de l " Église de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le Concile de Florence (1438-1439). P., 1971; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 632; 1977. Bd. 2. S. 458; Сильвестр Сиропул. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1439): В 12 ч./Пер. с греч.: диак. А. Занемонец. СПб., 2010. Лит.: PLP, N 18069; Λμπρος Σ. Μιχαλ Καλοφρενς κα Μητροφνης Β//ΝΕ. 1904. Τ. 1. Σ. 43-56; Τωμαδκης Ν. Μιχαλ Καλοφρενς Κρς, Μητροφνης Β κα πρς τν νωσιν τς Θλωρεντας ντθεσις τν Κρητν//ΕΕΒΣ. 1951. Τ. 21. Σ. 110-144; Hunger H. Zwei byzantinische Urkunden der Späten Palaiologenzeit aus der Österreichischen Nationalbibliothek (Suppl. gr. 143 und 144)//BZ. 1955. Bd. 48. N 2. S. 297-308; Gill J. The Council of Florence. Camb., 1959; ΘΗΕ. Τ. 8. Σ. 1134; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 9. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563450.html

Обширное творческое наследие Г., отражающее его незаурядную эрудицию, свидетельствует о том, что арабы-христиане, жившие на сев.-вост. рубежах Аравийского п-ова, спустя почти столетие после торжества ислама оставались приобщенными к богатой духовной жизни монофизитской церкви и к письменной традиции на сир. языке. Соч.: [Lagarde P. de]. Analecta Syriaca. Lpz., 1858. P. 108-134; Forget J. De vita et scriptis Aphraatis, Sapientis Persæ. Lovanii, 1882. P. 1-55; Ryssel V. Ein Brief Georgs, Bischofs der Araber, an den Presbyter Jesus. Gotha, 1883; idem. Georgs des Araberbischofs Gedichte und Briefe. Lpz., 1891; idem. Poemi siriaci di Giorgio vescovo degli arabi, VIII sec.//MRAL. 1892. Ser. 4. Vol. 9. P. 1-93; idem. Carmen de Consecratione Chrismatis//RRAL. 1893. Ser. 4. Vol. 9. P. 1-36; idem. Die astronomischen Briefe Georgs des Araberbischofs//ZA. 1893. Vol. 8. S. 1-55; Two Commentaries on the Jacobite Liturgy by George, Bishop of the Arab Tribes, and Moses Bar Kêphâ(?)/Ed. R. H. Connolly and H. W. Codrington. Oxf.; Leyden, 1913. P. 3-15 [текст]; Furlani G. La Versione e il commento di Giorgio delle Nazioni all " Organo aristotelico. Firenze, 1923. P. 305-333; idem//MRAL. 1933. Ser. 6. Vol. 5. P. 1-66; P. 143-230; 1937. Vol. 6. P. 233-287 [изд. сир. пер. Г. 2 кн. «1-й Аналитики»]; idem. Il proemio di Giorgio delle Nazioni al Primo Libro dei Primi Analitici di Aristotele//RStO. 1939-1940. Vol. 18. P. 116-130 [изд. введ. Г. к 1-й кн. «1-й Аналитики»]; Rilliet Fr. Une homélie métrique sur la fête des hosannas attribuée à Georges évêque des Arabes//OrChr. 1990. Bd. 74. P. 72-102; McVey K. George Bishop of the Arabs: A Homily on the Blessed Mar Severus. Louvain, 1993. (CSCO; 530-531. Syr.; 216-217). Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 257-258; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 28, 70; Furlani G. Sul commento di Giorgio delle Nazioni…//RStO. 1942/1943. Vol. 20. P. 47-64, 229-238 [о коммент. Г. на 2 кн. «1-й Аналитики»]; Пигулевская. Арабы. С. 280; Miller D. George, Bishop of the Arab Tribes, on True Philosophy//Aram Periodical. 1993. Vol. 5. P. 303-320; Varghese B. West Syrian Liturgical Theology. Hants; Burlington, 2004. P. 22-24.

http://pravenc.ru/text/164243.html

Vol. 1. P. 230–270. Лит.: Krumbacher. Geschichte. S. 147; Hausherr I. La méthode d " oraison hésychaste//OrChr. 1927. T. 9. N 2. P. 138-140; idem. Noms du Christ et voies d " oraison. R., 1960. P. 253-259. (OCA; 157); Viller M. La spiritualité des premiers siècles chrétiens. P., 1930. P. 93-94; Viller M., Rahner K. Aszese und Mystik in der Väterzeit. Freiburg. i Br., 1939. S. 164-166; Kirchmeyer J. Hésychius le Sinaïte et ses Centuries//Le Millénaire du Mont Athos., 963-1963. Chevetogne, 1963. T. 1. P. 319-329; idem. Hésychius le Sinaite//DSAMDH. 1969. T. 7. Col. 408-410; Шишков П., свящ. Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский, о духовном трезвении и молитве//ЖМП. 1968. 1. С. 75; V ö lker W. Die beiden Centurien «De temperantia et virtute» des Hesychius//Scala paradisi: Eine Studie zu Johannes Climacus und zugleich eine Vorstudie zu Symeon dem neuen Theologen. Wiesbaden, 1968. S. 291-314; Mennes R. Hesychius van Jerusalem: Inventaris van de Griekse handschriftelijke overlevering: Diss. Gent, 1971. Bd. 2. S. 285-319; Waegeman M. La structure primitive du traité «De temperantia et virtute» d " Hésychius le Sinaïte: deux centuries ou un acrostiche alphabétique?//Byz. 1974. Vol. 44. P. 467-478; Kallistos (Ware), bishop. The Origins of the Jesus Prayer: Diadochus, Gaza, Sinai//The Study of Spirituality/Ed. Ch. Jones, G. Wainright, E. Yarnold. L., 1986. P. 175-184; Χρστου Π. Ελληνικ Πατρολογα. Θεσσαλονκη, 1992. Τ. 5. Σ. 424-425; Quasten. Patrology. 2000. Vol. 5. P. 284-285; Conticello V., Citterio E. La philocalie et ses versions//TByz. 2002. P. 1004-1005; Rigo A. Introduzione//Mistici bizantini/Ed. A. Rigo. Torino, 2008. P. LIX-LXI. С. С. Ким Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/674960.html

P.; Lpz., 1909; Gr é baut S. Sentences d " Évagre//ROC. 1915/1917. Vol. 20. P. 211-214, 435-439; 1920/1921. Vol. 22. P. 206-211; Heussi K. Untersuchungen zu Nilus dem Asketen. Lpz., 1917. (TU; Bd. 42 H. 2); Bousset W. Apophthegmata: Studien z. Geschichte des ältesten Mönchtums. Tüb., 1923; Melcher R. Der achte Brief des hl. Basilius: Ein Werk des Evagrius Pontikus. Münster, 1923; Devreessee R. Chaînes exégétiques greques//Dictionnaire de la Bible. Suppl. P., 1928; Hausherr I. Les versions syriaque et arménienne d " Évagre le Pontique: Leur valeur, leur situation, leur utilization//OrChr. 1931. T. 22. N 2. P. 69-118; idem. L " origine de la théorie orientale des huit péchés capitaux//Ibid. 1933. T. 30. N 3. P. 164-175; idem. Le Traité de l " Oraison d " Évagre le Pontique (Pseudo-Nil)//RAM. 1934. Vol. 15. P. 34-93; 113-170; idem. Les grands courants de la spiritualité orientale//OCP. 1935. Vol. 1. P. 114-138; idem. Centuries//DSAMDH. 1953. T. 2. Col. 416-418; idem. Contemplation: Évagre le Pontique//Ibid. Col. 1775-1785; idem. Les Leçons d " un Contemplatif: Le Traité de l " Oraison d " Évagre le Pontique. P., 1960; Rahner K. Die geistliche Lehre des Evagrius Pontikus//Zschr. für Aszese und Mystik. Würzburg, 1933. Bd. 8. S. 21-38; Balthasar H. U., von. Die Hiera des Evagrius//ZKTh. 1939. Bd. 63. S. 86-106, 181-206; idem. Metaphysik und Mystik des Evagrius Pontikus//Zschr. für Askese und Mystik. 1939. Bd. 14. S. 31-47; Guillaumont A. et C. Le texte véritable des «Gnostica» d " Évagre le Pontique//RHR. 1952. Vol. 142. P. 156-205; idem. Démon 2: Évagre le Pontique//DSAMDH. 1957. T. 3. Col. 196-205; idem. Evagre le Pontique//Ibid. 1960.T. 4. Col. 1731-1744; idem. Evagrius Pontikos: Persönlichkeit, Leben, Wirkung//RAC. 1965. Bd. 6. S. 1088-1107; idem. Introduction//SC. 1971. N 170. P. 21-465; idem. Introduction//SC. 1989. N 356. P. 17-84; Muyldermans J. Une texte grec inédit attribué à Jean de Lycopolis//RechSR. 1953. Vol. 41. P. 525-530; idem. А propos d " un texte grec attribué à Jean de Lycopolis//Ibid.

http://pravenc.ru/text/180865.html

1897. T. 2. P. 481-495; idem. L " Italie méridionale et l " Empire byzantin depuis l " avenement de Basile I jusqu " à la prise de Bari par les Normands (867-1071). P., 1904; Протасов Н. Д. Греч. монашество Юж. Италии и его церк. искусство. Серг. П., 1915; Robinson G. The History and Cartulary of St. Elias and St. Anastasius of Carbone. R., 1928-1930. 2 vol. (3 Pt.) (OrChr.; 11/5, 15/2, 19/4); White L.-T. Latin Monasticism in Norman Sicily. Camb., 1938. P. 41-43; Scaduto M. Il monachismo basiliano nella Sicilia medievale: Rinascità e decadenza, sec. XI-XIV. R., 1947; Grumel V. L " annexion de l " Illyricum oriental, de la Sicile et de la Calabre au patriarcat de Constantinople: Le témoignage de Théophane le Chronographe//RechSR. 1951/1952. Vol. 40. P. 191-200; Anastos M. V. The Transfer of Illyricum, Calabria, and Sicily to the Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in 732-733//Silloge bizantina: In onore di S. G. Mercati. R., 1957. P. 14-31. (SBN; 9); La Chiesa greca in Italia dall " VIII al XVI sec.: Atti del Conv. storico interecclessiale (Bari, 1969). Padova, 1972. Vol. 1-2; Jacob A. Le Vat. Gr. 1238 et le diocèse de Paléocastro//Riv. di Storia d. Chiesa in Italia. 1971. Vol. 25. P. 516-523; idem. Testimonianze bizantine nel Basso Salento//Il Basso Salento: Ricerche di storia sociale e religiosa/A cura di S. Palese. Galatina, 1982. P. 49-69; Guillou A. L " organisation ecclésiastique de l " Italie byzantine autour de 1050: de la métropole aux église privée: Administration et économie//Le istituzioni ecclesiastiche d. «Societas Christiana» d. sec. XI-XII: Diocesi, pieve e parrocchie: Atti d. 6 Settimana intern. di studio (Mil., 1974). Mil., 1977. P. 309-322; Martin J.-M., Noyé G. Guerre, fortifications et habitats en Italie méridionale du Ve au Xe siècle//Guerre, fortification et habitat dans le monde méditerranéen au Moyen Âge/Sous la dir. d " A. Bazzana. [P.; R.], 1988. P. 225-236. (Castrum; 3). Фрагмент протоболгарской надписи греч. буквами Болгарское гос-во было создано в кон.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Turin, 1929 2 . Borgia, 1929–1930 – Borgia N. Frammenti liturgici antichissimi inediti//Byzantinische Zeitschrift. Leipzig, 1929–1930. Bd. 30. S. 340–350. Borgia, 1932 – Borgia N. Frammenti eucaristici antichissimi. Grottaferrata, 1932. Brightman, 1896 – Brightman F. E. Liturgies Eastern and Western: Vol. 1. Eastern Liturgies. Oxford, 1896; 1965 r . Piscataway (NJ), 2002 r . Burmester, 1964 – Khs.-Burmester O. H. E. An Offertory-Consecratory Prayer in the Greek and Coptic Liturgy of St. Mark//Bulletin de la Société d’archéologie Copte. Caire, 1964. Vol. 17. P. 23–33. Cochlaeus, 1549 – Speculum antiquae devotionis circa missam, et omnem alium cultum Dei…/Ed. J. Cochlæus. Mainz, 1549. Codrington, 1936 – Codrington H. W. The Liturgy of St. Peter. Münster i. W., 1936. (Liturgiegeschichtliche Quellen und Forschungen; 30). Cuming, 1990 – The Liturgy of St. Mark: Edited from the Manuscripts with a Commentary by G. J. Cuming. R., 1990. (OCA; 234). Diamante, 1994 – Diamante D. L’eucologio Sinai 959. Diss.: R., 1994. Dostál, 1965 – Dostál A. The Origins of the Slavonic Liturgy//DOP. 1965. Vol. 19. P. 67–87. Dostál, 1966 – Dostál A. L’Eucologe slave du Sinaï//ΒΥΖΑΝΤΙΟΝ: Revue Internationale des ètudes byzantines. Bruxelles, 1966. Vol. 36. P. 41–50. Duncan, 1978 – Duncan J. Coislin 213: Euchologe de la Grand église (ff. 3–7, 8–101). Diss.: R., 1978. Engberding, 1931 – Engberding H. Das eucharistische Hochgebet der Basileiosliturgie: Textgeschichtliche Untersuchungen und kritische Ausgabe. Münster i. W., 1931. (Theologie der christlichen Ostens; 1). Engberding, 1932 – Engberding H. Urgestalt, Eigenart und Entwicklung eines altantiochenischen eucharistischen Hochgebetes//OrChr. 1932. Bd. 29. S. 32–48. Engberding, 1937 – Engberding H. Die syrische Anaphora der zwölf Apostel und ihre Paralleltexte//OrChr. 1937. Bd. 3. S. 213–247. Engberding, 1955 – Engberding H. Die westsyrische Anaphora des hl. Johannes Chrysostomus und ihre Probleme//OrChr. 1955. Bd. 39. S. 33–47. Engberding, 1956 – Engberding H.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

1978. Τ. 23. Σ. 207-232). Трактат является сокращенным изложением соч. «О Святой Троице» (CPG, N 5432), приписанного свт. Кириллу , архиеп. Александрийскому. Автором переработки ныне признаётся Никифор Влеммид (см.: ИАБ, 6. 224). Библиогр.: PLP, N 20325; ИАБ, 6. 430-434. Лит.: Hausherr I. La méthode d " oraison hésyhaste//OrChr. 1927. Vol. 9. N 2(36). P. 101-209; idem. Note sur l " inventeur de la méthode d " oraison hésyhaste//Ibid. 1930. Vol. 20. N 3(66). P. 179-182; Jugie M. Note sur le moine hésychaste Nicéphore et sa manière d " oraison//EO. 1936. Vol. 35. P. 409-412; Τατκης Β. Ν. Νικηφρος Μοναχς Ησυχαστς//Κληρονομα. 1969. Τ. 1. Σ. 325-336; Laurent V., Darrouz è s J. Dossier grec de l " union de Lyon (1237-1277). P., 1976. (ArchOC; 16); Darrouz è s J. La citation dans l " opuscule «De custodia cordis»// Sym é on le Nouveau Th é ologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques/Ed. J. Darrouzès. P., 1980. P. 193-196. (SC; 51bis); Stiernon D. Nicéphore l " hésychaste//DSAMDH. 1982. T. 11. Col. 198-203; Rigo A. Niceforo l " esicasta (XIII sec.): Alcune considerazioni sulla vita e sull " opera//Amore del Bello: Studi sulla Filocalia. Bose, 1991. P. 81-119; Sokologorsky I. La défense par Palamas du traité de Nicéphore «De la garde du coeur»//Istina. P., 1999. Vol. 44. N 4. P. 368-390; Bielawski M. Il cielo nel cuore: Invito al mondo esicasta di Niceforo il Solitario. R., 2002; Ψευτογκς Β. Στ. Νικηφρος Ιταλς Βος, Εργο, Θεολογικ πνευματικτητα//Κληρονομα. 2004. Τ. 36. Σ. 321-336; Toti M. La «tecnica» esicasta in Niceforo il Solitario e Gregorio Sinaita//Studi sull " Oriente Cristiano. R., 2012. Vol. 16. N 1. P. 57-70. А. Г. Дунаев Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в.

http://pravenc.ru/text/2565544.html

20. Прп. Макарий Египетский (см. Макарий Великий ). «150 глав» (ΡΝ κεφλαια. ИАБ, 4. 568. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 699-751; 1960. Τ. 3. Σ. 171-234). Впервые изданы П. Пуссеном в составе 7 слов как слова 2-7: «О совершенстве», «О молитве», «О терпении», «О возвышении ума», «О любви» и «О свободе ума» (Thesaurus Asceticus, sive Syntagma Opusculorum. P., 1684. P. 18 sq.). «150 глав» принадлежат обширному корпусу сочинений, автором к-рых в визант. традиции считался прп. Макарий Великий, что в наст. время подвергается сомнению ( Прп. Макарий Египетский. Духовные слова и послания/Изд.: А. Г. Дунаев. М., 2002. С. 12-158; таблица соответствий «150 глав» др. сочинениям «макариевского корпуса»: Там же. С. 914-917). В рус. «Д.» вместо «150 глав» помещены выдержки из духовных бесед, приписываемых прп. Макарию Великому (Наставления св. Макария Великого о христианской жизни, выбранные из его бесед//Добротолюбие. Т. 1. С. 155-276). 21. Прп. Симеон Новый Богослов. «Главы практические и богословские» (Κεφλαια πρακτικ κα θεολογικ ρμε - указание количества глав (145) в заголовке ошибочно, их действительное число в тексте греч. «Д.» - 153. ИАБ, 6. 22-23. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 755-782. 1960. Τ. 3. Σ. 237-270; PG. 120. Col. 604-688; SC. 51 bis. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 7-60 - 184 главы). «Главы...» составлены из сочинений 2 авторов. Главы 1-118 извлечены из 225 богословских, умозрительных и практических глав прп. Симеона ( Sym. N. Theol. Cap. theol.), 119-152 - из «Подвижнического слова» Симеона Студита , его духовника ( Symeon Le Studite. Discours Ascetique. P., 2001. (SC; 460)), 153-я - из Жития Симеона (главы 31-30), составленного его учеником Никитой Стифатом ( Hausherr I. , Horn G. Un grand mystique byzantin: Vie de Syméon le Nouveau Théologien (949-1022) par Nicétas Stéphatos//OrChr. 1928. Т. 12. P. 1-228; Koutsas Symeon, archim. Νικτα το Στηθτου Βος κα πολιτεα το ν γοις πατρς μν Συμεν το Νου Θεολγου Εσαγωγ, κεμενο, μετφραση, σχλια. Νεα Σμυρνη, 1994). В новогреч. переводе, изданном Д. Загореем (Το σου... Συμεν... τ ερισκμενα... Venetiis, 1790), было помещено большее число глав (181), нек-рые из них свт. Феофан присовокупил к переведенным главам из греч. «Д.». При этом свой перевод с древнегреч. он сличал с новогреч. переводом (Добротолюбие. Т. 5. С. 39. Примеч.; таблица соответствия глав: ИАБ, 6. 23).

http://pravenc.ru/text/178682.html

Ист. и лит.: СДЛ. Т. 3; Афанасий, свт. Творения. Т. 2; Древние иноческие уставы; Иоанн Кассиан. Писания; Gastoué A., Leclerq H. Alexandrie: Liturgie//DACL. Col. 1182-1204; Cabrol F. Alexandrie: Électione du Patriarche//ibid. Col. 1204-1210; Скабалланович. Толковый Типикон; De vita contemplativa/Ed. L. Cohn and S. Reiter// Philonis Alexandrini opera quae supersunt. B., 1915. Vol. 6; Villecourt L. Les observances liturgiques et la discipline du jeûne dans l " Église copte//Le Muséon. 1923. T. 36. P. 249-292; 1924. T. 37. P. 201-282; 1925. T. 38. P. 261-320; Andrieu M., Collomp P. Fragments sur papyrus de l " Anaphore de saint Marc//Rsr. 1928. N 8. P. 489-515; Livre de la Lampe des Ténèbres et de l " Exposition lumineuse du service de l " Église par Abu l-Barakat connu sous le nom d " Ibn Kabar/Ed. L. Villecourt, E. Tisserant, G. Wiet//PO. 1928. T. 20/4. P. 575-734 [неоконч.]; Nock A. D. Liturgical Notes 1: The Anaphora of Serapion//JThSt. 1929. N 30. P. 381-390; Fleisch H. Une homélie de Théophile d " Alexandrie en l " honneur de St. Pierre et de St. Paul: Texte arabe publié pour la première fois et traduit par H. Fleisch//ROC. 1935/1946. N 30; Burmester O. H. E. The Canonical Hours of the Coptic Church//OCP. 1936. N 2. P. 78-100; Dix G. The Shape of the Liturgy. L., 1945; Lanne E. Les textes de la liturgie eucharistique en dialecte sahidique//Le Muséon. 1955. T. 68. P. 5-16; Gamber K. Das Papyrusfragment zur Markusliturgie und das Eucharistiegebet im Clemensbrief//OS. 1959. N 8; Doresse J., Lanne E. Un témoin archaique de la liturgie copte de S. Basile. Louvain, 1960; Botte B. L " Eucologe de Sérapion est-il authentique?//OrChr. 1964. T. 48. P. 50-56; Veilleux A. La liturgie dans le cénobitisme pachômien au quatrième siècle//Studia Anselmiana. R., 1968. N 57; Coquin R. G. L " anaphore Alexandrine de Saint Marc//Le Muséon. 1969. T. 82. P. 307-356; Quecke H. Untersuchungen zum koptischen Stundengebet//Publications de l " Inst. orientaliste de Louvain. 1970. T. 3; idem. Das anaphorische Dankgebet auf den koptischen Ostraka B.

http://pravenc.ru/text/64464.html

Исп. Михаил, еп. Синадский, с предстоящими перед иконой Божией Матери. Фрагмент иконы «Торжество Православия». Кон. XVI — нач. XVII в. Иконописец Э. Дзанфуронарис (музей Бенаки, Афины) После того как новый имп. Лев V (813-820) через 2 года после воцарения возобновил преследования иконопочитателей, М. решительно встал на сторону последних. Лидером православных стал патриарх К-польский свт. Никифор I . Обращение М. к императору (вместе со своим другом и сподвижником Феофилактом, еп. Никомидийским, и с др. правосл. клириками и архиереями) и полемика с ним привели к ссылке М. в г. Евдокиада. Затем М. более 10 лет скитался по разным областям империи, находился в заключении в К-поле (вероятно, в мон-ре святых Сергия и Вакха). Возможно, он был знаком со спафарием Сергием, отцом патриарха К-польского свт. Фотия I ( Theoph. Contin. 668-669). После гибели Льва V М. был возвращен из ссылки, как и мн. др. иконопочитатели, однако, видимо, не вернулся на свою епископскую кафедру. М. скончался скорее всего где-то близ К-поля в один год с прп. Феодором Студитом, к-рый высоко ценил его вклад в борьбу с ересью иконоборчества. В сохранившемся письме М. прп. Феодор называл подвижника своим другом ( Theod. Stud. Ер. 364). Он подробно описал кончину М., у которого внезапно начались сильные боли, и он «сделался безгласен»; на 3-й день, на праздник Пятидесятницы, предал свой дух Господу ( Idem. Catech. parv. 21). Можно предположить, что прп. Феодор лично присутствовал при последних днях М., однако ниже есть описание смерти др. монаха, поэтому с уверенностью утверждать этого нельзя. В научной лит-ре встречается также др. дата смерти М.- 821 г., к-рая скорее всего неверна. Честная глава М. хранится в Великой Лавре на Афоне, там же в Иверском мон-ре есть его левая стопа; в храме Воскресения (Гроба Господня) в Иерусалиме - десница. Кроме того, многочисленные частицы мощей находятся в других храмах и мон-рях Греции (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//OrChr. 1970. Vol. 54. P. 219). М. также особо почитается в Каристийской и Скиросской митрополии Элладской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2563612.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010