Говоря о природе Божией, преподобный Иоанн характеризует ее как единственно саму по себе постоянную, неизменную и благую (Собесед., 23.3), невидимую, невыразимую, непостижимую, неоценимую, простую и несложную (Прав., VIII.4). 86 По-видимому, это соответствует евагриевским понятиям суд и промысл (см. Schol. in Prov., 2; Stewart C. Указ. соч. P. 53). 87 Ср. Собесед., 23.3. По-видимому, это соответствует евагриевскому понятию естественное созерцание, или чувственное познание (см. Schol. inProv., 2; Stewart C. Указ. соч. P. 53). 88 Некоторые исследователи (Bousset, Marsili) отождествляют этих святых с ангелами, а их действие и чудесное служение – с их небесным богослужением, и связывают все это с учением Евагрия о “созерцании бестелесного” (см. Practicus, 89.10–11; Schol. in Prov., 2–3; Stewart C. Указ. соч. P. 53, 174, n. 122). 89 Учение о нахождении различных смыслов Священного Писания восходит к Александрийской экзегетической школе (Клименту и Оригену ), а практика постоянного размышления над Священным Писанием посредством заучивания наизусть была широко распространена среди египетских подвижников. См. Stewart C. Указ. соч. P. 92, 101–103. 91 Эти термины у преподобного Иоанна, как у Климента, Оригена и Евагрия, являются синонимами. См. Olphe-Galliard M. Cassien//Dictionnaire de 1937. 2/1. Col. 247; Stewart C. P. 46, 166, n.13; 168, n. 45. Крометого, преподобный Иоанн согласно греческой традиции, ведущей начало еще от Платона, различает три части души: разумную, гневную и вожделеющую (Собесед., 24.15). Высшуючастьдуши (logikTn) преподобный Иоанн отождествляет с духом, или умом (mens, noaj, также principale cordis, ‘ведущим началом’, Прав., VIII.22; Собесед., 20.9). См. Olphe-Galliard М.Указ. соч. Col. 238; 247. 92 См. Прав., V.34; VIII.6; Собесед., 1.13; 3.7; 14.9; 23.6 (ср. Еф 1:18 ). Подобныетермины-очи души (Прав., IV.35; Собесед., 5.15); очи ума (Прав., VIII.1); духовные очи (Собесед., 5.16); очи внутреннего человека (Собесед., 7.21). Это учение о духовных чувствах, хотя и не в полном объеме, преподобный Иоанн также заимствует у Оригена и Евагрия. См. Stewart C. Указ. соч. P. 48, 170, n. 61–62. 95 См. также Собесед., 4.2; 9.14–15; 9.27–29; 10.10; 12.12. В то же время преподобный Иоанн говорит, что признаком такого состояния являются слезы (lacrimae), появляющиеся как плод сердечного сокрушения (compunctio). См. Собесед., 9.28–30; Olphe-Galliard М.Указ. соч. Col. 264; Stewart C. Указ. соч. P. 128–129.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1211 . Mertens Th. Collatio und Codex im Bereich der Devotio moderna//Der Codex im Gebrauch: Akten des Internationalen Kolloquiums 11.–13.·Juni 1992/Ed. Meier C., Hiipper D., Keller H. München 1996. 163–182. (Münstersche Mittelalter-Schriften. 70). 1212 . Messana V. Postulatio nel contesto eucologico delle Collationes di Giovanni Cassiano//Quaderni di Cultura e di Tradizione classica. Palermo 1984–1985. 2–3. 89–110. 1213 . Messana V. Poverta e lavoro nella paideia a.scetica di Giovanni Cassiano. Caltanissetta 1985. 93. (Quad. di presenza culturale Sez. Ric. dell’Accad. di S. Tommaso d’Aquino. 19). 1214 . Ménager A. Àpropos de Cassien//La vie spirituelle. 1936. 46. 73–109. 1215 . Navarra L. Osservazioni su due manoscritti fiorentini (Laurentianus 16, 32 e Leopoldinus Fesulanus 48) del «De incarnatione Domini» di Cassiano//Studi storico-religiosi. Roma 1977. 1:2. 339–346. 1216 . Neuhausen K. A. Zu Cassians Traktat De amicitia (Coll. 16)//Studien zur Literatur der Spätantike, Wolfgang Schmid zum 25. Jahrestag seiner Lehre in Bonn/Hrsg. Gnilka Chr., Schetter W. Bonn 1975. 181–218. (Antiquitas R. 1 Abh. zur alten Gesch. 23). 1217 . Nichols R. N. A paleographical edition and study of a medieval Portuguese translation of the «De institutis coenobiorum» of Johannes Cassianus (MS.CCLVII/384 of the Biblioteca Nacional de Lisboa)//Dissertation Abstracts International. Ä The Humanities and Social Sciences. 1978. 38:7. 4150–4151. 1218 . Norelli E. La littérature du Désert (lives of the Fathers, writings of Cassian) dans le renouveau catholique au début de l’époque moderne//Irénikon. 1978. 51:1. 5–45. 1219 . O’Keeffe D. The via media of monastic theology: the debate on grace and free will in fifth-century southern Gaul. 2//Downside Review. Bath, Downside Abbey 1995. 113(390), 113(392). 54–73, 157–174. 1220 . Olphe-Galliard M. Vie contemplative et vie active, d’après Cassien//RAM 1935. 16. 252–288. 1221 . Olphe-Galliard M. Les sources de la Conférence XI de Cassien//RAM 1935. 16. 289–298.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1222 . Olphe-Galliard M. La pureté du coeur, d’après Cassien//RAM 1936. 17. 28–60. 1223 . Olphe-Galliard M. La science spirituelle, d’après Cassien//RAM 1937. 18. 141–160. 1224 . Pastorino A. Il concetto di tradizione in Giovanni Cassiano e in Vincenzo di Lerino//Sileno. Rivista di studi classici e cristiani. Roma 1975. 1:1. 37–46. 1225 . Pastorino A. I temi spirituali della vita monastica in Giovanni Cassiano//Civilta classica ecristiana. Genova 1980. 1:1. 123–172. 1226 . Paupert C. Présence des apocryphes dans la littérature monastique occidentale ancienne//Apocrypha. 1993. 4. 113–123. 1227 . Ramsey B. Addendum to Boniface Ramsey, «John Cassian: Student of Augustine», CSQ 28 (1993): 5–15//CistSt 1993. 28.2. 199–200. 1228 . Rippinger J. The concept of obedience in the monastic writings of Basil and Cassian//StMon 1977. 19. 7–18. 1229 . Rousseau P. Cassian, contemplation and the coenobitic life//JEH 1975. 26. 113–126. 1230 . Rousseau P. Ascetics, authority, and the church in the age of Jerome and Cassian. Oxford 1978. 277. (Oxford Hist. Monogr. 10). Beatrice//RSLR 1980. 16. 460–462; Darling//ChHist 1980. 49. 207–208. 1231 . Schalk F. Zur Vitenlchre und monastischen Literatur (Cassian und Julian Pomerius)//Verbum et signum. Friedrich Ohly zum 60. Geburtstag überreicht 10. Januar 1974/Ed. Fromm H., Harms W., Ruberg R. München. 1–2. 1975. 71–78. 1232 . Sheridan M. Models and images of spiritual progress in the works of John Cassian//Spiritual progress: Studies in the spirituality of Late Antiquity and early monasticism/Ed. Driscoll J., Sheridan M. Roma 1994. 101–126. (Studia Anselmiana. 115). 1233 . Sheridan M. Preghiera, contemplazione e progresso spirituale nelle opere di Giovanni Cassiano//Vedere Dio, Incontro tra Oriente e Occidente/Ed. Spiteris Y., Gianesin B. Bologna 1994. 253–264. 1234 . Sheridan M. The controversy over apatheiä Cassian’s sources and his use of them//StMon 1997. 39:2. 287–310. 1235 . Spinelli M. Teologia e teoria nella Collatio de protectione Dei di Giovanni Cassiano//Benedictina. Roma 1984. 31. 23–35.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

85 Ср. Собесед., 1.8; 23.3. По-видимому, это соответствует евагриевскому понятию qeolog…a/qeologik», или gnosijmБj (‘познание Святой Троицы’, см. Practicus, prol., 49–51; cap. 1–3; 84; Schol. in Prov., 2; Stewart C. Указ. соч. P. 53). Следует заметить, что преподобный Иоанн, в отличие от Августина, не допускает возможности познания Бога по Его сущности, поскольку как раз и подчеркивает ее непостижимость и говорит лишь об удивлении (admiratio) человека перед ее непостижимостью. Говоря о природе Божией, преподобный Иоанн характеризует ее как единственно саму по себе постоянную, неизменную и благую (Собесед., 23.3), невидимую, невыразимую, непостижимую, неоценимую, простую и несложную (Прав., VIII.4). 86 По-видимому, это соответствует евагриевским понятиям суд и промысл (см. Schol. in Prov., 2; Stewart C. Указ. соч. P. 53). 87 Ср. Собесед., 23.3. По-видимому, это соответствует евагриевскому понятию естественное созерцание, или чувственное познание (см. Schol. inProv., 2; Stewart C. Указ. соч. P. 53). 88 Некоторые исследователи (Bousset, Marsili) отождествляют этих святых с ангелами, а их действие и чудесное служение — с их небесным богослужением, и связывают все это с учением Евагрия о “созерцании бестелесного” (см. Practicus, 89.10–11; Schol. in Prov., 2–3; Stewart C. Указ. соч. P. 53, 174, n. 122). 89 Учение о нахождении различных смыслов Священного Писания восходит к Александрийской экзегетической школе (Клименту и Оригену), а практика постоянного размышления над Священным Писанием посредством заучивания наизусть была широко распространена среди египетских подвижников. См. Stewart C. Указ. соч. P. 92, 101–103. 91 Эти термины у преподобного Иоанна, как у Климента, Оригена и Евагрия, являются синонимами. См. Olphe-Galliard M. Cassien//Dictionnaire de 1937. 2/1. Col. 247; Stewart C. P. 46, 166, n.13; 168, n. 45. Крометого, преподобный Иоанн согласно греческой традиции, ведущей начало еще от Платона, различает три части души: разумную, гневную и вожделеющую (Собесед., 24.15). Высшуючастьдуши ( logikTn) преподобный Иоанн отождествляет с духом, или умом (mens, noaj, также principale cordis, ‘ведущим началом’, Прав., VIII.22; Собесед., 20.9). См. Olphe-Galliard М.Указ. соч. Col. 238; 247.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

Garitte, 1939a – Garrite G. A propos des lettres de S. Antoine l’ermite//Muséon. Vol. 52. 1939. P. 11–31. Garitte, 1939b – Garrite G. Un témoin important du texte de la Vie de S. Antione par S. Athanasee. La version latine inedite des Archive du Chapitre de Saint-Pierre à Rome. Bruxelles; Rome, 1939. Garitte, 1942–43 – Gantte G. Histoire du texte imprimé de la Vie grecque de Saint Antoine//Bulletine de l’institut historique Belge de Rome. 22. 1942–43. P. 5–29. Garitte, 1961 – Garrite G. Un couvent de femme au III e siècle?//Scrinium Lovaniense: Mélange historiques E. van Cauwenbergh. Louvain, 1961. P. 150–159. Gascou, 1976 – Gascou J. P. Fouad 87: Les monastères pachômiens et l’état byzantin//BIFAO. Vol. 76 (1976). P. 157–184. Gascou, 1992 – Gascou J. La vie de Pathermouthios moine et fossoyeur (Historia monachorum X)//Itinéraires d’Égypte: Mélanges M. Martin. Le Caire, 1992. P. 107–114. Gobry, 1985 – Gobry I. Les moines en Occident. T I. De saint Antoine à saint Basile. Les origines orientales. Paris, 1985. Goehring, 1992a – Goehring J. The Origins of Monasticism//Eusebius, Christianity and Judaism/Ed. H. W. Attridge and G. Hata. Detroit, 1992. P. 235–255 [переиздание: Goehring J. Ascetics, Society and the Desert: Studies in Early Egyptian Monasticism. Harrisburg, 1999. P. 13–35]. Goehring, 1992b – Goehring J. Through a Glass Darkly: Images of the ποτακτικο(α) in Early Egyptian Monasticism//Semeia. Vol. 58 (1992). P. 25–45 [переиздание: Goehring J. Ascetics, Society and the Desert: Studies in Early Egyptian Monasticism. Harrisburg, 1999. P. 53–72] Gould, 1993 – Gould G. Recent Work on Monastic Origins: a Consideration of the Questions Raised by Samuel Rubenson’s The Letters of St. Antony//StP. Vol. XXV. 1993. P. 405–416. Griggs, 1991 – Griggs C.W. Early Egyptian Christianity from its Origins to 451 С. E. Leiden, 1991. Grünzmacher, 1896 – Grünzmacher G. Pachomius und das älteste Klosterleben. Freiburg, 1896. Guibert, Olphe-Galliard e. a., 1937 – De Guibeit J., M. Olphe-Galliard, M. Viller, A. Willwoll. Ascèse, ascétisme//DSp. Vol. I. Paris, 1937. Col. 936–1010 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

100 О подобной молитве см. также 9.26–29; Прав., 2.10; Собесед., 3.7; 4.2; 4.5; 4.19; 6.10; 9.14–15; 10.10–11; 12.12; 19.4–6. Вообще преподобный Иоанн в своих сочинениях очень большое место уделяет молитве (см. особенно Собесед., lib. 9–10; Прав., lib. 2–3). Он говорит даже о необходимости для подвижника стяжать непрестанную молитву через повторение в сердце одних и тех же слов, подобных позднейшей молитве Иисусовой: “Для приобретения непрестанной памяти о Боге предлагается [некоторыми древними Отцами] такое правило благочестия: Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися” (Пс 69:2; Собесед., 10.10; см. Stewart C. Указ. соч. P. 100–113). 101 См. Собесед., 3.7; 19.4–5; также умоисступление (excessusmentis, см. Прав., II.10; Собесед., 6.10; 9.31; 10.10; 19.4); исступление сердца (cordisexcessus, см. Собесед., 10.11; 12.12); исступление духа (excessusspiritus, см. Собесед., 4.5). В этом учение Кассиана резко отличается от учения Оригена и Евагрия, мистика которых не выходит за пределы “знания” ( gnosij). См. Olphe-Galliard M. Указ. соч. Col. 259–266. 104 См. Собесед., 3.7; 4.5; 6.10; 9.14–15; 9.25; 10.10; 19.4–5. Преподобный Иоанн замечает, что мыслящие способности нашего бессмертного духа, несущего в себе образ и подобие Божие, после разлучения его с плотью не только не пропадают, но, наоборот, еще более улучшаются, очищаются и утончаются (Собесед., 1.14). 105 См. Прав., 2.10; Собесед., 9.15; 9.26–28; 10.11; 12.12. См. также Stewart C. Указ. соч. P. 117. 106 Преподобный Иоанн замечает, что этот момент молитвенного исступления бывает в жизни подвижника очень редко (см. Собесед., 9.25, 10.10) и, за небольшими исключениями (см. Собесед., 19.4), длится лишь краткое мгновение (см. Собесед., 9.25). 107 Эти слова преподобный Иоанн приписывает преподобному Антонию Великому, хотя они более нигде не засвидетельствованы. Ср. подобную мысль у Евагрия (De oratione, 120; ср. Schol. in Ps 126:2//PG 12, 1644A). 109 Более того, по мнению преподобного Иоанна, после достижения возвышенного созерцательного состояния, по домостроительству и попущению Господа, человек может впадать в противоположное настроение печали, уныния, беспокойства, подавленности. Это означает, что подвижник ненадолго оставляется Богом для того, чтобы осознать слабость своего духа и смириться, или для того, чтобы были испытаны твердость и постоянство его духа (Собесед., 4.4). Эту тему “отступления”, “отбрасывания назад” в процессе созерцания впоследствии будет развивать святитель Григорий Великий.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

364 . Goodier A. S. J. An introduction to the study of ascetical and mystical theology. L. 1938. 209. 365 . Gouillard J. Contemplation et imagerie sacrée dans le Christianisme byzantin//AEHE, V е Section. 1977–78. 86. 29–50. 366 . Grâce de la Transfiguration d’après les Pères d’Occident/Textes pres, par Coune M. Bellefontaine 1990. 293. (Vie Monastique. 24). 367 . Gribomont J. Esprit//DS 1953. 2(2). 2281–2288. 368 . Gribomont J. Monachisme. Naissance et développement du monachisme chrétien//DS 1980. 10. 274–283. 369 . Gross J. La divinisation du chrétien d’après les Pères grecs: contribution historique à la doctrine de la grâce. P. 1938. 370 . Gross J. Die Vergöttlichung des Christen nach den griechischen Vätern//Zs. für Aszese und Mystik. Würzburg. 1939. 14. 79–94. 371 . Guibert J. de. Theologia spiritualis, ascetica et mystica. Fasciculus I: Introductio in studium theologiae asceticae et mysticae. Roma 1926. 98. 372 . Guibert J. de, Olphe-Galliard М., Willwoll A. Ascèse, ascétisme, ascétique//DS 1937. 1. 936–1017. 373 . Guillaumont A. Le sens du nom de coeur dans l’Antiquité//Études carmélitaines. Le coeur. P. 1950. 41–81. 374 . Guillaumont A. Le «coeur» chez les spirituels grecs à l’époque ancienne. Cor et cordis affectus//DS 1953. 2. 2281–2288. 375 . Guillaumont A. Études sur la spiritualité de l’Orient chrétien. Bellefontaine. 1996. 284. (Spiritualité orientale. 66). Farrugia E.G.//OCP 62:2. 1996. 528–529. 376 . Guillet J. Métanoia//DS 1980. 10. 1093–1099. 377 . Habra G. La signification de la Transfiguration dans la théologie byzantine//Collectanea Ordinis Cisterciensium Reformatorum. 1963. 25. 119–141. 378 . Habra G. La transfiguration selon les Pères Grecs. P. 1973. 379 . Hadot P. Exercises spirituels et philosophic antique. P. 1981. [Важное культур-филос. иссл-ние до-исихастских форм аскетич. идеологии]. 380 . Halleux A. de. Orthodoxie et catholicismë du personnalisme en pneumatologie//RThL 1975. 6. 3–30. 381 . Handmaids of the Lord: contemporary descriptions of feminine asceticism in the first six Christian centuries/Transl., ed. Petersen J. M. Kalamazoo 1996.441. (Cistercian studies. 143).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

92 См. Прав., V.34; VIII.6; Собесед., 1.13; 3.7; 14.9; 23.6 (ср. Еф 1:18). Подобныетермины—очи души (Прав., IV.35; Собесед., 5.15); очи ума (Прав., VIII.1); духовные очи (Собесед., 5.16); очи внутреннего человека (Собесед., 7.21). Это учение о духовных чувствах, хотя и не в полном объеме, преподобный Иоанн также заимствует у Оригена и Евагрия. См. Stewart C. Указ. соч. P. 48, 170, n. 61–62. 95 См. также Собесед., 4.2; 9.14–15; 9.27–29; 10.10; 12.12. В то же время преподобный Иоанн говорит, что признаком такого состояния являются слезы (lacrimae), появляющиеся как плод сердечного сокрушения (compunctio). См. Собесед., 9.28–30; Olphe-Galliard М.Указ. соч. Col. 264; Stewart C. Указ. соч. P. 128–129. 97 “Чистая” молитваупреподобногоИоанна, так же как и у Евагрия, означает “безобразную” молитву, то есть такую молитву, во время которой не следует представлять Бога, к Которому она возносится, в каком-либо облике, образе или форме (Собесед., 10.5; см. также Собесед., 3.7; 10.11; Stewart C. Указ. соч. P. 110–113; 115; 118). 98 Интенсивность этой совершенной молитвы преподобный Иоанн описывает с помощью образов огня и света (см. ниже прим. 5): ardor (‘жар’, Собесед., 6.10; 19.5), fervor (‘пыл’, см. Прав., 2.10; Собесед., 9.15; 9.27; 9.29; 12.12), flam­ma/inflammatus (‘пламя’, ‘пламененный’, см. Собесед., 9.15; 9.26), ignis/igneus (‘огонь’, ‘огненный’, Прав., 2.10; 9.15; 9.25; 10.11; 12.12), succensus (‘зажжен­ный’, ‘воспламененный’, см. Прав., 2.10; Собесед., 6.10; 9.26). О безмолвной, невыразимой в словах, неизъяснимой молитве (ineffabilis, inenarrabilis, inexplicabilis) см. также Собесед., 4.2; 9.14–15; 9.25; 9.27–28; 9.35; 10.11; 12.12; 19.6. Подобно апостолу Павлу (Рим 8:26), преподобный Иоанн говорит, что эта молитва выразима только в “неизреченных воздыханиях” (gemitus, см. Прав., 2.10; Собесед., 9.15; 9.27; 10.11; 16.13). 99 Вместе с “огненными” образами преподобный Иоанн иногда использует “световые”: illuminatio (‘просвещение’, см. Собесед., 9.27), illustratio/illustratus (‘ос­ве­щение’, ‘освещенный’, см. Собесед., 9.25; 10.10), lumen (‘свет’, см. Собесед., 9.25). Это учение о просвещении души Божественным Светом уже встречалось нам у блаженного Августина, а после преподобного Иоанна оно будет во всей полноте развито святителем Григорием Великим, наследником как августиновской, так и кассиановской традиции.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

Brussels: Latomus, 1969. Vol. 2. P. 512–524. Morin G. Arnobe le Jeune//Études textes, découvertes. Contributions à la littérature et à l’histoire des douze premiers siècles. Vol. 1. Paris: Picard, 1913. Idem. Lettre inédites de S. Augustin et du prêtre Januarien dans l’affaire des moines d’Adrumète//Revue Bénédictine, 18 (1901). P. 241–256. Idem. Saint Prosper de Reggio//Revue Bénédictine, 12 (1895). P. 241–257. Mueller M. M. Saint Caesarius of Arles: Sermons. Three volumes.//Fathers of the Church. Vol. 31, 47, 66. Washington: Catholic University of America, 1956, 1965, 1972. Muhlenberg E. Synergism in Gregory of Nyssa//Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft, 68 (1977). S. 93–122. Münz P. John Cassian//Journal of Ecclesiastical History, 11 (1960). P. 1–22. Musset L. The Germanic Invasions: The Making of Europe A. D. 400–600. University Park: Pennsylvania State University Press, 1975. Myres J. N. L. Pelagius and the End of Roman Rule in Britain//j Journal of Roman Studies, 50 (1960). P. 21–36. Nautin P. Orange 529//Étude Pratique des Hautes Études, Annuaire 1959–1960. Paris, 1960. P. 86–87. Nisters В. Die Christologie des Hl. Fulgentius von Ruspe. Münster: Aschendorffsche, 1929. Nodes D.J. Avirus of Vienne’s Spiritual History and the Semipelagian Controversy//Vigiliae Christianae, 38 (1964). P. 185–195. ÓConnor VE Saint Vincent of Lerins and Saint Augustine//Doctor Communis, 16 (1963). P. 125–257. О Donnell J. J. Cassiodorus. Berkeley: University of California Press, 1979. Idem. The Demise of Paganism//Traditio, 35 (1979). P. 45–88. Idem. Liberius the Patrician//Traditio, 37 (1981). P. 31–72. Idem. Salvian and Augustine//Augustinian Studies, 14 (1983).P. 25–34. Olphe-Galliard M. Cassien//Dictionnaire de spiritualité, 2/1 (1937). Col. 214–276. Oulton J. E., Chadwick H. Alexandrian Christianity. Philadelphia: Westminster Press, 1954. Outler A. The Person and Work of Christ//A Companion to the Study of St. Augustine. Oxford, 1955 (Repr. Grand Rapids: Baker Books, 1979).

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

et C. Vol. 1. P. 383–386. 308 У него octo principalia vitia «восемь главных грехов» (Inst., 5. 1) и passiones «страстей» (5.2) являются взаимозаменяемыми. Об этих грехах и соответствующих противоядиях у Кассиана см. Inst., 5–12. 316 Practicus, 91. О соотношении «изречений» и Practicus см. Traité pratique ou le moine//Sources chrétiennes, 170. Vol. 1. P. 118–120. 318 Даже y Евагрия это различение не является абсолютным. McGinn. Vol. 1 P. 151: «Необходимость продолжающегося действия ‘бесстрастия’ (απθεια), совершенного или несовершенного, для любой формы ‘созерцания’ (θεωρα) – это один из многих способов, посредством которых авва показывает взаимозависимость деятельной и созерцательной жизни». 323 Practicus, 1–3, 55, 57. Chadwick. John Cassian. P. 89–90; McGinn. Vol. 1. P. 151. О пяти уровнях созерцания и о высшем из них созерцании Троицы, которое всецело является даром благодати, см. LemaitreJ., Roques R., Viller M. Contemplation: Contemplation chez les orientaux Chrétiens//Dictionaire de spiritualité, 2/2. Col. 1775–1786. 328 Chadwick. John Cassian. P. 92. Исследование этой зависимости см. Marsili D. S. Giovanni Cassiano ed Evagrio Pontico: Dottrina sulla carita e contemplazione//Studia Anselmiana, 5 (Roma, 1936). P. 87–149. 329 Большинство исследователей сходятся в том, что время написания Постановлений – 419–426 гг. См. Guy J.-C. Introduction//Institutions cénobitiques. P. 11; Olphe-Galliard M. Cassien//Dictionaire de spiritualité ascétique et mystique, 2. Col. 217; Gibson E. C. S. Prolegomena: Works of John Cassian//Nicene and Post-Nicene Fathers, 11. P. 189. Chadwick. John Cassian. P. 39. Учитывая нижеприведенные даты написания Собеседований, а также связанность этих текстов, я бы предположила, что Постановления были написаны не более чем за год или около того до Собеседований, то есть около 424 г. 330 О мнении Кассиана, что монашество имеет апостольское происхождения, см. De Vogué A. Monachism et église dans la pensée de Cassien//Théologie de la vie monas-tique: Etudes sur la Tradition patristique.

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010